Кто такая старуха изергиль краткое содержание. Образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе «Старуха Изергиль» М

Максим Горький

Старуха Изергиль

Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее.

Кто-то играл на скрипке… девушка пела мягким контральто, слышался смех…

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там – резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

– Что ты не пошел с ними? – кивнув головой, спросила старуха Изергиль.

Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.

– Не хочу, – ответил я ей.

– У!.. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки… А ведь ты молодой и сильный…

Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.

– Смотри, вон идет Ларра!

Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестер, – она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.

– Никого нет там! – сказал я.

– Ты слеп больше меня, старухи. Смотри – вон, темный, бежит степью!

Я посмотрел еще и снова не видел ничего, кроме тени.

– Это тень! Почему ты зовешь ее Ларра?

– Потому что это – он. Он уже стал теперь как тень, – пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..

– Расскажи мне, как это было! – попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. И она рассказала мне эту сказку.

«Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.

Вот какая щедрая земля в той стране!

Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.

Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но – не нашли ее. И забыли о ней, как забывают об всем на земле».

Старуха вздохнула и замолчала. Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний. Море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах.

«Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них…

Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали:

– Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет.

Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему, – к одной красивой девушке, которая пристально смотрела на него; пошел к ней и, подойдя, обнял ее. А она была дочь одного из старшин, осудивших его. И, хотя он был красив, она оттолкнула его, потому что боялась отца. Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла.

Всех, кто видел это, оковал страх, – впервые при них так убивали женщину. И долго все молчали, глядя на нее, лежавшую с открытыми глазами и окровавленным ртом, и на него, который стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, – не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару. Потом, когда одумались, то схватили его, связали и так оставили, находя, что убить сейчас же – слишком просто и не удовлетворит их».

Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу…

«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького , развивает идеи и элементы романтизма. По мнению самого писателя, эта работа является одной из лучших среди всех написанных. Чему учит нас Старуха Изергиль: анализ произведения.

Вконтакте

История создания

В 1891 году (более точная дата неизвестна), Алексей Пешков известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии отразятся в его произведениях. Эта творческая пора в жизни писателя отображает его восхищение личностью, целостностью и единством человека.

Именно с такими романтическими мыслями наполнено рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его героями являются легендарные люди своего времени , которые сталкиваются с разными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основными рассказами в направлении романтизм являются:

  1. «Старуха Изергиль»,
  2. «Девушка и смерть»,
  3. «Песнь о Соколе».

Точных сведений даты написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 году, а было написано предположительно в 1894-м . Его разместили в трех весенних выпусках «Самарской газеты». Сам автор высоко оценивал свой рассказ и даже признавался в письмах А.П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Название тесно связано с фамилией автора, ведь она является одной из тех, что принесла ему популярность.

Произведение «Старуха Изергиль» предположительно было написано в 1894 году.

Композиция

Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.

  • Легенда о Ларре;
  • История жизни рассказчицы;
  • Легенда о Данко.

Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе . Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.

Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» — это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть , поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.

Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная темажизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.

В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.

Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной , противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.

Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания, увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?

Легенда о Ларре

Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец — юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла . От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых , во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен . Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.

Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы . За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.

Имя героя означает «отверженный» . Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.

Внимание! Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».

Жизнь старой женщины

Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить . Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви – это личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.

Поступки старухи нельзя назвать однозначными , ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку . Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.

Легенда о Данко

Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.

Данко – сказочный персонаж , который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим , послужить во благо.

К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.

Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры . Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.

Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.

Чему учит рассказ Горького

«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение к толпе отдельной личности, в данном случае сравниваются Данко и Ларра , но и любовь людей друг к другу. Для писателя – жить вместе с людьми и для людей – представляется огромной ценностью. Однако даже в таком случае между ними возможно возникновение конфликтов и непонимания .

Старуха Изергиль. Максим Горький (анализ)

Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Заключение

Проведя анализ произведения и героев «Старухи Изергиль», читатель может прийти к выводу, что в рассказе Горького, действительно, затронуты глубокие проблемы и вопросы отношения к жизни и окружающим. Они заставляют задуматься о главных человеческих ценностях.

I Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю. Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки - веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее. Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех... Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи. - Что ты не пошел с ними? - кивнув головой, спросила старуха Изергиль. Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями. - Не хочу, - ответил я ей. - У!.. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны... Боятся тебя наши девушки... А ведь ты молодой и сильный... Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей. - Смотри, вон идет Ларра! Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестер, - она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они. - Никого нет там! - сказал я. - Ты слеп больше меня, старухи. Смотри - вон, темный, бежит степью! Я посмотрел еще и снова не видел ничего, кроме тени. - Это тень! Почему ты зовешь ее Ларра? - Потому что это - он. Он уже стал теперь как тень, - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!.. - Расскажи мне, как это было! - попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях. И она рассказала мне эту сказку. "Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там. Вот какая щедрая земля в той стране! Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками. Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но - не нашли ее. И забыли о ней, как забывают об всем на земле". Старуха вздохнула и замолчала. Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний. Море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах. "Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них... Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали: - Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет. Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему, - к одной красивой девушке, которая пристально смотрела на него; пошел к ней и, подойдя, обнял ее. А она была дочь одного из старшин, осудивших его. И, хотя он был красив, она оттолкнула его, потому что боялась отца. Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла. Всех, кто видел это, оковал страх, - впервые при них так убивали женщину. И долго все молчали, глядя на нее, лежавшую с открытыми глазами и окровавленным ртом, и на него, который стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, - не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару. Потом, когда одумались, то схватили его, связали и так оставили, находя, что убить сейчас же - слишком просто и не удовлетворит их". Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу... "И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления... Хотели разорвать его лошадьми - и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много - и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. А его мать стояла перед ними на коленях и молчала, не находя ни слез, ни слов, чтобы умолять о пощаде. Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго: - Спросим его, почему он сделал это? Спросили его об этом. Он сказал: - Развяжите меня! Я не буду говорить связанный! А когда развязали его, он спросил: - Что вам нужно? - спросил так, точно они были рабы... - Ты слышал... - сказал мудрец. - Зачем я буду объяснять вам мои поступки? - Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно ты умрешь ведь... Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем... - Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, - что меня оттолкнула она... А мне было нужно ее. - Но она не твоя! - сказали ему. - Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще... Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым. Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам: - Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание! И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, - юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком... А этот - был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек - все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго - не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко: - Не троньте его. Он хочет умереть! И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож - точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы. - Он не может умереть! - с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел - высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!" Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась. Я посмотрел на нее. Старуху одолевал сон, показалось мне. И стало почему-то страшно жалко ее. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота. На берегу запели, - странно запели. Сначала раздался контральто, - он пропел две-три ноты, и раздался другой голос, начавший песню сначала, а первый все лился впереди его... - третий, четвертый, пятый вступили в песню в том же порядке. И вдруг ту же песню, опять-таки сначала, запел хор мужских голосов. Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-то сверху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из нее, заглушали ее и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх. Шума волн не слышно было за голосами...

Максим Горький называл свою Старуху Изергиль одним из лучших произведений и действительно с этим есть много оснований согласиться по причине многогранности и глубины смыслов и великолепной структуре самого произведения.

Пожалуй, следует начать именно со структуры, которая представляет собой геометрически точную композицию, создающую собой красивую гармонию. Перед нами три рассказа, которые идут последовательно, но восприятие всего произведения следует рассматривать в целостности.

Наиболее удобно читателю как бы вознестись мысленным взором над самим рассказом и посмотреть на созданную Горьким структуру. Две крайности (Ларра и Данко) по бокам и в центре фигура Старухи Изергиль. По сути, мы видим перед собой человека, который располагается между противоположностями или даже ангельским и бесовским началами.

Легенда о Ларре, которая хронологически идет первой и располагается как бы с одного бока, представляет нам полного гордости героя. Эта гордыня приводит Ларру к тяжелому греху, он погубил девушку, которая ему не отдалась, а после этого возрадовался собственному изгнанию и еще больше возгордился. Недаром Горький делает Ларру не совсем человеком, он помесь орла и человека, то есть нечто немного противоестественное.

Легенда о Данко завершает повествование и идет как бы с другого бока. Этот герой являет собой пример самоотдачи и альтруизма, он даже, несмотря на упреки и глупость людей, продолжает вести их к свету и в итоге отдает себя полностью ради того чтобы они вышли из лесной чащи (понятное дело, лесную чащу нужно рассматривать тут по большей части в символическом аспекте как изображение тьмы неведения, тотальных и пагубных заблуждений или чего-то подобного) а в итоге они только растоптали его сердце. Данко является идеальным примером высшей нравственности, которая только может существовать, он самый лучший из людей, но при этом отдает себя ради тех, кто, по сути, значительно хуже его – такова противоположность гордости.

Посередине располагается рассказ самой старухи и если по сторонам мы видим именно легенды и сказания, то в центре как бы настоящая история о настоящем человеке, которую Изергиль рассказывает про себя. В ней смешиваются две противоположности, с одной стороны, она горда и своевольна подобно Ларре и обращает внимание только на собственные чувства и свободу, с другой стороны, она проявляет альтруизм и идет на серьезные поступки ради любимых людей. Наверное, ключевой фразой в этой всей структуре являются слова старухи «каждый сам себе судьба».

Горький как бы говорит о нравственном выборе каждого человека, который сам создает собственную судьбу и всегда выбирает между ангелом и бесом, которые сидят по обе стороны от него. Когда-то он подражает горделивому Ларре и может обречь себя на ужасную судьбу отвергнутого скитальца и бесплотного духа, когда-то Данко, который обрекает себя на не менее печальную судьбу, но теперь ради высокого идеала. Структура произведения, по сути, является объемной метафорой человеческого существования.

Вариант 2

Максим Горький особенно любил путешествовать по родным просторам. Много чего было взято из данных путешествий, и автор создал собрание очерков. Именно это стало основой написания рассказа «Старуха Изергиль».

Рассказ был написан в 1884 году. Автор очень гордится данным произведением и подчеркивает это. В основе рассказа лежит история цыганки, которая уже много видела в жизни. Горький делит произведение на три части, но это не мешает рассказу читаться как одно целое. Писатель старается узнать настоящую ценность человеческой жизни.

Старуха цыганка рассказывает истории о героях Данко и Ларре. Автор показывает читателю героев, совершенно не похожих друг на друга и в свою очередь с помощью этого приёма Горький раскрывает разные стороны жизни.

Для того, чтоб полностью понять разницу между героями следует рассмотреть их детально.

Ларра автор сравнивает со зверем, который достаточно дикий и жестокий и избегает встречи с людьми. Герой любит только себя и больше никого. Горький поместил очень много античеловеческих проявлений в героя. Очень четкая фраза, которая максимально показывает сущность Ларра, это если б герой захотел проколоть своё сердце ножом, то тот непременно бы сломался, словно об камень. Герой ставил себя на порядок выше остальных и считал, что имеет право делать все, что ему захочется, а другие нет. Ларра был очень сильно озабочен собственной свободой.

Что касается Изергиль, то она была чем-то похожа на Ларра. Но она хотя б могла что-то чувствовать, беда была только в том, что все чувства для неё были чем-то мимолетным и быстро забывающимся. Во время своей молодости Изергиль не ценила внимание мужчин и заставляла многих страдать от этого. Но случился момент, когда и она была влюблена, и с ней произошло тоже, что и с мужчинами, которые пытались добиться её внимание. Цыганка была брошена и унижена.

А теперь она стара и только вспоминает о тех временах и очень хочет снова почувствовать состояние влюбленности, ведь только такое чувство помогает жить и придает смысл в жизни.

Третий герой рассказа Данко также уверен в своих убеждениях, но они являются несколько иными и человечными. Он верит в то, что только ему под силу спасти людей и готов сделать все для этого. Причем Данко совсем не останавливает мысль, что это может у него не получиться. Главное отличие Данко от остальных героев в том, что он погиб ради своей цели и прожил жизнь, пытаясь сотворить что-то хорошее.

Читая данный рассказ, становится ясно, что в принципе человек может сотворить очень низкие поступки или самые храбрые подвиги. Когда Изергиль смирилась с тем, что она уже стара и не будет такой как раньше, она решает совершить свой подвиг. Пойдя на убийство, она спасает любимого из плена и потом отказывается от его любви. Ведь любовь в неволе это неправильно. Поступки героев остаются не вознагражденными.

Глядя на героев данного рассказа видно то, что молодость дает много сил и можно сотворить много чего как во благо, так и нет. Но не просто рассказ называется «Старуха Изергиль», автор дает понять, что молодость не будет вечной. Человека помнят по его поступкам, и пока память жива, то и человек вместе с ней.

Выбор остается за каждым, прожить тихо обминая трудности или совершить свой может и единственный подвиг, но который останется в памяти людей.

Старуха Изергиль. Анализ произведения

Максиму Горькому чрезвычайно нравилось странствовать родными раздольями. Из этих странствований писатель черпал своё вдохновение, он делал очерки и наброски об увиденном. Собственно это натолкнуло писателя на создание рассказа «Старуха Изергиль».

Автор закончил написание рассказа осенью 1884 году. Произведение «Старуха Изергиль» из ранних работ писателя. Он чрезвычайно гордился данным произведением и делает акцент на этом. В печать рассказ попал лишь через год. После выхода рассказа в свет литературоведы того времени прослеживают своеобразную манеру написания автора с великолепными нотками романтизма. Хотя и рассказ написан в достаточно сложном стиле повествования, как бы в диалоге между автором и пожилой женщиной. Но рассказ остаётся лёгким и довольно интересным.

За основу рассказа была взята история одной цыганки, которая многое поведала в этой жизни. Автор невидимым приёмом разделяет рассказ на три жизненные истории, которые поведает старая цыганка. Легенды про Ларре и Данко. Жизненные истории героев абсолютно разные, этим автор приоткрывает читателю разные аспекты жизненного пути. Но это не нарушает целостность рассказа.

Образ Ларра автор уподобляет к зверю, дикому, жестокому, избегающий любого контакта с окружающими людьми и любящий только себя. Герой преподносил себя выше других, считая, что ему всё дозволено. Ларра не хотел ограничивать себя в свободе действий.

Изергиль Горький охарактеризовал почти идентично образу Ларра, но она была более чувствительная. Но для неё все чувства были, мимолётны и быстро уходили не оставляя за собой никакого следа. В молодости Изергиль была востребована мужчинами, но она не ценила их внимания. Многим её поклонникам это приносило боль. Влюбившись, цыганка ощутила на себе сполна те чувства, которые приносила отверженным мужчинам. Она была унижена и брошена.

Образом Данко автор показывает абсолютно противоположные черты человеческого характера. Это самоотверженность, безотказность и целеустремлённость. Самое главное отличие от других персонажей в том, что он отдал жизнь во имя достижение своей цели. Стараясь осуществить как можно больше хороших дел.

Каждой строчкой Горький доносит до нас, что человеку свойственно различные поступки как самые низкие, мерзкие так и безумно героические. Молодость открывает перед человеком не ограниченные возможности проявить себя. Но неспроста название рассказа «Старуха Изергиль», автор подчеркивает, что молодость очень скоротечна. И необходимо оставить после себя только светлую и добрую память.

Как пройдёт его жизнь, это выбор каждого человека. Ведь жизнь прожить не поле перейти, и об этом нужно задумываться смолоду.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Мцыри 8 класс (главный герой) сочинение

    В нём идет речь о горце, который по сути можно считать примером свободы и непокорности. Несколькими строками автор описал детство и юношество главного героя. Мцыри был взят в плен и его увозили в Россию

  • Сегодня для разговора я выбрала тему: современное образование. Так как сама являюсь педагогом, то имею чёткое представление, что сейчас происходит в системе образования. О том, что в школах никто не хочет работать, говорит уже не приходится

    Множество людей живут четко стараясь придерживаться голоса разума и здравого смысла. Они стараются обходить стороной рискованные предприятия, сдерживают в себе азартные проявления. Их ежедневный быт построен на соблюдение алгоритмов.

  • В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Кому Некрасова сочинение

    Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана во второй половине ХIХ века. Произведение создано в период, совпадающий с отменой крепостного права в России.

  • Композиция романа Евгений Онегин Пушкина

    Свой роман Пушкин создавал не один год, периодически публикуя отдельные главы. На первый взгляд, кажется, что повествование носит хаотичный характер. Критики тех лет считали произведение лишенным целостности

Поведала рассказчику интересные истории, это было в Бессарабии на берегу моря. Была ночь, тени бросали бегущие облака в свете луны и старуха начала свою сказку о могучем племени скотоводов, которые много лет тому назад жили в одной щедрой стране. Как то в один из дней над ними пролетал большой орел, он похитил очень красивую девушку их племени. Долго горевали, но потом забыли. Прошло долгих двадцать лет и вдруг она вернулась, но не одна, а с очень красивым и сильным юношей. Девушка сказала, что этот парень - сын орла. Внешне он совсем не отличался от людей из племени, но вот его глаза - они были всегда холодными и гордыми, орлиными. Он с надменностью относился к соплеменникам, даже к старейшинам, так как был уверен, что он необыкновенный. Люди терпели, но однажды рассердившись очень сильно, им все же пришлось изгнать этого юношу из своего племени. Юноша ничуть не расстроился, он рассмеялся всем в ответ, а потом подошел к девушке, которая была дочерью почтенного старейшины, и обнял её на глазах у всех. Девушка со злостью отталкивает наглеца, а за это он ее просто убивает.­­­­­ ­

Юношу хватают, связывают, но не убивают, его наказывают одиночеством, считая смерть слишком легким и простым наказанием. Когда люди из племени пытались с ним поговорить, то они сразу поняли, что этот юноша не видит никого вокруг, он считает - что он первый на земле, а любит только себя одного.

Молодого человека назвали Ларрой , это означает «отверженный». Ему приходится жить совсем одному,­ только изредка похищая у этого племени красивых девушек для своих утех и скот для пропитания. Он был совершенно неуязвимым, даже когда в него стреляли и попадали стрелами из лука. Так прошло много времени и однажды люди из племени увидели, что Ларра очень близко подошёл к ним, даже не пытаясь защититься. И вот теперь они поняли, что он сам хочет своей смерти, но они не стали его трогать. Даже когда он сам, выхватив нож, ударил им в свою грудь, то лезвие ножа сломалось, как будто ударилось о камень. Стало ясно, что он просто не мог умереть. И пришлось ему ходить как тень в ожидании своей смерти. Ему не было места среди простых людей. Так Ларра был наказан за свою чрезмерную гордость.

Глава 2

Затем старуха начала свой автобиографический рассказ. В юности ей пришлось очень много работать - ткать ковры. А когда наступала ночь, убегала к своему любимому человеку до самого утра. Потом её возлюбленным был веселый моряк, с которым она каталась на лодке. Но все молодые люди ей быстро надоедали и она снова находила других.­ Был у нее и гуцул: временами ласковый, но иногда он бил ее. После она полюбила турка и жила в его гареме. Но ей очень скоро, всего через неделю, стало скучно, и она убежала оттуда,­ но не одна, а с сыном турка, которому было шестнадцать лет. Но то ли от любви сильной, то ли от тоски по своему дому он очень скоро умер. В жизни молодой Изергиль был случай, когда одна женщина, приревновав к ней своего любимого, ударила ее в грудь ножом. Лечили девушку в монастыре, где она повстречала поляка - брата монашенки, которая ее выхаживала. Молодые уехали в Польшу. Но долго жить вместе не смогли, слишком они были разные. Девушка ничему не была обучена, поэтому зарабатывать на жизнь ей пришлось своим телом. Были у нее разные мужчины, один из них осыпал ее золотом, но и с ним тоже жизнь не сложилась.

Уже в сорокалетнем возрасте ей встретился молодой щляхтич, он был очень красивый, но всегда над ней смеялся. Он сам бросает Изергиль. Женщина, узнав, что он ушел на войну, потом попал в плен, все же нашла его. Она убила часового, чтобы освободить мужчину, которого очень любила. Но и с ним не сложилось, снова Изергиль уходит. Она потом вышла замуж, но год назад муж умер, и она осталась одна.

Глава 3

С­ наступлением ночи Изергиль спросила собеседника, не замечает ли он появившиеся искры в ночной степи? И начала свой новый рассказ-сказку о Данко . Она поведала о том, что в давние времена жили в непроходимых лесах, окруженных болотами и степью, древние люди. Однажды к ним пришли завоеватели, чтобы прогнать их в самую глубь дремучего старого леса, окруженного болотом, с которого поднимается зловонный смрад, от которого люди начали умирать. Им было очень тяжело и было решено идти на поклон к завоевателям, чтобы стать их рабами. Но вдруг появляется бесстрашный Данко и спасает этих людей, совершив свой подвиг. Он уговорил этих бедных запуганных людей пройти через лес, чтобы не быть в рабстве. Люди, видя его решимость и смелость, поверили в него,­ и пошли вместе с этим отважным юношей. Очень трудным был их путь, от решимости уже не оставалось ни капли. Люди были обессилены, их силы таяли на глазах. Они стыдились своей слабости, и в полном отчаянии выместили всю свою злобу на молодом человеке. Когда Данко сказал, что люди слабы, то они просто очень сильно озлобились и решили его убить, решив, что он не сможет им помочь и вывести из этого леса. Данко понимал, что без его помощи людям не обойтись,­ и что здесь они обречены на верную смерть. Огонь желания помочь этим бедным заблуждающимся людям загорелся в глазах юноши, но они его поняли неправильно, подумав, что он просто рассвирепел. Тогда они решили его окружить и убить. Как только люди встали вокруг Данко, он смог разорвать руками грудь и, вырвав из нее свое сердце, высоко поднять его над головой. Факел любви к ним осветил весь лес,­ и люди кинувшись за юношей, сразу же нашли выход из него. Лес вдруг кончился. Перед взором людей открылся очень красивый вид на лучезарную степь, они очень обрадовались этому. А их «предводитель» упал на землю и умер, ведь у него не было уже сердца. Только один очень трусливый человек наступил на еще горящее сердце. Оно угасло, рассыпавшись на искры. Человек, как и все его соплеменники, боялся признаться в своей слабости и трусости. Этим объясняется его поступок. А в степи теперь с началом грозы всегда появляются голубые огни - это искры от любящего людей сердца Данко.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!