Иоганн себастьян бах клавирное творчество. Список использованной литературы. Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни

Бах Иоганн Себастьян (31 (21) марта 1685 - 28 июля 1750, Лейпциг), немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Иоганн Бах обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Бах - непревзойденный мастер полифонии.

В возрасте 14 лет Бах вместе со своим старшим школьным другом Георгом Эрдманом был удостоен хоровой стипендии для обучения в престижной школе Святого Михаила в Люнебурге в Княжестве Люнебурга. Хотя это неизвестно наверняка, поездка, скорее всего, была проведена в основном пешком. Его два года были критическими в том, чтобы разоблачить его в более широком аспекте европейской культуры. В дополнение к пению в хоре он играл в трех-ручной орган и клавесины Школы. Он связался с сыновьями дворян из северной Германии, отправленными в весьма избирательную школу для подготовки к карьере в других дисциплинах.

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено. Все Бахи, жившие в горной Тюрингии, с начала XVI в. были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами, капельмейстерами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять, отец подарил ему скрипку. Он быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его жизнь. Его счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год - отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Иоганн Себастьян поступил в гимназию - брат же обучал его игре на органе и клавире. Но одного исполнения мальчику было мало - он тянулся к творчеству. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к завершению, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано... Эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И.С.Баха.

Веймар, Арнштадт и Мюльхаузен

Его роль там неясна, но, скорее всего, включает в себя неслужебные, не музыкальные обязанности. Во время своего семимесячного пребывания в Веймаре его репутация клавишника распространилась так сильно, что его пригласили осматривать новый орган, и дать первый концерт в церкви Святого Бонифаса в Арнштадте, расположенной примерно в 30 километрах к юго-западу от Веймара. Бонифаций, с легкими обязанностями, относительно щедрая зарплата, и прекрасный новый орган, настроенный в современной закаленной системе, который позволял использовать широкий диапазон ключей.

В 15 Бах переехал в Люнеберг, где в 1700-1703 гг. учился в школе церковных певчих. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха - произведения для органа и клавира.

После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры - "Каприччо на отъезд возлюбленного брата".

Несмотря на сильные семейные связи и музыкальный энтузиазм работодателя, напряженность возникла между Бахом и властями через несколько лет на посту. Церковь Марии в северном городе Любек. По сообщениям, визит в Букстехуде состоял из 450-километрового путешествия, по сообщениям, пешком.

Блазиевскую церковь в Мюльхаузене, которую он занял в следующем году. Он включал значительно более высокое вознаграждение, улучшенные условия и лучший хор. Спустя четыре месяца после прибытия в Мюльхаузен, Бах женился на Марии Барбаре Бах, его двоюродной сестре. У них было семь детей, четверо из которых выжили до совершеннолетия, в том числе Вильгельм Фридеманн Бах и Карл Филипп Эмануэль Бах, которые оба стали важными композиторами. Бах смог убедить церковь и городское правительство в Мюльхаузене финансировать дорогостоящий ремонт органа в Сент-Бахе, в свою очередь, написал сложную праздничную кантату - Готт Мейн Кениг - для инаугурации нового совета в Совете заплатил за публикацию, и это было большим успехом.

Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы в биографии Баха стали временем интенсивного творчества. Композитор писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, Иоганн Бах доводил их до высочайшего совершенства.

В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Бах переехал со своей семьей в квартиру, очень близкую к герцогскому дворцу. В следующем году их первый ребенок родился, и к ним присоединилась старшая, неженатая сестра Мария Барбара. Время Баха в Веймаре стало началом продолжительного периода сочинения клавишных и оркестровых произведений. Он достиг мастерства и уверенности в распространении преобладающих структур и включении влияния из-за рубежа. Он научился писать драматические открытия и использовать динамические двигательные ритмы и гармонические схемы, найденные в музыке итальянцев, таких как Вивальди, Корелли и Торелли.

В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра.

Бах частично поглотил эти стилистические аспекты, расшифровав струнные и ветреные концерты Вивальди для клавесина и органа; многие из этих транскрипционных работ все еще регулярно выполняются. Баха особенно привлекал итальянский стиль, в котором один или несколько сольных инструментов поочередно чередуются с полным оркестром на протяжении всего движения.

Слушайте: Прелюдия № 1 до мажор

В Веймаре Бах продолжал играть и сочинять для органа, а также исполнять концертную музыку с герцогским ансамблем. Прослушайте следующее выступление из «Хорошо темперированного клавира», книга 1, исполненную на клавесине Робертом Шретером. Также в Веймаре Бахе началась работа над книжкой Маленьких Органов, в которую были включены традиционные лютеранские хоралы, установленные в сложных текстурах.

Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей.

В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).

Леопольд, принц Ангальт-Кётен, нанял Баха, чтобы служить его Капельмейстером в принце Леопольде, сам музыкант, оценил таланты Баха, хорошо поплатился ему и дал ему значительную свободу в сочинении и исполнении. Принц был кальвинистом и не использовал сложную музыку в своем поклонении; соответственно, большая часть работы Баха с этого периода была светской, в том числе оркестровые сюиты, виолончельные сюиты, сонаты и партиты для сольной скрипки и Бранденбургские концерты. Значительное влияние на музыкальное развитие Баха в течение его лет с принцем было зафиксировано Стауффером как «полное объятие танца Баха», возможно, самое важное влияние на его зрелый стиль, кроме его принятия музыки Вивальди в Веймаре.

В Лейпциге (1723-50) Бах становится "музыкальным директором" всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое.

Композитор достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), "Магнификат" (1723), мессы (в том числе бессмертная "Высокая месса" си-минор, 1733), "Страсти по Матфею" (1729), десятки светских кантат (среди них - комические "Кофейная" и "Крестьянская"), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл "Ария с 30 вариациями", так называемые "Гольдберг-вариации", 1742).

Несмотря на то, что он родился в том же году и только около 130 километров друг от друга, Бах и Гендель никогда не встречались. Вместе у них было еще 13 детей, шесть из которых выжили во взрослую жизнь: Готфрид Генрих; Элизабет Джулиана Фридерика, которая вышла замуж за ученика Баха Иоганна Кристофа Альтницкола; Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан, которые оба стали значимыми музыкантами; Джоанна Каролина; и Регина Сюзанна.

Это был престижный пост в меркантильном городе в Саксонии-электорате, который он держал в течение двадцати семи лет до своей смерти. Это привело его в контакт с политическими махинациями его работодателя, городского совета Лейпцига. Бах должен был проинструктировать учеников Томашуле в пении и предоставить церковную музыку для главных церквей в Лейпциге. Баху требовалось преподавать латынь, но ему было разрешено использовать вместо этого заместителя. Кантата была необходима для церковных служб по воскресеньям и дополнительных церковных праздников в литургический год.

В 1747 Бах создал цикл пьес "Музыкальные приношения", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием "Искусство фуги" (1749-50) - 14 фуг и 4 канона на одну тему.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.

Он обычно исполнял свои собственные кантаты, большинство из которых были составлены в течение первых трех лет в Лейпциге. Бах собирал свои кантаты в годовых циклах. Пять из них упоминаются в некрологах, три из них сохранились. Из более чем трехсот кантат, составленных Бахом в Лейпциге, более ста были потеряны для потомков. Большинство из этих согласованных работ излагаются на чтениях Евангелия, предписанных для каждого воскресного и праздничного дня в лютеранский год.

Выполнение на свадьбах и похоронах обеспечивало дополнительный доход для этих групп; вероятно, для этой цели, и для обучения в школе он написал не менее шести мотов. В рамках своей регулярной церковной работы он исполнял мотивы других композиторов, которые служили формальными моделями для себя. Баху не требовалось играть в какой-либо орган в его служебных обязанностях, но считается, что он любил играть на органе Паулинеркирхе «ради собственного удовольствия». Это был один из десятков частных обществ в основных городах, говорящих на немецком языке, которые были созданы музыкально активными студентами университетов; эти общества стали приобретать все большее значение в общественной музыкальной жизни и, как правило, возглавлялись самыми известными специалистами в городе.

Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

По словам Кристофа Вольфа, предполагая, что руководство было проницательным шагом, которое «укрепило крепкую привязку Баха к основным музыкальным институтам Лейпцига». Круглый год коллегия Лейпцига «Коллегиум Мусум» регулярно выступала в таких местах, как кафе «Циммерманн», кофейня на Кэтрин-стрит основной рыночной площади.

Назначение Баха в качестве придворного композитора было частью его долгосрочной борьбы за достижение большей власти на переговорах с Лейпцигским советом. Король сыграл тему для Баха и бросил вызов ему, чтобы импровизировать фугу по его теме. Бах импровизировал трехчастную фугу на одном из форпеянов Фредерика, затем новинку, а затем представил королю музыкальное предложение, состоящее из фуг, канонов и трио, основанного на этой теме. Его шестичастная фуга включает слегка измененный предмет, более подходящий для обширной разработки.

Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка Баха стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине "Страстей по Матфею". В 1850 году было создано "Баховское общество", стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

В том же году Бах поступил в Корреспондентское общество музыкальных наук Лоренца Кристофа Мицлера. Другие поздние работы Баха могут также иметь связь с обществом, основанным на теории музыки. Одной из таких работ было «Искусство фуги», состоящее из 18 сложных фуг и канонов, основанных на простой теме. Последней большой работой Баха была «Мама в минор», которую Стауффер описывает как «самую универсальную церковную работу Баха». Состоящая в основном из переработанных движений из кантат, написанных за тридцать пять лет, она позволила Баху в последний раз осматривать его вокальные партии и выбирать отдельные движения для дальнейшего пересмотра и уточнения.

Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени. Среди продолжателей исканий Баха - его сыновья. Всего у него было 20 детей, только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше - Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн Кристоф (1732-95).

Хотя полная масса никогда не исполнялась во время жизни композитора, он считается одним из величайших хоровых произведений всех времен. Современная газета сообщила о «несчастных последствиях самой неудачной операции глаз» в качестве причины смерти. Современные историки предполагают, что причиной смерти был инсульт, осложненный пневмонией. Его сын Карл Филипп Эмануэль и его ученик Иоганн Фридрих Агрикола написал некролог Баха. Этот некролог, возможно, остается «самым богатым и заслуживающим доверия» ранним исходным документом о Бахе.

Первоначально он был похоронен в Старой святой. Его могила оставалась без знака почти 150 лет. Более поздние исследования ставят под сомнение то, являются ли останки в могиле фактически теми, что были у Баха. После его смерти репутация Баха как композитора сначала снизилась; его работа считалась старомодной по сравнению с появлением галантного стиля. Первоначально он был запомнен больше как виртуозный игрок органа и как учитель.

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе. Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). После смерти отца (мать умерла ранее) был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлискирхе в Ордруфе. В 1700-03 гг. учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха - произведения для органа и клавира. Годы странствий (1703-08)

Многие из неопубликованных рукописей Баха были распространены среди его жены и музыкантов-сыновей во время его смерти. К сожалению, плохое финансовое положение некоторых членов семьи привело к продаже и последующей потере частей композиций Баха, в том числе более ста кантат и его страсти Святого Марка, о которых не известно ни одной копии.

В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого столетия Бах был признан несколькими выдающимися композиторами за его клавиатурные работы. Среди его поклонников были Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Фредерик Шопен, Роберт Шуман и Феликс Мендельсон; они начали писать в более контрапунктированном стиле после того, как были выставлены на музыку Баха.

После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 (17 октября) женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры - «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704)(отъезд Иогана Якоба в Щвецию).

В течение 20-го века процесс признания музыкальной, а также педагогической ценности некоторых из работ продолжался, возможно, в первую очередь в продвижении виолончельных сюитов Пабло Казалсом, первым крупным исполнителем, который записывал эти сюиты. Например, игра клавишных произведений на клавесине, а не в современном рояле, а также использование небольших хоров или одиночных голосов вместо больших сил, которые предпочитают исполнители девятнадцатого и начала двадцатого века.

В течение 20-го века многие улицы в Германии были названы и статуи были возведены в честь Баха. Бах был самым известным за всю свою жизнь в качестве органиста, консультанта по органу и композитора органа, работающего как в традиционных немецких свободных жанрах, таких как прелюдии, фантазии и токкаты - и более строгие формы, такие как хоральные прелюдии и фуги. В молодом возрасте он зарекомендовал себя благодаря своему великому творчеству и способности интегрировать иностранные стили в свои органные работы.

Веймарский период (1708-17)

Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, он доводил их до высочайшего совершенства. В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Служба в Кетене (1717-23)

В 1717 Бах принял приглашение на службу (капельмейстер придворной капеллы) герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темпериро-ванного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях. Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей. В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).

В Лейпциге (1723-50)

Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнификат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них - комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) - 14 фуг и 4 канона на одну тему.

Судьба творческого наследия

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу. Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение. Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.

Среди продолжателей исканий Баха - его сыновья. Всего у него было 20 детей: семеро от первой жены – Марии Барбары Бах (1684 - 1720), и 13 от второй - Анны Магдалены Вилькен (1701 - 1760), только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше - Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн Кристоф (1732-95).

Биография Баха

ГОДЫ

ЖИЗНЬ

ТВОРЧЕСТВО

Родился в г. Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Эта профессия была традиционной для всего рода Бахов: почти все его представители на протяжении нескольких веков были музыкантами. Первым музыкальным наставником Иоганна Себастьяна был его отец. Кроме того, имея прекрасный голос, он пел в хоре.

В 9 лет

Остался круглым сиротой и был взят на воспитание в семью старшего брата – Иоганна Кристофа, который служил органистом вОрдруфе .

В 15 лет с отличием закончил Ордруфский лицей и переселился в Люнебург , где поступил в хор «избранных певчих» (в Michaelschule). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом.

В течение нескольких следующих лет несколько раз меняет местожительство, служа музыкантом (скрипачом, органистом) в небольших немецких городах: Веймаре (1703),Арнштадте (1704),Мюльхаузене (1707). Причина переезда каждый раз одна и та же – неудовлетворенность условиями работы, зависимое положение.

Появляются первые сочинения – для органа, клавира(«Каприччио на отъезд возлюбленного брата» ), первые духовные кантаты.

ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД

Поступил не службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и камерного музыканта в капелле.

– годы первой композиторской зрелости Баха, очень плодотворные в творческом отношении. Достигнута кульминация в органном творчестве – появилось все лучшее, что создано Бахом для этого инструмента: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до мажор, Пассакалия до-минор , а также знаменитая «Органная книжечка». Параллельно с органными сочинениями работает над жанром кантаты, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов (более всего Вивальди). Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты.

КЁТЕНСКИЙ ПЕРИОД

Становится «директором камерной музыки», то есть руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя.

Стремясь дать сыновьям университетское образование, пробует перебраться в крупный город.

Поскольку в Кётене отсутствовал хороший орган и хоровая капелла, сосредоточил основное внимание на клавирной (I том «ХТК», Хроматическая фантазия и фуга», Французские и Английские сюиты) и ансамблевой музыке (6 «Бранденбургских» концертов, сонаты для скрипки соло).

ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД

Становится кантором (руководителем хора) в Томасшуле – школе при церкви св. Фомы.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской музыки для жителей города.

– время наивысшего расцвета баховского гения.

Были созданы лучшие произведения для хора с оркестром: Месса си-минор, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею, Рождественская оратория, большинство кантат (около 300 – в первые три года).

В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «ХТК» (1744), а также партиты, «Итальянский концерт. Органная месса, Ария с различными вариациями» (после смерти Баха названными Гольдберговскими).

Последние годы омрачены болезнью глаз. После неудачной операции ослеп, но продолжал сочинять.

Два полифонических цикла – «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!