Карикатуры из старых американских журналов. Самые шокирующие карикатуры о США времён холодной войны

Твитнуть

Класснуть

За окном морозы, самое время для зимней верхней одежды. Доставая из шкафа дубленку или пуховик, мало кто из нас задумывается, что, распространенная сегодня, эта верхняя одежда была дефицитом еще для поколения наших мам. Вот такой вот парадокс: пальто или шинель из натуральной шерсти - весьма распространенная в СССР зимняя одежда, которую носили почти все. А пуховик?

Просматривая эти карикатуры, можно понять, как выглядели модники и модницы в 60 и 70-х. Сегодня в моде ретро, в том числе и отсылки к стилю модов и хиппи. Основы стиля (гиперболизированные, конечно), считываются с легкостью.

60-е (стиляги)

Сегодня ты играешь джаз… Яркие цвета, короткие стрижки и юбки… да, это те самые «стиляги», которых показывали в одноименном фильме.

Узкие джинсы-дудочки, укладки у девушек, стиль нью-лук в платьях.

Карикатуристы высмеивали, в основном, психоделику в цветах.

Хотя и платформам «на манной каше» тоже доставалось. Эти же платформы будут упоминаться и в стиле хиппи.

Еще нью-лук:

60-е (тедди бойз)

Стиль «хулиганов-джентельменов». В Англии он появился в конце 40-х, но потом возрождался в 70-х и 90-х. Уставшие от второй мировой парни захотели одеваться с шиком и лоском и взяли за основу стиль времен короля Эдварда (это 10-е годы 20 века, собственно, короля уменьшительно звали Тэдди, отсюда и название стиля): костюмы-тройки, английский дендизм и лоск.


Пиджак с удвоенным воротником, приталенные пальто, зауженные брюки и набриолиеннные волосы. Если интересно, можно посмотреть на Элвиса Пресли. Слушали эти ребята джаз, рок-н-ролл и свинг.

Девушки тоже начинают одеваться, как парни. Правда, не все осмеливались носить брюки, заменяя их юбкой. Но волосы тоже стригли коротко.

Карикатуры на унисекс

Что интересно, возникнув, как стиль «золотой молодежи», он почти сразу стал стилем рабочих окраин.

60-70-е (моды)

Противовес стилю «тедди бойз», моды - сокращенно от «модернисты», слушали не рок-н-ролл, а модерн джаз и блюз. Отсюда и название. Формировалось данное движение из выходцев среднего класса, для которых важно было «быть», а не «казаться». Если Пресли закатывал вечеринки напоказ, даже период пребывания на фронте превратив в шоу, то моды просто наслаждались жизнью. На них большое влияние оказали битники и тогдашняя лондонская культурная богема. Все, что про них известно точно - это любовь к джазу, мотороллерам и амфетаминам. И конфронтация с рокерами. И всемирная экспансия культуры. «Битлз» и «Роллинг стоунз», к примеру.

Советские моды носят пальто и укладки, подражая лондонской молодежи.

Юбки становятся короткими, как и женские стрижки (спасибо Твигги и Мери Куант).

Карикатуристы это не оставили без внимания:

Длины юбок в 60-е

70-е (хиппи)

Субкультура, зародившаяся в США в 60-е, до нас дошла в 70-х.

Это очень известная субкультура, повлиявшая на мировую моду (даже определившая стиль целого поколения). Дети цветов, «да любви, нет войне» и прочая рефлексия на войну во Вьетнаме. Посмотреть на оригинальных хиппи можно в «Форесте Гампе». Советские же хиппи… многие известные рокеры, панки и барды, в молодости своей были хиппи. Например, Арефьева, Умка, Янка и Летов, Веня Дыркин и Юрий Шевчук.

Прически становятся следующими: парни отращивают себе гривы (и на эту тему много карикатур).

Девушки же либо отращивают тоже, и тогда мы наблюдаем картину «Стога»:

Либо как в следующем случае:

В основном их ругали за неопрятный внешний вид, любовь к бахроме и заплаткам. Ведь изначально это было символом пренебрежения материальным, но советский человек должен быть аккуратным и опрятным.

Потому порицание:

И конечно, вездесущий унисекс:

Дубленка

Но еще одна вещь с приходом стиля хиппи на наши земли стала просто мега-актуальна. Это Ее Величество Дубленка. Как видно по карикатурам, дубленка повторяла общую неряшливость, стремление к висящим формам, бахроме и вытянутости по вертикали.

А еще становится ясно, что достать ее не так уж и легко.

80-е (диско и техно)

В 80-е в моду вошла аэробика, спорт, бодибилдинг и… спортивный стиль одежды.

Наряду с диско, он задавал тон общему настрою и внешнему виду. Пуховики-дутики перекочевали из зимних видов спорта в повседневность.

Макияж стиля диско… ну как такое не обыграть?

Карикатуры на макияж

90-ые (гламур)

Дефицит набирает обороты:

Это немного уже не советская карикатура (точнее, это самый конец СССР, времена перестройки), но пусть будет:

Джинса (ткань)

Джинсы пришли в СССР в 70-х, история их появления на просторах родины сложна и терниста. Но с их приходом у карикатуристов появилась еще одна «очень узнаваемая черта» антисоветщины.

Трудности «доставания» вещей

Еще одна благодатная почва для карикатур. Без комментариев:

А вот, очевидно, так начинались металлисты в СССР (и это иллюстрация еще одного способа добывания "модных вещей")

Ну или так:

Полный гид по стилю

Благодаря ему мы точно знаем, что носилось на все случаи жизни.

Худоджники

Отдельное «спасибо» хочется сказать художникам. Они очень талантливы, без них мы бы не узнали, как сложно и дорого было поддерживать хороший внешний вид, следить за новинками и вообще: откуда бы советский человек узнавал последние новости моды?

Западные карикатуры на Советский Союз

Этот пост я задумала, как продолжение поста о карикатурах советского времени. Мне стало интересно, какие карикатуры в западных странах рисовали на СССР?

Как и ожидалось, их было немало. Множество карикатур было сделано на Сталина - это была излюбленная тема! И притом карикатуры порой были очень злы.

Журнал «Vanity Fair» в 1936 году опубликовал карикатуру мексиканского художника Мигеля Коваррубиаса, где в воздухе, держась за стропы парашютов, Эльза Скиапарелли(итальянский модельер, дизайнер, создательница стиля «прет-а-порте»)разговаривает со Сталиным, у которого тоже за спиной парашют.

А рядом с рисунком был помещен вот такой диалог:


«Сталин . Что вы здесь делаете, портниха?
Скиап . Совершаю обзор туалетов ваших женщин.
Сталин . Не можете оставить в покое наших женщин?
Скиап . А они не желают, чтобы их оставили в покое, хотят быть похожими на других женщин в мире.
Сталин . Как, на эти чучела без ляжек и грудей вашей агонизирующей цивилизации?!
Скиап . Знаете, они уже любуются нашими манекенами, нашими моделями. Рано или поздно они примут наши идеалы.
Сталин . Никогда, пока существует советская идеология!
Скиап . Посмотрите вниз, стальной человек: возникают институты красоты, парикмахерские салоны, вслед за ними придет мода. Через несколько лет вы не увидите больше платков на головах.
Сталин . Вы недооцениваете глубину души русских женщин.
Скиап . А вы — естественное женское кокетство.
Сталин . Может быть, перерезать стропы вашего парашюта…
Скиап . На мое место придут сто других.
Сталин . Тогда я перережу свои!»

Карикатура на Сталина и коллективизацию сельского хозяйства

"Все следуют за играющим на дудочке"

Надписи на сидящих вокруг котла "рабство", " война", "голод".

Ок. 1939 года.
«Сталин целыми лопатами скармливает Преисподней людей и железо»..
До Второй мировой войны на Западе царила мода на антисталинские карикатуры. Итальянская газета Stampa Sera изображает советского вождя в образе дьявола.


Было огромное количество карикатур на Сталина и Гитлера

А вот так вот начиналась Вторая Мировая Война.Знаменитая карикатура из западной печати была подписана так: "Любопытно, сколько продлится этот медовый месяц?"

А вот карикатура на мюнхенский сговор 1938 года

Лето 1940. Политическая карикатура на попытки присоединения Прибалтийских Государств к СССР. Западная Европа, 1940 г. О-о-очень злая карикатура...

Карикатуры на Сталина и Черчилля


"Я думаю дела пойдут лучше, когда вы на нашей стороне" — это говорит Черчилль из-за спины Сталина. Черчилль на этой карикатуре на себя, кстати, не слишком похож. Карикатура датирована концом июня 1941-го. Немцы прибывают в уверенности, что скоро придет конец и Британии, и Советскому Союзу.

"Ты должна верить ему, Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить". Карикатура на обложке журнала Lustige Blätter — реакция на заключение военного союза между СССР и Британией.

А это уже зима 1942 года. "Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь". Под Москвой немцы впервые за всю войну потерпели сокрушительное поражение. Но не признаваться же в этом, в самом то деле. Немцы в тылу должны быть уверены в том, что на фронте все хорошо.

1942 год. «Ждем!!!» А так Советский Союз в первые годы войны представляет американский художник Артур Шик из журнала Collier’s. Пока Сталин бьет Гитлера и Муссолини, Черчилль и Рузвельт выжидают.

Плакат авторства Paix et Liberté - французской антикоммуниститческой группы художников, приурочившей его распространение к участию СССР в Стокгольмском воззвании (документ, принятый на сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, проходившей в Стокгольме с 15 по 19 марта 1950 года по инициативе Фредерика Жолио-Кюри) . Этим плакатом они указывали на, по их мнению, пустую риторику Сталина, призывающего к миру, а на самом деле, как мы видим, стремящегося уничтожить бедных французов с помощью дробящего холодного оружия.

Удивительный образец антикоммунистической пропаганды - комикс 1947 года про Америку, в которой к власти пришли коммунисты. Дети-стукачи, религия вне закона, неограниченная власть правительства, продовольствие по карточкам и концлагеря на Аляске - таким представляли коммунистическое будущее авторы комикса.


Карикатура на Хрущева. Карибский кризис...

Следующим любимым объектом карикатур стал Брежнев.

Карикатура из арабского журнала 1981-82 гг. С большими мускулами г-н Р.Рейган, а рядом - тов. Брежнев

Брежнев в ЧССР

Брежнев и Сахаров.



1980 год. Войска СССР уже второй год в Афганистане.

Брежнев и лидер афганских коммунистов Бабрак Кармаль попивают мартини на безымянной могиле.

Карикатуры израильских изданий. "Третий", надпись на тазу: "Ближний Восток".Кариэль Гардош ("Дош"), иллюстрации к книге "Извините, что мы победили" 1967-го года.


"Не отчаивайся! Попробуй еще раз!". Надпись на дереве: "Израиль".


Еще карикатура на наши отношения с Ближним Востоком. "Сегодня... и завтра!". 1/5/70 - зависимость Абдель Насера от СССР растет.


На карикатуре слева от удара американской ракетки отлетает руководитель Тайваня, справа - от удара китайской ракетки отлетает Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС (СССР).

Подпись под карикатурой - кульминация пинг-понговой дипломатии.


Хороший, плохой, злой... и ваще - ось зла!!!

Рейган и Брежнев


"Как ответить Москве?"

"Наши страны создали противоракетную ракету и противоракетную противоракету...эээ, если честно, то я запутался!" На карикатуре Косыгин и Эйзенхауэр


Наступили времена других политиков - появились новые карикатуры.

Эта карикатура - из американской газеты "Нью-Йорк Таймс"


М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин.


В 1945 закончилась Вторая мировая война, а бывшие союзники - США и СССР уже готовились к новой войне, на этот раз холодной.

5 марта 1946 года Уинстон Черчилль произносит известную речь в Фултоне, которая считается началом холодной войны. По иронии судьбы ровно через семь лет 5 марта 1953 скончается главный противник США и всего Западного мира - Сталин. Было ли это просто совпадение или знак, сейчас уже не важно, но факт остаётся фактом.

Сразу после окончания Второй мировой войны закладывались правила ведения боевых действий на фронтах холодной войны. Пропагандистское оружие обрело новую ценность: если ядерные бомбы, которыми обзавелись сверхдержавы, были оружием сдерживания и не подлежали применению, по понятным причинам, то пропаганда стала единственно возможным наступательным оружием, которым обе стороны пользовались иногда изящно, а иногда довольно топорно.

Мы подобрали карикатуры, которые возможно перекликаются с нынешнем временем и показывают накал борьбы в те годы. Карикатуристы, разумеется, были на передовой этого фронта, а журнал «Крокодил» был одним из мощнейших орудий этой войны.

Начнем мы с корейской войны, о которой сегодня мало кто вспоминает, но чья значимость была не менее вьетнамской. В ней две сверхдержавы не имели прямого столкновения, но активно участвовали в вооруженном конфликте, поставляя оружие, специалистов, финансируя противоборствующие стороны. Разумеется, стороны обвиняли другу друга в прямом участии в конфликте, хотя обе стороны не признавали своего участия.

Любопытно отметить, что нынешние «успехи» Америки в локальных конфликтах в Ираке, Ливии, Афганистане, оказывается, базируются как раз на Корейской войне. Официально считается, что конфликт между Севером и Югом Кореи с 1950 по 1953 год был внутринациональным, но на самом деле в него были широко вовлечены и две сверхдержавы. Как известно, результатом этой войны стало разделение страны на две части, а США были вынуждены покинуть Север Корейского полуострова.

Обе стороны обвиняли друг друга в массовой гибели мирного населения, разрушении мирных объектов.

Карикатуристы немало внимания уделяли работе ООН. Уже тогда СССР постоянно упрекал США в манипулировании ООН. Ниже - карикатура, вдохновлённая цитатой беседы Сталина с корреспондентом «Правды» «По сути дела, ООН теперь является не столько всемирной организацией, сколько организацией для американцев, действующей на потребу американским агрессорам».

Кликни, чтобы рассмотреть

И что всё диктует капитал с Уолл-стрит.

А конгресс США, как сугубо враждебная институция, изображался вполне себе зловеще.

Союзники США, как правило, обвинялись в отсутствии своей собственной позиции. Примерно такая же ситуация сейчас складывается и в Евросоюзе. Особенно это очевидно, если рассматривать позицию Европы в отношении санкций против России.

Россию, как тогда, так и сейчас беспокоит расширение НАТО и появление большого количества военных баз США по всему миру. В 1952 году прошла первая волна расширения блока НАТО к двенадцати странам - основателям присоединились две новые страны - Греция и Турция. С момента основания НАТО было шесть волн расширения этого блока.

Нефть решала всё, как полвека назад, так и сейчас. И цели были всегда одни - контроль над нефтью на Ближнем Востоке.

"Крокодил" иногда печатал карикатуры из дружественных журналов социалистического лагеря, к примеру, польского журнала «Шпилька». В них карикатуры не были столь агрессивно-наступательными, там больше обращали внимание на экономическое положение США. Надо признаться, что с тех пор шаблонное отражение экономического состояния Америки мало чем отличается.

СССР всегда указывал на то, что США прикрываясь целями распространения демократии, на самом деле, преследуют иные цели.

Стороны, конечно, обвиняли друг друга в необъективности, в предвзятости СМИ, в том числе, в нежелании видеть что-то хорошее у другой стороны. По мнению СССР тон задавали медиамагнаты, в том числе медиа империя Уильяма Херста, которой на сегодняшний момент принадлежит более полусотни газет, а также известные глянцевые журналы Cosmopolitan, Esquire, Harper’s Bazaar и многие другие.

Для пропаганды использовались любые поводы. Столетие со дня смерти Н.В. Гоголя было использовано на полную катушку, использовали цитаты из его произведений. Очень интересная цитата о Европе была размещена на главной странице «Крокодила».

И ещё цитаты из Гоголя и карикатуры.

Всегда в истории были персоны, которым приписывается особая роль в ухудшении отношений той или иной страны. Сейчас мало кто помнит, кто такой Гарриман Аверелл, про которого Сталин сказал, что он несёт долю ответственности за ухудшение отношений между СССР и США после Второй мировой войны. Он занимал пост координатора плана Маршалла с 1948 по 1950, с 1950 по 1951 год — специальный помощник президента Трумэна по внешнеполитическим вопросам, а по совместительству ещё и промышленник. И здесь пригодились цитаты из «мёртвых душ».


Кликни, чтобы рассмотреть

С середины второй мировой войны США, СССР и Великобритания начинают крупномасштабные работы по производству бактериологического оружия. В 1971 году была принята конвенция о запрещении биологического оружия. Бактериологическая война носит весьма специфический характер. Для распространения заражённого материала используются перья, насекомые, животные, растворы, что для карикатуриста является невозделанным полем для сюжетов.

Кликни, чтобы рассмотреть

В целом, отношение к США создавалось не только враждебное, но и даже брезгливое.


Как видно из карикатур, обе страны достигли в демонизации друг друга немыслимых высот. Над образами трудились лучшие карикатуристы, создавая запоминающиеся персонажи. Мир поменялся с тех пор, но подходы остались те же, а вот инструменты поменялись. Карикатура, особенно, политическая сдала свои позиции. Основными инструментами стали ТВ и Интернет, которые, как говорится «глаголом жгут сердца людей», подкрепляя это визуальным рядом. Не смотря на то, что в карикатурах создавались зловещие образы, это была абстракция и человек мог посмотреть на это со стороны. Сегодняшние инструменты достигли небывалой натуралистичности и люди буквально вовлечены в пропаганду.

А закончить подборку хочется жизнеутверждающим рисунком и цитатой из подписи к этому рисунку «Армия мира. Зря стараетесь, господа! Мы его в обиду не дадим!»


Пролистал пыльные страницы "Крокодила" Борис Агатов



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!