Иван Михайлович Снегирёв. Биография

Окончил Московский университет (1814), где его отец служил профессором. С 1818 преподавал в Московском университете латинский язык; профессор римской словесности и римских древностей Московского университета (1826-1836). В николаевское царствование служил цензором, через него прошли в печать такие произведения, как «Евгений Онегин» и «Мёртвые души». Состоял членом Общества любителей российской словесности. Руководил реставрационными работами в Московском Кремле и округе. Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1854). Его записки опубликованы в 2 частях в 1904 и 1905 гг.

Научная деятельность

Одним из первых изучал русские пословицы, поговорки, народный быт, обряды, праздники. Автор трудов «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (кн. 1-4, 1831-1834); «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (вып. 1-4, 1837-1839); «Русские народные пословицы и притчи» (1848), «О лубочных картинках русского народа» (1844; 2-е издание, дополненное и переработанное под названием «Лубочные картинки русского народа в московском мире», 1861); «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» (вып. 1-18, 1846-1859; 2-е изд., 1848-1860, совместно с А. А. Мартыновым).

Труды, доступные в интернете

  • «Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (1831). тома 1-2
  • Снегирев И.М. "Лубочные картинки русского народа в московском мире", 1861
  • Снегирев И.М. "Русские простонародные праздники и суеверные обряды", 1839

Снегирев, Иван Михайлович

Профессор Московского университета, известный этнограф и археолог, род. в Москве 23 окт. 1792 г. и был сын профессора того же университета, Михаила Матвеевича С. (ум. 1820). После домашнего обучения поступил в академическую гимназию при университете (1802 г.); в 1807 г. был произведен в студенты, а в 1810 г. - в кандидаты. При этом он два раза получил серебряную медаль за сочинение по отделениям этико-политическому и словесному. Первоначальные основы своего образования и общее направление С. получил в филологической школе профессоров Буле, Маттеи и Тимковского. Эта школа дала ему прочный метод для ученых исследований. Сам С. в своих воспоминаниях признает влияние на него названных профессоров. В 1815 г. он получил степень магистра словесных наук и в следующем году сделан был преподавателем по кафедре римской словесности и древностей при Московском университете. Под влиянием своих учителей - классиков С. настолько увлекся латинским языком, что искал людей, с которыми можно бы было говорить по-латыни, а с академиком Френом завязал переписку на латинском языке. И его первые работы тоже были направлены в область классической филологии; так в 1816 г. вышли его труды на латинском языке: "Dissertatio de profectibus Romanorum in disciplinis severioribus" и "Nova Ghrestomatia "Latina". Несколько позже появилась и его "Латинская грамматика" (3 издание 1836 г.). Но на этом и остановились работы Снегирева по классической филологии, хотя он еще долго был профессором римской словесности: именно, с 1816 г. он состоял преподавателем при университете, с 1819 г. - адъюнктом, с 1826 г. - экстраординарным профессором по кафедре латинского языка, а вскоре сделан был и ординарным и оставался им до 1836 г. В это время он преподавал также русскую словесность в гимназии Московского Воспитательного дома (с 1817 г. по 1827 г.), а с 1828 г. назначен был цензором.

Но С. не остановился на классической филологии, хотя она и дала ему методы исследования; с ранних пор его тянуло в другую область, в область московской старины и русской древности вообще. Что он уже очень рано заинтересовался русской стариной, видно из его воспоминаний, где он рассказывает, как еще, будучи студентом, ездил с своим отцом по Рязанской губернии, и какое впечатление произвели на него виденные им там древности. Очевидно он не переставал интересоваться русскими древностями и после, так как еще в 1820 г. был выбран в члены Общества любителей русской словесности и в заседаниях этого общества делал доклады о своих археологических исследованиях относительно русских пословиц, праздников и проч. В 1827 г. он избран был в члены Москов. Общества истории и древностей и семь лет подряд был секретарем этого общества. Таким образом с самого начала 20-х годов интересы Снегирева были направлены в область русской этнографии, которая в то время, как наука, не существовала. Не было ни научных приемов, ни подготовительных работ. По словам самого С. он в своих трудах по этнографии употреблял ученую методу, которую заимствовал у своих наставников - Буле, Маттеи и Тимковского. Работы его увенчались успехом и к началу 30-х годов он приготовил свой знаменитый труд: "Русские в своих пословицах". Первый толчок к изучению пословиц дал ему, по его собственным словам, профессор Брянцев, любивший приводить их в разговоре и прекрасно их знавший. С. начинает свое исследование издалека, с общего объяснения пословицы, ее происхождения т значения, говорит о пословицах и притчах у евреев, греков и римлян, у новых европейских народов, у славянских племен, наконец у русских и перечисляет их издания. Затем он ставит вопрос об иностранных источниках русских пословиц, об отношении пословиц и поговорок к словесности. Всему этому посвящена первая книга его труда; со второй книги и до конца (всего 4 кн.) идет перечисление самих пословиц. Они расположены не по алфавиту, а по содержанию и в след. порядке: 1) пословицы антропологические (остаток язычества и суеверий, пословицы, рисующие нравы и обычаи, взгляды и мировоззрение народа); 2) пословицы физические (метеорологические, астрономические, агрономические и медицинские); наконец 3) пословицы исторические (хронологические, топографические и этнографические). Пословицы неизменно сопровождаются комментарием. Для своего времени этот труд Снегирева имел большое значение и был оценен. Имп. Николай I благосклонно принял его и выразил автору свое монаршее благоволение как за этот труд, так и за участие в издании "Ученых записок" при Москов. университете. Впоследствии С. еще несколько раз возвращался к этому предмету с новыми объяснениями и дополнениями. Он впрочем расширил область своих исследований и обратил внимание на простонародные праздники, суеверные обряды и даже на лубочные картинки. В 1836 г. он был уволен от профессуры, вследствие преобразования университета по уставу 1835 г. и с этого момента еще более отдался излюбленным работам по археологии и этнографии. Так в 1837-1839 гг. он издал свой второй знаменитый труд - "Русские простонародные праздники и суеверные обряды". В 1840 г. Академия Наук присудила автору за его труд демидовскую премию. По словам самого Снегирева еще Киевский митрополит Евгений предложил ему собрать и описать народные русские праздники; он даже дал ему (в 1825 г.) план сочинения. И свой первый набросок сочинения о праздниках С. читал митр. Евгению. Когда московский митрополит Филарет узнал, что С. начал писать о народных праздниках, то заметил, что предмет этот труден для исследования.

Как и в предыдущем своем труде, С. здесь не имел предшественников и первый прокладывал дорогу. Пред ним лежала тема обширная и никем еще незатронутая. При своем исследовании он пользуется указаниями Тредьяковского о народной песне, Гютри - о старинных русских обычаях. Он делает ссылки на Шлегеля, Ваксмута, Отфрида Мюллера, а в начале книги высказывает сожаление, что не мог пользоваться только выходившими тогда в свет сочинениями о мифологии и древностях, Шеллинга, Гримма и Шафарика. Как в книге о пословицах, так и здесь, обильный материал собран был живым личным наблюдением, сведениями от других и большим знанием старой и новой русской литературы. Такого богатого материала до Снегирева не было собрано никем, никем не было и объяснено. Но есть и недостатки в его работе: он все еще чересчур легко поддается внешним сходствам и созвучиям и строит на них мифологические выводы. Несмотря на это, труд С. до сих пор остается незамеченным и никто еще не собрал всего материала о русских праздниках, точно так же, как не дано еще и объяснения пословиц с новой, научной точки зрения. Некоторые историко-бытовые замечания Снегирева доныне остаются неразвитыми далее. За это сочинение С. получил от Императора Николая I бриллиантовый перстень (1839 г.).

С начала 40-х годов С. увлекается древностями монументальными, старым русским художеством и в особенности памятниками московской и подмосковной старины. В 1844 г. он окончил и напечатал свой третий знаменитый труд - "Лубочные картинки". И здесь он первый прокладывал дорогу, так как до него никто не затрагивал вопроса о лубочных картинках. За исследование их он принялся еще в 1822 г. и через два года читал о них доклад в Обществе любителей российской словесности, но встретил мало сочувствия своей новой работе. Некоторые члены даже сомневались, "можно ли и должно ли допустить рассуждения в их обществе о таком пошлом, площадном предмете, какой предоставлен в удел черни".

До новейшего издания Д. А. Ровинского труд Снегирева о лубочных картинках был единственным цельным трактатом по этому предмету. Ровинский в предисловии к своему труду отзывается о труде Снегирева с величайшей похвалой. Вскоре после этого труда С. был привлечен к изданию "Древностей Российского Государства", начавших выходить с 1846 г. В этом издании им написан текст в выпусках I, IV, и V. Как известно, издание прекратилось в 1853 году. К концу этого периода своей жизни С. пользовался известностью и слыл авторитетом в области археологии и этнографии. Как московский старожил, связанный воспоминаниями детства и семейными преданиями с московскою стариною, С. в течение всей своей жизни воспитывал в себе любовь к исследованию московских древностей и вообще истории русского быта. Никто из ученых не знал так хорошо, как он, все урочища древней столицы, никто больше его не исходил и не исследовал до малейших подробностей московские церкви, монастыри и другие остатки московской старины, никто не знал столько разных сказаний и анекдотов, связанных с разными местностями и памятниками древней столицы. Затем, когда решено было возобновить так наз. Романовские палаты, то прежде всего обратились к Снегиреву, как знатоку древностей. За эти труды ему высочайше пожалован был орден Станислава I степени. Одесское общество истории и древностей избрало Снегирева своим членом. Имп. Археологическое общество в Петербурге избрало его членом-корреспондентом. То же сделала и Академия наук (1854 г.). Археографическая комиссия не раз обращалась к нему за содействием. Почтило его избранием в свои члены и Королевское Копенгагенское Общество северных антиквариев.

Не так успешно шли служебные дела Снегирева по цензуре. Как старший цензор, С. весьма часто, за отсутствием попечителя, занимал его место председателя в цензурном комитете. Однако при всей своей опытности и осмотрительности, он не избег неудовольствия, как цензор, за пропуск статьи "Очерк истории университетской типографии", помещенной в "Моск. Ведомостях"; в ней говорилось о деятельности Новикова. Снегиреву предложили подать в отставку и, хотя за него сильно хлопотали, тем не менее он был уволен от службы 15 февр. 1855 г. Отсюда начинается последний период его жизни, когда и надвигающаяся старость и нужда начинают теснить бедного труженика, так беззаветно отдававшегося исследованию русской старины. За этот период С. успел, однако, сделать еще довольно много. Особенно занялся он описанием московских старинных церквей и монастырей, напр. Знаменского монастыря, Новоспасского, Успенского собора и т. д. В 1865 г. он напечатал "Подробное историческое и археологическое описание города Москвы". В следующем году в "Рус. Архиве" появились отрывки из его воспоминаний; они отлично характеризуют личность Снегирева и особенно его любовь и страсть к древностям. Он мастерски умеет обрисовывать лица, и все выведенные им профессора или его знакомые встают перед читателем, как живые.

В конце своей жизни, гонимый нуждою, С. поехал в Петербург хлопотать о пенсии, но там он скоро заболел; с ним случился удар, и он умер в Мариинской больнице 9 декабря 1868 г. Похоронили его в Александро-Невской лавре. Академия Наук и Московский университет в своих годичных собраниях (29 дек. 1868 г. и 12 января 1869 г.) публично признали за Снегиревым неотъемлемые заслуги на поприще историко-археологических изысканий.

С. отличался упорством и настойчивостью в проведении раз задуманного предприятия. Он сам говорит об этом в письме к Анастасевичу (25 мая 1844 г.) "Кажется, я вам доставил брошюрку опыта о лубочных русских картинах - предмета моих исследований. Чем более рассматриваю его на досуге, тем более нахожу отношений к народности и связи с внутреннею жизнью народа и его грамотностию, отдельною от школьной и принявшей особенную форму. Однако ж, взявшись за какой предмет, я не выпускаю его из виду и по мере сил и способов обрабатываю его". И далее С. просит Анастасевича указать ему: нет ли в Польше "опытов народного гравирования", сходных с русскими и может быть послуживших им образцами.

Вопрос о народных пословицах занимал Снегирева всю жизнь. Он постоянно искал сближения с простым народом, желая у него перенять, схватить и понять народный дух и мировоззрение, выразившиеся в пословицах и поговорках. Нет уголка в России, куда бы не обращался С. с просьбою о доставлении ему местных поговорок.

Главная заслуга его состоит в том, что он первый у нас начал смотреть на эти важные проявления практической народной мудрости с научной точки зрения, обратил внимание на аналогические соотношения их с пословицами других народов, указал на заимствования некоторых у этих последних и старался расположить их в порядке по антропологическим и историческим соображениям. При этом он не довольствовался подготовленными его предшественниками материалами, которые, впрочем, и не могли, кроме разве известного издания покойного Д. М. Княжевича, быть ему очень полезны. Он сам лично допытывался, сколько мог, у народа о его природном мировоззрении, собирал, записывал изречения, в которых оно выражалось, и обращался к пособию других лиц, имевших возможность и желание наблюдать изучаемый им предмета в самом его источнике.

В течение всей своей жизни С. был в хороших отношениях с Московским митрополитом Филаретом и, кажется, ни одного сочинения не печатал, предварительно не посоветовавшись с ним. Любил его также и Киевский митрополит Евгений; он так доверял его честности и добросовестности, что передал ему все свои материалы и черновые наброски для словаря русских писателей, поручив их напечатать. С. действительно напечатал первый том "Словаря светских писателей" митрополита Евгения.

Сочинения Снегирева:

1) "Dissertatio de profectibus Romanorum in disciplinis severioribus" (Москва 1816). 2) "Nova Chrestomatia Latina" (M. 1816). 3) "Nova Chrestomatia poetica" (M. 1818). 4) География митроп. Платона (напис. 1818, напеч. 1827). 5) Архиепископ Московский Августин. Биограф. очерк (M. 1824). 6) De origine, statu et incrementis Caesareae Universitatis Mosquensis . . . (M. 1830). 7) Латинская грамматика (3-е изд. 1836). 8) Русские в своих пословицах. Ч. I - ІV (М. 1831-1834). 9) Русские простонародные праздники и суеверные обряды Ч. I - IV (М. 1837-1839). 10) Троицкая лавра (M. 1842). 11) Памятники московской древности (М. 1842-1845). 12) Новоспасский монастырь (М. 1843). 13) Лубочные картинки (M. 1844 г., 2-е изд. 1861). 14) Древности Российского Государства (М. 1846-1853). 15) Русские народные пословицы и притчи (М. 1848). 16) Письмо к графу А. С. Уварову о русской иконописи (СПб. 1848). 17) О порядке слов латинского языка, по Цицерону (М. 1848). 18) Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. 15 выпусков (M. 1846-1854). 2-е издание - 1854-1857 (вм. с Мартыновым). 19) Путеводитель из Москвы в Троицкую лавру (M. 1856). 20) Памятники древнего художества в России. 3 вып. (М. 1850). 21) Памятники Московской Древности. XI тетрадей (M. 1846). 22) Дополнение к собранию русских пословиц (М. 1854). 23) Успенский собор (М. 1856). 24) Новый сборник русских пословиц (М. 1857). 25) Воскресенские ворота (М. 1860). 26) Знаменский монастырь и палаты бояр Романовых (М. 1861). 27) Новоспасский ставропигиальный монастырь (М. 1863). 28) Покровский монастырь (М. 1863). 29) Гефсиманский скит (М. 1863). 30) Богоявленский монастырь (М. 1864). 31) Первая супруга Петра І Евдокия Федоровна (Рус. Архив 1863, 541). 32) Москва. Подробное историческое и археологическое описание города (М. 1865). 33) Дворцовое царское село Измайлово (М. 1866). 34) Воспоминания И. М. Снегирева (Рус. Архив, 1866, с. 513 и 735).

Переводы: 35) Письма принца Делинь (вм. с профессором Немировым, в 10 т.). 36) Всеобщая мифология, сравн. с историей, аббата Трессана (М. 1816). 37) Рустрингия, первонач. отечество первого Российского вел. князя Рюрика, соч. Гольмана (М. 1819). 38) Досуги моего уединения, 2 части (M. 1820).

По смерти Снегирева Ивановский издал первый том собрания его сочинений под заглавием: "Старина русской земли" (М. 1871). Дальше это издание не продолжалось. В "Русском Архиве" 1902-1903 гг. напечатан "Дневник И. M. Снегирева".

Издания Снегирева:

39) Обозрение Кормчей. Барона Розенкампфа (М. 1829). 40) Древнее сказание о победе Дмитрия Донского (М. 1829). 41) Словарь русских писателей. Киевского митроп. Евгения. Т. I.

Словарь профессоров Московского университета (М. 1855). - Русский Архив 1866, 1902-1904 (Воспоминания Снегирева). - Буслаев, по поводу смерти Снегирева (Московские университетские известия 1869, І, 50-62). - Голос 1868, №№ 250, 254, 258; 1869, № 63. - С.-Петербургские Ведомости 1868, № 308 и 336). - Русский Инвалид, 1868, № 275 и 277). - Петербургская Газета 1868, № 131 и 178). - Современный Листок 1868, № 102). - А. Д. Ивановский, Ив. М. Снегирев, биографич. очерк. СПБ. 1871 (на самом деле биографий нет, а есть пересказ дневника Снегирева о предметах, совершенно не касающихся его жизни, и перепечатка из дневника же разных речей и проповедей, сказанных где-нибудь при торжественной обстановке). - Историч. Вестник 1880, т. 11 (май), с. 205 (письмо Пушкина к Снегиреву). - Пыпин, История русской этнографии, т. I, 312. Письма Н. Д Иванчина-Писарева к И. М. Снегиреву, с предисл. и примеч. Б. Л. Модзалевского, СПб. 1902.

Е. Тарасов.

{Половцов}

Снегирев, Иван Михайлович

(1793-1868) - профессор Московского университета, известный знаток московских древностей. Сын проф. Михаила С. (см. ниже), сам воспитанник Моск. унив. и профессор его по кафедре римской словесности и древностей, С. напечатал по своей специальности только: "Dissertatio de profectlbus Romanorum in disciplinis severiorihus" (М., 1816), "Nova Chrestomathia latina" (М., 1816 г.) и "Латинскую грамматику" (1836 г., 3-е изд.). Остальные его труды относятся к русской истории, русским древностям, по преимуществу церковным, и русской народной словесности. Важнейшие из них: "Pyсские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках" (М., 1831-1834), "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" (М., 1837-1839), "Лубочные картинки" (М., 1844 и 1861; до Ровинского единственный труд в этой области), "Русские народные пословицы и притчи" (М., 1848), "Новый сборник русских пословиц" (М., 1857), "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества" (М, 1848-1854 гг., 2-е изд. 1851-57 г., вместе с Мартыновым), "Памятники древнего художества в России" (Москва, 1850), "Памятники московской древности" (М., 1842-45 г.), "Москва. Подробное историческое и археологическое описание города" (М., 1865, т. I). Кроме того, С. составил историко-археологическое описание почти всех московских и подмосковных монастырей и церквей, несколько биографий (архим. Августина, митр. Платона и др.), сотрудничал по изданию "Древностей Российского Государства" (ему принадлежит текст I, IV и V отделений), издал первый том "Словаря русских писателей" митр. Евгения, "Обозрение кормчей" барона Розенкампфа (М., 1829) и "Древнее сказание о победе Дмитрия Иоанновича Донского" (М., 1829 г.) и, наконец, был главным деятелем по восстановлению Романовских палат в Москве. После его смерти г. Ивановский издал первый том трудов С., под заглавием: "Старина русской земли" (Москва, 1871); там же и его "Воспоминания". Снегирев первый поставил на научную почву изучение русских пословиц, первый обратился к исследованию лубочных картин и собранию сведений о русских простонародных праздниках и суеверных обрядах и более всех своих предшественников потрудился над изучением памятников старинного русского зодчества, особенно московских и подмосковных.

Ср. Шевырев, "Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского университета" (М., 1855); А. Ивановский, "Ив. Мих. С.", очерк (СПб., 1871); А. Н. Пыпин, "История русской этнографии" (т. 4-й, СПб., 1891).

В. P-в.

{Брокгауз}

Снегирев, Иван Михайлович

проф. Моск. унив., цензор в Москве, писатель; род. 23 апр. 1793, † 1838 г. (сын М. М. Снегирева, см.).

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Снегирев, Иван Михайлович" в других словарях:

    Снегирев (Иван Михайлович, 1793 1868) профессор Московского университета, известный знаток московских древностей. Сын профессора Михаила С. (см. ниже), сам воспитанник Московского университета и профессор его по кафедре римской словесности и… … Биографический словарь

    - (1793 1868) профессор Московского университета, известный знаток московских древностей. Сын проф. Михаила С. (см. ниже), сам воспитанник Моск. унив. и профессор его по кафедре римской словесности и древностей, С. напечатал по своей специальности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

, археолог , искусствовед , участник кружка Н. П. Румянцева , сторонник теории официальной народности , первый исследователь русского лубка , составитель подробнейшего описания московских церквей и монастырей.

Биография

Служил цензором (1824-1855), через него прошли в печать такие произведения, как «Евгений Онегин » и «Мёртвые души ». Состоял членом Общества любителей российской словесности : в 1812 году он был избран его сотрудником, 19 декабря 1819 года стал действительным членом, а с 29 октября 1821 года занимал должность библиотекаря Общества. Руководил реставрационными работами в Московском Кремле и округе. Член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1854). .

Научная деятельность

Одним из первых изучал русские пословицы , поговорки, народный быт, обряды , праздники. Автор трудов «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (кн. 1-4, -); «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (вып. 1-4, -); «Русские народные пословицы и притчи» (), «О лубочных картинках русского народа» ( ; 2-е издание, дополненное и переработанное под названием «Лубочные картинки русского народа в московском мире», ), «Памятники московской древности» (Москва, 1842-1845), (вып. 1-18, - ; 2-е изд., - , совместно с А. А. Мартыновым), «Памятники древнего художества в России» (Москва, 1850).

В 1809-1810 годах выпустил вместе с Немировым С. А. перевод сочинений де Линя «Письма, мысли и избранные творения» (в 10 частях) .

Труды, доступные в интернете

  • «Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (1831). тома 1-2
  • ,

Напишите отзыв о статье "Снегирёв, Иван Михайлович"

Примечания

  1. В воспоминаниях Снегирев обозначает датой рождения 1792 г.
  2. .
  3. В своих воспоминаниях Снегирёв указывал, что стал студентом университета в 1807 или 1808 году. События 1812 года , видимо, отложили окончание обучения до 1814 года.
  4. В Воспитательном доме И. М. Снегирёв преподавал русскую словесность.
  5. на официальном сайте РАН
  6. Е. С. Овчинникова. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955. С. 3
  7. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета. - М ., 1855. - Т. 2. - С. 155-156.
  8. А. Виленский. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Неустроев А. Н. Письма И. М. Снегирёва к В. Г. Анастасевичу // Древняя и новая Россия. - 1881. - Т. XIX .

Ссылки

  • Н. Н. Перцова, А. В. Уланова. . Проверено 3 мая 2012. .

Отрывок, характеризующий Снегирёв, Иван Михайлович

Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».)
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал.
Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном.
Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем…
Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.
– А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.
– Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел.
Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!»
– Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству?
Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него.
– Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!
– Ваше сиятельство, я полагал…
– Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты.
Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п.
Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул.
– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.

И ван Михайлович Снегирёв известен нам как первый исследователь русского лубочного искусства и составитель первого реестра церквей и монастырей Москвы с подробным их описанием.

А ещё он прославился своим вкладом в изучении устного народного творчества Древней Руси и, в частности, пословиц. О биографии и интересных фактов из жизни этого удивительного человека и пойдёт ниже речь.

Детство, юность и начало карьеры И.М. Снегирёва

Родился Иван Снегирёв 23 октября 1792 года в московской благородной семье. Учился в гимназии при Московском университете, затем в самом университет где спустя несколько лет стал кандидатом наук. Лучше всего Ивану Снегирёву давались словесные науки – за свои этико-политические сочинения, написанные в период учёбы, он, даже, получал медали.

Однако, первые азы того что стало делом всей своей жизни, Иван Снегирёв получил на курсах филологии, где он впервые занялся научными разработками. В своей автобиографии, этот известный русский исследователь, отмечает замечательных профессоров с мировыми именами — Тимковского, Маттеи и Буле, которые, своим влиянием и авторитетом, подтолкнули его к научной деятельности.

Но сначала была увлечённость латинским языком. Латынь настолько захватила Снегирёва, что он, уже после получения в 1815 году магистрской степени и во время преподавания в родном Московском университете словесной науки на кафедре Древнеримской истории, продолжал оттачивать разговорную и письменную латынь. Более того, латынью написаны некоторые его научные работы, касающиеся филологической сферы. Его авторству принадлежит Латинская грамматика.

На кафедре Московского университета И.Снегирёв трудился до 1836 года, одновременно с этим преподавая русскую словесность в одной из московских гимназий, а с 1828 года ещё и работая цензором.

Роль И.М. Снегирёва в изучении русских пословиц и поговорок

Несмотря на то, что классическая филология и отличное знание латыни давало И. Снегирёву огромный простор для научных исследований, а его труды были признаны и получили широкую известность, это не стало единственным делом, которым он занимался в своей жизни. С самой юности Ивана привлекала русская древность в целом и подмосковные старинные обычаи в частности. Очень интересовали его и русские губернии, и творчество русского народа. Именно поэтому, начиная с 1820 года он регулярно делал доклады на заседаниях общества любителей русской словесности. Причём, его доклады были подготовлены на основании собственных исследованиях устного творчества народа Древней Руси.

Кроме того, И. Снегирёв состоял ещё и в обществе древности и истории г.Москвы, в котором 7 лет подряд, начиная с 1827 года, был его секретарём.

Археологические исследования и научные этнографические разработки И. Снегирёва выполнялись по методике наставников филологической школы, где он получал образование. Дело в том, что в те годы этнографической науки ещё не существовало, также, как и её научных приёмов и методологических работ. Поэтому, выпущенный им в 30-х годах сборник «Русские в своих пословицах» получил ошеломляющий успех и широкую известность.

Как вспоминает сам И. Снегирёв, его интерес к русским пословицам начался с подачи профессора Брянцева, часто включавшего их в свою разговорную речь.

Вышеназванный сборник И.Снегирёва состоит из 4-х книг. Первая из них построена следующим образом:
- Общее объяснение пословицы;
- Её значение;
- Место и характер её происхождения;
- К какой народности принадлежит её авторство;
- Издание, в котором она приведена;
- Возможное иностранное появление и затейливый пересказ русской пословицы;
- Её словесная роль.

Во 2-й, 3-й и 4-й книгах этого замечательного сборника перечисляются сами пословицы, и к ним даются подробные комментарии автора. Все пословицы в сборнике расположены в разработанной им самим последовательности.

Эта работа И.Снегирёва получила высокую оценку самого императора Николая I, который дал учёному своё монаршье благословение на следующие научно-исследовательские труды.

После этого, Снегирёв расширил круг своих научных исследований, добавив к изучаемым объектам:
- лубочные картинки;
- народные обряды;
- праздники русского простонародья.

С 1835 года он полностью отдался изучение этнографии и археологическим исследованиям русской древности. Ещё в середине 20-х годов Киевский митрополит Евгений, порекомендовал исследователю изучить русские простонародные праздники и систематизировать их. Эта сложная и кропотливая работа закончилась вышедшем в 1839 году сборником «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», а сам И.Снегирёв получил за него демидовскую премию.

Как отмечают критики, такого полного собрания русских праздников, до И. Снегирёва, достичь не удавалось никому. Царь Николай I за эту работу, удостоил исследователя царским подарком – бриллиантовым перстнем.

Другие работы И.Снегирёва

В 40-х годах 19 столетия Снегирёв увлёкся изучением памятников московской старины и русского изобразительного искусства. Он закончил свой очередной монументальный труд – «Лубочные картинки», изучать и исследовать которые начал ещё 20 лет назад.
После этого, он принимал участие в работах над периодическим изданием «Древности Государства Российского», выпускавшимся до 1853 года.

На этом этапе своей жизни И.М. Снегирёв пользовался большим авторитетом и был известным человеком в московских научных кругах. Он получил орден Станислава 1 степени, стал членом-корреспондентом Петербургского археологического общества и Академии наук, а также членом Одесского общества истории и древности.

Умер И.Снегирёв 9 декабря 1868 года в Санкт-Петербурге, куда он отправился хлопотать о пенсии. Был похоронен в Александро-Невской Лавре.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!