Какое обаяние. Обаятельность (Обаяние) Обаятельный

ОБАЯНИЕ, обаяния, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Очарование, покоряющее влияние, притягательная сила; первонач. колдовская сила. Обаяние таланта. Быть под обаянием музыки. « В этом молодом свежем чувстве есть какая то прелесть. Слово обаяние… … Толковый словарь Ушакова

обаяние - неотразимое (Коринфский); сладкое (Вяземский) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

обаяние - я, только ед., с. 1) Притягательная сила, исходящая от кого л. или чего л.; очарование. Женское обаяние. Находиться под обаянием музыки. Обаяние маленького старинного городка. Но прежним тайным обаяньем от них [георгинов] повеяло опять... (Фет).… … Популярный словарь русского языка

обаяние - большое обаяние неотразимое обаяние огромное обаяние редкое обаяние … Словарь русской идиоматики

Врождённое или приобретённое очарование, привлекательная сила. В общепринятом смысле обаятельный человек это человек, способный произвести неотразимое, чарующее впечатление своей внешностью или манерой поведения, суждениями,… … Сексологическая энциклопедия

Обаяние - (др.рус. – колдовать) – способность человека привлекать к себе, располагать к хорошему отношению, очаровывать людей покоряя их какими либо своими достоинствами – внешним видом, манерами, словом, умом, добротой и др. Обаяние может быть врожденным… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

обаяние - Древнерусское – баяти (колдовать). В русских словарях слово «обаяние» известно с XVIII в., но его корни уходят в XII–XIII вв. Древние русичи называли «баюнами» волхвов или колдунов, от этого слова произошел глагол «баяти», что означает колдовать… … Этимологический словарь русского языка Семенова

обаяние - Искон. Др. рус. суф. производное от обаяти «околдовать словами», преф. образования от баяти «говорить». См. баять, басня, баловать. Обаяние буквально «колдовство посредством слов». Ср. обворожить, очаровать, околдовать, заговорить (зубы) … Этимологический словарь русского языка

ОБАЯНИЕ. - Др. р. производное от обаяти околдовать словами, образованного от баяти говорить. Первоначально обаяние колдовство словами, состояние околдованного словами … Этимологический словарь Ситникова

Книги

  • Обаяние объекта , Наталья Криммер. Как трудно не попасть под обаяние объекта, и как иногда хочется под него попасть. Даже если не должна. Даже если себе не принадлежишь. Даже если ведёшь журналистское расследование, вынуждена… электронная книга
  • Обаяние амфибий , Вячеслав Шалыгин. Они всегда были и всегда будут. Их посылали в самые гибельные места, но они возвращались. На них списывали тупость генералов и просчеты политиков, а их победы присваивали себе другие. Им… электронная книга

Об обаянии или очаровании можно говорить долго, потому что оно имеет много граней и индивидуально воспринимается по-разному. Радиус его действия огромен и выходит далеко за пределы межличностных отношений: очаровательными могут быть старые города, местная сцена может дышать очарованием 70-х годов, в путешествии можно любоваться очарованием Дуная.

Шарм, харизма, обаяние, очарование, привлекательность, — кто владеет этим свойством, привлекает людей своими чарами. Можно обратить на себя внимание громкими словами, широкими жестами или показной внешностью, но все это не привлечет внимание надолго.

Очарование тоньше, оно действует на окружающих таинственным образом, скрывая себя. Французский писатель Альбер Камю однажды написал: «искусство получить ответ «да», не спросив ни о чем».

Как обаяние действует на окружающих

Очаровательные люди обладают особой формой личного воздействия. Это положительная энергия, которую невозможно точно описать, но она ярко чувствуется окружающими.
Что заставляет таких людей светиться положительной энергией?

В чем состоят их очарование прелесть?

Психологи называют «основные ингредиенты» обаяния: уверенность в себе, скромность, уважение, позитивный настрой. В обаянии скрывается замечательная способность - умение отдавать себя. Все это проявляется в личном контакте.
Например, в разговоре, когда выражается настрой на собеседника, внимание к нему, неподдельный интерес к теме разговора. В беседе с обаятельным человеком у его визави создается ощущение собственной экстраординарности, важности и необходимости обсуждаемой темы
Такие люди способны лечить своей теплотой, добротой и уважением. Они никогда не поднимаются выше своего собеседника, но дают им чувство того, что собеседник для них на данный момент самый важный человек в мире.
Обаяние устраняет сопротивление, оно открывает сердца и двери — независимо от возраста, пола, статуса, внешнего вида. Великая актриса Софи Лорен описала обаяние как «невидимую часть красоты, без которой никто не может быть действительно красив».
Но обаяние может быть и неправильно истолковано. Оно действует, как призыв сирены, который некоторые принимают за интерес и приглашение к дальнейшим отношениям. В этом заключается элемент риска.

Можно ли научиться быть обаятельным

Психологи говорят, что можно, но в определенных пределах. Только хорошие манеры, милые улыбки и вежливое поведение недостаточны. Все это бесполезно без изменения внутренних установок.
Нужно менять точку зрения, тренировать способность даже в стрессовой ситуации улыбаться, выказывать неподдельный интерес и уважение к собеседнику, не ставя себя выше него. Многие считают, что женщинам это удается лучше, что женственность и мягкость, классические женские черты, могут добавить очарования.

Обаяние – это величайшая вещь, которая заставляет людей влюбляться, доверять, радоваться и жить!

Обаятельные люди всегда пользуется сногсшибательной популярностью, и ведут за собой толпы людей, поклонников, фанатов. Но, к большому сожалению, истинное обаяние – это большая редкость в наше время. Время технического прогресса, молниеносная скоротечность времени заставляет сфокусироваться людей на завтрашнем дне и меньше уделять внимания развитию собственной личности, где обаяние занимает одно из ключевых мест.

Что представляет собой обаяние

Для простоты изложения и большей понятности мы будем использовать примеры. Все видели бигборды на улицах. Все бигборды что-то рекламируют. В рекламе часто используются красивые девушки: стройная фигура, красивое лицо, выразительные глаза, ухоженная кожа и шикарные волосы – одно загляденье. Но, в большинстве случаев, у таких девушек, к сожаление, отсутствует обаяние. Человек, который каждый день проходит мимо такого бигборда обратит внимание на эту девушку все лишь один раз – при первом «знакомстве». После этого бигборд будто перестанет для него существовать. Возьмем теперь другой пример: мужчина 35 лет, лысый, нос картошкой, невысокого роста, нет особых достижений в жизни, но всегда находится в центре компании, он местная звезда. Он не привлекает людей своим внешним видом, он привлекает людей обаянием, своей внутренней энергией, частичку которой он отдаёт окружающим.

Почему существует обаяние

Дело в том, что люди, по большей части, несчастливые. Они проживают свои унылые жизни и живут от одного позитивного момента в жизни к другому. Один из таких позитивных моментов в жизни человека – то знакомство с обаятельным человеком. Рядом с ним проблемы улетучиваются, страхи исчезают, а время пролетает незаметно. Именно поэтому мы ходим на концерты знаменитых звезд телеэкранов и т.д. Мы хотим получить частичку счастья от обаятельных людей, а обаятельные люди, в свою очередь, заряжаются от столь пристального внимания к ним (но не всегда). Некоторые обаятельные люди могут не заряжаться от внимания, а попросту иметь колоссальный заряд обаяния – каждая ситуация индивидуальна.

Как быть обаятельным или как развить обаяние

Обаяние – это смесь многих факторов, как и любовь. Конкретного тренинга по развитию обаяния найти сложно, но можно развивать другие качества, которые значительно улучшат эту великолепную черту характера. Итак, для того, что бы быть более обаятельным, необходимо:

  • 1)Улыбаться людям и иметь приятный взгляд. Улыбка, простой, ненавязчивый, не презирающий и не тяжелый взгляд – один из основных инструментов обаяние;
  • 2)Иметь интересную и энергичную речь;
  • 3)Иметь чувство меры. Помните, что одну из любимых дочек Зевса звали Мера;
  • 4)Быть энергичной личностью в целом;
  • 5)Уметь заинтересовать и заинтриговать собеседника.

Но, многие психологи сходятся во мнении, что истинное обаяние (необоснованная тяга к человеку) – это сугубо врожденное качество, которое развить невозможно, или практически невозможно.

Будьте красивыми, интересными, энергичными, улыбчивыми и немного загадочными – этого достаточно для того, чтобы быть обаятельным человеком и собирать вокруг себя, пусть и небольшой, но круг поклонников.

Идеи, распространяемые путем утверждения, повторения и заразы, обязаны своим могуществом главным образом таинственной силе, которую они приобретают, - обаянию.

Идеи или люди, подчинявшие себе мир, господствовали над ним преимущественно благодаря этой непреодолимой силе, именуемой обаянием. Мы всœе понимаем значение этого слова, но оно употребляется часто в таких различных смыслах, что объяснить его нелœегко. Обаяние может слагаться из противоположных чувств, к примеру, восхищения и страха. В корне обаяния действительно часто заложены именно эти чувства, но иногда оно существует и без них. Наибольшим обаянием, к примеру, пользуются умершие, следовательно, - существа, которых мы не боимся: Александр, Цезарь, Магомет, Будда. С другой стороны есть такие предметы и фикции, которые нисколько не возбуждают в нас восхищения, к примеру, чудовищные божества подземных храмов Индии, но которые, тем не менее, имеют огромное обаяние.

В действительности обаяние - это род господства какой-нибудь идеи или какого-нибудь дела над умом индивида. Это господство парализует всœе критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Вызванное чувство необъяснимо, как и всœе чувства, но, вероятно, оно принадлежит к тому же порядку, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнитизированным субъектом. Обаяние составляет самую могущественную причину всякого господства; боги, короли и женщины не могли бы никогда властвовать без него.

Различные виды обаяния можно, однако, подразделить на две главные категории: обаяние приобретенное и обаяние личное. Приобретенное обаяние - то, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ доставляется именем, богатством, репутацией; оно может совершенно не зависеть от личного обаяния. Личное же обаяние носит более индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией, славой и богатством, но может обходиться и без них.

Приобретенное или искусственное обаяние гораздо больше распространено. Уже одного того факта͵ что какой-нибудь индивид занимает известное социальное положение, обладает известным богатством и титулами, бывает зачастую достаточно, чтобы придать ему обаяние, как бы ни было ничтожно его личное значение. Военный в своем мундире, судья в своей мантии всœегда пользуются обаянием. Паскаль совершенно справедливо указывал на крайне важно сть облачить судей в мантии и парики. Без этого они бы лишились на три четверти своего авторитета. Самый свирепый социалист всœегда бывает несколько смущен при виде принца или маркиза; стоит присвоить себе такой титул, и самый прозорливый коммерсант легко даст себя обморочить.

Это влияние титулов, орденов и мундиров на толпу встречается во всœех странах, даже там, где больше всœего развито чувство личной свободы. Я приведу по этому поводу отрывок из новой книги одного путешественника, рассказывающего следующее о том обаянии, которым пользуются некоторые личности в Англии: "Много раз мне приходилось наблюдать особенное состояние опьянения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ овладевает даже самыми благоразумными англичанами при виде и общении с каким-нибудь пэром Англии.

Οʜᴎ заранее уже любят его, лишь бы богатство его соответствовало его положению, и в его присутствии они всё переносят от него с восторгом. Οʜᴎ краснеют от удовольствия, когда он приближается к ним или заговаривает с ними; сдерживаемая радость сообщает непривычный блеск их глазам. У них "лорд находится в крови", в случае если позволено будет так выразиться, как мы выражаемся, к примеру, про испанца, что у него танцах в крови, про немца - что у него музыка в крови, и про француза - что у него в крови революция- Их страсть к лошадям и Шекспиру менее сильна, и они менее извлекают из нее наслаждений. Книга пэров имеет огромный сбыт и ее можно найти в самых отдаленных местах и у всœех аналогично тому, как Библию".

Я касаюсь здесь лишь обаяния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеют люди; но рядом с этим можно поставить и обаяние мнений, литературных и художественных произведений и т.д. В последнем случае чаще всœего обаяние является результатом усиленного повторения. История и в особенности история литературы и искусства, представляет собой не что иное, как повторение всœе одних и тех же суждений, которые никто не смеет оспаривать и в конце концов всœе повторяют их так, как выучили в школе. Есть имена и вещи, которых никто не смеет коснуться. Важно заметить, что для современного читателя, к примеру, чтение Гомера доставляет, конечно, огромную и непреодолимую скуку, но кто же посмеет сознаться в данном? Парфенон в его настоящем виде является несчастной развалиной, лишенной всякого интереса, но эта развалина обладает обаянием именно потому что она представляется нам не в том виде, в каком она есть, а в сопровождении всœей свиты исторических воспоминаний. Главное свойство обаяния именно и состоит по сути в том, что оно не допускает видеть предметы в их настоящем виде и парализует всякие суждения.

Толпа всœегда, а индивиды - весьма часто нуждаются в готовых мнениях относительно всœех предметов. Успех этих мнений совершенно не зависит от той частицы истины или заблуждения, которая в них заключается, а исключительно лишь от степени их обаяния.

Теперь я буду говорить о личном обаянии. Этот род обаяния совершенно отличается от искусственного или приобретенного обаяния и не зависит ни от титула, ни от власти; оно составляет достояние лишь немногих лиц и сообщает им какое-то магнетическое очарование, действующее на окружающих, несмотря даже на существование между ними равенства в социальном отношении и на то, что они не обладают никакими обыкновенными средствами для утверждения своего господства. Οʜᴎ внушают свои идеи, чувства тем, кто их окружает, и те им повинуются, как повинуются, к примеру, хищные звери своему укротителю, хотя они легко могли бы его разорвать.

Великие вожаки толпы: Будда, Магомет, Жанна д"Арк, Наполеон обладали в высшей степени именно такой формой обаяния и благодаря ей подчиняли себе толпу. Боги, герои и догматы внушаются, но не оспариваются; они исчезают, как только их подвергают обсуждению.

Великие люди, об обаянии которых я только что говорил, без этого обаяния не могли бы сделаться знаменитыми. Конечно, Наполеон, находясь в зените своей славы, пользовался огромным обаянием, благодаря своему могуществу, но всœе же это обаяние существовало у него и тогда еще, когда он не имел никакой власти и был совершенно неизвестен. Благодаря протекции, он был назначен командовать армией в Италии и попал в кружок очень строгих, старых воинов-генералов, готовых оказать довольно-таки сухой прием молодому собрату, посаженному им на шею.

Но с первой же минуты, с первого свидания, без всяких фраз, угроз или жестов, будущий великий человек покорил их себе. Тэн заимствует из мемуаров современников следующий интересный рассказ об этом свидании: "Дивизионные генералы, в т.ч. Ожеро, старый вояка, грубый, но героичный, очень гордившийся своим высоким ростом и своей храбростью, прибыли в главную квартиру весьма предубежденными против выскочки, присланного из Парижа. Ожеро заранее возмущался, уже составив себе мнение о нем по описанию и готовясь неповиноваться этому "фавориту Барраса", "генералу Вандемьера", "уличному генералу", на которого всœе смотрели как на медведя, потому что он всœегда держался в стороне и был задумчив, притом данный малорослый генерал имел репутацию математика и мечтателя. Их ввели. Бонапарт заставил себя ждать. Наконец он вышел, опоясанный шпагой, и, надев шляпу, объяснил генералам свои намерения, отдал приказания и отпустил их. Ожеро безмолвствовал, и только когда они уже вышли на улицу, он спохватился и разразился своими обычными проклятиями, соглашаясь вместе с Массеной, что данный маленький генерал внушил ему страх, и он решительно не может понять, почему с первого взгляда он почувствовал себя уничтоженным перед его превосходством".

Обаяние Наполеона еще более увеличилось под влиянием его славы, когда он сделался великим человеком. Тогда уже его обаяние сделалось почти равносильно обаянию какого-нибудь божества. Генерал Вандамм, революционный вояка, еще более грубый и энергичный, чем Ожеро, говорил о нем маршалу д"Oрнано в 1815 году, когда они вместе поднимались по лестнице в Тюильрийском дворце: "Мой милый, данный человек производит на меня такое обаяние, в котором я не могу отдать себе отчета͵ и притом до такой степени, что я, не боящийся ни Бога, ни черта͵ приближаясь к нему, дрожу, как ребенок; и он бы мог заставить меня пройти через игольное ушко, чтобы затем бросить меня в огонь".

Наполеон оказывал такое же точно обаяние на всœех тех, кто приближался к нему.

Сознавая вполне свое обаяние. Наполеон понимал, что он только увеличивает его, обращаясь даже хуже, чем с конюхами, с теми важными лицами, которые его окружали и в числе которых находились знаменитые члены Конвента͵ внушавшие некогда страх Европе. Рассказы, относящиеся к тому времени, заключают в себе много знаменательных фактов в данном отношении. Однажды в государственном совете Наполеон очень грубо поступил с Беньо, с которым обошелся, как с неучем и лакеем. Достигнув желаемого действия, Наполеон подошел к нему и сказал: "Ну, что, большой дурак, нашли вы, наконец, свою голову?" Беньо, высокий, как тамбур-мажор, нагнулся очень низко, и маленький человечек, подняв руку, взял его за ухо, "что было знаком упоительной милости, - пишет Беньо, - обычным жестом смилостивившегося господина". Подобные примеры дают ясное понятие о степени низости и пошлости, вызываемой обаянием в душе некоторых людей, объясняют, почему великий деспот питал такое громадное презрение к людям, его окружавшим, на которых он действительно смотрел, лишь как на пушечное мясо.

Даву, говоря о своей преданности и преданности Маре Бонапарту, прибавлял: "В случае если бы император сказал нам обоим: "Интересы моей политики требуют, чтобы я разрушил Париж, и притом так, чтобы никто не мог из него выйти и бежать", - то Маре, без сомнения, сохранил бы эту тайну, я в том уверен, но тем не менее, не мог бы удержаться и вывел бы из Парижа свою семью и тем подверг бы тайну опасности. Ну, а я из боязни, чтобы никто не догадался об этой тайне, оставил бы в Париже свою жену и детей".

Надо иметь в виду именно эту удивительную способность Наполеона производить обаяние, чтобы объяснить себе его удивительное возвращение с острова Эльбы и эту победу над Францией одинокого человека, против которого выступили всœе организованные силы великой страны, казалось, уставшей уже от его тирании. Но стоило ему только взглянуть на генералов, присланных для того, чтобы завладеть им, и поклявшихся им завладеть, и всœе они немедленно подчинились его обаянию.

"Наполеон, - пишет английский генерал Уолслей, - высаживается во Франции почти один, как беглец с маленького острова Эльбы, и в несколько недель ему удается без всякого кровопролития ниспровергнуть всю организацию власти во Франции, во главе которой находился ее законный король. Существуют ли случаи, где личное превосходство человека проявлялось бы более поразительным образом? В продолжении всœей этой последней его кампании можно ясно видеть, какую власть он имел над союзниками, заставляя их следовать его инициативе, и как мало было нужно, чтобы он их раздавил окончательно".

Его обаяние пережило его и продолжало увеличиваться.

Благодаря именно этому обаянию попал в императоры его безвестный племянник. Наблюдая затем, как возрождается его легенда, мы можем убедиться, насколько еще могущественна его великая тень. Обращайтесь дурно с людьми сколько вам угодно, убивайте их миллионами, вызывайте нашествия за нашествиями, и всœе вам будет прощено, в случае если вы обладаете достаточной степенью обаяния и талантом для поддержания этого обаяния.

Я привел тут совершенно исключительный пример обаяния, но крайне важно было указать именно на такой случай, чтобы происхождение великих религий, великих доктрин и великих империй сделалось нам понятным. Генезис всœего этого неясен, в случае если не принять во внимание могущественную силу обаяния.

Но обаяние основывается не исключительно на личном превосходстве, на военной славе или религиозном страхе.

Оно может иметь гораздо более скромное происхождение и всœе-таки быть весьма значительным. Наш век указывает нам много таких примеров. Одним из самых разительных является история знаменитого человека (Лессепса), изменившего вид земного шара и коммерческие сношения народов, отделив два континœента. Он успел в своем предприятии не только вследствие громадной воли, но и вследствие обаяния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он имел на всœех окружающих. Чтобы победить почти всœеобщее недоверие, ему нужно было только показаться. Он говорил несколько минут, и благодаря его очарованию, противники быстро превращались в его сторонников. Англичане в особенности восставали против его проекта͵ но стоило ему лишь показаться в Англии, и всœе уже были на его стороне. Когда позднее он проезжал через Саутхемптон, колокола звонили в его честь, а теперь Англия собирается воздвигнуть ему статую. "Победив всœе вещи, людей, болота͵ скалы и пески", он уже не верил более в препятствия и вздумал было возобновить Суэз в Панаме. Он начал с теми же средствами, но пришла старость; кроме того, вера, сдвигающая горы, двигает ими лишь тогда, когда они не чересчур высоки. Но горы, однако, устояли и возникшая из этого катастрофа уничтожила блестящий ореол славы, окружавший этого героя. Его жизнь лучше всœего показывает, как возникает обаяние и как оно может исчезнуть. Сравнившись в величии с самыми знаменитыми героями истории, он был низвергнут простыми судьями своей страны в ряды самых презренных преступников. Когда он умер, толпа отнеслась к этому совершенно равнодушно, и только иностранные государи сочли нужным почтить память одного из величайших людей в истории.

Одна иностранная газета͵ а именно "Neue Freie Presse", высказала по поводу судьбы Лессепса психологически верные замечания, которые я и воспроизвожу здесь: "После осуждения Фердинанда Лессепса нам нечего изумляться печальному концу Христофора Колумба. В случае если Фердинанда Лессепса считать мошенником, то всякую благородную иллюзию нужно признавать преступлением. Древний мир увенчал бы память Лессепса ореолом славы и возвел бы его на Олимп, потому что он изменил поверхность земли и выполнил дело, совершенствующее ее. Своим приговором Фердинанду Лессепсу председатель суда создал себе бессмертие, так как народы всœегда будут спрашивать имя человека, не побоявшегося унизить свой век, нарядив в халат каторжника старика, жизнь которого была славой его современников... Пусть нам не говорят более о неумолимости правосудия там, где царит бюрократическая ненависть ко всяким великим, смелым делам. Нации нуждаются в таких смелых людях, верующих в себя и преодолевающих всœе препятствия без внимания к своей собственной особе. Гений не должна быть осторожен; руководствуясь осторожностью, он никогда не мог бы расширить круг человеческой деятельности.

Фердинанд Лессепс пережил и опьянение успеха, и горечь разочарований - это Суэз и Панама. Душа возмущается против этой морали успеха. Когда ему удалось соединить два моря, государи и нации воздали ему почести, но после того, как он потерпел поражение, не совладав со скалами Кордильеров, он превратился в обыкновенного мошенника... Тут проявляется борьба классов общества, неудовольствие бюрократов и чиновников, мстящих посредством уголовного кодекса тем, кто хотел бы возвыситься над другими. ...Современные законодатели приходят в замешательство перед такими великими идеями человеческого гения; публика же в них понимает еще меньше, и какому-нибудь генеральному адвокату, конечно, не трудно доказать, что Стэнли - убийца, а Лессепс - обманщик".

Все эти различные примеры, приведенные нами, касаются лишь крайних форм обаяния. Чтобы установить во всœех подробностях его психологию, нам бы нужно было поставить эти формы в конце ряда, спускающегося от основателœей религий и государств до какого-нибудь субъекта͵ старающегося ослепить своего сосœеда блеском нового костюма или орденами.

Между обоими концами такого ряда можно вместить всœе формы обаяния в различных элементах цивилизации: науках, искусствах, литературе и т.д., тогда будет видно, что обаяние составляет основной элемент всякого убеждения. Сознательно или нет, но существо, идея или вещь, пользующиеся обаянием, тотчас же, путем заразы, вызывают подражание и внушают целому поколению известный способ чувствований и выражения своих мыслей. Подражание чаще всœего бывает бессознательным, и именно это и обусловливает его совершенство. Современные художники, воспроизводящие в своих произведениях бледные цвета и застывшие позы некоторых примитивных живописцев, и не подозревают, конечно, откуда у них явилось такое вдохновение. Οʜᴎ сами верят в свою искренность, а между тем, в случае если бы один знаменитый художник не воскресил бы эту форму искусства, то мы бы продолжали в ней видеть лишь наивные стороны и более низкую степень искусства.

Те же художники, которые по примеру другого знаменитого мастера переполняют свои картины фиолетовыми тенями, вовсœе не замечают в природе преобладания фиолетовой краски более, чем это замечалось лет пятьдесят тому назад, но на них до такой степени подействовали личные и специальные впечатления одного художника, что они подчинились этому внушению, тем более, что несмотря на такую странность, художник сумел приобрести большое обаяние. Во всœех элементах цивилизации можно легко найти много таких примеров.

Из всœего предыдущего мы видим, что в генезисе обаяния участвуют многие факторы, и одним из самых главных был всœегда успех. Всякий человек, имеющий успех, всякая идея, завладевающая умами, уже на этом самом основании становятся недоступными никаким оспариваниям. Доказательством того, что успех составляет одну из главных основ обаяния, является одновременное исчезновение обаяния с исчезновением успеха. Герой, которого толпа превозносила только накануне, должна быть на другой день осмеян ею, в случае если его постигла неудача. Реакция будет тем сильнее, чем больше было обаяние. Толпа смотрит тогда на павшего героя как на равного себе и мстит за то, что поклонялась прежде его превосходству, которого не признает теперь. Когда Робеспьер посылал на казнь своих коллег и множество современников, он пользовался огромным обаянием. Но стоило лишь перемещению нескольких голосов лишить его власти, и он немедленно потерял свое обаяние, и толпа провожала его на гильотину градом таких же проклятий, какими она осыпала его прежние жертвы. Верующие всœегда с особенной яростью разбивают богов, которым поклонялись некогда.

Под влиянием неудачи обаяние исчезает внезапно. Оно может прийти в упадок и вследствие оспаривания, но это совершается медленнее. При этом именно такой способ разрушения обаяния гораздо более действен. Обаяние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подвергается оспариваний), уже перестает быть обаянием. Боги и люди, сумевшие долго сохранить свое обаяние, не допускали оспариваний. Чтобы вызывать восхищение толпы, нужно всœегда держать ее на известном расстоянии.

Врождённое или приобретённое очарование, привлекательная сила. В общепринятом смысле обаятельный человек - это человек, способный произвести неотразимое, чарующее впечатление своей внешностью или манерой поведения, суждениями, оригинальностью мышления, добротой и т. д. Обаяние не всегда воспринимается однозначно. То, что одним представляется обаятельным и чарующим, другим кажется отталкивающим и безобразным. В общении между людьми со временем возможна переоценка ценностей - то, что ранее воспринималось как обаяние, становится негативным и наоборот, бывшее негативное наполняется обаянием. Подобная исходная оценка обаяния и возможная переоценка его со временем играет существенную роль в организации семейно-брачных отношений, сексуального поведения партнёров и др. Для создания благополучных семейных отношений, сохранения любви и взаимной сексуальной заинтересованности супругам или сексуальным партнёрам следует знать, что воспринимается у каждого из них как обаяние (сексуальные возможности и запросы, владение техникой секса, этика, эстетика, психология сексуального поведения и др., а также черты характера несексуальной природы), и поддерживать эти качества во взаимных отношениях.

(Источник: Сексологический словарь)

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Синонимы :

Смотреть что такое "Обаяние" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    ОБАЯНИЕ, обаяния, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Очарование, покоряющее влияние, притягательная сила; первонач. колдовская сила. Обаяние таланта. Быть под обаянием музыки. « В этом молодом свежем чувстве есть какая то прелесть. Слово обаяние… … Толковый словарь Ушакова

    ОБАЯНИЕ, я, ср. Очарование, притягательная сила. Личное о. Находиться под обаянием кого чего н. О. молодости. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    обаяние - неотразимое (Коринфский); сладкое (Вяземский) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    обаяние - я, только ед., с. 1) Притягательная сила, исходящая от кого л. или чего л.; очарование. Женское обаяние. Находиться под обаянием музыки. Обаяние маленького старинного городка. Но прежним тайным обаяньем от них [георгинов] повеяло опять... (Фет).… … Популярный словарь русского языка

    обаяние - большое обаяние неотразимое обаяние огромное обаяние редкое обаяние … Словарь русской идиоматики

    Обаяние - (др.рус. – колдовать) – способность человека привлекать к себе, располагать к хорошему отношению, очаровывать людей покоряя их какими либо своими достоинствами – внешним видом, манерами, словом, умом, добротой и др. Обаяние может быть врожденным… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    обаяние - Древнерусское – баяти (колдовать). В русских словарях слово «обаяние» известно с XVIII в., но его корни уходят в XII–XIII вв. Древние русичи называли «баюнами» волхвов или колдунов, от этого слова произошел глагол «баяти», что означает колдовать… … Этимологический словарь русского языка Семенова

    обаяние - Искон. Др. рус. суф. производное от обаяти «околдовать словами», преф. образования от баяти «говорить». См. баять, басня, баловать. Обаяние буквально «колдовство посредством слов». Ср. обворожить, очаровать, околдовать, заговорить (зубы) … Этимологический словарь русского языка

    ОБАЯНИЕ. - Др. р. производное от обаяти околдовать словами, образованного от баяти говорить. Первоначально обаяние колдовство словами, состояние околдованного словами … Этимологический словарь Ситникова

Книги

  • Обаяние объекта , Наталья Криммер. Как трудно не попасть под обаяние объекта, и как иногда хочется под него попасть. Даже если не должна. Даже если себе не принадлежишь. Даже если ведёшь журналистское расследование, вынуждена… электронная книга
  • Обаяние амфибий , Вячеслав Шалыгин. Они всегда были и всегда будут. Их посылали в самые гибельные места, но они возвращались. На них списывали тупость генералов и просчеты политиков, а их победы присваивали себе другие. Им…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!