Мастер моделирования интерьеров. Передвижение по сцене

Освойте богатый функционал профессиональной программы для 3D-моделирования. Научитесь создавать чудесные интерьеры, сложность которых будет зависеть только от вашей фантазии. Станьте уверенным пользователем 3ds max и воплощайте в жизнь самые оригинальные идеи.

Мастер моделирования интерьеров

Видеокурс для начинающих пользователей, которые хотят быстрее разобраться в функционале программы и наконец приступить к увлекательному творческому процессу. Состоит из 14-ти познавательных уроков, общей продолжительностью 1 час 30 минут. Разумеется, этого времени мало для подробного изучения программы таких масштабов, но вполне достаточно для ознакомления с интерфейсом и главными инструментами. По завершению обучения вы сможете легко моделировать самые необычные 3D-объекты и создавать из них композиции.

Если вы ещё новичок, но хотите стать экспертом трехмерного моделирования и ежемесячно зарабатывать на этом ремесле шестизначные цифры, тогда начните свой путь с данного курса. Создайте себе крепкую основу знаний для более детального изучения программы в дальнейшем. Смотрите качественные видеоуроки, закрепляйте полученные знания на практике и моделируйте чудесные 3D-объекты.

1. Основные элементы интерфейса 3ds max
2. Простейшее моделирование (Стол)
3. Работа с группами объектов
4. Сохранение работы и импорт сцены в другой файл
5. Продвинутые примитивы
6. Работа с привязками
7. Сплайны и их применение
8. Модификаторы редактирования (Часть 1)
9. Модификаторы (Часть 2)
10. Модификация сплайнов (Плитка)
11. Модификация сплайнов (Ваза)
12. Модификация сплайнов (Плинтус, столешница)
13. Работа с материалами
14. Создание текстуры на поверхности стола

Примеры уроков



Компания Autodesk предоставляет возможность пользоваться своими продуктами в целях обучения, предоставляя лицензию сроком на 3 года. Тем, кто не использует программы в коммерческих целях, предоставляется прекрасная возможность воспользоваться данным предложением.
Тем, кто хочет изучить 3DS Max, думаю, не откажутся от этого. Autodesk делает подарок любителям трехмерной графики, фанатам 3DS Max, Maya и AutoCAD . В ролике показано, каким образом можно получить бесплатную студенческую лицензию на 3DS Max на 3 года от компании Autodesk. Таким же путем можно получить и другие программы, Maya, AutoCAD. … Но все же, лучше один раз увидеть, чем много раз читать.

После установки 3DS Max , следует настроить программу для комфортной и быстрой работы. Настройки можно разделить на 3 основные группы:

  1. Настройка интерфейса
  2. Технические настройки
  3. Дополнительные настройки

Мы рассмотрим только основные настройки, которые необходимы в начальной стадии работы с 3DS Max .

Ролики для начинающих пользователей 3DS Max , в них рассматриваются вопросы наличия в программе, построение и применение примитивов в моделирование. Рассматриваются как простые примитивы , так и сложные (составные) . Простые примитивы : Box (Параллелепипед), Sphere (сфера), Cylinder (цилиндр), Torus (тop), Cone (конус), Plane (плоскость) и др…
Сложные примитивы : Hedra (многогранник), Torus Knot (тороидальный узел), ChamferCyl (цилиндр с фаской), Hose (шланг) и т. д….

Продолжаем рассматривать тему Модификаторы , и конкретно несколько видов модификаторов, которые наиболее часто применяются в моделирование .

Это такие модификаторы как:

  1. Twist - скручивание
  2. Taper - конусность
  3. Spherify - превращение в сферу
  4. Stretch - растягивание. Melt - плавка

Урок для тех, кто пока не знаком с темой модификаторы.

Во второй часть мы рассмотрим самые основные инструменты управления в 3DS Max , которые расположены в основном (верхнем) меню интерфейса. Основные, это потому, что наиболее часто используемые. Умение пользоваться ими, а еще лучше горячими клавишами этих инструментов, дают преимущество во времени и комфорт в работе. Так что смотрите урок и применяйте на практике в 3DS Max .

Представляем Вам ролик, в котором рассмотрены вопросы навигации в 3DS Max . Что под этим понимается? Во-первых, это ориентация в интерфейсе программы , когда не нужно напрягать голову в поиске нужного инструмента. Когда можно свободно перемещаться внутри трехмерной сцены, не имея каких-либо затруднений. Все это придает комфорт в работе с программой 3DS Max . Не буду утомлять Вас писаниной, просто посмотрите ролик.

Урок предназначен для начинающих пользователей 3DS Max . В нем Вы познакомитесь с сплайнами . Из чего сплайны состоят, каким образом редактируются и как их применять для построения объектов. Это самое начало изучения курса 3DS Max .

В данном ролике мы рассмотрим вопросы моделирования при помощи сплайнов . Один из видов моделирования основанного на использования пути сплайна. Это один из основных способов моделирования в 3DS Max .

Во второй части урока моделирования, рассмотрим еще несколько способов моделирования при помощи сплайнов .
Один из эффективных способов создания трехмерной модели сплайновое моделирование . Создание модели при помощи сплайнов, сплайнового каркаса, из которого создается трехмерная поверхность.

В ролике рассмотрен пример регистрации и получения официального ключа программы 3DS Max для студентов. Ролик создан в 2014 году, возможно что-то изменилось, но в основном все должно работать. По крайней мере у меня программа 3DS Max работает уже 2 года с данной лицензией.

В 3DS Max существует большое количество модификаторов , мы же с вами разберем лишь один вид модификаторов , это модификаторы геометрической формы . Если мы откроем список модификаторов, то увидим, что их действительно, огромное количество, частью из которых, вы не будете пользоваться. Поэтому мы рассмотрим лишь самые востребованные из них.

Новичков, вознамерившихся освоить программу компьютерной графики 3ds Max Autodesk, интересует, как правило, два момента.

Менее искушенные задаются вопросом: можно ли пройти обучение 3 D Max по книгам и самоучителям и изучить программу самостоятельно? Те же, кто имеет хоть какой-то опыт в 3D графике (чаще всего отрицательный), размышляют над тем, какая форма обучения наиболее эффективна.

Действительно, программу 3д Макс можно осваивать самостоятельно - с помощью многочисленных материалов Интернета, а можно отправиться на платные курсы. Давайте рассмотрим все возможные варианты такого обучения.

Изучение Autodesk 3ds Max по книгам

Это, пожалуй, самый малоэффективный путь, поскольку книга в данном случае выступает скорее как справочник, но никак не учебное пособие. Тем более что технический перевод таких трудов, мягко говоря, не выдерживает никакой критики.

Да и в самом книжном изложении плохо прослеживается система, почти не рассматриваются конкретные ситуации. Но самый главный недостаток учебников - это отсутствие видеоматериала, а без него осваивать цифровые технологии попросту невозможно!

Освоение программы 3Д Макс на очных курсах

Приемлемые можно пройти только в крупных городах России, да и они вызывают серьезные нарекания :

  • во-первых, обучение новичков тут проводится по отработанной схеме, рассчитанной на середнячка, поэтому эффективность оффлайн-курсов составляет не более 30 процентов;
  • во-вторых, если Вы что-то не поняли, а вопрос возник уже после занятий, где искать на него ответ - опять в Интернете? Тогда непонятно, зачем эти курсы;
  • в-третьих, неудобный график проведения таких занятий, их отдаленность от места жительства (в большинстве случаев) снижают и без того низкую отдачу от подобного обучения;
  • наконец, программа 3D Max довольно сложная, и, чтобы в отведенное время донести ее азы до новичков и показать им самые главные ее фишки, нужны талант и высокий профессионализм. А настоящие профи не занимаются такой мелкой работой, в лучшем случае они дают индивидуальные уроки, которые запредельно дороги.

Обучение 3ds Max посредством индивидуальных занятий

Итак, на первый взгляд кажется, что индивидуальное обучение у профессионала - это самый лучший вариант. В общем-то да, но не для новичков, поскольку это очень дорого. А ведь такого профессионала еще нужно найти, поскольку этим людям, как правило, некогда преподавать: они или выполняют дорогостоящий заказ, или отдыхают от него.

Свободный специалист, рвущийся к преподавательской деятельности, - почти нонсенс. Потом, такие люди очень капризны, они терпеть не могут бестолковщины новичков, например, когда приходится повторять что-то по нескольку раз. Этот способ обучения приемлем скорее для тех, кто уже владеет некоторыми знаниями в 3Д Макс, а также обладает определенным капиталом, потому что раскошелиться в данном случае придется по полной.

Освоение 3ds Max Autodesk посредством дистанционных курсов

Некоторые считают (особенно на Западе), что это довольно эффективный метод освоения 3д Макса. Однако в действительности у него больше минусов, чем плюсов:

  • хорошие дистанционные курсы в основном иностранные, а потому весьма дорогие. Отсылать же солидную сумму денег непонятно кому - вряд ли это вариант для новичков;
  • эти курсы не предполагают живого контакта с преподавателем, а потому они мало чем отличаются от хороших платных видеокурсов по 3ds Max Autodesk (хотя последние стоят на несколько порядков дешевле).

Обучение 3D Max с помощью видеокурсов и видеоуроков

А потому как ни крути, но получается, что лучше, чем видеокурсы, для новичка, решившего освоить 3D Max, ничего нет. А лучшим источником для получения таких обучающих видеоматериалов является наш сайт сайт, не зря его каждый день посещают более 6000 любителей видео и графики.

Ниже представлен пример видеоурока от одного из авторов нашего сайта, в котором показано: «Как бесплатно получить лицензионную версию программы 3ds Max»:

Здесь Вы можете не только скачать подарочный мини- Романа Байрамова, но и постоянно смотреть бесплатные видеоуроки, которыми команда нашего ресурса (профессионалы в 3D графике) периодически пополняет страницы сайта.

Один из опытнейших специалистов в 3Д Макс как-то сказал: «если бы я получил возможность вернуться назад, то сразу же приобрел бы нужные мне видеокурсы, например, Фотошопа, Ревита и, конечно же, 3ds Max. И тогда бы я не только сейчас, а уже на втором курсе института стал бы высокооплачиваемым специалистом ».

И это действительно так, правда, с маленькой оговоркой: в то время, возможно, и не было таких видеокурсов, о которых запоздало вздыхает сегодняшний профи, как не было и нашего замечательно сайта сайт. Он как раз и был создан для новичков, которые хотят научиться работать с 3D графикой и видео. Сделать это с нами - легко и просто!

Этот первый урок для начинающих свое знакомство с 3Д Максом, мы посвятим собственно тому, каким образом происходит работа по создания 3Д-моделей в данном редакторе и какими инструментами мы при этом будем пользоваться. В этом уроке я просто собрал краткую справку, стараясь убрать лишние слова, чтобы проще было запомнить и всегда можно было вернуться и посмотреть, если что-то забудется. И так приступим.

Выбор объекта – левый клик мышки.

При создании объекта, после того как мы его создадим – делаем правый клик, чтобы сбросить кнопку создания.

Трансформация объектов (W,E,R)

(горячие клавиши – чтобы легче запомнить – подряд идут клавиши W,E,R )

W – Сдвиг

E – Вращение

R – Масштабирование

Не надо двигать объект хватаясь за него! Только по осям чтобы не было ошибок! При любой трансформации!

W – Сдвиг – Move – появились осевые стрелки

Надо навести курсор на ось (ось подсветится желтым) и тогда двигать по нужной нам оси.

Можно двигать в плоскости, плоскость между осями подсветится желтым (навести надо на внешний угол четырехугольника). Зажимаем левую кнопку и двигаем

Чтобы задать точные значения, кликаем Правой кнопкой мышки на кнопку из панельки нужной трансформации (например на Move) и появится окно с координатами:

Слева столбик в мировой системе координат

Правый столбец – относительно текущего местоположения

Трансформация вращения – E:

Для вращения нужно хвататься мышкой за окружности.

Наводить аккуратно на нужную ось. Зажимаем левую кнопку и крутим.

Трансформация масштабирование – R.

1 – масштабирование по одной оси

2 – масштабирование по 2м осям – наводим на четырехугольник (неунифицированное масштабирование оно же non uniform scale)

3 – Без изменений пропорций – курсор в центр

Клонирование Ctrl+V

Пункт меню Edit -> Clone либо Ctrl+V или сдвинуть объект зажав SHIFT

Появится меню:

Самый частый случай – обычное копирование – Copy

Отмена действия – Ctrl-Z

Можно сгруппировать объекты

Меню edit –> GROUP/UNGROUP

Выделить несколько объектов

Стандартно зажимаем Ctrl при клике либо зажать левую кнопку мыши и выделить рамкой.

RENDERING (визуализация объекта) SHIFT-Q

Рендер активного окна – либо на главной панели самый правый значок чайника (эту панель можно прокручивать) либо SHIFT-Q

Настройки параметров Rendering (F10)

В меню Rendering ->Render Setup (F10)

Основная вкладка Common

Размер картинки рендера

Вкладка Common – > секция Output Size

Выбор DPI

Меню Rendering -> Print Size Assistant…

Выбор фона (8)

Меню Rendering -> Environment… (клавиша 8 с клавиатуры), секция Background , св-во Color

Сменить цвета объектов в сцене

На командной панели есть кнопка color

Жмем и выбираем. Галочка Assign Random Color каждый объект с уникальным цветом (включена по умолчанию)

Навигация/перемещение по сцене

Привыкайте использовать горячие клавиши. Не надо пользоваться кнопками, что будут сейчас перечислены для ознакомления ниже:

Увеличение/уменьшение/zoom

Крутим колесо мышки , если зажать попутно Alt то шаг зума уменьшится. Кнопка 1

Масштабирование во всех окнах

Zoom All – почти никогда не используется (горячей клавиши нет). Кнопка 2

Увидеть все объекты

Центрирование относительно выделенного объекта (Z)

Выберете объект и нажмете Zoom extends. Кнопка 4 либо Alt+Ctrl+Z . Чтобы это сработало во всех видовых окнах одновременно, то нужна следующая кнопка Zoom extends All – или клавиша Z (одна из популярных клавиш).

Увеличение необходимого фрагмента

Zoom region. Кнопка 5

Перемещение нас в плоскости экрана

Pen View (ладошка). Кнопка 6. Либо, что конечно удобнее – нажать и удерживая колесико перемещать мышь . Если же еще нажать Alt и колесо мышки то сцену можно будет вращать.

Передвижение по сцене

Walk Through (значок следы) – «пройти насквозь». (Пробел фиксирует горизонт) – передвижение по сцене в окне проекции Perspective или Camera с помощью клавиш курсора или указателя мышки, как в играх от первого лица (клавиши W,A,S,D) Скорость движения с помощью клавиши Q (ускорение), Z (замедление) или клавиш [ (короче шаг), ] (шире шаг). E и C – соответственно вверх и вниз. Shift + пробел – установка уровня камеры.

Вращение вокруг объектов (Alt и колесо мышки)

Orbit Selected. Кнопка 7. Лучше Alt и колесо мышки . Если выбрать какой то объект то вращение будет именно вокруг него.

Максимизация активного видового окна

Maximize viewport toggle. Кнопка 8. Проще конечно комбинация клавиш Alt+W

Совет: при разных глюках зумирования/масштабирования – жмем Z

Видовые окна (слева вверху надписи)

Left, top, front, perspective, bottom – Думаю перевод не нужен, хотя ладно (вид слева, сверху, спереди, перспектива, снизу).

Переключения – в видовом окне жмем либо L - left, T -top, F -front, P -perspective.

Типы отображения поверхностей (F3)

В самых правых скобках написано.

Wireframe – видим только жесткие ребра

Smooth + Highlights – сглаживание поверхностей + блики

F3 – переключение между этими режимами.

Wireframe + Smooth + Highlights + Edges faces – включается F4

Активным видовое окно переключается правой кнопкой мышки (чтобы не сбрасывать выделение с объекта)

Создание 3хмерных примитивов

Параметрический тип объекта – можно менять параметры.

Редактируемый – имеем доступ к подобъектным уровням, параметров уже нет.

Создавать лучше либо в окне перспективы, либо на виде сверху (чтобы было выровнено относительно осей).

Как только создали объект, сразу переходим на вкладку Modify и уже там настраиваем объекты .

У объекта есть кол-во сегментов (увидеть можно нажав F4), чем больше полигонов (больше плотность) тем плавнее модель, но и тем сцена весит больше. Нужно смотреть на модель и решать самим, в каком случае нужно большое кол-во полигонов и в каком случае они вообще не нужны.

Убрать сетку – G (greed), иногда она мешает в окне перспективы.

Освойте богатый функционал профессиональной программы для 3D-моделирования. Научитесь создавать чудесные интерьеры, сложность которых будет зависеть только от вашей фантазии. Станьте уверенным пользователем 3ds max и воплощайте в жизнь самые оригинальные идеи.

Мастер моделирования интерьеров

Видеокурс для начинающих пользователей, которые хотят быстрее разобраться в функционале программы и наконец приступить к увлекательному творческому процессу. Состоит из 14-ти познавательных уроков, общей продолжительностью 1 час 30 минут. Разумеется, этого времени мало для подробного изучения программы таких масштабов, но вполне достаточно для ознакомления с интерфейсом и главными инструментами. По завершению обучения вы сможете легко моделировать самые необычные 3D-объекты и создавать из них композиции.

Если вы ещё новичок, но хотите стать экспертом трехмерного моделирования и ежемесячно зарабатывать на этом ремесле шестизначные цифры, тогда начните свой путь с данного курса. Создайте себе крепкую основу знаний для более детального изучения программы в дальнейшем. Смотрите качественные видеоуроки, закрепляйте полученные знания на практике и моделируйте чудесные 3D-объекты.

1. Основные элементы интерфейса 3ds max
2. Простейшее моделирование (Стол)
3. Работа с группами объектов
4. Сохранение работы и импорт сцены в другой файл
5. Продвинутые примитивы
6. Работа с привязками
7. Сплайны и их применение
8. Модификаторы редактирования (Часть 1)
9. Модификаторы (Часть 2)
10. Модификация сплайнов (Плитка)
11. Модификация сплайнов (Ваза)
12. Модификация сплайнов (Плинтус, столешница)
13. Работа с материалами
14. Создание текстуры на поверхности стола

Примеры уроков





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!