Кто из названных лиц был. Кто из названных лиц был известным иконописцем

Писательская деятельность, как упоминалось в это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с .

Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.

Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.

Литературные приёмы

Афоризм

  • «Льстить - значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» (Дейл Карнеги)
  • «Бессмертие стоит нам жизни» (Рамон де Кампоамор)
  • «Оптимизм – религия революций» (Жан Банвий)

Ирония

Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.

  • Фраза, сказанная лодырю: «Да я смотрю, ты неустанно трудишься сегодня»
  • Фраза, сказанная про дождливую погоду: «Погодка-то шепчет»
  • Фраза, сказанная человеку в деловом костюме: «Привет, ты на пробежку?»

Эпитет

Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.

  • Гордый воин, будь стойким
  • Костюмчик фантастической расцветки
  • Девушка красоты невиданной

Метафора

Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.

  • Стальные нервы
  • Дождь барабанит
  • Глаза на лоб полезли

Сравнение

Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.

  • От яркого света солнца Евгений на минуту ослеп словно крот
  • Голос моего товарища напоминал скрип ржавых дверных петель
  • Кобыла была резвой как пылающий огонь костра

Аллюзия

Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.

  • Ты — прямо великий комбинатор (отсылка к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)
  • Они произвели на этих людей такое же впечатление, какое испанцы — на индейцев Южной Америки (отсылка к историческому факту завоевания Южной Америки конкистадорами)
  • Нашу поездку можно было бы назвать «Невероятные перемещения русских по Европе» (отсылка к кинофильму Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»)

Повтор

Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.

  • Бедный, бедный мальчуган!
  • Страшно, до чего же страшно ей было!
  • Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!

Олицетворение

Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.

  • Вьюга воет
  • Финансы поют романсы
  • Мороз раскрасил окна узорами

Параллельные конструкции

Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.

  • «В синем море волны плещут, в синем море звёзды блещут» (А.С. Пушкин)
  • «Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой» (С.А. Поделков)
  • «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)

Каламбур

Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.

  • Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю»
  • Шёл дождь и мы с отцом
  • «Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу» (Д.Д. Минаев)

Контаминация

Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.

  • Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
  • Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
  • Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)

Обтекаемые выражения

Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.

  • Мы изменим мир в лучшую сторону
  • Допустимые потери
  • Это не хорошо и не плохо

Градации

Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.

  • «Выше, быстрее, сильнее» (Ю. Цезарь)
  • Капля, капля, дождик, ливень, вот и льёт, как из ведра
  • «Он тревожился, волновался, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)

Антитеза

Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.

  • «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С. Пушкин)
  • «Кто был никем, тот станет всем» (И.А. Ахметьев)
  • «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г.Р. Державин)

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

  • Живой мертвец
  • Горячий лёд
  • Начало конца

Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии . Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым , а во-вторых, и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.

Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.

Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

Как известно, слово является основной единицей любого языка, а также самым важным составным элементом его художественных средств. Правильное использование лексики во многом определяет выразительность речи.

В контексте слово - это особый мир, зеркало авторского восприятия и отношения к действительности. В имеется своя, метафорическая, точность, свои особые истины, называемые художественными откровениями, от контекста зависят функции лексики.

Индивидуальное восприятие окружающего нас мира отражается в таком тексте с помощью метафорических высказываний. Ведь искусство - это прежде всего самовыражение отдельной личности. Литературная ткань сплетается из метафор, создающих волнующий и воздействующий на эмоции образ того или иного художественного произведения. В словах появляются дополнительные значения, особая стилистическая окраска, создающая своеобразный мир, который мы открываем для себя, читая текст.

Не только в литературной, но и в устной, мы используем, не задумываясь, различные приемы художественной выразительности, чтобы придать ей эмоциональность, убедительность, образность. Давайте разберемся, какие художественные приемы бывают в русском языке.

Особенно способствует созданию выразительности использование метафор, поэтому начнем с них.

Метафора

Художественные приемы в литературе нельзя себе представить без упоминания важнейшего из них - способ создания языковой картины мира на основе уже имеющихся в самом языке значений.

Виды метафор можно выделить следующие:

  1. Окаменелая, стертая, сухая или историческая (нос лодки, игольное ушко).
  2. Фразеологизмы - устойчивые образные сочетания слов, которые обладают эмоциональностью, метафоричностью, воспроизводимостью в памяти многих носителей языка, экспрессивностью (мертвая хватка, замкнутый круг и т. д.).
  3. Одиночная метафора (например, бездомное сердце).
  4. Развернутая (сердце - "колокольчик фарфоровый в желтом Китае" - Николай Гумилев).
  5. Традиционно-поэтическая (утро жизни, огонь любви).
  6. Индивидуально-авторская (горб тротуара).

Кроме того, метафора одновременно может являться аллегорией, олицетворением, гиперболой, перифразой, мейозисом, литотой и другими тропами.

Само слово "метафора" означает в переводе с греческого "перенос". В данном случае мы имеем дело с переносом наименования с одного предмета на другой. Чтобы он стал возможным, у них непременно должно существовать какое-то сходство, они должны быть в чем-то смежными. Метафора представляет собой слово или выражение, употребляющееся в переносном значении благодаря сходству двух явлений или предметов по некоторому признаку.

В результате такого переноса создается образ. Поэтому метафора - одно из самых ярких средств выразительности художественной, поэтической речи. Однако отсутствие этого тропа не означает отсутствие выразительности произведения.

Метафора может быть как простой, так и развернутой. В двадцатом веке возрождается употребление развернутых в поэзии, а характер простых значительно меняется.

Метонимия

Метонимия - это одна из разновидностей метафоры. В переводе с греческого это слово значит "переименование", то есть это передача имени одного предмета другому. Метонимия является заменой некоторого слова другим на основании существующей смежности двух понятий, предметов и т. д. Это наложение на прямое значение переносного. Например: "Я две тарелки съел". Смешение значений, их перенос возможны потому, что предметы являются смежными, причем смежность может быть во времени, в пространстве и т. д.

Синекдоха

Синекдоха - это разновидность метонимии. В переводе с греческого это слово означает "соотнесение". Такой перенос значения имеет место, когда вместо большего называется меньшее, или наоборот; вместо части - целое, и наоборот. Например: "По сообщениям Москвы".

Эпитет

Художественные приемы в литературе, список которых мы сейчас составляем, невозможно представить без эпитета. Это фигура, троп, образное определение, словосочетание или слово, обозначающее лицо, явление, предмет или действие с субъективной

В переводе с греческого этот термин означает "приложенное, приложение", то есть в нашем случае одно слово приставлено к некоторому другому.

Эпитет от простого определения отличается своей художественной выразительностью.

Постоянные эпитеты используются в фольклоре как средство типизации, а также как одно из важнейших средств художественной выразительности. В строгом значении термина к тропам принадлежат лишь такие из них, функцию которых имеют слова в переносном значении, в отличие от так называемых точных эпитетов, которые выражаются словами в прямом значении (красная ягода, прекрасные цветы). Образные создаются при использовании слов в переносном значении. Подобные эпитеты принято называть метафорическими. Метонимический перенос названия также может лежать в основе данного тропа.

Оксюморон - это разновидность эпитета, так называемые контрастные эпитеты, образующие сочетания с определяемыми существительными противоположных им по смыслу слов (ненавидящая любовь, радостная печаль).

Сравнение

Сравнение - троп, в котором один предмет характеризуется через сопоставление с другим. То есть это сопоставление различных предметов по сходству, которое бывает как явным, так и неожиданным, отдаленным. Обычно оно выражается с помощью определенных слов: "точно", "как будто", "похоже", "словно". Также сравнения могут иметь форму творительного падежа.

Олицетворение

Описывая художественные приемы в литературе, необходимо упомянуть и олицетворение. Это разновидность метафоры, представляющая собой присвоение свойств живых существ предметам неживой природы. Часто оно создается с помощью обращений к подобным явлениям природы как к сознательным живым существам. Олицетворением также является перенос на животных человеческих свойств.

Гипербола и литота

Отметим такие приемы художественной выразительности в литературе, как гипербола и литота.

Гипербола (в переводе - "преувеличение") - одно из выразительных средств речи, представляющее собой фигуру со значением преувеличения того, о чем идет речь.

Литота (в переводе - "простота") - противоположность гиперболе - чрезмерное преуменьшение того, о чем идет речь (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).

Сарказм, ирония и юмор

Продолжаем описывать художественные приемы в литературе. Список наш дополнят сарказм, ирония и юмор.

  • Сарказм означает в переводе с греческого "рву мясо". Это злая ирония, язвительная насмешка, едкое замечание. При использовании сарказма создается комический эффект, однако при этом ощущается явно идейная и эмоциональная оценка.
  • Ирония в переводе означает "притворство", "насмешка". Она возникает, когда на словах говорится одно, а подразумевается совсем другое, противоположное.
  • Юмор - одно из лексических средств выразительности, в переводе означающее "настроение", "нрав". В комическом, иносказательном ключе могут быть написаны порой целые произведения, в которых ощущается насмешливо-добродушное отношение к чему-то. Например, рассказ "Хамелеон" А. П. Чехова, а также многие басни И. А. Крылова.

Виды художественных приемов в литературе на этом не заканчиваются. Представляем вашему вниманию следующий.

Гротеск

Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово "гротеск" означает "затейливый", "причудливый". Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Господа Головлевы", "История одного города", сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.

Сарказм, ирония, юмор и гротеск - популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех - рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, "Путешествие Гулливера").

Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе "Господа Головлевы" образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.

Каламбур

Каламбур - фигура речи, представляющая собой невольную или нарочитую двусмысленность, возникающую при употреблении в контексте двух или более значений слова или при сходстве их звучания. Его разновидности - парономазия, ложная этимологизация, зевгма и конкретизация.

В каламбурах игра слов основана на омонимии и многозначности. Из них возникают анекдоты. Эти художественные приемы в литературе можно отыскать в творчестве В. Маяковского, Омара Хайяма, Козьмы Пруткова, А. П. Чехова.

Фигура речи - что это такое?

Само слово "фигура" с латыни переводится как "внешний вид, очертание, образ". Слово это многозначно. Что же обозначает данный термин применительно к художественной речи? Синтаксические средства выразительности, относящиеся к фигурам: вопросы, обращения.

Что такое "троп"?

"Как называется художественный прием, использующий слово в переносном значении?" - спросите вы. Термином "троп" объединяются различные приемы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение и другие. В переводе слово "троп" означает "оборот". От обычной речи художественная отличается тем, что в ней применяются особые обороты, украшающие речь, делающие ее выразительнее. В разных стилях используются разные выразительные средства. Важнейшее в понятии "выразительность" для речи художественной - способность текста, художественного произведения оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя, создавать поэтические картины и яркие образы.

Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них вызывают у нас положительные эмоции, другие, наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу, успокаивают или же навевают сон. Различные звуки вызывают различные образы. При помощи их комбинации можно эмоционально воздействовать на человека. Читая художественные произведения литературы и русского народного творчества, мы особенно остро воспринимаем их звучание.

Основные приемы создания звуковой выразительности

  • Аллитерация - это повтор сходных или одинаковых согласных.
  • Ассонанс - намеренный гармоничный повтор гласных.

Часто аллитерация и ассонанс употребляются в произведениях одновременно. Эти приемы направлены на то, чтобы вызвать различные ассоциации у читателя.

Прием звукописи в художественной литературе

Звукопись - это художественный прием, представляющий собой использование определенных звуков в конкретном порядке для создания определенного образа, то есть подбор слов, имитирующих звуки реального мира. Прием этот в художественной литературе используется как в поэзии, так и в прозе.

Разновидности звукописи:

  1. Ассонанс - в переводе с французского означает "созвучие". Ассонанс представляет собой повторение одинаковых или схожих гласных звуков в тексте для создания определенного звукового образа. Он способствует выразительности речи, его используют поэты в ритмике, рифме стихотворений.
  2. Аллитерация - от Этот прием является повторением согласных в художественном тексте для создания некоторого звукового образа, для того, чтобы сделать поэтическую речь более выразительной.
  3. Звукоподражание - передача особыми словами, напоминающими звуки явлений окружающего мира, слуховых впечатлений.

Эти художественные приемы в стихах очень распространены, без них поэтическая речь была бы не столь мелодичной.

Ярославский Государственный Университет им. П.Г. Демидова

Исторический факультет

Кафедра регионоведения и Туризма

Контрольная работа

По Культуре и искусству народов России

Выполнила: студентка 1курса заочного отд.,

Павленко Н.А.

Проверил преподаватель:

Лебедев А.В.

Ярославль, 2014 год

Часть А.

1. В каком городе Киевской Руси не был возведён Софийский собор?

1) Новгород

3) Киев

2. Кто из названных архитекторов построил Успенский собор Московского кремля?

1) Петрок Малый

2) Барма и Постник

3) Аристотель Фиорованти

4) Алевиз Новый

3. Кто из названных лиц был выдающимся иконописцем XVII века?

1) Феофан Грек

2) Дионисий

3) Симон Ушаков

4) Симеон Полоцкий

4. Кто из названных лиц был выдающимся русским портретистом XVIII века?

1) И. Крамской

2) А. Рублёв

3) Ф. Рокотов

4) И. Репин

1) Э. Фальконе

2) Ф. Шубин

3) М. Козловский

4) П. Клодт

6. Кого из названных лиц А.С. Пушкин называл «последним летописцем»?

1) Н.М. Карамзина

2) Г.Р. Державина

3) В.А. Жуковского

4) Д.И. Фонвизина

7. Кто из названных лиц был лидером художников – передвижников?

1) И. Крамской

2) И. Репин

4) И. Шишкин

8. К политике советского правительства в сфере культуры в 1930-е гг. относилось:

1) поощрение авангардного направления в искусстве

2) активное развитие культурных связей с западными странами

3) установление идеологического контроля над искусством и литературой

4) массовое закрытие театров и библиотек

9. Поводом для появления постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 года)» стала публикация:

1) своих произведений за границей А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем

2) романа В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым»

3) за рубежом романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

4) в журнале «Мурзилка» рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки»

10. Повесть «Оттепель», давшая название периоду правления Н.С. Хрущёва, принадлежит писателю:

1) И.Г. Эренбургу

2) М.А. Шолохову

3) А.И. Солженицину

4) М.М. Зощенко

Часть В.

1. Кто из названных деятелей культуры XVIII в. были литераторами?

А) В.К. Тредиаковский

Б) Ф.Г. Волков

В) Г.Р. Державин

Г) Д.И. Фонвизин

Д) И.П. Аргунов

Е) Ф.И. Шубин

Укажите верный ответ:

2. Какие из перечисленных ниже деятелей культуры принадлежал к художникам – передвижникам?

А) И.Н. Крамской

Б) А.М. Опекушин

В) А.К. Саврасов

Г) К.П. Брюллов

Д) В.М. Васнецов

Е) О.А. Кипренский

Укажите верный ответ:

1) АВД; 2) БГЕ; 3) АБГ; 4) ГДЕ.

3. Какие из перечисленных ниже художников творили в конце XIX – начале ХХ в.?

А) И.Е. Репин

Б) К.П. Брюллов

В) А.А. Иванов

Г) М.А. Врубель

Д) К.С. Малевич

Е) П.А. Федотов

Укажите верный ответ:

1) АБД; 2) АГД; 3) БГД; 4) БДЕ.

4. Какие из названных произведений искусства и литературы были созданы в 1950 – 1970-х гг.?

А) балет С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

Б) роман А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

В) фильм А.А. Тарковского «Андрей Рублев»

Г) скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница»

Д) вальс А.П. Петрова к фильму «Берегись автомобиля»

Е) фильм Г.В. Александрова «Весёлые ребята»

Укажите верный ответ:

1) АБЕ; 2) АГД; 3) БВД ; 4) ВДЕ.

5. Установите соответствие между памятниками зодчества и городами, в которых они созданы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ГОРОД ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Владимир 1) Ферапонтов монастырь

Б) Москва 2) Дмитриевский собор

В) Новгород 3) Десятинная церковь

Г) Киев 4) Архангельский собор

5) памятник «Тысячелетия России»

6. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) К. Брюллов 1) «Явление Христа народу»

Б) А. Иванов 2) «Всадница»

В) П. Федотов 3) «Свежий кавалер»

Г) М. Глинка 4) «Жизнь за царя»

5) «Борис Годунов»

7. Установите соответствие между именами деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) А. Захаров 1) Зимний дворец в Санкт - Петербурге

Б) К. Росси 2) генеральный штаб в Санкт - Петербурге

В) Б. Растрелли 3) здание Адмиралтейства

Г) О. Бове 4) Большой театр в Москве

5) Исаакиевский собор в Санкт - Петербурге

8. Установите соответствие между именами деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) О.А. Кипренский 1) «Последний день Помпеи»

Б) К. Тон 2) портрет А.С. Пушкина

В) К. Микешин 3) храм Христа Спасителя

Г) К. Брюллов 4) памятник «Тысячелетие России»

5) памятник Минину и Пожарскому на

Красной Площади в Москве

9. Прочтите отрывок из сочинения историка русского искусства И.Э. Грабаря и напишите имя художника, о котором идёт речь:

«История искусства знает художников, имена которых уже вскоре после их смерти обросли легендой. К таким легендарным мастерам относится и он, «русский Рафаэль», как величали его наши деды, «русский Беато Анжелико», как было бы правильнее назвать его в наши дни, если уж прибегать к итальянским сравнениям: они не только современники, не только были монахами и за одним народная память сохранила прозвище «победоносного», а за другим «блаженного».

Такие черты, как: исключительное, ни у кого столь ярко не выраженное чувство ритма, чувство цветовой гармонии, необычайная одухотворённость концепции. Одного из этих редких даров было бы достаточно, чтобы выделить художника среди его современников и обеспечить ему неувядаемую славу; он владел всеми тремя, и оттого так единодушны восторги перед «Троицей» археологов и художников, реалистов и стилистов, русских и иностранцев. Совершенное и прекрасное, это произведение отвечает на все запросы, удовлетворяет все желания».

Ответ : Андрей Рублёв

10. Прочитайте отрывок из «Русских ведомостей» 1899 г. и напишите имя художника о котором идёт речь:

«В этом году у передвижников есть своя заглавная картина и свой первенствующий художник. Картина историческая – «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». Автор – художник первоклассный и весьма популярный… На полотне нельзя нагляднее изобразить торжества и влияния идей известного порядка: дисциплины, увлечения, преданности и какой-то гармонии, свойственной духу и темпераменту русского солдата».

Ответ: Суриков Василий Иванович

Часть С. вариант 2

1. Дайте определение стиля классицизм - Художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII - XIX вв.

2. Выделите хронологические границы существования классицизма в России, опишите его отличительные особенности и этапы:

    Ранний классицизм (1760-е - 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо

    Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е - 1790-е годы) - почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации

    Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1-я треть XIX века) - чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и в графике.

3. Дайте характеристику наиболее выдающимся представителям данного стиля в России (на Ваш выбор, но не менее 3 по различным сферам деятельности: архитекторы, скульпторы, живописцы). При этом объясните, почему Вы выбрали именно их. На основании анализа их творчества постарайтесь оценить их вклад в развитие отечественной культуры:

Антонио Ринальди - итальянский архитектор, работавший в России.

Пракситель - древнегреческий скульптор IV века до н. э.

Рафаэль Санти - великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Для удобства поиска, рекомендую сначала воспользоваться общим поиском по сайту, а затем, когда попадёте на нужную станицу, — сочетанием двух клавиш — cmd + F (если у вас MAC) или ctrl + F (если у вас РС). Удачи.

Часть А

А1. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской

2) Александр Невский

3) Святослав Игоревич

Александр Невский

А2. Какое из названных событий относится к XVI веку?

1) Северная война

2) Ливонская война

3) Семилетняя война

Ливонская война

А3. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады в 50-60-е годы XVI века?

1) введение рекрутчины

2) создание полков «иноземного строя»

3) введение всеобщей воинской повинности

4) создание стрелецкого войска

создание стрелецкого войска

А4. Кто из названных лиц был выдающимся иконописцем XV века?

1) Симон Ушаков

2) Дионисий

3) Аристотель Фиораванти

Дионисий

А5. Прочтите отрывок из летописи и определите, с каким событием он связан.

«Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: “Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей”. И на совете были Мстислав Романович киевский, Мстислав козельский и черниговский и Мстислав Мстиславович галицкий – они были старейшими князьями Русской земли».

1) битвой на реке Сити

2) походом Батыя на Русь

3) взятием монголами Киева

битвой на реке Калке

А6. Кого из названных лиц А.С. Пушкин назвал «последним летописцем»?

1) Н.М. Карамзина

2) Г.Р. Державина

3) В.А. Жуковского

Н.М. Карамзина

А7. С правлением какого монарха связан термин «Негласный комитет»?

1) Николая I

2) Александра I

3) Александра II

Александра I

А8. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?

1) малочисленность русской армии

2) военно-техническая отсталость России

3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров

4) ведение военных действий на территории Турции

военно-техническая отсталость России

А9. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идет речь.

«Граф имел обширную и непреклонную волю… . Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие».

1) М.М. Сперанский

2) А.А. Аракчеев

3) Д.А. Милютин

А.А. Аракчеев

А10. Строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и окончание строительства Сибирской железной дороги (Транссиба) приходятся на царствование

1) Николая I

2) Александр II

3) Александра III

Николая II

А11. Что было одной из причин перехода правительства Александра II к либеральным реформам в конце 1850-х годов?

1) революционные выступления народников

2) поражение России в русско-японской войне

3) массовые забастовки промышленных рабочих

4) поражение России в Крымской войне

поражение России в Крымской войне

А12. Прочитайте отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Вслед за Москвой и Петербург принял мою сценическую новизну, как живую театральную правду. Я искренне торжествовал. Но не только за себя. Вместе со мной торжествовала на концертных эстрадах моя любимая “Блоха”. Мусоргского я уже одолел, его песни и романсы не звучали уже у меня тускло – я нашел их единственную интонацию… Когда меня скоро опять позвали на императорскую сцену… вместе с моим репертуаром вступила в императорские театры, торжествуя, и русская музыка».

1) С.П. Дягилев

2) Ф.И. Шаляпин

3) С.И. Мамонтов

Ф.И. Шаляпин

А13. Кто из названных лиц был известным русским историком в XVIII веке?

1) В.В. Татищев

2) С.М. Соловьев

3) В.О. Ключевский

В.В. Татищев

1) Временным правительством

2) Государственной думой

3) Учредительным собранием

4) II Всероссийским съездом Советов

II Всероссийским съездом Советов

А15. Перенос столицы из Петрограда в Москву в 1918 году был связан с

1) более позитивным отношением к большевикам со стороны населения Москвы по сравнению с населением Петрограда

2) относительной беззащитностью Петрограда в случае иностранной интервенции

3) желанием большевиков подчеркнуть историческую связь своей власти с допетровской Русью

4) антибольшевистским выступлением матросов в Кронштадте

относительной беззащитностью Петрограда в случае иностранной интервенции

А16. Какие из названных стран в 1941 году объявили войну СССР, выступив в качестве союзников фашистской Германии?

1) Турция, Иран

2) Китай, Корея

3) Франция, США

Финляндия, Румыния

А17. Прочтите отрывок из сочинения зарубежного историка и определите, о какой битве идет в нем речь.

«Танковое сражение, к которому готовились обе стороны… могло обеспечить каждой из сторон выгодную позицию в войне. Эту битву обе стороны мысленно запланировали задолго до ее начала. Кроме того, каждая сторона имела несколько месяцев для ее практической подготовки.

… Назревавшая битва… для русских означала не простое ожидание немецкого наступления. Они фактически как бы приглашали, более того, заманивали вермахт начать атаку, с тем чтобы битва велась на русских условиях под дулами орудий тщательно приготовившейся Красной Армии».

1) Сталинградской

2) Смоленской

3) Московской

А18. Первым руководителем СССР, посетившим США, был

1) И.В. Сталин

2) Н.С. Хрущев

3) Л.И. Брежнев

Н.С. Хрущев

А19. Что является одним из результатов политических преобразований 1988-1990 годов?

1) усиление власти союзного центра

2) укрепление внутрипартийного единства в КПСС

4) начало разрушения однопартийного режима

начало разрушения однопартийного режима

А20. Одним из разработчиков атомного оружия в СССР был

1) И.В. Курчатов

2) С.П. Королев

3) Н.И. Вавилов

И.В. Курчатов

А21. В.В. Путин впервые занял пост Президента РФ в

2000 году

Часть В

В1. Расположите имена русских полководцев и флотоводцев в хронологической последовательности их деятельности.

1) Дмитрий Пожарский

2) Алексей Ермолов

3) Федор Ушаков

4) Павел Нахимов

В3. Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Участники

А) Дмитрий Боброк

Б) Кузьма Минин

В) гетман Мазепа

Г) князь Г. Потёмкий

События

1) освобождение Москвы от поляков в 1612 году

2) Куликовская битва

3) «стояние на Угре»

4) Северная война

В5. Установите соответствие между политическими партиями начала ХХ века и политическими направлениями, к которым эти партии относились: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Политические партии

А) Конституционно-демократическая партия

Б) «Союз Михаила Архангела»

Политический направления

1) крайний национализм

2) правый либерализм

3) социал-демократизм

4) анархизм

В6. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) разгром «антипартийной группы» Маленкова-Молотова-Кагановича

2) принятие партийной резолюции «О единстве партии»

3) доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС

4) отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС

5) разгром «троцкистско-зиновьевского блока»

В8. Установите соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры и науки и их произведениями и достижениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Деятели культуры и науки

А) С.С. Прокофьев

Б) А.Т. Твардовский

В) С.П. Королев

Г) А.И. Солженицын

Их произведения и достижения

1) освоение космического пространства

2) создание первой атомной электростанции

3) балет «Ромео и Джульетта»

4) поэма «Василий Тёркин»

5) повесть «Один день Ивана Денисовича»

В9. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 года и напишите название движения, частью которого стал описываемый рекорд.

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, товарищ Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».

стахановское

В10. Ниже приведены известные исторические аббревиатуры. Все они, за исключением одной, возникли в 1940-1990-х годах. Найдите и запишите аббревиатуру, возникновение которой относится к другому историческому периоду.

СНК, СЭВ, ООН, ОВД, СНГ, НАТО

СНК

В11. Напишите пропущенное понятие (термин).

Применявшаяся в годы нэпа сдача иностранным предпринимателям в эксплуатацию на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству, называется…

концессия

В12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

1) Зимний дворец

2) Иларион

3) Успенский собор

4) М. Казаков

5) В. Растрелли

7) императрица Екатерина II

8) император Александр I

Часть С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3.

«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью… Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно… Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от столицы. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня… слезы радости текли из глаз…

Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что… выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях… разгромить… В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы… бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов… В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев… Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

С1. Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.

Война – Великая Отечественная; битва – Московская; воспоминания относятся к декабрю 1941 года.

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин победы в указанной битве.

Могут быть указаны следующие причины победы: а) беспримерное мужество и жертвенность, массовый героизм советских солдат и офицеров; б) активная помощь фронту со стороны гражданского населения; в) переброска свежих дивизий с Дальнего Востока; г) сопротивление врагу на оккупированных территориях, развитие партизанского движения; д) действия Г.К. Жукова и других советских военачальников по организации отпора врагу и контрнаступления; е) суровая зима, помешавшая противнику использовать в полной мере свое техническое преимущество; ж) поступление в Красную Армию первой техники по ленд-лизу.

1) это была первая крупная победа Красной Армии с начала войны; 2) враг был отброшен от столицы; 3) враг понес значительные потери; 4) укрепилась надежда на победу в войне; 5) развеян миф о непобедимости немецко-фашистских войск.

С4. В начале XIX века с программой реформ выступил М.М. Сперанский. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную думу и Государственный совет, провести другие преобразования.

Объясните, почему программа Сперанского не была реализована (приведите три объяснения).

1) планы М.М. Сперанского вызвали резкое недовольство придворного общества; 2) он не нашел поддержки и в среде столичной бюрократии, опасавшейся новой системы прохождения государственной службы; 3) на неудачу реформ повлияли и личные качества Александра I, отступившего под давлением консервативных настроений; 4) противоречие между потребностью в реформах и реальной опасностью социальных взрывов, вызванных реформами (весьма важная причина).

С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на уровень экономического развития Российской империи в конце ХIХ века:

1. Российская империя имела процветающую экономику и быстро нагоняла развитые европейские страны.

2. В конце XIX века перед Россией стояли серьезные экономические проблемы, ее экономическое развитие было нестабильным.
Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающие избранную вами точку зрения.

Правильный ответ должен содержать позицию самого выпускника (выбор одной из точек зрения) и аргументы.При выборе первой точки зрения : 1) для России в конце XIX века были характерны высокие темпы экономического развития; 2) Россия вышла на пятое место в мире по объему промышленного производства; 3) развитие новых отраслей промышленности (нефтедобыча, химическая, электротехническая и др.); 4) быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяженности железнодорожная сеть в мире); 5) интенсивный процесс акционирования предприятий; 6) стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшими природными ресурсами; 7) благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную систему; 8) в страну притекли иностранные инвестиции; 9) росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит бюджета.

При выборе второй точки зрения: 1) Россия серьезно отставала от развитых стран в производстве промышленной продукции на душу населения; 2) низкий уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие промышленности (что показал кризис 1900-1903 гг); 3) рост внешней задолженности; 4) не был преодолен аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность и др.); 5) высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики; 6) в вывозе из России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от иностранных машин и промышленных товаров.

С6. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них одного и выполните задание.

1) Андрей Боголюбский

2) Николай I

3) М.С. Горбачев

Укажите время жизни исторического деятеля. Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.

Необходимо указать время жизни с точностью до десятилетия или части века, основные направления и результаты деятельности, а также их характеристика.

Демонстрационный вариант.

(Ответы в конце теста)

А1. В каком году князь Юрий Долгорукий послал приглашение своему союзнику: «Прииди ко мне, брате, в Москов», считающееся первым упоминанием о Москве в письменных источниках?

А2. Кто из названных лиц были современниками?

1) Александр Невский и хан Тохтамыш

2) Иван III и хан Батый

3) Иван IV и Шамиль

4) Дмитрий Донской и Мамай

А3. Избранная Рада – это

1) законодательный орган

2) духовная коллегия

3) орган местного самоуправления

4) неофициальное правительство России при Иване IV

А4. Утверждение основ христианской веры в Древней Руси проявилось в

1) укреплении государственности и власти князя

2) полном искоренении языческих обычаев

3) распространении идеи «Москва – третий Рим»

4) создании свода церковной литературы «Великие Четьи-Минеи»

А5. Кто из государей приказал «…старинное российское платье отменить, а всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды… сбрить»?

2) Борис Годунов

4) Алексей Михайлович

А6. Какое из приведённых положений относится к церковной реформе патриарха Никона?

1) замена двоеперстного крестного знамения троеперстным

2) открытие славяно-греко-латинской академии

3) учреждение Святейшего Синода

4) отделение церкви от государства

А7. В результате принятия Екатериной II «Жалованной грамоты дворянству»

1) учреждены ассамблеи

2) закреплен широкий круг привилегий дворянства

3) служба для дворян стала обязательной

4) созданы земства, руководимые дворянством

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к кому из князей Древней Руси относится эта характеристика.

«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и – всего ужаснее – братоубийцею, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».

1) Владимиру Святославовичу

2) Владимиру Мономаху

3) Ярославу Мудрому

4) Александру Невскому

1) за Смоленск

2) у реки Березины

3) под Бородино

4) при Тарутино

А10. В конце XIX – начале XX вв. Гучковы, Морозовы, Рябушинские были

1) владельцами крупных предприятий

2) художниками-передвижниками

3) представителями столбового дворянства

4) представителями актерских династий

А11. Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались

1) западниками

2) социал-демократами

3) славянофилами

А12. Что было одной из характерных черт развития искусства в России в первой четверти XIX в.?

1) следование образцам античного искусства

2) возникновение передвижничества

3) возникновение авангарда

4) участие в основном разночинцев в художественном творчестве

А13. Что было одной из непосредственных причин осуществления Николаем I жесткого внутриполитического курса в начале его царствования?

1) дворцовый переворот, убийство Павла I

2) убийство народовольцами Александра II

3) выступление декабристов

4) поражение России в Крымской войне

А14. «Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля… После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк…

– Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует.

– Постараемся…

– Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… Благословясь, с Богом!»

1) русско-турецкая война 1806–1812 гг.

2) русско-турецкая война 1828–1829 гг.

3) Крымская война 1853–1856 гг.

4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.

А15. Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других?

1) начало Первой российской революции

2) вступление России в Первую мировую войну

3) издание Манифеста о законосовещательной (булыгинской) Думе

4) начало русско-японской войны

А16. Понятия «червонец» и «концессия» относятся к экономической политике Советского государства периода

1) 1918–1920 гг.

2) первой половины 1920-х гг.

3) первой половины 1930-х гг.

4) второй половины 1930-х гг.

А17. Основателями новых театров в 1920-е гг. были

1) Б.М. Кустодиев, К.С. Малевич

2) В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов

3) М.А. Булгаков, Н.Ф. Погодин

4) С.М. Эйзенштейн, И.А. Пырьев

А18. Одной из причин антибольшевистского выступления левых эсеров в июле 1918 г. стал их протест против

1) созыва Учредительного собрания

2) антицерковной политики большевиков

3) подписанного большевиками «позорного мира с империалистами» – Брестского мира

4) желания большевиков ликвидировать комитеты бедноты в деревне

А19. Прочтите отрывок из статьи, написанной в апреле 1917 г., и укажите, программные установки какой партии нашли в ней отражение.

«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов.
Конфискация всех помещичьих земель.

Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет».

1) кадетов

4) большевиков

А20. В битве под Москвой особую стойкость и героизм проявила дивизия под командованием генерала

1) Я.Ф. Павлова

2) В.Г. Клочкова

3) И.В. Панфилова

4) П.М. Гаврилова

А21. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«В тот день на командный пункт Брянского фронта мне позвонил Верховный и приказал срочно вылететь в район Прохоровки и принять на себя координацию действий Воронежского и Степного фронтов… Над полем боя стояли тучи пыли и дыма. Это был переломный момент в сражении на белгородском направлении. Обескровленные и потерявшие веру в победу гитлеровские войска постепенно переходили к оборонительным действиям».

1) битва на Курской дуге

2) Сталинградское сражение

3) снятие блокады Ленинграда

4) операция «Багратион»

А22. Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР?

1) 1946 г., 1960 г.

2) 1949 г., 1955 г.

3) 1953 г., 1965 г.

4) 1961 г., 1967 г.

А23. В начале 1970-х гг. был исключен из Союза писателей СССР и выслан из страны писатель

1) С.В. Михалков

2) М.А. Шолохов

3) К.М. Симонов

4) А.И. Солженицын

А24. Какой фактор способствовал разрядке международной напряженности в 1970-е гг.?

1) объединение ГДР и ФРГ в одно государство

2) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) разработка в СССР концепции «нового политического мышления»

4) окончание Корейской войны

А25. Что было одним из последствий реформы политической системы СССР в период перестройки?

1) учреждение нового органа власти – Государственного Совета

2) урегулирование межнациональных отношений

3) укрепление КПСС

4) становление многопартийности

А26. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И. Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события.

«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

А27. Какое событие относится к периоду президентства В.В. Путина?

1) создание Государственной Думы и Совета Федерации

2) принятие Декларации о суверенитете России

3) учреждение института представителей президента в округах

4) создание Содружества Независимых Государств (СНГ)

В1. Расположите имена следующих иконописцев и художников в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

А) Дионисий

Б) Илья Репин

В) Феофан Грек

Г) Симон Ушаков

В2. Какие три из перечисленных ниже событий и явлений связаны с княжением Ивана III? Ответ запишите цифрами без пробелов

1) Смоленская война

2) Семилетняя война

3) стояние на реке Угре

4) присоединение Новгорода к Москве

5) созыв первого Земского собора

6) строительство Московского Кремля

В3. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите царя, о котором идет речь.

«…Его избрали на царство, потому что он доводился племянником последнему царю старой династии Федору… Собор присягал не только избранному им царю, но и его будущей царице и их будущим детям, видя в своем избраннике если не наследственного, то потомственного государя… Служилые люди обет давали быть без прекословия во всяких государевых делах».

В5. Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.

А) С.Л. Перовская

Б) В.И. Ленин

В) Н.М. Муравьев

Г) А.Н. Радищев

В6. Какие три понятия возникли в связи с проведением Крестьянской реформы 1861 г.? Ответ запишите цифрами.

1) временнообязанные крестьяне

2) барщина

3) отрезки

4) местничество

6) выкупные платежи

В7 . Установите соответствие между фамилиями ученых и их достижениями.

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, правившего в XIX в., о котором идет речь.

«Воспитанник Победоносцева и знаменитого историка Соловьева, император любил и знал русскую историю… Его радовало прозвание "мужицкий царь". Однако подданных своих он ставил невысоко и самодержавное отношение к ним выразил фразой: "Конституция? Чтобы русский царь присягал каким-то скотам?"… В 1892 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк… Важнейшим мероприятием эпохи контрреформ было введение института земских начальников в 1889 г.»

В9. Какие три из перечисленных черт характеризуют развитие отечественной науки в 1930-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу

1) партийный контроль над наукой

2) отсутствие связи между наукой и производством

3) тесное сотрудничество отечественных и зарубежных ученых

4) спонсирование науки со стороны отечественных предпринимателей

5) значительное расширение сети научных учреждений

6) репрессии против ряда видных отечественных ученых

В10. Установите соответствие между терминами, относящимися к жизни в СССР в 1930-е гг., и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В11. Прочтите отрывок из Манифеста Николая II (1914 г.) и напишите название страны, в защиту которой выступила Россия.

«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни. …Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение… Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную, родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди Великих держав».

В12. Какие три из перечисленных событий произошли в период перестройки? Ответ запишите цифрами.

1) учреждение должности Президента СССР

2) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт)

3) принятие Конституции РФ

4) провозглашение суверенитета России

5) проведение ваучерной приватизации

6) межнациональный конфликт в Нагорном Карабахе

В13. Установите соответствие между приведенными положениями и названиями документов, в которых они отражены.

В14. Прочтите отрывок из обращения российского руководства «К гражданам России!» и напишите сокращенное название органа, о выступлении которого идет речь.

«Призываем граждан России дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию. Безусловно, необходимо обеспечить возможность Президенту страны М.С. Горбачеву выступить перед народом… Мы абсолютно уверены, что наши соотечественники не дадут утвердиться произволу и беззаконию потерявших всякий стыд и совесть путчистов. Обращаемся к военнослужащим с призывом проявить высокую гражданственность и не принимать участия в реакционном перевороте».

В15. Расположите следующие события военной истории первой половины XX в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) создание Первой Конной армии под командованием С.М. Буденного

Б) поражение русских войск под командованием генерала А.Н. Куропаткина в битве под Мукденом

В) назначение Г.К. Жукова Первым заместителем Верховного главнокомандующего

Г) наступление войск Юго-Западного фронта под командованием А.А. Брусилова (Брусиловский прорыв)

Ответы:

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

МихаилРоманов

АлександрТретий



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!