Как ольга мстила древлянам за смерть мужа. Как отомстила княгиня ольга за гибель мужа

Княгиня Ольга и ее месть за смерть князя Игоря Рюриковича

У Игоря остались в Киеве малолетний сын Святослав и жена Ольга. Ольгу избрал Игорю в жены еще сам Олег, после того как Игорь случайно встретил ее на охоте. По преданию, Ольга жила в деревне недалеко от Пскова, в незнатной и небогатой семье, и даже имя она приняла в честь Олега, возвысившего ее за красоту и ум до княгини.

В тяжелое время Ольга подтвердила правильность выбора Вещего Олега. Узнав о смерти Игоря, она поручила боярину Асмуду воспитание юного князя, старому и опытному воину Свенельду - дружину, а сама приготовилась отомстить за смерть любимого мужа. Не одни женские чувства руководили ею, Ольга понимала, что если бунт древлян останется ненаказанным, то пошатнется власть Киева и только что основанная держава может развалиться.

Древляне, обнадеженные первым успехом, прислали в Киев знатных послов с предложением Ольге выйти замуж за их князя Мала. Такой брак сохранил бы и усилил государство. Но, руководствуясь державным умом, Ольга не забыла и своих чувств.

Она сделала вид, что согласна выйти за убийцу мужа, и в знак почести приказала нести послов прямо в ладье с берега Днепра в княжеский терем. По дороге ладью бросили в заранее приготовленную яму и заживо закопали послов в землю. Так легенда рассказывает о первой хитрости Ольги.

Потом Ольга сообщила древлянам, что они должны прислать за ней посольство из мужей, которые управляют Древлянской землей. Прибывшим послам она предложила по славянскому обычаю вымыться в бане и приказала сжечь их в ней. Это было второй хитростью Ольги.

После этого Ольга обратилась к древлянам с просьбой перед свадьбой с их князем устроить тризну, то есть поминки по Игорю, и попросила древлян наварить хмельного меда и самых знатных пригласила на могилу своего мужа. Когда участники тризны опьянели, небольшая часть дружины, бывшая с Ольгой, перебила древлян. Это была, по словам летописца, третья хитрость Ольги.

Однако месть и наказание еще не закончились. Вместе с дружиной Ольга пошла на Искоростень - столицу древлян. Дружиной предводительствовал малолетний князь Святослав. Когда войска встали друг против друга, князь метнул копье в сторону убийц своего отца. Копье, брошенное рукой ребенка, пролетело между ушей коня и упало, попав коню в ногу. Свенельд и Асмуд, воспитатели князя и старшие в дружине, сказали:

Князь начал, начнем и мы. Постоим за князя! - и бросились в битву.

Разбитым наголову древлянам пришлось спасаться бегством и затвориться в своем городе.

Понимая, что им пощады не будет, горожане защищались с отчаянием обреченных. Целое лето простояла Ольга под стенами Искоростеня и снова прибегла к хитрости. Сделав вид, что считает мщение достаточным, она обещала оставить город, если ей уплатят дань. Древляне согласились. Ольга отказалась от дорогих мехов и потребовала с каждого двора по три голубя и по три воробья. Получив дань, она приказала своим воинам привязать к каждой птице трут и серу, ночью зажечь их и отпустить. Птицы полетели в свои гнезда, под крыши домов. Огонь охватил весь город. Спасаясь от пожара, древляне бежали в руки дружинников Ольги, навстречу смерти, и гибли под ударами их мечей.

Жестоко отомстив за гибель мужа, Ольга занялась устройством государства, доказав, что умеет не только мстить, но и обладает умом правительницы. Она объехала все города от Киева до Новгорода и для уплаты дани разделила всю страну на погосты. Слово «погост» - от «гостить», оно означало место, где останавливался князь, собирая дань.

Крещение княгини Ольги

Проповедники христианства проникали и на Русь, особенно в терема бояр и княжеский дворец. Так узнала о христианстве и княгиня Ольга. Она отправилась в Царьград, чтобы быть крещенной не простым священником, а самим патриархом. Император Константин, носивший имя основателя города и Восточной империи, не сразу принял Ольгу, и ее ладьям пришлось долго стоять в Суде - так назывался залив Золотой Рог у Царьграда - Константинополя. Послов из разных стран и князей разных народов прибывало сюда много, допускали их во дворец по очереди, и русской княгине исключения не сделали. Но когда Константин все-таки встретился с Ольгой, он, по словам летописца, был восхищен ее красотой и умом, угощал княгиню за золотым столом, из тарелок, усыпанных драгоценными камнями, и даже захотел сделать ее своей женой и императрицей. Ольга не пожелала оставаться в Царьграде. Боясь, что отказ обидит императора и он помешает крещению, она, по легенде, снова прибегла к хитрости. Ведь язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он не крестит ее. Константин приказал патриарху крестить русскую княгиню, и сам согласился стать ее крестным отцом. Новое имя Елена дали ей в честь матери Константина Великого, первого римского императора-христианина. Когда обряд совершился и снова стал вопрос о женитьбе, Ольга ответила:

Как ты хочешь взять меня женою, когда сам крестил и назвал дочерью?

И императору пришлось признать:

Перехитрила ты меня, Ольга.

Он отпустил ее из Царьграда с большими дарами, но Ольга все равно уехала с обидой. Когда позже от Константина в Киев прибыли послы с просьбой дать в помощь императору войско, гордая и обидчивая княгиня ответила императору через послов:

Если постоишь у меня в Почайне, как я у тебя в Суде, то тогда дам.

Почайной называлась речка, впадающая в Днепр, на ней находилась пристань для кораблей иноземных купцов. Послам пришлось уехать ни с чем.

Святослав не ослушался матери и остался со своей дружиной в Киеве. Княгиня Ольга в скором времени умерла. Как когда-то и Вещего Олега, ее оплакивал весь народ.

Ольга, супруга князя Игоря, мать Святослава и бабка крестителя Руси Владимира вошла в нашу историю, как святая княгиня, первой принесшая на нашу землю свет христианства. Однако, прежде чем стать христианкой, Ольга была язычницей, жестокой и мстительной. Именно такой она вошла в летопись «Повесть временных лет». Что же сделала Ольга?

Поход Игоря

Начать следует с последнего похода ее мужа, князя Игоря. В записи за 945 год сказано, что дружина стала жаловаться Игорю на то, что «отроки Свенельда», то есть, люди, составляющие ближний круг его воеводы Свенельда, все «изоделись оружием и одеждой», в то время, как сами Игоревы дружинники «наги». Вряд ли княжьи дружинники были настолько «наги», чтобы об этом стоило говорить серьезно, но с дружиной в те времена старались не спорить, поскольку именно от нее зависело, усидит ли князь на киевском престоле. Поэтому Игорь отправился к древлянам – это племя, обитавшее на территории украинского Полесья – и учинил там форменный погром, прибавив к прежней дани еще новые выплаты, дабы прикрыть вопиющую наготу своих дружинников. Собрав эту дань, он отправился было восвояси, но по дороге, видимо, решил, что хитрые древляне еще где-то что- то припрятали. Отправив основную часть своих людей домой, сам он с малой дружиной вернулся в древлянскую столицу Искоростень, «желая большего богатства». Это было ошибкой. Древляне во главе со своим князем Малом дали ему отпор, перебили всех воинов, а самого Игоря подвергли страшной казни: разорвали его, привязав за ноги к вершинам двух согнутых деревьев.

Первая месть Ольги

Разобравшись таким образом с Игорем, древлянский князь послал делегацию в Киев, к беспомощной, как ему казалось, вдове. Мал предлагал Ольге свою руку и сердце, а так же защиту и покровительство. Ольга приняла послов ласково, наговорила любезностей в том духе, что Игоря, дескать, уже не вернешь, и почему бы и не выйти замуж за такого замечательного князя, как Мал. А чтобы свадебный сговор был еще более пышным, она пообещала послам оказать им великую честь, посулив, что завтра их с почетом принесут на княжий двор прямо в ладье, после чего им будет торжественно объявлена княжеская воля. Пока послы спали у пристани, Ольга распорядилась выкопать во дворе глубокую яму. Утром ладья с древлянами была поднята слугами Ольги на руки и торжественно пронесена по Киеву до самого княжьего двора. Здесь их вместе с ладьей бросили на дно ямы. Летописец сообщает, что Ольга, подойдя к краю ямы и склоняясь над ним, спросила: «Ну что, какова вам честь?», на что древляне отвечали: «Горше нам Игоревой смерти». По знаку Ольги свадебное посольство было засыпано землей живьем.

Вторая месть Ольги

После этого княгиня отправила к Малу посла с просьбой прислать ей для сватовства самых лучших людей, чтобы киевляне видели, какую ей оказывают честь. Иначе ведь могут и воспротивиться, не отпустить княгиню в Искоростень. Мал, не подозревая подвоха, тут же снарядил большое посольство. Когда сваты прибыли в Киев, Ольга, как и положено радушной хозяйке, велела приготовить им баньку, чтобы гости могли помыться с дороги. И как только древляне стали мыться, двери бани подперли снаружи, а саму баню запалили с четырех сторон.

Третья месть Ольги

Разобравшись со сватами, княгиня послала сказать Малу, что она идет к нему, но прежде свадьбы желала бы совершить тризну на могиле своего мужа. Мал принялся готовиться к свадьбе, приказав наварить медов для пиршества. Явившись к Искоростеню с небольшой свитой, Ольга в сопровождении Мала и самых знатных древлян пришла на могилу Игоря. Пир на кургане чуть не был омрачен вопросами Мала и его приближенных: а где, собственно, сваты, которых он засылал в Киев? Почему их нет в княгини? Ольга ответила, что сваты едут следом и вот-вот появятся. Удовлетворившись этим объяснением, Мал и его люди принялись за хмельные напитки. Как только они упились, княгиня дала знак своим дружинникам, и они положили на месте всех древлян.

Поход на Искоростень

После этого Ольга немедленно вернулась в Киев, собрала дружину и выступила в поход на Деревскую землю. В открытом бою древляне были разбиты, они бежали и спрятались за стенами Искоростеня. Осада длилась все лето. Наконец, Ольга отправила в Искоротстень посла, предложившего снятие осады на очень мягких условиях: Ольга ограничится изъявлениями покорности и данью: по три голубя и три воробья с каждого двора. Разумеется, запрошенная дань была немедленно отправлена. Тогда Ольга приказала привязать каждой птице зажженный трут и отпустить ее. Птицы полетели, само собой, в свои гнезда, и в городе начался пожар. Так пал Искоростень, столица древлянского князя Мала. На этом Ольга насытилась местью. Дальше, как сообщает летопись, она вела себя уже не как разъяренная женщина, а как мудрый государственный деятель. Она отправилась по обширным землям, подвластным киевским князьям, устанавливая «уроки и погосты» -- то есть, размер дани и места ее сборов. Теперь никто не мог, подобно неразумному Игорю ходить за данью в одно и то же место по нескольку раз, произвольно устанавливая ее размеры. Княжеская дань из разбойничьей добычи стала превращаться в нормальное налогообложение.

Пропажа целой экспедиции – всегда загадка. Подготовленные люди, полярники, исследователи тропиков, первопроходцы – исчезали при таинственных обстоятельствах. Следы некоторых групп так и не были найдены…

Экспедиция Лаперуза

1 августа 1785 года граф де Лаперуз на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» отправился в рискованное кругосветное путешествие, чтобы систематизировать открытия, сделанные Куком, и наладить торговые отношения с туземными племенами.

За первый год путешествия Лаперуз обогнул мыс Горн, посетил Чили, остров Пасхи и в июле 1786 года дошел до Аляски.

В следующем году исследователь прибыл к берегам Северо-Восточной Азии, и открыл там остров Кельпаэрт.

Затем экспедиция двинулась к Сахалину – найдя пролив, который теперь носит имя графа. В конце 1787 года Лаперуз уже был у берегов Самоа, где потерял 12 человек в стычке с дикарями.

Зимой 1788 года экспедиция передаёт через британских моряков последнее сообщение на родину. Больше их уже никто не видел. Только в 2005 году удалось достоверно идентифицировать место кораблекрушения, однако судьба Лаперуза до сих пор неизвестна. Вместе с ним также погибла и большая часть его записей.

Пешком через Австралию

4 апреля 1848 года немецкий исследователь Людвиг Лейхгард вместе с восьмью спутниками двинулся в путь. Он планировал за три года пересечь австралийский материк с востока на запад пешком.

Однако спустя оговоренное время никто из членов этой экспедиции так и не объявился. В 1852 году на поиски отправилась первая команда, за ней последовала вторая, потом третья и так семнадцать лет подряд.

Пока один скитающийся по материку бродяга случайно не обмолвился, что жил несколько месяцев на берегу реки Мулиган с неким Адольфом Классеном.

Когда он узнал, что это один из тех, кого так давно ищут, то отправился на его поиски, но погиб в пути.

И лишь спустя долгое время выяснилось, что Классен почти тридцать лет прожил в плену у дикарей. Они же его и убили примерно в 1876 году. С ним погибла и последняя надежда узнать о судьбе Лейхгарда и его экспедиции.

В поисках Арктиды

В 1900 году барон Эдуард Васильевич Толль на шхуне «Заря» отправился в экспедицию по поиску новых островов в Арктике. Толль также свято верил в существование так называемой Земли Санникова и хотел стать её первооткрывателем.

В июле 1902 года барон, в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках достигнуть заветной Арктиды.

Туда же через два месяца должна была подойти «Заря».

Однако из-за плохой ледовой обстановки корабль получил повреждения и вынужден был уйти в Тикси. На следующий год под руководством, тогда ещё лейтенанта, Колчака была собрана спасательная экспедиция.

Они обнаружили стоянку Толля, а также его дневники и записи. Из них следовало, что исследователи решили не дожидаться «Зари» и продолжили путь самостоятельно. Других следов этих четырёх человек так и не нашли.

Геркулес

Это небольшое зверобойное судно, на котором в 1912 году опытный полярник Владимир Александрович Русанов вместе с членами своей экспедиции отправился к острову Шпицберген, чтобы раньше других стран закрепить за Россией право на добычу там полезных ископаемых.

Всё прошло удачно. Но по неизвестным причинам Русанов решил возвращаться через северо-западную оконечность Новой Земли, а если уцелеет судно, то идти на восток до первого встречного острова. Телеграмма с его намерениями стала последней весточкой с «Геркулеса».

Только в 1934 году на одном из островов близь берега Харитона Лаптева был обнаружен столб с вырезанной надписью «Геркулес 1913». А на соседнем острове были найдены вещи с Геркулеса: мореходная книжка, записи, куски одежды и т.д. Но тел членов экспедиции так и не нашли.

Главная цель «Z»

В 1925 году на просторах слабоизученного района Мату-Гросу пропала экспедиция из трёх человек: полковника Персиваля Фосетта, его сына Джека и их друга Рейли Реймилома. Все они отправились на поиски некоего затерянного города, который сам Фоссет называл «Z».

Многое в этой экспедиции окутано тайной. Её финансировала некая группа лондонских предпринимателей под названием «Перчатка». Сам полковник, в случае пропажи, просил их не искать, так как все экспедиции постигнет та же участь.

В последнем сообщении от группы исследователей описывалось, как они продираются сквозь заросли, карабкаются в горы и переправляются через реки и что, по сути, это всё очень скучно.

Больше про этих трёх людей никто ничего не слышал. Сейчас ходят разные слухи, начиная с того, что всех их съели индейцы каннибалы, которые здесь не редкость, и заканчивая тем, что Фосетт нашёл город «Z», познакомился с его жителями и не захотел возвращаться назад.

«Террор» и «Эребус»

Эти два британских судна с 129-ю людьми на борту майским утром 1845 года покинули причал Гринхайт. Под руководством сэра Джона Франклина они намеревались исследовать последнее белое пятно на карте канадской Арктики и закончить открытие Северо-Западного прохода.

Уже 170 лет судьба этой экспедиции не даёт покоя учёным и писателям. Но всё что удалось обнаружить за это время - лишь несколько могил и два зимовочных лагеря.

На основании находок был сделан вывод, что корабли затёрло во льдах, а команда, страдающая от цинги, пневмонии, туберкулёза и жуткого холода, не гнушалась каннибализмом.

Группа Леонтьева

Летом 1953 года прервалась связь с тувинской экспедицией Льва Николаевича Леонтьева. На месте её последней стоянки поисковики обнаружили ещё тлеющее кострище, палатки и полный комплект снаряжения.

Однако ни людей, ни лошадей в лагере не было. Единственные следы копыт вели из леса в лагерь. На поиски отправились все находящиеся поблизости экспедиции. Но они закончились провалом. Группа Леонтьева до сих пор числится пропавшей, а на просторах Интернета всё ещё гуляет множество теорий, связанных с её исчезновением.

Все мы с детства знаем имя великой княгини Российской Ольги. И знаем, по крайней мере, два эпизода из её жизни: Крещение княгини в Царьграде - и то, как примерно десятью годами раньше она отомстила древлянам за гибель мужа. Именно рассказ о мести княгини Ольги входил в советские учебники по истории, изучают его в школе и теперь.

Как известно, Игорь, великий киевский князь, был жестоко убит древлянами за то, что пытался взять с них непомерно большую дань. Произошло это около 945 года. После убийства Игоря послы древлян, «двадцать лучших мужей», явились в Киев и предложили Ольге выйти замуж за их князя Мала. Княгиня сделала вид, что предложение ей по душе, и сказала древлянам, что хочет оказать им «большую честь». Послушавшись княгиню, на следующий день древляне потребовали, чтобы их отнесли к ней «на головах вместе с ладьёй». По повелению Ольги ладья вместе с людьми была брошена в глубокую яму и засыпана землёй. Вскоре к Ольге пришли с посольством ещё восемь знатных древлян. Княгиня предложила послам для начала помыться в бане, где они были заперты и заживо сожжены. После этого Ольга с войском сама отправилась в древлянскую землю, повелела древлянам насыпать курган над могилой Игоря и вместе с ними стала править тризну. Тризна эта завершилась тем, что Ольгины люди зарубили пять тысяч древлян.

Собрав в Киеве большое войско, Ольга вновь двинулась на древлян. Поход был успешен, но княгиня не могла взять Искоростень - город, жителями которого был убит Игорь. Простояв под стенами города целый год, Ольга предложила его жителям откупиться до странного небольшой данью: по три голубя и три воробья «от каждого двора». Когда обрадованные древляне принесли воробьёв и голубей, Ольга повелела своим воинам привязать к птицам серу и трут, завязав их в тряпицы. Птицы полетели в гнёзда - и город мгновенно загорелся. Жители Искоростеня, которым удалось спастись от огня и меча, были взяты в рабство, а вся древлянская земля обложена тяжёлой данью.

Некоторые историки считают рассказ о мести княгини легендой, а кто-то, наоборот, уверен, что нестандартность и в то же время конкретность действий Ольги указывают на то, что в летописи описаны реальные события. Её поступкам нельзя не ужаснуться, и, конечно, многие задаются вопросом: как совершившая их женщина в дальнейшем могла стать христианской святой?

Прежде всего нужно не забывать о том, что Ольга в момент гибели князя Игоря и её ответного хода была язычницей. А язычники, как известно, были способны и на гораздо большие злодеяния - вспомним хотя бы то, как жестоко обходились они с христианами или как приносили богам человеческие жертвы. А Ольга, по языческим понятиям, совершала праведное дело: мстила за убитого мужа и повелителя! В то время на Руси уже были христиане, и Ольга не могла не слышать о вере, которую они исповедовали, но жила по законам отцов и, видимо, ещё не помышляла о Крещении. И в то же время в её житии говорится, что и тогда Ольга хранила в себе некую закваску праведности: ведь она стала женой киевского князя благодаря своему целомудрию. Их знакомство произошло на реке Великой, когда Ольга перевозила Игоря в лодке на другой берег. Красота девушки соблазнила князя, но она решительно отвергла его «ухаживания», пообещав отправить и лодку, и их обоих на дно, если князь не откажется от своих намерений. Игоря покорило её целомудрие, и вскоре он прислал к Ольге сватов. Нужно отметить, что Ольга и после смерти мужа вела себя крайне целомудренно - сохранила вдовство, хотя к ней сватался не только древлянский князь Мал, но и, по преданию, греческий император (что, конечно, едва ли было возможно, потому что он был женат).

Страшную расправу Ольги с древлянами можно отчасти оправдать ещё и тем, что она мстила им не только и не столько как частное лицо - женщина, потерявшая любимого мужа. Не заплаканная вдова, а великая княгиня подавляла восстание в своих землях, карала племя, выказавшее неповиновение и поднявшее руку на князя. Став правительницей русской земли, Ольга взялась, в сущности, за неженское дело, ей приходилось поступать и как жестокому воину, и как расчётливому хозяину. Недаром Карамзин, говоря о княгине Ольге, назвал её дела деятельностью «великого мужа», а в житии святой подчёркивается, что управляла она своими землями «не как женщина, но как сильный и разумный муж». А для сильного и разумного языческого правителя покарать непокорных, да ещё покарать так, чтобы об этом рассказывали повсеместно, на протяжении многих лет, - совершенно здравый политический ход.

И, наконец, месть Ольги древлянам говорит о ней как о человеке сильных чувств. Будучи язычницей, она была далека от смиренной молитвы распятого Христа: «Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Не дрогнув, княгиня довела свою месть до конца, и, может быть, именно эта способность её души воспламеняться и гореть долго помогла ей потом вместить веру Христову и пронести до конца земных дней. И имя в Таинстве Крещения княгиня получила соответствующее - Елена, что в переводе с древнегреческого означает «факел».

Бывает так, что по древней иконе проходит трещина, словно разделяя лик святого на две половины - более тёмную и более светлую. Крещение Ольги тоже стало своего рода глубокой трещиной, отделившей её мрачное языческое прошлое от светлых дней христианского подвига. Недавняя язычница стала храмоздательницей, благотворительницей и проповедницей, исходившей всю русскую землю, от Киева до псковских земель. Ей, человеку огромного темперамента, удалось смириться с тем, что её единственный сын Святослав, наследник киевского престола, так и не уверовал во Христа. Правда, он не мешал креститься всем желающим, и всё-таки в те времена Русь оставалась языческой и порой опасной для христиан. При жизни равноапостольной Ольге не удалось увидеть главного плода своих трудов - Крещения внука Владимира и всей Русской земли. Несомненно, что это она первая рассказала малолетнему князю о Спасителе. И, уже будучи грозным правителем и принимая решение креститься «по греческому закону», князь Владимир словно получил весточку от святой Ольги. «Если бы не был хорош греческий закон, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из людей»,- сказали ему бояре.

Сегодня в церкви читали Евангелие от Луки, в котором рассказывается о том, как Христос простил грехи блуднице. А ведь она даже не покаялась в них - просто омывала ноги Спасителя слезами и отирала своими власами. «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, - сказал Спаситель. - А кому мало прощается, тот мало любит... Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 36-50). Может быть, святая Ольга пришла ко Крещению ещё и потому, что слишком тяжело было у неё на сердце после страшной расправы с древлянами. Слёзы и покаяние великой княгини остались её тайной, Таинством, о котором знает только Господь.

В своем мщении за убитого супруга великая княгиня Ольга проявила изощренные жестокость и хитрость. Убив Игоря, древляне считали себя вправе властвовать над Киевом, а потому отправили к Ольге посольство с предложением стать женой их князя (что вполне соответствовало обычаям того времени). Приветливо встретив приплывших по Днепру на ладье послов, княгиня дала согласие на их предложение. Только велела подождать следующего дня, когда она окажет им должные почести: их принесут в ее терем на руках прямо в ладье. И действительно, назавтра гордых и довольных послов принесли к Ольге в ладье – а затем вместе с ладьей сбросили в вырытую вблизи княжеского терема глубокую яму и заживо засыпали землей. Тут же княгиня направила к древлянам посла, требуя прислать за ней более торжественное и многочисленное посольство, что и было немедленно исполнено. Новым послам гостеприимно истопили баню, а затем в ней же их и сожгли. Далее Ольга сообщила ничего не подозревающим о случившемся с их послами древлянам, что она желает перед вторым браком свершить тризну над могилой первого супруга. В тризне в окрестностях древлянского города Искоростеня приняли участие 5 тысяч знатных древлян – и, потеряв под действием крепкого меда бдительность, также навсегда легли вокруг игоревой могилы, убитые воинами Ольги. В 946 году Ольга подступила к Искоростеню с многочисленным войском. Жители города отчаянно сопротивлялись, и Ольга прибегла к новой хитрости. Сделав вид, что удовлетворена уже свершившейся местью, она потребовала от горожан чисто символическую дань: по три воробья и голубя с каждого двора. Жители Искоростеня с готовностью исполнили ее требование, после чего княгиня велела привязать к каждой из полученных ею птиц зажженный трут и пустить их на волю. Птицы устремились к своим гнездам, и город охватило пламя. Горожане пытались спастись бегством и попали в руки к воинам Ольги. Часть их были казнены, другие проданы в рабство, а остальные обложены тяжкой данью.

Также по теме

Освобождение Москвы
Русское государство в начале XVII века переживало чрезвычайно сложный период своей истории, получивший название "Смутное время". Между землевладельцами, боярами-вотчинниками и помещиками-д...

Тайна Большого Сфинкса
Большой Сфинкс, также как и Великие пирамиды, был построен завоевавшими Египет семитскими племенами. Доказательства этому настолько просты и очевидны, что мне непонятно, почему ученые на протяжении со...

Список использованной литературы
1. Александр Васильевич Суворов: К 250-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1980. 2. Андреев И. А. Боевые самолеты. – М.: Молод. гвардия, 1981. 3. Азимов А. Путеводитель по науке. ...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!