На основе какой легенды возникла расовая теория. Мифология Третьего рейха: расовая теория


Расовая теория.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оп-равдания существующего строя развивались идеи естественного деления насе-ления в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовла-дельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фа-шистской политики и идеологии. Одним из основателей ра-совой теории проис-хождения государства был немецкий философ и литера-тор Ф.Ницше(1884-1900), который в своей работе «Воля к власти» сформу-лировал те положения, которые в последст-вии стали расовым учением. Ницше делил всех индивидуу-мов на три типа. В каждом здоровом обществе, полагал он, имеются три раз-личных, но взаимо-тяготеющих физиологических типа: первый-гениальные люди, их немного; второй- исполнители идей ге-ниев, их правая рука и лучшие ученики, стражи права, порядка и безопасно-сти(цари, воины, судьи и другие блюстители за-кона); третий-масса посредст-венных людей. Всю всемирную со-циально-политическую историю он сводит к борьбе двух воль - воли сильных и воли слабых. Ницше отвергал все без ис-ключения концепции происхождения государств и считал, что государство является средством возникновения и про-должения того насильственного со-циального процесса, в ходе которого проис-ходит рождение привилегирован-ного культурного человека, господствующего над остальной массой. Госу-дарство, в соответствии с концепцией Ницше, слу-жит одним из служебных орудий, оно есть проявление борьбы сил и воль. Дру-гой представитель расо-вой теории - французский философ Ж.-А. де Го-бино(1816-1882). В своей ра-боте «Опыт о неравенстве человеческих рас» Го-бино дал расистскую модель происхождения государства. Основной предмет исследования в его работе - различия человеческих рас. Главенствующая идея расовой теории про-исхож-дения государства заключается в том, что человече-ские расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, ум-ственном и дру-гих отношениях. То есть их можно структурировать на высшие и низшие расы, и именно государство призвано обеспечивать постоянное гос-подство высших рас над низшими, полагал Гобино. Ж. Гобино объявлял арий-цев «высшей ра-сой», призванной господствовать над другими расами. Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику «узаконенного» унич-тожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо от-носив-шихся к фашизму национальных слоев. «Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говоря-щие на немецком языке, представ-ляют пол-ноценную нацию. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноцен-ная нация, должны гос-под-ствовать над другими нациями.

Современная наука считает, что нет оснований делить расы на высшие и низ-шие. Однако следует объяснить глубинные исторические причины воз-никнове-ния теорий Ницше и Гобино. На протяжении всей истории человече-ства расы различались в своем единомоментном развитии. Антропологиче-ские исследо-вания показали отсутствие связи между расовыми различиями людей и их мо-ральными и интеллектуальными характеристиками. Разнятся условия формиро-вания конкретной расы: различия в пройденном историче-ским пути объясня-ются климатическими, географическими, историческими, политическими, эко-номическими и социокульурными факторами. Различные уровни развития предполагают не безоговорочное подчинение отстающего более продвинутому, а помощь и поддержку последнего. То есть можно ска-зать, что данная теория сделала неверные, и причем радикальные, выводы из реальной исторической практики. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискре-дитиро-вана несколько десятилетий назад. Она не ис-пользуется больше как офици-альная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», акаде-миче-ская доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Органическая теория.

Первые упоминания о сходстве государства и человеческого орга-низма мы мо-жем найти еще у древнегреческих мыслителей. Органи-ческая теория пре-жде всего связана с именем Платона(427-347гг. до н.э.) и его сочинением «Государ-ство», в котором последнее сравни-вается с человеком, но взятом в ином, более масштабном измерении. Внутреннее устройство государства уподобляется строению чело-веческого организма с теми же важнейшими по функциям состав-ными частями и с такими же подчиненными отношениями частного к це-лому. Госу-дарство, по Платону, образуется в силу того, что ни-кто из лю-дей не спо-собен удовлетворить свои потребности сам по себе и по-тому они ищут по-мощи у других. В силу сложности создаваемого образова-ния возникают са-мые раз-личные потребности, что и ведет к появлению обо-собленных групп населе-ния, выполняющих свойст-венные только им назна-чения. Так, кресть-яне, ре-мес-ленники, тор-говцы и им подобные, обеспечи-вающие материальные ну-жды об-ще-ства, отнесены к низшему сословию. Воины, стоящие на страже го-сударства, выполняют более значимую функ-цию его организма. А выше всех те, что спо-собны им управлять, поскольку познали тайны «царского ис-кус-ства», постро-енного на идеалах добра, спра-ведливо-сти и прочих доброде-те-лей.Аристотель ар-гументировал свои взгляды следующим сравнением: как руки и ноги отня-тые от челове-ческого тела, не могут самостоятельно самостоятельно функ-цио-нировать, так и человек не может существовать без государства.

Во второй половине XIXв один из родоначальников позити-визма и основа-тель органической школы в философии Герберт Спен-сер(1820-1903) в своих «Опы-тах научных, политических и философских» ут-верждал, что объедине-ние пле-мен и их союзов в государственные образова-ния является плодом со-ци-альной эволюции. Спенсер рассматривал общество как своеобразный орга-низм, разви-вающийся по общему закону эволюции, утверждая, что эволю-ция- это переход от неопределенной, бессвязной одно-родно-сти к определен-ной, связ-ной одно-родности, сопровождающей инте-гра-цию материи. Появление обще-ства, а за-тем и государства, в со-ответствии с воззрениями Спенсера, и есть итог такой эволюции. Он сопоставлял биоло-гические орга-низмы и госу-дарство, перенося на последнее присущие таким организмам за-коны разви-тия: роста и на-копле-ния, естественного отборе, пе-рехода от про-стого к слож-ному, от однородно-сти(гомогенности) к разнород-но-сти(гетерогенности). «Причины, ведущие к увеличению объема любой части индивиду-ального тела». 1 В обществе подоб-ные процессы, по мнению англий-ского мыслителя, становятся поводом к по-этапному группированию первичных союзов людей в более сложные, что при-водит их посте-пенно к конечному результату-госу-дарству, где люди дифферен-ци-рованы в зависи-мости от сфер деятельности. В то же время и госу-дарство, как живой орга-низм, способно стариться и уми-рать, что становится обратной стороной лю-бого развития.

В те времена эта теория была востребована в связи с революцион-ным разви-тием естественных наук в XIXв. Спенсер одним из первых наиболее полно ис-пользовал аналогию между живыми организмами и обществом. При этом Спен-сер считал, что теория го-сударства и права станет науч-ной, только если вос-примет методологию и по-нятия естественных наук. Это утверждение не ли-шено объективного смысла:

-во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естест-вен-ными. Человек становится существом общественным, бу-дучи уже биоло-гиче-ски сформированным индивидом обладающим волей и сознанием. Пер-вично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражда-нином госу-дарства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одно-временно бу-дет означать гибель и общества, и государства. Следо-вательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и соци-альных зако-нов человеческого развития.

-в о-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обще-стве и государстве системный признак. Подавляющее боль-шинство ее сто-ронников считает, что общество и его государствен-ная организация - это сложная сис-тема, состоящая из взаимодейст-вующих и взаимообусловленных элементов.

-в-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) диф-ференциа-ция и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений со-стоит в том, что разделение труда ведет к дифферен-циации общества. С дру-гой сто-роны, интеграция объединяет людей в государство, посредством ко-торого они могут удовлетворять и за-щищать свои интересы.

Происхождение государства для С.М.Соловьёва, как представителя государ-ст-венной школы- поворотная точка истории. Идеал развития государства Со-ловьев видел в европейских христианских государст-вах, когда «государства при самом рождении своем вследствие пле-менных и преимущественно гео-гра-фических условий являются уже в тех же почти границах, в каких им предна-значено действовать впоследствии; потом наступает для все госу-дарств долгий, тяжкий, болезненный процесс внутреннего возрастания и ук-репления, в на-чале которого государства эти являются в видимом разделе-нии, по-том это разделе-ние мало-помалу исчезает, уступая место единству: государство образуется. Такое образование мы имеем право назы-вать выс-шим, органическим». 1

Нельзя сказать, что органическая теория является чисто умозритель-ной. Если абстрагироваться от метода аналогии, применяемого Спенсером, можно ска-зать, что описываемый им процесс образова-ния государства опирается на оп-ределенную историческую практику государственного строительства

Марксистская (классово-материалистичесая) теория.

Классово-материалистическая теория объясняет происхождение государства с классовых позиций, усматривая его появление в процессах экономического разложения общества на имущих и неимущих. Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обы-чаям. В материалистической теории государство не навязывается обще-ству из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственно-сти и социаль-ным расслоением общества по имущественному признаку(с появлением бога-тых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. Концепция американского историка и этно-графа Льюиса Генри Моргана о первобытном обществе и закономерностях его развития(«Древнее общество») была положена в основу работы Фрид-риха Энгельса «Происхожде-ние семьи, частной собственности и государ-ства», написанной с учетом того исторического и политического материала, которым он располагал в свое время. Общеизвестно, что государство сущест-вовало не всегда, его образова-нию предшествовал первобытно-общинный строй - древний тип коллективного производства, пишет Энгельс. Особен-ность первобытно-общинного строя со-стояла в том, что в нем не было част-ной собственности, не было господства и подчинения, не было эксплуатато-ров и эксплуатируемых. Однако, как писал Энгельс, этому розовому «детству человеческого рода» суждено было суще-ст-вовать не вечно. На определенной стадии общественного развития совер-шенст-вование земледелия и скотовод-ства приводит к тому, что эти два по-путных и тесно связанных вида занятий первобытного рода отделяются друг от друга. Начинается первое крупное разделение труда: пастушьи племена отделяются друг от друга. Наблюдается относительное перепроизводство, например мяса скотоводческими племе-нами, а хлеба земледельческими. В то же время у од-ного племени отсутст-вует хлеб, а у другого мясо. Появляется необходимость в обмене продуктов. Для обмена требуется большое количе-ство пригодных к об-мену продуктов. Теперь захваченных в плен людей из враждебного племени за-ставляют рабо-тать, производить продукты. Это в свою очередь приводит к на-коплению бо-гатства в одних руках, к возникно-вению собственности, появля-ется надоб-ность к охране богатства.

Развитие производства идет не только в области земледелия и скотоводства. С началом использования бронзы, железа, плавки металлов развивается ре-месло, появляются ремесленники: кузнецы,гончары и т.п.

Появление ремесла означает второе крупное разделение труда. Наличие от-дельных пастушьих, земледельческих и ремесленнических видов деятельно-сти приводит к появлению новой группы людей- торговцев, т.е. лиц, зани-мающихся обменом производимой продукции. Это свидетельствует о новом, третьем раз-делении труда. Таким образом, развитие человеческого общества неизбежно ведет к образованию частной собственности, поскольку излишки производимой продукции не потребляются сразу, а остаются, и скорее всего в руках старей-шин, вождей, военачальников.

Родовая организация жизни общества становится уже непригодной. Теперь имущество не поступает в распоряжение всего рода, а главным образом ста-но-вится собственностью вождей, старейшин, имущественной знати. Имуще-ство наследуется сыновьями, родст-венниками владельцев. Появляется собст-вен-ность - и появляются классы, т.е. группы людей имущих и неимущих, из кото-рых одна группа может присваи-вать труд другой. В таких условиях ро-довая ор-ганизация не отвечает интере-сам тех, в чьих руках сосредоточено богатство, рабы, скот, земля. Появляется необходимость в новом устройстве общества, ко-торое бы более эффективно обеспечивало защиту интересов бо-гатого слоя лю-дей, обеспечивало бы твер-дые условия охраны собственности и эксплуатации людей. И в результате «родовой строй отжил свой век. Он был взорван разде-лением труда и его по-следствием - расколом общества на классы. Он был заме-нен государством». 1

Таким образом, согласно теории марксизма государство является следствием следующих трех основных причин: разделения труда, возникновения част-ной собственности на средства производства, разделение общества на анта-гони-сти-ческие классы. Непосредственной же причиной является непримиримость клас-совых проти-воречий эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

В.И.Ленин подчеркивал, что «государство возникает там, тогда и поскольку, где,когда и поскольку происходит раскол общества на классы».

Возникновение государства - это приспособление общества к новым усло-виям, служащее тому, чтобы экономические отношения частной собственно-сти со-хранялись, поддерживались, развивались.

По В.И.Ленину, - «государство - есть машина для угнетения одного класса над другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчи-ненные классы». 1 Экономически господствующие классы нуждаются для за-щиты своих привилегий и для закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политического господства, каким и явилось го-сударство и его аппарат. Существование государства обусловлено, в конеч-ном счете, харак-тером производственных отношений и способом производ-ства в целом: оно становится надстройкой над экономическим базисом.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения го-сударства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри об-ще-ства. Римская форма отличается тем, что родовое общество превраща-ется в замк-нутую ари-стократию, изолированную от многочисленной и бес-правной пле-бейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах ко-торого воз-никает государство.

Германская форма - государство возникает как результат завоевания обшир-ных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни ка-ких средств.

Для марксистского понимания происхождения государства недостаточно ска-зать, что оно возникает в результате появления частной собственности и рас-кола общества на враждебные классы. Из этого положения делается вы-вод о том, что государство не устраняет борьбу классов. Государство есть «продукт» «проявление» непримиримости классов.

С позиции классовой теории происхождения и сущности государства по-следнее не отражает объективно существующие интересы людей и защищает интересы лишь господствующего класса. Деятельность государственной вла-сти по сути есть деятельность насильственная, подавляющая интересы той или иной соци-альной группы общества. Так, в Манифесте Коммунистиче-ской партии Маркс и Энгельс писали: «Политическая власть в собственном смысле слова - это орга-низованное насилие одного класса для подавления другого». 1

В другой своей работе они утверждали, что государство есть та форма, в ко-то-рой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы. 2

Классово-материалистическая концепция, формировавшаяся в условиях обо-ст-рения классовой борьбы, недостаточно точно отражала генезис государ-ства, концентрируя внимание лишь на его классовой сущности. Современные архео-логические и этнографические исследования свидетельствуют о том, что пер-воначально государство создавалось не только в качестве организа-ции для под-держания господства, но и в целях удовлетворения общих по-требностей и ин-тересов, объективно возникающих в обществе. Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право - это необходимый инстру-мент обеспечения эконо-мической свободы индивида, являющийся «беспри-страстным» регулятором от-ношений производства и потребления. Его нрав-ственные основы в цивилизо-ванном мире учитывают и реализуют объектив-ные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запре-щенного поведения участников обще-ственных отношений.

Представители других концепций и теорий происхождения государства счи-тают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этниче-ский и других факторов, обусловивших формирование общества и возникнове-ние государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга эконо-мического материализма состоит в доказательстве выдающе-гося значения эко-номического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с ма-териальной стороной его существования». «Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономиче-ский материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений».

В настоящее время вопрос о том, можно ли ставить в жесткую зависимость два таких процесса, как образование классовой структуры общества и появ-ление государственных форм управления, в современной науке не вызывает сомнений только у сторонников классического марксизма. Но в работах мно-гих совре-менных исследователей подобная жесткая связь не установлена. (Е.В.Пчелов в статье «К вопросу о времени возникновения древнерусского государства» 1)

Заключение.

В заключение необходимо отметить, что уже тысячелетия люди живут в усло-виях государственно-правовой действительности: они являются гражда-нами (или подданными) определенного государ-ства, подчиняются государст-венной власти, сообразуют свои дейст-вия с правовыми предписаниями и тре-бова-ниями.

Кажется вполне понятным то, что еще в древности они стали заду-мываться над вопросами о причинах и путях возникновения госу-дарства. Было создано мно-жество различных теорий, по-разному от-вечающих на такие вопросы. Множе-ственность этих теорий объяс-няется разнообразием исторических и социальных условий, в кото-рых жили их авторы, разнообразием идеологиче-ских и философ-ских позиций, которые они занимали. В данной курсовой ра-боте не было смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из не-познаваемо-сти путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, ото-ждествляю-щие государство и общество, полагающие, что го-сударство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вме-сте с ним. Рассмотренные в курсовой работе теории различают государство и обще-ство и выделяют происхождение государства в качестве специфической области исследования.

В заключение отметим, что в данной работе рас-смотрены далеко не все теории происхож-дения государства. Среди них можно назвать и такие не менее из-вестные, как ирригационная (данная теория обращается к специфике форми-рования государ-ства на территориях с преобладанием поливного земледелия, что обу-славливало вовлеченность в процессы, связанные с её организацией и практи-ческим обес-печением, огромных людских масс и, соответственно, зна-чение управленческой функций в разделении труда), демографическая (в своей трак-товке возникно-вения государственной власти ставила ее основной движущей силой рост наро-донаселения, что вело к усложнению организации общественно регулируемых механизмов и их подчиненности единым власт-ным структурам), кризис-ная (выводит зарождение государства как следствие суровых экологиче-ских по-трясений, пережитых людьми и вызвавших необ-ходимость их организа-ции в сообществе более высокого порядка для того, чтобы выжить в условиях гло-бальных кризисов), патримониаль-ная (объясняла происхождение государ-ства из концентрации права собствен-ности на землю в руках вождей и посте-пенного преобразования власти над землей во власть над людьми) и другие. Множество взглядов на процесс про-исхождения го-сударства зависит от исто-рически опре-деленного уровня зна-ний о прошлом че-ловеческого общества, от общих миро-воззренческих пози-ций их авторов, от за-дач, которые они ставят перед собой, от избранной ме-тодологии построения той или иной концепции и других причин. Однако сторонники почти всех этих док-трин признают, что го-сударство суще-ство-вало не всегда, что эти социальные институты появились на определенном этапе развития общества под воздейст-вием определенных объек-тивных предпо-сылок. Было бы неверно рассматривать одни концепции и тео-рии как полно-стью оши-бочные, а другие(и тем более какую-нибудь одну)- как полностью пра-вильные и истин-ные. Конечно, не все подобные концепции и теории равно-ценны, но на пути к искомой истине все они представляют опре-деленную по-знавательную ценность. Различные концепции происхождения и назначения го-сударства до-полняют друг друга и содействуют мыслительному воссозда-нию более полной и верной картины, смыслового образа и значения рассмат-ривае-мого сложного и многоас-пектного процесса. Положения этих раз-лич-ных концепций в целом ряде отношений перекрещива-ются и совмещаются друг с другом. Так, теологические представления имеются и во многих пат-ри-архаль-ных, органических, договор-ных или психологических концепциях про-исхожде-ния и назначения государ-ства. Встречаются также раз-личные ва-рианты сочета-ния патриархальных и ор-ганических концепций и т.д. Со-вре-менная наука, как отмечалось, располагает, несомненно, большими воз-мож-ностями для расшире-ния своих представлений об окружающем мире и его исто-рии, и тем самым об-ладает различными осно-ваниями для того, чтобы либо оп-ровергнуть явно уста-ревшие учения, либо об-ратить внимание на ошибоч-ность или одно-сторонность тех или иных подходов к проблеме. Од-нако накоп-ление в арсенале теории госу-дарства и права всей суммы подхо-дов и направле-ний, объ-ясняющих процессы формирования госу-дарственно-сти, помогает обо-гатить об-щетеорети-ческую юридическую науку, придать её положениям дейст-вительно универ-сальный ха-рактер.

Сущность расовой теории сводится к тому, что расы имеют различное историческое происхождение и поэтому одни народы - «высшие» расы, а другие - «низшие». По теории расизма, различия в культурном и научном развитии и материальной обеспеченности рас зависят от их биологического неравенства. Биологической наукой, основанной на принципах диалектического материализма, доказано, что человеческие расы произошли от одного вида животных предков (монофилическое происхождение). При ЮНЕСКО (объединение по рассмотрению вопросов просвещения, науки и культуры при ООН) создан комитет, состоящий из ученых - антропологов, генетиков, социологов и психологов. Он опубликовал в 1951 г. декларацию о том, что ученые всех стран признают происхождение рас от одного общего предка.

Человеконенавистническую расовую теорию используют как идеологическое учение фашизм, национализм, шовинизм, сионизм, что служит для оправдания политики колониализма, а в конечном счете сводится к развязыванию войн и уничтожению миллионов людей под лозунгом их биологической неполноценности. Расистское учение о неполноценности человеческих рас находит благоприятную почву в условиях империалистической эксплуатации и оправдывает захватническую политику эксплуататорских классов и политику колониализма, геноцида, расовой сегрегации. Расовая теория в руках буржуазного общества является исключительно опасным идеологическим учением. Передовое человечество, вооруженное идеологией марксизма-ленинизма, должно решительно бороться с расистскими учениями. Как указывал В. И. Ленин, « ... без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».

Для видимой научной обоснованности расизма буржуазия, с одной стороны, оперирует заведомо извращенными научными данными лжеученых, фальсифицирует научные и исторические факты, с другой - не проводит параллелей и смешивает совершенно различные понятия о расе, племени, общине, народности, нации. На основе учения марксизма-ленинизма о развитии и происхождении рас доказано, что раса - биологически сложившаяся общность людей, а возникшие в пределах каждой расы племена, общины, народности, нации являются только общественно-социальными формациями, которые образовались не в результате биологического неравенства, а в связи с различными социальными условиями жизни людей. Каждое современное государство состоит не из одной расы, а из многих наций, имеющих различные расы. В настоящее время говорить о чистых расах вообще абсурдно, так как еще 20 000-30 000 лет назад началось смешение рас. Смешение (метисация) рас происходит активно и в наши дни, чему способствует мирное сосуществование государств с различным общественным строем, когда создаются условия для общения больших контингентов людей. Расисты особенно жестоко применяют государственные законы против смешения «белых», «черных», «желтых» и «красных». Расисты использовали данные о вреде смешения рас реакционных буржуазных генетиков и евгенистов, которые утверждали, что у каждого человека существует вечная и неизменная наследственность, а смешение рас приводит к вырождению наций, ссылаясь при этом на примеры исчезновения многих народов. Современная генетика и евгеника доказали, что гибель целых народов Африки, Северной и Южной Америки является результатом не метисации, а классового гнета и прямого уничтожения народов и носит классовый характер. Биологической наукой доказано, что вырождения наций при смешении рас не отмечено, т. е. той дисгармонии в умственном и физическом развитии, о которой твердят расисты. Браки близких родственников вследствие концентрации передаваемых по наследству неблагоприятных свойств способствуют появлению неполноценного потомства. Признав смешение рас и наций, расисты уже не смогли бы оправдать состоятельность буржуазной идеологии расизма, использовать ее для влияния на другие народы.

Наглядным примером торжества учения марксизма-ленинизма о развитии и происхождении рас является Советский Союз. В России до Великой Октябрьской социалистической революции многие народы находились на грани вымирания из-за тяжелых социальных условий, а не вследствие биологической неполноценности. С установлением Советской власти стал повышаться культурный уровень и материальное обеспечение всех отсталых и малых народов, увеличилась рождаемость, снизилась заболеваемость. Народы, бывшие ранее отсталыми, успешно овладевают современной культурой и по психологическому развитию не уступают другим народам современного человечества.

Расистское учение в полной мере затрагивает и вопросы анатомии человека. При изучении строения человека в целом, т. е. в совокупности всех систем и органов, на основании научных данных убедительно доказано, что морфологическое строение клеток, тканей, органов и систем у представителей всех рас не имеет каких-либо особенностей и преимуществ. Все люди земного шара имеют генетическое родство, отвечают одинаковой иммунологической реакцией при адекватных раздражениях, страдают общими болезнями и, естественно, анатомическое строение их одинаково. Психологическое развитие, уровень культуры каждого человека в силу неодинаковых социальных условий развития общества и влияния внешней среды различны и по наследству не передаются, а приобретаются только одним поколением. Выдающиеся личности встречаются среди всех рас.

При сопоставлении анатомических признаков представителей различных рас с ископаемыми останками предков человека - человекообразными обезьянами - оказывается, что у одних рас больше выражены некоторые морфологические признаки, общие с человекообразными предками. Действительно, например, у негроидов величина угла выступания челюстей (прогнатизм) приближается к этой величине у человекообразных обезьян, а по толщине губ, распределению на теле волосяного покрова и спиралеобразной форме волос негроиды значительно больше отличаются от обезьян, чем европеоиды. Расисты при обосновании расовой теории часто используют данные, характеризующие форму и величину черепной коробки. Они считают, что у «высших» рас высота черепной коробки больше, чем у «низших». При изучении черепов представителей различных рас оказалось, что этот признак не является доминирующим. У каждой расы можно встретить как очень большую высоту черепа, так и малую, однако психологический уровень развития этих людей одинаков. У некоторых народов, например эскимосов, североамериканских индейцев, северных китайцев и японцев, высота черепной коробки наибольшая. Этот факт показывает, что арийская долихоцефалическая «высшая» раса уступает по высоте черепа этим народам, а по емкости черепа (1378 мл) - бурятам (1496 мл) и эскимосам (1563 мл). Вариации форм борозд, извилин и цитомиелоархитектоники коры полушарий головного мозга встречаются в одинаковой степени у представителей всех рас. Не имеет также никакого значения для характеристики психики и интеллекта человека масса головного мозга. В среднем у представителей различных рас она колеблется от 1250 до 1550 г. Наукой доказано, что, как правило, у нормального человека головной мозг весит более 900 г. Встречаются случаи, когда масса мозга идиота составляет около 2000 г. Такие морфологические признаки, как последовательность синостозирования швов черепа, степень дифференцировки и развитие мимических мышц, форма гортани, строение ее мышц, форма стопы, не дают повода к заключению о преимуществах той или другой расы. Расисты считают, что стопа африканцев, индейцев, вьетнамцев приближается к стопе обезьян, так как I палец имеет большой размах движений и больше отводится к средней линии. На подвижность I пальца ноги оказывают влияние не биологические факторы, а та социальная среда, в которой проживают эти люди. Хождение без обуви, лазанье по деревьям, выполнение некоторых трудовых процессов с участием ног - все это обусловливает некоторую анатомическую перестройку упражняемого органа.

Идеологи марксизма-ленинизма, прогрессивные народы всех стран борются с расизмом. В России против расизма, рабства негров, истребления индейцев, угнетения малых народов выступали русские революционеры-демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. Великий русский путешественник Н. И. Миклухо-Маклай доказал, что туземцы по своему психологическому развитию не уступают другим народам. Например в Индонезии до 1950 г. 95% населения было неграмотным. Многие племена жили первобытнообщинным строем. За 10 лет около 40% населения овладели грамотой и многие получили высшее образование. Куба из страны неграмотной превратилась в страну современной культуры и сплошной грамотности.

Таким образом, теория расизма в своей сущности представляет учение, возникшее на классовой основе, а не только из предпосылок лженаучных данных некоторых буржуазных генетиков и психологов. При капиталистическом способе производства расы, являясь биологическими категориями, обязательно приобретают черты социальной категории, так как они связаны с вопросами об отношении общественных классов, задачами рабочего движения, национально-освободительной и антиимпериалистической борьбы. Расизм в современных условиях представляет систему гнета и эксплуатации. Факты говорят, что эта система представляет особую форму организации производственных отношений. Например, разрыв дохода на душу населения между черными и белыми выражается в цифре 14:1. В ЮАР белые составляют 16,7% всех жителей и присваивают 76,5 процентов национального продукта.

Следовательно, основа идеологии расизма базируется на капиталистической системе сверхэксплуатации трудящихся.

Буржуазные стратеги в своей деятельности всегда прибегают к идеологии расизма и его различным течениям. В последние годы особенно получил развитие сионизм, возникший на почве доведенного до крайности буржуазного национализма. Международный крупный сионистский капитал с конца XIX века во всем мире провозгласил сионистские догмы о расовой исключительности евреев, что это «избранный богом народ», «высшая раса». В Израиле этот принцип возведен в ранг государственной политики. В Америке имеется более 30 млн., индейцев и других национальностей, которые находятся в состоянии угнетения и жестокой эксплуатации - это обосновывается расовой концепцией «политического индеанизма». Суть ее сводится к активному включению индейцев в систему капиталистической эксплуатации и их ассимиляции, лишая равноправия, уважения и защиты их интересов.

Антинаучные расистские «теории» представляют непосредственное отражение и идейное обслуживание экономических отношений капитализма в его внутренней и внешней политике. Это положение, что расизм - составная часть империалистической идеологии - самым изуверским способом продемонстрировал всем народам мира германский фашизм, развязавший вторую мировую войну и разгромленный Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции. В результате расистская идеология потерпела полное политическое поражение. Садизм и зверства фашистов навсегда дискредитировали в глазах общественного мнения политику геноцида. Хотя Международный трибунал в Нюрнберге и наказал фашистских лидеров, в настоящее время выяснилось, что эти меры были недостаточными. Свидетельством этому является культивирование различных форм расизма почти во всех капиталистических странах. Это объясняется тем, что даже тогда, когда капиталистические государства официально выступают против расизма, они всячески стараются его сохранить. И нет сомнения в том, что питательной средой для расизма является экономическая база капитализма, основанная на разделении труда и сверхэксплуатации посредством расовой дискриминации. Расизм только увековечивает эти формы эксплуатации. Расизм угрожает народам мира, поскольку любая страна, которая следует расистской политике, является источником международной напряженности и военных конфликтов.

Советский Союз с первых дней существования объявил жестокую борьбу расизму, шовинизму и национализму. Доказательством служит развитие всех наций и национальностей под лозунгом марксизма-ленинизма как братских народов, вооруженных идеей построения коммунистического общества. Советское правительство неоднократно выступало в ООН, на различных международных совещаниях и конгрессах с предложениями полного уничтожения колониализма, неоколониализма, расизма как политического течения. Исходя из твердой интернациональной политики, СССР оказывает помощь всем странам, борющимся за национальное единство и независимость, за дружбу между всеми народами земного шара.

На деле подтверждается вывод основоположников марксизма-ленинизма о том, что социализм - это ключ к решению национального и расового вопроса. В Конституции СССР говорится: «Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по Закону» (ст. 36).

Миф «чистоты крови» был основой идеологии Третьего рейха. «Чистота крови» имела для немецких нацистов столь огромное значение, так как была связана с наследованием расовых качеств.

Нацисты делили расы на «высшие», имеющие творческое начало и способность к поддержанию порядка и самоорганизации, и «низшие», соответственно, не имеющие озвученных начал. На вершине иерархической лестницы была «нордическая» раса (германо-скандинавы), ниже стояли восточно-балтийская, динарская (адриатическая) и иные подрасы европеоидной расы. Даже французы считались «выродившимися, негроидизированными, испорченными». Поэтому они входили в группу «полунордических» народов.

Ниже по лестнице были метисы белой расы с другими расами и в самом низу – представители «чёрной» (негроиды) и «жёлтой» (монголоиды) рас. Представители «низших» рас вообще не считались людьми в полном смысле слова – это были «недочеловеки» (нем. Untermensch - Унтерменш). В эту группу – «недочеловеков», в Рейхе также записали славян, евреев и цыган.

Даже в тюрьмах Третьего рейха соблюдался принцип расовой сегрегации. Заключенных делили по признаку «чистоты крови»: в первую (высшую) категорию входили немцы; во вторую – датчане, норвежцы, голландцы и пр. представители «нордической расы» (они не являлись «сверхчеловеками», от нем. Übermensch); в третью – французы, итальянцы, бельгийцы (полунордическая раса); в четвёртую – русские, поляки, чехи, сербы («недочеловеки» с примесью нордической крови).

13 июля 1941 года рейхсфюрер Генрих Гиммлер, выступая в Штеттине, перед бойцами СС сказал следующее: «Это война идеологий и борьба рас. На одной стороне стоит национал-социализм: идеология, основанная на ценностях нашей германской, нордической крови…. На другой стороне стоит 180-миллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать - это расстреливать без всякой жалости и милосердия. … Когда вы, друзья мои, сражаетесь на Востоке, вы продолжаете ту же борьбу против того же недочеловечества, против тех же низших рас, которые когда-то выступали под именем гуннов, позднее - 1000 лет назад во времена королей Генриха и Оттона I, - под именем венгров, а впоследствии под именем татар; затем они явились снова под именем Чингисхана и монголов. Сегодня они называются русскими под политическим знаменем большевизма».

Разделению народов на «высшие» и «низшие» расы придавалось практически религиозное значение. «Нордическая раса» олицетворяла всё самое лучшее, хорошее, а «низшие расы» были частью тьмы, хаоса, разрушения. Вся человечества была подана как борьба «высших» и «низших» рас. Адольф Гитлер в «Моей борьбе» образно сравнивал «арийца» с Прометеем, который нес свет человечеству.

Естественно, на основе этой теории делался вывод, что раз только «нордическая раса» способна развивать человечество, то «неарийские народы» нуждаются в управлении «арийцами». Особенно это касалось славян. Идеологи Рейха были сторонниками «норманнской теории» создания Русского государства. По словам Гиммлера, «этот низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь же не способны поддерживать порядок, как не были способны 700-800 лет назад, когда они призвали варягов…». Поэтому надо были поступить с ними в соответствии со словами летописца: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите и володейте нами».

Надо отметить, что идеи расизма имели старые корни в Европе, в том числе и в Германии. Именно поэтому «нордическая теория», популяризируемая Альфредом Розенбергом заняла столь значительное место в немецком народе. Розенберг создал стройную картину истории с древнейших времён, где единственным творческим началом был «ариец». От арийской Индии, Персии, дорической Эллады и италийского Рима до германской Европы. Приказом от 13 сентября 1933 года ввели обязательное изучение «расовой теории» в школах (не менее 2-3 часов в неделю) и университетах.

Эта теория не была выдумана немцами, её создали ещё задолго до Третьего рейха. Граф Жозеф Артюр де Гобино (1816- 1882), известный французский писатель-романист, социолог, в 1853-1855 годы выпустил четырёхтомный труд «Опыт о неравенстве человеческих рас». Граф де-факто стал первым автором, который в 19 столетии в развернутом виде сформулировал тезис о расовом неравенстве как главном принципе исторического развития. По мнению Гобино, расовое неравенство является наиболее фундаментальным, первичным и исходным принципом. Из него, по словам графа, проистекают все остальные общественные иерархии. Гобино выделял три основные расы: белую, жёлтую и чёрную. Все расы автор расположил в виде трёхступенчатой иерархической лестницы. Белая раса – вверху лестницы, а чёрная - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по мнению Ж. Гобино, «арийцы». Расы, по словам автора теории, отличаются постоянством физических и духовных свойств. Белая раса превосходит остальные две расы в физической красоте, силе и упорстве. Но самая главная её особенность, которая определяете лидерство и место в расовой иерархии - это разум. Гобино считал, что смешение рас представляет собой необходимый источник для рождения и развития цивилизаций (при обязательном участии белой расы), но оно же в дальнейшем становится причиной их деградации и смерти. Гобино занимал антиколониальную позицию, так как колониальные захваты способствовали смешению и вырождению белой расы, европейской цивилизации. В целом он считал, что белая раса и европейская цивилизация идёт по пути регресса и конец её близок. Признание и известность пришли к графу Гобино только после его смерти и не на родине, а в Германии. В 1894 году в Германской империи было создано «Общество Гобино», к 1914 году число членов организации достигло 360. Особенно большую роль в распространении идей Гобино в Германии сыграл учредитель этого общества Людвиг Шеман. Он издал ряд работ Жозефа Гобино и исследований о нём. Кроме того, Шеман в 1897-1900 годы впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке. Идеологи Третьего рейха оценивали работы Гобино очень высоко и в 1930-е годы специально подобранные фрагменты из его работ публиковались в популярных антологиях о расах и приводились в школьных учебниках. В результате идеи француза Гобино стали частью идеологии Третьего рейха.

Настоящим «отцом духа», «пионером» и «первопроходцем» (так его называл Йозеф Геббельс) в области расовых теорий стал британский писатель, социолог, философ Хьюстон (Хаустон) Стюарт Чемберлен (1855-1927). Его мировоззрение сложилось на основе идей Рихарда Вагнера и Жозефа Гобино. Главным его трудом, который принёс ему популярность, стала работа «Основы XIX века». Она вышла в Мюнхене в 1899 году. По мнению Чемберлена, европейская культура стала результатом синтеза пяти основных компонентов: культуры, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и системы государственного управления Древнего Рима; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося творческого тевтонского (германского) духа; и разрушительного влияния еврейства и иудаизма в целом. Противостоять силе еврейства могут только «арийцы». «Арийцы» являются, по словам британца, единственной опорой мирового развития, а евреи – это негативная расовая сила, которая разрушает и приводит к вырождению человечества. «Основы» Хьюстона Чемберлена стали необычайно популярны в Германской империи ещё при кайзере Вильгельме II.

Одним из самых главных «расологов» Третьего рейха стал Ганс Фридрих Карл Гюнтер (1891 - 1968). Лингвист по образованию, он в мае 1930 года возглавил созданную по специальному распоряжению правительства Тюрингии (на выборах вверх одержали национал-социалисты) кафедру социальной антропологии в Йенском университете. Его вступительная лекция называлась «Причины расового упадка немецкого народа после великого переселения народов». С ним общался Герман Геринг и высоко оценивал преподавателя. На партийном съезде 11 сентября 1935 года А. Розенбенг вручил Гансу Гюнтеру как первому лауреату премию НСДАП в области науки и заявил в своей речи, что профессор «заложил духовные основы борьбы нашего движения и законодательства рейха».

Родоначальником концепции «научного расизма» был американский антрополог Сэмюэль Джордж Мортон (1799-1851). Эта теория в первой четверти 19 столетия быстро распространилась среди сторонников рабовладения, т. к. она научно обосновывала невозможность освобождения негров. США приняли эту теорию даже на официальном уровне. В 1844 году государственный секретарь Штатов Джон Колдуэлл Кэлхун (сенатор от Южной Каролины, т. н. «некоронованный король Юга»), после консультаций с Мортоном, дал официальный ответ на ноту европейских стран по поводу рабства в США, заявив, что отмена рабовладельческой системы невозможна, так как негры принадлежат к «низшему человеческому типу». В этом же 1844 году Сэмюэль Мортон опубликовал книгу «Египетский череп», где доказывал, что древние египтяне принадлежали к белой (по терминологии того времени «кавказской») расе. Его последователи Д. Глиддон и Н. Нотт в 1854 году выпустили книгу «Типы человечества», где на основе исследований черепов доказывали, что негры стоят ближе к обезьянам, чем к другим человеческим расам. В США подобные взгляды на «чёрное» население господствовали довольно долго, даже после Второй мировой войны. В 1896 году в США была узаконена расовая сегрегация. Закон ввел Верховный суд по делу «Плесси против Фергюсона»: в 1890 году штат Луизиана принял закон о раздельном проезде в поездах, который ввёл специальные и худшие места для негров. В 1892 году за нарушение этого закона был задержан Гомер Плесси, имевший одну восьмую негритянской крови. Верховный суд, в который обратился Плесси за справедливостью, подтвердил правоту властей штата и сообщил, что такой закон не противоречит Конституции. Поэтому, в США довольно значительный промежуток времени, даже после официальной отмены рабства, негры и мулаты (да и другие «цветные») не могли заходить в «белые» кварталы, магазины, театры, вагоны и прочие места и заведения.

Большую роль в становлении расовой теории Третьего рейха сыграли исследования британских и немецких учёных посвященные Индии. Приход племён ариев в Индию с Севера, завоевание ими «чёрных», и создание ими жесткой кастовой системы, рассматривался как образец для подражания. В 1849 году в Лондоне стало выходить издание перевода полного текста «Ригведы» подготовленное Максом Мюллером. Мюллер высказал мысль, что «арийская раса» превосходила другие расы (туранскую и семитскую) в культурном развитии. Арийцы стали «движителями истории». Но «смешение рас» привело к тому, что арийцы постепенно утратили свой творческий потенциал и деградировали. К приходу британцев Индия утратила свой творческий потенциал. На основе этих идей в первой четверти 20 века британские индологи подготовили официальную историю Индии. В 1938 году в Третьем рейхе была опубликована работа санскритолога Пауля Тиме (1905-2001). Он утверждал, что в древнеиндийских Ведах термин «арий» был якобы синонимом «человека», а чернокожие люди рассматривались, как «недочеловеки». В результате действительность Третьего рейха была подкреплена авторитетом «Ригведы» и порядков Древней Индии.

Ещё одной древней страной, из которой идеологи Рейха выводили начало «нордической расы» была Персия. Первые идеи об общности германцев и персов-ариев появились в начале 19 столетия. В 1808 году немецкий учёный Отто Франк, профессор филологии в Бамберге, в книге «Свет с Востока» выдвинул теорию, что Иран был прародиной ариев. Арии из Ирана попали в Индию, Египет, Грецию, Германию и заселили всю Европу. По его мнению, немцы вели свой род с Востока «все следы его древней истории, равно как и его … живой язык – все это указывает, что немцы – родные братья не грекам и не римлянам, а персам». Франк призывал восстановить «изначальное государство» - персо-германскую державу. Аналогичных взглядов придерживались и нацисты в Третьем рейхе. Берлин старался превратить Иран в своего союзника на Ближнем Востоке, создав угрозу геополитическим интересам Великобритании и Советского Союза. Поэтому, центральное место в пропаганде нацистов в Иране заняли теории об общем арийском происхождении немцев и иранцев. Специальным указом Берлин иранцы как «чистокровные арийцы» были освобождены от действия «расовых» (нюрнбергских) законов. В 1934 году по рекомендации германских дипломатов для того, чтобы возвеличить роль Ирана как прародины арийской расы, государство «Персия» было официально изменено на «Иран». Немецкие архитекторы спроектировали здание Национально банка в Тегеране в неоперсидском стиле. Расовое управление СС запланировало браки немецких девушек с видными представителями военно-политической и экономической элиты Ирана, чтобы «освежить» кровь иранского руководства. Центром нацистского движения в Иране стал журнал «Древний Иран», выходивший еженедельно в 1933-1937 годы. Журнал пропагандировал успехи Третьего рейха, сообщал о важнейших событиях военно-политической жизни Германии. Редактором журнала был иранский националист Сейф Азад. Журнал выступал против засилья иностранцев в Иране и одновременно сообщал о дружественном и родственном немецком народе, который готов помогать стране в её развитии.

Руководитель института «Наследие предков», ректор мюнхенского университета профессор Вальтер Вюст (1901- 1993) в 1943 году выпустил сборник «Индогерманское исповедание». Надо отметить, что германские учёные практически целиком приписали наследие индоевропейцев-арийцев (они их называли индогерманцами) немцам. По мнению Вюста, задача германистики заключалась в том, чтобы воссоздать не только историю индогерманской цивилизации, но и становление индогерманской империи. Начало этого процесса в Западной Европе Вюст относил к империи Карла Великого, а в мировой истории истоки этой империи восходили, как минимум ко времени Ахеменидов.

С большим уважением нацистское руководство относилось к древнегреческой культуре. Гитлер считали, что культура древних греков была совершенной. Розенберг в «Мифе 20 века» писал: «Самой лучшей мечтой стала мечта нордического человечества в Элладе». Нацистские исследователи связывали происхождение древних греков с Древней Германией. Немецкие учёные выдвинули теорию, согласно которой пришедшие с севера в Грецию дорийцы были германцами по происхождению. Гитлер даже заявил: «Когда нас спрашивают о наших предках, мы всегда должны указывать на греков». Среди учёных эту теорию развивал уже упомянутый Ганс Гюнтер. В работе «Расовая история эллинского и римского народов» (1928 год) он сообщает о том, что эллины переселились в Грецию из долины Среднего Дуная и сообщает о сходствах между германцами и древними греками. Розенберг выводил древних греков напрямую из Германии – из земли Бранденбург.

В одном из древнегреческих государств-полисов – Спарте, Гитлер видел «самый чистый в истории образец расового государства». Германские историки идеализировали дорийскую Спарту. В спартанцах нацисты видели чистый «нордический» элемент, подлинную расу господ, в самом государстве – идеальное воплощение политической организации. Надо сказать, что отождествлять Древнюю Грецию с древними германцами и скандинавами начали ещё до возникновения Третьего рейха. Греческий Олимп соотносили со скандинавским пантеоном богов. Белокурых и голубоглазых древнегреческих героев и богов с героями и богами германо-скандинавского эпоса.

Расы - это исторически сложившиеся территориальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах.

Происхождение термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голова, начало, корень). Есть также версия, что термин этот связан с итальянским rassa, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Первые в своей основе расовые концепции появляются в конце XVIII в. Они были вызваны к жизни колониальной политикой, сформировались в значительной мере как идеологическое обоснование захвата чужих территорий, подчинения, эксплуатации и ограбления миллионов людей в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании со стороны нескольких европейских держав. Эти концепции представляли собой попытки обосновать различия в расовом и культурном облике народов.

Расисты утверждают, что различные расы и их представители неравноценны по своей одаренности, что существуют «полноценные» и «неполноценные» расы и нации . Этим расисты пытались оправдать проводимую ими расовую и национальную дискриминацию внутри своей страны и агрессивную захватническую грабительскую колониальную политику в отношении других стран.

Как откровенно реакционная идеология расизм выступает особенно отчетливо в XIX в. Эта идеология использовалась, в частности, для оправдания рабства в США. Некоторые американские антропологи (Мортон, Петт, Глиддон) пытались «научно» подкрепить позиции рабовладельцев, доказывали необходимость и справедливость сохранения рабства, ссылаясь на то, что негры - низшая раса, якобы неспособная жить без посторонней опеки.

В Европе также появлялись расистские теории. Особая роль в этом отношении принадлежит изданной в 1853 г. французом графом Ж.А. Гобино печально знаменитой книги «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой книге автор утверждал, что человеческие расы различаются между собой не только по «красоте» и разным физическим признакам, но и по психическим качествам культуры. Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой - желтую. Высшей и единственной способной к прогрессу Гобино считал белую расу, особо выделяя ее элиту - «арийскую расу». Желтая, или монголоидная, раса, по его мнению, существенно уступала белой, а черная раса считалась неспособной к усвоению цивилизации и потому обреченной на вечное отставание в своем развитии.

Такая теория, косвенно поддержанная некоторыми крупными биологами того времени (Э. Геккель, Ф. Гальтон и др.), оказалась очень удобной для оправдания деятельности европейских колонизаторов в странах Африки и Азии, прежде всего, для оправдания расового и этнического угнетения, и уже потому получила широкое распространение в Британии и других метрополиях.

На основе идей биологического неравенства людей написана книга французского социолога Г. Лебона «Психология народов и масс» . Не только люди, но и целые расы и народы, не вправе рассчитывать на равенство, ибо оно противоречит человеческой природе, его естеству. Неравенство людей, народов и рас является объективным способом их существования, считает Лебон. В «расовых теориях» принято, что белая раса генетически и социологически превосходит другие расы по «умственным способностям», «самостоятельности», «интеллекту», тонкости теоретико-познавательного и оценочного отношения к миру, умению «логически мыслить». Желтая раса уступает белой расе на один порядок, коричневая - на два, а черная - на три порядка.

В XX в. идеология расизма получила дальнейшее развитие и практическое осуществление . В гитлеровской Германии расизм был официальной идеологией фашизма, его политической практикой. Взяв на вооружение «теорию высшей германской расы» и пытаясь установить мировое господство в ходе развязанной им второй мировой войны, фашизм широко прибегал к ликвидации «неполноценных народов». Гитлеровские расисты преступно уничтожали миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, чехов, евреев, цыган и людей других национальностей.

Следует отметить, что указанные расистские «теории» вызвали ответную реакцию и обратное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов. В противовес белому расизму их идеологи создали собственные теории о своей расовой исключительности - появились идеи превосходства индейской, африканской, китайской культур и народов над нынешними европейцами . Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло новое общественное течение «индеанизм» , ставившее своей целью улучшение положения индейцев. Однако от тезиса «индейцы тоже люди» они постепенно пришли к утверждению о том, что индейская раса - самая лучшая и высшая, т. е. оказались на позиции «индейского расизма». В XX в. сторонники индеанизма уже считали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле.

В Африке в 60-х годах XX в. после освобождения африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л. Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на «черном расизме» . Первоначально (в 20 - 30-е гг. XX в.) в основе концепции негритюда, направленной против французской колониальной доктрины ассимиляции, лежали идеи эмансипации черной расы и реабилитации самобытной африканской культуры, протест против колониального рабства и духовной «диктатуры» европейской культуры. Начиная с 60-х годов в обстановке обострения борьбы колониальных и зависимых стран за свое национальное и социальное освобождение негритюд приобретает характерные черты идеологии и практики «черного расизма». Основанная на анологии этнической и культурно-исторической общности негроидных народов, концепция негритюда проповедует идеи об «историческом противоборстве и фатальной несовместимости черного и белого мира».

Основателем этой теории считается французский социолог и писатель, один из основоположников расизма Ж. Гобино. Большой вклад в эту теорию внес Ф. Ницше, которого считают предтечей идеологии фашизма.

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы и ее роль в развитии цивилизации вообще нельзя переоценить.

Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господства. Всех же Ницше делил на три типа: 1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Правда, Ницше, пользуясь понятием раса, понимал его как прежде всего социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетенные, подневольные. Всю социально-политическую историю он характеризует как борьбу двух волей к власти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры. Отвергая различные концепции происхождения государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Расовая теория имеет долгую историю. Она верно служила ее адептам в средние века. Когда формировалась колониальная система, она вновь была поднята на штык, осовременена и приобрела еще большую аргументацию в первой половине XX в., в период появления фашизма. Всплески расовой теории встречаются и сейчас, но в разряд государственной она теперь не входит ни в одной стране: человечество в целом уже доросло до того, чтобы осознать, что люди рождаются равными и свободными.

Оценка теории. С позиций ценностей сегодняшнего дня нет никаких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Изменения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практического воплощения. Однако здесь не стоит торопиться, а надо постараться выяснить причину появления этой теории.

Справедливо замечено Ницше, что люди разнятся между собой и эта разница носит биологический характер. Устранить биологические законы мы не можем, да и вряд ли это нужно, ведь если бы люди все были одинаковы, то наши потребности могли быть удовлетворены в меньшей мере (это примерно так же, как если бы у нас в гардеробе было несколько рубашек, но ни одного галстука). Однако это отнюдь не способно умалить значимость каждого человека, рожденного на земле, поскольку каждый человек занимает свою нишу в обществе и занимается "своим", т.е. посильным ему делом, принося тем самым пользу другим людям.

Действительно и то, что разные страны развиваются неравномерно, т.е. различные отряды человеческой популяции в разное время проходят исторические этапы. Если в Европе и Северной Америке находятся государства, развитые не только в промышленном, но и в политическом, научном и других отношениях, то такой уровень развития в большинстве стран Азии пока не достигнут. В центре африканского континента существуют еще родоплеменные отношения, позволяющие говорить, что там государственность в полной мере еще не сложилась. И это верно подмечено сторонниками расовой теории.

Далее. Справедливо также указывается на то, что люди разнятся и с точки зрения психологии. Если северные народы характеризуются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отношением к жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным народам в большей мере свойственны импульсивность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Представляется, что это является также результатом вышеуказанного процесса. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось "пережить" той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально "спрессовать" время.

Однако дает ли это основание ставить вопрос о том, что существуют высшие и низшие расы? Этот вопрос можно перефразировать: кто выше (ниже), не в буквальном, конечно, понимании, ребенок или умудренный человек? Ответ однозначный дать нельзя, поскольку ребенок, когда вырастет, может "заткнуть за пояс мудреца", с которым его сравнивают, в интеллектуальном отношении, не говоря уж о физическом.

Разность в уровне исторического развития рас и народов зависит от объективных факторов и прежде всего от природно-климатических. Но с развитием контактов между странами и народами, в результате заимствования опыта у народов развитых стран и взаимообогащения процесс появления и развития государственности у менее развитых народов идет ускоренно. Не надо забывать, что и развитые народы когда-то и сами находились на более низкой ступени развития. Поэтому вопрос должен стоять не кто выше и кто ниже, а иначе, кто дальше прошел по пути исторического прогресса. Разность в историческом развитии - это основание не для безапелляционного командования менее развитыми народами, а для помощи им и поддержки их.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!