Любовь и доброта – нравственный стержень человека. Что такое внутренний стержень и как его развить? Что такое характер человека

Бессмертное произведение Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломана войной.

Это не просто интересная история, а судьба человека, Андрея Соколова , испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

Это еще раз убеждает в нравственности главного героя. Андрей Соколов настоящий сын своего государства, он олицетворяет в себе весь народ, всю его силу, мужество и непоколебимость.

6.2. В центре романа Л.Н. Толстого "Война и мир" находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Л.Н.Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также писатель стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова… Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего "дубину" освободительной войны против захватчиков. Интересно узнать, каково же отношение Л.Н.Толстого к войне? По мнению писателя, "война – это забава праздных и легкомысленных людей", а сам роман "Война и мир" – это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения Л.Н.Толстой раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев. Тот же князь Андрей, который, лежа под небом Аустерлица, разочаровывается в своих прежних мечтаниях о славе, власти, о "своем Тулоне" (даже Наполеон, его кумир, кажется князю Болконскому теперь маленьким и ничтожным). Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой лесной природы и безумия, убивающих друг друга людей. Невольно перед нашими глазами предстает панорама Бородинского поля: "косые лучи яркого солнца … кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающим розовым и золотым оттенком свои темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески". Но вот это чудеснейшая картина природы сменяется страшным видом сражения, и все поля покрываются "мглой сырости и дыма", запахом "странной кислоты селитры и крови". В эпизоде драки французского и русского солдата из-за банника, в картинах военных госпиталей, в составлении диспозиций к сражениям мы еще раз убеждаемся в отрицательном отношении Л.Н. Толстого к войне. В своем романе писатель дает изображения двух войн: за границей в 1805-1807 годах и в России в 1812 году . Первая, ненужная и непонятная русскому человеку, война, которая велась на чужой стороне. Поэтому в этой войне все далеки от патриотизма: офицеры думают о наградах и славе, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой. Вторая же носит совсем иной характер: это война народная, справедливая. В ней патриотические чувства охватили различные слои русского общества: ненависть к врагу испытывали и купец Ферапонтов, сжигающий свою лавку при занятии французами Смоленска, чтобы ничего не досталось неприятелю, и мужики Карн и Влас, отказывающиеся продавать "за хорошие деньги, которые им предлагали, сено", и Ростовы, отдавшие подводы для раненых в Москве, довершив этим свое разорение. Народный характер войны 1812 года особенно широко отразился в стихийном росте партизанских отрядов, которые стали образовываться уже после вступления неприятеля в Смоленск; именно они, по словам Л.Н.Толстого, "уничтожали великую армию по частям". Как о выдающихся героях говорит автор и о партизане Денисове, и о крестьянине Тихоне Щербатом, "самом полезном и храбром человеке" в отряде Василия Дмитриевича, и о смелом, но безжалостном Долохове. Особое место в понимании "скрытой теплоты" русского патриотизма занимает Бородинское сражение, в котором русское войско одержало нравственную победу над численно превосходящим противником.

Русские солдаты понимали, что за ними Москва, знали, что от предстоящего сражения зависит будущее Родины. Не случайно французские генералы сообщали Наполеону, что "русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско", "наш же огонь рядами вырывает их, а они стоят". Сражаясь за Москву, город-символ России, русские войны готовы были держать свои позиции до конца – только лишь одержать победу. И это наиболее четко показывается автором на примере батареи Раевского, от которой "шли, ползли и неслись на носилках толпы раненых с изуродованными страданием лицами". Французы же понимали, что сами они были нравственно истощены, опустошены, и именно это и определило в дальнейшем их полное поражение. Докатившись до Москвы, французская армия неминуемо должна была погибнуть от смертельной раны, полученной ею при Бородине. В то время как русские солдаты не словом, а делом вносили свой вклад в общую победу в войне, завсегдатаи же петербургских и московских салонов были способны только лишь на ложнопатриотические призывы и речи, тем самым не проявляя интереса к судьбе Родины. Им не дано было "сознавать опасность" и то трудное положение, в котором находился русский народ. Л.Н.Толстой резко осуждает такой "патриотизм", показывает пустоту и никчемность этих людей. Бесспорно, Отечественная война 1812 года сыграла значительную роль в жизни князя Андрея и Пьера.

Патриоты своей Родины, просто как порядочные люди, они приняли на себя частичку тех испытаний и трудностей, того горя, что выпало на долю русского народа. А во многом переломным моментом и в жизни князя Болконского и графа Безухова стало, конечно же, Бородинское сражение. Как опытный боевой человек Андрей был в этой битве на своем месте и мог еще принести много пользы. Но судьба, упорная в своем желании уничтожить Болконского, наконец, достигла его. Бессмысленная смерть от шальной гранаты оборвала такую многообещающую жизнь. Большим испытанием стало Бородинское сражение и для Пьера. Желая разделить судьбу народа, России, граф Безухов, не будучи военным, принял участие в этом бою. На глазах Пьера страдали и умирали люди, однако не только сама смерть поразила его, но и то, что солдаты уже не видели никакой дикости в уничтожении людей людьми. В день битвы графу Безухову много дал последний разговор с князем Андреем, понявшим, что истинный исход сражения зависит не от штабных офицеров, а от того чувства, которое сейчас жило в сердце каждого русского солдата. По мнению Л.Н.Толстого, не только яркий героизм и патриотизм русского народа внес значимый вклад в победу, но и, несомненно, главнокомандующий русской армии Кутузов, который был любимцем солдат и боевых офицеров. Внешне это был дряхлый, слабый старик, однако же сильный и красивый внутренне: полководец один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, ставя перед собой лишь одну задачу, которая была его стремлением и желанием: победу над ненавистным врагом. В романе "Война и мир" Л.Н.Толстой, с одной стороны, показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч и тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в освободительной войне против французских захватчиков.

Известный писатель Даниил Гранин затрагивает очень важную нравственную проблему сохранения в современном мире понятия « честь».
Мы знаем о том, что в последнее время некоторые люди стали считать это понятие устаревшим. Автор справедливо полагает, что честь следует отнести к категории нравствен-ности, и такие понятия не могут считаться устаревшими. Во все времена незапятнанная честь и чистая совесть были величайшим благом для человека. Честь – это моральное достоинство, это то, что вызывает и поддерживает уважение к самому себе или по стороны окружающих. Не случайно автор рассказывает о Чехове, которому совесть не позволяла одновременно одобрить избрание Горького почетным академиком и признать эти выборы недействительными. Он не оправдывал себя тем, что конкретно не он виноват, в том, что у Горького это звание отобрали. Чехов в знак протеста отказался от звания почетного академика, потому что создавшаяся ситуация противоречит его представлениям о чести, о верности своему слову. Писатель убежден, что честь – это нравственный стержень человека, который не позволяет человеку совершить какой-то бесчестный поступок. Гранин считает, что для человека порядочного важно прежде всего быть честным перед самим собой. Сохранять верность собственному слову – в этом для него проявление чувства чести. В этом заключается позиция автора. Я полностью согласен с мнением автора статьи. Понятие чести в моем представлении – это главное достоинство человеческой души. Честь воздается человеку со стороны общества. Чтобы сохранить честь, необходимо, образно выражаясь, иметь чистые руки, т.е. не запятнать себя какими-то бесчестными поступками. Когда человек кривит душой, это вызывает у меня неодобрение. В любой ситуации надо проявлять чистоту помыслов и поступков, выходить с достоинством, не унижаясь до вранья, выкручивания, оправдывая свои действия благими намерениями. И не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких. А значит, и не устареет понятие чести.
Ни для кого не секрет, что у нас проходят выборы не всегда честно. Как щедры бывают люди на обещания, чтобы достичь желаемого положения, как быстро все забывается, как только они обретают власть. Причина в том, что люди эти просто давно утратили истинное представление о чести.
То, что понятия чести и совести не устарели и есть еще люди, которые верны своему слову, можно судить по примерам из недавней истории. Наш современник академик Сахаров преподал всем незабываемый нравственный урок. Он практически один боролся против гонки вооружений в нашей стране и против войны в Афганистане, за что был сослан в город Горький. Общественное мнение было против позиции Д.Сахарова. Большинство людей нашей страны осознало правоту академика только после его смерти. Прошло совсем немного времени, и многие из тех людей, которые не давали Сахарову говорить во время выступления на съезде, в знак уважения и скорби склонят головы перед памятью этого великого человека. Поступки ученого показали, что рядом и одновременно с нами живут люди, для которых понятия чести являются основными критериями всех поступков, нравственными ориентирами в нашем сложном и быстро меняющемся мире. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных. Так, например, А.С.Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи. В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.
Я прихожу к выводу, что человеком может называться тот, для кого честь не пустое слово. Такие люди живут согласно жизненной морали, не поступаясь своими взглядами и не ломая душу, постоянно совершенствуют свои внутренние качества, принося их на службу людям. Понятия чести не могут устареть. Но, пока жив человек, жива и честь. На том и держится Земля. Устарело ли на сегодня понятие чести - вот вопрос, над которым рассуждает известный российский писатель Даниил Гранин и заставляет нас понять, что есть в нашей жизни нравственные критерии, которые устареть не могут.

Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие? Над этим вопросом задумывается автор данного текста Д. Гранин. Он затрагивает очень важную проблему - проблему сохранения в современном мире понятия «честь».

Д Гранин считает, что чувство чести - это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека. Понятие чести нельзя заменить никакими другими словами. Честь дается человеку однажды. Вместе с именем. Ее нельзя ни возместить, ни исправить, ее можно только беречь.

Я полностью согласна с точкой зрения автора. Человек создан не только для того, продолжить свой род или построить дом, а для того, чтобы принести в мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра и благодеяния. В этом и заключается смысл слов «достоинство» и «честь». Великий мыслитель Аристотель говорил «Честь- это награда, присуждаемая за добродетель».

Доказательством моей точки зрения служит пример из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Свидригайлов, узнав о мерзком поступке Лужина, разоблачает его. Он считает делом чести раскрыть глаза всем присутствующим на то, что Сонечка Мармеладова не воровка, и что опозорить ее не удастся.

В качестве второго доказательства можно привести эпизод, связанный со Второй Мировой войной. Немцы подговорили уголовника за большое денежное вознаграждение

vk.com/examino

сыграть роль известного героя сопротивления. Его посадили в камеру с арестованным подпольщиком, дав ему задание выведать секретные сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, поняв, что они патриоты, отказался от жалкой роли доносчика, за что и был расстрелян.



Таким образом, данная проблема актуальна во все времена и это счастье для нас, если есть такие люди, которые не равнодушны к ней. Понятие чести нельзя считать устаревшим, несовременным, так как каждый человек должен обладать определенными принципами, убеждениями, быть верен долгу. Если нас будут окружать честные принципиальные люди, то жизнь вокруг нас станет намного лучше.

Честь (по Шеварову)

Во имя чего ставилась на карту жизнь? Что мы можем оставить после себя своим потомкам? Этими и другими вопросами задаётся Д. Шеваров, затрагивая проблему чести.

Безусловно, эта проблема актуальна и в наши дни. Ещё с древности замечено, что главным достоинством человека является честь. Но что мы можем наблюдать сегодня? Нравственное достоинство человека начинает обесцениваться. Чего греха таить, для многих сейчас куда важнее чести слава и богатство.

Д. Шеваров, рассуждая о чести, обращает внимание на то, что она является главной ценностью человека. Автор убеждает нас в том, что чрезвычайно важно блюсти честь и имя, которые впоследствии достанутся нашим потомкам.

Примером бережливого отношения к нравственному достоинству человека может служить поступок героя произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Павел Кирсанов вызвал на дуэль Базарова, совершившего подлость по отношению к Николаю Кирсанову, и тем самым сохранил честь и доброе имя своей семье.

К счастью, в жизни можно наблюдать множество примеров благородных и честных поступков. Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть. Это доказывает, что честь дороже жизни.

Проблема чести и совести (по С. Кудряшову)

Почему именно честь и совесть являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни? Что они для человека? Как раз над этими вопросами размышляет С. Кудряшов.

Автор озабоченно говорит о том, что в современном обществе происходит утрата духовных ориентиров. На первом плане стоят рыночные отношения. Конечно, мы покупаем, где дешевле и лучше, а производитель угождает потребителю. Но так ли это на самом деле? Далее автор говорит о том, что сегодня и «честь» можно продать, главное, чтобы была выгода. Да, действительно, не думает о чести и совести ни аптекарь, ни преподаватель, который за деньги принимает в вуз двоечника.

Автор показывает последствия безнравственных поступков, их пагубность и говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым. И только тогда наша страна может оказаться одной из самых богатых стран мира.

vk.com/examino examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

Я согласен с автором. Каждый человек должен всегда быть в гармонии со своей совестью и, конечно же, иметь честь. Иначе человек превратится в «нумер», как это произошло в романе Е. Замятина «Мы». Каждый «нумер» являлся, по своей сути, математиком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой окружающего мира. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

А вот героя из рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Алешку можно назвать примером духовного человека. Даже попав в тюрьму из-за своей веры, он не отказался от нее, ведь эта вера есть наша честь и совесть.

Таким образом, нравственные ценности, как честь и совесть, никогда не утратят своего значения.

Личности в истории.

Очевидно, что историю делают личности. Но что, же делает история с личностями? Иногда - заслуженно хранит имя на протяжении веков, а иногда - сознательно стирает их имена из истории. Есть люди, которые приходят в этот мир и уходят из него так ничего и, не изменив, есть же напротив личности, оказывающие влияние на ход истории, едва родившись. История наша полна ярких примеров того, как всего один человек мог в корень изменить все, что создавалось до него веками. Проблема личности в истории, поднятая автором, очень своеобразна.

Как и автор, я убеждена в том, что всего один человек, являющийся «песчинкой «в нашем мире, может сыграть огромную роль в истории человечества. Несомненно, этот человек должен обладать огромным потенциалом и широкими возможностями, но прежде всего, он должен думать о себе гораздо меньше чем о других. Ярким примером такой личности является для меня Петр Великий - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Про него писал А.С. Пушкин: «Природой здесь нам суждено, В Европу прорубить окно».

Так же примером может служить произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Одна из центральных проблем романа - роль личности в истории. Она раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. Он противопоставляет друг другу эти два образа, так сильно повлиявшие на ход истории.

Фашизм (по И. Руденко)

Почему люди стали так жестоки? В чем провинились люди иной расы? В чем состоит опасность фашизма? Именно над этими вопросами размышляет Инна Руденко.

Автор текста поднимает проблему жестокого отношения к людям на почве межнациональной неприязни. Безусловно, данная проблема актуальна для современного общества. Практически каждый день мы узнаем из средств массовой информации о подобных зверских поступках. Автор с глубокой скорбью отмечает массовость этого явления. Можно утверждать, что насилие принимает масштабы «эпидемии».

По мнению автора, фашизм очень опасен для общества. Фашистская идеология, по убеждению Руденко, ведет к потере моральных ценностей в человеке, его «гуманистических начал жизни». И. Руденко уверена, что «бесчеловечность» в обществе можно победить лишь тогда, когда будет стремление быть гуманней. Следовательно, автор этой статьи пытается достучаться до сознания людей, чтобы показать чудовищность сложившейся ситуации.

vk.com/examino examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

Я полностью согласна с позицией автора в том, что любая агрессия должна быть подавлена. Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором: люди должны понимать опасность распространения насилия в обществе. Это находит своё отражение в фашистской идеологии. Во-первых, фашизм зомбирует человека, убивает в нем личность. Во-вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию которых человечество шло веками. И, наконец, открыто пропагандирует расизм, приучает людей к мысли о том, что целые народы должны быть уничтожены ради «расовой гигиены».

Ярким примером насилия может стать холокост. Насилие. Кровь. Хаос. Чтобы понять весь ужас холокоста, достаточно лишь одной цифры: шесть миллионов евреев стали жертвами нацистов.

Безусловно, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принес фашизм. Это разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, сотни искалеченных судеб - такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.

Хочу вам предложить к прочтению такую глубокую тему в разделе само-менеджмента по-женски.

Внутренний стержень человека, личностный стержень - метафора, описывающая строение сильного человека. Это то, что помогает человеку выстоять перед давлением жизненных трудностей, решать жизненные задачи, быть готовым расти и развиваться. "У него есть внутренний стержень!" - говорят про человека с устойчивой психикой.

Чем сильнее человек, чем крепче его внутренний стержень, тем более серьезный груз негативного опыта он может воспринять и "переварить". Чем слабее человек, тем скорее он может сломаться.

Если успешного человека оставить без гроша, он сможет обрести все это вновь в течение короткого периода. И лишь потому, что он знает, что делать и, что более важно, он знает, что у него есть все необходимое для того, чтобы дойти до конца.

Вот почему каждому необходимо создать свой внутренний стержень – определенную цель, ради которой мы могли бы сжечь все мосты, так чтобы не оставалось путей к отступлению.

Бытует мнение, что внутренний стержень не дается при рождении, человек выращивает его в себе, постоянно его укрепляя . Это трудный путь, но он стоит того, чтобы его проделать, чтобы быть сильной и самодостаточной личностью.

Мой комм. С этим мнением я не согласна. Мне казалось, что я пришла в этот мир уже со стержнем, иначе как бы я пережила все события, выпавшие на мою долю в течение жизни? Только внутренняя сила , когда-то наработанная, помогала мне выстоять, начиная с раннего детства, и была моей путеводной звездой с неосознанной юности .

Я раньше не задумывалась, откуда берется эта сила. Решила покопаться на эту тему… Понятие внутреннего стержня не тождественно понятию «лидерства» и «силы воли». Это что-то другое, но что? Это скорее похоже на самоконтроль.

Такого человека нельзя сбить с пути и повести по скользкой дорожке. Этот человек строит свою жизнь по собственным внутренним понятиям и предпочтениям. Внутренний стержень – это своеобразный костяк личности, ее основные черты, незыблемые столпы, на которых держится сущность человека. Это твердость разума и способность все оценивать с критической точки зрения, сравнивать происходящее с неким внутренним эталоном истины.

Внутренний стержень еще можно назвать «чувством чистой истины», которое всегда начеку, и позволяет человеку делать правильные выводы.

Для сравнения рассмотрим пример человека, не развившего в себе внутренний стержень . Достаточно хорошо это видно по поведению человека в толпе. Сейчас редко какой человек имеет хороший внутренний стержень , так как в воспитании чувствуется отголосок советской уравниловки «будь как все, не высовывайся». В коллективе действует тот же закон толпы.

Не имеющий стержня человек подчиняется законам коллектива, находится в состоянии приспособленца.

Человек со стержнем не подчиняется влиянию толпы, ибо он хозяин своей жизни, а не марионетка, которой можно управлять.

Кстати, экстрасенсы, маги и ведуны обязаны иметь внутренний стержень, если они хотят подчинять себе потусторонние силы, иметь власть над духами, силами стихий. Ясновидящие тоже имеют внутренний стержень, ведь часто бывает, что видения подчиняют себе личность и сознание ясновидца. Парадокс в том, что хорошие ясновидящие и медиумы получаются как раз из чувствительных и податливых людей. Но у сильных практиков и сильный стержень, позволяющий различать истину.

Воля, крепость характера, твердый и трезвый взгляд на жизнь – вот те черты характера, которые отличают человека-Творца.


Как же развить в себе достаточно крепкий внутренний стержень , который поможет управлять жизнью, а ясновидящему – быть в четком и ясном сознании, не давая себя запутать?

Внутренний стержень развивается, прежде всего, от ежедневной работы с собой по самоконтролю . Начать можно с того, чтобы обязательно приучить себя доводить начатые дела до конца . Целеполагание – один из основных элементов стержня.

Следующее, умение отстаивать свою точку зрения в разговорах и переговорах. Заведите привычку в любом разговоре четко выражать свою мысль, держать за собой последнее слово. Оттачивайте это умение в каждом своем диалоге, на любую тему.

Наконец, критичность и способность пересматривать любое событие, любую информацию с разных сторон, слушать противоположные точки зрения, до выявления истины.

Старайтесь развить свое собственное внутреннее чутье к происходящему, интуитивное понимание.

Прислушивайтесь к себе, ведь внутри вас уже есть ответы на все вопросы.

Внутренний стержень – это ваша суть, ваша душа . В вас – целая Вселенная. Она и есть ваш внутренний стержень, доверяйте ей, развивайте ее, и вы станете человеком-Творцом.


Внутренний стержень формируется из морально-нравственных качеств личности (которые важнее, чем животные инстинкты или человеческие страсти). Например, честность и чувство собственного достоинства . Обычно эти моральные принципы, которые человек применяет в любых жизненных обстоятельствах, закладываются еще в детстве строгим и высокоморальным окружением. Но можно и постараться воспитать их самой.

Способы развития внутреннего стержня - это учиться быть самой собой, не сравнивать себя с другими, не ориентироваться в своих поступках на мнение окружающих, не быть от них зависимой. Принять на себя ответственность за свою жизнь .

Строить свой внутренний храм , куда беде не дотянуться своими руками. Внутренний стержень – это особый внутренний настрой и вера, что все преодолимо и безвыходных ситуаций не бывает.

У человека с внутренним стержнем есть свои духовные ценности, которые невозможно разрушить или уничтожить. Пусть его дом сравняло с землей ураганом, но его внутренний храм не разрушен . С ним осталась его Душа, Любовь и Вера.

Человек с внутренним стержнем понимает, в чем смысл его жизни . У него есть конкретные цели, к которым он идет.

Внутренний стержень человека становится крепче , если человек развивает в себе позицию Деятеля, позицию Творца , позицию Автора собственной жизни . Развитие самостоятельности, разумная нагрузка себя обязательствами перед людьми, - также укрепляет внутренний личностный стержень.

Человек, воспринимающий свою жизнь как выполнение собственной миссии , живет с более крепким внутренним стержнем. Поскольку миссия - это жизненная задача за пределами личной жизни человека, человек так живущий - Человек-Творец.

Внутренний стержень - это, прежде всего, внутренняя опора. Столь же важная для нашей души, как позвоночник для нашего тела . На нее мы можем опереться, чтобы устоять в сложных жизненных ситуациях, которые могут с нами происходить. Сплав из воли к жизни и веры в себя. Твердость и гибкость одновременно. То, что позволяет нам выжить , справиться, возродиться из пепла, когда привычный улыбающийся нам мир поворачивается к нам спиной.

Внутренний стержень человека должен, быть гибким, как позвоночник . Чтобы сила личности не обрела негативный оттенок и не превратилась в твердолобость и косность взглядов. Нужно учиться признавать свою неправоту, свои ошибки и уважать чужое мнение так же, как и свое.

Важно! Ребенок не обязательно слабый, взрослый не обязательно сильнее ребенка.

Литература на тему как развивать "Личностный внутренний стержень" у детей: дети до 6 лет - Мария Монтессори "Помоги мне это сделать самому", дети после 6 лет - Макаренко "Педагогическая поэма" и рассказы.


  • < Чистка окружения: Лишние люди в вашей жизни

Статья. Русская классика - духовно – нравственный стержень подрастающего поколения.

«Если бы я воскрес через сто лет, то, для того, чтобы узнать, что стало с нацией, я попросил бы дать мне последнее вышедшее из печати произведение литературы». Дени Дидро. «О терпимости».
«Человек – это звучит гордо» - сказал писатель, и человечество ему поверило. И потянулось вверх. К небу, звёздам, культуре, интеллекту. А самой прямой и короткой дорогой к свету стала книга. Высокая грамотность, действительно, достижение цивилизации. Только не все книги способны указать правильное направление на пути к совершенству. И не всегда люди читают хорошие книги, если они вообще их выбирают, а не садятся перед светящимся экраном телевизора или компьютера.
А тем временем специалисты бьют тревогу, потому что компьютерная глобализация, по их мнению, имеет не только психотронное воздействие, а иногда даже приводит к печальному исходу. Она способна изменить не только генетическую структуру человека. Компьютерные игры считаются лучшим способом зомбирования. О телевидении отзывы тоже не из лестных. «На моих глазах телевидение создаёт новое обескультуренное поколение,» - писал Сергей Мурзин, один из ведущих телезнатоков. Трудно что – нибудь добавить к этому.
А уж если вспомнить самую цивилизованную страну Америку, то ураган «Катрина» продемонстрировал всему миру не только глобальные разрушения, но и шокирующее озверение до этого «законопослушных» американцев. Люди, с рождения привыкшие к благам цивилизации самой высокой пробы, в одночасье превратились в убийц, насильников и грабителей. Тем самым, разрушив стереотип о том, что удовлетворение насущных потребностей уже само по себе изменит мир к лучшему. Поглощение гамбургеров и освоение техники мордобоя не способно искоренить в человеке отвратительных качеств его души, пробудить в нём сопереживание и потребность быть нужным кому – то.
Только если с детства «нужные книжки читал», духовно развивался и совершенствовался, человек способен познать мир в его красоте. И строить на земле по – настоящему счастливую жизнь. Иначе мы вскоре все окажемся в террариуме.
Как известно, ныне на книжных полках безраздельно господствует коммерческая литература. Сегодня Россия переполнена «блудными» сыновьями и дочерьми, гораздыми питаться с чужого стола. Для них отечественная словесность – слишком пресная пища. Они ищут в книге острых ощущений, «блестящих» пороков.
Я жить так больше не хочу
О, дайте мне топор, холопу,
И гвозди, я заколочу
Окно постылое в Европу.
И ни к чему тут разговоры.
Ведь в окна лазят только воры.
Н. Зиновьев.

Значение литературы упало, на мой взгляд, по следующим причинам: во первых, она сбилась со своей духовной службы и превратилась в товар (высокого или низкого качества, но товар), во – вторых, новая жизнь, являющая себя образованным варварством, сократило число читателей. Читать стало некогда, гоняясь за куском хлеба, и не принято – «удобрять себя стало ни к чему, в – третьих, уроки литературы в школе способны отбить желание читать даже у заинтересованного ребёнка: внушительный список литературы, тома – «кирпичи», стандартный набор по схеме «биография автора – пересказ произведения – портреты главных героев – понятия любви, семьи, чести и прочее в произведении.
В итоге изучение интересного произведения превращается в настоящее мучение. Навязывание литературных шедевров в обязательном порядке да ещё «пережёвывание» их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, Школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.
Мой юный друг!
Открой глаза и уши.
Ты слышишь стон:
«Спасите наши души!».

Русская литература 19 века, русская классика не просто распахнула настежь, воспела, вынесла к людям мир человеческой души. Она доказала, что жизнь сердца рождает поступок. Реальная человеческая жизнь – она и есть продолжение жизни сердца. Именно её, сложную и противоречивую, нужно научиться любить и ценить. Эта уверенность, эта святая убеждённость – суть русской литературы, лучших её произведений. А «Человек – это звучит гордо!» Вот почему Раскольников не смог жить убийцей, Тарас Бульба не захотел оставлять врагам даже свою люльку, а Петя Гринёв перед лицом смерти остался верен присяге. Скажите вслух: русская классика.
И что бы ни встало у вас перед глазами,– седая борода Толстого, кудрявая пушкинская голова или сумрачный взгляд Достоевского, - всё равно за этим обликом, за этим живым лицом глубже, ещё глубже, где - то в самой глубине вашего сознания возникнет образ, которому есть только одно имя – русский писатель.
Кто же он такой – русский писатель?И где та главная черта, по которой сразу и безошибочно можно его узнать и отличить? Ответ очень прост: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Это сказал Достоевский. Но вместо его имени можно после этих слов назвать любое. Это сказал Толстой, Некрасов, Чехов…Хотя русская классика 19 века одна из самых трагических и беспощадных страниц мировой литературы, в каждом её слове главный смысл – вера в человека, в его способность к совершенствованию, в его будущее.
А время…
Время дано.
Это не подлежит обсуждению.
Подлежишь обсуждению ты,
Разместившийся в нём.
Коржавин.

В 19 веке многое влияло на судьбу русского человека: сословные различия, определяющие его место в обществе, воспитание, образование, богатство или крайняя бедность, зависимость от сильных мира сего или принадлежность к ним. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век», - так поэтически охарактеризовал этот период А. Блок. Слишком разительны, болезненны были контрасты между роскошью и нищетой, самовластием и бесправием, высокой образованностью и невежеством разных членов российского общества. Все эти обстоятельства вместе с характером, взглядами, личностью конкретного человека определяли его отношения с миром. Действительность, которая окружала людей, родившихся в первой половине 19 века была такова, что поверить в свет казалось невозможным, а поверить в тьму естественным.
Жизнь – это предмет, а литература – учебник жизни.
Вот человек. Его бьют плетьми. И ты знаешь, что это приказала сделать твоя добрая, ласковая мать, которая сейчас с удовольствием пьёт кофей. Это Тургенев. …
Вот отец. Любимый отец, которого ты привык почитать и уважать. Он умирает прямо в поле. Его убили крестьяне. За то, что он издевался над ними и забивал до смерти. Это про Достоевского. …Вот бал. Ах, как прекрасны юные девицы в своих воздушных платьях с розой у пояса. Как прекрасны и мужественные красавцы военные, затянутые в великолепные мундиры! И как звенят шпоры во время мазурки! Но пройдёт два часа, и всё в том же великолепном мундире один из них отправится на плац – гнать солдата сквозь строй. Гнать живого солдата сквозь палки, пока он не станет полуживым… Или мёртвым…
Можно, конечно не видеть этого. Сделать вид, что не видишь. Убедить, уговорить себя, что не знаешь. И не мучиться, и не писать потом страшный рассказ «После бала», как Лев Толстой, или ужасный рассказ «Муму», как Тургенев. Но истинная вера в человека дала русским писателям и силу, и мужество.
Есть одно странное выражение – изучать жизнь. Писатель изучает жизнь. Писатель создал хорошее произведение, потому что хорошо изучил жизнь. Так ли это? Ведь это наука изучает, а потом делает выводы. Это биолог разглядывает внимательно – куда это бежит симпатичный муравей? А если изучаешь льва – его можно посадить в клетку. Но как посадить в клетку человеческую ложь? Жестокость? Злобу? Как можно изучить «доброту», или «преданность», или «любовь»? В русской литературе минувшего столетия редко бывают «хорошие концы».
Успокоиться герой этой литературы вообще не может. Ему всегда нужно ещё подумать, ещё понять, ещё достичь. Его преследуют неудачи, ошибки, сомнения… А «человек это звучит гордо!»
Когда Пьер Безухов после тысячи бед, тысячи сомнений, после целой жизни, прожитой в борьбе с самим собой, обретает, наконец, свою Наташу Ростову, - Это и вправду счастье, потому что они поняли друг друга. Когда Чацкий бежит прочь от того, что было, что казалось единственным счастьем, надеждой, будущим, бежит, чтобы никогда не вернуться в привычный мир своей юности, это горе, высокое, достойное человеческое горе. Он его не испугался – он понял.
Прочитайте эти книги. И если вы сумеете сквозь лица героев, сквозь переживания Татьяны Лариной, приключения Чичикова размышления Андрея Болконского увидеть лица Пушкина, Гоголя, Толстого, сквозь переплетения событий и судеб услышать голос писателя, голос человека, который всё это выстрадал, пережил и превратил в слово, - вот тогда на самом деле откроется вам суть, что называется творчеством. Литература в России – это больше, чем просто развлечение, чтение в свободное время. Так было. И очень хочется, чтобы и в двадцать первом веке книга оставалась стержнем культуры, которая средством противостояния массовой культуре избирает слово, основанное на Вере, Истине, Любви. И тогда
Спадет с очей твоих завеса,
И ты узришь, как мир людей
Под погребальный марш Прогресса
Стремится к бездне все быстрей.
Но ты пока не видишь это,
Ты в суете погряз мирской.
Лишь сердце чуткое Поэта,
Как атмосферою планета,
Объято страхом и тоской.
Н. Зиновьев.

Изменяется время. Изменяются люди. Но стремление человека к совершенству, стремление искусства возвысить и осветить человеческую жизнь будет существовать всегда. То, что человек понял, пережил, осознал, принял на душу, - отнять у него уже нельзя. Поэтому тысячу раз был прав А.С. Пушкин, написавший полтора века тому назад: «... никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли. Никакая власть, никакое правление не может устоять против всеразрушительного действия типографического снаряда. Уважайте класс писателей...»
Читайте русскую классику! И жизнь каждого из вас наполнится их чистым и благородным светом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!