Кремль перекрасили в красный. Кто построил Московский Кремль — символ Русского государства

Красный цвет стен и башен Московского Кремля стал настолько привычным, что кажется, что они всегда были такими. На самом деле, Московский Кремль, вплоть до 1948 года, был не красным, а белым!

«Я вижу город в голубой купели,

Там белый Кремль — замоскворецкий стан»

(Георгий Адамович, Воробьевы горы, 1917)

Кремль, построенный во времена Дмитрия Донского, был сложен из мячковского известняка, который придал ему белый окрас. Многие храмовые и гражданские здания того времени были построены из этого известняка, почему Москву и стали называть белокаменной.

Во времена Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте старых кремлевских укреплений итальянские мастера начали возведение новых стен и башен. При строительстве была использована новая для того времени технология: вместо природного камня – кирпич. Возведенный кирпичный Кремль стал красного (вернее кирпичного) цвета. Однако стены и башни Кремля были покрыты белой штукатуркой и известью, после чего Кремль вновь стал привычно белым.

Интересно, что белыми всегда были и другие старинные русские цитадели (кремли): Казанский, Нижегородский, в Ростове Великом.

Именно в белый Кремль в 1812 году вступил Наполеон. А после Московского пожара Кремль, очищенный от копоти и грязи, вновь был выкрашен в сияющий белый цвет. Именно таким в 1826 году его увидел, а затем описал в своих мемуарах «Six mois en Russie», французский драматург Жак-Франсуа Ансело: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

Существует достаточно распространенное заблуждение, что Кремль был перекрашен в красный цвет после переезда в него большевистского правительства. На самом деле, вплоть до 1948 года он оставался белым. Достаточно посмотреть на фотографию парада физкультурников 1932 года на Красной площади, чтобы увидеть, что стены Кремля – белые.

В 1946-1947 гг. при подготовке к празднованию 800-летия Москвы в Кремле были начаты реставрационные работы. В ходе реставрации было решено перекрасить Кремль в красный цвет, что и было исполнено в течение 1947-1948 гг.

Белый Кремль не умер, не исчез. Из глубин коллективной памяти он вдруг вновь засиял своей белоснежностью в романе писателя-абсурдиста Владимира Сорокина: «…а нам сиять всем будет вечно наш превосходный белый Кремль… и все обрадуются сердцем, когда увидят белый Кремль, а он стоять ведь будет вечно наш златоглавый белый Кремль…» (В.Сорокин, «Сахарный Кремль», 2008).

1. А.Васнецов. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века, 1922

2. Ж.Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста, 1797

3. Андрей Николаев. Наполеон на Поклонной горе, 1970-е гг.

4. Иоганн Адам Клейн. Пожар Москвы в 1812 году.

5. Альбрехт Адам (Германия). Наполеон в горящей Москве, 1841

6. Воробьев Максим Никифорович (1787-1855). Вид московского Кремля (со стороны Каменного моста), 1819

7. П. Верещагин. Вид Московского Кремля, 1879

8. Неизвестный художник. 1820-е

9. Вид на Московский Кремль. Раскрашенная литография, первая половина XIX в.

10. Неизвестный художник школы Ф.Я. Алексеева. Московский воспитательный дом. Около 1800-1802

11. Неизвестный художник школы Ф.Я. Алексеева. Вид Москвы у Иверских ворот Кремля. Около 1800-1802

12. Федор Яковлевич Алексеев, Красная площадь, Москва, 1801

13. Рабус. Храм Василия Блаженного. 1830-1840-е.

14. Н. П. Леребур. Вид на Московский Кремль. 1842. Раскрашенный дагеротип. Из собрания Библиотеки конгресса США

15. Тимм Василий Федорович. Коронационные торжества, 1856

16. А.Васнецов Московский Кремль, 1897

65 лет назад Сталин приказал перекрасить Московский Кремль в красный цвет. Здесь собраны картинки и фотографии с изображением московского Кремля разных эпох.

Вернее, красно-кирпичным Кремль был изначально - итальянцы, построившие в 1485-1495 годах новую крепость для Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте старых белокаменных укреплений, возвели стены и башни из обычного кирпича - как, например, замок Миланский замок Кастелло Сфорцеско.

Белым же Кремль стал только в XVIII веке, когда крепостные стены по тогдашней моде побелили (как и стены всех остальных российских кремлей — в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.).


Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 год.

Белый Кремль предстал и перед армией Наполеона в 1812 году, и через несколько лет, уже отмытый от копоти согревшей Москвы, он снова слепил путешественников белоснежными стенами и шатрами. Знаменитый французский драматург Жак-Франсуа Ансело, побывавший в Москве в 1826 году, так описывал Кремль в своих мемуарах «Six mois en Russie»: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».


С. М. Шухвостов. Вид на Красную площадь. 1855 (?) год



П. Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год


Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.

Белая Спасская башня Кремля, 1883 год


Белая Никольская башня, 1883 год



Москва и Москва-река. Фото Мюррея Хоу (США), 1909 год


На фото Мюррея Хоу: облезлые стены и башни, покрытые "благородной городской патиной". 1909 год

Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной»: его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено — с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал.

Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля


Москва, 1934- 35 год (?)

Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля - для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез — маскировка спутала фашистским летчикам все карты.

Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.

Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>

Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.

Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.

Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.

1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.

1797, Жерар Делабарт.

1819, художник Максим Воробьёв.

В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

1830-е, художник Раух.

1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.

1850, Йозеф Андреас Вейс.

1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.

1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.

Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.

Фотография 1860 года.

Фотография 1866 года.

1866-67 год.

1879 год, художник Пётр Верещагин.

1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.

1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.

1884 год, стена вдоль Александровского сада. Побелка сильно осыпалась, подновили только зубцы.

1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.

1909 год, облезные стены с остатками побелки.

Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.

1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.

С.Виноградов. Московский Кремль 1910-е гг.

1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.

1914, Константин Коровин.

Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.

Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.

А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.

Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля - для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез - маскировка спутала фашистским летчикам все карты.

"Замаскированная" Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.

"Замаскированный" Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год

При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году - к празднованию 800- летия Москвы. Тогда в сталинской голове и возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади - что б все звучало в унисон и идеологически верно.

Это указание товарища Сталина кремлевские работники выполняют и по сей день.

Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.

И ещё две цветные фотографии 1950-х годов. Где-то подкрасили, где-то оставили облезлые стены. Не было тотальной перекраски в красный цвет.

1950-е. Эти две фотографии взяты отсюда: http://humus.livejournal.com/4115131.html

Спасская башня

Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.

1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.

1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.

А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.

1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.

Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.

Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.

Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.

Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.

1870-е. Башня красная.

1880-е годы. Красная краска облезает, кое-где видны вновь выкрашенные места, заплатки. После 1856 года Спасскую башню больше никогда не белили.

Никольская башня

1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.

1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.

1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.

1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.

1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.

Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля

Троицкая башня

1860-е годы. Башня белая.

На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.

И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.

Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.

Стены Кремля сегодня

На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.

Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова

Все старые фотографии, если не указано иное, взяты с сайта https://pastvu.com/

Над публикацией работал Александр Иванов.

А вот так выглядел бы Кремль сейчас, если бы его по-прежнему белили

На самом деле, иллюстраций белого Кремля много больше, чем было в изначальном посте - я кое-что добавил, и это далеко не все.

Московский Кремль – центр России и цитадель власти. Более 5 веков эти стены надежно скрывают государственные тайны и защищают их главных носителей. Кремль показывают по российским и мировым каналам несколько раз на дню. Это средневековая, ни на что не похожая крепость, уже давно стала символом России.

Только вот кадры нам предоставляют в основном одни и те же. Кремль – строго охраняемая действующая резиденция президента нашей страны. В безопасности не существует мелочей, поэтому так жестко регламентированы все кремлевские съемки. Кстати, не забудьте посетить экскурсию в Кремль .

Чтобы увидеть другой Кремль попробуйте представить его башни без шатров, ограничьте высоту лишь широкой, не сужающейся частью и вы сразу увидите совершенно другой Московский Кремль – мощную, приземистую, средневековую, европейскую крепость.

Такой и построили ее в конце 15 века на месте старого белокаменного Кремля итальянцы – Пьетро Фрязин, Антон Фрязин и Алоиз Фрязин. Все они получили одну фамилию, хотя родственниками не являлись. «Фрязин» означает на старославянском иноземец.

Они построили крепость в соответствии со всеми последними достижениями фортификационной и военной науки того времени. Вдоль зубцов стен проходит боевая площадка шириной от 2 до 4.5 метров.

В каждом зубце есть бойница, достать до которой, можно только встав на что-то еще. Вид отсюда ограниченный. Высота каждого зубца 2-2.5 метра, расстояние между ними во время боя закрывали деревянными щитами. Всего на стенах Московского Кремля 1145 зубцов.

Московский Кремль являет собой великую крепость, расположившуюся подле Москва-реки, в сердце России – в Москве. Цитадель оснащена 20-ю башнями, каждая имеет свой уникальный вид и 5 проездных ворот. Кремль подобен лучу света, пронесенному сквозь богатейшую историю становления России.

Эти древние стены являются свидетелями всех тех многочисленных событий, что происходили с государством, начиная с момента ее возведения. Крепость начинает свой путь в 1331 году, хотя слово «кремль» упоминалось и ранее.

Моссковский Кремль, инфографика. Источник: www.культура.рф. Для детального просмотра откройте картинку в новой вкладке браузера.

Московский Кремль при разных правителях

Московский Кремль при Иване Калите

В 1339-1340 гг. Московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита («денежный мешок») выстроил на Боровицком холме внушительную цитадель из дуба, толщиной стен от 2 до 6 м, а высотой не ниже 7 м. Иван Калита сделал мощную крепость с грозным видом, но простояла она менее трех десятилетий и сгорела во время страшного пожара летом 1365 г.


Московский Кремль при Дмитрии Донском

Задачи обороны Москвы настоятельно требовали создания более надежной крепости: московскому княжеству грозила опасность со стороны Золотой Орды, Литвы и соперничавших русских княжеств – Тверского и Рязанского. Княживший тогда 16-летний внук Ивана Калиты Дмитрий (он же Дмитрий Донской) решил выстроить крепость из камня – Кремль.

Каменную крепость начали строить в 1367 г., а камень добывали неподалеку, в селе Мячково. Завершили стройку в сжатые сроки – всего за один год. Дмитрий Донской сделал Кремль белокаменной крепостью, которую не раз пытались штурмовать неприятели, да так и не смогли.


Что означает слово «Кремль»

Одно из первых упоминаний слова «кремль» значится в Воскресенской летописи в сообщении о пожаре 1331 г. По предположению историков, оно могло возникнуть из древнерусского слова «кремник», обозначавшего крепость, построенную из дуба. Согласно другой точке зрения, в основе его лежит слово «кром» или «крома», что означает рубеж, граница.


Первая победа Московского Кремля

Почти сразу после возведения Московского Кремля Москва подверглась осаде литовского князя Ольгерда в 1368 г., а затем в 1370 г. Литовцы три дня и три ночи стояли у белокаменных стен, но укрепления оказались непреступными. Это вселило уверенность в молодого московского правителя и позволило ему позже бросить вызов могущественному золотоордынскому хану Мамаю.

В 1380 г., чувствуя за своей спиной надежные тылы, русское войско под руководством князя Дмитрия отважились на решительную операцию. Уйдя от родного города далеко на юг, в верховья Дона, они встретились с войском Мамая и разгромили его на Куликовом поле.

Так впервые кром стал оплотом не только Московского княжества, но и всей Руси. А Дмитрий получил прозвище Донской. В течение 100 лет после Куликовской битвы белокаменная цитадель объединяла русские земли, становясь главном центром Руси.


Московский Кремль при Иване 3

Нынешний темно-красный облик Московского кремля обязан своим рождением князю Ивану III Васильевичу. Начатое им в 1485-1495 гг. грандиозное строительство не было простой реконструкцией обветшавших оборонительных укреплений Дмитрия Донского. На замену белокаменной крепости приходит крепость из красного кирпича.

Наружу башни выдвинуты для того, чтобы вести огонь вдоль стен. Для быстрого перемещения обороняющихся была создана система потайных подземных ходов. Завершая систему неприступной обороны, Кремль вообще сделали островом. С двух сторон он уже имел естественные природные преграды – реки Москву и Неглинную.

Прорыли ров и с третьей стороны, там, где сейчас Красная площадь, примерно 30-35 метров в ширину и 12 м в глубину. Современники называли Московский Кремль выдающимся военно-инженерным сооружением. Более того, Кремль – единственная европейская крепость, которую ни разу не смогли взять штурмом.

Особая роль Московского Кремля как новой великокняжеской резиденции и главной крепости государства определила характер его инженерно-технического облика. Возведенный из красного кирпича, он сохранил особенности планировки древнерусского детинца, а в своих очертаниях – уже сложившуюся форму неправильного треугольника.

При этом итальянцы сделали его предельно функциональным и очень похожим на многие крепости Европы. То, что придумали москвичи в 17 веке, превратило Кремль в уникальный памятник архитектуры. Русские всего лишь надстроили каменные шатры, которые превратили крепость в легкую, устремленную к небу конструкцию, равной которой нет в мире, а угловые башни приобрели такой вид, будто наши предки знали, что именно Россия отправит первого человека в космос.


Архитекторы Московского Кремля

Кураторами строительства были итальянские зодчие. Мемориальные доски, установленные на Спасской башне Московского Кремля , свидетельствуют, что выстроена она в «30-е лето» княжения Ивана Васильевича. Возведением самой мощной въездной парадной башни отметил великий князь юбилей своей государственной деятельности. В частности, Спасская и Боровицкая спроектированы Пьетро Солари.

В 1485 г. под руководством Антонио Джиларди построена мощная Тайницкая башня . В 1487 г. другой итальянский архитектор, Марко Руффо, начал возводить Беклемишевскую, а позже на противоположной стороне появилась Свиблова (Водовзводная). Эти три сооружения и задали направление и ритм для всего последующего строительства.

Итальянское происхождение главных зодчих Московского Кремля не случайно. В то время именно Италия выдвинулась на первое место в теории и практике фортификационного строительства. Конструктивные особенности свидетельствуют о знакомстве его создателей с инженерными идеями таких выдающихся представителей итальянского Возрождения, как Леонардо да Винчи, Леон Баттиста Альберти, Филиппо Брунеллески. Кроме того, именно итальянская архитектурная школа «подарила» Сталинские высотки в Москве .

К началу 1490-х годов появились еще четыре глухие башни (Благовещенская, 1-я и 2-я Безымянные и Петровская). Все они, как правило, повторяли линию старых крепостных укреплений. Работы велись постепенно, с таким расчетом, чтобы в крепости не оставалось открытых участков, через которые мог бы внезапно напасть неприятель.

В 1490-е куратором строительства стал итальянец Пьетро Солари (он же Петр Фрязин), с которым работали его соотечественники Антонио Джиларди (он же Антон Фрязин) и Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин). 1490-1495 гг. Московский Кремль пополнили следующие башни: Константино-Еленинская , Спасская , Никольская , Сенатская , Угловая Арсенальная и Набатная .


Потайные ходы в Московском Кремле

В случае опасности защитника Кремля имели возможность быстро перемещаться по потайным подземным ходам. Кроме того, в стенах были устроены внутренние проходы, соединявшие между собой все башни. Защитники Кремля могли, таким образом, сосредоточиваться по необходимости на опасном участке фронта или отступать в случае перевеса сил противника.

Были также прорыты длинные подземные туннели, благодаря которым можно было наблюдать за врагом в случае осады, а также совершать неожиданные атаки на неприятеля. Несколько подземных тоннелей уходило за пределы Кремля.

Некоторые башни имели не только защитную функцию. Например, Тайницкая скрывала потайной ход из крепости к Москве-реке. В Беклемишевской, Водовзводной и Арсенальной были сделаны колодцы, с помощью которых можно было доставлять воду, если город был в осадном положении. Колодец в Арсенальной сохранился до наших дней.

В течении двух лет крепости стройной шеренгой поднялись Колымажная (Комендантская) и Граненая (Средняя Арсенальная) , а в 1495 г. началось возведение Троицкой. Строительством руководил Алевиз Фрязин.


Хронология событий

Года Событие
1156 На Боровицком холме возведена первая цитадель из дерева
1238 Войска хана Батыя прошлись по Москве, в результате большая часть построек сожжена. В 1293 г. город еще раз разорили монголо-татарские войска Дюденя
1339-1340 Иван Калита возвел вокруг Кремля могучие стены из дуба. От 2 до 6 м в толщину и до 7 м в высоту
1367-1368 Дмитрий Донской выстроил белокаменную крепость. Белокаменный Кремль сиял более 100 лет. С тех времен и стали называть Москву «белокаменной»
1485-1495 Иван III Великий возвел цитадель из красного кирпича. Московский Кремль оснащен 17-ю башнями, высота стен которых составляет 5-19 м, а толщина – 3.5-6.5 м
1534-1538 Построено новое кольцо крепостных оборонительных стен, получившее название Китай-города. С юга стены Китай-города примыкали к стенам Кремля у Беклемишевской башни, с севера – к Угловой Арсенальной
1586-1587 Борис Годунов окружил Москву еще двумя рядами крепостных стен, получивших название Царь-города, позже – Белого города. Они охватывали территорию между современными центральными площадями и Бульварным кольцом
1591 Вокруг Москвы выстроено еще одно кольцо укреплений протяженностью 14 верст, охватившее территорию между Бульварным и Садовым кольцом. Строительство было осуществлено в течение одного года. Новая крепость получила название Скородома. Так Москва была забрана в четыре кольца стен, имевших в общей сложности 120 башен

Все башни Московского Кремля

Депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев (известный в первую очередь, как кандидат на пост мэра Москвы на выборах 2013 года) направил обращение секретарю Общественной палаты РФ с просьбой вынести на обсуждение общественности вопрос о возвращении Московскому Кремлю первозданного белого цвета.

Дегтярев считает, что процесс обсуждения данного вопроса должен завершиться подготовкой проектов законов об историческом комплексе Московского Кремля или образованием инициативной группы по проведению всероссийского референдума.

«В 2017 году исполнится 650 лет со времени начала строительства каменных стен и башен Московского Кремля, – отмечает в своем письме политик. – Возрождение белого облика Кремля станет одним из символов начала восстановления единого евразийского пространства, как и ранее строительство Белокаменного Кремля в Москве ознаменовало начало объединения раздробленных княжеств и расширение Руси на Юг и Восток».

«Многие века в Белом Кремле служил России, народу и Богу Белый Государь. До сих пор народ называет Москву Белокаменной. Несмотря на то, что при последующих перестройках Московского Кремля использовался обожжённый кирпич, для придания Московскому Кремлю изначального – белоснежного – облика поверхности его стен и башен ежегодно белили вплоть до конца 19 века», – напомнил Михаил Дегтярев.

«Образ белокаменного Кремля, как и в древности, будет символизировать приоритет норм морали и нравственности в повседневной жизни наших граждан и правителей в противовес моральному упадку в странах западной цивилизации», – обосновывает идею Михаил Дегтярев.

Только после 1947 года древний кирпич стен Московского Кремля, наоборот, начали подкрашивать красной краской, что больше соответствовало цветовому стилю тогдашней политической системы. При этом перекраску парламентарий предлагает осуществлять постепенно, без дополнительных расходов бюджета, ведь и сегодня Кремль регулярно подкрашивают красной краской.

Свыше 200 лет стены Московского Кремля были деревянными. Косвенные данные по другим деревянным крепостям, например, тверской, указывают, что и московская, вероятно, обмазывалась глиной и белилась.

В 1367 Дмитрий Донской приказал построить стены и башни из камня. Единственным доступным камнем был известняк. Так в рекордные для того времени сроки, всего за два года, возник Белокаменный Кремль.

Уже в следующем веке, в 1485-1495 годах, по приказу Ивана III и под руководством итальянского мастера Пьетро Антонио Солари были возведены новые, краснокирпичные стены и башни Кремля. За образец мастер взял замок герцогов Сфорца в Милане.

Затем то ли 200, то ли 300 лет Кремль оставался красным, постепенно превращаясь в грязно-коричневый. Но, во-первых, это некрасиво, а во-вторых, и кирпич нуждается в защите. В Смутное время было не до этого, но по мере укрепления государства проблему надо было решать. Когда стены и башни Кремля побелили впервые, точно не известно. Обычно называется только век – XVIII, когда он был побелен по тогдашней моде, вместе со всеми остальными российскими кремлями – в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.

Тем не менее, по некоторым сведениям, Кремль был побелен еще при царевне Софье, т.е. в конце XVII века. По другим же сведениям, первой (или первой после долгого перерыва) была побелка при Александре I, затеянная в 1800 году, т.е. на рубеже XIX века, когда были побелены все стены и башни, кроме Спасской.

Из ЖЖ блогера mgsupgs: «Белый Кремль предстал и перед армией Наполеона в 1812 году, и через несколько лет, уже отмытый от копоти согревшей Москвы, он снова слепил путешественников белоснежными стенами и шатрами. Знаменитый французский драматург Жак-Франсуа Ансело, побывавший в Москве в 1826 году, так описывал Кремль в своих мемуарах «Six mois en Russie»: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной»: его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено – с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал». Блогер mgsupgs приводит и фотографию с парада 1932 года, на которой хорошо видны свежевыбеленные к празднику стены Кремля.

Потом началась война, и комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить стены и башни Кремля для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолей (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим дом. И Кремль натуральным образом исчез – маскировка спутала фашистским летчикам все карты.

И только при реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800-летия Москвы, у Сталина возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: красный флаг на красном кремле на Красной площади – чтобы все звучало в унисон и идеологически верно. Это указание товарища Сталина выполняется и по сей день.

На иллюстрации: Петр Верещагин, «Вид Московского Кремля. 1879 год»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!