Краткое имя прилагательное синтаксическая роль в предложении. Синтаксическая роль имен прилагательных

Еще со школьной скамьи нас учат незыблемой формуле «вступление-основная часть-заключение». Насколько важно автору помнить о структуре текста и нужно ли это вообще?

Не стоит писать наобум

Казалось бы, писательство - процесс творческий и не очень связанный с такими приземленными понятиями, как планирование, систематизация и структурирование. Но это не совсем так. Писателю нужно не только выплеснуть свои идеи на бумагу, ему нужно донести их до читателя. А форма, в которую мы облекаем мысли, напрямую влияет на их восприятие.

Если писать бездумно, то результат может оказаться непредсказуемым и лишенным логики. Традиционно выделяют пять элементов структуры литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Без завязки, кульминации и развязки сложно говорить о связном повествовании.


Значение элементов структуры

В экспозиции автор вводит нас в повествование, подает предысторию, показывает время и место действия, знакомит с героями. В завязке зарождается основной конфликт произведения, подготавливается почва для раскручивания сюжета. Здесь определяется ход и начинается раскрытие основной линии событий. Пропуск завязки равнозначен отказу поведать врачу о симптомах болезни в ожидании правильного диагноза. В развитии мы узнаём саму историю: обозначаются конфликты и противоречия, мы начинаем лучше понимать персонажей. К моменту кульминации всё достигает апогея: характеры героев проявляются ярко, конфликт накален до предела, события разворачиваются стремительно. Затем происходит ключевой поворот, который является определяющим для произведения.

В зависимости от количества сюжетных линий и замысла автора в произведении может несколько кульминаций, но доминировать среди них будет все-таки одна. Здесь уместно вспомнить о принципе золотого сечения, в соответствии с которым каждая часть целого относится к другой, как все целое к первой части. Этот принцип присутствует во всех видах искусства, в том числе и в литературе. Нет-нет, мы вовсе не призываем высчитывать количество знаков каждого элемента структуры, но эти элементы должны гармонично сочетаться друг с другом и с объемом всего произведения.

Развязка описывает события, которые происходят после того, как точка невозврата пройдена. Мы узнаём о дальнейшей судьбе героев, о тех последствиях, которые повлекли за собой события кульминации. Иногда развязка наступает вместе с кульминацией. Она может быть как прямым продолжением событий, так и внезапной и неожиданной, но все же связанной с предыдущими этапами повествования.

Если события книги продуманы и являются частью одной истории, тогда за ними интересно и просто следить, тогда читатель сможет сконцентрироваться и оценить ваш стиль и оригинальную идею, ему не придется судорожно перелистывать страницы в попытках вспомнить, почему герой оказался в такой ситуации и кто был тому виной.


Как это работает?

Не будем далеко ходить за примером, рассмотрим произведение, которое знают все: «Колобок». Сказки, кстати, очень наглядно иллюстрируют тот принцип структуризации, о котором мы говорили выше.

Какие события будут завязкой? Все, что произошло, пока Колобок не ушел от бабушки с дедушкой. Все встречи со зверями - это развитие, которое готовит нас к кульминации, которая наступает, когда Колобок попался Лисе. В этой сказке кульминация и развязка совпадают и заключаются в словах: «Лиса его - ам! - и съела».

Вот так на самом простом тексте можно посмотреть, как события связаны друг с другом и какие этапы есть у повествования.

В этой статье мы в общих чертах описали классическую сюжетную схему. Композиция, конечно, может быть разной - оригинальной, инновационной, провокационной, она может быть линейной, обратной, детективной, но она должна быть продуманной и логичной. И главное: она должна быть!

Иногда структура становится ярким художественным приемом. Например, «Игра в классики» Хулио Кортасара - самый известный антироман. Автором были задуманы разные схемы чтения романа, которые он сам описал в предисловии. Таким образом, в книге заключено несколько произведений, которые открываются читателю в зависимости от порядка глав. Стоит также вспомнить Набокова и его «Бледное пламя» - поэму из 999 строк с нелинейной структурой и несколькими вариантами прочтения.


С чего начать?

Перед началом работы сделайте несколько заметок о том, какие события будут в вашем произведении. Что будет в завязке, развитии, которое приведет к главному - кульминации, а затем обозначьте несколько основных пунктов развязки. Вам просто останется заполнить пробелы между обозначенными точками. Такая схема, как бы вы ее ни оформили, позволит вам всегда иметь перед глазами историю, которую вы задумали, но при этом вам не нужно все время удерживать ее в голове, что позволит сконцентрироваться непосредственно на творчестве.


В путь!

Мы часто говорим, что писательское дело не такое простое, что требуется много скрупулезной работы, чтобы облечь творческую мысль в красивую и понятную форму. Но на самом деле все эти знания призваны упростить жизнь писателя. Так и заранее обозначенная структура с набросками важных событий на каждом этапе позволит сосредоточиться именно на художественной составляющей. Поначалу будет трудно. Даже великим писательство не давалось легко: Гоголь, Толстой, Чехов по многу раз переделывали написанное. Но с практикой придет навык разрабатывать структуру быстро и просто. Так что не чурайтесь этой «черной» работы, она лишь дает основу продуктивной творческой деятельности.

Переходите в и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

Композиция – это расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника

Композиция - одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений. Важнейший аспект композиции – последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации. В литературе XIX–XX веков заметна склонность к усложненному построению, требующему пристального читательского внимания. Таковы произведения Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, Л.М. Леонова и ряда других писателей.

Выразительные средства композиции

· Повтор

Повтор является важным качеством речи . Повтор задаёт в речи ритм . Повтор прозаических произведений отличается от повтора в поэтических. Это отличие лежит в рамках выяснения природы прозаической и поэтической речи (см также Поэзия и проза). Для поэтической речи важны такие повторы, которые неважны в прозаической. Повторы бывают разных уровней литературного произведения:

Виды повторов

  1. Лингвистический уровень литературного произведения:
    • Фонетические
    • Морфологические
    • Синтаксические
  2. Предметно-образный уровень литературного произведения:
  3. Персонажный уровень литературного произведения.
  4. Сюжетно-композиционный уровень литературного произведения.

Подвиды повтора

  1. Буквальный повтор
  2. Вариативный повтор

· Мотив

· Детализация изображаемого, суммирующее обозначение. Умолчание

· Субъективная организация: "Точка зрения"

· Сопоставление и противопоставление

· Монтаж

· Временная организация текста

Сюжетно-композиционный центр произведения составляют главные действующие лица или
предметы. Остальные элементы и части произведения подчиняются ему и служат более
выразительному выявлению идейного содержания.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

  • – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.

это событие, с которого все и начнется. Можно сказать так: если конфликт – причина войны, то завязка – повод к ней, вроде нарушения мирного договора.

развитие действия - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются. Важнейшая составляющая художественного конфликта; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки. Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь разное количество кульминационных точек.

кульминация (от лат. culmen, род. пад. culminis - вершина) -момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов.

Развязка- разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. Обычно дается в конце произведения, но может быть и в начале ("Гадюка" А.Н. Толстого); может также объединяться с кульминацией. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой.

Тема драмы – это ее единое действие. Тема «Макбета» - честолюбие. Тема «Ромео и Джульетты» - любовь. Тема прежде всего и формирует драму.

Сюжет есть тема в более конкретном оформлении. Сюжет «Макбета»: Макбет стремится к власти и совершает ради этого злодеяния. Сюжет «Ромео и Джульетты»: Ромео и Джульетта любят друг друга; Монтекки и Капулетти мешают их любви. – Иначе говоря, сюжет определяет основную линию драматической борьбы.

Фабула драмы – это система важнейших обстоятельств и последовательность наиболее значительных событий, определяющих драматическую борьбу. (При пересказе фабулы следует отмечать «драматический узел» и наиболее острые моменты драматической борьбы)

Интригой в драме называют иногда последовательные, подчиненные сознательному плану действия одного из действующих лиц. Например, в «Отелло» интригу ведет Яго. Иногда же интригой драмы называют все взаимодействия участников драмы, взаимоотношение отдельных интриг.В предельно общем виде сюжет - это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию (Экспозиция (лат. expositio - выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике - часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также - часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции.

Экспозиция - начало основных событий в произведении), завязку (Завязка - это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Так, в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский» завязкой является встреча Гамлета (главного героя трагедии) с призраком, и последовавшее за нею решение отомстить вероломному королю за убийство своего отца.

Завязка является одним из ключевых элементов сюжета.), развитие действия, кульминацию, развязку (Развязка сюжета - исход событий, решение противоречий сюжета.) и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения).

Сюжет и фабула. Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и продолжают существовать и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. Например:

Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Таким образом фабуле, в отличие от сюжета, приписывается обязательное изложение событий произведения в их временной последовательности.

Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями ОПОЯЗа, которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором - «сюжетом».

Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.

Наконец, существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета» (то есть фабула в смысле первых двух из вышеперечисленных вариантов), «композиция сюжета» (то, как события из схемы сюжета излагает автор).

Типология сюжетов. Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» - сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью - в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные.

Как отмечает проф. Е. М. Мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам».

Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:

О штурме и обороне укреплённого города (Троя)

О долгом возвращении (Одиссей)

О поиске (Ясон)

О самоубийстве бога (Один, Аттис)

ПЕРИПЕТИЯ (греч. peripe’teia - «внезапный поворот») по определению Аристотеля («Поэтика», гл. XI) - «превращение действия в его противоположность», один из существенных элементов усложнения трагической фабулы. Примеры, иллюстрирующие это определение (так в «Царе Эдипе» пастух, являющийся, чтобы открыть Эдипу его происхождение и тем самым рассеять его страх, достигает своим разоблачением противоположного эффекта), позволяют сопоставить аристотелевскую перипетию с «трагической иронией» современной эстетики, но, вообще говоря, термин «перипетия» употребляется у Аристотеля шире, обозначая всякий неожиданный поворот в развитии сюжета. Лессинг и многие другие теоретики трагедии приписывали Аристотелю понимание этого термина и сами понимали его в смысле того поворотного пункта трагического действия (а не конкретного «действия», поступка, что повидимому имел в виду Аристотель), к-рый определяет собой начало нисходящей линии «развязки» (см.).

В современном литературоведении термин «П.» применяется иногда и не к драматическим видам словесного искусства, напр. к развертыванию фабулы эпоса (см.) и романа (см.).

Технологическая карта урока

Составитель: Копьяк Виктория Леонидовна , учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 11»

Предмет: Русский язык. Класс - 5 А

Базовый учебник : Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А.

Тростенцова и др. – М.: Просвещение. 2015.

Тема урока : Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Цель урока: Повторение ранее изученного о морфологических признаках имени прилагательного,

его синтаксической роли в предложении.

Задачи урока:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в начальной школе;

обобщить материал как систему знаний;

развивающие: развивать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм;

развивать речь, умение классифицировать и обобщать изучаемые факты;

развивать коммуникативные навыки;

развивать познавательный интерес;

воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе;

формировать правильное отношение к слову.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные :

Предметные:

Метапредметные:

Регулятивные:

    формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

    учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

    уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

    развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

    сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

    формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

    формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

    понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

    извлекать нужную информацию.

Тип урока: урок повторения знаний.

Основные методы обучения:

Частично-поисковый

Словесный

Самоконтроль

Наглядно-вербальный

Используемая технология : технология деятельностного подхода.

Необходимое оборудование: учебник. дидактические карточки с заданиями – приложение 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Сбор домашних тетрадей.

Создает эмоциональный настрой на урок, желая творческих успехов, достижения учебной целей

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Записывают число и вид работы

Погружение в тему урока

Актуализация деятельности

1.Вспомним, что такое имя прилагательное?

2.Что обозначает имя прилагательное?

Действие предмета

Признак предмета.

3.На какие вопросы отвечает?

Какая? кто? какой?

Какой? что делать? что?

Какой? какая? какое? какие?

4.Как изменяются имена прилагательные?

По родам и числам

По падежам и числам

По родам, числам, падежам

5.Какими членами предложения являются имена прилагательные?

Задание: попробуйте по описанию в тексте угадать, о какой птице идет речь?

……...назван царем всей водяной птицы. Он белый, как снег. У него длинная, гибкая и красивая шея……..прекрасен, когда плавает по гладкой поверхности воды.

Слова какой части речи помогли вам угадать название птицы? (имена прилагательные)

Сравните прилагательные:

(Лебедь) прекрасный-(лебедь) прекрасен. В чем их отличие? (разные окончания)

В какой форме употреблены данные прилагательные?

(в полной и краткой форме)

Какими членами предложения являются прилагательные в полной и краткой форме?(определением и сказуемым)

Задание: спишите, вставляя пропущенное слово (название птицы).

Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Определите часть речи выделенного слова. Каким членом предложения оно является?

Проверьте себя!

Прилагательные водяной, белый, длинная, красивая, гладкой являются определением.

Выделенное слово прекрасен-прилагательное, употребленное в краткой форме, в предложении является сказуемым.

Фронтальная работа.

Определение темы урока. Постановка цели.

Погружение в тему урока.Целеполагание.

Отгадайте тему урока:

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед (какой?) холодный, гладкий.

Чай (какой?) горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных,

Кто я? (прилагательное)

О какой роли прилагательного мы с вами говорили,когда разбирали их по членам предложения?(синтаксической роли)

Ребята, ваш ответ помог нам сформулировать тему нашего урока.

Как она будет звучать, какие есть варианты?

Запись темы на доске и в тетрадях.

Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи).

Выдвигают версии.

Формулируют тему и цели урока.

Динамическая пауза

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Ребята, а как вы понимаете смысл названия имени прилагательного?

К чему «прилагается» данная часть речи?

С какой частью речи всегда связано прилагательное?

Как называется такой вид связи?

Задание:исправьте речевые ошибки!

Арбуз (какая?)красные

Лиса (какое?)хитрые

Солнышко (какой?) яркие

Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода, числа и падежа

Задание: выпишите имена прилагательные, укажите их род, падеж и

Как согласуется с существительными имя прилагательное?(в роде, числе,падеже)

Физминутка

Сейчас я буду называть словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных. При назывании словосочетаний в мужском роде встают мальчики, в женском роде – девочки: удобный стол, красивая косынка, высокий дуб, вкусная ягода, солёное озеро, высокая гора, рыжий кот, мамина сумка, тёплое море, папин ноутбук.

Почему при назывании некоторых словосочетаний никто не встал?

Ребята, выдвигают версии.

Дети выполняют лингвистическую физминутку.

Применение знаний при решении практических задач.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1)Закрепление умений согласовывать прилагательное с существительным.

-

Работа по карточкам, взаимопроверка в парах.

1 вариант

«Озеро в лесу -_______________________,

Город близ моря - _________________________,

Кофта мамы - ______________________________»

2 вариант.

«Дорога вдоль берега - _____________________,

Море на юге -______________________________,

Пиджак папы -______________________________»

2)Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений.

- Письмо с комментированием – выполнение упражнения 566:

Выполняем столбиком. Указываем главное слово, через тире записываем вопрос, определяем, падеж, число.

3) Повторение знаний о синтаксической роли имени прилагательного.

4) Синтаксический анализ предложения на доске:

«Наступила ранняя весна.

5*) Устная работа по упражнению 567

Повторяют, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже.

Работают по цепочке.

Два ученика работают у доски, составляю по одному простому предложению с любым из с/с, подчёркивают прилагательные как члены предложения.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: реконструкция текста упр. 574 (на карточке)

- Вставьте.

Весна но холодно. Погода ненас(?)ная. Небо__________.

Работают самостоятельно по карточке.

Рефлексия дввеятельности.

Включение в систему знаний и повторение

Отгадайте загадки (задание по рядам)

Зеленый, сладкий, сахарный (арбуз)

Спелое, круглое, сочное (яблоко)

Бурый, мохнатый, косолапый

(медведь)

В синей чаше алый мяч,

Он и светел и горяч (солнце)

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой? (ручей)

Голубой шатер весь мир накрыл (небо)

Вывод: так для чего нам нужны имена прилагательные? (чтобы сделать нашу речь яркой выразительной)

Поэтому прилагательные говорят о себе так:

У существительных подчас

Не жизнь,а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить.

Им веселее будет жить.

Смогли ли мы решить поставленные задачи?

Сделайте вывод об имени прилагательном как части речи, воспользовавшись схемой ответа.

Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в __________ , в предложении является _______________.

Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.

Домашнее задание

Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Что вызвало затруднение?

Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Оценивание.

Домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник

Список использованной литературы

    Русский язык. 5 класс. Поурочные планы к учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. - М., 2014.

2. Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение. 2015.

3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку/ Т. В. Раман.-М.: Издательство «Экзамен».

4. Уроки русского языка в 5 классе/ Е.И. Никитина– М.: Просвещение, 2003.

1 вариант.

Имя прилагательное

2 Замените данные словосочетания «существительное + существительное» синонимичными «прилагательное + существительное», сохранив главное слово. В новых словосочетаниях поставьте вопрос от главного к зависимому слову, определите род прилагательных.

Озеро в лесу -__________________________________________,

Город близ моря - ______________________________________,

Кофта мамы –__________________________________________.

3. Вставьтеподходящие по смыслу прилагательные, определите их синтаксическую функцию.

Из______________ облаков падает то снег, то дождь. Дует _____________ ветер и раскачивает_______________ ветви деревьев. Везде лужи____________воды и _____________ сугробы снега. И всё-таки на душе радос(?)но потому что весна наступила.

4.

2 вариант. ФИ__________________________________________

1.Кластер

Имя прилагательное

2. Замените данные словосочетания «существительное + существительное» синонимичными «прилагательное + существительное», сохранив главное слово. В новых словосочетаниях поставьте вопрос от главного к зависимому слову, определите род прилагательных.

Дорога вдоль берега -____________________________________,

Море на юге - __________________________________________,

Пиджак папы –_________________________________________.

3. Вставьтеподходящие по смыслу прилагательные, определите их синтаксическую функцию.

Весна но холодно. Погода ненас(?)ная. Небо________________.

Из______________ облаков падает то снег, то дождь. Дует _____________ ветер и раскачивает_______________ ветви деревьев. Везде лужи____________воды и _____________ сугробы снега. И всё-таки на душе радос(?)но потому что весна наступила.

4. Сделайте вывод об имени прилагательном как части речи, воспользовавшись схемой ответа. Возле новой для вас информации поставьте знак «!»

Имя прилагательное - это_______________________________ , которая отвечает на вопросы ___________________________, согласуется с именем существительным в _________________ , в предложении является _________________________________.

В курсе изучения морфологии обучающимся каждой школьной ступени приходится изучать части речи. Постоянные и непостоянные признаки прилагательного дети узнают уже в пятом классе. Их особенности разберем подробно.

Имя прилагательное

Эта группа частей речи отличается красочностью и изящностью. Без нее не обходится ни один текст, даже если он научного содержания. Прилагательные помогают нам описать размер (длинный, большой, крошечный), рассказать про чью-либо внешность (милый, рыжеволосый), указать на цвета (белый, желто-синий, фиолетовый), раскрыть чувства (печальный, веселый, рассерженный).

В начальной форме оно употребляется в мужском роде единственного числа. Основные вопросы, на которые оно отвечает: какой? чей? Именно в таком варианте вы можете найти искомое слово в орфографическом или толковом словаре.

Постоянные признаки

Любой грамотный обучающийся знает, что все части речи имеют свои особенности.

Довольно сложным в изучении являются постоянные и непостоянные признаки прилагательного.

К первым относятся разряды. Обычно их подразделяют на три группы.

Самой продуктивной категорией являются качественные прилагательные. Судя из названия, мы можем понять, что они предназначены для описания определенных характеристик предметов.

Они отличаются от других разрядов тем, что могут образовывать путем усечения окончания краткие формы.

Например: великий - велик, постоянный - постоянен, светлый - светел.

Еще одно особенное отличие - умение сопоставлять одно качество с другим. В лингвистике это называют степенью сравнения.

Например: прохладный - прохладнее (более прохладный) - прохладнейший (самый прохладный).

Эти особенности отличают качественные имена прилагательные от всех остальных. Ни один разряд не имеет столько возможностей.

Помните, если вы сомневаетесь, это постоянный и непостоянный признак прилагательного, помните, что к первым относят лишь разряды.

Следующая группа отличается от других вопросом. Только притяжательные прилагательные может отвечать на вопрос «чей? ». Этот разряд обозначает принадлежность какому-либо животному или человеку.

Например: волчий след, акулий глаз.

Последняя группа - это относительные прилагательные. Они подсказывают, к какому времени или месту относится слово. Например: весенняя капель (время года), плавательный бассейн (предназначение), лесная прохлада (место).

Непостоянные признаки

Все характеристики, которые под влиянием чего-либо могут изменяться, называют непостоянными. В отличие от разрядов, эти могут отклоняться от начального варианта.

Необходимо различать постоянные и непостоянные признаки прилагательного.

Первое, что необходимо назвать, это род. Все они (мужской, средний и женский) присущи и имени прилагательному.

Например: настенный - темное - водная.

Следующим является число. Эта часть речи употребляется как в единственном, так и во и множественном: любой - разные.

Ну и, конечно, прилагательное изменяется по всем падежам. В этом оно схоже с существительным.

Признаки имен прилагательных (постоянные и непостоянные) указывают во время морфологического разбора. Его план укажем ниже в статье.

Роль в предложении

Постоянные и непостоянные признаки прилагательного изучаются очень подробно на уроках русского языка.

Помимо этого, детально рассматриваются все возможные его синтаксические функции.

Поскольку оно отвечает на вопрос «какой?», то, как правило, играет в предложении роль определения.

Например: Теплый летний вечер запомнился нам надолго.

В случае, когда прилагательное берет на себя функцию действия, то оно будет являться сказуемым.

Например: Платье было пестрое.

Иногда в русском языке происходит такое явление, как переход одной части речи в какую-либо другую. К примеру, слово "столовая" раньше было прилагательным. Теперь же оно чаще употребляется как существительное, потому в именительном падеже исполняет роль подлежащего, а в косвенных - дополнения.

Образец разбора

Перед тем как показать пример, необходимо разработать небольшой план, который поможет не запутаться в признаках.

  • Начальная форма и вопрос.
  • Грамматические особенности.
  • Постоянный и непостоянный признак прилагательного.
  • Роль в предложении.

Пример: В уютном доме расположились гости.

Теперь вы без труда сможете выполнить разбор самостоятельно. Будьте внимательны, прилагательные очень часто путают с причастиями.

Материалы по теме:

  • Постоянные и непостоянные признаки прилагательного. Отличие его от причастия
  • Что такое прилагательное? Прилагательное как часть речи


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!