Мэрилин мюррей - узник иной войны. История Мерилин Мюррей

Генри Александр Мюррей (1893- 1988 гг.). В детстве Генри был отвергнут собственной матерью, что послужило причиной повторявшихся на протяжении всей жизни приступов депрессии. Он обладал необыкновенной чувствительностью и отзывчивостью к страданиям других людей, компенсировал свои физические недостатки за счет других своих способностей. После окончания медицинского колледжа при Колумбийском университете он поступил в интернатуру по хирургии и по окончании ее получил ученую степень по биологии в Кембридже. Психологией он увлекся под влиянием личного кризиса: он влюбился в молодую замужнюю женщину, Кристиану Морган. Однако ему не хотелось расставаться и со своей прежней женой. Он отправился в Цюрих на консультацию к Карлу Юнгу. Юнг сумел наглядно показать ему, что психология - в особенности изучение сферы бессознательного - способна давать ответ на вполне жизненные проблемы.

В 1927 г. Мюррей присоединился к Гарвардской психологической клинике, созданной специально для исследования проблем личности.

Вся его последующая карьера протекала в стенах Гарварда, за исключением периода 1941 -1945 гг., когда он участвовал в специальной программе Управления стратегических исследований (предшественник ЦРУ).

В качестве центрального положения он выдвинул тезис о снятии напряжения. Из фрейдовской традиции им были позаимствованы положения о роли бессознательного и о влиянии детских переживаний на поведение взрослого человека. В его системе присутствовали и понятия ид, эго и супер-эго, хотя и в несколько модифицированном по сравнению с ортодоксальным виде.

Проблема мотивации занимает центральное место в теории личности Мюррея. Появление потребностей ведет к химическим изменениям в мозге, под воздействием которых и протекает деятельность мышления и чувств. Любая потребность вызывает в теле человека определенное напряжение, снять которое можно, лишь удовлетворив потребность. Таким образом, потребности запускают соответствующие типы поведения, которые и должны принести искомое удовлетворение. Выделял около двадцати различных видов потребностей: в самоунижении, в достижении, в афилиации, в агрессии, в автономии, в противодействии, в защите, в уважении, в доминировании, в эксгибиции, в избегании ущерба, в избегании позора, в опеке, в порядке, в игре, в отвержении, в чувственных впечатлениях, в сексе, в поддержке, в понимании.

Личность проходит в своем развитии ряд ступеней. На каждой стадии ведущим является определенный способ достижения удовлетворения. Данные стадии запечатлеваются в личности в виде определенного комплекса - это и есть нормальный путь воздействия бессознательного на развитие личности. Все это очень напоминает стадии психосексуального развития, по : 1) клаустральный комплекс -безопасное существование внутри материнского лона; 2) оральный комплекс - чувственные наслаждения, получаемые от сосания;
3) анальный комплекс - удовольствие, получаемое от дефекации; 4) уретральный комплекс - удовольствие, получаемое от мочеиспускания; 5) генитальиый комплекс - генитальные удовольствия.

Теория Мюррея породила целую волну исследований по проблеме потребностей и методам количественной оценки личностных характеристик. Некоторые из его положений - такие, как потребность в принадлежности к группе, потребность в достижении желаемого, - получили достаточно надежное экспериментальное подтверждение. Что касается остальных утверждений, то уровень их подтвержденноcти значительно ниже.

Научные заслуги Мюррея получили признание коллег по профессии. Он был удостоен золотой медали Американского психологического фонда и награды «За выдающийся вклад в развитие науки» Американской психологической ассоциации.

Эта книга - глубоко личная. В ней я делюсь с вами своим опытом, потому что моя теория выросла из стремления понять себя и свои отношения с другими людьми. Я хочу, чтобы вы выполнили определенные упражнения и при этом позволили мне вас сопровождать.

Во время своего исцеляющего путешествия - долгого, трудного и порой мучительного - я испытала большую радость, многое поняла и приобрела ценные навыки. Это происходило по мере того, как я восстанавливала в себе личность, которая соответствует божественному замыслу.

Я приглашаю вас отправиться в исцеляющее путешествие. Вы должны стать таким, каким вас задумал Бог. Благодаря этому вы вернете себе свою душу - изумительно талантливую и прекрасную часть вашей личности, стремящейся к осмысленному духовному единению с Богом.

Мюррей Мэрилин - Метод Мюррей

Пер. с англ. - СПб.: Шандал, 2012. - 416 с.

ISBN 978-5-9903895-1-9 (МЦММ)
ISBN 978-5-93925-185-3 (Шандал)

Мюррей Мэрилин - Метод Мюррей - Оглавление

  • Как пользоваться этой книгой
  • Указатель упражнений
  • Указатель иллюстраций
  • Словарь
  • Введение. Осмысление исцеляющего путешествия
  • Пролог. Мое исцеляющее путешествие

ПЕРВАЯ ВЕХА: ЦЕЛЬ И ПРОЦЕСС

  • Глава 1. Душевная боль: шок и «расщепление»
  • Глава 2. Корни проблемы и типичное поведение

ВТОРАЯ ВЕХА: ГАРМОНИЯ И ЗДОРОВЬЕ

  • Глава 3. Очищение Моря боли и освобождение плачущего ребенка
  • Глава 4. Воспоминания и лекарство: очистить фильтр и вскрыть рану
  • Глава 5. Одиннадцатая заповедь: «Да не чувствуй»
  • Глава 6. Приз: возвращение Изначального ребенка
  • Глава 7. Духовное здоровье: возможно ли единение с Богом?

ТРЕТЬЯ ВЕХА: ВЕРА И ЦЕННОСТИ

  • Глава 8. Назад, к основам
  • Глава 9. Новый стандарт нормальности
  • Глава 10. Кто первый?

ЧЕТВЕРТАЯ ВЕХА: УСТАНОВКИ, ДЕЙСТВИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  • Глава 11. Из жертвы в обидчика
  • Глава 12. Встреча с врагом: пагубные пристрастия
  • Глава 13. Равновесие, равновесие, равновесие

ПЯТАЯ ВЕХА: МУДРОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ

  • Глава 14. Исцеляющее путешествие

Упражнения

Иллюстрации

Мюррей Мэрилин - Метод Мюррей - Как пользоваться этой книгой

Возможно, вы хотите прочитать эту книгу «просто для информации», не рассчитывая пользоваться ею как руководством по личностному росту, однако в ней есть несколько упражнений, которые могут показаться вам интересными. Эти несложные, но эффективные упражнения выполняли люди в возрасте от 13 до 80 лет - разных национальностей, разного уровня образования и социального статуса.

Эта книга может пригодиться как отдельным людям, так и участникам семинаров или групп поддержки. Я рекомендую вам поступить следующим образом: сначала прочитать ее, не обращая внимания на упражнения, затем перечитать текст, знакомясь с упражнениями, чтобы решить, будете ли вы их выполнять и вообще хотите ли вы отправиться в исцеляющее путешествие. Если вы ответили положительно на последний вопрос, то не спешите, обдумывая и записывая ответы на вопросы каждого упражнения.

Упражнения принесут максимальную пользу, если выполнять их вместе с другим человеком или несколькими людьми - например, с близким другом, членом семьи, в группе поддержки, под наблюдением психолога или психотерапевта. Если, читая текст книги или отвечая на вопросы упражнения, вы ощутили стресс, то остановитесь и отдохните. Если неприятное чувство не проходит, обратитесь к психотерапевту.

Эта книга не является заменой профессионального консультирования или терапии. Если вы сейчас проходите курс психологической коррекции или психиатрического лечения, посоветуйтесь с соответствующим специалистом, прежде чем выполнять предлагаемые мной упражнения.

В последнее время в нашем обществе все больше и больше начинают пользоваться успехом всевозможные варианты тренингов, так как психологи у нас не так приняты, как за рубежом, а вот психологические трениги. Одним из таких можно считать Метод Мюррей, на него много отзывов, но все же нет какого-то определенного мнения. Довольно спорный метод, потому что кому-то он нравится и вызывает положительные сдвиги, кому-то же напротив показался совершенно бесполезным, так как не было изменения.

Заметила то, что больше всего все же положительных характеристик оставлено, так что пишут, что метод себя отлично зарекомендовала в такой проблеме, как отсутствие близости в отношениях, потому что в ходе сеансов постепенно уходят многие страхи, человек лучше раскрывает себя, при этом методика направлена на то, чтобы устранить за относительно короткое время страх одиночества, тем самым дает мотивацию на последующее сближение.

Не всегда такая методика помогает побороть страхи, переживания, фобии, но это уже из-за того, что не комфортно проходить весь процесс в группе, а личный сеанс стоит дороже.

Многим бы хотелось, чтобы была доступна бесплатная версия, то есть в качестве видео формата, книги и так далее, чтобы была более простая адаптация, при помощи которой можно было применять в домашних условиях все сеансы и терапии.

Так же отмечают и то, что постепенно проходит даже раздражение на своих близких, так же все приходит в равновесие в личной жизни или на работе.

Но есть и негативные характеристики на методику от Мюррей, в частности те люди, которые ее использовали в свое время отметили, что эффекта приходится ждать очень продолжительное время, кроме того она такого плана, что использовать можно только при помощи присутствия и коррекционных работ самого представителя, не везде и н в каждом городе можно записаться на данную методику, кроме того это еще и дорого стоит, но зависит от той направленности, на которую вы записались и сколько в итоге прошло сеансов.

В частности пишут, что такая методик может быть использована для коррекции нервных стрессов, срывов, помогает убрать неуправляемый гнев, импульсивное поведение, но при этом она не может дать полноценный эффект психологической коррекции и контроля, такой момент присутствует при посещении психолога.

Из положительных моментов же выделяют то, что такая методика не плохо подходит в том случае, если есть трудности в отношениях со своим ребенком, но все же есть и заминка, а именно лучше всего приходить на сеансы не одном, а с ребенком, чтобы была полноценная коррекционная работа.

Из минусов есть то, что сам сеанс в итоге не проходит в плане частного посещения и в итоге похож на групповую терапию, это не всем нравится, потому что вся личная информация в итоге будет известна всем, так как каждый пациент, присутствующий на сеансе проживет личный и групповой процессы терапии своих эмоциональных ран.

Сразу же стоит отметить то, что не для каждого такая коррекция происходит гладко, то есть иными словами можно сказать то, что чем тяжелее проблеме, чем больше вы ее копите, тем в итоге сложнее с таким багажом расстаться, на это уходит очень много времени. Многие просто не выдерживают постоянной нагрузки, давления, таким образом перестают использовать методику.

Некоторые люди так же в свое время при помощи такой методики пытались побороть плохие привычки, а именно это пристрастие к табаку, алкогольным напиткам, но не для всех получилось в итоге от всего этого избавиться.

Видео обзор

Все(5)

Генри Мюррей (1893–1988)

Если теория личности Олпорта строилась как практически полная антитеза фрейдовской психологии, то система Мюррея, названная им пер - сонологией, продолжала основные традиции классического психоанализа. Однако, как и Олпорт, Мюррей предпочитал строить свои заключения не на клинических наблюдениях, а на лабораторных данных. Он прошел курс психоанализа (по словам Мюррея, его психоаналитик с ним намучился), но, тем не менее, никогда не занимался частной практикой. Он предпочитал иметь дело со здоровыми людьми - студентами Гарвардского университета. По его убеждению, психоанализ является единственной психологической концепцией, позволяющей иметь дело с психикой человека во всей ее сложности, и ему суждено в скором времени стать стандартным предметом университетской программы (Triplet. 1992).

Страницы жизни

В детстве с Мюрреем произошло несколько знаменательных событий. Он был отвергнут собственной матерью, что, по его мнению, и послужило причиной повторявшихся на протяжении всей жизни приступов депрессии. Он обладал необыкновенной чувствительностью и отзывчивостью к страданиям других людей. В полном соответствии с адлеровским тезисом о чувстве неполноценности, он компенсировал свои физические недостатки (неряшливость и полную неспортивность) за счет других своих способностей.

После окончания медицинского колледжа при Колумбийском университете он поступил в интернатуру по хирургии и по окончании ее получил ученую степень по биологии в Кембридже - безусловно, не самый короткий путь для того, чтобы стать в итоге психологом. Он располагал достаточным досугом, чтобы удовлетворять свои обширные научные интересы, благо это позволяло приличное наследство и удачная женитьба на наследнице империи Дюпонов.

Мюррей лишь однажды посещал курс по психологии, но уже на второй лекции, по его собственным словам, стал искать глазами выход (лектором был профессор Хьюго Мюнстерберг). Его следующим курсом по психологии много лет спустя стал уже его собственный курс. Психологией он увлекся под влиянием личного кризиса: он влюбился в молодую замужнюю женщину, Кристиану Морган. Однако ему не хотелось расставаться и со своей прежней женой. По настоянию Кристиа - ны Морган, он отправился в Цюрих на консультацию к Карлу Юнгу.

В то время Юнг сам находился в сходной ситуации: у него был роман с женщиной много его моложе, но при этом он продолжал жить со своей семьей. Юнг посоветовал Мюррею не мучиться и последовать его примеру. Мюррей внял совету и прожил в таком положении около сорока лет. В итоге Юнгу не только удалось решить личную проблему Мюррея, но и увлечь его психологией. Юнг сумел наглядно показать ему, что психология - в особенности, изучение сферы бессознательного - способна давать ответ на вполне жизненные проблемы.

В 1927 году Мюррей присоединился к Гарвардской психологической клинике, специально созданной для исследования проблем личности. Вся его последующая карьера протекала в стенах Гарварда, за исключением периода 1941–1945 годов, когда он участвовал в специальной программе Управления стратегических исследований (предшественник ЦРУ). В рамках этой программы испытуемых наблюдали в различных реальных стрессовых ситуациях. Позже на ее основе был разработан ряд оценочных тестов для отбора претендентов, ныне широко используемый в деловых и правительственных сферах.

Персонология

Учитывая то, что Мюррей получил основательную подготовку по медицине и биохимии, не покажется удивительным, что он предпочел заниматься преимущественно физиологическими аспектами человеческой личности, В качестве центрального положения он выдвинул тезис о снятии напряжения. В его интерпретации этот процесс имел еще большее значение, чем даже у Фрейда. Также из фрейдовской традиции им были позаимствованы положения о роли бессознательного и о влиянии детских переживаний на поведение взрослого человека. В его системе присутствовали и понятия ид, эго и супер - эго, хотя и в несколько модифицированном по сравнению с ортодоксальным виде (Murray. 1938).

С его точки зрения, ид содержит в себе врожденные, импульсивные тенденции и является основным поставщиком энергии для деятельности личности, что почти полностью совпадает с позицией Фрейда. Однако наряду с примитивными устремлениями к наслаждению, у Мюррея ид включает в себя еще и социально позитивные тенденции, такие как эмпатия, идентификация и любовь. И хотя некоторые части ид для нормального хода развития должны подвергаться подавлению, другие, напротив, должны проявлять себя совершенно свободно. В подобном сочетании можно увидеть следы юнговского архетипа тени, в котором также содержатся как желательные, так и нежелательные моменты.

Как и в работах неофрейдистов эго - психологов, у Мюррея эго выполняет активную роль и определяет собой поведение человека. Мюррей был уверен, что эго выполняет не только служебные по отношению к ид функции. Задача эго состоит в том, чтобы подавлять одни, нежелательные импульсы, и способствовать выражению других, желательных импульсов в составе ид.

Мюррей принимал фрейдовское положение о том, что супер - эго представляет собой интериоризованные культурные и социальные ценности, и что при помощи супер - эго индивид рассматривает свое поведение как соответствующее или не соответствующее тем или иным ценностям. Несогласие у него вызывало лишь представление о путях формирования супер - эго. С точки зрения Мюррея, супер - эго формируется не только под воздействием одного из родителей, но также и под влиянием сверстников и товарищей, литературы и мифологии. Супер - эго не заканчивает свое развитие к пятилетнему возрасту, но продолжает меняться на протяжении всей жизни человека.

Проблема мотивации занимает центральное место в теории личности Мюррея. Впрочем, его классификация потребностей не внесла существенного вклада в психологию личности. С его точки зрения, появление потребностей ведет к химическим изменениям в мозге, под воздействием которых и протекает деятельность мышления и чувств. Любая потребность вызывает в теле человека определенное напряжение, снять которое можно, лишь удовлетворив потребность. Таким образом, потребности запускают соответствующие типы поведения, которые и должны принести искомое удовлетворение. Он насчитывал около двадцати различных видов потребностей, среди которых потребность в достижении желаемого, в принадлежности к определенной группе, проявлении агрессии, независимости и стремлении к власти.

Как и Фрейд, Мюррей считал, что личность проходит в своем развитии ряд ступеней. На каждой стадии ведущим является определенный способ достижения удовлетворения. Данные стадии запечатлеваются в личности в виде определенного комплекса - это и есть нормальный путь воздействия бессознательного на развитие личности. Все это очень напоминает стадии психосексуального развития, по Фрейду:

1) клаустральный комплекс - безопасное существование внутри материнского лона;

2) оральный комплекс - чувственные наслаждения, получаемые от сосания;

3) анальный комплекс - удовольствие, получаемое от дефекации;

4) уретральный комплекс - удовольствие, получаемое от мочеиспускания;

5) генитальный комплекс - генитальные удовольствия.

По мысли Мюррея, каждый человек проходит через подобные стадии развития личности, а потому нет ничего ненормального и в появлении у человека комплексов, если только они не переходят разумные границы.

Тематический апперцептивный тест

В основу тематического апперцептивного теста (ТАТ), разработанного совместно с Кристианой Морган, была положена мюрреевская классификация потребностей. В течение многих лет считалось, что основную роль в создании теста играл сам Мюррей, а Морган была лишь помощником. Однако в 1985 году Мюррей объявил, что именно ей принадлежит ведущая роль, а сама идея теста была навеяна ему одной из студенток во время занятий (Bronstein. 1988. P. 64).

Идея проективных тестов основывается на фрейдовском понимании проекции как одного из защитных механизмов психики, когда человек приписывает тревожащие его импульсы кому - то иному. В ТАТ испытуемому предлагают описать некоторую неопределенную картинку. При этом считается, что он непременно спроецирует беспокоящие его импульсы на описание ситуации. В настоящее время ТАТ широко используется как в академических исследованиях по психологии личности, так и для оценки личностных характеристик кандидатов при приеме на работу.

Комментарии

Теория Мюррея породила целую волну исследований по проблеме потребностей и методам количественной оценки личностных характеристик. Некоторые из его положений, - такие как потребность в принадлежности к группе, потребность в достижении желаемого, - получили достаточно надежное экспериментальное подтверждение. Что касается остальных утверждений, то уровень их подтвержденности значительно ниже.

Научные заслуги Мюррея получили признание коллег по профессии. Он был удостоен золотой медали Американского психологического фонда и награды «За выдающийся вклад в развитие науки» Американской психологической ассоциации.

Из книги Душа самоубийцы автора Шнейдман Эдвин

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

Л. Сонди(1893–1986) Сегодня в нашей стране можно встретить приверженцев любой психологической концепции или школы. На Урале существует небольшое общество последователей Леопольда Сонди, созданное для изучения его обширного научного наследия и пропаганды его идей.

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Ш. Бюлер (1893–1974) Имя Шарлотты Бюлер сегодня упоминается в научной литературе нечасто. Иногда на ее исследования, посвященные психическому развитию в детском возрасте, лаконично ссылаются специалисты по детской психологии. В связи с возросшим интересом к проблемам

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

П. Я. Гальперин (1902–1988) Психика возникла не для того, чтобы служить предметом исследования или любования. Она служит жизни, соками которой питается. И мы обращаемся к ее исследованиям не ради красоты, а для того, чтобы помочь ей выполнить свою функцию, которую она, дитя



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!