Месть ольги древлянам за смерть мужа. Княгиня ольга и ее месть за смерть князя игоря рюриковича

Уже само рождение будущей княгини Ольги является предметом спора. Согласно «Житию святой равноапостольной Ольги» считается, что она родилась в селе Выбуты, недалеко от Пскова. Там с ее именем связано много достопримечательностей – Ольгины ключи, Ольгин , Ольгины ворота. Иокаимовская утверждает, что ее был некий Гостомысл и при рождении нарекли девочку Прекрасой. Типографская летопись гласит, что Ольга – дочь Вещего Олега, а болгарские историки отстаивают версию о том, что княгиня – их землячка. Неизвестен и год рождения княгини Ольги, есть лишь запись о том, что умерла она в возрасте, примерно, 80 лет, и, путем различных вычислений, ученые пришли к мнению, что родилась она не ранее 890 года. При таком расхождении во взглядах историков на будущей княгини, вполне естественно, что ранние годы Ольги также предмет для споров. Историческими фактами является лишь то, что в неизвестном году князь Игорь женился на ней и в 942 году у них сын, Святослав. В 945 году, после гибели князя от руки древлян, Ольга стала регентом при малолетнем наследнике. Она правила Киевской Русью не только вплоть до его совершеннолетия, но и позже не выпускала бразды правления, так как Святослав предпочитал проводить время в военных походах.
В историю Руси Ольга вошла не только как первая княгиня, принявшая христианство, но и как мудрая правительница.

Месть Ольги за смерть мужа

Существует четыре основных версии, описанные в различных летописях, того, как княгиня отомстила за смерть мужа. Согласно первым трем, древляне прислали к княгине послов- сватов, чтобы те уговорили ее выйти замуж за их князя Мала. Первая, самая бескровная, по сравнению с остальными, гласит, что княгиня велела закопать сватов заживо. Согласно второй – сватов в бане. Третья рассказывает о том, как княгиня отправилась к древлянам справлять тризну о убиенном муже и на поминках, когда убийцы напились, велела вырезать из всех. Четвертая – самая распространенная легенда о княгине Ольги, была описана в «Повести временных лет». Она не только объединяет все три предыдущие, но и повествует о финальном аккорде этой древнерусской трагедии.

«Повесть временных лет» - первый сохранившийся рукописный источник, охватывающий период русской истории с изначальных времен до 1117 года.

Согласно «Повести…» княгиня сначала заманила в Киев поочередно два посольства древлян – одно закопала, второе сожгла, а затем отправилась к Искорстеню – столице древлян. У ее стен и произошла кровавая тризна, на которой пролилась кровь пяти тысяч жителей города. Затем Ольга вернулась в Киев, чтобы через год снова прийти «на Деревскую землю» во главе своего войска и потребовать у побежденного племени дань. Она уверила древлян, что не желает более мстить, а подать возьмет символическую – с каждого двора по три голубя и три воробья. Обрадовавшиеся побежденные принесли Ольге требуемое, а на следующий день та велела привязать к ножкам птиц трут и отпустила их восвояси. Продираясь с вои гнеда и под стрехи, птахи высекли искры, от которых загорелись сеновалы, а затем и все другие постройки древлян, а так как горело у всех и все, тушить было некому, разыгрался страшный

Княгиня Ольга запомнится в истории как великая правительница, зародившая христианство на русской земле. Изначально, Ольга была язычница и славилась своей жестокостью и местью, но в летописях восхвалена как мудрая правительница.

Муж княгини Игорь Рюрикович — великий Киевский князь, которого жестоко убили обитатели деревской земли, проживающие на территории Украинского Полесья. Игорь совершил наступление на древлян, собрав к прежней дани еще две новые выплаты для своих дружинников. Отпустив большую часть своего войска, он вернулся в Искоростень за добавкой богатства. Древляне, во главе с князем Малом, дали достойный отпор войску Игоря, а его самого жестоко казнили. Его разорвали на части и привязали за ноги к вершинам двух изогнутых деревьев.

Российская Княгиня Ольга, оставшись с малолетним сыном Святославом, решила отомстить древлянам за жестокую смерть мужа любимого. После убийства Игоря, к княжне были присланы 20 «лучших мужей», которым велено посватать ее с князем Малу. Ольга схитрила и ответила, что дает добро выйти замуж, а в знак чести приказала подданным нести послов на руках в ладье, на которой они приплыли, до ее дворца. Накануне, велела своим подданным выкопать глубокую яму пред своим теремом, в которую были скинуты и заживо закопаны все послы.

Княгиня передала послание о согласии на брак с князем Малу. Поверив искренности Ольги, князь собрал более знатных послов в Киев со щедрыми подарками. Прибывшим подданным, по славянскому обычаю, истопили баню и пригласили испариться. Едва древляне вошли в баню, подданные княжны обложили ее соломой, хворостом и подожгли всех гостей.

Ольга принимает решение отправиться в Деревскую землю и просит перед свадьбой устроить тризну на могиле погибшего мужа, а так же, чтобы на пир прибыло как можно больше древлян. Когда пир подошел к концу, все приглашенные были изрядно пьяны и ее воины безжалостно перебили всех пирующих. В тот кровавый день было около 5000 погибших.

Княгиня Ольга была настолько одержима местью, что не останавливается и идет в военный поход на вражескую землю, взяв с собой маленького князя Святослава. Войско княгини взяло в осаду город, который держали в обороне целое лето. Помиловав жителей, она отозвала войско, но попросила каждого жителя передать ей в дань троих воробьев и по одному голубю. К каждой птице привязали зажженный серный трут и отпустили в город. Искоростень был охвачен огнем и жители спасались бегством. Убийц мужа княгиня осудила на смерть и рабство, а жители перешли под ее управление.

После победы над древлянами, Ольга занялась обустройством государства и проявила себя как мудрый и великий руководитель, доказав всем, что обладает не только женской хитростью. Многие историки продолжают спорить о подлинности данного события, но летописи монахов Киево-Печерского монастыря, описывают именно так события мести за смерть супруга Игоря Рюриковича. Ольга ознаменована Великой Святительницей Руси, а также первой язычницей, принявшей Крещение Христианства.

Княгиня Ольга и ее месть за смерть князя Игоря Рюриковича

У Игоря остались в Киеве малолетний сын Святослав и жена Ольга. Ольгу избрал Игорю в жены еще сам Олег, после того как Игорь случайно встретил ее на охоте. По преданию, Ольга жила в деревне недалеко от Пскова, в незнатной и небогатой семье, и даже имя она приняла в честь Олега, возвысившего ее за красоту и ум до княгини.

В тяжелое время Ольга подтвердила правильность выбора Вещего Олега. Узнав о смерти Игоря, она поручила боярину Асмуду воспитание юного князя, старому и опытному воину Свенельду - дружину, а сама приготовилась отомстить за смерть любимого мужа. Не одни женские чувства руководили ею, Ольга понимала, что если бунт древлян останется ненаказанным, то пошатнется власть Киева и только что основанная держава может развалиться.

Древляне, обнадеженные первым успехом, прислали в Киев знатных послов с предложением Ольге выйти замуж за их князя Мала. Такой брак сохранил бы и усилил государство. Но, руководствуясь державным умом, Ольга не забыла и своих чувств.

Она сделала вид, что согласна выйти за убийцу мужа, и в знак почести приказала нести послов прямо в ладье с берега Днепра в княжеский терем. По дороге ладью бросили в заранее приготовленную яму и заживо закопали послов в землю. Так легенда рассказывает о первой хитрости Ольги.

Потом Ольга сообщила древлянам, что они должны прислать за ней посольство из мужей, которые управляют Древлянской землей. Прибывшим послам она предложила по славянскому обычаю вымыться в бане и приказала сжечь их в ней. Это было второй хитростью Ольги.

После этого Ольга обратилась к древлянам с просьбой перед свадьбой с их князем устроить тризну, то есть поминки по Игорю, и попросила древлян наварить хмельного меда и самых знатных пригласила на могилу своего мужа. Когда участники тризны опьянели, небольшая часть дружины, бывшая с Ольгой, перебила древлян. Это была, по словам летописца, третья хитрость Ольги.

Однако месть и наказание еще не закончились. Вместе с дружиной Ольга пошла на Искоростень - столицу древлян. Дружиной предводительствовал малолетний князь Святослав. Когда войска встали друг против друга, князь метнул копье в сторону убийц своего отца. Копье, брошенное рукой ребенка, пролетело между ушей коня и упало, попав коню в ногу. Свенельд и Асмуд, воспитатели князя и старшие в дружине, сказали:

Князь начал, начнем и мы. Постоим за князя! - и бросились в битву.

Разбитым наголову древлянам пришлось спасаться бегством и затвориться в своем городе.

Понимая, что им пощады не будет, горожане защищались с отчаянием обреченных. Целое лето простояла Ольга под стенами Искоростеня и снова прибегла к хитрости. Сделав вид, что считает мщение достаточным, она обещала оставить город, если ей уплатят дань. Древляне согласились. Ольга отказалась от дорогих мехов и потребовала с каждого двора по три голубя и по три воробья. Получив дань, она приказала своим воинам привязать к каждой птице трут и серу, ночью зажечь их и отпустить. Птицы полетели в свои гнезда, под крыши домов. Огонь охватил весь город. Спасаясь от пожара, древляне бежали в руки дружинников Ольги, навстречу смерти, и гибли под ударами их мечей.

Жестоко отомстив за гибель мужа, Ольга занялась устройством государства, доказав, что умеет не только мстить, но и обладает умом правительницы. Она объехала все города от Киева до Новгорода и для уплаты дани разделила всю страну на погосты. Слово «погост» - от «гостить», оно означало место, где останавливался князь, собирая дань.

Крещение княгини Ольги

Проповедники христианства проникали и на Русь, особенно в терема бояр и княжеский дворец. Так узнала о христианстве и княгиня Ольга. Она отправилась в Царьград, чтобы быть крещенной не простым священником, а самим патриархом. Император Константин, носивший имя основателя города и Восточной империи, не сразу принял Ольгу, и ее ладьям пришлось долго стоять в Суде - так назывался залив Золотой Рог у Царьграда - Константинополя. Послов из разных стран и князей разных народов прибывало сюда много, допускали их во дворец по очереди, и русской княгине исключения не сделали. Но когда Константин все-таки встретился с Ольгой, он, по словам летописца, был восхищен ее красотой и умом, угощал княгиню за золотым столом, из тарелок, усыпанных драгоценными камнями, и даже захотел сделать ее своей женой и императрицей. Ольга не пожелала оставаться в Царьграде. Боясь, что отказ обидит императора и он помешает крещению, она, по легенде, снова прибегла к хитрости. Ведь язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он не крестит ее. Константин приказал патриарху крестить русскую княгиню, и сам согласился стать ее крестным отцом. Новое имя Елена дали ей в честь матери Константина Великого, первого римского императора-христианина. Когда обряд совершился и снова стал вопрос о женитьбе, Ольга ответила:

Как ты хочешь взять меня женою, когда сам крестил и назвал дочерью?

И императору пришлось признать:

Перехитрила ты меня, Ольга.

Он отпустил ее из Царьграда с большими дарами, но Ольга все равно уехала с обидой. Когда позже от Константина в Киев прибыли послы с просьбой дать в помощь императору войско, гордая и обидчивая княгиня ответила императору через послов:

Если постоишь у меня в Почайне, как я у тебя в Суде, то тогда дам.

Почайной называлась речка, впадающая в Днепр, на ней находилась пристань для кораблей иноземных купцов. Послам пришлось уехать ни с чем.

Святослав не ослушался матери и остался со своей дружиной в Киеве. Княгиня Ольга в скором времени умерла. Как когда-то и Вещего Олега, ее оплакивал весь народ.

Ольга, супруга князя Игоря, мать Святослава и бабка крестителя Руси Владимира вошла в нашу историю, как святая княгиня, первой принесшая на нашу землю свет христианства. Однако, прежде чем стать христианкой, Ольга была язычницей, жестокой и мстительной. Именно такой она вошла в летопись «Повесть временных лет». Что же сделала Ольга?

Поход Игоря

Начать следует с последнего похода ее мужа, князя Игоря. В записи за 945 год сказано, что дружина стала жаловаться Игорю на то, что «отроки Свенельда», то есть, люди, составляющие ближний круг его воеводы Свенельда, все «изоделись оружием и одеждой», в то время, как сами Игоревы дружинники «наги». Вряд ли княжьи дружинники были настолько «наги», чтобы об этом стоило говорить серьезно, но с дружиной в те времена старались не спорить, поскольку именно от нее зависело, усидит ли князь на киевском престоле. Поэтому Игорь отправился к древлянам – это племя, обитавшее на территории украинского Полесья – и учинил там форменный погром, прибавив к прежней дани еще новые выплаты, дабы прикрыть вопиющую наготу своих дружинников. Собрав эту дань, он отправился было восвояси, но по дороге, видимо, решил, что хитрые древляне еще где-то что- то припрятали. Отправив основную часть своих людей домой, сам он с малой дружиной вернулся в древлянскую столицу Искоростень, «желая большего богатства». Это было ошибкой. Древляне во главе со своим князем Малом дали ему отпор, перебили всех воинов, а самого Игоря подвергли страшной казни: разорвали его, привязав за ноги к вершинам двух согнутых деревьев.

Первая месть Ольги

Разобравшись таким образом с Игорем, древлянский князь послал делегацию в Киев, к беспомощной, как ему казалось, вдове. Мал предлагал Ольге свою руку и сердце, а так же защиту и покровительство. Ольга приняла послов ласково, наговорила любезностей в том духе, что Игоря, дескать, уже не вернешь, и почему бы и не выйти замуж за такого замечательного князя, как Мал. А чтобы свадебный сговор был еще более пышным, она пообещала послам оказать им великую честь, посулив, что завтра их с почетом принесут на княжий двор прямо в ладье, после чего им будет торжественно объявлена княжеская воля. Пока послы спали у пристани, Ольга распорядилась выкопать во дворе глубокую яму. Утром ладья с древлянами была поднята слугами Ольги на руки и торжественно пронесена по Киеву до самого княжьего двора. Здесь их вместе с ладьей бросили на дно ямы. Летописец сообщает, что Ольга, подойдя к краю ямы и склоняясь над ним, спросила: «Ну что, какова вам честь?», на что древляне отвечали: «Горше нам Игоревой смерти». По знаку Ольги свадебное посольство было засыпано землей живьем.

Вторая месть Ольги

После этого княгиня отправила к Малу посла с просьбой прислать ей для сватовства самых лучших людей, чтобы киевляне видели, какую ей оказывают честь. Иначе ведь могут и воспротивиться, не отпустить княгиню в Искоростень. Мал, не подозревая подвоха, тут же снарядил большое посольство. Когда сваты прибыли в Киев, Ольга, как и положено радушной хозяйке, велела приготовить им баньку, чтобы гости могли помыться с дороги. И как только древляне стали мыться, двери бани подперли снаружи, а саму баню запалили с четырех сторон.

Третья месть Ольги

Разобравшись со сватами, княгиня послала сказать Малу, что она идет к нему, но прежде свадьбы желала бы совершить тризну на могиле своего мужа. Мал принялся готовиться к свадьбе, приказав наварить медов для пиршества. Явившись к Искоростеню с небольшой свитой, Ольга в сопровождении Мала и самых знатных древлян пришла на могилу Игоря. Пир на кургане чуть не был омрачен вопросами Мала и его приближенных: а где, собственно, сваты, которых он засылал в Киев? Почему их нет в княгини? Ольга ответила, что сваты едут следом и вот-вот появятся. Удовлетворившись этим объяснением, Мал и его люди принялись за хмельные напитки. Как только они упились, княгиня дала знак своим дружинникам, и они положили на месте всех древлян.

Поход на Искоростень

После этого Ольга немедленно вернулась в Киев, собрала дружину и выступила в поход на Деревскую землю. В открытом бою древляне были разбиты, они бежали и спрятались за стенами Искоростеня. Осада длилась все лето. Наконец, Ольга отправила в Искоротстень посла, предложившего снятие осады на очень мягких условиях: Ольга ограничится изъявлениями покорности и данью: по три голубя и три воробья с каждого двора. Разумеется, запрошенная дань была немедленно отправлена. Тогда Ольга приказала привязать каждой птице зажженный трут и отпустить ее. Птицы полетели, само собой, в свои гнезда, и в городе начался пожар. Так пал Искоростень, столица древлянского князя Мала. На этом Ольга насытилась местью. Дальше, как сообщает летопись, она вела себя уже не как разъяренная женщина, а как мудрый государственный деятель. Она отправилась по обширным землям, подвластным киевским князьям, устанавливая «уроки и погосты» -- то есть, размер дани и места ее сборов. Теперь никто не мог, подобно неразумному Игорю ходить за данью в одно и то же место по нескольку раз, произвольно устанавливая ее размеры. Княжеская дань из разбойничьей добычи стала превращаться в нормальное налогообложение.

Тоже только и ждали случая пограбить Русскую землю. Но княгиня Ольга , мать Святослава, оказалась женщиной очень умной, притом твердого и решительного нрава, к счастью, были и между боярами опытные военачальники, преданные ей.

Прежде всего княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам за смерть мужа. Вот что говорят предания об этой мести. Древляне, убив Игоря, порешили уладить дело с Ольгой: выбрали из среды своей двадцать лучших мужей и послали к ней с предложением выйти замуж за князя их Мала. Когда они прибыли в Киев и княгиня Ольга узнала, в чем дело, то сказала им:

– Люба мне ваша речь, мужа своего мне не воскресить. Хочу вам завтра оказать почет перед людьми моими. Идите теперь в ладьи ваши; завтра я пришлю за вами людей, а вы скажите им: не хотим ни верхом ехать, ни пешком идти, несите нас в лодках, вас и понесут.

Когда на другой день утром к древлянам пришли от Ольги люди звать их, они отвечали так, как она научила.

– Нам неволя, князь наш убит, а княгиня наша хочет выходить за вашего князя! – сказали киевляне и понесли древлян в лодке.

Послы же сидели спесиво, гордясь высокою честью. Принесли их на двор и бросили с лодкою в яму, которую раньше вырыли по приказу Ольги. Наклонилась княгиня к яме и спросила:

– Хороша ли вам честь?

– Честь эта нам хуже Игоревой смерти! – отвечали несчастные.

Месть княгини Ольги древлянам. Гравюра Ф. Бруни

Княгиня Ольга приказала засыпать их живых землею. Затем отправила послов к древлянам сказать: «Если вправду вы просите меня, то пришлите за мною самых лучших мужей ваших, чтобы с великою честью я пришла к вам, иначе не пустят меня киевляне».

Прибыли новые послы от древлян. Ольга, по тогдашнему обычаю, приказала приготовить для них баню. Когда они вошли туда, их по приказу княгини заперли и сожгли вместе с баней. Тогда послала она опять сказать древлянам: «Я уже иду к вам, приготовьте побольше меду – хочу сотворить на могиле моего мужа тризну (поминки)».

Древляне исполнили ее требование. Княгиня Ольга с небольшой дружиной пришла к могиле Игоря, плакала по муже своем и приказала своим людям насыпать высокий могильный холм. Затем стали править тризну. Древляне сели пить, отроки (младшие дружинники) Ольгины услуживали им.

– Где же наши послы? – спрашивали древляне у княгини.

– Идут с дружиною мужа моего, – отвечала Ольга.

Когда древляне опьянели, княгиня велела своей дружине рубить их мечами. Много их было изрублено. Ольга поспешила в Киев, стала собирать дружину и на следующий год пошла на Древлянскую землю; при ней был и сын. Древляне думали было сразиться в поле. Когда обе рати сошлись, маленький Святослав первый бросил копье, но слаба была еще его детская рука: копье едва пролетело между ушей коня и упало к ногам его.

– Князь уже начал! – крикнули воеводы. – Дружина, вперед, за князем!

Древляне были разбиты, бежали и укрылись в городах. Княгиня Ольга хотела приступом взять главный из них – Коростень, но тут все усилия были напрасны. Отчаянно оборонялись жители: знали они, что ждет их, если сдадутся. Целое лето простояла киевская рать под городом, а взять его не могла. Где сила не берет, там иной раз умом да сноровкою можно взять. Послала княгиня Ольга сказать коростенцам:

– Чего вы не сдаетесь? Все города уже сдались мне, платят дань и спокойно возделывают нивы свои, а вы, видно, хотите досидеться до голодной смерти?!

Коростенцы отвечали, что они опасаются мести, а дань они готовы дать и медом, и мехами. Княгиня Ольга послала сказать им, что она уже достаточно отомстила и требует от них лишь малой дани: по три голубя и по три воробья с каждого двора. Обрадовались осажденные, что так дешево могут отделаться от беды, и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам своим привязать к ногам птиц куски трута (то есть тряпок, пропитанных серою) и, когда смеркнется, зажечь трут и пустить птиц. Воробьи полетели под крыши в свои гнезда, голуби в свои голубятни. Жилища в то время были все деревянные, крыши соломенные. Скоро Коростень запылал со всех концов, все дома охватил пожар! В ужасе кинулся народ вон из города и попадал прямо в руки врагов своих. Старшин княгиня Ольга взяла в плен, а простых людей – одних велела избить, других отдала в рабство дружинникам своим, а на остальных наложила тяжелую дань.

Многих пленных древлян Ольга принесла в жертву богам и велела похоронить вокруг могилы Игоря; затем справила тризну по мужу, причем в честь покойного князя происходили воинственные игры, как требовали обычаи.

Если Ольга и не была так хитра, а древляне так просты и доверчивы, как говорит предание, то все-таки в народе и в дружине верили, что дело было именно так: хвалили княгиню за то, что она хитро и жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Суровы были в старину нравы наших предков: кровавой мести требовал обычай, и чем ужаснее мститель мстил убийцам за смерть своего родича, тем большей похвалы заслуживал.

Усмирив древлян, княгиня Ольга с сыном и дружиной пошла по их селам и городам и установила, какую дань должны они платить ей. На следующий год обошла она с дружиною и другие свои владения, делила земли на участки, определяла, какие подати и оброки должны были жители платить ей. Умная княгиня, как видно, ясно понимала, сколько зла было от того, что князь и дружина брали дани, сколько вздумается, а народ не знал вперед, сколько он обязан уплатить.

Княгиня Ольга в Константинополе

Самым же важным делом Ольги было то, что она первая из княжеской семьи приняла христианство.

Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993

Датой крещения княгини Ольги в Константинополе большинство источников считают осень 957 года.

По возвращении в Киев сильно хотела Ольга крестить и своего сына Святослава в христианскую веру.

– Вот познала я истинного Бога и радуюсь, – говорила она сыну, – крестись, познаешь и ты Бога, будет радость и в твоей душе.

– Как я приму один иную веру? – возражал Святослав. – Дружина станет смеяться надо мною!..

– Если ты крестишься, – настаивала Ольга, – все за тобою последуют.

Но Святослав оставался непреклонен. Не лежала душа воителя-князя к крещению, к христианству с его кротостью и милосердием.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!