Михаил Гаспаров: Обязанность понимать. Гаспаров Михаил Леонович: биография, книги

Академик Гаспаров Михаил Леонович, известный литературовед, стиховед, филолог, историк античной литературы, внес значительный вклад в теорию о русском и европейском стихосложении. Его научная работа стала настоящей эпохой в русском литературоведении. Переводы античной литературы М. Л. Гаспарова и сегодня являются одними из лучших в отечественной практике.

Детство

Родился Гаспаров Михаил Леонович 13 апреля 1935 года в Москве в Его мама Елена Александровна Нюренберг, урожденная Будилова, работала в журнале «Безбожник» редактором, позже она защитила докторскую диссертацию по психологии и работала в Институте психологии АПН СССР. Она была замужем за Лео Арсеньевичем Гаспаровым, уроженцем Нагорного Карабаха. Когда Михаил был совсем маленьким, они развелись. Но настоящим отцом мальчика был коллега матери по журналу «Безбожник», который позже работал в журнале «За рулем» и в издательстве Академии наук СССР. Однако Михаил Леонович никогда особенно не распространялся о своем отце и всю жизнь говорил, что его вырастила мама, что и было правдой. Со своим отцом он познакомился только уже будучи взрослым человеком.

Образование

Во время войны Михаил пошел в московскую школу № 12, которую и окончил в 1952 году. Уже в школе ярко проявилась гуманитарная направленность Гаспарова. Поэтому его выбор классического отделения филологического факультета после школы не был удивительным. В 1957 году он с успехом окончил Московский государственный университет. После вуза Гаспаров Михаил Леонович принял решение продолжать заниматься наукой и поступил в аспирантуру.

Научная карьера

Сфера научных интересов Гаспарова - античная литература. Михаил Леонович в совершенстве знал древний и новогреческий языки, латынь, владел также французским, немецким, итальянским языками. Его кандидатская диссертация (1963 год) была посвящена античной басне. было посвящено немало его трудов и лекций. С 1957 года он в течение 33 лет был сотрудником сектора античной литературы Института мировой литературы АН СССР.

В 1970-х годах появилась вторая любовь Гаспарова - стихосложение. С 1971 по 1981 год он участвовал в работе Московско-Тартуской семиотической школы, которая развивала труды русских формалистов, интересовался математической и прикладной лингвистикой, поэтикой. Докторская диссертация Гаспарова «Современный русский стих: метрика и ритмика» стала звеном в его собственной теории стихосложения. В 1990 году Гаспаров Михаил Леонович стал главным научным сотрудником сектора стилистики и русского языка Института русского языка РАН. С 1990 года он - член-корреспондент АН СССР, с 1992-го - академик РАН. С 1992 года также работал в РГГУ, в Институте высших гуманитарных исследований. В 2002 году он возглавил отдел структурной лингвистики и структурной поэтики в Институте русского языка РАН, в этой должности он пробыл до конца своих дней.

Книги и труды М. Гаспарова

За свою жизнь филолог опубликовал немало работ. Гаспаров Михаил Леонович, книги которого сегодня являются классическими как в области античной литературы, так и в стилистике, литературоведении, стал автором нескольких сотен статей и нескольких монографий. Его собрание сочинений в четырех томах охватывает лучшие его работы по стихосложению. Все его труды можно объединить в несколько больших групп: исследования по античной литературе, работы по средневековой литературе и литературе Нового времени, статьи и книги о русской литературе и исследования по стихосложению.

Отдельную часть творчества ученого составляют научно-популярные книги об античной культуре: «Капитолийская волчица», «Занимательная Греция». Также Гаспаров был главным редактором «Мандельштамовской энциклопедии», членом редколлегий таких знаменитых серий, как «Литературные памятники», «Библиотека античной литературы», «Труды по знаковым системам», журналов «Литературоведение», «Вестник древней истории», нескольких зарубежных периодических изданий.

Переводческая деятельность

Преподавание

Академик Гаспаров много лет преподавал на созданной при его активном участии кафедре истории и теории мировой культуры на философском факультете МГУ. В им. М. Горького он читал курсы по стихосложению и русской поэзии. Эти лекции собирали большое количество студентов, так как лектором Гаспаров был вдохновенным и ярким. Позже часть этих лекций вошли в книгу "О стихах".

Собрание сочинений

Статьи Гаспарова по стихосложению и о русской поэзии были собраны в четырехтомном издании «Избранных сочинений». Первый том - «О поэтах» - посвящен античной поэзии как источнику традиций классической литературы. Второй том - «О стихах» - построен на основе лекций в университете и посвящен анализу произведений русских поэтов: Цветаевой, Пушкина, Фета, Хлебникова, Маяковского, русских авангардистов, Бродского. Разбор текстов от Гаспарова - это образец тонкого и оригинального исследования с широчайшими выводами. Третий том - «О стихе» - посвящен теории стихосложения, стилистике и поэтике. Том четвертый - «Лингвистика стиха» - посвящен интерпретациям и анализу произведений русских поэтов.

Награды

Гаспаров Михаил Леонович за свою деятельность неоднократно получал заслуженные награды. Он является лауреатом Государственной премии (1995 год), обладателем премий «Иллюминатор», Малой А. Белого. В 2004 году он получил академическую премию им. А. С. Пушкина за издание «Избранные труды» в 3 томах.

Личная жизнь

Гаспаров М. Л. почти пятьдесят лет состоял в браке с литературным редактором Алевтиной Михайловной Зотовой. У пары родилась дочь Елена, ныне кандидат психологических наук, работала в НИИ дошкольного воспитания АПК СССР, растит двоих внуков Гаспарова.

Последние годы жизни

С конца 1990-х годов академик Михаил Гаспаров открывает для себя новую область деятельности, он увлекается экспериментальными переводами поэзии средневековья и Нового времени. В его изложении появляются на русском языке поэма Л. Ариосто «Неистовый Роланд», стихи Г. Гейма. А книга «Экспериментальные переводы» стала настоящим событием в литературном мире.

Уже после смерти Михаила Леоновича широкой общественности стала известна еще одна грань его таланта. Его жена, Алевтина Михайловна, опубликовала несколько небольших подборок его собственных стихотворений. Сам Гаспаров себя поэтом не считал, говоря, что это лишь его реакция на стихи великих творцов.

ГАСПАРОВ Михаил Леонович (13.4.1935, Москва - 7.11.2005, там же), российский филолог, литературовед, переводчик, академик РАН (1992). Окончил классическое отделение филологического факультета МГУ (1957). В 1957-90 годах работал в ИМЛИ Академии Наук (сектор античной литературы), с 1990 - в Институте русского языка Академии Наук (сектор стилистики и языка художественной литературы), а также (с 1992) - в Институте высших гуманитарных исследований при РГГУ. Печатался с 1958 года.

Гаспаров - автор работ по стиховедению, поэтике, риторике, теории перевода, истории литературы (прежде всего латинской поэзии и русской поэзии начала 20 века). Опираясь на статистические методы и развивая традиции «точного литературоведения» (в частности, идеи Б. И. Ярхо), Гаспаров впервые дал систематическое описание истории русского стихосложения, а также представил обзор истории европейского стиха, показав взаимосвязь и взаимовлияние восходящих к индоевропейской силлабике национальных систем стихосложения. Продолжением этих исследований стали работы по лингвистике стиха - новой области филологии, которая устанавливает связь между формой стиха (членением текста на строки, ритмом и рифмой) и другими уровнями произведения (фонетикой, грамматикой, стилистикой, семантикой) и выявляет ритмико-синтаксическое и рифмо-синтаксическое клише в поэтическом тексте. Переводчик произведений античной, средневековой и новоевропейской литературы (Эзоп, Пиндар, Федр, Диоген Лаэртский, Овидий, Гораций, «Поэтика» Аристотеля, Цицерон, Светоний, Авсоний, поэзия вагантов, Дж. Донн, Г. Гейм и др.), Гаспаров стремился к максимальной точности передачи смысла, ради которого нередко отказывался (в поэтических переводах) от рифмы, воспроизведения ритмики и строфики оригинала в пользу верлибра (например, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто, конспективные переводы-пересказы, в том числе из русской поэзии). Комментарии и вступительные статьи Гаспарова, часто сопровождавшие его переводы, вписывали произведение и автора в контекст исторической эпохи и культурной традиции. Среди последних крупных работ Гаспарова - комментарий к сочинениям О. Э. Мандельштама (2001). Труды Гаспарова переведены на многие языки. Государственная премия Российской Федерации (1994).

Соч.: Античная литературная басня (Федр и Бабрий). М., 1971; Современное русское стихотворение. Метрика и ритмика. М., 1974; Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995; Избранные статьи. М., 1995; О. Мандельштам: гражданская лирика 1937 г. М., 1996; Избр. труды. М., 1997. Т. 1-3; Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М., 1999; Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. 2-е изд. М., 2000; Записи и выписки. М., 2001; Очерк истории европейского стиха. 2-е изд. М., 2003; Экспериментальные переводы. СПб., 2003; Русский стих начала XX в. в комментариях. 3-е изд. М., 2004; Статьи о лингвистике стиха. М., 2004 (совместно с Т. В. Скулачевой).

Из книги судеб. Михаил Леонович Гаспаров (13 апреля 1935, Москва - 7 ноября 2005, Москва) - российский литературовед и филолог-классик, историк античной литературы и русской поэзии, переводчик (с древних и новых языков), стиховед, теоретик литературы. Академик РАН. Автор фундаментальных работ о русском и европейском стихе. Переводчик античной, средневековой и новой поэзии и прозы. Эссеист.

Михаил Гаспаров родился в 1935 году в Москве. Его мать, Елена Александровна Нюренберг, служила редактором в журнале «Безбожник». Своего отца, также служившего в журнале «Безбожник», а впоследствии редактора издательства АН СССР, он узнал, уже будучи взрослым человеком. Отчим, горный инженер Лео Гаспаров, был родом из Нагорного Карабаха; Елена Нюренберг и Лео Гаспаров развелись, когда М. Л. Гаспаров был ещё ребёнком.

В 1957-м окончил классическое отделение филологического факультета МГУ. Доктор филологических наук (1979), член-корреспондент (1990), академик (1992) Российской академии наук. В 1957-1990 годах - сотрудник сектора античной литературы ИМЛИ, в 1971-1981 годах - руководитель сектора, участвовал в работе Московско-Тартуской семиотической школы и математико-филологического кружка академика А. Н. Колмогорова. В последние годы - главный научный сотрудник Института русского языка РАН и Института высших гуманитарных исследований РГГУ, председатель Мандельштамовского общества. Лауреат Государственной премии России (1995), Малой премии Букера (1997; за сборник «Избранные статьи»), премии имени Андрея Белого (1999; за книгу «Записи и выписки»). Главный редактор «Мандельштамовской энциклопедии» и член редколлегии «Литературных памятников», «Вестника древней истории», «Библиотеки античной литературы», реферативного журнала «Литературоведение», журналов «Arbor Mundi» («Мировое древо», Москва, РГГУ), «Elementa» (США), «Rossica Romana» (Италия) и мн.др.

В последние годы Гаспаров создал, помимо традиционных, ряд «экспериментальных переводов» («Неистового Роланда» Л. Ариосто, французской и немецкой поэзии XVIII-XX вв.), вызвавших неоднозначные оценки.

Первоисточник: Википедия

Поминальное слово

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Очень трудно говорить о Михаиле Леоновиче. Очень трудно говорить о том, как дорог он нам всем. Наверное, неслучайно сегодняшнее Евангелие на Литургии содержит слова: «Придите ко Мне, - говорит Христос, - все труждающиеся и обремененные, и Я упокою Вас. Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Моё благо и бремя Моё легко есть».

В последние годы своей жизни Михаил Леонович уже полностью понял, что такое это иго, которое благо, и бремя, которое легко.

Он всегда подчёркивал, что они с Сергеем Сергеевичем Аверинцевым разделили сферы: всё, что касается церковного, делает Сергей Сергеевич, а всё, что касается светской литературы, делает он.

В последний год своей жизни - а может быть, и раньше, я не знаю - он вдруг начал чувствовать Бога всем сердцем. Может быть, Сергей Сергеевич, уходя, завещал ему свою веру.

Я помню, как Михаил Леонович стоял в дверях Успенского храма на Вражке во время отпевания Сергея Сергеевича, тоже заочного, и какое у него было лицо. Когда я вышел из храма, он ещё стоял, а потом тихо исчез, чтобы никому не навязывать своего присутствия.

И вот, так же, как полностью отдавался Михаил Леонович работе, так же, как полностью отдавался он тексту, который переводил, так он отдал себя Богу. Он каждый день молился. Он причащался Святых Таин. Над ним было совершено Таинство Соборования, которое он принял как великую радость, как великий дар от Бога. И поэтому неслучайно мы сегодня собрались в церкви, чтобы молиться о нём. Это не какая-то дань тому, что теперь всех отпевают. Нет! Это что-то абсолютно личное, абсолютно его, это тайна его личных отношений с Богом.

Вчера очень многие люди говорили о том, какое значение имеет то, что сделал Михаил Леонович. Действительно, надо сказать, что было искусство перевода «до Гаспарова» и теперь есть искусство перевода «после Гаспарова». Никто не умел до Михаила Леоновича так точно передавать самые сложные латинские, греческие, а потом и итальянские, и другие стихи по-русски, так, чтобы в них был при переводе минимум потерь или вовсе даже не было потерь.

Мне был дарован такой замечательный опыт. В студенческие годы я перевел довольно много, не совсем полностью «Ars amandi» Овидия. Потом вышел Овидий в переводе Петровского и «Ars amandi» в переводе Михаила Леоновича. Сравнение двух текстов - моего, студенческого, и его - меня потрясло до глубины души, потому что я увидел, как можно, как нужно и - в то же самое время - как невозможно работать с текстом: как можно сделать русский текст до такой степени близким к оригиналу. Я помню, как он читал ещё не напечатанных вагантов, и - то же самое: следя за ним по книжке, мы все - студенты Московского Университета - поражались, как это сделано. Нет - не профессионально, здесь слово «профессионально» не подходит. Это было сделано так, как никто другой не умеет и, наверное, еще долго не будет уметь переводить.

Мне не хочется говорить долго. Мне бесконечно больно и бесконечно радостно оттого, что мы можем молиться за этого чудесного, за этого прекрасного, за этого добрейшего и деликатнейшего человека. Человека, который никогда никому не навязывал себя. Человека, который всегда умел уходить в тень. Человека, который так много сделал и так пламенно уверовал и встретил Бога в своей жизни.

Будем молиться, братья и сёстры, о дорогом, бесконечно дорогом нам Михаиле Леоновиче. И будем помнить, что эти наши молитвы о наших родных и близких, о наших усопших - они нас, так же как и в Таинстве Евхаристии, когда мы поминаем их во время Евхаристического Канона, соединяют нас в одно единое целое. Потому что во Христе мы едины. Мы, живущие и усопшие, - одно во Христе, и об этом никогда не надо забывать.

Бог вас благословит.

Отец Георгий Чистяков,

крестивший Михаила Гаспарова незадолго до смерти

Нить Ариадны

Голос Гаспарова был слышен всегда - настоянный на древних культурных основах, укреплённый мощью ветхих пластов минувших эпох, голос этот, лишённый какой бы то ни было аффектации, сухой и точный, доносил умеющим слышать ту информацию, без которой поблёкла бы сама жизнь. Филолог-классик, виртуоз-стиховед, Гаспаров был также автором двух замечательных книг для неспециалистов - «Занимательная Греция» и «Записки и выписки». Последняя книга в пандан «Занимательной Греции» представляет собой яркий, пёстреющий искрами смысловых оттенков калейдоскоп: вверенные алфавиту, располагаются в ней статьи из пожелтевших, старых журналов, занятные и забавные высказыванья, анекдоты - в античном значении слова: неизданные материалы, - крепкоструктурные афоризмы, как бы переложенные, переслоенные различными интервью, воспоминаньями о коллегах - уже ушедших и ещё живых. Любитель парадоксов, Гаспаров был своеобразным археологом филологии, глубинным постигателем возможностей её, при этом сомневающимся во всём, окрашивающим в мудрый скепсис разнообразные нюансы постигаемого. Сами сомнения эти шли от многознания, от культурного разнообразия, от пластов глубинной мысли.

Вот, например, один из блистательных его культурных парадоксов: «Массовая культура - это всё-таки лучше, чем массовое бескультурье… Не стоит забывать, что та старина, которой мы сегодня кланяемся, сама по себе сложилась достаточно случайно и в своё время была новаторством или эклектикой, раздражавшей, вероятно, многих. <… > Парфенон, вероятно, казался (афинским) старикам отвратительным модерном. Греческая эпиграмма, которой мы любуемся, для самих греков была литературным ширпотребом, а греческие кувшины и блюдца, которые мы храним под небьющимися стеклами, - ширпотребом керамическим. Жанр романа, без которого мы не можем вообразить литературу, родился в античности как простонародное чтиво, и ни один уважающий себя античный критик даже не упоминает о нём. Массовая культура нимало не заслуживает пренебрежительного отношения».

Отсюда вывод: подлинное знание прошлого не только не мешает жить, но объясняет многие культурные феномены, представляя их в неожиданном ракурсе, даёт новое освещение реальности.

Подобно археологическому труду, «Записки и выписки» представляют собой некий своеобразный каталог предметов былого: былого, которого не вернуть и с которым нельзя не считаться.

Наблюдатель веков, внимательно их анализирующий, он понял, кажется, столь много, что получил право говорить от имён ушедших культур: право, которым воспользовался в высшей степени мудро, оставив именно то, что он нам оставил…

В 1993 году я послал ему свои стихи - нервную, взвихрённую машинопись - не рассчитывая на ответ, однако, ответ пришёл:

4. 10. 93

Дорогой коллега,

Я ведь не критик, не оценщик: я учёный, и всю жизнь приучал себя не делить стихи на плохие и хорошие. Лично, по-читательски, мне они понравились - тем, что фразы длинные, а стихи короткие. И я был бы рад, если бы Вы продолжали эту умную манеру и дальше. Но это только мой вкус, в котором, я сам не знаю, есть ли «что-нибудь путное».

С лучшими чувствами,

Ваш М. Гаспаров

Есть ли «что-нибудь путное» в моих прошлых и нынешних исканиях, судить, конечно, не мне. Но я берегу открытку, написанную рукой классика, как нить Ариадны, ведущую в сокровищницу мировой культуры.

Сентябрь-декабрь-2011

- (р. 1935) российский литературовед и переводчик, академик РАН (1992). Основные труды по классической филологии и стиховедению. Переводы античных поэтов и баснописцев. Государственная премия Российской Федерации (1994) … Большой Энциклопедический словарь

- (р. 1935), российский литературовед, переводчик, культуролог, академик РАН (1992). Основные труды по классической филологии и стиховедению. Переводы античных поэтов и баснописцев. Государственная премия Российской Федерации (1994). * * * ГАСПАРОВ … Энциклопедический словарь

- … Википедия

Академик Михаил Гаспаров Михаил Леонович Гаспаров (13 апреля 1935 7 ноября 2005) российский литературовед и филолог классик, академик РАН. Автор фундаментальных работ о русском и европейском стихе. Переводчик античной, средневековой и новой… … Википедия

Михаил Леонович (род. 1935), литературовед и переводчик, академик РАН (1992). Осн. труды по классической филологии и стиховедению. Переводчик античных поэтов и баснописцев. Государственная премия Российской Федерации (1994). Источник:… … Русская история

- (арм. Գասպարով) армянская фамилия. Образована от армянской фамилии Гаспарян с русским окончанием ов. Известные носители: Гаспаров, Михаил Леонович (1935 2005) российский литературовед и филолог классик Гаспаров, Самвел Владимирович (р. 1938)… … Википедия

Гаспаров М. Л. - ГАСПÁРОВ Михаил Леонович (р. 1935), литературовед и переводчик, акад. РАН (1992). Осн. тр. по классич. филологии и стиховедению. Переводчик антич. поэтов и баснописцев. Гос. пр. Рос. Федерации (1994) … Биографический словарь

Mikhail Gasparov - Mikhail Leonovich Gasparov in 1995 Mikhail Leonovich Gasparov (Russian: Михаил Леонович Гаспаров, April 13, 1935, Moscow – November 7, 2005, Moscow) was a Russian philologist and translator, renowned for his studies in classical philology and the … Wikipedia

Полный список действительных членов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З … Википедия

Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Книги

  • М. Л. Гаспаров. Избранные труды. Том 4 Лингвистика стиха; Анализы и интерпретации , Гаспаров Михаил Леонович. После выхода в 1997 г. трехтомника Избранных трудов известного ученого, академика М. Л. Гаспарова: О поэтах, О стихах, О стихе - до его смерти в 2005 г. им было написано много новых работ,…
  • История мировой культуры , Гаспаров Михаил Леонович. Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005) - выдающийся отечественный литературовед и филолог-классик, переводчик, стиховед. Академик, доктор филологических наук. В настоящееиздание вошло…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!