Кто правил государством в 18 веке. Пятый император XVIII века

(для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).


ПАВЕЛ I

Хотя этот император скончался в 1801 году, но стилистически его смерть явно относится к предшествующему столетию -- эпохе дворцовых переворотов.
Группа заговорщиков ворвалась в его дворец -- куча пьяных злобных офицеров.
Считается, что ему врезали тяжелой золотой табакеркой в висок, а потом додушили шарфом от мундира.
Официально было объявлено, что император скончался от апоплексического удара (инсульта).

Иллюстрация некого современного художника

Сразу возникла милая шутка, что «Павел I умер от апоплексического удара табакеркой в висок».

Мило и тонко шутил и современник событий Наполеон.
Как-то император Александр выразил свое негодование тем, что французские власти похитили герцога Эгиенского (члена свергнутой королевской фамилии) -- похитили на нейтральной территории, привезли под Париж и расстреляли во рву Венсенского замка.
Наполеон ответил, будто не зная подтекста: "Если бы вы узнали, что в соседней стране близ границы находятся убийцы вашего отца, то, уверен, поступили бы с ними так же".

Французская гравюра со сценой убийства Павла I, 1880-е

Картин про это убийство нет, при царизме информация о нем была запрещена. При советской власти тема никого особо уже не интересовала.

Зато сохранились изображения похорон императора, сделанные современниками.

Вот стража у гроба

Погребальная процессия (увы, фиговенькая качеством)

И убранство в Петропавловском соборе над катафалком (рисунок Кваренги)

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Императрица умерла в 67-летнем возрасте, от апоплексического удара (инсульта).

Неизвестный художник. Портрет Екатерины II

16 ноября утром она выпила кофе и отправилась в уборную. Она так долго не выходила, что ее камердинер Захар Зотов осмелился войти в комнату и увидел лежавшее на полу тело. Поднять грузное тело государыни на постель было очень тяжело, тем более, что при падении она подвернула ногу. Умирала она очень долго: последний вздох произошел 17 ноября в 10 часов.

Как выглядела уборная комната Екатерины -- неизвестно.
Вот поздний рисунок 19 века, с изображением другой комнате в Эрмитаже для интимных целей -- "Туалетная комната Павла I", худ. Э. Гау. 1877.
Ватерклозета тут, впрочем, нет -- комната предназначалась для церемонии одевания, напудривания и т.п.



Э. Гау. Ванная императрицы Александры Федоровны. 1877. Тут нечто более привычное нашему глазу.


Э. Гау. Ванная великой княгини Марии Александровны. 1850-е.

Смерть "на унитазе" -- это известная тема, служащая принижению образа политика (недаром Дж. Мартин наделил ею своего Тайвина Ланнистера. Да, кстати, один из слухов о причине смерти Екатерины, очень глупый, гласил, что в подаренном врагами-поляками переносном туалете прятался карлик, который и пронзил ее снизу копьем. Другой глупый слух -- про коня, сами понимаете, не хочу углубляться в тему).

Про ватерклозет, тем не менее, относительно достоверно.
Похабник Пушкин много лет спустя, в 1824 году, не пропустил шанса пригвоздить данное событие эпиграммою.

…В аллеях Сарского села…
Старушка милая жила
Приятно и немного блудно,
Вольтеру первый друг была,
Наказ писала, флоты жгла,
И умерла, садясь на судно.
()

Наверно, хорошо, что сцен с изображением смерти Екатерины нет, даже карикатур у ненавидевших ее англичан и французов. Или есть? Кому-нибудь попадалось?

UPD: нашлась карикатура Крукшенка, tnx Иван Лапшин

По поводу смерти Екатерины вообще нет никаких примеров иконографии, аналогичной той, что мы видели про императоров 19 века (сцена прощания, посмертный портрет, изображение в гробу). Это потому что тех хоронила любящая семья и преданный наследник, которые таким образом отдавали им дань. А Екатерину хоронил сын, который, как известно, ее ненавидел, и пытался ее память изничтожать. Поэтому и иллюстраций достойных про это нет.

Винченцо Бренна. Проект катафалка Екатерины II. 1796.

Из похорон матери он тоже сделал цирк, но об этом мы поговорим в следующем разделе.

ПЕТР III

Муж Екатерины и отец Павла, император Петр III умер, проведя несколько месяцев на престоле. Жена его свергла и отправила сидеть взаперти в уединенном дворце вместе с преданными ей гвардейцами. Там он быстренько скончался, по официальной версии -- «от геморроидальных колик». Говорят, от удушения. Ничего не доказано.

Павел, которому мать-узурпаторша не дала унаследовать трон, всю жизнь комплексовал, ждал ее смерти, подозревал в убийстве отца. Отсюда он и "Русский Гамлет". Когда Екатерина умерла (см. выше), новый император приказал выкопать тело отца, тридцать лет назад похороненного не в почетном Петропавловском соборе, а во "второсортной" Александро-Невской лавре (потому что он не был коронован).

Эксгумация тела Петра III. Обратите внимание на открытый гроб, и как покойник ручку тянет.

Приказал выкопать -- чтобы торжественно перезахоронить.
Одновременно с матерью.
Их гробы, со свежим трупом, и со скелетиком, поставили рядом в Петропавловском соборе.

Потом Павел собственноручно короновал тело отца (боже, какая некрофилия, какой символизм!)

Сохранилось изображение торжественной процессии перезахоронения.
Поскольку Павел отца уважал, его-то похороны придворные художники изобразили.
Изображение это представляет собой рулон длиной 15,8 м и шириной 0,75 м.

Вот фрагменты.
Фигура "рыцаря света" в позолоченных латах, означающая вечную память об усопшем, которая должна была всегда быть утешением для тех, кто оплакивал потерю. Следующий за ним пешком "печальный рыцарь" в черных латах с поднятым вверх мечом мог означать государственный траур

Императорские регалии покойника по приказу Павла (человека с оригинальным, как мы видим, чувством юмора), несли подозреваемые в убийстве его отца -- граф А. Ф. Орлов, князь П. Б. Барятинский и П. Б. Пассек.


Центр траурной процессии - колесница с саркофагом под балдахином.
Рядом с ней идет император с маршальским жезлом и тростью, следом императрица Мария Федоровна с дочерьми и свитой


Ссылка на свиток целиком (огромный, длинный, порассматривать) . А вот отдельными кусками.
Спасибо за репродукции свитка babs71

На могилах Екатерины и Петра написали одну дату (дня захоронения/перезахоронения), как будто они жили долго и умерли в один день.

ИОАНН АНТОНОВИЧ

Да, по пути я что-то потеряла несчастного младенца Иоанна Антоновича (Ивана VI), свергнутого еще Елизаветой Петровной и все ее царствование спокойно просидевшего под замком. Екатерина Великая взошла на престол в 1762 году, тогда же придушили ее мужа (то есть в какой-то момент 1762 года в России были живыми 3 шт. императоров).

Иоанн Антонович прожил два года после восцарения Екатерины Великой. -- в Шлиссельбургской крепости. Ему было 23 года в момент смерти.

Смерти насильственной, тут споров нет: офицер Мирович, служивший в крепости, решил поднять мятеж и провозгласить законного императора законным-таки императором.
Но у охранников была четкая инструкция, и когда Мирович стал слишком настойчивым, они отказались сдаваться и убили Иоанна Антоновича.

"Мирович перед телом Ивана VI". Картина Ивана Творожникова (1884)


Мировича потом казнили, разумеется.

Существует совершенно уморительная книга Леопольда фон Захер-Мазоха "Новеллы русского двора", где в подробностях, с мехами и туманами, описывается, как императрица Екатерина Великая соблазняет этого самого Мировича, чтобы спровоцировать смерть конкурента. Она обещает его спасти, но обманывает, и он умирает на плахе с улыбкой на устах. Что-то такое, идиотское, в общем, рекомендую поржать. У того же автора есть еще "Шахиня", про двор Елизаветы Петровны.

Похоронен был несчастный Иоанн тайно, где -- никому не известно.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

Заонная дщерь Петра Великого, свергшая этого самого Иоанна Антоновича с престола (действительно, кто он такой вообще, что за 7-я вода на киселе?), она приходилась Петру III родной тетушкой. Елизавета умерла в 52 года естественной смертью.

Племянник Петр III очень ждал кончины любимой тетушки (примерно также, как его сын будет ждать кончины матушки). Петр планировал быстренько заточить жену Екатерину, змеюку в монастырь, и жениться на некрасивой русской любовнице. Но Екатерина сыграла на опережение, причем начала операцию по пиару, пока Елизавета еще остывала в гробу.

Екатерина II у тела императрицы Елизаветы Петровны. Немецкая гравюра XVIII в.

Сцена у гроба Елизаветы запомнилась многим современникам. По воспоминаниям одного из придворных, «император не имел желания участвовать в церемониях, необходимых при похоронах покойной императрицы, тетки его, и предоставил заботу эту своей супруге, которая распорядилась как нельзя лучше, обладая вполне политическим тактом». Подданные были оскорблены весельем и небрежностью Петра и высоко оценили, с каким почтением к памяти императрицы Екатерина выстаивала долгие церковные службы и молилась. Лицемерка!

Именно этому моменту посвящена картина Николая Ге.

Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874.

Здесь фигура Петра выделяется на заднем плане неуместным на похоронах белым камзолом.
Дашкова описывала, что император пришел ко гробу не для того, чтобы оплакивать тетушку, но «чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».

Костюм Екатерины на этой картине скопирован с портрета того времени, где будущая императрица-самодержица предстает действительно в глубоком трауре по "тетушке".

Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины. 1762


Любопытная деталь: на портрете Эриксена орденская лента на Екатерине — голубая, ордена святого Андрея Первозванного. Носить ее мог только самодержец, следовательно, портрет написан уже после переворота и свержения Петра III. А на картине Ге траурное платье то же самое, а вот лента, как и положено, красная — ордена святой Екатерины. Его жаловали супругам императоров. «Императорскую» же голубую ленту можно разглядеть пока еще на Петре III.

До Елизаветы и Иоанна Антоновича еще правили Анна Иоанновна, Петр II и Екатерина I. Однако их кончина не оставила в истории русского искусства ощутимого следа.
Зато вот человек, кончина которого потрясла страну.

ПЕТР ВЕЛИКИЙ

Император умер всего в 52 года.
По легенде, он увидел севший в штормовую погоду на мель бот с женщинами и детьми и начал их спасать, в ледяной воде простудился и затем проболел вплоть до своей кончины.
Но говорят, что это всего лишь легенда, а скончался Петр на самом деле от уремии, острой почечной недостаточности -- что вполне правдоподобно, учитывая, какой нездоровый образ жизни он вел с самой юности, читайте А.Толстого "Петр Первый", причем в правильной версии без купюр, а то есть варианты для школьников, и там "мужика с поротой задницей" вырезали, ибо неприлично.

При вскрытии нашли «затвердение в шейке мочевого пузыря и антонов огонь» (воспаление).

Смерть титана повергла в шок современников, никто и не ждал, что дурдом когда-нибудь закончится.

Иллюстрация Бориса Чорикова

Сохранилось много портретов, запечатлевших этот момент. Как мы видели, это не повторится до эпохи Николая I.

Итак, Петр Первый на смертном одре.

С этого боку - худ. Иван Никитин.

Как для паспорта - худ. Луи Каравак

И с этого бока Иван Никтин (а может, и Таннауэр).


и такой.

В общем, "он точно умер".

Сняли посмертную маску (фото мое)


и посмертную лапку (фото мое)

Тело положили в красиво отделанной зале


Ну, а как процессии они рисовали, вы уже в курсе.

А похоронили Петра в Петропавловском соборе, который он сам же и построил.


  • Книга для чтения: Борис Нахапетов. Врачебные тайны дома Романовых

***

На этом мы сегодняшний выпуск закончим, в следующую среду будет самое кровавое -- про царей и великих князей московских и проч.

До конца XVII века монархи отмечали заслуги своих поданных либо дарованными землями, либо памятными подарками – «шубой с царского плеча». Вернувшийся из европейского турне Петр I решил не разбрасываться вотчинами и «шубами» и ввести практику премирования заслуженных людей наградными знаками.

К изготовлению орденских знаков, выдаваемым кавалерам, привлекали самых искусных ювелиров из работавших в России. Почти все лучшие мастера внесли свой вклад в изготовление государственных наград, в том числе известны и знаки орденов, изготовленные в мастерской Карла Фаберже. Орден не просто награда, это сгусток нашей истории, за большинством награждений стоят как яркие события из прошлого страны, так и деяния представителей самых выдающихся фамилий, внесших свой вклад в развитие России.

Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.


учрежден 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной 2, предназначался для награждения исключительно за боевые заслуги, как было указано в статуте: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом но дается оный только тем, кто отличил себя особо мужественным поступком». Также его было предусмотрено вручать за исправную выслугу не менее 25 лет в офицерских чинах.
Знаки ордена Святого Георгия носятся на ленте цветов российского государственного герба (черный орел на золотом фоне) — три черные и две желтые (оранжевые) полосы, получившей название Георгиевская лента.
Орден Святого Георгия имел четыре степени.



Петр Румянцев-Задунайский, Суворов, Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли.

Герцог Веллингтон, Карл-Иоанн, он же Жан Бернадот (впоследствии Король Шведский Карл XIV Юхан), Вильгельм I, король Пруссии, Людовик де Бурбон.
Интересные факты

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного


Орден Святого Апостола Андрея Первозванного, учрежден в 1698 г. Именован в честь Апостола Андрея почитавшегося святым покровителем русской земли со времен киевских князей. Весной 1698 года во время знаменитого Великого посольства Петр I посетил Англию и встретился с местным королем – Вильгельмом III. Видимо, что-то подкупило английского короля в амбициозном русском правителе, и он предложил ему стать членом Благороднейшего ордена Подвязки. С одной стороны, это была большая честь: членами старейшего рыцарского ордена Европы являлись самые уважаемые и влиятельные люди планеты – в количестве 24 человек. С другой — приняв «англицкую подвязку» русский суверен формально становился подданным британского короля. Петр отказался. Это был первый и последний отказ царя Романовской династии от «британского подданства»: I, Николай I, II, Александр III и Николай II являлись кавалерами этого ордена. Однако идея царю-реформатору понравилась. По своему возвращению на Русскую Землю, в августе 1698 года, Петр учредил свой орден – орден Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя Руси. Монарх даже самостоятельно создал эскизы наградного ордена, которые весьма напоминали эмблему шотландского ордена Чертополоха. Отныне орден Андрея Первозванного (с перерывом с 1917-1997) стал главной наградой России.
Носился на голубой муаровой ленте через правое плечо (ширина 10 см).


Некоторые русские кавалеры ордена 1-ой степени
Петр Румянцев-Задунайский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли.
Некоторые иностранные кавалеры ордена
1-ой степени Герцог Веллингтон, Карл-Иоанн, он же Жан Бернадот (впоследствии Король Шведский Карл XIV Юхан), Вильгельм I, король Пруссии, Людовик де Бурбон.
Интересные факты
За всю историю ордена полными кавалерами стали только четыре человека: Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли, Иван Паскевич-Эриванский князь Варшавский и Иван Дибич-Забалканский. 4-ая степень ордена до 1855 года давалась также за выслугу в офицерских чинах (при условии участия хотя бы в одном сражении).

Орден Святой Великомученицы Екатерины


Орден Святой Великомученицы Екатерины, учрежденный 24 ноября 1714 г., в общей иерархии российских орденов занимал второе место, вслед за орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Именно эти ордена, помимо того что предназначались быть наградами за выдающиеся деяния на благо государства, являлись династическим знакам отличия Российской империи. Эти орденские знаки вручались членам Императорского Дома еще при крещении, представителям иностранных Правящих Домов – в период формирования политических и династических союзов, а также для их подкрепления.
Орден Святой Екатерины имел две степени — большого креста — предназначалась для особ царской крови и меньшего креста, или кавалерственного — такой степенью награждались претендентки из высшего дворянского сословия, в том числе иностранные подданные. Награжденные ими и именовались либо дамами большого креста, либо кавалерственными дамами.
Орденская лента: Красная с серебряной каймой, шириной 10 см., носилась через правое плечо (для 1-й степени). Кавалерственные дамы носили знаки на банте из ленты с вышитым на нем орденским девизом


В 1711 году Прутский поход русской армии против турок закончился провалом: в окружении оказались 38 тысяч российский воинов. Только подкуп турецких военачальников спас наши войска от полной катастрофы. Интересно, что львиную долю взятки «османскому генералитету» составляли драгоценности императрицы Екатерины I, супруги Петра I. Царь, памятуя, что «лучшие друзья девушек – это бриллианты», через два года учредил щедро отделанный драгоценными камнями орден Святой Великомученицы Екатерины (другое название – орден Освобождения) и наградил им свою жену. Отныне этот орден стал высшей «женской» наградой Государства Российского: он имел две степени, и им награждались все принцессы царской крови (по рождению), самые знатные дамы страны и наиболее заслуженные (учитывались заслуги и супругов дам).
Интересные факты
В 1727 году кавалером ордена стал сын Александра Меньшикова – Александр Александрович, став единственным награжденным мужчиной. Получил же он орден за застенчивый, «дамский» характер. Обычай перевязывать младенцев-девочек розовой лентой восходит к вышеупомянутому обычаю награждать каждую родившуюся великую княжну орденом Святой Екатерины. Цвет орденской ленты - розовый.

Орден Святого Владимира


Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира учрежден 22 сентября 1782 г. в день двадцатилетия коронования Императрицы Екатерины 2. предназначен для поощрение службы Военной и Гражданской. Имеет четыре степени, из коих две первые именуются степенями Большого Креста. Орденская лента состоит из трех полос равной ширины черная — красная — черная.


Кавалер ордена Святого Владимира не должен был никогда снимать его знаки, они носились всегда. При получении других более высоких степеней ордена могло меняться лишь их место на мундире.
Орден в 4 степенях был учреждён Екатериной II в 1782 году в 20-летний юбилей своего правления. для награждения, как военных чинов, так и гражданских служащих. Количество кавалеров не ограничивалось. В статуте ордена сказано: «Императорский орден Св. Равноапостольного Князя Владимира установлен в награду подвигов, совершаемых на поприще государственной службы, и в воздаяние трудов, для пользы общественной подъемлемых».
Некоторые русские кавалеры ордена 1-ой степени
Владимир Даль, Иван Ганнибал, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Милорадович, митрополит Амвросий (Подобедов)
Некоторые иностранные кавалеры ордена 1-ой степени
Август I, герцог Ольденбургский, Йозеф Радецкий, австрийский полководец.
Интересные факты
За всю историю ордена полными кавалерами стали только четыре человека: Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли, Иван Паскевич-Эриванский князь Варшавский и Иван Дибич-Забалканский. 4-ая степень ордена до 1855 года давалась также за выслугу в офицерских чинах (при условии участия хотя бы в одном сражении). С 1845 года награждённые только орденами Св. Владимира и Св. Георгия любых степеней получали права потомственного дворянства, в то время как для других орденов требовалось награждение высшей 1-й степенью.

Орден Святого Александра Невского


Еще в феврале 1722 г. в связи с празднованием Ништадтского мира Петр 1 намеревался учредить орден в награду исключительно за военные заслуги. Это становится ясным из сохранившихся записей того времени, в которых упоминается, о разработке нового ордена — Святого Александра, тогда же были изготовлены и первые 40 знаков этой награды и орденская лента красного цвета. Смерть императора помешала осуществить задуманное. Первые награждения начали осуществляться только в мае 1725 года, но датой учреждения ордена святого Александра Невского считается 30 августа 1725 года, день св. Александра Невского, когда императрица Екатерина 1 возложила на себя знаки этого ордена. Вместе с ней получили награду еще 22 человека, практически все из них уже были кавалерами орд. Святого Андрея Первозванного.


Орден имел одну степень, носился на красной муаровой ленте одетой через левое плечо.
С 1797 г. знак ордена украшенный бриллиантами стал особой, высшей степенью награды, выдаваемой из Кабинета Его Императорского Величества. Всего с 1797 по 1917 г. бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского награждено, 1275 человек, из них 24 человека с мечами, причем пять человек были награждены дважды.
Александровские кавалеры при награждении делали единовременный взнос в Капитул в размере 200 руб. (с 1860 – 400 рублей, для сравнения: годовое жалованье генерал-майора в 1870-х гг. равнялось 1110 руб., поручика — 340 руб.) часть средств оставались в распоряжение Капитула, а часть передавалась в распоряжение «Александровского комитета о раненых».
Некоторые кавалеры ордена
Александр Меньшиков, Михаил Голицын, Александр Суворов, Михаил кутузов.
Интересные факты
29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии.

Орден Белого Орла

В начале эта была высшая государственная награда в Польше. После того, как большая часть Речи Посполитой перешла к Российской империи, русский император решил включить «Белого орда» в список российских орденов. В 1831 г. орден Белого Орла причислен Николаем 1 к Российским Императорским и Царским орденам. По старшинству следовал за орденом Св. Александра Невского.


Временное правительство России сохранило орден Белого Орла, несколько изменив его внешний вид. Вместо корон над российским императорским орлом появился бант из ленты синего цвета. На нагрудных звездах девиз, напоминавший о царе, заменили лавровые листья.
Некоторые кавалеры ордена
Гетман Мазепа, Иван Толстой, Дмитрий Менделеев.
Интересные факты
В 1992 году орден был восстановлен как высшая государственная награда Польши. Гроссмейстером ордена является Президент Польши. Первыми восстановленным орденом были награждены король Швеции Карл XVI Густав и папа римский Иоанн Павел II.

Орден Святой Анны


Орден Святой Анны учрежден в 1735 году герцогом Карлом Фридрихом Гольштинским, в память супруги Анны Петровны, дочери Петра 1. После приезда в Россию его сына Карла Петра Ульриха, будущего императора Петра 3, орден перенесен в Россию. В 1797 году Павел 1 официально ввел орден Святой Анны в наградную систему России.
Первые награждения этим орденом проводились только как императорской династической наградой. Право на награждение давал чин от полковника и выше. В день коронации Павла 16 апреля 1797 года орден Святой Анны был причислен к государственным орденам Российской империи и разделен на три степени (позднее их стало четыре).


В 1913 году награжденные Золотым Георгиевским оружием получили право прикреплять к нему маленький Георгиевский белый крестик. При этом кавалер Св. Анны 4-й ст. мог одновременно крепить на том же оружии Анненский красный крестик.
Некоторые кавалеры ордена Василий
Головнин, Александр Суворов, Сергей Волконский, Измаил Семенов.
Интересные факты
Награжденные любой степенью ордена Св. Анны автоматически становились потомственными дворянами, однако с 1845 года это положение было изменено. Было установлено, что впредь только 1-я степень ордена даёт потомственное дворянство, а остальные степени - только личное. Исключением являлись лица купеческого сословия и инородцы-мусульмане, которые при награждении любой из степеней ордена, кроме 1-й, дворянами не становились, а получали статус «почётных граждан».

Орден Святого Станислава


Орден Святого Станислава был учрежден в 1765 г. польским королем Августом Понятовским в честь святого покровителя Польши Станислава. В 1831 г. Николаем 1 причислен к Российским Императорским и Царским орденам.


Орденом Святого Станислава мог быть награжден любой подданный Российской Империи или Царства Польского, «кто преуспеянием в христианских добродетелях или отличною ревностью к службе на поприще военном, как на суше, так и на морях, или гражданском, или же в частной жизни, совершением какого-либо подвига на пользу человечества или общества, или края, в которых живет, или целого Российского государства, обратит на себя особенное… внимание».
По аналогии с Кавалерскими Думами орденов Св. Георгия, Св. Владимира и Св. Анны в Статуте 1839 г. написано об учреждении Кавалерской Думы ордена Св. Станислава из двенадцати старших кавалеров каждой степени: «Для окончательного удостоения к награде орденом Св. Станислава 3 степени».
С 1831 по 1917 г. 1 степенью награждено свыше 5 тыс. человек. Самый распространенный орден Российской империи. В качестве иллюстрирующего примера можно привести статистику награждений в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. когда было выдано 37 475 орденов Святого Станислава, в том числе 84 награды 1-й ст. с мечами (1 для нехристиан), 823 без мечей (15 для нехристиан), 5 391 знак 2-й ст. с мечами (272 для нехристиан), 6 122 знака 2-й ст. без мечей (143 для нехристиан), 11 312 знаков 3-й ст. с мечами (344 для нехристиан) и 12 620 знаков 3-й ст. без мечей (261 для нехристиан).

Орден Святого Иоанна Иерусалимского


Учрежден в 1113 г.; в России - с 1797 г.
Капитул (Священный совет) Мальтийского ордена 27 октября 1798 г. избрал великим магистром ордена императора Павла I, что было подтверждено манифестом от 16 декабря 1798 г. «О восприятии Его Императорским Величеством звания Великого Магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского и о местопребывании оного ордена». Орден делился на 3 степени: Большой командорский крест, Командорский крест и Кавалерский крест.
Знак ордена - Мальтийский крест белой эмали со стилизованными лилиями в углах креста, под мальтийской короной. Крест крепился в виде подвески к арматуре из рыцарских регалий или трофея. Большой и Командорский кресты носились на шее на черной орденской ленте (шириной 6,5 см); Кавалерский крест (меньшего размера) - на груди, в петлице мундира. Каждой степени соответствовала звезда, носившаяся на левой стороне груди.
Для награждения женщин предусматривались две степени - Большой крест и Малый крест.
Знак первой степени ордена носился на черной широкой ленте, перекинутой через левое плечо, знак второй степени - на левой стороне груди.
Для «нижних» воинских чинов был учрежден так называемый «донат» - маленький медный Мальтийский крест, на трех концах которого (нижнем и двух поперечных) была эмаль. С 10 октября 1800 г. этим крестом жаловали солдат и унтер-офицеров за 20 лет беспорочной службы (вместо знака отличия ордена Св. Анны).
В 1810 г. Александр 1 выпустил Указ о прекращении награждения орденом Святого Иоанна Иерусалимского, а в 1817 г. орден прекратил свое существование в России. С 1798 по 1817 г. в Российской империи было вручено около 2 000 знаков ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — главный императорский дворец России. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров.

Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.

Петр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу.

После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений. 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года.

Четвёртый (временный) Зимний дворец был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был уничтожен в 1762 году.

С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв. м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого. По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов. В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-восточную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова. В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем».

В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца.

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. Были также созданы «Мраморная галерея» (из трёх зал).

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферран оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли после его работ по ремонту дворца в Стрельне.

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра.

Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.-Б. Растрелли. Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте «Тронного зала» и «Оперного дома» были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались анфилады жилых покоев. С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, выстроенный вдоль «Чёрного проезда». В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и северо-восточное крылья дворца; пространство дробится на систему дворов и западин: «Малый» и «Большой церковный» дворы (от находящейся здесь Большой церкви, заложенной ещё в 1763 году), «Церковная» и «Гаражная» (от расположенного тут гаража) западины, «Кухонный двор».

В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами, которые расположились в подвалах, а нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы (позже на этой основе будет создана водо-воздушная система). В 1886 году Зимний дворец был электрифицирован.

Фасады дворца несколько раз меняли колористическую гамму. Первоначальный цвет имел очень лёгкую тёплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. В протоколах Канцелярии от строений говорится об отпуске на эти работы извести, мела, охры и черлени (красной земли, которая после обработки использовалась в качестве пигмента). В более поздних документах встречаются такие названия, как «бледно-жёлтая с белым», «под цвет дикого камня». Кровля при этом была лужёная.

До пожара 1837 года принципиальных изменений в окраске дворца не происходит, за исключением крыши, которая в 1816 году изменяет свой цвет с бело-серого на красный. В ходе послепожарного ремонта колер фасада составлялся из гашёной тосненской извести, охры, итальянской мумии и части олонецкой земли, которая использовалась как пигмент и имела оттенок слоновой кости, кровля же окрашивается железным суриком, придающим ей коричнево-красный цвет.

Во второй половине 1850-х — 1860-х годов, при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень лёгкое тональное выделение. По сути, фасады воспринимаются монохромными.

В 1880-е годы, при императоре Александре III, расколеровка фасадов производится в два тона: плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента и более слабую терракотовую тональность. С воцарением Николая II в 1897 году, императором был одобрен проект окраски фасадов Зимнего дворца в колорите «новой ограды Собственного сада» — красного песчаника без какого-либо тонального выделения колонн и декора. В такой же цвет были окрашены все здания на Дворцовой площади — штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб, что, по мнению архитекторов того периода, способствовало единству восприятия ансамбля.

Терракотово-кирпичный цвет дворца сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, после чего начинаются эксперименты и поиск новой расколеровки. В 1927 году предпринималась попытка окрасить его в серый цвет, в 1928—1930 гг. — в коричнево-серую гамму, а медновыколотную скульптуру на крыше — в чёрный цвет. В 1934 году впервые предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской ордерной системы, однако масляная краска оказала негативное воздействие на камень, штукатурку и лепной декор. В 1940 году принимается решение об удалении масляной краски с фасада.

С началом Великой Отечественной войны в целях маскировки дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской. В 1945—1947 годах комиссией в составе главного архитектора Ленинграда Н. В. Баранова, начальника Госинспекции по охране памятников Н. Н. Белехова, представителей Ленгорисполкома, Государственного строительного контроля, Государственного Эрмитажа и научных консультантов было принято решение об окраске стен дворца окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента; колонн, карнизов, междуэтажных тяг и обрамлений окон — белым цветом; лепного декора, картушей, капителей — охрой, при этом скульптуру было решено оставить чёрной.

18 век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век , решившего в короткие сроки изменить , время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права.

Но в то же время для этого периода характерно развитие просвещения, открытие новых учебных заведений, среди которых Московский университет, Академия художеств. В 1756 году в столице появился первый театр.

Конец 18 века - расцвет творчества художников Дмитрия Григорьевича Левицкого, Федора Степановича Рокотова, скульптора Федота Шубина.

Теперь рассмотрим более подробно основные события 18 века и исторических персонажей того времени. В конце 17 века, в 1676 году умирает , и на престол вступает его сын Федор Алексеевич. Петр Алексеевич, ставший впоследствии императором станет царем в 1682 году.

В 1689 году Петр с подачи матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, женится на Евдокии Лопухиной, а значит, достигает, как считалось в то время, совершеннолетия.

Софья, которая хотела остаться на троне, подняла стрельцов против Петра, но бунт был подавлен, после чего Софью заточили в , а престол переходит к Петру, хотя до 1696 г. формальным соправителем Петра был его брат Иван Алексеевич.

Имел довольно примечательную внешность. Рост его был 2м 10 см, он был узок в плечах, имел длинные руки и необычную походку, так что его приближенным приходилось не просто идти за ним, а бежать.

С 6 лет Петр стал обучаться грамоте и получил по тем временам энциклопедическое образование. Оставшись без отца, Петр занимался самовоспитанием. С разрешения царевны Софьи создает личную потешную гвардию, а в дальнейшем именно эти два потешных полка - Преображенский и Семеновский сыграли большую роль, когда Петр пришел к власти. Кроме этого, любимой забавой юного царя был расстрел бояр пареной репой.

Постепенно у царя появились и "любимые" приближенные, причем это были разные люди. Александр Данилович Меньшиков или попросту Алексашка, сын дворцового конюха, который с должности царского денщика стал светлейшим князем, богатейшим человеком; "немец" (голландец) , ставший главным советчиком царя после его воцарения на престоле.

Именно посоветовал Петру наладить внешнюю торговлю, но проблема заключалась в одной из двух известных российских бед - дорогах; России был нужен выход к морю через Швецию, Турцию. Петр I предпринимает , второй из которых был успешным и закончился основанием крепости Таганрог (на мысе Таганий Рог).

Война с Турцией, начавшаяся в 1697 г. показала, что России необходимы кредиты, союзники и оружие. Для этого в Европу отправляется Великое посольство, в котором Петр I числился как простой человек - урядник Петр Алексеевич. Он был первым русским царем, который посетил Европу.

Вернувшись из путешествия, и окунувшись снова в жизнь в России, Петр ее возненавидел, решил полностью переделать и, как известно, это ему удается.

Реформы Петра I, с которых он начал свои преобразования, заключались в следующем:

  • войско, создал наемную армию, которую одевает в почти европейскую форму и ставит во главе иностранцев-офицеров.
  • Перевел страну на новое летоисчисление, с Рождества Христова, старое велось с сотворения мира. 1 января 1700 г. в России стали праздновать Новый Год.
  • Обязал каждые 10 тыс. дворов построить 1 корабль, в результате Россия получила большой флот.
  • - в городах было введено самоуправление, во главе городов поставлены бурмистры. Хотя на этом "европеизация" городов была закончена.

В 1700 г. Петр I решает начать войну со Швецией, которая закончилась в 1721 г. Началась неудачно, Петр потерпел поражение под Нарвой, бежал с поля боя еще до начала сражения, но раскаялся в этом и решил перестроить свою армию. Преобразования производились, исходя из потребностей войска. Для войны были нужны пушки, в результате на них переливают колокола русских церквей, затем строятся металлургические предприятия.

К середине века в стране действовало 75 металлургических предприятий, которые полностью обеспечивали потребности страны в чугуне, почти половина продукции шла на экспорт. Нужно было вооружать армию, поэтому строятся оружейные заводы. Кроме этого, Петр I приказывает строить полотняные заводы. Развивается судостроение, канатное, кожевное и стекольное производства.На судостроительных заводах строятся галеры, которые сыграли решающую роль в поражении .

Петр вводит воинскую повинность - рекрутскую - от 20 дворов 1 человек шел служить на 25 лет; также на 25 лет он вводит и обязательную службу дворянству. Эти меры позволили быстро создать новую армию - 20 тыс. матросов и 35 тыс. сухопутных войск.

Петр I понимает, что для России нужны знания и деньги. Для этого он заставил сотни молодых дворян и бояр отправиться за границу учиться, для наблюдения за ними приставлялись фискалы; создал ряд технических ВУЗов (Высшая Артиллерийская школа), где преподавателями были западные профессора.

Для того чтобы побудить учиться не только дворян, но и простых людей Петр издает указ, согласно которому, каждый, кто закончит гимназию, и будет знать иностранные языки, получит дворянство.

Чтобы поднять экономику, царь в 1718-1724 гг. вводит подушную подать (душа-особь мужского пола). Подать была тяжелой и превышала платежеспособность народа . Это спровоцировало рост недоимок.

Чтобы остановить кражи, т.к. активно воровали все, и первым вором был Меньшиков, царь приказывает вешать на дыбу не только подозреваемого, но и всю его семью. Вводится ряд дополнительных сборов - сбор на бороду, на ношение русского платья, штрафовались те, кто не пил кофе.

Чтобы не тратить деньги на наемный труд, Петр I вводит труд крепостной. К заводам приписывались деревни, к городам - ремесленники. Указом 1736 г. работники заводов были закреплены за мануфактурами навечно и получили название "вечноотданых". Эта форма труда тормозила развитие России, избавились от нее только в 19 веке.

Кроме этого, Петр I стремится развивать торговлю. Им вводятся таможенные пошлины на ввозимый товар намного больше, чем на вывозимый. В итоге, к окончанию Северной войны, Россия имела развитую экономику, но она была крепостной.

Время правления Петра - это время преобразований России, время реформ. Кроме перечисленных выше, Петром были проведены административные реформы, социальные, им также была изменена судебная система.


1. Петр делит страну на губернии, во главе губерний стоял генерал-губернатор, единственной формой наказания которого была смертная казнь;
2. Петр в 1711-1721 гг. отменил приказную систему, создал коллегии-прообразы министерств. Глава коллегии назначался царем "по уму, а не по знатности рода", т.е. для службы нужно было хорошее образование;
3. Высшим государственным органом в 1711 г. становится Сенат, который в случае отсутствия царя выполнял его функции;
4. Во главе всей государственной власти был император Петр I. Этот титул был утвержден самим Петром в 1721 г. после окончания войны со Швецией.


В 1722 г. был введен "Табель о рангах", согласно которому все служилые люди делились на 14 разрядов, самым низшим чином был прапорщик. Тот, кто дослужился до 8 разряда, получал дворянство. Была изменена судебная система - "судили не словом, а пером", т.е. все судебные дела оформлялись письменно и судили на основе писаных законов, что дало возможность судьям брать новые взятки.
В 1703 г. столицей России становится Санкт-Петербург, который был построен на костях крепостных. Петр I переселяет в Питер насильственно около 1000 дворян.

В 1725 г. вместе со смертью Петра I началась . В годы царствования , с 1725 по 1727, и , с 1727 по 1730, функции императора выполнял Меньшиков. В правление ,с 1730 по 1740 гг., и Иоана Антоновича, с 1740 по 1741 гг., у власти были разного рода немецкие авантюристы.

При , взошедшей на престол в ноябре 1741 г., видную роль играли , Разумовские - фавориты императрицы. Наследником Елизаветы стал . Он проводил политику, которую не приемлило русское дворянство. В результате, в 1762 г. на престол, после очередного переворота, 33 лет от роду взошла жена - Екатерина II . Было объявлено, что ее мужа Петра убили "случайно".

34 года правления вошли в историю как "золотой век дворянства", т.к. она проводила продворянскую политику. Вслед за своим мужем, Петром III, она разрешила дворянам не служить, провела Генеральное межевание в 1765 г., т.е. поделила землю между дворянами. Появилась возможность купли-продажи залога, что не дало казне ни копейки, но все дворянство было на стороне Екатерины.

Кроме этого, она подарила дворянам за службу, 600 тыс. крепостных, например, досталось несколько тысяч человек. В интересах дворянства она лишает крестьян последних прав - под страхом каторги запрещалось жаловаться на помещика, разрешилось торговать крепостными "в розницу", т.е. безжалостно дробились семьи.

Таким образом, если для дворянства конец 18 века был золотым периодом истории, то для крестьян - самым страшным периодом рабства. Во время своего правления, Екатерина II опиралась на личную преданность фаворитов, воспитала целую плеяду русских политиков, всеми способами подавляла революции, болела идеями философа Вольтера, читала книги Руссо и Монтескье, но восприняла Просвещение по-своему, оригинально.

Она считала, что просвещение должно затронуть только высшие слои общества, не давала свободу крестьянам, т.к. это привело бы к бунту. Особенно сильно испугал Екатерину II (1773-1775), в котором участвовали крепостные крестьяне, казаки, работные люди, башкиры, калмыки. Крестьянская война потерпела поражение, но Екатерина извлекла из нее главный урок - нельзя давать свободу крестьянам, и не отменяла крепостное право.

Преобразования Екатерины Великой


1. Отменила государственные монополии на табак и некоторые другие виды деятельности, что способствовало их развитию.
2. Создала целый ряд учебных образовательных учреждений, например, Вольное экономическое общество, Институт благородных девиц. Так, в Вольном экономическом обществе изучали и внедряли агрокультуру, технические новинки (за каждое изобретение давали премии), усилиями этого общества внедряется картофель (инициатор-Андрей Болотов).
3. При Екатерине расширилось строительство мануфактур, появились новые отрасли, такие как чулочно-носочная, количество мануфактур увеличилось в 2 раза, при этом они были не только крепостными, но и наемными, т.е. появляются первые рабочие из крестьян (право на отходничество), иностранные инвестиции.
3. Освоение новых земель. Чтобы освоить новые территории на юге страны (Крым, Кубань, Юж. Украина), она дарит их дворянам. Через пару лет понимает, что это неэффективно и приглашает "инородцев"- греки основали Мариуполь, армяне - село Чалтырь, болгары приносят виноградарство. Кроме этого, Екатерина объявляет, что те крестьяне, которые сбегут и поселяться на новых землях, будут свободными.
4. Екатерина II не продала Аляску Америке, а сдала ее на 100 лет в аренду, чтобы американцы ее освоили.

После смерти Екатерины II, императором становится ее сын (1796-1801). При нем внутренняя политика также была продворянской и прокрепостнической. Крепостное право получает все большое распространение. Однако отношения между императором и дворянством становятся крайне напряженными, после очередных нововведений Павла I.

Павел запретил дворянские собрания в губерниях, он по своей прихоти мог сослать одних дворян и возвысить других. Кроме этого, разрыв отношений с Англией ударил по доходам помещиков, т.к. туда шла на экспорт сельхозпродукция. Результатом этой политики стал заговор, Павел был убит в 1801 г. и на престол взошел его сын Александр. Так закончился в России 18 век.

Таким образом, 18 век в истории России характеризовался следующим:


1. Еще начиная с правления Петра I, установилась традиция, что все реформы проводит государство.
2. Модернизация России осуществляется по догоняющему варианту, и мы берем у Запада то, что нам нравится.
3. Модернизация проводится за счет собственного народа, т.е. Россия - самоколония.
4. Всякая модернизация сопровождается бюрократизацией.

Александр II - один из самых выдающихся русских монархов. Александр Николаевич был прозван в народе Александром Освободителем.

Народу действительно есть, за что так называть Александра II. Император провел ряд важных жизненных, для , реформ. Курс его политики отличался либеральным оттенком.

Александр II инициировал множество либеральных начинаний в России. Парадокс его исторической личности в том, что монарх, подаривший народу до селе невиданную свободу, был убит революционерами.

Говорят, что проект конституции и созыв государственной думы, буквально был на столе у императора, но его внезапная смерть поставила крест на многих его начинаниях.

Александр II родился в апреле 1818 года. Он был сыном и Александры Федоровны. Александра Николаевича целенаправленно готовили к вступлению на престол.

Будущий Император получил очень достойное образование. Преподавателями царевича были умнейшие люди своего времени.

Среди учителей были Жуковский, Мердер, Канкрин, Брунов. Как видите, науки будущему императору преподавали сами министры Российской Империи.

Александр Николаевич был человеком одаренным, он обладал равносторонними способностями, был добродушным и отзывчивым человеком.

Николай I был третьим сыном и его супруги - Марии Федоровны. Как только Николай Павлович родился (25.06.1796г), родители записали его на военную службу. Он стал шефом лейб-гвардии конного полка, в звании полковника. Через три года царевич впервые надел мундир своего полка. В мае 1800 года Николай I стал шефом Измайловского полка. В 1801 году в результате дворцового переворота, был убит его отец - Павел I.

Настоящей страстью Николая I стало военное дело. Увлечение воинским делом, видимо передалось от отца, причем на генном уровне. Солдатики и пушки были любимыми игрушками великого князя, за которыми вместе с братом Михаилом он проводил много времени. К наукам, в отличие от брата , не тяготел.

13 июля 1817 года состоялось бракосочетание Николая I и прусской принцессы Шарлотты. В православии Шарлотта была наречена Александрой Федоровной. Кстати, женитьба состоялась в день рождения супруги. Совместная жизнь царской четы была счастливой. После свадьбы, он стал генерал-инспектором, заведовавшим инженерными делами.

Александр I был старшим сыном , родился 12.12. 1777 года, в бытность правления . Так как отношения у отца и бабки не складывались, императрица забрала внука у его родителей.

Екатерина II, сразу воспылала большой любовью к внуку и решила, что будет делать из новорожденного идеального императора.

Воспитанием Александра занимался швейцарец Лагарп, которого многие считали убежденным республиканцем. Царевич получил хорошее образование западного образца.

Александр верил в возможность создания идеального, гуманного общества, он симпатизировал французской революции, жалел поляков лишенных государственности, и скептически относился к русскому самодержавию. Время однако, развеяло его веру в такие идеалы…

Александр I стал императором России, после гибели Павла I, в результате дворцового переворота. События, произошедшие в ночь с 11 на 12 число марта месяца, отразились на жизни Александра Павловича. Смерть отца он сильно переживал, а чувство вины преследовало его всю жизнь.

Павел I был сыном и . Родился 20.09.1754 года. С ранних лет его обучали грамоте и разным наукам: истории, математике, иностранным языкам и географии.

По воспоминаниям его учителей, Павел был человеком живого ума, прекрасно одаренным от природы. Детство у него было тяжелым, он рано лишился отца. Причем лишился, как он сам считал, по вине матери. Петра Федоровича, Павел очень любил и не мог простить матери его смерть.

В 17 лет Екатерина II женила сына на принцессе Вильгеьмине, при крещении нареченной Натальей Алексеевной. Во время родов Наталья умерла.

В 1776 году он женился во второй раз. Супругой наследника русского престола стала София-Дороте, которая при крещении приняла имя Мария Федоровна. Мария Федоровна была в родстве с прусским королем. Видимо под влиянием жены, ему начали нравиться многие немецкие обычаи.

Россия для русских, и по-русски (Император Александр III)

Александр III - значимая фигура в . За время его правления, в Европе не лилась русская кровь. Александр III обеспечил долгие годы спокойствия для России. За миролюбивую политику он вошел в русскую историю, как «царь - миротворец».

Он был вторым ребенком в семье Александра II и Марии Александровны Романовых. Согласно правилам престолонаследия, Александра не готовили к роли правителя . Престол должен был занять старший брат - Николай.

Александр ничуть не завидовал брату, не испытывал ни малейшей ревности, наблюдая за тем, как Николая готовят к престолу. Николай был прилежным учеником, а Александра на занятиях одолевала скука.

Учителями Александра III были такие заслуженные люди, как историки Соловьев, Гротт, замечательный военный тактик Драгомиров, и Константин Победоносцев. Именно последний имел большое влияние на Александра III, во многом определив приоритеты внутренней и внешний политики русского императора.

Когда Петру исполнилось три года, царь-отец подарил ему детскую сабельку. В конце 1676 года умер Алексей Михайлович. На престол восходит сводный брат Петра - Федор. Федор был обеспокоен тем, что Петра не учат грамоте, и просил Нарышкину уделять этому компоненту обучения больше времени.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!