История шумеров – кратко. Мифы шумера и аккада

Крайне заболоченную в доземледельческий период Месопотамию первым в истории освоило племя субареев, которое, вероятнее всего, не было родственно ни шумерам, ни семитам. Субареи пришли в Междуречье в VI тысячелетии до Р. Х. с северо-востока, от предгорьев хребта Загроса. Они создали археологическую Убейдскую культуру «бананового языка» (V – начало IV тысячелетия до Р. Х.). Стоя уже на довольно высокой степени развития, субареи умели плавить медь (позднее они научили этому и шумеров). В войне субареи пользовались доспехами из кожаных перевязей с медными бляхами и островерхими шлемами в виде морд рептилий, которые закрывали всё лицо. Эти первые жители Месопотамии строили храмы в честь своих божеств с «банановыми» именами (с повторявшимся последним слогом – как в английском «banana»). Субарейские боги почитались в Междуречье вплоть до античной эпохи. Но искусство земледелия не продвинулось у субареев слишком далеко – они не строили характерных для всех позднейших месопотамских культур крупных ирригационных систем.

Начало истории шумеров

В начале IV тыс. до н. э. наступил новый этап истории Междуречья. На юге его расселились шумеры – племя неясного происхождения. Различные исследователи пытались связать шумеров в языковом отношении и с народами Кавказа, и с дравидами, и даже с полинезийцами, но все гипотезы на этот счёт до сих пор недостаточно убедительны. Неизвестно и то, каким именно географическим маршрутом шумеры пришли в Месопотамию. Эти новые жители заняли не всё Двуречье, а лишь юг его – области, близкие к Персидскому заливу. На смену субарейской культуре Убейд пришла шумерская культура Урук. Субареи, по всей видимости, были частью вытеснены, частью ассимилированы. В последующие века они продолжали жить на севере и востоке от шумеров (Верхняя Месопотамия именовалась в III тысячелетии до Р. Х. «страной Субарту»), пока к 2000 г. до Р. Х. были ассимилированы ещё более северными соседями – хурритами.

Месопотамия с древнейших времён до конца III тысячелетия до Р. Х. Карта

История шумеров в IV тысячелетии до Р. Х., до катастрофического потопа, случившегося около 2900 г. до Р. Х., известна плохо. Судя по смутным, полулегендарным воспоминаниям, среди шумерских городов поначалу выдвинулся Эриду (Эреду), а затем особое религиозное значение получил Ниппур со своим храмом Энлиля (бог воздуха и дыхания). В IV тысячелетии до Р. Х. область шумеров представляла собой, насколько можно понять, довольно сплочённую «конфедерацию» из множества самостоятельных общин («номов»). Месопотамия, где шумеры развили крупное земледельческое хозяйство, была богата хлебом, но бедна лесом и минеральными ресурсами. Поэтому развивалась обширная торговля с соседними странами через коммерческих агентов – тамкаров . В середине – второй половине IV тыс. до н. э. однотипные шумерские колонии появились на огромных пространствах вне самого Шумера: от Верхнего Евфрата до Юго-Западного Ирана (Сузы). Они служили там не только торговыми, но и военными центрами. Создание колоний на таких расстояниях было бы невозможно без общешумерского политического единства, воплощавшегося в вышеупомянутой «конфедерации».

В Шумере того исторического периода уже существовало заметное общественное расслоение (богатые погребения) и письменность , созданная в первую очередь для хозяйственного учёта. Во главе отдельных общин обычно стоял не светский монарх, а верховный жрец (эн – «господин»). Установлению теократии способствовали природно-хозяйственные условия. В отличие от субареев, шумеры стали вести земледелие на основе крупных ирригационных систем из множества каналов. Их сооружение требовало масштабных коллективных работ, которые велись в больших храмовых хозяйствах. Вследствие этих географических особенностей Нижней Месопотамии у шумеров рано стали утверждаться «социалистические» формы экономики, о формах и примерах которых будет рассказано ниже.

Шумеры и «всемирный потоп»

Около 2900 до Р. Х. Шумер пережил гигантское наводнение, оставшееся в народных преданиях как шестидневный «всемирный потоп». Согласно шумерским сказаниям (заимствованным позже семитами), во время потопа погибло множество людей. «Всё человечество стало глиной» – уцелел лишь правитель города Шуруппака, праведник Зиусудру (в вавилонских сказаниях - Утнапиштим , прообраз библейского Ноя), которому бог мудрости Энки (Эа) открыл приближение катастрофы и посоветовал построить ковчег. На своём ковчеге Зиусудра причалил к высокой горе и дал начало новому человеческому роду. Потоп отмечен во всех шумерских царских списках. Его действительные археологические следы открыты ещё во время раскопок Вулли (начало XX века): толстые слои глины и ила, разделяют городские постройки и относятся как раз к началу III тысячелетия. В литературе шумеров много упоминаний о периоде «до потопа», но рассказы о нём, видимо, сильно искажают подлинную историю. Об обширном ниппурском союзе IV тысячелетия до Р. Х. позднейшие шумеры воспоминаний не сохранили. Они полагали, что и в тот период, как и тысячу лет спустя, их страна была не единой, а раздробленной.

Шумерская статуэтка с изображением молящегося мужчины, ок. 2750-2600 до Р. Х.

Шумеры и аккадцы – кратко

Ещё до потопа в Нижнюю Месопотамию начали с востока и юга проникать неродственные шумерам племена восточных семитов. После потопа (а по мнению ряда археологов, уже и до него) прежняя шумерская культура Урук сменилась более высокоразвитой – Джемдет-Наср. Приход семитов, видимо, не обошёлся без военных столкновений с шумерами (раскопки выявляют следы разрушений на крепостях). Но потом обе нации, сохранив каждая свой язык и не смешавшись окончательно, составили «симбиотическую» общность «черноголовых». Одна ветвь восточных семитов (аккадцы) обосновалась в близком соседстве с шумерским ареалом, а вторая (ассирийцы) – на Среднем Тигре. Аккадцы заимствовали от шумеров более высокую культуру, письменность, культы богов. Шумерское письмо представляло собой иероглифическую пиктографию, хотя многие его символы стали слоговыми. В нём насчитывалось до 400 знаков, но и зная всего 70-80, можно было неплохо читать. Грамотность среди шумеров была широко распространена.

Образец шумерской клинописи - табличка царя Уруинимгины

Борьба за гегемонию в Шумере

Земледелие по-прежнему велось не в индивидуальных, а, прежде всего, в крупных, коллективных храмовых хозяйствах. В шумерском обществе был весьма многочисленным слой рабов и пролетариев, трудившихся исключительно за еду, но было и немало мелких арендаторов на землях крупных собственников. В середине III тысячелетия до Р. Х. прежних правителей жрецов (энов ) всё чаще сменяли лугали (по-аккадски – шарру ). Среди них были уже не только религиозные, но и светские вожди. Шумерские лугали напоминали греческих тиранов – они были более независимы от гражданской общины, часто захватывали власть насильственно и правили, опираясь на войско. Численность войска в отдельном городе доходила тогда до 5 тысяч человек. Шумерские дружины состояли из тяжеловооружённых пехотинцев и колесниц, запряжённых ослами (лошадей до прихода индоевропейцев не знали).

Существовавшая в предшествующий период истории сплочённая шумерская «конфедерация» распалась, и среди городов началась борьба за гегемонию, в которой победители не полностью отнимали у побеждённых «номов» независимость, а лишь подчиняли их своему главенству. Гегемоны и в этот период стремились получить религиозную санкцию своего первенства от ниппурского храма Энлиля. Первым гегемоном Шумера после потопа стал город Киш. Сохранилось предание о кишском царе Этане (XXVIII в. до н. э.), который на божественном орле поднялся в небеса к богам, чтобы добыть себе «траву рождения» и обзавестись наследником. Его преемник Эн-Мебарагеси – первый царь шумерской истории, от которого остались не только легендарные воспоминания, но и вещественные памятники.

Царь Лагаша Гудеа

III династия Ура

Господство кутиев было сокрушено народным восстанием, поднятым рыбаком Утухенгалем , который восстановил «Царство Шумера и Аккада» с официальным шумерским языком и столицей в Уруке. Дружественный кутиям Лагаш был жестоко разгромлен, а его цари потом даже не упоминались в списке шумерских правителей. Утухенгаль неожиданно утонул при осмотре канала (возможно, был убит), и ему наследовал один из его соратников, Ур-Намму , наместник Ура (в области которого и утонул Утухенгаль). Столица нового шумерского государства теперь перешла в Ур. Ур-Намму стал основателем III династии Ура .

Аккадская империя Саргона Древнего и держава III династии Ура

Ур-Намму (2106–2094 гг. до н. э.) и его сын Шульги (2093–2046 гг. до н. э.) водворили в Шумере социалистический строй , опиравшийся на огромные государственные хозяйства. Большая часть населения работала там за пайки в очень плохих условиях от рассвета до заката в виде пролетарских бригад из гурушей (мужчин) и нгеме (женщин). Мужчина получал 1,5 литра ячменя в день, женщина – вдвое меньше. Смертность в такого рода «трудармиях» иногда достигала 25% в месяц. Небольшой частный сектор в экономике, впрочем, всё же сохранился. От просуществовавшей менее века III династии Ура до нас дошло больше документации, чем от всей остальной истории Месопотамии. Казарменно-социалистическое хозяйствование было при ней крайне неэффективным: иногда столица голодала, в момент, когда отдельные мелкие городки располагали крупными запасами зерна. При Шульги был создан знаменитый «Шумерский царский список», фальсифицировавший всю национальную историю. В нём утверждалось, что Шумер всегда был единым государством. Границы владений III династии Ура были близки к Аккадской державе. Они, правда, не заходили в Малую Азию, Аравию и Юго-Восточный Иран, зато в Загросе распространялись даже шире. Ур-Намму и Шульги вели постоянные войны (особенно с кутиями), сопровождаемые лживым трубадурством о «непрерывных победах», хотя военные кампании далеко не всегда были успешными.

Храмовая часть шумерского города Ура с большим зиккуратом

Конец III династии Ура был внезапным: около 2025 г., когда её царь Иббисуэн вёл упорную войну с Эламом, на него с севера и запада напали сутии-амореи. Посреди военной неразберихи рабочие государственных латифундий стали разбегаться. В столице начался голод. Чиновник Ишби-Эрра , посланный Иббисуэном за зерном в Иссин, захватил этот город и объявил себя царём (2017 г.). Война длилась после этого ещё лет 15. Иббисуэн попал в плен к врагам. Страшно разгромленный юг Месопотамии признал власть нового «царя Шумера и Аккада» Ишби-Эрры, которому подчинились и расселившиеся до Персидского залива амореи. Шумерская социалистическая система рухнула вместе с III династией Ура. Преобладающим сословием стали мелкие арендаторы государственных и храмовых земель.

Цари Иссина считали себя продолжателями империи III династии Ура, именуясь по-прежнему государями «Шумера и Аккада». Падение Ура считалось при них великой трагедией, по поводу которой составлялись трагические литературные плачи. После расселения на юге Месопотамии сутиев-амореев доля семитов в местном населении возросла настолько, что шумерский язык перестал употребляться в живой речи, хотя официальная и храмовая документация ещё долго по исторической традиции продолжала вестись на нём.

Конец истории шумеров

Разграбив южную и центральную часть Междуречья, сутии-амореи поначалу расселились по сельским их местностям. Там эти семитские кочевники продолжали заниматься привычным для них скотоводством, поначалу мало проникая в города, а лишь торгуя с их жителями. В первое время сутии признали власть царей Иссина, однако мало-помалу их племенные союзы стали подчинять себе некоторые мелкие города. Часть таких центров стала расти и приобретать сильное политическое значение. Особенно выдвинулись Ларса (на юге), ставшая столицей старейшего племени сутиев-амореев – ямутбала, и незначительный доселе Вавилон в центре страны. Вавилон подчинился сутийскому племени амнану – части племенного союза биниямина, большая часть которого через несколько веков составила еврейское «колено Вениамин».

Сутийские вожди стали усиливаться, и к началу XIX века до Р. Х. Месопотамия распалась более чем десяток государств. Шумеры были постепенно поглощены семитами и растворились в их массе. Их существование в качестве особой национальности закончилось. Начало II тысячелетия до Р. Х. ознаменовалось концом шумерской истории, хотя юг Двуречья ещё несколько веков сохранял некоторые культурные отличия от центра и севера, составляя особую область «Приморье».

Шумеры - люди или Боги...

Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере. Шумерская цивилизация - самая древняя на нашей планете. Во второй половине 4-го тысячелетия она возникла, словно из ниоткуда. По обычаям, языку народ этот был чужд семитским племенам, которые заселили Северную Месопотамию чуть позднее. Расовая же принадлежность древнего шумера не определена до сих пор. История шумеров загадочна и удивительна. Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность обработки металлов, колесо и гончарный круг. Непостижимым образом люди эти обладали знаниями, которые относительно недавно только стали известны науке. Они оставили после себя такое количество загадок и тайн, что по праву занимают едва ли не первое место среди всех удивительных событий в нашей жизни.

На протяжении целого тысячелетия шумеры были главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке. Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры.

Идя на прием к врачу, мы все... получаем рецепты лекарств или совет психотерапевта, совершенно не задумываясь о том, что и траволечение, и психотерапия впервые развились и достигли высокого уровня именно у шумеров. Получая повестку в суд и рассчитывая на справедливость судей, мы также ничего не знаем об основателях судопроизводства - шумерах, первые законодательные акты которых способствовали развитию правовых отношений во всех частях Древнего мира. Наконец, задумываясь о превратностях судьбы, сетуя на то, что при рождении нас обделили, мы повторяем те же самые слова, которые впервые занесли на глину философствующие шумерские писцы, - но вряд ли даже догадывается об этом.

Шумеры - "черноголовые". Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют "прародителем современной цивилизации" , а ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал.

Считается, что Южная Месопотамия - не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения, сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное, чего там было в достатке, это тростника, глины и воды. Однако в сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно, чтобы в самом конце 3-го тысячелетия до н.э. там расцвели первые города-государства древнего Шумера. Первые поселения на этой территории появились уже в VI тыс. до н. э. Откуда на эти земли пришли шумеры, ассимилировавшие местные земледельческие общины, не выяснено. Их предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении этого народа. Древнейшим своим поселением они считали Эреду - самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн.

Древняя легенда гласит: «Однажды из Эритрейского моря, там, где оно граничит с Вавилонией, явился зверь, одаренный разумом, по имени Оанн. Всё тело у зверя того было рыбье, только под рыбьей головой была другая, человеческая, речь его также была человеческой. И изображение его сохранилось поныне. Это существо, бывало, проводило весь день среди людей, преподавая им понятия о грамотности, науках и всяких искусствах. Оанн научил людей строить города и возводить храмы… словом, обучил их всему, что смягчает нравы, и с тех пор никто более ничего удивительного не изобрел… Он написал книгу о начале мира, о том, как он возник, и вручил её людям…».

Так повествует живший во времена Александра Македонского жрец Берос о происхождении Двуречья. Рассказ этот считается выдумкой, однако некоторые исследователи, в том числе и А. Кондратов, считают это все далеко не вымыслом. Это пересказ вавилонского мифа о приходе божества воды Эа, которое является трансформацией шумерского божества Энки.

Единственной правдой в этой легенде историки считают то, что шумерско-вавилонская культура распространялась с юга на север, а таинственное существо Оанн считается пришельцем с Индийского океана, т. е. с островов в Индийском океане, культура которых была очень развита. Но существует более странная версия, согласно которой пришелец Оанн был представителем древней культуры, скрытой толщами Индийского океана…

Шумерский язык тоже продолжает оставаться загадкой, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. После расшифровки шумерских рукописей, вернее - клинописей, так как шумерская письменность была именно клиновой, ученые были просто в шоке. То, что мы сейчас называем шумерским языком - фактически искусственная конструкция, построенная на аналогиях с надписями народов, перенявших шумерскую клинопись - эламскими, аккадскими и староперсидскими текстами. Странно, но у шумерского языка нет ни предков, ни потомков. Иногда шумерский называют "латынью древнего Вавилона" - но надо отдавать себе отчёт, что шумерский не стал прародителем мощной языковой группы, от него остались только корни нескольких десятков слов.

Начнем с того, что шумеры использовали троичную систему исчисления. Справедливости ради заметим, что после шумеров до последнего времени ни у кого не возникало в ней потребности, ибо такая система используется только современной технологией при изготовлении ЭВМ. Кроме этого шумеры знали и применяли принцип золотого сечения, использовали числа Фибоначчи, обладали знаниями современного уровня по химии, фитотерапии и астрономии. По сведениям шумеров, более 4 миллиардов лет назад произошла грандиозная «небесная битва» - катастрофа, которая изменила весь вид Солнечной системы, в частности - изменила наклон осей нескольких планет, что и подтверждают последние научные данные.

Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь гелиоцентрической системой. У этого народа была хорошо развита математика, они знали и широко применяли астрологию. Интересно, что у шумеров была такая же астрологическая система, как и сейчас: они делили сферу на 12 частей (12 домов Зодиака) по тридцать градусов каждый. Математика шумеров представляла собой громоздкую систему, однако она позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень. Основой хозяйственной жизни Двуречья были земледелие и ирригация. В древнейших общинах южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте, царило натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В древнейшие времена из глины лепили сосуды - сначала вручную, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал - кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы.
С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации - города-государства, концентрировавшие вокруг себя мелкие города и поселения. Наиболее крупными среди них были Эшнуна, Сиппар, Куту, Киш, Ниппур, Шурупурак, Урук, Ур, Умма, Лагаш. Уже с конца IV тыс. до н. э. существовал культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, где находился один из главных храмов Шумера - Экур, храм бога Энлиля.

В области медицины у шумеров были очень высокие стандарты. В найденной Лайярдом в Ниневии библиотеке царя Ашшурбанипала был четкий порядок, в ней был большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины основывались на словах, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например, об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и хирургического.

У шумеров была развитое государственное устройство - имелся суд присяжных, демократические органы управления на основе народных выборов, каждый древний шумер имел свои защищенные права. Просим учесть, что ни Рима, ни Древней Греции еще и в помине не было. Именно в Шумере вылепили и обожгли первые в мире кирпичи, из которых шумеры возводили многоэтажные дворцы и храмы. Про их шахты до сих пор спорят - для чего так много золота было нужно древним шумерам и куда оно применялось? Шахты глубиной до 20 метров, и более чем 100 000 лет назад люди уже добывали там золото промышленным способом.

Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями - им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов - по их размерам, назначению и по виду грузов.
Еще более поразительным было то, что шумеры овладели способами получения сплавов - процессом, при помощи которого различные металлы соединяются при нагреве в печи. Шумеры научились производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением по трем причинам. Во-первых, было необходимо подобрать очень точное соотношение меди и олова (анализ шумерской бронзы показал оптимальное соотношение — 85% меди на 15% олова). Во-вторых, в Месопотамии совсем не было олова.(В отличии, например, от Тиауанако) В-третьих, олово вообще не встречается в природе в натуральном виде. Для его извлечения,из руды — оловянного камня — необходим довольно сложный процесс. Это не такое дело, которое можно открыть случайно. У шумеров было около тридцати слов для обозначения различных видов меди разного качества, для обозначения же олова они пользовались словом AN.NA, что означает буквально "Небесный камень" — что многие рассматривают как свидетельствует о том, что шумерская технология была даром богов.

Религия шумеров представляла собой довольно четкую систему небесной иерархии, хотя некоторые ученые считают, что пантеон богов не систематизирован. Возглавлял богов бог воздуха Энлиль, который разделил небо и землю. Творцами мироздания в шумерском пантеоне считались АН (небесное начало) и КИ (мужское начало). Основу мифологии составляла энергия МЕ, которая означала прототип всего живого, излучаемого богами и храмами. Боги в Шумере представлялись как люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, что весь миф проникнут симпатией к человеку. У шумеров было своеобразное представление о Рае, в нем не было места человеку. Шумерский Рай - это обитель богов. Считается, что взгляды шумеров нашли отражения в более поздних религиях.

И только шумерская мифология проливает свет на то, куда девалось золото, и зачем оно было нужно в каменном веке. Согласно шумерской космогонии вокруг Солнца вращались 12 планет. То есть, все известные нашей науке планеты (хотя Плутон был открыт только в 1930 году) и еще одна - неведомая нам планета, вращающаяся по эллипсовидной орбите между Марсом и Юпитером. Имя этой планете - Нибиру, что означает «пересекающая планета». Она так названа была потому, что орбита её сильно вытянута и раз в 3600 лет Нибиру пересекает всю Солнечную систему. По утверждениям шумеров, именно с Нибиру сошли на Землю анунаки. В Библии есть упоминание о них, правда именуются они там как «нифилим» («сошедшие с небес»). Именно они «брали в жены земных женщин», и даже более того - оставляли потомство. Но гораздо удивительнее другое! По сведениям шумеров, анунаки впервые прибыли на Землю задолго до возникновения шумерской цивилизации. И именно они создали человека. Зачем? Затем, что им надоело самим добывать золото. В летописях рассказывается что анунаки были долгожителями - век их был долог, и все это время они добывали золото, пытаясь вначале добыть его из вод Персидского залива, но безуспешно, а после этой попытки взялись за рудники. Есть версия, что золото им было необходимо, чтобы создать золотосодержащий экран для защиты своей планеты. Подобные технологии существуют сейчас в комических проектах. Вот для этого жители Нибиру покинули родную планету и поселились на Земле. А каждые 3600 лет, когда планеты максимально сближались, золото переправлялось на Нибиру.

По шумерским легендам, анунаки занимались добычей золота самостоятельно почти 150 тысяч лет. Но вспыхнувшее восстание поставило под угрозу весь проект спасения Нибиру. И вот тогда и родился план создания помощников - людей. И весь этот процесс подробно, шаг за шагом, описан в подробностях на глиняных табличках древних шумеров. Сведения эти произвели эффект разорвавшейся бомбы среди генетиков, потому что всё указывало на то, что анунаки знакомы прекрасно и с ДНК и с тем, как сотворить человека искусственным путём. Есть подробная инструкция, что прежде всего, работы необходимо проводить в стерильных условиях. Далее явствует, что была взята яйцеклетка обезьяны женского пола. Далее оно оплодотворялось, но помимо этого туда примешивалась «суть» - «то, что связывает память» (в нашем понимании ДНК), полученное из очищенной специальным образом крови отобранного анунака. Помимо этого из крови богов было извлечено то, что очень приблизительно, может быть названо «душа». Оплодотворенную и модифицированную яйцеклетку после этого следовало доверить «много знающей, юной анунаке», которая и «доведёт яйцо до нужного состояния». Легенда гласит, что поначалу всё шло совсем не так гладко, как хотелось бы экспериментаторам. Рождалось много уродов, но в конце-концов, анунаки добились успеха. Удачную яйцеклетку поместили в лоно «богини», согласившейся выносить её. Так, после длительной беременности и кесарева сечения на свет явился первый человек. Но требовался не один, а много работников на шахтах. И тогда с помощью клонирования была создана женщина.

К сожалению этот процесс никак не отражен в глиняных табличках, поэтому мы можем только предполагать - как им это удалось. Последнее открытие Уэсли Брауна «о единой для всех людей Земли митохондриевой Еве» подтвердили косвенно эту легенду. Когда же люди, сменив не одно и не два поколения «стали красивы», анунаки стали «брать в жены» земных женщин, от которых у них даже рождалось жизнеспособное, здоровое потомство. К сожалению, передав нам свою внешность и возможность к саморазвитию, анунаки не одарили нас своим долголетием. Судя по всему, шумерская цивилизация - не только самая древняя, но и самая таинственная на нашей планете, а сами шумеры - наши далёкие пра-пра-пра-родители.

История Шумера представляла собой борьбу крупнейших городов-государств за господство в своем регионе. Киш, Лагаш, Ур и Урук вели бесконечную борьбу в течение нескольких сотен лет, пока страну не объединил Саргон Древний (2316-2261 гг. до н. э.) - основатель великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива. В период правления Саргона, который, согласно преданию, был восточным семитом, стал шире употребляться аккадский (восточносемитский язык), однако шумерский сохранился и в быту, и в делопроизводстве. Аккадская держава пала в XXII в. до н.э. под натиском кутиев - племен, пришедших с западной части иранского нагорья. В конце III тыс. до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось объединить все области Двуречья. С этой эпохой связан последний взлет шумерской культуры. Царство III династии Ура представляло собой древневосточную деспотию, во главе которой стоял царь, носивший титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада». Шумерский язык сделался официальным языком царских канцелярий, в то время, как население, в основном, говорило на аккадском. В эпоху правления III династии Ура был упорядочен шумерский пантеон, во главе которого стоял бог Энлиль вместе с 7 или 9 богами, входившими в небесный совет.

Падение III династии Ура произошло по нескольким причинам: потерпело крах централизованное хозяйство, что привело к истощению хлебных запасов и голоду в стране, которая в это время переживала нашествие амореев - западносемитских скотоводческих племен, появившихся на территории Месопотамии на рубеже III и II тыс. до н. э. С этого времени Шумер больше не существовал как самостоятельное государство, однако его великие культурные достижения продолжали жить в разных цивилизациях Месопотамии в течение двух последующих тысячелетий. После своего падения шумеры оставили то, что подхватило множество других народов, пришедших на эту землю - Религию. Истоки религии имели чисто материалистические, а не "этические", корни. Культ Богов имел целью не "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д.... Самые древние из Шумерских Богов, упомянутые в древнейших табличках "со списками богов" (середина III-го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

После шумеров осталось огромное количество глиняных клинописных табличек. Возможно это была первая бюрократия в мире. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Р.Х. и содержат хозяйственные записи. Исследователи жалуются, что шумеры оставили после себя огромное количество "хозяйственных" записей и "списков богов" но так и не удосужились записать "философскую основу" своей системы верований.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

Тема урока «Жители и боги Шумера»

Цель урока: познакомится с природными условиями, бытом жителей и религией Междуречья и сравнить их с Древним Египтом.

На уроке выполняетсясь основная цель: сформировать у учащихся начальные знания о Двуречье, которая реализовывалась через задачи:

Учебная: усвоение учащимися сведений о природно-климатических условиях Передней Азии, особенностях жизни древних шумеров.

Развивающая: дальнейшее развитие у учащихся навыков практического мышления: умения анализировать, осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать.

Воспитательная: способствовать, развитию навыков культуры общения, социального кругозора.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Краткое описание: Основной используемый подход к реализации цели - системно-деятельностный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий. На уроке применяются различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный. Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность. Урок состоит из 8 этапов, логически связанных между собой.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Мы начинаем изучать новую главу: Древние цивилизации Азии.

Посмотрите на карту на с. 49. Территория. Которую мы будем изучать называется Междуречье, или Двуречье или Месопотамия (как называли ее греки).

Некоторые ученые считают. Что природные и климатические условия Междуречья, занятия и верования жителей очень близки к египетским. Так ли это, мы с вами сегодня узнаем.

Записываем в тетради дату и тему урока: «Жители и боги Шумера».

Двуречье или Месопотамия стала заселятся в 4 тыс до н.э. В северной части Междуречья располагалась страна Аккад, в в северной – Шумер, т.к. сюда пришли шумеры, что в переводе означает «черноголовые». До сих пор между учеными идут споры, откуда пришли они в междуречье: с севера. С юга, с берегов персидского залива? Шумеры преобразили этот край. Они построили сеть каналов, создали водохранилища, соорудили дамбы и плотины. Записываем в тетради: Двуречье (Междуречье) – государство Передней Азии между реками Тигр и Евфрат, которые впадают в персидский залив

Слушают, смотрят карту

Записываем в тетради: Двуречье (Междуречье) – государство Передней Азии между реками Тигр и Евфрат, которые впадают в персидский залив

Познавательные УУД

Анализировать (выделять главное).

Регулятивные УУД

Определять цель – проблему.

II. Версии.

Природные условия Древнего Междуречья очень похожи на природу Древнего Египта: обилие солнечного света, разливы рек. Плодородный ил. Как вы думаете, какие основные занятия были у жителей Месопотамии?

Записываем занятия древних шумеров:

1)земледелие;

2)скотоводство;

В Южном Двуречье, которое в древности называли страной Шумер, не хватало строительного камня и леса, но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен товаров при помощи денег?

3)торговля

Ученики могут выдвинуть любые версии.

Записываем: Занятия древних шумеров:

1.земледелие

2.скотоводство

3.торговля

Познавательные УУД

Выявлять причины и следствия, мотивы поступков людей прошлых эпох.

Регулятивные УУД

Выдвигать версии

III. Актуализация знаний

Как же мы узнали о том, как жили шумеры? Во-первых из раскопок, во-вторых из древне-шумерских записей. А вот как появилось письмо у шумеров мы узнаем на с 51.

Итак, особая письменность шумера называется? Клинопись. Запишем это в тетради.

Записывают: Клинопись – вид письма Древнего Междуречья.

Регулятивные УУД

Оценивать степень и способы достижения цели.

IV. Планирование деятельности.

Так же как и египтяне, древние шумеры были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Каким? С 51.

Но, несмотря на огромное значение в жизни шумеров божественного начала, они занимались и научными открытиями. Занимались астрономией, математикой, письмом.

Чертим таблицу

Регулятивные УУД

Планировать деятельность.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Посмотрите на записи в тетради, на таблицу, скажите, в Древнем Междуречье люди пытались подчинить себе природу, как-то повлиять на климатические условия или полагались на нее, подчинялись ей? Как мы это можем доказать?

Высказывают собственное мнение.

Личностные УУД

Умение оценивать события

VI. Выражение решения проблемы.

Итак, можно ли сказать, что природные условия Двуречья, в частности Южного, который называется Шумер, занятия населения очень схожи с Древним Египтом? Почему?

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии...

Богини Шумера и Аккада: Инанна, Иштар

Боги Шумера и Аккада

Адад

Адад, Ишкур ("ветер"), в шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури и ветра, сын бога неба Ану. Бог олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения и плодородный дождь; в его же ведении - засоление почв; если бог-ветер забирал дождь, начинались засуха и голод. Согласно мифам об Ададе, потоп начался не из-за наводнения, а был результатом дождевой бури, поэтому понятен один из постоянных эпитетов бога - "господин плотины небес". С образом бога бури связывался бык как символ плодородия и неукротимости одновременно. Эмблемой Адада служил двузубец или трезубец молнии. В семитской мифологии ему соответствует Баал, в хуррито-урартской - Тешуб.

Ану

Ашшур

Ашшур, в аккадской мифологии центральное божество ассирийского пантеона, первоначально - покровитель города Ашшур. Его именуют "владыка стран", "отец богов" и считают отцом Aнy; его жена - Иштар Ашшурская или Энлиль. Ашшур почитался как вершитель судеб, военное божество и божество мудрости. Эмблемой бога служил крылатый солнечный диск над священным древом жизни, а на памятниках II - I тысячелетий до н. э. Ашшура изображали с луком, наполовину скрытого крылатым диском солнца, он словно парит в его лучах.

Мардук

Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов". Супругой Мардука считалась Царпаниту, а сыном Набу, бог писцового искусства, писец таблиц судеб. Мифы рассказывают о победе Мардука над войском Тиамат, воплощающей мировой хаос. Бог, вооруженный луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал "злой ветер", и та не смогла закрыть ее. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с ее свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассек тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней - небо. Причем бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему "небесный Вавилон". Символами Мардука являлись мотыга, лопата, топор и дракон Мушхуш, а части тела самого бога сравнивались с различными животными и растениями: "его главные внутренности - львы; его малые внутренности - собаки; его спинной хребет - кедр; его пальцы - тростник; его череп - серебро; излияние его семени - золото".
Вавилонское сказание о сотворении мира - миф в честь вавилонского бога Мардука. Владыка Вавилона Мардук по единогласному решению богов стал царем в мире богов; он владелец таблиц судеб, отбранных у побежденного дракона. Сотворению мира и "судье богов" Мардуку посвящен ежегодный праздник Цакмуку. Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Бела и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых. Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трех миров, впервые изложены у Диодора Сицилийского.

Син

Син, в аккадской мифологии бог луны, отец солнечного бога Шамаша, планеты Венера (Инанны или Иштар) и бога огня Нуску. Он был зачат богом воздуха Энлилем, силой овладевшим богиней земледелия Нинлиль, и родился в подземном мире. Супруга Сина - Нингаль, "великая госпожа". Обычно бога изображали в виде старца с синей бородой, которого величали "сияющая небесная лодка". Каждый вечер, усевшись в чудесную лодку, имеющую форму полумесяца, бог плыл по небу. В некоторых источниках утверждается, что месяц -- это орудие бога, а луна - его корона. Син - враг злоумышленников, так как его свет раскрывал их порочные замыслы. Однажды злые духи утукку затеяли заговор против Сина. С помощью Шамаша, богини любви и плодородия Иштар и бога грозы Адада они заслонили его свет. Однако великий бог Мардук пошел войной на заговорщиков и вернул Сину его сияние. Сина, чьим символом был серп луны, считали мудрецом и полагали, что, прибывая и убывая, лунный бог отмерял время. Кроме того, приливы вод в топях вокруг города Ур, где располагался его храм, обеспечивали обильную пищу скоту.

Тешуб

Тешуб, бог грозы, почитаемый во всей Малой Азии. В текстах хеттской мифологии говорится о том, как грозный Тешуб победил отца богов Кумарби. Кумарби родил сына-мстителя Улликумме, призванного вернуть ему власть; сотворенный из диорита и выросший до огромных размеров на спине гиганта Упеллури, он был так велик, что, пытаясь рассмотреть его, Тешуб поднялся на вершину высокой горы, а увидев чудовище, пришел в ужас и призвал богов на помощь. Однако это не принесло ему успеха. Улликумме добрался до ворот Куммии, родного города Тешуба, и заставил бога отречься от власти. Тешуб искал совета у мудрого бога Энки; после недолгих размышлений тот извлек из земли древнюю пилу с помощью которой были разделены небеса и земля, и разрезал диорит у основания. В результате Улликумме быстро ослабел, и боги решили снова напасть на него. Конец текста утерян, но принято считать, что Тешуб все же вернул себе царство и трон. Супруга Тешуба, Хебат, занимала равное положение со своим мужем, а иногда и превосходила его. Атрибуты Тешуба - топор и молния. Иногда его изображали с бородой, вооруженным дубинкой, попирающим священную гору.

Уту

Уту ("день", "сияющий", "светлый"), в шумерской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны (Иштар). В ежедневном странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывался в подземном мире, ночью принося мертвецам свет, питье и еду, а утром снова выходил из-за гор, причем выход ему открывали два бога-стража. Уту почитали и как судью, хранителя справедливости и истины. Чаще всего бога изображали с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке.

Шамаш

Шамаш, в аккадской мифологии всевидящий бог солнца и правосудия. Его сияние освещало все злодеяния, что позволяло ему предвидеть будущее. Утром страж, человек-скорпион, открывал ворота огромной горы Машу, и Шамаш поднимался до высшей точки неба; вечером он направлял свою колесницу к другой высокой горе и скрывался в ее воротах. Ночью бог проходил сквозь земные глубины к первым воротам. Супруга Шамаша, Айя, родила справедливость, Китту, а также закон и праведность, Мишару. В шумерской мифологии ему соответствует Уту.

Энки

Энки, Эйя, Эа ("владыка земли"), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств; он хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, всех земных вод, а также бог мудрости и владыка божественных сил ме. Древние почитали его как создателя зерна и скота, устроителя мирового порядка. Один из мифов рассказывает, как Энки оплодотворил землю и "определил судьбу" городов и стран. Он создал плуг, мотыгу, форму для кирпича; создав растения и животных, Энки отдал их во власть "царя гор" Самукана, а пастуха Думузи сделал хозяином в стойлах и овчарнях. Богу также приписывается изобретение садоводства, огородничества, льноводства и сбора целебных трав.

Энлиль

Энлиль ("владыка-ветер"), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств, сын бога неба Ану. Супругой его считалась Нинлиль, которой он овладел силой, за что был изгнан в подземный мир. Согласно мифам, которые сравнивали Энлиля с ревущим ветром и диким быком, он отличался особой злобностью по отношению к людям: насылал на них мор, засуху, засоление почв и, в довершение всего, - всемирный потоп, при котором спасся лишь Ут-Напишти, построивший ковчег по совету богов. Энлиль, которого часто раздражали шум и суета людской жизни, в гневе насылал на землю бури, штормы, страшные бедствия вплоть до потопа.

Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Мифы и легенды Древнего Востока, -М.:Норинт, 2002

Пройди по стенам Урука и снова спустись к подножью — Взгляни на их основания, кирпичную кладку ощупай:

Не лучшими ль мастерами кирпич обожжён на совесть И не семью ль мудрецами заложены эти стены?

«Песнь о Гильгамеше»

Шумерский многоступенчатый храм — зиккурат в Уре

§ 11. ЖИТЕЛИ И БОГИ ШУМЕРА

Земледельцы Междуречья. Между двумя великими реками Передней Азии, Тигром и Евфратом, лежит обширная долина — Междуречье. Немногочисленные леса её были вырублены ещё в древние времена. Людей, селившихся здесь, окружали тростниковые болота и равнины. Пейзаж оживляли лишь небольшие рощи финиковых пальм. Почти круглый год в Междуречье стоит нестерпимая жара, солнце выжигает всю растительность. Но, несмотря на сухой климат и редкие дожди, эта земля привлекала людей своим плодородием.

МЕЖДУРЕЧЬЕ В ДРЕВНОСТИ

Почвы Междуречья давали обильные урожаи благодаря разливам Тигра и Евфрата, удобрявшим и увлажнявшим землю. Жители Междуречья одними из первых стали заниматься сельским хозяйством. Как и египтяне, они научились возводить вдоль рек высокие дамбы. Люди соорудили целую сеть каналов, которые служили для орошения полей и для отвода излишков воды во время наводнений. Каналы рыли и для осушения болот. За сотни лет земля Междуречья покрылась сетью оросительных систем. Благодаря своему упорству и трудолюбию его жители век за веком отвоёвывали у пустынь и болот всё новые земли. Пустынная прежде страна была превращена в цветущий край.

Пользуясь картой и текстом, расскажите о географическом положении и природных условиях Междуречья.

Первые государства Междуречья. Строительство дамб и оросительных каналов требовало труда множества людей. Земледельцам Междуречья приходилось объединяться в крупные общины. Постепенно эти общины превращались в небольшие государства. Первые из них возникли в Междуречье около 3 тысяч лет до н. э. Центром такого государства был город, правитель которого управлял также земледельческой округой. Возникали подобные города-государства вблизи рек или больших каналов.

Золотой шумерский шлем

Из-за отсутствия в Междуречье лесов и камня, пригодного для строительства, все постройки возводили из глины. Смешав её с соломой, остававшейся после сбора урожая, лепили большие кирпичи. Поскольку дров для печей было мало, глину обжигали не на огне, а на солнце. Кирпичи были тем материалом, из которого в Междуречье были построены дома, храмы, дворцы и даже стены городов.

Южное Междуречье в древности называли страной Шумер. Её населяли крепкие невысокие люди с большими тёмными глазами и длинными прямыми носами. Мужчины брили головы, зато носили длинные густые бороды. Шумеры были не единственными обитателями Междуречья. В северной его части располагалась страна Аккад. У аккадцев, как и у шумеров, со временем образовались свои города-государства. Но возникли они позднее шумерских. Жители аккадских городов-государств переняли многие достижения своих южных соседей.

Аккадцы нередко нападали на шумерские города. Не раз за свою историю шумерам приходилось защищать дома и посевы и от набегов воинственных кочевников. Чтобы обезопасить себя от вражеских вторжений, шумерам пришлось создать сильную армию. Их храбрые воины были прекрасно вооружены. Они имели копья, дротики, бронзовые топоры и мечи. Тело воина защищал кожаный панцирь. Грозным оружием шумеров были боевые повозки — сооружения на массивных колёсах, изготовленных из цельного куска дерева. На таких повозках помещались возничий и несколько воинов. В бою они засыпали противника дротиками, поражали его копьями.

Шумерская женщина. Древняя скульптура

Клинописная табличка

Письменность Шумера. Одним из величайших достижений шумеров было изобретение письменности. Они придумали её даже раньше египтян. Правителям городов-государств надо было точно знать, какое количество налогов поступает в казну. Сборщики налогов лепили из глины изображения полученных от населения предметов. Их помещали в глиняные «конверты». Для удобства на каждом «конверте» рисовали, что там находится. Из этих рисунков и возникла шумерская письменность. Она состояла из нескольких десятков значков, обозначавших как целые слова, так и слоги. Писали жители Междуречья на глиняных дощечках. На них было трудно рисовать сложные рисунки, и поэтому их заменяли условными изображениями из больших и маленьких клинышков. Клинышки выдавливали на сырой глине заострённой палочкой. Затем такую «книгу» обжигали. За свой внешний вид письменность Междуречья называют клинописью.

Учёные нашли множество клинописных табличек. Одни содержат деловую переписку, другие — записи сборщиков налогов, третьи — сказки и легенды. Самая древняя из них — легенда о царе города Урука Гильгамеше, путешествовавшем в поисках источника вечной молодости.

Сравните письменность Египта и Междуречья. Что между ними общего, чем они отличались?

Боги Междуречья. Жители Междуречья почитали множество богов. Главным из них был Энлиль — отец всех высших сил. Поклонялись богу Солнца Шамашу, а также богине любви и плодородия Иштар. Люди верили, что от её благосклонности зависит размер урожая. Не меньшим уважением пользовался добрый и мудрый бог воды Эа, питающий влагой поля земледельцев.

Жертвоприношение богу Энлилю. Глиняная табличка

В каждом шумерском городе был храм, посвящённый тому богу, который считался покровителем города. Жители Междуречья возводили свои храмы в виде многоступенчатых пирамид. Каждая ступень такой пирамиды была выкрашена в особый цвет. При храмах строились жилища для жрецов и школы, где обучались дети знати и жрецов.

Научные открытия шумеров. Шумерские жрецы были прекрасными астрономами. Из поколения в поколение следили они за Солнцем, Луной и звёздами. Результаты этих наблюдений тщательно записывались. Даже современные астрономы не имеют таких длительных по времени астрономических наблюдений, какими обладали древние шумеры. Наблюдая за движением планет в течение многих поколений, они научились предсказывать солнечные и лунные затмения, появления комет.

Высокого уровня достигли математические познания шумеров. Но, в отличие от нашей, десятичной системы счёта, в основе их расчётов лежало число 60. Правда, и мы в некоторых случаях пользуемся этой придуманной шумерами системой счёта. Например, делим окружность на 360 градусов, а час — на 60 минут, каждая из которых, в свою очередь, делится на 60 секунд.

Подведём итоги. Древние шумеры сумели создать самобытную культуру, многими достижениями которой мы пользуемся до сих пор.

Ок. 3 тысяч лет до н. э. Возникновение первых шумерских городов - государств.

Вопросы и задания

1. Сравните природные и климатические условия Древнего Египта и Междуречья.

2*. Сопоставьте процессы образования государства в Древнем Египте и Междуречье. Что между этими процессами было общего?

3. Составьте рассказ о жизни и занятиях жителей шумерского города.

4. Когда и почему возникла шумерская письменность?

5. Расскажите о развитии науки у шумеров. Какими их достижениями мы пользуемся?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!