Теория германской расы и ее несостоятельность. Расовая теория — ее создатели и поклонники

Основателем этой теории считается французский социолог и писатель, один из основоположников расизма Ж. Гобино1. Большой вклад в эту теорию внес Ф. Ницше2, которого считают предтечей идеологии фашизма.

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы и ее роль в развитии цивилизации вообще нельзя переоценить.

Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господства. Всех же Ницше делил на три типа: 1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Правда, Ницше, пользуясь понятием раса, понимал его как прежде всего социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетенные, подневольные. Всю социально-политическую историю он характеризует как борьбу двух волей к власти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры. Отвергая различные концепции происхождения государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Расовая теория имеет долгую историю. Она верно служила ее адептам в средние века. Когда формировалась колониальная система, она вновь была поднята на штык, осовременена и приобрела еще большую аргументацию в первой половине XX в., в период появления фашизма. Всплески расовой теории встречаются и сейчас, но в разряд государственной она теперь не входит ни в одной стране: человечество в целом уже доросло до того, чтобы осознать, что люди рождаются равными и свободными.

Оценка теории. С позиций ценностей сегодняшнего дня нет никаких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Изменения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практического воплощения. Однако здесь не стоит торопиться, а надо постараться выяснить причину появления этой теории.

Справедливо замечено Ницше, что люди разнятся между собой и эта разница носит биологический характер.

Устранить биологические законы мы не можем, да и вряд ли это нужно, ведь если бы люди все были одинаковы, то наши потребности могли быть удовлетворены в меньшей мере (это примерно так же, как если бы у нас в гардеробе было несколько рубашек, но ни одного галстука). Однако это отнюдь не способно умалить значимость каждого человека, рожденного на земле, поскольку каждый человек занимает свою нишу в обществе и занимается "своим", т.е. посильным ему делом, принося тем самым пользу другим людям.

Действительно и то, что разные страны развиваются неравномерно, т.е. различные отряды человеческой популяции в разное время проходят исторические этапы. Если в Европе и Северной Америке находятся государства, развитые не только в промышленном, но и в политическом, научном и других отношениях, то такой уровень развития в большинстве стран Азии пока не достигнут. В центре африканского континента существуют еще родоплеменные отношения, позволяющие говорить, что там государственность в полной мере еще не сложилась. И это верно подмечено сторонниками расовой теории.

Далее. Справедливо также указывается на то, что люди разнятся и с точки зрения психологии. Если северные народы характеризуются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отношением к жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным народам в большей мере свойственны импульсивность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Представляется, что это является также результатом вышеуказанного процесса. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось "пережить" той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально "спрессовать" время.

Однако дает ли это основание ставить вопрос о том, что существуют высшие и низшие расы? Этот вопрос можно перефразировать: кто выше (ниже), не в буквальном, конечно, понимании, ребенок или умудренный человек? Ответ однозначный дать нельзя, поскольку ребенок, когда вырастет, может "заткнуть за пояс мудреца", с которым его сравнивают, в интеллектуальном отношении, не говоря уж о физическом.

Разность в уровне исторического развития рас и народов зависит от объективных факторов и прежде всего от природно-климатических. Но с развитием контактов между странами и народами, в результате заимствования опыта у народов развитых стран и взаимообогащения процесс появления и развития государственности у менее развитых народов идет ускоренно. Не надо забывать, что и развитые народы когда-то и сами находились на более низкой ступени развития. Поэтому вопрос должен стоять не кто выше и кто ниже, а иначе, кто дальше прошел по пути исторического прогресса. Разность в историческом развитии - это основание не для безапелляционного командования менее развитыми народами, а для помощи им и поддержки их.

1Ж. Гобино (1816-1882) - французский социолог и писатель, один из основоположников расизма. Соч. "Опыт о неравенстве человеческих рас".

2Ф. Ницше (1844-1900) - немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Соч. "Воля к власти".

Ж. Гобино, Ф. Ницше, А. Гитлер

Наибольшее развитие эта теория получила в конце XIX - начале XX вв.

Гобино объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими. К низшим расам он относил семитов, славян и др. Высшая цель арийца - сохранение чистоты крови. «Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер, - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле – плевелы». Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война.

9. Патримониальная теория.

К.Л. Галлер

Патримониальный – наследственный, родовой. Государство, по мнению Галлера, является частной собственностью правителя. Это право возникает из частной собственности на землю. Государство возникает тогда, когда общинная земля становится единоличным владением правителя и право собственности на землю начинает передаваться по наследству. Поэтому правители господствуют в силу своего «исконного» права на собственность. То есть, власть государя проистекает из его права собственности на определённую территорию. Население же – народ, предстаёт в роли арендаторов земли собственника, а чиновники – в виде приказчиков правителей.

10. Ирригационная (гидравлическая) теория.

К.А. Виттфогель

Виттфогель связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает и подчиняет. Ирригационные проблемы с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество и формированию «агроменеджерской» цивилизации.

Т.о. все теории происхождения государства ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Лекция №2 Понятие, признаки и функции государства

    Понятие и признаки государства.

    Функции государства.

1. Понятие и признаки государства

Государство - это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая суверенитетом, располагающая специальным аппаратом управления и защиты граждан, способная создавать нормы права и существующая в определённый момент времени.

Признаки государства:

    Наличие публичной власти. Под публичной властью понимается государственная власть, а, именно, аппарат власти с «материальными придатками» в виде лагерей, тюрем и другими принудительными учреждениями, а также с особыми отрядами вооруженных людей. Она состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями аппарата власти и управления, являются органы законодательной, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.

    Территория государства , материальная база, без которой оно не может существовать. Под территорией государства понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются: 1) земля и ее недра, образующие сухопутную территорию; 2) реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства); 3) воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства); 4) объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, диппредставительства и консульства, действующие под флагом данного государства и другие принадлежащие государству объекты).

Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

    Постоянное население . На территории государства проживает определённое количество населения – граждан или подданных. Своим для государства население становиться либо по факту рождения, либо оно наделяются состоянием гражданства. Это положение подтверждается двумя документами, которые государство выдаёт «своим» гражданам – свидетельством о рождении и паспортом. Именно эти документы и удостоверяют гражданство. Гражданством называют устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    Наличие суверенитета. Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций. В нем же выражается и способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

    Собственная правовая система. Государство осуществляет свою власть на основе общеобязательных правил поведения, закрепляемых в различных нормативно-правовых актах. В большинстве развитых государств правовая система основывается на конституции, принимаемой на референдуме после всенародного обсуждения. Иные акты государства принимают на основе и для исполнения конституции.

    Правотворчество, т.е.способность создавать нормы права, по которым живут граждане.

    Сбор налогов, которыенеобходимы в качестве источников пополнения государственного бюджета.

    Символика, традиции, памятные даты и правила официального поведения , которые выполняют определенную идентифицирующую роль государства.

2. Функции государства , т.е. основные направления его деятельности по управлению делами всего общества делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции, т.е. основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:

    регулятивная . Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам;

    правоохранительная. Заключается в том, что государство гарантирует равенство всех перед законом, судом, устанавливает правила поведения во всех сферах жизни общества, носящих общеобязательный характер для всех членов общества. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения;

    финансовая . Включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли - науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов - налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции;

    политическая . Предполагает формирование легитимной и эффективной системы управления жизнью общества. Государство направляет свою деятельность на развитие и реформирование общества в целях наиболее полной реализации прав и свобод человека. Оно выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов

    экономическая. Подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме;

    социальная . Заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Она включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения;

    экологическая . Реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в КРФ. В связи с загрязнением окружающей среды и возникающей угрозой жизни человека эта функция становится одной из основных.

Сущность расовой теории сводится к тому, что расы имеют различное историческое происхождение и поэтому одни народы - «высшие» расы, а другие - «низшие». По теории расизма, различия в культурном и научном развитии и материальной обеспеченности рас зависят от их биологического неравенства. Биологической наукой, основанной на принципах диалектического материализма, доказано, что человеческие расы произошли от одного вида животных предков (монофилическое происхождение). При ЮНЕСКО (объединение по рассмотрению вопросов просвещения, науки и культуры при ООН) создан комитет, состоящий из ученых - антропологов, генетиков, социологов и психологов. Он опубликовал в 1951 г. декларацию о том, что ученые всех стран признают происхождение рас от одного общего предка.

Человеконенавистническую расовую теорию используют как идеологическое учение фашизм, национализм, шовинизм, сионизм, что служит для оправдания политики колониализма, а в конечном счете сводится к развязыванию войн и уничтожению миллионов людей под лозунгом их биологической неполноценности. Расистское учение о неполноценности человеческих рас находит благоприятную почву в условиях империалистической эксплуатации и оправдывает захватническую политику эксплуататорских классов и политику колониализма, геноцида, расовой сегрегации. Расовая теория в руках буржуазного общества является исключительно опасным идеологическим учением. Передовое человечество, вооруженное идеологией марксизма-ленинизма, должно решительно бороться с расистскими учениями. Как указывал В. И. Ленин, « ... без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».

Для видимой научной обоснованности расизма буржуазия, с одной стороны, оперирует заведомо извращенными научными данными лжеученых, фальсифицирует научные и исторические факты, с другой - не проводит параллелей и смешивает совершенно различные понятия о расе, племени, общине, народности, нации. На основе учения марксизма-ленинизма о развитии и происхождении рас доказано, что раса - биологически сложившаяся общность людей, а возникшие в пределах каждой расы племена, общины, народности, нации являются только общественно-социальными формациями, которые образовались не в результате биологического неравенства, а в связи с различными социальными условиями жизни людей. Каждое современное государство состоит не из одной расы, а из многих наций, имеющих различные расы. В настоящее время говорить о чистых расах вообще абсурдно, так как еще 20 000-30 000 лет назад началось смешение рас. Смешение (метисация) рас происходит активно и в наши дни, чему способствует мирное сосуществование государств с различным общественным строем, когда создаются условия для общения больших контингентов людей. Расисты особенно жестоко применяют государственные законы против смешения «белых», «черных», «желтых» и «красных». Расисты использовали данные о вреде смешения рас реакционных буржуазных генетиков и евгенистов, которые утверждали, что у каждого человека существует вечная и неизменная наследственность, а смешение рас приводит к вырождению наций, ссылаясь при этом на примеры исчезновения многих народов. Современная генетика и евгеника доказали, что гибель целых народов Африки, Северной и Южной Америки является результатом не метисации, а классового гнета и прямого уничтожения народов и носит классовый характер. Биологической наукой доказано, что вырождения наций при смешении рас не отмечено, т. е. той дисгармонии в умственном и физическом развитии, о которой твердят расисты. Браки близких родственников вследствие концентрации передаваемых по наследству неблагоприятных свойств способствуют появлению неполноценного потомства. Признав смешение рас и наций, расисты уже не смогли бы оправдать состоятельность буржуазной идеологии расизма, использовать ее для влияния на другие народы.

Наглядным примером торжества учения марксизма-ленинизма о развитии и происхождении рас является Советский Союз. В России до Великой Октябрьской социалистической революции многие народы находились на грани вымирания из-за тяжелых социальных условий, а не вследствие биологической неполноценности. С установлением Советской власти стал повышаться культурный уровень и материальное обеспечение всех отсталых и малых народов, увеличилась рождаемость, снизилась заболеваемость. Народы, бывшие ранее отсталыми, успешно овладевают современной культурой и по психологическому развитию не уступают другим народам современного человечества.

Расистское учение в полной мере затрагивает и вопросы анатомии человека. При изучении строения человека в целом, т. е. в совокупности всех систем и органов, на основании научных данных убедительно доказано, что морфологическое строение клеток, тканей, органов и систем у представителей всех рас не имеет каких-либо особенностей и преимуществ. Все люди земного шара имеют генетическое родство, отвечают одинаковой иммунологической реакцией при адекватных раздражениях, страдают общими болезнями и, естественно, анатомическое строение их одинаково. Психологическое развитие, уровень культуры каждого человека в силу неодинаковых социальных условий развития общества и влияния внешней среды различны и по наследству не передаются, а приобретаются только одним поколением. Выдающиеся личности встречаются среди всех рас.

При сопоставлении анатомических признаков представителей различных рас с ископаемыми останками предков человека - человекообразными обезьянами - оказывается, что у одних рас больше выражены некоторые морфологические признаки, общие с человекообразными предками. Действительно, например, у негроидов величина угла выступания челюстей (прогнатизм) приближается к этой величине у человекообразных обезьян, а по толщине губ, распределению на теле волосяного покрова и спиралеобразной форме волос негроиды значительно больше отличаются от обезьян, чем европеоиды. Расисты при обосновании расовой теории часто используют данные, характеризующие форму и величину черепной коробки. Они считают, что у «высших» рас высота черепной коробки больше, чем у «низших». При изучении черепов представителей различных рас оказалось, что этот признак не является доминирующим. У каждой расы можно встретить как очень большую высоту черепа, так и малую, однако психологический уровень развития этих людей одинаков. У некоторых народов, например эскимосов, североамериканских индейцев, северных китайцев и японцев, высота черепной коробки наибольшая. Этот факт показывает, что арийская долихоцефалическая «высшая» раса уступает по высоте черепа этим народам, а по емкости черепа (1378 мл) - бурятам (1496 мл) и эскимосам (1563 мл). Вариации форм борозд, извилин и цитомиелоархитектоники коры полушарий головного мозга встречаются в одинаковой степени у представителей всех рас. Не имеет также никакого значения для характеристики психики и интеллекта человека масса головного мозга. В среднем у представителей различных рас она колеблется от 1250 до 1550 г. Наукой доказано, что, как правило, у нормального человека головной мозг весит более 900 г. Встречаются случаи, когда масса мозга идиота составляет около 2000 г. Такие морфологические признаки, как последовательность синостозирования швов черепа, степень дифференцировки и развитие мимических мышц, форма гортани, строение ее мышц, форма стопы, не дают повода к заключению о преимуществах той или другой расы. Расисты считают, что стопа африканцев, индейцев, вьетнамцев приближается к стопе обезьян, так как I палец имеет большой размах движений и больше отводится к средней линии. На подвижность I пальца ноги оказывают влияние не биологические факторы, а та социальная среда, в которой проживают эти люди. Хождение без обуви, лазанье по деревьям, выполнение некоторых трудовых процессов с участием ног - все это обусловливает некоторую анатомическую перестройку упражняемого органа.

Идеологи марксизма-ленинизма, прогрессивные народы всех стран борются с расизмом. В России против расизма, рабства негров, истребления индейцев, угнетения малых народов выступали русские революционеры-демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. Великий русский путешественник Н. И. Миклухо-Маклай доказал, что туземцы по своему психологическому развитию не уступают другим народам. Например в Индонезии до 1950 г. 95% населения было неграмотным. Многие племена жили первобытнообщинным строем. За 10 лет около 40% населения овладели грамотой и многие получили высшее образование. Куба из страны неграмотной превратилась в страну современной культуры и сплошной грамотности.

Таким образом, теория расизма в своей сущности представляет учение, возникшее на классовой основе, а не только из предпосылок лженаучных данных некоторых буржуазных генетиков и психологов. При капиталистическом способе производства расы, являясь биологическими категориями, обязательно приобретают черты социальной категории, так как они связаны с вопросами об отношении общественных классов, задачами рабочего движения, национально-освободительной и антиимпериалистической борьбы. Расизм в современных условиях представляет систему гнета и эксплуатации. Факты говорят, что эта система представляет особую форму организации производственных отношений. Например, разрыв дохода на душу населения между черными и белыми выражается в цифре 14:1. В ЮАР белые составляют 16,7% всех жителей и присваивают 76,5 процентов национального продукта.

Следовательно, основа идеологии расизма базируется на капиталистической системе сверхэксплуатации трудящихся.

Буржуазные стратеги в своей деятельности всегда прибегают к идеологии расизма и его различным течениям. В последние годы особенно получил развитие сионизм, возникший на почве доведенного до крайности буржуазного национализма. Международный крупный сионистский капитал с конца XIX века во всем мире провозгласил сионистские догмы о расовой исключительности евреев, что это «избранный богом народ», «высшая раса». В Израиле этот принцип возведен в ранг государственной политики. В Америке имеется более 30 млн., индейцев и других национальностей, которые находятся в состоянии угнетения и жестокой эксплуатации - это обосновывается расовой концепцией «политического индеанизма». Суть ее сводится к активному включению индейцев в систему капиталистической эксплуатации и их ассимиляции, лишая равноправия, уважения и защиты их интересов.

Антинаучные расистские «теории» представляют непосредственное отражение и идейное обслуживание экономических отношений капитализма в его внутренней и внешней политике. Это положение, что расизм - составная часть империалистической идеологии - самым изуверским способом продемонстрировал всем народам мира германский фашизм, развязавший вторую мировую войну и разгромленный Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции. В результате расистская идеология потерпела полное политическое поражение. Садизм и зверства фашистов навсегда дискредитировали в глазах общественного мнения политику геноцида. Хотя Международный трибунал в Нюрнберге и наказал фашистских лидеров, в настоящее время выяснилось, что эти меры были недостаточными. Свидетельством этому является культивирование различных форм расизма почти во всех капиталистических странах. Это объясняется тем, что даже тогда, когда капиталистические государства официально выступают против расизма, они всячески стараются его сохранить. И нет сомнения в том, что питательной средой для расизма является экономическая база капитализма, основанная на разделении труда и сверхэксплуатации посредством расовой дискриминации. Расизм только увековечивает эти формы эксплуатации. Расизм угрожает народам мира, поскольку любая страна, которая следует расистской политике, является источником международной напряженности и военных конфликтов.

Советский Союз с первых дней существования объявил жестокую борьбу расизму, шовинизму и национализму. Доказательством служит развитие всех наций и национальностей под лозунгом марксизма-ленинизма как братских народов, вооруженных идеей построения коммунистического общества. Советское правительство неоднократно выступало в ООН, на различных международных совещаниях и конгрессах с предложениями полного уничтожения колониализма, неоколониализма, расизма как политического течения. Исходя из твердой интернациональной политики, СССР оказывает помощь всем странам, борющимся за национальное единство и независимость, за дружбу между всеми народами земного шара.

На деле подтверждается вывод основоположников марксизма-ленинизма о том, что социализм - это ключ к решению национального и расового вопроса. В Конституции СССР говорится: «Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по Закону» (ст. 36).

Основателем этой теории считается французский социолог и писатель, один из основоположников расизма Ж. Гобино. Большой вклад в эту теорию внес Ф. Ницше, которого считают предтечей идеологии фашизма.

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы и ее роль в развитии цивилизации вообще нельзя переоценить.

Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господства. Всех же Ницше делил на три типа: 1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Правда, Ницше, пользуясь понятием раса, понимал его как прежде всего социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетенные, подневольные. Всю социально-политическую историю он характеризует как борьбу двух волей к власти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры. Отвергая различные концепции происхождения государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Расовая теория имеет долгую историю. Она верно служила ее адептам в средние века. Когда формировалась колониальная система, она вновь была поднята на штык, осовременена и приобрела еще большую аргументацию в первой половине XX в., в период появления фашизма. Всплески расовой теории встречаются и сейчас, но в разряд государственной она теперь не входит ни в одной стране: человечество в целом уже доросло до того, чтобы осознать, что люди рождаются равными и свободными.

Оценка теории. С позиций ценностей сегодняшнего дня нет никаких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Изменения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практического воплощения. Однако здесь не стоит торопиться, а надо постараться выяснить причину появления этой теории.

Справедливо замечено Ницше, что люди разнятся между собой и эта разница носит биологический характер. Устранить биологические законы мы не можем, да и вряд ли это нужно, ведь если бы люди все были одинаковы, то наши потребности могли быть удовлетворены в меньшей мере (это примерно так же, как если бы у нас в гардеробе было несколько рубашек, но ни одного галстука). Однако это отнюдь не способно умалить значимость каждого человека, рожденного на земле, поскольку каждый человек занимает свою нишу в обществе и занимается "своим", т.е. посильным ему делом, принося тем самым пользу другим людям.

Действительно и то, что разные страны развиваются неравномерно, т.е. различные отряды человеческой популяции в разное время проходят исторические этапы. Если в Европе и Северной Америке находятся государства, развитые не только в промышленном, но и в политическом, научном и других отношениях, то такой уровень развития в большинстве стран Азии пока не достигнут. В центре африканского континента существуют еще родоплеменные отношения, позволяющие говорить, что там государственность в полной мере еще не сложилась. И это верно подмечено сторонниками расовой теории.

Далее. Справедливо также указывается на то, что люди разнятся и с точки зрения психологии. Если северные народы характеризуются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отношением к жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным народам в большей мере свойственны импульсивность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Представляется, что это является также результатом вышеуказанного процесса. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось "пережить" той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально "спрессовать" время.

Однако дает ли это основание ставить вопрос о том, что существуют высшие и низшие расы? Этот вопрос можно перефразировать: кто выше (ниже), не в буквальном, конечно, понимании, ребенок или умудренный человек? Ответ однозначный дать нельзя, поскольку ребенок, когда вырастет, может "заткнуть за пояс мудреца", с которым его сравнивают, в интеллектуальном отношении, не говоря уж о физическом.

Разность в уровне исторического развития рас и народов зависит от объективных факторов и прежде всего от природно-климатических. Но с развитием контактов между странами и народами, в результате заимствования опыта у народов развитых стран и взаимообогащения процесс появления и развития государственности у менее развитых народов идет ускоренно. Не надо забывать, что и развитые народы когда-то и сами находились на более низкой ступени развития. Поэтому вопрос должен стоять не кто выше и кто ниже, а иначе, кто дальше прошел по пути исторического прогресса. Разность в историческом развитии - это основание не для безапелляционного командования менее развитыми народами, а для помощи им и поддержки их.

Расизм как общественное понятие представляет собой объединение нескольких концепций, носящих антинаучный характер. Основой расизма является следующее суждение: человеческие расы не одинаковы между собой, если сравнивать их в физическом и психологическом развитии, а, значит, такие различия неизбежно влияют на историю и культуру мировой цивилизации. Проще говоря, люди делятся на лучшие и худшие расы - высшие и низшие. Те, кто составляет численность высшей расы, наделены наилучшими признаками и призваны господствовать над расами, стоящими в иерархии ниже и не обладающими способностью сделать ничего в плане общественной культуры. Низшие расы годятся лишь для эксплуатации в целях «высших» людей. Лучшая раса состоит из создателей цивилизации, основоположников общества и культурных ценностей, а низшая раса – из рабов. Подобные ложные идеи, несущие в себе все признаки человеконенавистничества, характеры для любой разновидности расизма.

Явление расизма возникло достаточно давно, о природном неравенстве заговорили еще во времена рабовладельческого строя. Подобные суждения использовались как обоснование различий на социальном уровне – так оправдывались отношения рабов и их хозяев. В средние века расизм претерпел некоторые изменения: теперь теорию о природном неравенстве людей использовали для прикрытия причин сословного неравенства. В те времена утверждалось, что высшее и низшее сословия – знать и чернь – имеют кровные различия. Затем пришли времена колонизации, и теория расизма получила новый виток развития. Европейцам нужно было оправдывать эксплуатацию, а иногда и массовые убийства целых народов: эта участь постигла африканцев, американских индейцев и другие народы, являющиеся коренным населением колонизированных земель.

Первые труды, где рассматривались теории расизма, вышли в свет в 19 веке. Внимание социологов того времени привлекали два направления: социальный дарвинизм и расовые теории. Объединяет их одна общая мысль о том, что общество ничем не отличается от природы. Получается, что человек – это всего лишь частный случай биологии. В человеческом обществе, также как и в животном мире, существуют свои классы – группы людей, каждая из которых приобрела свои особенности в процессе борьбы за выживание. Кто-то в этой борьбе победил и стал основой высшей расы, а те, кто остался в аутсайдерах естественного отбора теперь принадлежат к низшим расам.

Подобные рассуждения несколько позже стали основой фашистской диктатуры и сыграли в истории Германии особую роль. Следует обратить внимание и на тот факт, что обостряли расовую вражду именно высшие классы господ.

Теории о неравнозначности классов людей существовали во все времена истории человечества. Их отличительная особенность – взгляд на суть человека исключительно с точки зрения биологии. Социал-дарвинисты придерживались теории о том, что в ходе естественного отбора только сильнейшие могут выжить и выйти победителями, а все слабые и не сумевшие приспособиться должны погибнуть. Теории расизма, в свою очередь, рассматривают сущность человека еще уже – только с точки зрения расовых признаков. А затем, исходя из различий человеческих рас, разделяют их на господ и рабов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!