Как проходит адаптация детей к школе. Школьная адаптация: как помочь первокласснику

Правда о работе: бывший зэк рассказывает, каково сиделось и в чем был смысл

Местная валюта - это не деньги, а пачуха - условная валютная единица, равная стоимости пачки Winston. Если услуга оценивается дороже - две пачки Winston или одна Kent (две пачухи). За деньги можно пошить одежду, поменять их на еду, постель попросить поновее или организовать стирку. Покупать можно все. Наркотики, алкоголь, мобильную связь контролируют, конечно, жестко. Мало кто рискнет: хочется домой пораньше, а если поймают - все.

Многие правила после карантина объяснят уже сами осужденные. По сути, колония общего режима - та же армия с расписанием, казармой, тумбочкой у кровати и просмотром телевизора. Только увольнительной нет.

В «козлятне», но не «козел»

Я попал в «козлятню».

- Сами себя туда определили?

Я физически не огонь, поэтому драки не затеваю, но крепкий духом. Позвали «козлы», предложили приобщиться. Это непросто, нужно и руководить осужденными. И вопросы ко мне сразу были, конечно. Нельзя красть, крысятничать, доносить, вкидывать, сливаться. «Мужики» могут сами загнобить толпой, чаще всего по делу. Милиции останется только унести избитое тело. У осужденных вообще много святого: отношение к женщинам, матери, детям.

- Вас ни разу не били?

По тюрьме кулак не ходит. А в колонии можно решать вопросы иначе. Аргументами. Интонацией. Четкими ответами. Надо оставаться человеком в поступках и словах. Можешь и хорошего ничего не делать, но важнее не делать никому плохого. Ко мне были вопросы: я ведь занимался «козлятней». Но это были вопросы, по которым не предъявишь. Фактов не было, чтобы я на кого доносил. Милиции же можно помогать и без ущерба для зэков. Знаете, сколько у них бюрократической писанины…

- Страшно было?

Там страшно всегда, перед каждой сменой обстановки. Но страх - это наша иллюзия. Больше всего ты боишься своих фантазий. Да, рядом сидит убийца, но было и было у него в жизни. Кто хочет раскаиваться, идет в церковь. Но никому твой плач и раскаяние в камере не нужны, это твое личное дело. Раскаиваться нужно перед комиссией, когда рассматривают возможность замены наказания на более мягкое.

Больше $20 заработать не удавалось

Люди сидят самые разные. Половина отбывающих сейчас - по делам, связанным с наркотиками. Вторая половина - экономические. Попадают за взятки разные.

Часто люди не согласны с приговором. Но у меня много примеров, когда от жалоб и оспаривания становится только хуже. Одному мужику дали два года. Он стал жаловаться и сражаться - получил восемь лет. Кажется, проще признать вину, чем сопротивляться.

Тюрьма - это концентрированный мир.

Если на свободе вам наступили на ногу, захочется догнать и дать сдачи. А в тюрьме не нужно. Потому что механизмы, которые наказывают за плохие поступки, уже запущены.

Сидите и наблюдайте. Жизнь накажет обидчика. И все произойдет на твоих глазах. Мерзкие и гадкие люди там долго не выдерживают. Справедливость всегда наступит - там это заметнее.

Распорядок дня был армейский. В шесть утра подъем, зарядка, подготовка к завтраку. В семь идем в столовую. Там может быть, например, картошка. Иногда даже с мясом, но оно фрагментарно. Можно не ходить в столовую в принципе и жить за счет переданной еды. Можно в магазине что-то покупать.

Поддержка извне, кстати, очень сильно помогает. Для родных это большее наказание, чем для осужденных. Моя девушка вышла за меня замуж, пока я был в тюрьме, и ездила ко мне все годы. Три дня положенных свиданий были лучшим событием. Она, маленький хрупкий человечек, за сотни километров тащила сумки с вещами, едой, проходила досмотры, «сидела» со мной. Я ей очень благодарен за все это, она настоящая «декабристка» - низкий поклон таким героиням. До сих пор стыдно перед родными за все эти страдания.

Еще в колонии есть баня, клуб, библиотека, стадион и спортзал. То есть физически особо не страдаешь. С восьми утра до пяти вечера - работа с перерывом на обед. Как правило, это швейное, обувное производство, деревообработка. Зарплата в некоторых колониях может достигать $50 в эквиваленте, но в нашей, к сожалению, получать больше $20 никому не удавалось.

В шесть-семь вечера ужин, потом спорт, баня. Периодически разрешают минут 15 поговорить по телефону - для этого нужно купить карточку «Белтелекома».

Отбой в 22:00 - все, никакого движения и шума.

Ничего не изменилось, просто мир перевернулся

Я уже на свободе. Сокамерники и знакомые выходят потихонечку, мы пытаемся общаться, но…

Вы сидели с теми, кого осудили на долгий срок. Когда журналисты пишут о громких приговорах, это для того, чтобы другим было неповадно. А есть надежда на то, что за 20 лет тюрьмы заключенный исправится сам?

Боюсь, нет. В тюрьме вообще смысла для заключенных нет. Там люди теряют страх. Например, если вы никогда не сидели, то предпочтете вызвать милицию, а не сами будете разбираться в каком-нибудь физическом конфликте. А после тюрьмы… Если кто-то затронет мою честь или честь моей семьи, сразу получит в челюсть. Уже не страшно, хотя теперь я знаю цену свободы и дважды подумаю, стоит ли обращать внимание на мелкие обиды в принципе.

- А что с преступниками делать?

Как наказывать? Не знаю. Но важнее социализация после выхода на свободу. Они же не знают, что такое банкомат. Смотрите, сколько молодых сейчас сажают на 15-20 лет. Представьте страну через этот срок, когда они, обозленные, ничего не умеющие, выйдут на волю. А это люди не с такой крепкой психикой, как у меня, взрослого.

Надо пугать тюрьмой, но как можно дольше оттягивать этот страх. Напугать и отпустить - так человек запомнит. А наркоман в тюрьме сидит и не скрывает: выйду, буду дальше колоться, курить и растить, не страшно уже.

- Что в вас осталось от зоны?

Нет, никаких чифиров дома не варю. За рулем могу крепко выругаться. И понравилось просыпаться рано. А еще то, что раньше казалось неважным, на самом деле - главное в жизни.

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber !

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

От тюрьмы и от сумы не зарекайся. И если уж судьба повернулась к вам спиной и звезды сложились так, что придется отправиться на определенный судом срок в дом казенный, то для новичков в этом деле дадим несколько советов, которые помогут “правильно” себя повести в незнакомой обстановке.

Не секрет, что рамки поведения “на воле” и в тюрьме имеют ряд существенных различий, на которые стоит обратить пристальное внимание, чтобы своими действиями или словами не нарушить, не дай Бог, по незнанию неписаных правил “хаты”.

Здравствуйте, я говорю вам здравствуйте!

Впервые заходя в камеру не следует приветствовать ее обитателей словами: “Здорово, пацаны!” (в ответ можно услышать “Ты где ты пацанов увидел?) или “Здорово, народ! (“Ты кого фраерами назвал?”).

Правильным приветствием может быть “Добрый день\вечер или просто здравствуйте, доброго здоровья”. Пока ты новенький — с тебя спрос маленький, однако это не избавляет от последствий нарушения неписанных тюремных правил.

Сразу стоит спросить “А кто тут старший?”. Обычно койка авторитета находится у окна или в углу, в самом дальнем от санузла месте камеры, потому что вонь от параши неимоверная, а свежий воздух доступен только “положенцам”.

Сразу надо предупредить сокамерников о своих болезнях — псориаз, сифилис, гепатиты, туберкулезы или кожные заболевания. Если ты диабетик или у тебя иное лекарственное-зависимое заболевание, об этом нужно сказать.

Иногда пахан (кстати пахан — старая феня, надо говорить “старший или смотрящий по…(камере, отряду, зоне)”), сидит спиной к новоприбывшему, и повернется только когда тот удостоиться аудиенции. Интересоваться его поведением не рекомендуется!

Не стоит скрывать свое отсутствие опыта в делах тюремных и прикидываться бывалым авторитетом — недостаток опыта все равно даст о себе знать, но вашей заносчивости уже не простят. Даже если вы глубокий почитатель тюремного фольклора и пересмотрели множество криминальных сериалов, на основании чего считаете себя “в теме” — оставьте свои иллюзии за дверью камеры. Все течет, все меняется — если какие-то “понятия” зоны были актуальны в свое время, то на сегодняшний день правила поведения в конкретной тюрьме могли претерпеть некоторые изменения, например, сегодня многое решают бабки — и камера будет чистенькой как на курорте с телеком и холодильничком, и работы будут легкими и прогулки долгими. Поэтому возвращаемся к первому совету — инструктаж о законах “хаты” обязателен.
Иногда новичку проводят ритуал с полотенцем, брошенным на порог — не только вытирать об него ноги, но и поднимать его не стоит, считается, что полотенце надо просто перешагнуть.

Не так страшен волк

В основном, существует большая вероятность того, что новичок попадет в “правильную хату” или к таким же первоходкам. За порядком в тут такой следит вор, авторитет. Он не допускает “беззакония”, нерегламентированных разборок, фактов воровства у сокамерников, беспредела.

Для новичка, испытывающего стресс от пережитых событий, важно взять себя в руки и сдерживаться, отвечая на вопросы братвы. Опытные сидельцы знают, что на начальном этапе адаптации о новичке можно получить максимально полные и полезные сведения, задавая “правильные” вопросы. С их помощью можно вывести засланного стукачка на чистую воду.

Вновь прибывшему тут важно не сболтнуть лишнего — помалкивайте, если вы являлись ранее сотрудником МВД, работали в госструктуре, проходите по “мерзким” статьям изнасилования или педофилии. Но лгать о себе тоже чревато последствиями — мир тесен и подорванное доверие не сыграет вам на руку впоследствии.

Если вы хотите заслужить уважение со стороны сокамерников, знайте, что ум, хитрость, жестокость, ответственность и самоконтроль в местах лишения свободы востребованы как нигде.

Над вами в первые дни могут жестоко шутить и издеваться — тут сложно давать советы, рекомендуется выкручиваться, постараться еще больше “подколоть” вашего оппонента, не переходя к насилию.

  • Не стоит приветствовать незнакомую публику словами “Здорово, мужики!” Вполне безобидное на воле понятие “мужики” в зоне обозначает определенную касту сидельцев — “масть”, называть ею всех присутствующих, по понятным причинам, не стоит. Правильным первым приветствием может быть “Добрый день\вечер” или просто “Здравствуйте” или “Доброго здоровья”.
  • Выданный матрас не стоит класть на пол, можно небрежно положить его на сумку или держать в руках. За руку здороваться с присутствующими не спешите — существуют касты, представителям которых руку пожимать “в западло”.
  • Не стоит проявлять чрезмерной вежливости в разговоре — хотя приветливость и доброжелательность ценятся, “сладенькая интеллигенцию” в этих местах не празднуется, заискивание тут примут за слабостью, достойную презрения. Общепринятые атрибуты вежливости — слова “спасибо” и “пожалуйста” стоит заменить на “благодарю” и “по возможности”.
  • Использовать бранные слова в речи вообще не стоит — хотя бы до тех пор, пока новичок не усвоит сложившийся в “хате” лексикон. Ибо переопределение значений на зоне коснулось и ненормативной лексики. Матерная брань в тюрьме или на лагере — сигнал агрессии и в повседневных разговорах матерные выражения используются крайне редко, а растиражированное кино и прессой вальяжное и разухабистое выражение “фильтруй базар” — банальная просьба к арестанту уменьшить количество матерщины в речи.
  • Не стоит употреблять таких слов, как “спросить” — на тюремном жаргоне “хочу спросить” будет означать “привлечь к ответу за нарушение правил воровской жизни”, что само по себе уже серьезное оскорбление. На зоне и в тюрьме надо исключительно “интересоваться” или “хотеть поинтересоваться для себя”.
  • Не попрошайничайте и не берите в долг с формулировками “В понедельник моя придет и принесет — я тебе верну”, потому что может случиться всякое, человек к вам в тот день так и не придет, а вы мгновенно получите метку “фуфлогона” — человека, чье слово мало чего стоит.
  • В камерах с приличными сидельцами (“путевых хатах”) всегда есть некий запас денег, продуктов, лекарств, наркотиков и сигарет, которыми распоряжается старший, распределяя это по просьбе остальных обитателей. Это — “малый общак”, который одновременно является частью общетюремного или лагерного “большого общака”. За сохранность “малого общака” старший по камере\отряду отвечает перед старшим по корпусу\бараку. Брать из общака что-либо тайно — без огласки или разрешения (“не предъявившись”) нельзя. Так поступают “крысы” — морально опустившиеся осужденные, “тянущие у своих”. Обычно таких негодяев жестоко наказывают и создают им такие невыносимые условия в “правильной” камере, что “непутевому чушкану” приходиться в обмен на смену камеры идти на сотрудничество с администрацией (“выломиться с хаты” и “нацепить рога”). Долги, кроме игровых, на зоне отдавать не принято, поэтому неоднократно пытаясь взять в долг сгущенку, чай, сигареты или деньги можно потерять добрую репутацию (“зашквариться”) и прослыть “фуфлометом” или “фельдикосом”.
  • Под “правильным” предлогом (“не хочу” или “нет настроения”) отказывайтесь от предложения сыграть в карты или другие игры “на интерес” — проиграть заставят всерьез и по-настоящему, потому как вы пока еще не в курсе местного игрового жаргона. Игра “на интерес” — это ставка на любое желание победителя. Помните — за колючкой обманы в азартных играх только приветствуются и уличить матерого шулера представляется мало возможным. Даже если вам это удастся, то обвинение могут расценить как повод и это приведет к еще большим неприятностям. Обуздайте свой азарт, жадность и глупость чтобы не впасть в кабальную зависимость. Если зек не сможет вовремя отдать игровой долг — он автоматически переходит в касту “проигранных”, т.е. фактически превращается в полностью бесправное существо. Чтобы погасить такой долг у заключенного могут потребовать выполнить абсолютно любое действие — от весьма безобидного членовредительства (“чикнуть палец”) до убийства другого заключенного или представителя администрации. Возврат тюремного долга “с воли” тоже имеет особенности — курс игровой тюремной “валюты” к обычным деньгам — 1:10, т.е. если вы на зоне проиграли 500 рублей — на воле эта сумма будет в 10 раз больше и равняться 5000. Это относится и к салу, наркотикам, сахару, сигаретам, лекарствам и даже майкам, трусам и носкам.
  • Следует с осторожностью принимать от других сидельцев подарки — “возьми сигарету”, “попей чайку”, “хапани камня”. В любой момент “радушный друг” может неожиданно потребовать от вас либо вернуть ему съеденое\выкуренное\выпитое или выполнить его просьбу — например, постирать ему носки, убрать в камере или помыть посуду. Прежде чем взять что-либо “просто так” — проясните за что вам дают “грев”, во избежания недоразумений. Подобные “подначки” могут означать попытку вас “зашестерить” или сделать вас ”конем” — обслугой у других. Остальные сидельцы в данных ситуация проявляют блатной коллективизм и с радостью поддерживают версию “греющего” — еще один “конь в хате” никому не помешает.

Как расположить к себе людей и обрести друзей в тюрьме?

Излишнее любопытство также может сыграть с новеньким злую шутку. Не расспрашивайте ваших новых соседей по каким статьям им приходится отбывать срок и что означают их татуировки.

Попытаться вызвать к себе расположение, оказывая кому-то услугу, прислуживая, можно невзначай только уронить свой статус. Не стоит спешить “зашестериться” по собственной инициативе.

По этой же причине не стоит добровольно отдавать свои посылки с “большой земли” кому-то из новых соседей по указанию сокамерников — все вещи в “хате” имеют своего владельца, будь то ржавая кружка или с виду ненужная газета. А значит пользоваться ими можно только с разрешения хозяина. Отстаивать свое имущество следует совершенно без опаски. Отдать свою пайку можно только по решению сходки братвы, подчинившись мнению большинства, но и “подогреть братву”, выделив на общак пачку сигарет или “лунный камень” (так шутливо называют халву) — дело одобряемое.

Очень важно понимать, что личная гигиена является первостепенным параметром при составлении вашей общей характеристики. С неопрятным, не следящий за своей чистоплотностью заключенным церемонится не будут — такой человек скорее всего сходу попадет в разряд “чушканов”. Содержание в чистоте одежды в целом, ногтей, зубов, ног и рук (особенно после посещения отхожего места) — сакральное действо в тюрьме. Прикоснуться непомытыми руками после своих гениталий к какому-либо предмету — безвозвратно “зафаршмачить” его. Грязнуле (“чушке”), забывшему вымыть руки после “дючки”, могут запретить доступ к “общему“ или сходу серьезно “набить дых” в качестве первичной воспитательной профилактики.

Обязательным считается ежедневное умывание и мытье ног перед отходом ко сну. Дурно пахнущие носки или грязные вещи (“лахи”) будут предметом крайнего презрения, брезгливости и неуважения.

Как известно, туалет в камере тюрьмы зачастую находится в общем пространстве, отделенных от жилой части разве что занавесками. По неписанным правилам, когда кто-то находиться в туалете никто из сокамерников не должен ничего принимать в пищу, пить чай или готовить еду. И наоборот, во время приема пищи строжайше запрещено “ходить в туалет”.
В любом случае, попавший в тюрьму в первый раз всех правил заранее не выучит. Но необходимо понимать, что незнание каких-либо неписаных уставов не является самым страшным врагом новоиспеченного зека. Испортить ему жизнь способно, в первую очередь, его противопоставление новому коллективу, отторжение этих самых законов и понятий, бунт против “блатных” основ.

Вконтакте

Один из лучших вузов Европы и мира на днях принял в студенты самого зловещего убийцу современности – норвежца Андерса Брейвика, который за один страшный день, 22 июля 2011 года, хладнокровно и методично лишил жизни 77 человек в Осло и в молодежном лагере на острове Утойя. Ультраправый террорист и ненавистник мусульман прямо из тюрьмы будет изучать политологию, в том числе основы демократии, права человека и принципы уважения к меньшинствам, в университете Осло. Среди его студентов есть те, что выжили на Утойе, а также многие из тех, кто лишились там друзей или родных.

«Понимаю, это очень чувствительный момент, - прокомментировал ректор Оле Петтер Оттерсен. - Брейвик попытался разрушить систему. Мы должны оставаться верны ей».

Согласитесь, такое отношение к одному из опаснейших в мире преступников шокирует. Причем не только нас, россиян, но и самих европейцев. В большинстве стран тюремные системы все-таки нацелены на наказание, а вот в Норвегии – на «реабилитацию» тех, кто «оступился» в жизни и должен вернуться в общество обновленным, чистым человеком.

Взять хотя бы сроки – в этой стране не выносят пожизненных приговоров даже самым бездушным убийцам, как Брейвик. Он получил 21 год тюрьмы с правом продления срока. Говорят, он, скорее всего, так и остается за решеткой до конца жизни, но можно ли считать это действительно суровой карой? Давайте взглянем на его тюремные будни.

Ребенок идет в первый класс. Событие это одновременно радостное и волнительное. Перед малышом открывается новая дорога. От того, насколько правильно маленький ученик сделает первые шаги, зависит его будущее. Самому, конечно, крохе не справиться. Правильная адаптация детей к школе - задача педагогического коллектива, а также родителей.

Что такое адаптация?

Само понятие подразумевает привыкание к новым условиям. Ребенку, который еще недавно посещал дошкольное учреждение, имел плавающий режим дня, много времени проводил в играх, предстоит перестроиться на другой лад. Нужно будет научиться слушать учителя, выполнять домашнее задание, находить общий язык с одноклассниками. В этом, по сути, и заключается адаптация ребенка в школе. 1 класс в учебном учреждении по праву считается наиболее сложным. Особенно тяжело ребятам, которые ранее не посещали детский сад. Приходится сталкиваться еще и с трудностями социализации.

Адаптация детей к обучению в школе - настоящий стресс для некоторых родителей. В большей степени мамы переживают, что не справятся со своими обязанностями, что ребенок по их вине будет отставать от одноклассников. На хрупкие плечи ложится действительно сложная задача. Необходимо помочь ребенку настроить себя на другие условия жизни. При этом мама ни в коем случае не должна показывать сыну или дочери свои переживания! И чего точно нельзя делать, так это повышать голос на маленького школьника, у которого не получается читать или писать.

Успешность адаптации ребенка может зависеть от многих факторов. В первую очередь это темперамент маленького ученика, а также модель отношений в семье. Если ребенок любит находиться в центре внимания, плохо переносит одиночество, наверняка он быстро сможет привыкнуть к новому коллективу. Также если в семье царит гармония, взаимоуважение, у малыша отсутствуют комплексы, адаптация пройдет с минимальными потерями.

Однако социализация - это лишь малая часть всего процесса. Недостаточно привыкнуть к новому коллективу и учителям. Адаптация детей к обучению в школе - это прежде всего присутствие интереса. Малыш должен понимать, что школу он посещает не потому, что так нужно, а потому, что здесь удастся узнать много новой и полезной информации. Заинтересовать ребенка - задача родителей и педагогов.

Степени адаптации

Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе. Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая - это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей. Такие дети прекрасно находят с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.

Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев. На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе. Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября. Стоит объяснить малышу, что в жизни грядут интересные изменения, которые пойдут на пользу. При необходимости с ребенком может поработать психолог.

Третья группа - это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление - маленький школьник замыкается в себе. Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину. Это либо психологическая травма, либо разлад в семье. Без специалиста в этой ситуации не обойтись.

Трудности, с которыми еще приходится столкнуться

Успешная адаптация ребенка к школе - задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями. Наиболее частая жалоба большинства родителей - лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват. Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету. Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время. Задача учителей и родителей - заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.

Вербилизм - еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление. Малышом восхищаются, что повышает его самооценку. В школе же оказывается: все, что умеет ученик, - это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно. Программа (адаптация детей к школе - это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность. Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

Хроническая неуспеваемость

В начале обучения каждый ребенок - это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой - в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей. Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы. Он не хочет продолжать обучение, чтобы снова не испытывать негативных эмоций. Таким образом развивается хроническая неуспеваемость.

В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.

Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.

Как учитель может оказать помощь ребенку?

Первый учитель - это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе. Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов. Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:

  1. Методика «Краски». Педагог раздает детям фломастеры или краски, а также листы бумаги, на которых изображены предметы, относящиеся к тем или иным урокам (цифра - математика, ручка - письмо, кисточка - рисование, гармонь - пение и т. д.). Учащимся предлагается разукрасить рисунки. Если малыш окрашивает определенный предмет в темный цвет, это говорит о возможных затруднениях, связанных с ним. Методика позволяет определить успеваемость каждого ребенка в том или ином направлении.
  2. Методика «Что мне нравится в школе». Учитель предлагает нарисовать рисунок на заданную тему. По изображению можно судить о психологическом состоянии ребенка. Обратить внимание следует на ребят, рисунки которых далеки от школьной жизни. Учитель с указкой, школьная доска на изображениях могут говорить о высоком уровне учебной мотивации.
  3. Методика «Солнце, тучка, дождик». Ученикам раздаются листочки, на которых изображены описанные погодные явления. Педагог предлагает описать состояние в школе, дома, с друзьями. Ребенок обводит понравившийся рисунок. Таким образом учитель определяет, какие ребята уже полностью адаптировались к школьной жизни (обведено солнышко).

По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:

  1. Нравится ли тебе в школе?
  2. Если бы тебе сказали, что завтра приходить на уроки всем необязательно, ты бы пришел в школу?
  3. Тебе нравятся твои одноклассники?
  4. Ты бы хотел, чтобы с тобой работал другой учитель?
  5. Ты радуешься, когда отменяют уроки?
  6. Ты дружишь со многими одноклассниками?
  7. Ты хотел бы, чтобы перемены были длиннее, а уроки - короче?

Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.

Игра как способ адаптации

Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры. Наиболее сложная задача для любого первоклассника - целый урок высидеть на своем месте. 40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе. А чтобы игра была интересна малышам, желательно включить соревновательный момент. В конце урока педагог указывает наиболее прилежных учеников, которые награждаются призами.

Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками. Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке. Идеальный вариант - поход. Во время веселых игр на природе малыши смогут познакомиться. У родителей, в свою очередь, появится возможность ближе пообщаться с педагогом.

Что могут сделать родители?

Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи. Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат. К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!

Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром. Спешка - дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий. Утром - в школу, в обед - домашнее задание, вечером - вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.

Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).

Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки. Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат. Самолечением заниматься нельзя.

Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня. Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность. Возможность организации дневного сна - огромный плюс. Детям 6 лет все еще очень важен отдых днем. Таким образом удается восстановить мозговую деятельность, а также физическую активность.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:

  • ребенок приходит из школы веселый, рассказывает о впечатлениях за день;
  • у малыша появились новые друзья;
  • домашнее задание выполняется без слез и напряжения;
  • малыш расстраивается, если ему по ряду причин приходится оставаться дома, а не идти в школу;
  • ребенок хорошо спит, быстро засыпает, без проблем просыпается утром.

Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний. Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят. Если малыш плохо спит, приходит со школы уставшим, жалуется на отсутствие друзей, стоит проконсультироваться с учителем. Ребятам с тяжелой степенью адаптации нужна помощь психолога.

Подведем итог

Педагогическая адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Успех во многом зависит от эмоционального состояния малыша. Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи - все это приведет к решению поставленной задачи. Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.

Наверняка нет родителей, которые бы не интересовались тем, как же адаптируется их первоклашка к новой жизни - урокам в школе. Контактность со сверстниками и учителем, уровень успеваемости и заинтересованность в знаниях, усталость и плохой сон - все это элементы адаптации, то есть привыкания ученика к школе.

Что же должны знать взрослые о показателях такой адаптации, ее особенностях и своей роли в этом процессе? Попробуем разобраться.

Показатели хорошей психологической адаптации ребенка к первому классу - это когда он с радостью идет в школу, с охотой и терпением готовит уроки, регулярно и искренне рассказывает родителям обо всех школьных событиях и занятиях. Если же реакция на школу обратная, то это является свидетельством плохой психологической адаптации первоклассника к школе и сигналом для родителей, который указывает, что ребенок нуждается в их помощи.

И папа, и мама должны вникать в те проблемы, о которых рассказывает первоклассник. Если же он вообще не хочет говорить о школе, то следует корректно узнать причины такого нежелания, возможно, сходить в школу и поговорить с учителем.

Нельзя в адаптационный период повышать голос на ребенка, а тем более высмеивать и стыдить его. Неправы в корне родители, которые в это время приводят в пример других учеников, лучше справляющихся с процессом обучения. После таких сравнений дети, как правило, еще больше замыкаются в себе и не хотят делиться с родителями своими переживаниями и тревогами. А еще они могут затаить ненависть к своим одноклассникам, которые, по словам родителей, и в школе сами со всем справляются, и английский учат, и в музыкальную школу ходят.

Поддержка и похвала, спокойный тон общения с первоклассниками должны быть присущи их родителям. Дети, чувствуя поддержку родителей, лучше справляются с психологической адаптацией, демонстрируют хоть не значительные, но успехи. Их всегда необходимо поощрять и замечать. Фраз „потом посмотрю” или „ мне некогда” не должно быть в лексиконе родителей первоклассников. Хвалите ребенка за то, чему он научился, что прочитал, в чем усовершенствовался.

Помогайте маленькому ученику, если он не справляется. Находите время на то, чтобы показывать, объяснять, однако при этом не делайте задания вместо ребенка. Формируйте в нем навыки самостоятельности.

Физиологическая адаптация ученика или ученицы к школе - это физическое привыкание их организма к новому ритму и нагрузкам. Этот вид адаптации делится на несколько этапов:

  1. Физиологическая буря. Период длится первые две-три недели. В это время организм ребенка на все нагрузки и новшества отвечает напряжением всех своих систем. Это обозначает, что ребенок тратит большую часть энергетических ресурсов организма. Именно этим и объясняется тенденция частых заболеваний школьников в сентябре, особенно первоклассников.
  2. Нестойкое приспособление. Детский организм находит приемлемые реакции на новые условия.
  3. Относительно устойчивое приспособление. В этот период организм первоклассника реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением.

И родители, и педагоги имеют свойство недооценивать сложность физиологической адаптации детей к школе. И, тем не менее, по наблюдениям врачей, многие детишки к окончанию первой четверти в первом классе теряют вес, у некоторых отмечается снижение (повышение) кровяного давления, головные боли. А это явные признаки переутомления, которые чаще всего наблюдаются именно в первой четверти. Трудность физиологической адаптации к школе может проявляться и капризностью детей.

Признаками успешной адаптации ребенка к школе являются:

  1. Удовлетворенность процессом обучения: в школе ему хорошо, он идет туда с удовольствием.
  2. Успешность овладения программой. Если она традиционная, и ученик испытывает трудности в обучении, то без родительской и, возможно, поддержки психолога не обойтись.
  3. Уровень самостоятельности первоклассника при выполнении заданий. Часто родители проявляют чрезмерное усердие и контроль, привычка совместно готовить уроки надолго закрепляется у ребенка.
  4. Удовлетворенность межличностными отношениями. Имеется в виду контакт с учителем и одноклассниками, который очень важен для дальнейшей успешности и поддержки желания учиться.


Стресс и адаптация ребенка к школе

Нередко первоклассники испытывают стрессы в период адаптации к школе. И особенно этому подвержены дети, которые не посещали детский сад . Первоклассники испытывают три вида стрессов:

  1. Социальный. Это проявляется в формировании взаимоотношений с одноклассниками, учителем.
  2. Интеллектуальный. Он проявляется при интеллектуальных нагрузках и усвоении новых знаний.
  3. Иммунологический. В семилетнем возрасте у детей происходят физиологические изменения в организме, что само по себе приводит к утомляемости и перепадам настроения. А следствием этого являются болезни крепких и здоровых детей, которые иногда провоцируются естественным обменом бактериями между одноклассниками.

Для того чтобы облегчить все эти виды стресса, родители должны соблюдать определенные рекомендации, разработанные психологами и педиатрами:

  1. Сон. Семилетним детям надо спать по 10-11 часов в сутки. В этом возрасте, особенно в первой половине учебного года, возможен и дневной сон.
  2. Прогулки и физические нагрузки. Лучший отдых - смена деятельности, поэтому умственную активность нужно сочетать с двигательной. Запись в бассейн, спортивный кружок поможет легче пережить адаптацию в школе. Первоклассникам врачи советуют проводить на свежем воздухе как минимум два часа в день.
  3. Подготовка уроков должна проводиться так, чтобы после 30 минут беспрерывного занятия наступал 15-минутный перерыв. Пик активности мозга детей в первом классе приходится на 9-12 часов и 16-18 часов. Это время нужно учитывать родителям при организации режима дня.

Адаптация детей с ЗПР к школе

Дети с задержкой психического развития будут легче адаптироваться к первому классу при обучении их по образовательной программе, соответствующей их возможностям. Речь идет о специальных коррекционных программах.

Обучение таких детей по программах массовых общеобразовательных школ в большинстве случаев приводит к школьной дезадаптации, особенно в первый год обучения. Школьная дезадаптация - это неспособность учеником или ученицей освоить программу и нарушения в поведении. Такой ребенок воспринимает себя как неудачника. Поэтому ведущую роль в нормальной адаптации таких деток к первому классу играет организация их обучения по посильной образовательной программе.

Следует отметить, что дети с ЗПР, согласно исследованиям, составляют приблизительно 50% неуспевающих первоклассников. Для таких детей созданы школы и классы коррекционно-развивающего обучения.

Адаптация к новой школе

Привыкание к новой школе, необходимость смены которой зачастую обусловлена семейными обстоятельствами, - сильный эмоциональный стресс в любом возрасте. Переход в другую школу всегда сопряжен с множество волнующих ученика вопросов: "Как же меня будут воспринимать в классе?", "Понравятся ли мне новые учителя?". И первое время ребенок обязательно будет сопоставлять старую школу с новой. Когда же там остались друзья, то адаптироваться ученику, даже успешному, будет непросто. Поэтому от его родителей требуется внимание и помощь в привыкании.

Можно, к примеру, пригласить домой новых одноклассников. Необходимо поощрять прогулки и совместное времяпровождение с ними.

Проблемой может стать разница в программах или требованиях. Поэтому от родителей в это время требуется поддержка и терпение, внимание к настроению ребенка. Возможно, на период адаптации будет приемлемым освобождение его от домашних обязанностей. Если ваш ученик стал излишне раздражительным, то отнеситесь к этому с пониманием. Наверняка это защитная реакция детского организма на нагрузки.

Если же раздражительность усугубляется, на протяжении нескольких месяцев ребенок проявляет агрессию , не хочет рассказывать о школе, то необходимо сходить к классному руководителю либо школьному психологу (лучше к обоим) и попросить совета у них.

Адаптация к школе после летних каникул

После трехмесячного отдыха детишкам гораздо сложнее привыкнуть к школе, нежели взрослым выйти на работу после отпуска. Чтобы им быстрее включиться потом в учебный процесс, психологи советуют уже с середины августа менять режим дня. Он должен быть таким, как и в сентябре. Ребенку необходимо раньше ложиться спать и соответственно подниматься в то время, в какое он обычно поднимается в период школы. Во второй половине августа необходимо повторить пройденный в прошлом учебном году материал, больше читать.

За лето детская рука отвыкает от письма, поэтому необходимо написать с ребенком несколько диктантов. Пусть дома он напишет сочинение о проведенных каникулах и о лучших впечатлениях.

В первые дни сентября давайте возможность своему ученику отдыхать после уроков час или полтора. Важно также следить за пребыванием сына или дочки на свежем воздухе.

Беспокойный сон ребенка в это время - симптом тревоги и утомляемости. Не лишним будет заваривание на ночь чая из мяты, спокойное совместное времяпровождение на свежем воздухе. Следите за тем, чтобы за час-два до сна ваш ученик или ученица не играли в слишком активные, возбуждающие игры.

Усильте в начале сентября детский рацион витаминами. Включайте в меню больше салатов и фруктов. Пусть ребенок ежедневно съедает горсть орехов, которые помогут облегчить умственные нагрузки. Помочь в интеллектуальной деятельности сможет и шоколад. Но только черный. Побалуйте ваше чадо!

Специально для - Диана Руденко



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!