Как называлась система зависимости руси от орды. Формы зависимости русских земель от золотой орды и их сопротивление игу

Зависимость Руси от Золотой Орды

Успех монгольского нашествия в 1237-1240 годах стал началом зависимости Руси от Золотой Орды. Многочисленные поражения русских войск, падение Рязани, Владимира, Москвы, Суздаля, Ростова, Ярославля, Чернигова и многих других городов привело к тому, что русские князья были вынуждены признать над собою власть монгольских владык. Сначала зависимость Руси от Золотой Орды была лишь политической: русское самоуправление сохранилось, но отныне князья отправлялись в Орду, чтобы получить от монгольского правителя ярлык на княжение. Впоследствии на Русь была наложена дань.

Сейчас зависимость Руси от Золотой Орды принято называть монголо-татарским игом. Однако к значению этого термина нужно относиться осторожнее. Прежде всего, он появился аж в 1479 году, а распространение получил только в XVI веке и придумали его вовсе не русские, а поляки. Кроме того, хотя на Русь и была наложена дань, хотя князья в высокой степени зависели от монгольских ханов, тем не менее, нельзя сказать, что зависимость от Золотой Орды была так уж унизительна для русского народа. Прежде всего, монголо-татары не отнимали у нас веры, а вера является краеугольным камнем самосознания народа. Кстати, именно поэтому святой князь Александр Невский предпочел иметь защиту хана Батыя, а не помощь западных государств: запад требовал отказаться от православия и перейти в католичество. Во-вторых, они предоставляли русским князьям самим управлять своими землями и заботились, в основном о получении дани в полном объеме. Мало того, многие князья старались использовать связи в Орде в конфликтах между собою. На этом, например, была построена , который сумел сделать московское княжество наиглавнейшим на Руси и положил начало объединению русских земель. Монголо-татары не держали войска на нашей территории, однако их вторжения приносили много горя. Впрочем, военные походы, как правило, являлись лишь следствием неповиновения, но наказывать за него ханы предпочитали крайне жестоко.

С XIV века зависимость Руси от Золотой Орды начала постепенно ослабевать. Русские князья все чаще стали успешно «показывать зубы» монгольским ханам, а Дмитрий Донской, одолевший Мамая в знаменитой Куликовской битве, стал первым князем за 140 лет, передавшим великокняжескую власть своему сыну Василию без получения ханского ярлыка на княжение. Ослабление зависимости русских княжеств стало следствием ослабления самой Золотой Орды: междоусобные войны ханов и раздробление Орды на несколько частей не могло не сказаться на военной и политической силе монголо-татаров.

Историки по-разному оценивают зависимость Руси от Золотой Орды. По мнению многих монголо-татарское иго в значительной степени затормозило историческое развитие русского народа. По их мнению именно из-за него мы по многим показателям отстали от европейских государств и лишь с приходом к власти Петра Первого русскому государству удалось немного ликвидировать это отставание. Другие же, напротив, полагают, что зависимость от Золотой Орды была скорее благом, нежели несчастьем. Так, Карамзин полагал, что монголо-татарское иго очень важную роль в развитии русской государственности, а Ключевский считал, что Орда в значительной степени предотвратила братоубийственную междоусобицу на Руси. Лев Гумилев считал отношения Руси и Золотой Орды политическим союзом, выгодным в первую очередь для Руси, и полагал, что их следует называть «симбиозом».

Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в уводе ремесленников в ордынские центры и города, уплате весьма обременительной регулярной дани («ордынского выхода»), разорительных дополнительных поборах, а также в существовании особой служебной организации непосредственных производителей, которые должны были обеспечить все нужды приезжавших от хана на Русь послов, гонцов, специальных представителей. Политическая зависимость проявлялась прежде всего в том, что решающим условием легитимности власти любого владетельного князя (великого или удельного) было ханское пожалование (ярлык). Наследственность княжеских столов в границах местных династий Рюриковичей была тогда важным, но все же менее существенным фактором легитимности власти монархов. Русские князья были обязаны также участвовать со своими войсками в походах властителей Золотой Орды.

Исторически изменчивыми были формы ордынского контроля. Первой , существовавшей сравнительно недолгое время, был институт непосредственных представителей хана («баскаки»). Затем на вооружение был взят способ опосредованного контроля. Наиболее выразительный пример – бывшая Владимиро-Суздальская земля. Великокняжеский стол во Владимире не был наследственно закреплен ханами за какой-либо одной линией потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо. Князь, получивший на него ярлык, отвечал лично перед ханом за исправную выплату выхода всеми князьями, своевременное их участие в ордынских военных кампаниях, их лояльность саранскому властителю и т. п. В награду он получал право на управление и суд над населением территорий Владимирского стола, право на доставку выхода со всех княжений и земель в Орду, княжеский стол в Великом Новгороде (туда обычно отправляли близкого родственника и своих наместников), статус «старейшего» князя. На протяжении большей части XIV в. Владимирское великое княжение стало объектом ожесточенного соперничества московских, тверских, а затем и нижегородско-суздальских княжеских династий, что облегчало ханам их функцию арбитра.

Победа московских Рюриковичей (они соединили в своих руках территории Московского и Владимирского великих княжеств) стала причиной последнего изменения: с конца XIV в. все великие и самостоятельные княжения Северо-Восточной Руси стали непосредственно сноситься с Ордой и по поводу уплаты дани, и для получения ханских ярлыков, и по другим вопросам.

Документы

За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.

Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге

На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием «татаро-монгольское иго». Вот одна из таких подделок. Этот текст называется «Слово о погибели русской земли» и в каждой публикации объявляется «отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»

На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись можно увидеть следующую картину. Западная часть Руси называется Московия, или Московская Тартария… В этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем Московской Тартарии или герцогом (князем) Московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или Русская Империя

В 1-м издании Британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая…»

Билет 11.

Общие условия развития культуры. Уже во второй половине XI века на Руси наступают неспокойные времена, с новой силой разгорается борьба за власть и княжеские междоусобицы. По традиции Великий князь «рассаживает» своих сыновей по уделам. Земля распределяется по старшинству. Князья должны были заботиться об охране своих территорий, о земском строе. Им принадлежало право издания судебных уставов

Из Правды Ярославичей мы узнаем об устройстве вотчины. Ее центром был княжеский или боярский двор со множеством кладовых и погребов, где хранилось княжеское «добро»: железо, медь, вина. Престижным считалось иметь табуны лошадей. Князь, как правило, получал два имени, одно при рождении, другое при крещении. Обычай касался младенцев обоего пола. Мальчики от 2 до 4 лет проходили обряд постриги – первое стриженее волос. По этому поводу устраивались пиры в отцовском доме. Малютку в первый раз сажали на коня.

Женили детей рано: сыновей – в 11 лет, дочерей – в 8, а иногда и в 5–7 лет. С.М. Соловьев приводит описание свадьбы дочери Всеволода III – Верхуславы, выходившей за Ростислава Рюриковича: «... и дал за ней бесчисленное множество золота и серебра; и сватов одарил большими дарами, и отпустил с великою честию; ехал он за милою своею дочерью до трех станов, и плакали по ней отец и мать, потому что была она им мила и молода: только осьми лет... Князь Рюрик... сыграл сыну Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси, пировали на ней слишком 20 князей; снохе же своей дал много даров и город Брягин...». В руках князя концентрировались большие земельные угодия. В его безраздельной власти находилась и челядь. Богатство пополнялось за счет земель и имущества провинившихся людей или бояр, служивших его предшественнику.

Основным источником доходов по-прежнему оставалась дань. Отсюда стремление купить слободы или занять новые, пустовавшие земли и заселить их, что стало одной из причин княжеских усобиц, которые иногда продолжались 12–17 лет. Вести войну по правилам означало причинять неприятельской волости как можно больше вреда – жечь, грабить, убивать, брать в плен. Бывало, что население городов полностью перевозили из одного места в другое, заселяя свободные территории. Мир заключался целованием креста, был непрочным и постоянно нарушался. Все это вызывает массовое недовольство, народные восстания. Не случайно, в «Русскую Правду» вносятся дополнительные статьи о защите имущества феодала и его вотчины («Правда Ярославичей»).

Смена князей мало способствовала укреплению княжеской власти. Каждый новый князь старался ввести собственные порядки и показать, насколько был несостоятельным его предшественник. Стремясь к стабильности, местные жители создают оппозицию власти в лице городских вече, которые со временем приобретают большую силу. Города начинают сами выбирать себе полюбившихся князей и изгонять слишком ретивых, не прислушивающихся к местному голосу. Князья вынуждены были считаться с мнением вече. Города приобретают значение руководящей политической силы, все большую свободу.

Для прекращения усобиц по инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей, где был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Фактически это означало разделение Руси. Однако усоби­цы продолжались и после Любечского съезда. Только необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам – половцам еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества.

Вторжения кочевников стали настоящим бедствием. В летописи указано 37 значительных половецких набегов. Князья в междоусобицах считали нормальным прибегать к помощи половцев. Волости опустошались и разорялись. Как следствие приходят физические бедствия. Во всех местных летописях встречаем описания неурожаев, голода и болезней, которые опустошали землю не хуже половцев.

Распад государственного политического единства, падение престижа княжеской власти приводят к усилению роли духовенства. Епископы становятся главными советниками князя, принимают участие в примирении князей, усмирении народных восстаний, выступают в качестве посредников между населением и князьями.

Вырабатывается особое отношение и уважение народа к монашеству. Это – иной, высший мир. Широко распространяются сказания о чудотворных иконах и исцелениях. «Подвиги св. монахов сияют чудесами больше мирской власти...» – записал летописец XII века. В Турове, Переяславле, Чернигове, Владимире, Смоленске, Новгороде и многих других городах появляются монастыри, в том числе и женские. Дочь Всеволода Ярославича Янка в молодости ушла в монастырь и «собрала около себя много монахинь и жила с ними по монастырскому чину».

Монастыри очень быстро набирают силу. Они получают в подарок земли, бесценные ювелирные украшения, иконы, различные суммы денег, выполняются драгоценные оклады для монастырских икон. Богатыми становятся даже отдельные монахи. По сообщениям летописцев, они хранили свое «добро» в кельях и не хотели раздавать его нищим. Бывали случаи, когда бедных монахов монастырская братия отказывалась хоронить.

В то же время, монастыри по-прежнему остаются центрами образования. Здесь работают школы и училища по подготовке духовных лиц. На Руси понимали значимость образования. Особо уважаемыми являлись князья, знакомые «с книжной мудростью». В Татищевском своде воздается хвала Константину Всеволодовичу за то, что был умен, имел много старинных греческих книг, переведенных на русский язык, собирал сведения о делах древних славных князей, часто писал сам.

«Раздрася вся русская земля», – записал летописец в 1132 году. Киевская Русь распадается. Образуются отдельные княжества – Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Киевское, Новгородская земля и ряд других мелких княжеств. Однако процесс распада на этом не закончился. Князей становилось все больше и все мельче дробилась русская земля. К середине XII в. на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель, к началу ХШ в. их стало около 50.

Со временем Киевская метрополия, «в течение двух веков опустошаемая огнем и мечом, иноплеменниками и своими», как пишет Карамзин, теряет свое значение. Ее роль переходит к другим княжествам. Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской.

Распад Киевской Руси имел чрезвычайно важные положительные последствия. Небольшими территориями было легче управлять. Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить. На новый качественный уровень поднимается экономика (ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговли, товарно-денежных отношений.

Русь и раньше называли «страной городов». Теперь их становится больше, они увеличиваются в размерах, растет их общественно-политическое значение. Город состоял из нескольких частей. Собственно город был обнесен насыпными валами со рвом и деревянными, реже каменными стенами. Эта внутренняя часть носила название – детинца. Вокруг основного города формируются поселения, которые тоже обносились стенами. Получалось двойное укрепление.

Внешний город называли острогом. Возводились стены с башнями и воротами. Каждые ворота имели свое название: по сторонам света – Восточные, по украшениям – Золотые, Серебряные, по тем частям городского населения, которое к ним примыкало – Жидовские, Лядские. Строили мосты через реки, тюрьмы, погреба, дома и княжеские терема, торговые площади. В основном постройки были деревянные, поэтому Русь не миновали беды, характерные для всех средневековых городов: пожары часто опустошали половину города. В Новгороде с 1054 по 1228 годы упоминается 11 больших пожаров.

С территориальным распадом окончательно разрушилось политическое единство русских земель. В противоборство вступают две непримиримые тенденции: стремление к созданию мощной централизованной государственной структуры (Владимиро-суздальские земли) и развитие хоть и ограниченных, но все же, демократических основ государственного устройства (Новгород).

Общественное сознание, совершенно очевидно (создание городских вече, выбор князей горожанами, реакция населения на усиливающееся закабаление), склоняется к демократическому выбору, что объяснялось и вековыми славянскими традициями, и падением авторитета княжеской власти, неспособностью правителей договориться между собой, усилением междоусобных конфликтов.

Но самое главное, в противовес политическому распаду усиливаются экономические, социальные и церковно-нравственные связи между различными регионами Руси. В.О. Ключевский называет этот процесс пробуждением в русском обществе «чувства земского единства, зарождением русской народности» (выд. – авт).

Основные тенденции в литературе и искусстве. Период феодальной раздробленности стал временем небывалого расцвета художественной культуры. Князья на выделенной территории стараются обустроиться, и ввести порядки, подобные киевским. Это стало одной из причин чрезвычайно быстрого распространения высоких культурных традиций по всей Руси.

Количество новых церквей, каменных построек, памятников монументальной архитектуры исчислялось тысячами. Для них нужны были иконы, литургическая утварь, мастера, которые могли бы оформить интерьер. Накануне татарского нашествия повсеместно работает множество артелей. Несмотря на усиление Церкви, которая в это время слишком увлеклась мирскими делами, разрушение централизации приводит к свободе творчества. Каждая артель вырабатывает свой стиль, старается учитывать вкусы заказчика.

В результате в регионах складываются собственные художественные школы, а в художественную культуру вливаются новые черты, связанные с местными бытовыми особенностями, социально-политическими и географическими условиями.

Литература этого периода развивается так же быстро, как и архитектура и живопись. Поражает разнообразие жанров литературных произведений: житийная (биографии святых), различные послания, исторические повести, географические сочинения и т.д. В конце ХI – начале ХII века в Чернигове, Владимире, Смоленске и многих других городах составляются летописные своды.

Многие произведения пронизывает идея единения Руси перед лицом внешней опасности. Неизвестный автор оставил бесценный письменный памятник «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе в 1185 году Игоря Святославича на половцев. Князь небольшого Новгород-Северского княжества с малыми силами идет в далекий поход. И было это вызвано не только стремлением защитить русскую землю от половцев, но и жаждой славы. Автор сочувственно относится к Игорю Святославичу, он подчеркивает, что тот бесстрашен, благороден, сам понимает и глубоко переживает свою ошибку. Главный упрек адресуется князьям, которые «своими крамолами начали...наводить поганых на землю Русскую, ...из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!».

Раздробленное государство не может успешно обороняться от врагов, и страстно звучит обращение к князьям: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду сего времени... Загородите Полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!».

В основу повести легли традиции русского народного творчества. Самый лирический момент произведения – монолог-плач Ярославны, верной и преданной жены Игоря. По старой языческой традиции, она обращается к природным стихиям как к одушевленным силам: «О ветер, ветрило! ...О Днепр Славутич!». Автор называет русских воинов сынами Даждьбога. Часто использует эпитеты, характерные для устного народного творчества: серый волк, чистое поле, черная земля.

«Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на всю русскую культуру. Оно стало образцом для создания «Задонщины » – поэтического произведения о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле. В XIX и XX веках литераторы и художники не перестают обращаться к событиям того времени. Хорошо известны картины И. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха.

Распад Киевской Руси на отдельные княжества приводит к ослаблению военной мощи, князья так и не смогли объединиться перед лицом опасности, что является главным негативным последствием периода феодальной раздробленности.

С середины XIII века Русь представляет собой мрачную картину. Разрушенные и сожженные города, опустошенные села, поросшие лесом пашни; население истреблено, угнано татарами. Затихают ремесла, некоторые совсем исчезают. Прекратилось производство пряслиц из овручского шифера, стеклянных браслетов, изделий с чернью и зернью, перегородчатой эмалью, многоцветной поливной керамики, применявшейся в строительстве, приостанавливается каменное строительство. Пострадали даже земли, не испытавшие непосредственного нападения врагов.

В произведениях литературы нашествие воспринимается как катастрофа, вторжение потусторонних сил, нечто невиданное. В середине и второй половине ХIII века появляются произведения, посвященные событиям татаро-монгольского ига. Они очень эмоциональны и поэтичны. Значительное место среди них занимает «Слово о погибели Русской земли». Это плач о «светло светлой и украсно украшенной земле Русской». В литературных произведениях зафиксированы наиболее важные события этого сложного для Руси периода. В «Повести о разорении Рязани Батыем» народный герой, воин Евпатий Коловрат собрал небольшую дружину и яростно пошел на врага: «Один дрался с тысячью, а два – с тьмою». Этот бой был больше похож на месть мертвых восставших русичей.

Житие Александра Невского повествовало о Невской битве со шведами, о Ледовом побоище на Чудском озере, об отношениях Александра Невского с Золотой ордой и о смерти князя. Все эти и другие произведения пронизаны теплом, лирической скорбью о прошлом, о былом величии Руси.

Трудно представить себе урон, нанесенный татаро-монголами. Более чем на два века было прервано развитие русской культуры. В. Ключевский называет ХIII, ХIV вв. «порой всеобщего упадка на Руси», когда «люди становились робки и малодушны», когда все население страны (от простолюдина до князя) действует во имя личных интересов, когда физически уничтожают смелых, предприимчивых князей и откровенно поддерживают не слишком даровитых, но – покорных, когда русские правители перенимают восточные манеры роскоши и вседозволенности. И эти сдвиги в общественном сознании имели, пожалуй самые негативные, а главное, долговременные последствия, когда, по словам того же Ключевского, основными чертами становятся инстинкты «самосохранения и захвата».

I. ВИДЫ, ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • А) В зависимости от характера издания, заложенной идеи, применяемых образов и т. д.

  • Виды зависимости Руси от Золотой Орды

    1. Экономическая:

    Ежегодная выплата дани - «ордынский выход»

    Другие повинности (например, необходимость служить в войске, участвовать в военных походах хана)

    2. Политическая:

    Княжение по ярлыку

    Контроль за деятельностью князей

    Вмешательство в порядок управления

    Жестокая расправа с непокорными.

    Князья по-разному реагировали на иго:

    1. Даниил Галицкий - был за сотрудничество с Западом в борьбе с Золотой Ордой.
    2. Александр Невский - за сотрудничество с Ордой, чтобы предотвратить набеги
    3. Андрей Ярославович и другие – систематическое сопротивление, непрерывные небольшие восстания, но после Неврюевой рати, с которой боролся Андрей, он бежит сначала в Новгород, потом в Швецию, открытые сопротивления Орде прекратились.

    Периоды зависимости Руси от Золотой Орды

    1.Начало ига- наиболее тяжёлый период в истории Руси.

    2.С 1263г. Александр Невский добился права самолично возить дань вО, предотвратив набеги баскаков.

    3. 14 век- зависимость ослабевает после побед в Донского в Куликовской битве.

    4. 15 век- постепенное освобождение от ига.

    Причины побед Золотой Орды

    • Строжайшая дисциплина в войске
    • Гибкая тактика, наличие разведки
    • Хорошая подготовленность воинов, современное по тем временах вооружение.
    • Организация войска по десятичной системе. В десятках- родственники.
    • Умелые руководители

    Последствия ига:

    политические

    экономические

    социальные

    культурные

    изменение роли князя в стране

    разрушение сёл и городов

    резкое сокращение численности населения

    исчезают многие ремёсла

    ослабление многих земель, их роли

    Упадок ремёсел

    (многие ремесленники попали в плен)

    формирование зависимого населения

    уничтожены многие храмы летописи, иконы.

    разрушение торговых связей

    упадок сельского хозяйства

    Точки зрения на последствия ига Золотой Орды

    • Н.М.Карамзин,В.О. Ключевский отмечали положительное влияние, сотрудничество Руси и Орды, благодаря чему быстрее закончилась раздробленность, установилась монархия.
    • Н.И. Костомаров положительное видели только в том, что формировалось право, «единодержавие».
    • Общая оценка современных историков (В.О. Ключевский, С.М.Соловьёв)- негативная. Иго принесло огромные разрушения и гибель людей.
    • Л.Н.Гумилёв вообще отвергал наличие ига, считал это мифом.

    Некоторые термины.

    Иго- система политического и экономического господства ханов З.О. над Русью.

    Орда - у тюркских и монгольских народов- военно-административная организация.

    Курултай - народное собрание, совет старейших.

    «Яса»- свод законов Чингисхана.

    Улус - владение. Русь была улусом хана, а русские князья - его вассалами.

    Ярлык - ханская грамота, дававшая право русским князьям на княжение в своих землях. Самое привлекательное было Владимирское княжение, т.к. владимирский князь имел право на старшинство.

    «Ордынский выход»- выплата дани.

    Бессермены- командующие ордынским войском

    Баскаки- представители хана на Руси во время сбора дани

    Периоды правления русских и князей и золотоордынских ханов

    Юрий Всеволодович, князь Московский (1218-1238)

    Батый (Бату)- 1236-1255

    Ярослав Всеволодович, князь Московский (1238-1246)

    Батый

    Даниил Романович, князь Галицко-Волынского княжества (1221-1264)

    Батый.

    Берке , брат Батыя- 1256-1266 (при нём Золотая орда приняла ислам)

    Александр Невский (1252 – 1263)

    Батый, Берке.

    Даниил Александрович (1276-1303)

    Менгу-Тимур- 1266-1282 (племянник Берке), но в период 1266-1300 фактическим правителем был темник (военачальник) Ногай.

    Тудай-Менгу (внук Батыя)-1282-1287.

    Талабуга -1287-1291.

    От контроля Ногая освобождается только Токтай – 1291-1313 (сын Менгу-Тимура). Разгромив в 1300 войско Ногая и убив его самого.

    Юрий Данилович(1303- 1325)

    Токтай.

    Узбек – 1313-1342. Это был расцвет Золотой Орды(внук Менгу –Тимура)

    Иван I Калита (1325-1340)

    Узбек.

    Семен Гордый (1340-1353)

    Узбек.

    Тинибек- 1342 (сын Узбека, убит братом).

    Джанибек – 1342-1357(сын Узбека).

    Иван II Красный (1353-1359)

    Джанибек.

    Бердибек -1357-1359(сын Джанибека). С его смертью пресекается род Батыя и в Орде начинается 20-летняяя смута. В период смуты сменилось 20 ханов, но фактическим правителем стал темник Мамай.

    Дмитрий Донской (1359-1389)

    Мамай.

    Донской нанёс поражение войску Мамая в Куликовской битве в 1380г, остатки войска Мамая разбил Тохтамыш, который сумел восстановить единство орды, Мамай бежал в Крым, в генуэзскую колонию Кафу, где был убит в 1381г.

    Тохтамыш- 1379-1381 и 1392-1395.В его правление Тимерлан в 1395 году напал на Орду,разбил войска Тохтамыша на р. Терек.

    Василий I (1389-1425)

    Тохтамыш.

    С 1396-1411 власть фактически принадлежала темнику Едигею (сменилось 8 ханов).

    С 1396 стал правителем части Орды, которую потом станут называть Нагайской ордой.

    1399 на реке Ворскле Едигей разбил литовскую армию Витовта и отряды Тохтамыша, стал фактическим правителем всей Орды.

    1406- убил тохтамыша, а потом и его сына.

    1408- напал на Русь с целью заставить платить снова дань.Сжёг можайск, осадил Москву, но взять не смог.

    1414- изгнан из Орды, в 1419 убит одним из сыновей Тохтамыша.

    1411-1420- смена 9 ханов.

    1421- орда разделилась на Западную и Восточную - 1421-1431- смена власти в Западной Орде 8 раз, 5 раз из них – у власти Улу-Мухаммед..

    Василий II Тёмный (1425-1462)

    Улу-Мухаммед.

    С 1437 г. Улу-Мухаммед во главе Казанского ханства.

    1403-1502- образована Большая Орда.Столица сарай-Берке.

    В 1503г. разгромлена Крымским ханом Менгли-Гиреем.

    Снова смена власти.

    Иван III (1462-1505)

    1465-1481- хан Ахмед.

    Успех монгольского нашествия в 1237-1240 годах стал началом зависимости Руси от Золотой Орды. Многочисленные поражения русских войск, падение Рязани, Владимира, Москвы, Суздаля, Ростова, Ярославля, Чернигова и многих других городов привело к тому, что русские князья были вынуждены признать над собою власть монгольских владык. Сначала зависимость Руси от Золотой Орды была лишь политической: русское самоуправление сохранилось, но отныне князья отправлялись в Орду, чтобы получить от монгольского правителя ярлык на княжение. Впоследствии на Русь была наложена дань.

    Сейчас зависимость Руси от Золотой Орды принято называть монголо-татарским игом. Однако к значению этого термина нужно относиться осторожнее. Прежде всего, он появился аж в 1479 году, а распространение получил только в XVI веке и придумали его вовсе не русские, а поляки. Кроме того, хотя на Русь и была наложена дань, хотя князья в высокой степени зависели от монгольских ханов, тем не менее, нельзя сказать, что зависимость от Золотой Орды была так уж унизительна для русского народа. Прежде всего, монголо-татары не отнимали у нас веры, а вера является краеугольным камнем самосознания народа. Кстати, именно поэтому святой князь Александр Невский предпочел иметь защиту хана Батыя, а не помощь западных государств: запад требовал отказаться от православия и перейти в католичество. Во-вторых, они предоставляли русским князьям самим управлять своими землями и заботились, в основном о получении дани в полном объеме. Мало того, многие князья старались использовать связи в Орде в конфликтах между собою. На этом, например, была построена внешняя и внутренняя политика Ивана Калиты, который сумел сделать московское княжество наиглавнейшим на Руси и положил начало объединению русских земель. Монголо-татары не держали войска на нашей территории, однако их вторжения приносили много горя. Впрочем, военные походы, как правило, являлись лишь следствием неповиновения, но наказывать за него ханы предпочитали крайне жестоко.

    С XIV века зависимость Руси от Золотой Орды начала постепенно ослабевать. Русские князья все чаще стали успешно "показывать зубы" монгольским ханам, а Дмитрий Донской, одолевший Мамая в знаменитой Куликовской битве, стал первым князем за 140 лет, передавшим великокняжескую власть своему сыну Василию без получения ханского ярлыка на княжение. Ослабление зависимости русских княжеств стало следствием ослабления самой Золотой Орды: междоусобные войны ханов и раздробление Орды на несколько частей не могло не сказаться на военной и политической силе монголо-татаров.

    Историки по-разному оценивают зависимость Руси от Золотой Орды. По мнению многих монголо-татарское иго в значительной степени затормозило историческое развитие русского народа. По их мнению именно из-за него мы по многим показателям отстали от европейских государств и лишь с приходом к власти Петра Первого русскому государству удалось немного ликвидировать это отставание. Другие же, напротив, полагают, что зависимость от Золотой Орды была скорее благом, нежели несчастьем. Так, Карамзин полагал, что монголо-татарское иго очень важную роль в развитии русской государственности, а Ключевский считал, что Орда в значительной степени предотвратила братоубийственную междоусобицу на Руси. Лев Гумилев считал отношения Руси и Золотой Орды политическим союзом, выгодным в первую очередь для Руси, и полагал, что их следует называть "симбиозом".

    Закончив кровавые завоевательные походы, татаро-монгольские отряды, отягощенные огромными обозами с награбленным добром и толпами пленных, расположились в конце 1242 г. в обширных степях между Дунаем и Обью. Новые хозяева кипчакских степей занялись не только отлаживанием собственного государства, но и установлением отношений с окружающими соседями. Верховным партнером стал по праву наследования хан Вату, внук Чингисхана. Он пробыл на престоле Золотой Орды 14 лет (1242-1256). Первоочередным делом при организации внутренней структуры государства для Вату стала раздача земельных наделов (улусов) степной аристократии в соответствии с военными должностями. Одновременно с этим шло формирование государственного аппарата, нацеленного исключительно на сбор налогов и дани. Необходимо было также установить систему политического властвования над народами, территориально не входящими в Золотую Орду. В первую очередь это относилось к Руси. Все это Вату удалось осуществить в кратчайшие сроки.

    Однако при всей мощи армии и великолепии ханского двора Золотая Орда в политическом отношении не была самостоятельным государством, а составляла часть единой империи, управлявшейся из Каракорума.

    Повиновение состояло в обязательном отчислении в Каракорум части всех собранных налогов и дани. Для точного установления этой суммы присылались специальные чиновники, так называемые "численники", которые переписывали население. На Руси "численники" появились в 1257 г. Ханы Золотой Орды не имели права утверждать русских великих князей на Владимирском престоле, а могли назначать лишь обладателей более низких рангов. Именно поэтому русские князья Ярослав и его сын Александр Невский вынуждены были совершать длительное путешествие из Руси в Монголию. Столицей Золотой Орды был Сарай (близ современной Астрахани).

    Против русских князей применялся настоящий террор, который должен был запугать их и лишить даже мысли о противодействии саранскому владыке. Многие русские князья были убиты, в частности в 1387 г. был убит Михаил Ярославич Тверской. На Руси то и дело появлялись карательные золотоордынские отряды. В ряде случаев запуганные русские князья сами привозили дань в ханскую ставку.

    Когда беспощадное военное давление было заменено не менее тяжелым, но более изощренным - экономическим, татаро-монгольское иго на Руси вступило в новую стадию.

    Весной 1361 г. в Золотой Орде сложилось напряженное положение. Обстановка усугублялась междоусобицей, борьбой за господство между отдельными ханами. Одной из центральных фигур в Золотой Орде в этот период становится Мамай. Проводя энергичную политику, он смог добиться того, что обособление территории феодалов было ликвидировано. Нужна была решающая победа, которая не только гарантировала бы объединение государства, но и давала большую возможность управлять вассальными территориями. Для такого решительного поворота не хватало средств и сил. И то и другое Мамай потребовал у великого князя московского Дмитрия Ивановича, но получил отказ. Русь стала готовиться к борьбе с Мамаем.

    Несмотря на все страшные невзгоды, потери и утраты, русский земледелец своим упорным трудом создавал материальную основу консолидации сил для освобождения от татаро-монгольского гнета. И наконец пришло время, когда объединенные полки северо-восточной Руси под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича вышли на Куликово поле. Они бросили вызов татаро-монгольскому владычеству и вступили в открытый бой с Ордой.

    Растущая мощь северо-восточной Руси была продемонстрирована уже в 1378 г., когда на реке Воже (притоке Оки) великий князь московский разбил крупный монголо-татарский отряд, захватив в плен видных военачальников Мамая. Весной 1380 г., перейдя "великую" Волгу, Мамай со своими ордами вторгся в восточноевропейские степи. Он дошел до Дона и стал кочевать в районе его левого притока - реки Воронеж, намереваясь ближе к осени идти на Русь. Его планы имели особо зловещий характер: он хотел осуществить не просто набег с целью грабежа и увеличения размеров дани, а полностью захватить и поработить русские княжества.

    Узнав о надвигавшейся угрозе, великий князь Дмитрий Иванович спешно предпринял меры по укреплению Москвы, Коломны, Серпухова и других городов. Москва становится организующим центром подготовки отпора новому нашествию. Вскоре сюда прибывают многочисленные князья и воеводы ближайших княжеств.

    Дмитрий Иванович энергично занялся формированием русского войска. Был разослан приказ о сборе в Коломне 15 августа.

    • 18 августа Дмитрий Иванович побывал в Троице-Сергиевом монастыре и получил благословение игумена Сергия Радонежского на битву с Ордой. Этот старец, основатель монастыря, снискавший своей подвижнической жизнью огромный авторитет среди различных слоев населения, играл видную роль в общественной и духовной жизни Руси.
    • 27 августа войско вышло из Москвы в Коломну, где состоялся общевойсковой смотр, на котором каждому полку был назначен воевода. Великий князь делает свой первый решительный шаг навстречу врагу - переправляется через Оку - главный южный оборонительный рубеж Руси против кочевников.

    Ведя постоянную разведку, русские были хорошо осведомлены о расположении и намерениях противника. Мамай, уверовав в свое полное превосходство, допустил в этом отношении серьезный просчет. Он был застигнут врасплох, так как благодаря быстрым действиям русских его планы были нарушены.

    Сколько же воинов собралось под русскими стягами перед Куликовской битвой? По мнению проф. Н. А. Хотинского, изложенному в книге "История и география Куликовской битвы" (М., 1988. С. 29), "древние письменные источники донесли до нас на этот счет противоположные сведения: от явно преувеличенной цифры 400 тыс. до 150 тыс. бойцов. Вероятно, более реальное количество войска указал А. Н. Татищев, исчислив его примерно в 60 тыс. человек. К. такому же мнению склоняются большинство современных военных историков, определяющих общее количество русского войска в 50-60 тыс. ратников. Ордынские полки, видимо, насчитывали 80-90 тыс. воинов. На Куликово поле вышли полки почти всех княжеств Северо-Восточной Руси".

    Многотысячная армия Мамая была разгромлена в 1380 г. на Куликовом поле. Русь торжествовала победу. Однако через два года золотоордынский хан Тохтамыш во главе огромной армии неожиданно напал на Русь, которая еще не в полной мере оправилась от последствий Куликовской битвы. Ордынцы смогли захватить Москву. 26 августа 1382 г. Москва была полностью разорена и опустошена.

    После взятия Москвы орды Тохтамыша рассеялись по округе, грабя и убивая, сжигая все на своем пути. Но бесчинствовали на этот раз ордынцы недолго. В районе Волоколамска на них неожиданно напал князь Владимир Андреевич с семитысячным войском. Татары побежали. Получив сообщение о силе русской армии и помня урок Куликовской битвы, Тохтамыш стал поспешно уходить на юг. С того времени Орда стала опасаться открытого столкновения с русским войском и начала действовать с большой хитростью и осторожностью, всячески стараясь разжечь междоусобную борьбу русских князей. Тяжелое бремя дани, хотя и в меньшем объеме, чем требовал Мамай, снова легло на Русь. Означает ли это, что плоды победы в Куликовской битве были полностью утрачены? Конечно, нет! Благодаря ей замысел Мамая о полном порабощении Руси не был осуществлен ни им, ни последующими властителями Орды. Напротив, с этого времени центростремительные силы в объединении русских княжеств вокруг Москвы все более крепли. Русь после Куликовской битвы укрепилась верой в свои национальные силы, что сыграло важную роль в ее окончательной победе над Ордой. С этого времени русские перестали смотреть на Орду как на непреодолимую силу, как на неизбежное и вечное наказание Бога. Дмитрий Иванович, прозванный за победу в Куликовской битве Донским, возглавил поколение людей, преодолевших вековой страх, внушенный нашествием Батыя. Да и сами ордынцы после Куликовской битвы перестали смотреть на русских как на безответных рабов и данников.

    После Куликовской битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более ослабевала. Уже Дмитрий Донской подчеркивал свою независимость от ханской воли и, нарушая установленный Ордой порядок, в своей духовной грамоте-завещании передал право на великое княжение Владимирское своему старшему сыну Василию Дмитриевичу. С тех пор независимый от Орды способ передачи верховной власти в северо-восточной Руси становится наследным правом московской княжеской семьи. На Куликовом поле был сокрушен сильный и многоопытный противник. Хотя ордынцы продолжали и позже завоевательные походы, однако в полной мере оправиться от поражения в Куликовской битве так и не смогли. Ее последствия во многом предопределили дальнейшую судьбу Орды. 1395 г. - практически последний год существования Золотой Орды. Агония распада этого некогда могущественного государства длилась до середины XV в. На месте Золотой Орды появились новые политические образования. Через 200 лет после создания ханом Батыем Золотой Орды она распалась на следующие составные: Большая Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда. Все они существовали обособленно, враждуя и мирясь друг с другом и с соседями. Дольше других длилась история Крымского ханства, которое перестало существовать в 1783 г. Это был последний осколок Золотой Орды, пришедший из средневековья в новое время.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!