Кому на руси жить хорошо определение счастья. Поэма "кому на руси жить хорошо"

1. Понятие счастья.
2. Основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
3. Типы счастья.
4. Авторское понимание счастья — Гриша Добросклонов как народный заступник.

Счастье — понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым — значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то — быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие «счастье» является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего — приятная мелодия и хорошая погода на улице.

В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека — воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н. А. Некрасов изобразил другое счастье — радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели.

Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.

Начало поэмы — написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права — представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье.

Заступником и защитником человечества становится «счастливчик» Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши — «чахотку и Сибирь», ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое — убого и жалко, второе — по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека.

Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку — путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.

Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам. Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшнным, каким могло быть. Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами — Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин — вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы — слуги богатых помещиков — тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.

Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».

Жизненный путь этого героя очень тяжел. Григорий Добросклонов — семинарист, сын «батрачки безответной» и нищего дьячка, прожил голодное детство и тяжелую юность:

...А у Григория
Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.

В семинарии, в которой Гриша провел свою юность и получил образование, учеников «недокармливал хапуга эконом». Во время отпуска Гриша подрабатывал батраком в селе Вахлачино — в месте, где родился и вырос. Он знал о тяжелой жизни крестьян не понаслышке. Несмотря на мрачные картины, которые он видел в Вахлачино, Гриша рос отзывчивым и добрым человеком:

... в сердце мальчика
С любовью к бедной матери,
Любовь ко всей вахлачине
Слилась...

Гриша решил, что должен посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье:

...и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Народный герой — человек, сильный духом и чуждый личных интересов. В нем сочетается и любовь к земле, к простому и тяжелому крестьянскому труду, и ясный, образованный ум передовой молодежи. В борьбе за правое дело он не идет по простой, проторенной его неудачливыми предшественниками дороге, а выбирает тяжелый, трудный путь борьбы за права угнетаемых крестьян. Народ видит в нем своего посланника и избавителя, благословляет молодого человека на борьбу:

Иди к униженным.

Иди к обиженным
— Будь первый там!

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Именно в уста Гриши — народного поэта и певца — автор вкладывает жемчужину свой поэмы — песню «Русь»:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,

Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается...
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Именно образом народного героя Гриши Добросклонова, вышедшего из низов и не забывшего своих корней, Некрасов связывает свое представление об истинном счастье — прежде всего для общества, а только потом — для самого себя. Это и есть нравственный и эстетический идеал русского человека — единственный приемлемый автором. И только такому герою «на Руси жить хорошо».

Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Вопрос о счастье — центральный в поэме. Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать «кандидатов» в счастливые.

«Покой, богатство, честь» — формула счастья, предложенная странникам их первым собеседником, попом. Поп легко убеждает мужиков в том, что ни того, ни другого, ни третьего в его жизни нет, но вместе с тем ничего не предлагает им взамен, даже не упоминая о других формах счастья. Получается, что покоем, богатством и честью счастье исчерпывается и в его собственных представлениях.

Переломным этапом путешествия мужиков становится посещение сельской «ярмонки». Здесь странники вдруг понимают, что подлинное счастье не может состоять ни в чудесном урожае репы, ни в богатырской физической силе, ни в хлебушке, который досыта ест один из «счастливых», ни даже в сохраненной жизни — солдат хвастается, что вышел живым из многих сражений, а мужик, ходящий на медведя, — что пережил многих своих собратьев по ремеслу. Ho ни один из «счастливых» не может убедить их в том, что по-настоящему счастлив. Семь странников постепенно осознают, что счастье — категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием. История следующего «счастливого», Ермилы Гирина, окончательно убеждает их в этом.

Странникам в подробностях рассказывают историю его жизни. В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин — писаря, бурмистра, мельника, — он неизменно живет интересами народа, остается честен и справедлив к простому люду. Ho в конце рассказа о Гирине выясняется, что вряд ли он счастлив, потому что сидит сейчас в остроге, куда попал (судя по всему) за то, что не захотел принять участие в усмирении народного бунта. Гирин оказывается предвестником Гриши Добросклонова, который тоже однажды попадет за любовь к народу в Сибирь, но именно эта любовь и составляет главную радость его жизни.

После «ярмонки» странники встречают Оболта-Оболдуева. Помещик, как и поп, тоже говорит и о покое, и о богатстве, и о чести («почете»). Только еще одну важную составляющую добавляет Оболт-Оболдуев к формуле священника — для него счастье еще и во власти над своими крепостными.

«Кого хочу — помилую, / Кого хочу — казню», — мечтательно вспоминает Оболт-Оболдуев о прошлых временах. Мужики опоздали, он был счастлив, но в прежней, безвозвратно ушедшей жизни.

Дальше странники забывают о собственном списке счастливых: помещик — чиновник — поп — вельможный боярин — министр государев — царь. Только двое из этого длинного списка неразрывно связаны с народной жизнью — помещик и поп, но они уже опрошены; чиновник, боярин, тем более царь вряд ли добавили бы что-то существенное в поэму о русском народе, русском пахаре, и потому к ним уже никогда не обращается ни автор, ни странники. Совсем иное дело — крестьянка.

Матрена Тимофеевна Корчагина открывает читателям еще одну сочащуюся слезами и кровью страницу повествования о русском крестьянстве; она рассказывает мужикам о выпавших ей страданиях, о «грозе душевной», которая невидимо «прошла» по ней. Всю жизнь Матрена Тимофеевна чувствовала себя зажатой в тисках чужих, недобрых воль и желаний — она вынуждена была подчиняться свекрови, свекру, невесткам, собственному барину, несправедливым порядкам, согласно которым ее мужа чуть было не забрали в солдаты. С этим связано и ее определение счастья, которое она услышала когда-то от странницы в «бабьей притче».

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Счастье приравнивается здесь к «вольной волюшке», вот в чем оно, оказывается — в «волюшке», то есть в свободе.

В главе «Пир — на весь мир» странники вторят Матрене Тимофеевне: на вопрос, что они ищут, мужики уже не вспоминают о толкнувшем их в дорогу интересе. Они говорят:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села.

«Непоротой», «непотрошеной», то есть свободной. Избыток, или довольство, материальное благополучие поставлены здесь на последнее место. Мужики уже пришли к пониманию того, что избыток — всего лишь результат «вольной волюшки». Ho привычки рабства слишком укоренились в русском крестьянстве — и не только в дворовых людях, о неистребимом холопстве которых уже шла речь. Посмотрите, как легко соглашаются бывшие крепостные Последыша играть комедию и снова изображать из себя рабов — роль слишком знакомая, привычная и… удобная. Роль свободных, независимых людей им только предстоит выучить.

Крестьяне насмехаются над Последышем, не замечая, что впали в новую зависимость — от прихотей его наследников. Это рабство уже добровольное — тем оно ужасней. И Некрасов дает читателю ясное указание на то, что игра не так безобидна, как кажется, — Агап Петров, которого заставляют кричать якобы под розгами, внезапно умирает. Мужики, изображавшие «наказание», не коснулись его и пальцем, но невидимые причины оказываются весомее и разрушительнее видимых. Гордый Агап, единственный из мужиков возражавший против нового «хомута», не выдерживает собственного позора.

Возможно, странники не находят среди простого народа счастливого еще и потому, что народ счастливым (то есть, по системе Некрасова, до конца свободным) быть еще не готов. Счастливым в поэме оказывается не крестьянин, а сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. Герой, хорошо понимающий как раз духовный аспект счастья.

Гриша испытывает счастье, сочинив песню про Русь, найдя верные слова о своей родине и народе. И это не только творческий восторг, это радость прозрения собственного будущего. В новой, не приведенной Некрасовым песенке Гриши воспевается «воплощение счастия народного». И Гриша понимает, что помогать народу «воплощать» это счастье будет именно он.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

За Гришей встает сразу несколько прототипов, его фамилия — явная аллюзия на фамилию Добролюбова, его судьба включает основные вехи пути Белинского, Добролюбова (оба умерли от чахотки), Чернышевского (Сибирь). Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Гриша тоже происходит из духовной среды. В Грише угадываются и автобиографические черты самого Некрасова. Он поэт, и Некрасов легко передает герою свою лиру; стилистика Гришиных песен в точности воспроизводит стилистику некрасовских стихотворений. Гриша лишь не по-некрасовски жизнерадостен.

Он счастлив, но странникам об этом узнать не суждено; чувства, переполняющие Гришу, им просто недоступны, а значит, путь их продолжится. Если мы, следуя авторским пометам, перенесем в конец поэмы главу «Крестьянка», финал будет не так оптимистичен, но зато более глубок.

В «Элегии», одном из своих самых «задушевных», по собственному определению, стихотворений, Некрасов писал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Сомнения автора проявляются и в «Крестьянке». Матрена Тимофеевна даже не упоминает в своем рассказе о реформе — не оттого ли, что жизнь ее и после освобождения мало изменилась, что «вольной волюшки» в ней не прибавилось?

Поэма осталась незаконченной, а вопрос о счастье открытым. Тем не менее мы уловили «динамику» путешествия мужиков. От земных представлений о счастье они движутся к пониманию того, что счастье — духовная категория и для обретения его необходимы перемены не только в общественном, но и в душевном строе каждого крестьянина.

Что сближает поэму "Кому на Руси жить хорошо" и фольклорное произведение?

Поэма Некрасова замечательна тем, что является народной и с точки зрения идейного содержания, и с точки зрения формы, то есть Некрасов, изображая народные характеры, мастерски использовал фольклорные приёмы. Свою индивидуальную авторскую позицию поэт как бы «растворил» в оценках, рассуждениях семи мужиков, ищущих счастливого человека на Руси. Описания природы и людей в поэме даны в произведении с точки зрения странников.

Можно привести немало примеров, где Некрасов передаёт именно крестьянскую точку зрения на события. Вот семь мужиков наблюдают, как бойкий купчик на сельской «ярмонке» торгует картинками и книжками. Крестьяне-покупатели выбирают картинки с генералами, обращая внимание не на имена, не на портретное сходство, а на солидный вид:

Чтоб были настоящие — // Потолще, погрозней.

Странники очень точно и ядовито комментируют такой крестьянский вкус:

Перед крестьянином

Все генералы равные,

Как шишки на ели…

А в балагане крестьяне смотрят простонародную (фольклорную) «комедию с Петрушкой» («Сельская ярмонка»), которая высмеивает не мещанина во дворянстве, не ленивого дворянского недоросля Митрофанушку, а квартального и хожалого полицейских, с которыми крестьяне обычно и имеют дело:

Комедия не мудрая,

Однако и не глупая,

Хожалому, квартальному

Не в бровь, а прямо в глаз!

А вот семь мужиков идут к Матрёне Тимофеевне и вдоль дороги видят поля созревающей ржи. Эта картина вызывает в их душах радость хлеборобов, которая выражается в тексте употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов:

Уж налились колосики.

Стоят столбы точёные,

Головки золочёные.

Задумчиво и ласково

Шумят. («Крестьянка»)

Поэме о народе автор придал форму фольклорного произведения, соединив в нём разные фольклорные жанры. Внешне «Кому на Руси жить хорошо» похожа на сказку. Пролог поэмы включает традиционные сказочные мотивы: герои спасают птенца пеночки, а она в благодарность исполняет их желание — рассказывает, где взять скатерть самобраную. Мужики находят волшебную скатерть на поляне под корнями деревьев в коробочке-сундучке (именно так в сказках спрятана Кощеева смерть), скатерть-самобранка делает возможным путешествие мужиков в поисках счастливого человека. Странствия в поисках счастья (или потерянной невесты, жениха, молодильных яблок, живой воды и т.п.) — обычный сюжетный ход в сказках.

В форме фольклорной легенды написана история «О двух великих грешниках», в форме фольклорного предания — «Бабья притча», в форме фольклорной баллады — рассказ «Крестьянский грех». В поэме (особенно в частях «Крестьянка» и «Пир — на весь мир») огромное число лирических бытовых, обрядовых, солдатских песен. Однако Некрасов не просто соединил в определённом порядке записанные фольклористами народные песни, он сам сочинил их, мастерски стилизовав под народные.

Кроме крупных фольклорных жанров поэт использует малые: пословицы, поговорки, загадки. Пословицы и поговорки украшают речь героев поэмы:

С работы, как ни мучайся,// Не будешь ты богат, // А будешь ты горбат! («Последыш»)

Рассыпался горох // На семьдесят дорог! («Крестьянка»).

Иногда Некрасов сам весьма удачно сочиняет поговорки: Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,// Хоть проглоти перо! («Сельская ярмонка»).

По поэме разбросаны загадки: про эхо

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела — а живёт оно,

Без языка — кричит, (пролог)

или про снег

Летит — молчит, лежит — молчит.// Когда умрёт, тогда ревёт. («Поп»).

Поэт постоянно использует так называемые «фольклорные тропы», то есть выразительные средства, широко представленные в фольклорных жанрах. Сюда относятся уменьшительно-ласкательные суффиксы, демонстрирующие симпатию говорящего к описываемому предмету или человеку:

На столбовой дороженьке //Сошлись семь мужиков… (пролог),

постоянные эпитеты:

За спором не заметили, // Как село солнце красное… (пролог),

конструкции с тавтологией:

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек! («Крестьянка»)

Некрасов использует различные типы повторов:

анафоры, эпифоры, подхват конца строки в начале следующей:

Аммирал-вдовец по морям ходил.

По морям ходил, корабли водил… («Пир — на весь мир»),

простое повторение слов:

Царю! направо слышится,// Налево отзывается: // Попу! попу! попу! (пролог).

В поэме встречается множество параллелизмов:

Мужик плывёт — и конь плывёт.

Мужик заржал — и конь заржал. («Сельская ярмонка»)

и более сложные конструкции — отрицательные параллелизмы:

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется —

Шумит, поёт, ругается.

Качается, валяется,

Дерётся и целуется

У праздника народ! («Сельская ярмонка»).

В произведение включены оригинальные сравнения в народном духе:

Одним не птица мельница, //Что, как ни машет крыльями, // Небось, не полетит. («Поп»)

Весной, что внуки малые, // С румяным солнцем-дедушкой // И грают облака.(«Поп»).

Поэма написана нерифмованным (белым) стихом. Такой стих характерен для народных былин, баллад, исторических и лирических песен. Отсутствие рифмы восполняется разнообразными созвучиями и повторами внутри стиха.

Подводя итог, следует отметить: несмотря на многочисленные фольклорные приёмы, использованные Некрасовым, поэма «Кому на Руси жить хорошо» изначально была и остаётся литературным произведением. Авторская точка зрения в большинстве случаев совпадает с точкой зрения семи мужиков, но иногда автор «отделяется» от своих героев, «отходит» от крестьянского восприятия мира. Примером может служить авторское рассуждение из главы «Сельская ярмонка» о будущем,

Когда мужик не Блюхера//И не милорда глупого — //Белинского и Гоголя//С базара понесёт…

Некрасов соединил в одном произведении жанры сказки, песни, легенды, баллады, пословицы и т.д., которые никогда не смешивались в фольклоре: например, в «Прологе» совмещаются признаки волшебной и бытовой сказки, черты анекдота о пошехонцах-глупцах, загадки.

Поэма отличается ярким и выразительным стилем, вобравшим в себя различные фольклорные приёмы. Эстетические идеалы, выработанные в крестьянской среде, в самых различных формах проявились в некрасовском произведении и составили его неповторимый народно-сказовый стиль.

Сочинение. Женская доля (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем творчестве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авторов, являясь предметом восхищения, источником вдохновения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один творец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно — женское счастье, и в особенности — счастье простой крестьянки.

Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепостничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди «мужиков», начинают они допытываться у русских селянок, счастливы ли они. О том, каково оно — бабье счас-тье, поведала им Матрена Корчагина.

Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности:

Мне счастье в девках выпало…

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой, Жила я.

Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы подольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приучена она к труду и любит его:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке освежиться и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матрена не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, «на беду», выискался жених ей из далекого Петербурга и добился-таки ее любви и руки. «Тогда и было счастьице» — вздыхает Матрена.

А потом — чужая семья, «большущая, сварливая» , где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и оскорбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.

С рождением первенца Демушки жизнь Матрены озарилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые нападки родни… Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена родила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.

Такое оно — бабье горькое счастье: трудись не покладая рук, терпи да помалкивай, расти детей — «На радость ли? (…) Уж взяли одного!» А так, со стороны посмотришь — вроде бы и жаловаться не на что: здоровая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:

По мне — тиха, невидима —

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?

Образ Матрены — собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина — воплощение бесхитростной прямоты, добродушия, нравственной чистоты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жизни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.

Некрасов с почтением и восхищением описывает русскую женщину — любящую жену и мать, которая, одному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, — пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.

Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

«Кому на Руси жить хорошо» — одна из самых непонятных поэм школьного курса, так как автор затронул очень важную и неоднозначную тему – тему счастья человеческого. Об этом очень сложно говорить объективно, тем более, говорить от имени всей Руси, ведь понимание счастья у каждого свое. Однако Некрасов нашел выход из положения и создал такую многоликую систему образов, которая смогла вместить точки зрения всех основных сословных представителей. Они по-разному понимают жизнь, их позиции иногда противоречат авторской, поэтому читать становится еще интереснее. Как же все они представляют счастье?

Сам автор, Николай Некрасов, соглашается с точкой зрения единственного счастливца на Руси, Гриши Добросклонова: счастье в том, чтобы помогать своему народу «становиться гражданином», у которого есть права, а не только обязанности. Служение своему народу ценой самопожертвования – вот, что приводит душу к истинной гармонии. Звучит, конечно, парадоксально: как самоотречение может сулить счастье? Но в этом и заключается истинная природа того блаженства, которого мы все хотим достичь. Личное, эгоистическое удовольствие от жизни автор противопоставляет народному, общечеловеческому счастью и приходит к выводу, что забота о своем благосостоянии не принесет духовного удовлетворения, а без него человек деградирует и, как следствие, живет неполноценно. Дело в том, что духовную жажду можно заглушить только службой чему-то большему, чем ты сам. Например, осчастливить всю Русь – это глобальная идея, она заберет всего человека, зато не оставит ему сомнений, одиночества и внутренней пустоты. Люди на такой службе чувствуют свою нужность и принадлежность к общему делу, поэтому находятся в состоянии гармонии с миром, несмотря на мрачные перспективы «чахотки и Сибири».

Что же случится, если человек будет заботиться только о своем личном счастье? Эта деятельность принесет минутное удовлетворение, но смысла жизни она не придаст. Слишком широка душа человеческая, ее не обуздать и не исчерпать такой мелкой и суетной мыслью, как обеспечение собственного блага. Ответ на этот вопрос дает нам понять, почему же остальные герои поэмы не счастливы. Перед нами люди, симпатичные автору, но неспособные на служение глобальной идее, которая могла бы объяснить им смысл бытия и придать сил на борьбу с жизненными трудностями. Они мыслят, как рабы: если горе оказалось не таким страшным, каким могло быть, это уже счастье. У них нет высших духовных запросов, нет идеалов и целей, кроме самых простых бытовых потребностей.

Однако нельзя обобщать. Герои Некрасова, на мой взгляд, делятся на две категории: люди, не смирившиеся с рабской долей, — это Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин — и их антиподы - слуги богатых помещиков, которые продают свое достоинство за уютное место. Савелий, Матрена и Ермил – не холопы, у них есть воля к свободе. Они имеют право на личное счастье, они пытаются его добиться, однако дальше своих изб, которые «с краю», они не идут и «ничего не знают». Однако мы, как и семеро мужиков, хотя бы сочувствуем их незавидной крестьянской доле. Может, они еще не созрели для служения народу. Но вот барское самодурство и замашки холопского сословия отвратительны как искателям правды, так и читателям. Эти люди – закоренелые рабы своих предрассудков, им недоступно само понятие счастья, и, как следствие смысл счастья, заложенный Некрасовым.

Давно известно, что жить хорошо тому человеку, который чувствует себя нужным, и хорошо ему только там, где в нем нуждаются. На Руси испокон веков процветала несправедливость, поэтому народу нужен был заступник, нужен был Гриша Добросклонов – честный, самоотверженный народный характер, которому люди верили, за которым могли пойти и бороться за свои права. Счастье героев – это его счастье, он не отделяет себя от них. Вот почему счастлив именно он, вот почему на Руси жить хорошо: его жизнь приобрела смысл не только для него, но и для всех его сограждан.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Проблема счастья, действительно, заявлена в поэме. Но там ведь его ещё и расширяют, спрашивая про веселье и про волю. Да, это важные части счастья.

Всем героям трудно в поэме. Особенно тяжело с волей. Например, священник (в достатке он и в уважении), но вот в дальней деревне кто-то умирает – нужно ехать туда по бездорожью. Какая тут воля?

И у женщины, даже если она и радуется за всех своих детей, то постоянно одно дело – второе. Одному ребенку нужно еды, другому – новые лапти. В общем, нет покоя женщине.

Понятно, что поэт подсказывает, что счастье не в привычном покое и воле, а в спокойствии, что ты делаешь верное и хорошее дело, ради которого даже готов отдать свою свободу. Не быть эгоистом… Работать на благо народа, того самого народного счастья.

Вот только, что это? До отмены крепостного права всё говорили, что в нём и проблема. Призывали отменить рабство. И вот, что получилось после отмены! Все несчастны: и мужики, и господа.

Наверное, несчастье в принуждении. Вот если бы мужики служили господам только потому, что они их любят и уважают, хотят помочь, а не потому, что у них паспорта нету. И господа должны заботиться о своих подчиненных искренне и с любовью. Вот тогда гармония будет! Но это, наверное, учителя и священники могли бы только объяснить всем.

А «счастливый» герой – революционер, чего он добьется в итоге? Мы проходили по истории. И про революцию, и про гражданскую войну… Сколько несчастий было! Где же то счастье народное? Опять не в том.

И ещё счастливы в поэме, по-моему, сами ходоки. Они, понятно, так не считают. У них, вообще, счастье ассоциируется с достатком. А сами-то погорельцы и босяки из деревень с «говорящими» названиями. И тут у них появилась цель! И ещё появилась волшебная скатерть от птицы. Никакого быта – не готовить, не стирать… И они знакомятся с разными людьми, видят разные пейзажи. И они сами между собой подружились, хотя сначала готовы были подраться! Это тоже счастье, хотя они этого и не поняли ещё. А вот вернуться в свои бедные деревни, будут всем рассказывать, будут вспоминать это большое приключение… И поймут, как были счастливы!

Мне бы тоже было интересно пройтись по России с друзьями, провести такой «соцопрос». И не заботиться о быте, а искать правды всем на благо. Класс!

Кстати, счастье такое сложное понятие. Вот мы по нему сочинение писали. И у каждого всё-таки своё счастье. А тут речь о целом народном счастье. Очень сложно всё собрать. Там для мужика – одно счастье (урожай), а для священника – другое (приход). А если счастье одного и другого противоречит? Мужику – свободы побольше, а барину – слуг побольше. И как это соединить всё?

Поиск счастья, я считаю, это тоже счастье. Как подготовка к празднику иногда приятней праздника.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс

Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года. Писатель посвятил свою жизнь стихотворениям о произволе русского народа. Ещё в глубоком детстве ему была не безразлична тема жестокого обращения его отца с крестьянами. Поэма была продолжением стихотворения «Элегия», где был поставлен вопрос:

«Народ освобождён,
Но счастлив ли народ?»

Поэма стала итогом размышления Некрасова над темой бедности, тирании крестьян помещиками, пьянства на Руси, неумением крестьян постоять за себя. После отмены крепостного права многое в жизни крестьян должно было измениться, ведь, казалось бы, вот она свобода, но крестьяне настолько привыкли к своей жизни, что они даже не знают значения слова «свобода». Да и для них немногое изменилось в жизни: «Теперь же вместо барина драть будет волостной» - пишет автор.

Композиция поэмы состоит из отдельных глав, связанных мотивами дорог главных героев. В ней так же присутствуют сказочные элементы и песни. Семь странников с уже говорящими нам названиями из деревень Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко - становятся правдоискателями, мира счастливого человека. Один утверждает, что самый счастливый это поп, другой говорит, что боярину, третий, что царю.

Что бы развеять свой спор странники решают провести: опрос жителей. Они предлагают водку даром в обмен на рассказ о своём счастье. Желающих было много. Этим автор показывает ещё и проблему пьянства на Руси. И это не удивительно, ведь от такой сложной жизни тяжело не спиться. Тем не менее, они утверждают, что счастливы. Дьячок так и выразился, что для него счастьем и является пьянство, за что его просто выгоняют. Следующим подходит солдат, он говорит, что счастлив так, как прошёл службу, но не умер. Затем бабушка довольная урожаем. Очередь продолжает расти, но странники понимают, что зря потратили время.

Вскоре исследователи людского счастья отправляются к Кочергиной Матрёне, она говорит, что для неё счастье это её дети. Этим писатель рисует образ русской женщины, описывая её нелёгкую судьбу. «Не дело между бабами счастливую искать» - заявляет Матрена.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу. Из его песни можно понять, что он действительно самый счастливый человек. Гриша-главный персонаж в поэме. Он честный, он любит народ и понимает его. Гриша связывает своё счастье с судьбой народа, он счастлив, когда счастливы другие. В образе Добросклонова автор видит надежду будущего Руси.И всё же есть счастливые на Руси, жаль странники этого так и не узнали.

Лето в деревне – это свежий воздух, голубое небо, душистый запах леса, разнообразные вкусные ягоды и грибы. Я с нетерпением жду жарких летних деньков, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу близости к природе.

У каждого человека есть хобби или увлечение, то чем он любить заниматься в свободное время, то, от чего он получает удовольствие. У меня это – чтение. С самого маленького детства помню себя с книгой

Над своим произведением "Кому на Руси жить хорошо" Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" -- итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа.

Итак, кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить. Сюжет поэмы, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их -- найти "счастье мужицкое". В поэме решается самый главный вопрос современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Здесь возникает и другой вопрос: а каковы пути, ведущие к народному счастью?

Чтобы ответить на вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, потому что поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу, служить народу и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.

О Грише Добросклонове рассказывается в последней части поэмы, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность.

А у Григория Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты.

В семинарии семинаристов "недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил в своем родном селе Вахлачино.

Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась".

И Гриша Добросклонов твердо решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:

И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за права угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на праведную борьбу.

Иди к униженным,

Иди к обиженным

Будь первый там!

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша -- поэт, создавший песню "Русь".

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Сила с неправдою

Не уживается,

Жертва неправдою

Не вызывается...

Рать подымается -

Нейсчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Итак, именно с образом Гриши Добросклонова Николай Алексеевич Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Поднимая своих читателей к наиболее полному его воплощению, поэт отвечает на вопрос поэмы -- кому на Руси жить хорошо.

Счастье -- понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым -- значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то -- быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие "счастье" является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего -- приятная мелодия и хорошая погода на улице. В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека -- воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н.А. Некрасов изобразил другое счастье -- радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.

Произведение "Кому на Руси жить хорошо?" является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели. Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.

Начало поэмы -- написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права -- представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье. Заступником и защитником человечества становится "счастливчик" Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши -- "чахотку и Сибирь", ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое -- убого и жалко, второе -- по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека. Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку -- путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.

Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам. Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшнным, каким могло быть. Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами -- Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин -- вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы -- слуги богатых помещиков -- тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.

Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы "Пир на весь мир".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти "счастье мужицкое". В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?",

Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу - и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии "их недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась". Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: "...И лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка". Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам.

Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу: "Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь". Гриша - поэт, он создаст песню "Русь", в которой воспевает пробудившуюся Россию:

"Рать подымается -

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая".

Поэму Николая Алексеевича Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" принято называть поэмой- эпопеей. Эпопея -- это художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты и объективности целую эпоху в жизни народа. В центре этого произведения -- изображение порефор- менной России. Некрасов писал свою поэму в течение 14 лет, собирая для нее материал "по словечку". Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от порабощенного крестьянства до процветающего дворянства во главе с царем. Гражданственность лирики Некрасова определялась, прежде всего, назначением поэта в жизни, его способностью в отдельных эпизодах увидеть основные законы жизни и не остаться равнодушным к народным чаяниям. Основной темой произведения стала жизнь народа, жизнь крестьян. С необычайной яркостью и точностью описываются все беды и невзгоды, которые приходится терпеть народу, все трудности его существования. Несмотря на реформу 1861 г., "освободившую" крестьян, они оказались в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу, и через всю поэму проходит мысль о невозможности такой жизни, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Сюжет поэмы похож на народную сказку, здесь семь крестьян путешествуют в поисках счастья. Об их положении свидетельствуют названия тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: "уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож". В начале поэмы у них возникает вопрос: "Кому живется весело, вольготно на Руси?" Странники ищут счастливого человека среди всех сословий, но главная цель их путешествия -- найти "счастье мужицкое". Некрасов не может не показать низкий уровень жизни народного сознания, его ограниченность. Я Мужики понимают счастье примитивно, сводят к материальной обеспеченности, к покою, богатству Я и чести. Но встречи с разными людьми меняют взгляды странников. Они знакомятся с попом, который опровергает крестьянскую формупу счастья. Для него покой -- равнодушие, честь человека -- отношение окружающих к нему, а оно не всегда бывает положительным и объективным. Странники знакомятся с Якимом Нагим, чья история тоже внесла изменения в мировоззрение путников. Для него богатство не критерий жизни, ведь во время пожара он с женой бросается спасать не накопленное богатство, а картиночки и иконы, что свидетельствует об их духовности, возвышенном отношении к жизни и непрактичности. Примечателен и Ермил Гирин. Он был писарем, прославился на всю округу умом, справедливостью, бескорыстной преданностью народу и заслужил его уважение. На аукционе Ермилу не хватило денег на покупку мельницы, и все люди помогли, собрали нужную сумму, зная о честности Гирина. Но он не идеален: Ермил, пожалев своего брата, назначил в рекруты сына Власьевны. Затем он раска- ивается о совершенном поступке: Судил я вас по совести, Теперь я сам грешнее всех. Судите вы меня! Гирин "имен все, что надобно для счастья", но он принес это в жертву ради народной правды и попал в тюрьму за свое выступление во время бунта. Другой яркий представитель протестующего крестьянства -- Савелий Корчагин. Убийство немца, притесняющего крестьян, произошло незапланированно, оно олицетворяет крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокость со стороны помещиков. В Савелии живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются такие человеческие качества, как искренняя любовь, сила духа, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. Особой темой становится судьба русской крестьянки, потому что она оказывается еще тяжелее, чем судьба остальных крестьян. "Не дело между бабами счастливую искать", -- говорит Матрена Тимофеевна, героиня главы "Крестьянка". Матрена Тимофеевна, Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. В ее жизни было несколько моментов, когда чувства, переполняющие ее душу, готовы были вып- леснуться наружу и заставить ее перейти к решительным действиям. Это вскрытие лекарями тела Демушки, публичное наказание за проступок ее сына Федотушки. Но после известия о том, что ее мужа забирают в армию, она решает бороться за свое счастье до конца. Ей помогает сама губернаторша. Оказывается, счастье крестьянки просто не стать солдаткой. У всех героев разное понимание счастья, но все они не похожи на первоначальное представление семерых правдоискателей: счастье не в деньгах, не в почете, а в чем-то другом. Последним героем этой поэмы является Гриша Добросклонов. Он борец, заступник крестьян и свое предназначение осознал в 15 лет -- "будет жить для счастия... родного уголка". Слышал он в груди своей Силы необъятные, Услаждали слух его Звуки благодатные, Звуки лучезарные Гимна благородного -- Пел он воплощение Счастия народного! Добросклонова не пугают испытания, ибо он свято верит в торжество дела, которому посвятил свою жизнь. Гриша пошел по трудному, тесному пути, но именно на нем ждет человека счастье, потому что оно несет людям свет и радость жизни. После столь долгого и продолжительного путешествия путники вернулись домой, так и не найдя счастье "мужицкое". Для Некрасова счастье-- это освобождение народа от рабства. Именно через образ Гриши Добросклонова автор доносит до читателя эту идею: Рать подымается -- Неисчислимая. Сила в ней скажется Несокрушимая. Для Некрасова плач народный являлся набатом, призывающим всех порядочных интеллигентов и демократов к решению проблем послереформенной Руси. Уничтожение или отмена крепостного права сами по себе еще не несут в себе освобождения крестьян. Признание их прав произошло только на юридическом уровне, осмысление же себя как полноправного члена общества произошло лишь в некоторых представителях крестьянства. По косогору тянется, Потом в овраг спускается, А там опять на горочку-- Как грязи тут не быть? Две церкви в нем старинные, Дом с надписью: училище, Пустой, забитый наглухо, Изба в одно окошечко, С изображеньем фельдшера, Пускающего кровь... Описание природы тоже не вызывает радостных чувств: Не греет землю солнышко, И облака дождливые, Как дойные коровушки, Идут по небесам, Согнало снег, а зелени. Ни травки, ни листа!

Складывается такое впечатление, что все настроено против народа, но, несмотря на все преграды, встречающиеся на пути к счастью, каждый борется за него, надеется на лучшее. Каждый понимает счастье по-своему. Например, крестьянка Матреёна Тимофеевна видит свое счастье, я считаю, в детях, ведь в первую очередь она является матерью. Вспомним трепетное отношение ее к своему погибшему сыну Демушке: Носила я Демидушку, По поженкам... лелеяла... Да и положение женщины на Руси было незавидное. Матрёна Тимофеевна так описывает отношение к ней в доме мужа: В работу муж отправился Молчать, терпеть советовал: Не плюй на раскаленное Железо -- зашипит... Но Матрёна Тимофеевна все-таки произносит заветные слова: "Тогда и было счастьице!" Крестьянка чувствовала себя счастливой, когда жила в родном доме, когда в ее жизнь пришла любовь. Я счи-таю это важным для каждой женщины. Но счастливые времена в жизни этой женщины промелькнули как сладкий сон: Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей прямо в ад! Ад... Это слово вызывает у меня страх, а ведь именно такую характеристику Матреёна Тимофеевна] дает своей жизни. Но все же крестьянка борется за свое счастье, используя все возможные средства. С помощью собирательною образа Матрёны Тимофеевны Некрасов описывает жизнь всех русских] женщин. В заключение Матрёна говорит: А вы -- зр счастьем сунулись! Обидно, молодцы! Идите вы к чиновнику, К вельможному боярину, Идите вы к царю, А женщин вы не трогайте, -- Вот бог! Ни с чем проходите До гробовой доски. Другой не менее яркий образ поэмы -- Яким Нагой. Яким -- честный труженик с чувством собственного достоинства. Он умен, прекрасно понимает, почему крестьянин так плохо живет: У каждого крестьянина Душа что туча черная -- Гчевна, грозна и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Яким призывает народ к борьбе, верит в лучшее, в свободный труд. Он не может смириться с такой беспросветной жизнью, борется, ищет свою правду. Примечателен и Ермил Гирин, который прославился справедливостью, умом, преданностью народу, именно поэтому его избирают старостой, но Ермил -- простой человек, которому свойственны ошибки Гирин совершил ошибку, из-за которой чуть не кончил жизнь самоубийством. Был случай, и Ермил-мужик Свихнулся из рекрутчины. Меньшого брата Митрия Повыгородил он. Ермил преданно служил народу. В главах о Матрёне Тимофеевне, Якиме Нагом, Ермиле Гирине мы чувствуем, как нарастает недовольство крестьян, их протест. Но лишь в главе "Савелий-- бог"! тырь святорусский" крестьянский протест превратился в бунт, который завершился убийством. Я в землю немца Фогеля Христьяна Христианыча Живого закопал.... Значит, крестьянское терпение не вечно, ведь невозможно бесконечно терпеть издевательства помещиков, их насмешки. Какие же возможны дороги к счастью? Средь мира дальнего Для сердца вольного Есть два пути... Итак, к счастью можно идти двумя дорогами. Во-первых: Одна просторная Дорога -- торная, Страстей раба, По ней громаднёя, К соблазну жадная, Идет тропа. О жизни искренней, О цели выспренней. Там мысль смешна... К людям, которые избирают этот путь, автор относится сатирически. У меня же они вызывают caмые отрицательные чувства. Но ведь есть и другая дорога: Другая тесная, Дорога честная, По ней идут лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд.... Образ Григория я связываю со светлым будущим, ведь не случайно Некрасов называет его ангелом милосердия. Я надеюсь, что он изберет верный путь и поднимет мощную рать на борьбу. Рать подымается -- Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая.... А что же такое счастье? И кому на Руси жить хорошо? Это один из "вечных вопросов", своевременный и для нашей сегодняшней жизни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!