Награды и Звания. Штурман, преподаватель военно-воздушной академии имени н

БЕЛЯКОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился 21.12.1897 г. в деревне Беззубово Московской области, в семье учителя. Русский. Жил в Рязани. В 1915 г. окончил Рязанскую гимназию с серебряной медалью. В 1915-16 гг. учился в Петроградском лесном институте.

В 1916 г. был призван в армию. В январе 1917 г. после окончания сокращенного курса Александровского пехотного училища прапорщик Беляков был назначен младшим офицером 3-й роты 215-го пехотного запасного полка (Владимир).

После февральской революции был избран в полковой комитет от своей роты, а затем во Владимирский городской Совет рабочих и солдатских депутатов.

Участвовал в I-й мировой войне с лета 1917 г. Был младшим офицером саперной команды 4-го Кавказского стрелкового полка. Осенью 1917 г. был избран в ротный комитет, а после выхода Декрета «Об уничтожении чинов и орденов в армии и о выборности командного состава» - начальником полковой саперной команды. В начале 1918 г., после выхода Декрета «О мире», демобилизовался и вернулся домой.

В апреле 1918 г. был назначен секретарем лесного отдела Богородского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов. Руководил работой по лесоустройству, организовывал лесничества.

В январе 1919 г. был призван в РККА. В апреле 1919 г. окончил отделение по изучению стрельбы химическими снарядами и противогазовой защиты войск Московских артиллерийских курсов РККА.

Участвовал в Гражданской войне. Служил в 3-м легком артдивизионе 75-й стрелковой бригады 25-й стрелковой дивизии на Восточном фронте. Был заведующим противогазовой обороной, а затем адъютантом (начальником штаба) дивизиона. Участвовал в боях за Бугуруслан, Белебей, Уфу, Уральск.

Поздней осенью 1919 г. заболел тифом и был отправлен в госпиталь. После излечения служил в штабе Кавказского военного округа.

В августе 1920 г. был направлен на учебу на аэронавигационное отделение Московской аэрофотограмметрической школы, которое окончил в 1921 г. Был оставлен в школе преподавателем. Экстерном сдал экзамен на звание летчика-наблюдателя.

В 1925 г. в качестве штурмана участвовал на Р-1 в перелете Москва – Харьков - Севастополь, преодолев маршрут за 13 часов 20 минут.

В 1927 г. участвовал в перелете Москва - Гомель - Винница - Ростов-на-Дону - Воронеж - Москва.

В 1930-34 гг. - преподаватель, а затем - начальник кафедры аэронавигации ВВА РККА им. Жуковского.

Вспоминает Марина Раскова: «Беляков обладает счастливой способностью делового человека - заранее предусмотреть абсолютно все, что ему может понадобиться в работе. Свои занятия со слушателями он подготовлял так, что время было высчитано буквально по минутам. Заранее предусматривалось, сколько времени понадобится на решение задачи, сколько на изложение предмета, сколько отнимут ответы на вопросы. Все, что ему нужно было во время лекции, - наглядные пособия, приборы, чертежи, бланки, бортжурналы, таблицы, - все было заранее приготовлено и имело определенное место. Он не отнимал у слушателей ни одной лишней минуты.

Со свойственной ему методичностью Беляков заносил в свою маленькую записную книжечку вопросы, которые возникали в процессе преподавания. Аэронавигация - молодая наука. Много возникало вопросов, иной раз неясных даже самому преподавателю. Иной преподаватель из ложного стыда, боясь «уронить» себя в глазах своих учеников, не хочет признаться в незнании, в неумении ответить на возникающий вдруг вопрос. Беляков никогда не пытался изобразить из себя всезнайку. Если что-нибудь ему было неясно, он без смущения говорил:

Это я не знаю, мне самому нужно продумать. В следующий раз расскажу.

И не было случая, чтобы в назначенный срок Беляков не приготовил исчерпывающего ответа.

У Белякова всегда можно найти следы его работы. Они хранятся в аккуратных папках в виде записей, чертежей, расчетов, вычислений. Все это он записывает очень четким, мелким почерком. Все, чем он обогащал свой ум, хранилось в папках в нашей лаборатории, и он давал возможность всякому знакомиться со своими материалами. Беляков был ярым патриотом своей лаборатории».

Летом 1932 г. был флаг-штурманом перелета эскадрильи ТБ-3 из Москвы на Дальний Восток.

1.05.33 г. в качестве флаг-штурмана лидировал Первомайский воздушный парад над Красной площадью.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Беляков: «Собрать такую армаду и в точно определенный отрезок времени провести машины над Мавзолеем, зная, что с трибун его следят за тобой, что пролет авиации строго согласовывается с прохождением наземных войск и ошибки исключены, - все это непросто.

В прикидочных полетах для первых воздушных парадов самолеты после взлета собирались вблизи аэродрома на круге, вернее, на кругах, количество которых зависело от численности группы. Построившись, колонна брала курс на Красную площадь.

Однако попытки сгруппировать таким способом триста машин нередко терпели неудачу. К моменту взлета последних первые уже расходовали горючее, что вносило спешку, и уже безошибочно определить время прибытия самолетов па площадь было практически невозможно.

Тогда после ряда расчетов группы решили собирать на так называемой «петле», вдоль линейного ориентира.

Делалось это так. На небольшом расстоянии от Красной площади, с той стороны, откуда должна была появиться авиация, выбирался заметный ориентир - главный контрольный пункт (ГКП), расположенный, допустим, возле шоссе. Взлетающие машины шли на ГКП, потом вдоль линейного ориентира - от Москвы. При этом флагман парада проходил главный контрольный пункт первым и летел от столицы столько, сколько требовалось для взлета всей группы. Затем экипажи, согласно расчетам, выполняли разворот на Москву и следовали уже по другой стороне линейного ориентира.

Встретив флагмана, взлетевшие позже, пристраивались к нему, занимали место в парадном строю, и к моменту вторичного прохода ГКП вся группа оказывалась в сборе. Этот метод оправдал себя. Ошибка в сроках прибывания на цель не превышала минуты. Кроме того, мы могли изменять время перелета по команде с Красной площади, если того требовала обстановка. В дальнейшем «петля» нашла применение при сборе в колонну нескольких авиасоединений, базирующихся на разных аэродромах».

В 1936 г. Беляков экстерном окончил 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче.

В мае 1936 г. за полеты по Европе и длительную подготовку кадров он был награжден орденом Красной Звезды.

В 1936-39 гг. был флаг-штурманом авиационной армии особого назначения. В составе армии были две тяжелобомбардировочные, одна легкобомбардировочная и одна истребительная авиабригада (260 самолетов).

20-22.06.36 г. в качестве штурмана вместе с Чкаловым и Байдуковым совершил дальний беспосадочный перелёт Москва – Северный ледовитый океан – Петропавловск-Камчатский – о. Удд (Дальний Восток), преодолев 9374 км за 56 часов 20 минут.

24.07.36 г. военинженер 1-го ранга Беляков был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 9.

13.08.36 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о переименовании острова Кевос в заливе Счастья в остров Беляков.

Член ВКП(б) с 1936 г.

В ноябре-декабре 1936 г. вместе с Чкаловым и Байдуковым участвовал в советской экспозиции на XV-й Международной авиационной выставке в Париже.

18-20.06.37 г. в качестве штурмана совершил дальний беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (США), преодолев 8504 км за 63 часа 25 минут. Был награжден орденом Красного Знамени.

Всестороннюю подготовку к перелету экипаж начал зимой, еще до официального решения ЦК о перелете.

Беляков рассказывает: «Самое главное - надо было провести повторное испытание самолета, чтобы заранее определить режим полета, поставив себе задачей достижение наибольшей дальности…

Для проверки скорости Валерий и Георгий летали вдоль мерного километра, концы которого были обозначены хорошо заметными предметами. Они вели самолет на разных скоростях - сначала на большой, потом скорость постепенно уменьшали, доводили до минимальной. И каждый раз сидящие в самолетной кабине инженеры производили засечку времени. В результате этих испытаний составили график режима полета на весь предстоящий маршрут…

В тренировочных полетах мы проверяли приборы, связывались по радио с землей. Это были репетиции большого перелета. Мы тщательно изучили предстоящий маршрут, не раз мысленно уже пролетали по нему. Но пока я и Георгий склеивали карты, на которых помимо маршрута и расстояний обозначали магнитные путевые углы, магнитные склонения, радиостанции, аэродромы; отмечали на них возвышенности, которые могут явиться препятствием для полета, наносили астрономические точки. Московский астрономический институт приготовил вычисления высот и азимутов солнца для разных широт. Эти вычисления нам сильно облегчили в полете астрономическую ориентировку и свели наши расчеты к минимуму. А это очень важно: в длительном полете, особенно на большой высоте, мысль работает вяло; часто бывает трудно произвести даже простейшее арифметическое действие…

Не меньше занимал нас вопрос рабочего распорядка. Необходимо было заранее распределить, кому и когда отдыхать, в какое время заниматься астрономией, приемом и передачей радиограмм. Мы уже накопили опыт прошлых перелетов и теперь лишь вносили поправки, вырабатывали таблицу, по которой все наше время было распределено в минутах. Каждый из нас будет восемь часов работать и четыре часа отдыхать. Валерий будет восемь часов вести самолет и четыре часа отдыхать. Георгий обязан четыре часа пилотировать, четыре часа работать за штурмана и четыре часа отдыхать. Я буду работать восемь часов в качестве штурмана и четыре часа отдыхать. Таким образом, мы заменяем друг друга».

Большое значение придавалось вопросам рациональной загрузки самолета.

Рассказывает генерал-полковник авиации Байдуков: «Все споры с представителями разных организаций о полезности и крайней необходимости… многочисленных вещей (на случай посадки, например, в необитаемом месте) именно тем и объяснялись, что каждый килограмм сброшенного груза мог быть заменен лишним килограммом бензина для двигателя, на котором АНТ-25 в последней трети пути мог пролететь дополнительно более 3 км».

Вспоминает Беляков: «Мы подробно обсуждали: какие продукты надо брать в полет и на сколько дней? стоит ли захватить охотничье ружье? какие лыжи брать? какую посуду признать наиболее подходящей? Все вещи складывались в соседней комнате. Каждую вещь взвешивали. Чкалов и Байдуков удивлялись:

Ух, какая тяжелая!

Постепенно все вещи разделились не на хорошие и плохие, а на легкие и тяжелые. Лучшими вещами признавались наиболее легкие. Байдуков придирался и выкидывал даже мелочь. Он выкинул колышки для палатки, затем шлемы из нерповой кожи. Учитывал каждый грамм веса».

Не обошлось и без неприятных сюрпризов.

Байдуков рассказывает: «7 июня мы наметили полет для проверки вновь установленных пилотажных приборов. Самолет наш стоял в начале взлетной полосы, которую построили в 1934 г. специально для АНТ-25.

Валерий Павлович при подходе к самолету тронул меня за плечо и крикнул: «Да куда же несет его нечистая сила? Смотри, Егор, сейчас И-5 врежется в АНТ-25!». Он был прав. Через три секунды планирующий истребитель стукнул колесами по металлическому крылу АНТ-25 и, сделав в воздухе сальто, упал вверх колесами на бетонную полосу. Мы бросились спасать летчика. Вскоре примчались аварийная команда, санитарные и пожарные машины. Пострадавшего умчала скорая помощь, а мы с Валерием забрались на правое покалеченное крыло…

Какая-то дьявольщина происходит с этой машиной, - заметил Чкалов. - В прошлом году какой-то разгильдяй после ремонта забыл сверло в шестернях лебедки, и при уборке шасси оборвались троса подъема и выпуска шасси. Садились на левую стойку, повредили узел крепления правой стойки шасси и помяли консоль правого крыла. При посадке на о. Удд оторвалось левое колесо на левой стойке…

Туполев обнял нас: «Не горюйте, ребята! Сделайте к 15 июня последний контрольный и ловите погоду. Американцы уже вас ждут».

Действительно, АНТ-25 к 15 июня был отремонтирован. На следующий день мы подняли его в последний проверочный полет. Все работало нормально…

Функции распределены. График работ в идеале предусматривает 6 часов работы и 3 часа отдыха. Если полет продлится 60-70 часов, то каждому из нас придется поработать 40-50 часов.

Командир уже пролетает над поваленным специально для этого случая забором, я убираю шасси АНТ-25. Перелет начался. Чкалов на полной мощности двигателя набирает высоту, Беляков готовится спать, а я первые часы - штурман и радист. Погода хорошая, восходящее солнце красиво озаряет ландшафты под нами, создавая радостное настроение».

Беляков вспоминает: «Самолет постепенно подлезает под верхний слой облаков, У нас уже 2000 метров. До Онеги путевая скорость была 165 километров в час. Это неплохо для начала. На Кольском полуострове землю застлали низкие облака. Итак, мы между двумя слоями облаков. Это не очень приятно. Горизонт впереди туманный.

В 9 часов по Гринвичу летчики меняются. Валерий интересуется течью масла, но тоже укладывается отдохнуть. Температура воздуха минус 4 градуса. Это Байдукова беспокоит. Если придется залезть в облака, возможно обледенение. Он старается найти лазейку вправо или влево, но облака окружают самолет, и в 9 часов 36 минут начинается слепой полет.

Через 15 минут замечаем первые признаки обледенения. Передние стекла в кабине летчика сделались матовыми. Боковые стекла возле моего места также тускнеют. Начинается тряска в моторе. Георгий тормошит Валерия - требует пустить в ход антиобледенитель.

Давай, давай скорее давление на антиобледенитель!

Сейчас! - во все горло кричит Валерий и, быстро спустившись с бака, начинает работать насосом.

Когда Георгий открыл капельник, то вместо капель пошла солидная струя. Потянуло запахом спирта. Жидкость течет по лопастям винта, не дает осаживаться льду, и самолет стал спокойнее, удары уменьшились. Лишь хвостовые стяжки, отяжелев, разбалтывают фюзеляж сильными рывками».

Через час фронт был преодолен, но это было только начало. На широте 72 градуса экипаж встретил новый циклон и решил обходить его с востока. Обход продолжался до Земли Франца-Иосифа, однако циклон обойти не удалось, и пришлось пробиваться сквозь него «вслепую» на высоте 4080 метров.

Рассказывает Беляков: «В 17 часов 15 минут самолет снова погружается в облачное молоко, и начинается слепой полет.

Температура наружного воздуха минус 24 градуса. В кабине стало холодно. По теории - обледенение маловероятно. Георгий увеличивает скорость самолета за счет небольшого снижения. Ведь мы почти на потолке. Рули начинают работать вяло.

Теория оказалась несостоятельной. Сначала стекла, а затем кромка стабилизатора и крыла, расчалки и рамка радиокомпаса начинают покрываться неровным слоем непрозрачного белого льда. Валерий не спит и снова работает антиобледенителем на винт. Обледенение самолета, казавшееся сначала легким, стало интенсивно увеличиваться. Снова тряска в моторе и вздрагивание хвостового оперения. Минуты кажутся часами…

В 20 часов 20 минут в разрыве облаков увидели острова с возвышенностями, покрытыми снегом.

Земля, земля! - кричит Валерий, как мореплаватель, не видевший землю несколько недель.

Знакомая очаровательная картина! Вот они, острова Земли Франца-Иосифа. Наконец-то!».

Вспоминает Байдуков: «Между тем погода резко изменилась: нигде ни облачка. Вверху солнце, обрамленное концентрическими кругами спектра. Внизу - величественная картина бесконечного ледяного поля с длинными каналами-трещинами. Они чернеют, словно весенние дороги, и это вносит некоторое оживление в арктический пейзаж.

По поведению компасов стало очевидно, что наш АНТ-25 входил в самый сложный район перелета, где господином положения является Северный полюс... Александр Васильевич, стараясь не потревожить сон командира корабля, потребовал, чтобы я по тени солнца от какого-то штыря, очень похожего на обыкновенный большой гвоздь, держал курс к полюсу с максимальной точностью. Правда, чтобы не очень оскорблять самолюбие летчиков-испытателей первого класса, он в таких случаях говорил: «Ведите, Георгий Филиппович, самолет по вашему СУК"у, да как можно точнее».

А ведь настоящий солнечный указатель курса стоит позади летчика, в астролюке, и игривый световой зайчик, и весь прибор инженера Сергеева в целом - это принадлежность штурмана, его святая святых, как и морской хронометр и секстант. Но что поделаешь, приходится изо всех сил стараться пилотировать АНТ-25 так, чтобы Саша не писал официальных записок, которые фиксируются бортовым журналом. Вскоре внизу появились облака... Наступило 19 июня. Летим только сутки, а устали основательно. Кажется, что мы в полете более месяца. Может эта усталость из-за отсутствия аппетита и кислородного голодания?».

Из облачности самолет вышел уже за полюсом. Беляков сразу отправил телеграмму на Большую землю: «Мы перевалили полюс - попутный ветер - льды открыты - белые ледяные поля с трещинами и разводьями - настроение бодрое».

Байдуков вспоминает: «Штурману полюс доставил много хлопот. 40 минут потребовалось на перевод СУК на 123-й меридиан, ведущий к западному побережью США. Штурман потребовал от меня самого серьезного отношения к тому самому штырю, тень от которого может указать нам путь.

Справа вижу циклон. В 6 часов бужу Чкалова. Встав, он идет к штурману. Беляков сообщил, что полюс «проехали» два часа назад. Валерий рад, смеется.

Что же вы, черти, не разбудили?

Пожалели... чего там было смотреть.

Нужно, Егор, дать телеграмму о проходе пупа Земли.

А ты напиши текст и прикажи передать его, - посоветовал я другу.

Чкалов ушел к Белякову, взял у штурмана блокнот и стал быстро писать. Много раз мял в комки свое творчество, наконец передал Белякову две страницы текста.

Тот невозмутимо прочитал, и все восторги Чкалова превратил в краткое донесение, записав его в радиожурнал: «Москва, Кремль. Сталину. Полюс позади. Идем над полюсом недоступности. Полны желания выполнить Ваше задание. Экипаж чувствует себя хорошо. Привет, Чкалов, Байдуков, Беляков».

Уже меняя меня на пилотском кресле, командир пожаловался: «Сухарь твой Сашка. Выбросил всю лирику человеческой души. С нашими фамилиями 22 слова пропустил профессор». Передавая штурвал командиру, я его успокоил: «Так ведь Саша учитывает, что люди там занятые и твою душещипательную лирику читать им недосуг».

Но Чкалову было уже не до шуток - впереди громоздилась причудливой формы облачность. Он прибавил обороты мотору, и вскоре самолет оказался на высоте 5 км. После 30 часов полета на такой высоте не только работать, но даже лежать в спальном мешке становится трудно. Но нужно терпеть, пока есть силы, путь еще далек и неизвестно, что ждет экипаж впереди. Только Саша, работающий часто много часов без смены, устал и не может находиться без живительного кислорода…

К 11 часам АНТ-25 шел на предельной своей высоте, 5700 м, и от малейшего колебания проваливался вниз, цепляя вершины бурлящих кучевых облаков. Иногда самолет оказывался в облачной ловушке, где его то подбрасывало, то осаживало вниз. Я стал уклоняться влево от повышающейся облачности, и был даже момент, когда повернул назад. Но прошло 10 минут, и АНТ-25 вошел в еще более высокую облачность. Перед нами возникла облачная гора высотой не менее 6500 м...

Беляков уточнил курс, и мы врезались в темные шевелящиеся пары жидкости с температурой минус 30°. Наш АНТ-25, вздрагивая от сильных восходящих и нисходящих потоков циклонической массы, стал терять высоту.

Чкалов и Беляков, по очереди пользуясь одной кислородной маской, не отходили от меня, понимая, что от этого «слепого» полета зависит многое. Мы боялись, конечно, обледенения и напряженно глядели на кромки крыльев, ожидая очередного приступа слепой стихии. Самолет швыряло, словно щепку, я еле справлялся с полетом вслепую…

Мне уже ничего не было видно через переднее стекло кабины пилота: сантиметровый лед скрывал водомерное устройство, определяющее уровень жидкости, охлаждающей мотор.

Пойдем вниз! - крикнул я друзьям и решительно убавил мощность мотору. Ничего не поделаешь, обледенение заставило уходить вниз с высоты 5750 м еще и потому, что антиобледенительная жидкость для винта была вся израсходована. Я сбавил обороты до минимума и перевел АНТ-25 в крутое планирование, не подозревая, что делаю грубую ошибку, последствия которой чуть не оказались роковыми для всего экипажа. Я думал, что при этом режиме работы двигателя будет достаточно тепла выхлопных газов для подогрева конца дренажа водяной системы охлаждения мотора.

На самом деле конец пароотводной трубки прихватил мороз, и система водяного охлаждения превратилась в замкнутый контур. На высоте 3150 м я выскочил из облаков и, увеличив обороты мотору, перевел АНТ-25 в горизонтальный режим, надеясь, что при нулевой температуре самолет быстро освободится от опасного льда. Но эти надежды мгновенно улетучились. Обледеневшее стекло кабины летчика вдруг обдало большим количеством воды, которая быстро превратилась в лед. Но откуда вода? Что показывает водомер? Неужели лопнул расширительный бачок системы водяного охлаждения?

Я закричал во всю мочь, чтобы мне дали финку. Командир подскочил и подал охотничий нож. Через боковую форточку я очистил небольшой кусочек поверхности лобового стекла кабины пилота и к своему ужасу увидел, что водомерный штырь («чертик») скрылся. А это означает, что головки цилиндров мотора частично оголены и двигатель может заклинить в ближайшее время, если не выключить зажигание.

Я, сбавив обороты мотора, стал бешено работать ручным насосом, чтобы заполнить водяную систему. Но помпа не качала. Воды в резервном водяном бачке, очевидно, не было. Беляков встал со своего места, открутил винт бачка запасной воды и обнаружил, что он уже пуст. Чкалов кинулся к баулам с пресной водой, но они промерзли, и только небольшое количество жидкости оказалось в середине сосудов. Эти не замерзшие остатки слили в бачок, помпа по-прежнему не работала, хотя я качал интенсивно и резко.

Вдруг мне пришла в голову мысль использовать резиновые шары-пилоты, куда каждый из троих сливал свою мочу. Это требовал наш милый доктор Калмыков, утверждая, что ее нужно сберечь для анализов после полета. Я крикнул командиру, и он вместе с Сашей принесли эти шары-пилоты и все слили в бак. Ручной насос стал туго закачивать жидкость.

Самолет постепенно планировал в зоне «полюса неприступности», освобождаясь от льда. На высоте 1500 м я увидел красный «чертик», что говорило о полностью заполненной системе охлаждения жидкостью…

К 21 часу 19 июня я набрал 5,5 км высоты. В 22 часа достигли уже 6 км. Мотор работал в последней части пути на пониженных оборотах... Но излишняя высота из-за облачности все равно приводила к перерасходу горючего, снижая дальность полета, а также изматывая экипаж… Беляков сообщил мне, что кислорода осталось в запасе на 1 час... Обсуждаем дальнейшие действия. Беляков принес карту со вторым вариантом маршрута... Согласно этому варианту, следовало немедленно повернуть вправо, лететь поперек Скалистых гор, чтобы достичь Тихого океана до наступления ночи.

Только так, Егор! - говорит бледный, усталый Валерий. - А мы с Сашей ляжем, чтобы все остатки кислорода тебе... Понял?

Да вытерпите вы? Может сядем в Канаде?

Ты за нас не беспокойся! Давай разворачивай к Тихому...

Даю полные обороты мотору. Очень сильно швыряет самолет. Высота 6100 м. Идем к океану. В 22.50 меня сменил Чкалов и по верхушкам облаков продолжал полет поперек Скалистых гор. Через час я снова занимаю место пилота и вскоре врезаюсь в непроглядную облачность. Через 45 минут «слепого» полета кончился кислород, а без него тяжело пилотировать самолет на 6-километровой высоте, хотя я тренированный летчик. Чкалов и Беляков, прижавшись друг к другу, полулежат возле радиостанции, приемник которой штурман держит включенным и упорно ждет вестей от канадских и американских метеостанций…

Более трех с половиной часов идем к Тихому океану и, по всем расчетам, должны пересечь горные хребты. Начинаю снижение… сквозь разрывы нижних слоев облачности вижу воду. Это океан».

Беляков отправляет радиограмму: «№ 42. Пересекли Скалистые горы, идем над морем вдоль берега. Все в порядке. Беляков».

Генерал-полковник авиации Байдуков рассказывает: «Воды для пополнения системы охлаждения нет. К тому же водяной термометр отказал. Кислорода нет ни грамма. Запаса бензина хватит на 10-15 часов. Однако все эти неприятности не повлияли на отличное даже озорное настроение командира. Довольный хорошим настроением Чкалова, я залез в спальный мешок... В 6 часов 30 минут 20 июня Чкалов разбудил меня... Облачность безобидная - влага уже превратилась в мелкую ледянистую крупу. Высота полета 4500 м температура минус 20 градусов. Беляков настроился на радиостанцию Беленгейм и сказал мне: «Веди по радио-компасу. Это курс на Сан-Франциско»... К 12 часам… снижаюсь до 3000 м, различаю бухту и горы. Штурман уточнил, что на борту осталось бензина на 5 часов полета. Мы начали беспокоиться о месте посадки. Где лучше - в Сиэтле, Портленде, в Юджине или в Сан-Франциско? Но погоду по нашему маршруту никто не передает…

Десятый час АНТ-25 обмывается в дождевых тучах. Куда же садиться? Вспоминаем слова Сталина: «Не гоняйтесь за рекордами! Важно пройти всю Арктику через полюс и спокойно сесть, если возможно, в США или Канаде». Это помогло принять решение вернуться к Портленду, и там вновь по уже знакомому маяку и высотомеру пробить облачность и от реки при любой погоде выйти на посадочные полосы аэропорта. Все согласны с моим предложением».

Генерал-лейтенант авиации Беляков вспоминает: «Неожиданно появились новые сигналы о том, что наше горючее подходит к концу: в расходном баке стал понижаться уровень бензина… Осталось всего 60 килограммов. Решаем вернуться обратно в Портленд. В 15 часов 41 минуту - разворот обратно, и по радиомаяку, снижаясь, идем к месту посадки. Решаем садиться на военном аэродроме…

Газ сбавлен, самолет несется уже низко над землей. Еще мгновение - и моноплан, плавно опускаясь, касается колесами земли… Наконец наш АНТ-25 останавливается около ангара. Я читаю: «Военный аэродром Пирсон-Филд». Георгий выключает двигатели. Полет окончен…

Самолет покрыл по воздуху 11 430 километров. Земной путь - 9130 километров».

27.07.37 г. Белякову было присвоено воинское звание бригадный инженер.

В 1937 г. он был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

22.02.38 г. бригинженеру Белякову было присвоено воинское звание комбриг.

В 1938 г. за выдающиеся заслуги перед отечественной наукой Комитет по высшей школе при СНК СССР присудил ему научную степень доктора географических наук и научное звание профессор штурманского дела.

В январе 1939 г. комбриг Беляков был назначен флаг-штурманом ВВС.

Участвовал в советско-финской войне.

С января 1940 г. был заместителем начальника Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского.

4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В сентябре 1940 г. был назначен начальником формирующейся 1-й Рязанской высшей школы штурманов ВВС РККА. Самостоятельно освоил УТ-2, ПС-84, ДБ-3ф.

В течение лета 1941 г. Рязанская школа штурманов под руководством Белякова переучила и отправила на фронт 15 истребительных авиаполков. В июле на базе школы был сформирован 1-й дальне-разведывательный авиаполк Главного командования. Кроме того, для пополнения 207-го дальнебомбардировочного авиаполка на фронт были отправлены три эскадрильи, сформированные из курсантов и инструкторов школы.

В октябре 1941 г. школа была эвакуирована в Узбекистан.

В начале 1942 г. она была передана в состав авиации дальнего действия и переименована в 1-ю высшую школу штурманов и летчиков АДД.

Весной 1943 г. в целях исключения нелетного периода школа была переведена в г. Троицк Челябинской области.

25.03.43 г. Белякову было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

Вспоминает летчик-бомбардировщик Пшенко В.А.: «Приехал в Высшую школу штурманов в апреле месяце 1943-го... Там занимались только теорией. В начале июня переехали в Троицк на аэродром Кумысное. Начали полеты на Ил-4. Закончил дневную программу. У инструктора было два курсанта. Перешли на ночную программу. И вот на ночной программе, мне надо было во второй смене летать ночью. Это где-то уже с часа ночи. А мой друг, Войнов Игорь, полетел и разбился. При заходе на посадку упал. Разбил самолет и сам погиб. Все, мне самолета нет. Так я сидел недели две, пока меня другой инструктор не взял. Закончил в августе месяце 1943 года. Нас закончило школу 4 экипажа. 12 экипажей начали, а 4 - закончили. То один выпрыгнул, то второй, то самолет сломали. Не на чем было летать. И только полнокровных четыре экипажа были отправлены на фронт. Пригласил в Троицк начальник нашего училища Беляков, Герой СССР. Побеседовал. Сфотографировались с экипажем. После этого он пригласил нас в свою столовую. Нас всех угостили, по 100 грамм выдали. Всех поцеловал, обнял. И сказал: «Ребята, я вам желаю здоровья, не погибать». Мы даже расплакались. И он плакал. Говорит: «Мне жалко вас таких, молодых, рано отправлять на фронт. Надо бы больше полетать, чтобы больше было практики».

В 1944 г. 1-я высшая школа штурманов и летчиков АДД вернулась в Рязань на прежнее место дислокации и вскоре была преобразована в 1-ю высшую офицерскую школу ночных экипажей авиации дальнего действия. За четыре года под руководством Белякова школа подготовила и отправила на фронт 307 экипажей бомбардировщиков Ил-4 - 1228 летчиков, штурманов, радистов, воздушных стрелков. Все экипажи были обучены полетам и боевым действиям ночью в сложных метеорологических условиях. Сотни человек подготовлены и для боевой работы на самолетах Б-25 и Ли-2. 11 выпускников школы были удостоены звания Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с января 1945 г. Был заместителем командующего 2-й ВА, а затем главным штурманом 16-й ВА. Участвовал в Берлинской операции.

В 1945-60 гг. был начальником штурманского факультета Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. С 1960 г. – в отставке. Был заведующим военной кафедрой Московского физико-технического института.

Умер 28.11.82 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя Героя носят остров в Охотском море, улицы в Москве, Могилеве и Мариуполе.

Герой Советского Союза (24.07.36). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

Литература:

1. Герои огненных лет. Кн. 6. – М., 1983. С. 134-141

2. Никулин Л.В. Герой Советского Союза Александр Васильевич Беляков. – М., 1939.

3. Солдаты слова. Кн. 2. – М., 1982. С. 142-150.

Примечания:

25-я Чапаевская стрелковая дивизия состояла из трех бригад по три стрелковых полка в каждой и насчитывала около 25 тыс. человек и 54 орудия (тяжелый гаубичный дивизион, конная батарея и три легких артдивизиона).

Московская аэрофотограмметрическая школа была сформирована 29.04.19 г. После окончания Гражданской войны на школу была возложена задача подготовки старшего комсостава и она стала называться: Высшая Аэрофотограмметрическая школа Красного Воздушного Флота. С 1923 г. школа готовит радиотехников, радиотелеграфистов, военных аэрофотограмметристов, фотолаборантов и аэронавигаторов. С 1938 г. школа стала называться Московским военным авиационно-техническим училищем. 11.06.39 г. Указом Президиума ВС СССР училище было награждено орденом Красного Знамени. В 1947 г. оно было передислоцировано в Тамбов. В 1976 г. оно стало высшим и получило наименование Тамбовское высшее военное авиационное инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище им. Ф.Э. Дзержинского (ныне - Тамбовский военный авиационный инженерный институт).

Раскова Марина Михайловна (1912-1943), Герой Советского Союза (2.11.38), майор. Русская. С 1932 г. работала чертежницей в аэронавигационной лаборатории ВВА. В 1934 г. экстерном сдала экзамен на звание штурмана в Ленинградском институте ГВФ. В 1934 г. окончила школу пилотов Осоавиахима в Тушино. В РККА с 1938 г. В 1938 г. в качестве штурмана совершила беспосадочный перелёт Севастополь - Архангельск на летающей лодке МП-1бис, а затем на ДБ-2 «Родина» - беспосадочный перелёт Москва – п. Керби (Хабаровский край). В 1941-43 гг. командовала 587-м бап. 4.01.43 г. погибла в авиакатастрофе при перелете на фронт. Награждена двумя орденами Ленина.

Беляков А.В. В полет сквозь годы. – М.: Воениздат, 1981. С. 124.

Более подробно об этом рассказано в биографии Героя Советского Союза Байдукова Г.Ф.

Беляков А.В. Указ. соч. С. 194.

Беляков А.В. Указ. соч. С. 195.

Байдуков Г.Ф. Москва – Северный полюс – США. Год 1937 // Новая и новейшая история. – 1987. - № 2.

Беляков А.В. Указ. соч. С. 210.

Беляков А.В. Указ. соч. С. 213.

Байдуков Г.Ф. Москва – Северный полюс – США. Год 1937 // Новая и новейшая история. – 1987. - № 2.

Беляков А.В. Указ. соч. С. 227.

Майор Каширкин Виктор Александрович, капитаны Авдеев Николай Дмитриевич, Баженов Глеб Федорович, Рубцов Анатолий Петрович, Рябов Михаил Тимофеевич, Фурс Павел Михайлович, Шапошников Александр Иванович, старшие лейтенанты Титов Федор Иванович, Харитонов Николай Николаевич, Яновский Иван Иванович, лейтенант Глазов Иван Матвеевич.

БЕЛЯКОВ Александр Васильевич

Беляков Александр Васильевич – штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
Родился 9 (21) декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области в семье учителя. Русский. Детство и юность провёл в Рязани. Окончил гимназию. В 1915-1916 учился в Петроградском лесном институте.
В армии с 1916. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт).
В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930-1935 – преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир – В.П.Чкалов, второй пилот – Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалов) протяжённостью 9374 км.


За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Белякову Александру Васильевичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелёт Москва–Cеверный полюс–Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.

В 1936-1939 – флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939-1940 – флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 – заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино, ныне – ВВА имени Ю.А.Гагарина), затем – начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.
В годы Великой Отечественной войны продолжал руководить Рязанской высшей школой штурманов ВВС. Весной 1945 года принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.
В 1945-1960 – начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (Монино). С 1960 года генерал-лейтенант авиации А.В.Беляков – в отставке.
С 1960 – профессор Московского физико-технического института, в 1961-1969 годах возглавлял военную кафедру института. Автор многих научных трудов по аэронавигации. Автор мемуаров "В полет сквозь годы" (1981).
Жил в Москве. Умер 28 ноября 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-лейтенант авиации (1943), доктор географических наук (1938). Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями. Депутат Верховного Совета ССР в 1937-1946 годах.

Его именем названы остров в Охотском море, улицы в Москве, Могилёве, Рязани, Мариуполе и других городах.

17 сентября 2010 года в военном городке Дягилево, г.Рязани был открыт памятник Герою Советского Союза генерал-лейтенанту авиации Александру Васильевичу Белякову.

Общая информация

«Я счастлив, что родился в такое удивительное время. Судьба свела меня с замечательными людьми - бесстрашными, беспредельно преданными небу. И мое сердце навсегда отдано им». Это строчки из книги Александра Васильевича Белякова «В полет сквозь годы», написанной им в 1981 году.

Позади годы самоотверженного труда, сложных испытаний и подвигов во имя родины. Александр Васильевич родился накануне грандиозных исторических событий в 1897 году в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области. Стремление познать новое, исследовать неизвестное формировалось в характере мальчика под влиянием отца, который работал учителем. Доход семьи был невелик, Александр с детства был приучен к работе, помогал взрослым. «Выучились мы и разбивать скошенные валы, сгребать траву деревянными граблями в копны, определять, когда сено высохло и готово к отправке в сарай…Так в раннем детстве я познал всю тяжесть и прелесть великого крестьянского труда» А.В.Беляков.

В 1915 году Александр Беляков окончил в Рязани гимназию с серебряной медалью и поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт. В годы мировой войны юноша не желал оставаться в стороне от происходящих событий и уже в 1916 году Александр Васильевич поступает в Александровское пехотное училище в Москве, которое закончил в январе 1917 г. « Нельзя сказать, что ускоренный курс в Александровском училище прошел для меня бесследно. Я старался постичь азы воинской премудрости: командирские навыки, организацию военного дела, успел познакомиться с биографиями и почитать в училище сочинения видных русских военачальников, твердо усвоил некоторые истины суворовской науки побеждать.» А.В.Беляков.

Во время февральской и октябрьской революций Александр Васильевич состоял в солдатском комитете, руководил лесным отделом уездного Совета. «В те времена работникам народного хозяйства, как никогда, нужны были решимость, энтузиазм, смелость, та энергичная мужественная политика, которая не робеет под угрозами и криками, откуда бы они ни доносились, умеет ломать все препятствия, обуздывает сопротивление тех, чьи интересы ею задеты. Не случайно в уездном Совете нам предложили организовать «коммуну». Меня выбрали старшим, и забот прибавилось.» А.В.Беляков.


Чапаев и Фурманов после взятия Уфы среди командиров частей Красной Армии

В январе 1919 года Александра Белякова призвали в ряды Красной Армии. Он служил в 25- армии под командованием Чапаева. «Гражданская война закончилась для меня откомандированием в военную авиацию, и в августе 1920 года я снова прибыл в Москву…» А.В.Беляков.

В Москве Александр Васильевич учился в авиационной школе на аэронавигационном отделении. Вот что вспоминает в своих мемуарах о первом полете Александр Васильевич:

«Аэроплан делал плавные круги, круто уходил ввысь, там вдруг, как живой, перекидывался на тот или другой бок. Пятнадцать минут летала дивная машина. Потом ринулась носом вниз, уже не треща, но, почихивая, пролетела, потрепыхалась над самой землей и вот побежала на лапах - хвост еще был в воздухе. И только потом остановилась, фыркнула и перестала мотать пропеллером.

Восторгу от полета не было границ. Что там говорить, аэроплан - не тачанка!..»

После окончания авиационной школы Александр Васильевич продолжил обучение в военной академии. «И вот с тощим вещевым мешком за спиной тороплюсь я на лекции, на лабораторные занятия по неорганической химии. Корпуса академии в то трудное время не отапливались, студенты вместе с преподавателями сидели в аудиториях в зимней одежде. Обед состоял в основном из хлеба да чая, который мы нагревали в тоненьких колбах на газовых горелках. Домой я возвращался уже поздно вечером, усталый, озябший. Но зато какое удовлетворение было от прожитого дня, насыщенного до предела, заполненного занятиями, общением с интересными людьми.» А.В.Беляков

Летом 1925 года Александр Васильевич совершал тренировочные полеты на Р-1:

«Это был новый двухместный биплан - разведчик отечественного производства, почти весь из дерева, обтянутый перкалем. Жесткость его конструкции создавалась многочисленными металлическими растяжками. Летно-технические данные Р-1 считались вполне удовлетворительными: скорость до 185 километров в час, потолок - 5000 метров. Самолет брал до 750 килограммов нагрузки, в том числе запас бензина на четыре часа полета. Но в нем было немало архаических устройств: бензин, например, подавался в мотор бензопомпами, которые приводились в движение с помощью ветрянок, стоявших по бокам фюзеляжа. Открытая кабина защищалась лишь небольшими козырьками из целлулоида. Самолет выполнял основные фигуры высшего пилотажа, но легко срывался в штопор, и в воинских частях из-за этого было немало происшествий. Точно так же Р-1 был строг и на посадке: он легко «козлил», а ошибки летчика нередко оканчивались поломками и авариями.

Вспоминая полеты, сопоставляя первые наши маршруты с сегодняшними, отчетливее вижу все их трудности. Ведь в те времена не было еще ни радиосвязи, ни таких падежных средств самолетовождения, как приводные радиостанции и радиокомпасы, не говоря уже о радиолокации.» А.В.Беляков

В 1931 г. Александр Васильевич возглавил лабораторию Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. «Беляков обладает счастливой способностью делового человека - заранее предусмотреть абсолютно все, что ему может понадобиться в работе. Свои занятия со слушателями он подготовлял так, что время было высчитано буквально по минутам. Заранее предусматривалось, сколько времени понадобится на решение задачи, сколько на изложение предмета, сколько отнимут ответы на вопросы. Все, что ему нужно было во время лекции, - наглядные пособия, приборы, чертежи, бланки, бортжурналы, таблицы, - все было заранее приготовлено и имело определенное место. Он не отнимал у слушателей ни одной лишней минуты…У Белякова всегда можно найти следы его работы. Они хранятся в аккуратных папках в виде записей, чертежей, расчетов, вычислений. Все это он записывает очень четким, мелким почерком. Все, чем он обогащал свой ум, хранилось в папках в нашей лаборатории, и он давал возможность всякому знакомиться со своими материалами. Беляков был ярым патриотом своей лаборатории», так отзывалась о работе Александра Васильевича Марина Михайловна Раскова.

Александр Васильевич помогал в разработке маршрута для перелета под руководством М.Расковой, выполнял работу запасного штурмана при подготовке перелета экипажа Леваневского. Но все это было лишь подготовкой к выполнению сверхсложного задания – беспосадочному дальнему перелету. «Через девять часов полета мы вышли на северный берег Кольского полуострова. Далее перед нами - безбрежное Баренцево море. Летим в том самом отроге высокого атмосферного давления, которое, по мнению метеорологов, обеспечит спокойный вход в Арктику. Летим выше облаков. Они настолько ярко освещены солнцем, что приходится надеть очки со светофильтрами.

Баренцево море от Мурманского побережья до Земли Франца-Иосифа не пересекал еще ни один самолет.» А.В.Беляков


На острове Удд

18 июня 1937 года начался беспосадочный перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Северная Америка. « В 17 часов 15 минут самолет снова погружается в облачное молоко, и начинается слепой полет.

Температура наружного воздуха минус 24 градуса. В кабине стало холодно. По теории - обледенение маловероятно. Георгий увеличивает скорость самолета за счет небольшого снижения. Ведь мы почти на потолке. Рули начинают работать вяло.

Теория оказалась несостоятельной. Сначала стекла, а затем кромка стабилизатора и крыла, расчалки и рамка радиокомпаса начинают покрываться неровным слоем непрозрачного белого льда. Валерий не спит и снова работает антиобледенителем на винт. Обледенение самолета, казавшееся сначала легким, стало интенсивно увеличиваться. Снова тряска в моторе и вздрагивание хвостового оперения.

Минуты кажутся часами. Скорей бы проскочить опасные слои! Мотору - полный газ! Впереди начинает светлеть, 22 бесконечно длинные минуты слепого полета…

Вот она земля! Усталость овладевает мною. Мы пробыли в воздухе 63 часа 16 минут. За это время самолет покрыл по воздуху 11 430 километров. Земной путь - 9130 километров. Однако чувство огромного удовлетворения побеждает ее, вызывая прилив новых сил. Мне даже не хочется вылезать из самолета - хочется продлить приятную минуту сознания выполненного долга перед своей страной и народом. » А.В.Беляков


В 1936‒40гг. Александр Васильевич служил флаг-штурманом в войсках РККА. В годы Великой Отечественной войны А.В.Беляков возглавлял Рязанскую высшую авиационную школу штурманов. За годы войны здесь было подготовлено 2600 авиаспециалистов для бомбардировочной авиации,20 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. В должности главного штурмана воздушной армии Александр Васильевич участвовал в Берлинской операции 1945.

В 1945‒60гг. А.В.Беляков руководил факультетом Военно-воздушной академии. Автор и редактор многих научных трудов по аэронавигации, Александр Васильевич награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.

Петрова В.Н.,
директор МОУ «Беззубовская основная школа».

Александр Васильевич Беляков родился 8 (21 декабря) 1897 года в д. Беззубово Ильинской волости Богородского уезда (ныне Орехово-Зуевский район). Имя Александра засвидетельствовала церковь Ильинского Погоста. В деревне Беззубово семья Беляковых жила совсем «по-первобытному». Отец, Василий Григорьевич, после окончания учительской семинарии здесь начинал свой труд сельского учителя. Квартиры не было. Снимали «частную» в пристройке дома одного крестьянина. Мебель была примитивная: опрокинутый деревянный ящик взамен стола, широкие поленья вместо стульев. Зыбка подвешена к пружине, которая прибита к потолку солидным гвоздем....

Через год отца А.В.Белякова перевели в деревню Большие Дворы возле Павловского Посада на реке Клязьме.

Детей в семье Беляковых было трое: Саша, Миша и Таня. В Больших дворах при школе не было земельного участка, ведь даже картошку негде было вырастить, а детей надо было кормить.

Вскоре отцу А. В. Белякова предложили школу в д. Субботино. Беляковы купили корову, дома стало посытнее. Отец с матерью много работали, особенно в летнее время. Они раскорчевали участок при школе, посадили яблони, малину, нашлось место и для огорода.

Александр Васильевич учиться начал с семи лет у своего отца в школе, на которой была вывеска: «Субботинское земское начальное училище».

В 1907 году Александр Васильевич закончил у отца трехлетнюю начальную школу. Приезжал инспектор, был экзамен.

Вручается аттестат об окончании Субботинского училища ученику Белякову Александру! Две пятерки и одна четверка,- сказал инспектор, вручая аттестат.

Учитель получал в месяц жалование 30 рублей. А ведь надо было прокормить, одеть и обуть всю семью. Отец Александра Васильевича ищет дополнительного заработка. Вот уже он страховой агент - бегает по деревням, страхует имущество. Он всегда кому-нибудь должен. В записной книжке мамы Александра Васильевича появляется горестная запись: «Проживаем деньги... но ничего не купили, чтобы было видно... Кроме долгу ничего нет. 140 рублей долгу. Это просто ужас...

В 1905 году отец А.В. Белякова познакомился со студентом Московского университета Масленниковым. После окончания университета Масленников был направлен в Рязанскую гимназию учителем географии.

Отец Александра Васильевича пишет письмо Масленникову, где спрашивает, не возьмет ли он его Сашу к себе в семью. Ответ пришел скоро: «Привозите Сашу в Рязань... на экзамен для поступления в гимназию. Если выдержит, то пусть живет у нас».

Александр Васильевич усердно занимается, так как он понимает, что дело идет о важном для него – о продолжении образования. И вот он, вместе с отцом, едет по железной дороге в Рязань. Экзамен Александр выдержал на «хорошо» и «отлично», хотя в диктанте слово «редька» написал через «е», а не через «ять», а в делении сделал небольшую ошибку.

Для всей семьи поступление в гимназию было событием радостным. Уезжая, отец наказывал сыну быть скромным, не баловаться и во всем слушаться Масленниковых. Для расходов отец оставил 90 копеек серебром и медью.

До гимназии надо было пройти всего один квартал. Величественное, по тем временам, желтое красивое двухэтажное большое здание с белыми колоннами, внушало к себе уважение. На гимназистах - серая гимнастерка и брюки, кожаный пояс с медной пряжкой, на которой высечены буквы «РПГ» - Рязанская первая гимназия. В холодные дни длинная серая шинель.

В классе Александра Васильевича посадили на последнюю парту в среднем ряду. Все восемь лет он просидел на задней парте с Веней Кисиным. Учился хорошо, на четверки и пятерки. Изучали иностранные языки: немецкий и французский. Очень интересны были занятия по географии, которые вел Масленников.

Прошёл первый год занятий в гимназии. В табеле Александра Васильевича появилась запись классного руководителя: «Переведен во 2-ой класс с похвально грамотой».

В июле 1908 года отец Александра Васильевича неожиданно получил от директора гимназии бумагу, в которой было сказано: «Ваш сын, ученик второго класса Беляков Александр, зачислен казеннокоштным в пансион при гимназии». Там ученики содержались на всем готовом: жили в казенном помещении, питались, одевались и снабжались учебниками и тетрадями.

Родители Александра Васильевича были от радости на седьмом небе. Ещё бы! Саша не только ученик гимназии, но теперь на его образование не требуется никаких затрат от семьи.

Жизнь в пансионе была по звонкам, подъем в 7 часов 15 минут утра. Пансионеры умывались, и в 7 часов 45 минут воспитатель объявлял: «Становитесь на молитву». В 7 часов 50 минут утренний чай. В 8 часов утренняя репетиция - за полчаса кое-что повторить и собрать книги. В 8 часов 30 минут парами в колонне под руководством воспитателя пансионеры шли в гимназию.

В городе Рязани Александр Васильевич проучился 8 лет.

Губернский город Рязань был небольшим городком, всего 40 тыс. жителей, зато много зелени - садов и огородов. По весне благоухал сиренью, черемухой и цветущими яблоками. Весной сильно разлилась река Ока.

В 1915 году Александр Васильевич сдал выпускные экзамены на аттестат зрелости. В актовом зале на стенах висели большие рамки, в них на синем фоне золотом - имена медалистов за многие годы. Конечно, хотелось быть в этом списке, но золотую медаль получил один из выпускников - товарищ по парте Вениамин Кисин. Александра Васильевича отметили серебряной.

В 1915 году перед А.В. Беляковым встал вопрос: Какой жизненный путь избрать?

Об авиации А.В. Беляков тогда и не мечтал. Хотел быть поближе к земле. Первоначально он зарабатывал уроками, а затем поступил в Петроградский лесной институт. И, наверное, стал бы он лесничим, если бы не война. В 1916 году Беляков был досрочно принят на военную службу. Его направили в Москву в Александровское военное училище. В феврале 1917 года Беляков в чине прапорщика был направлен во Владимир в 215 пехотный полк.

После февральской революции Беляков был избран членом полкового комитета. Октябрьскую революцию Беляков встретил на Западной Двине. Был избран начальником саперной команды и членом полкового комитета. Весной 1918 г. А.В. Беляков вернулся домой и стал работать в Богородском уездном совете, в лесном отделе, которым заведовал бывший ткач Глуховской мануфактуры, старый большевик Петухов. А.В. Беляков принимал участие в национализации лесов Морозовых, Некрасовых, Шибаевых. Но мирная жизнь была недолгой. Три месяца на краткосрочных учебных курсах, а затем направление в южную группу войск. А.В. Беляков попал в легендарную Чапаевскую дивизию. Много раз видел Чапаева в бою, в штабе, среди бойцов, лично выполнял его приказания.

В 1920 году командирование направляет Белякова в Москву на учебу в аэросъёмочно-фотограмметрическую школу ВВС Красной армии.

После окончания в 1921 году этой школы Беляков за блестящие успехи был оставлен в ней инструктором, затем преподавателем, а в последствии помощником начальника учебного отдела.

Но все-таки лесное дело тянуло к себе. В 1924 году Беляков все же окончил лесной институт без отрыва от службы и подал рапорт о демобилизации.

Но в это время началось бурное развитие советской авиации: появился наш первый авиадвигатель в 400 лошадиных сил, был построен первый советский самолет, и о лесах пришлось забыть.

С 1930 года А.В. Беляков стал преподавателем аэронавигации в Военно-Воздушной академии имени Жуковского, а затем начальником кафедры штурманской службы. С этой академией связаны многие годы жизни А.В. Белякова.

В 1934 году Беляков познакомился с Георгием Филипповичем Байдуковым во время перелета групп тяжелых самолетов во Францию.

А другого члена будущего экипажа - Валерия Павловича Чкалова - он увидел ещё в октябре 1925 года, когда о Чкалове уже ходили легенды. А познакомились они и подружились во время работы в научно-исследовательском институте ВВС, где Чкалов с Байдуковым работали летчиками - испытателями.

В 1934 году Белякову довелось учить воздушной авиации группу полярных летчиков, в том числе Сигизмунда Леваневского, летчика-челюскинца. Ему и принадлежала идея перелета из Москвы через Северный полюс в Америку до города Сан-Франциско. Леваневский (командир и первый летчик), Байдуков (второй летчик) и Левченко (штурман самолета) решили совершить этот перелет на АНТ-25. А.В. Беляков был назначен инструктором и вторым штурманом экипажа Леваневского.

Но этот перелет окончился неудачей из-за технической неисправности машины. После этого Леваневский заявил, что одномоторный АНТ-25 не подходит для подобного перелета. Иного мнения был Байдуков, Чкалов и Серго Орджоникидзе. В 1936 г. на одном из совещаний в Кремле нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе и оба летчика изложили свое мнение Сталину, который предложил для испытания менее рискованный перелет Москва - Петропавловск-на-Камчатке. Так появился новый вариант маршрута. После его утверждения Белякова назначили штурманом чкаловского экипажа. Полет был совершен в июле 1936 года. Самолет пролетел без посадки по трассе Москва - Кольский п-ов - о. Виктория - Земля Франца Иосифа - Северная Земля -побережье п-ова Таймыр - устье р. Лены - Якутия - Петропавловск Камчатский - о. Удд за 56 часов 20 минут, преодолев 9374 км. За этот перелет постановлением ЦИК СССР летчики были награждены орденом Ленина, и им было присвоено звание Героев Советского Союза. Грамоты о присвоении высокого звания им вручил Председатель ВЦИК СССР М.И.Калинин. Золотых звезд Героя тогда еще не было. Через несколько лет, когда по предложению Жданова был учрежден особый знак отличия для Героев Советского Союза, А.В.Белякову вручили Золотую звезду № 9.

В апреле 1937 г. на Северном полюсе была высажена папанинская четверка и появилась возможность давать прогнозы погоды в центре Арктики. Полет в Америку становился реальностью. Весной 1937 г. Чкалов и Байдуков были вызваны в Кремль. Разрешение на подготовку к полету было дано. Лететь решили на одномоторном самолете АНТ-25. На рассвете 18 июня 1937 г. в 4 час. 04 мин. краснокрылатый «РД» (рекорд дальности) стартовал со Щелковского аэродрома близ Москвы. Самолет взял курс по маршруту: Москва - через Белое море - Кольский п-ов - Земля Франца Иосифа - Северный полюс - и дальше через Северный Ледовитый океан в Северную Америку. Полет из Москвы в Ванкувер занял 63 часа 16 минут. Александр Васильевич вспоминал: «...самым напряженным был момент когда мы вышли на Канаду и встретили огромный фронт облаков. Лететь вслепую было рискованно, полетели в обход через Скалистые горы и над Тихим Океаном. Шли на больших высотах. В это время кончился кислород... Полет был трудным. Мешали недостаток кислорода, облака, обледенение самолета, различные досадные неполадки. Но тем радостнее стала победа - успешная посадка в Ванкувере, где наших летчиков тепло встречали представители США. Дыхание тех незабываемых лет Байдуков и Беляков испытали летом 1975года, когда они на ИЛ-62 прилетели в Америку по тому же маршруту,что и 40 лет назад. А тот самый АНТ-25, на котором был совершен этот легендарный перелет, сейчас находится в музее В.П. Чкалова в г. Чкалове Горьковской области. Школьная модель выполнена в масштабе 1: 43.

А.В. Беляков был таким же неугомонным мечтателем, как и его друг и командир Чкалов. Беляков собирался слетать с Валерием Павловичем и вокруг «шарика», и через Южный полюс.

Однако началась Великая Отечественная война и все мечты о новых перелетах рухнули. Все помыслы были направлены на защиту священной Родины.

А.В. Беляков сформировал Рязанскую школу штурманов ВВС и, являясь её начальником до начала 1945 года, готовил и выпускал для авиации дальнего действия ночные экипажи.

После войны Беляков вернулся в Военно-Воздушную академию и руководил штурманским факультетом до начала 1960 года, до момента ухода в отставку.

Однако мало пришлось отдыхать А.В.Белякову. По просьбе работников ЦК КПСС Александр Васильевич согласился стать проректором по научной и учебной работе в Московском физико-техническом институте (МФТИ) и приказом министра высшего и среднего образования назначается на эту должность 25 января 1961 г. Затем Александр Васильевич организовал военную подготовку студентов МФТИ и перешёл на должность начальника военной кафедры. Немало лет Беляков был связан с МФТИ. В людях он ценил искренность, прямоту, решительность, любил людей, готовых отдать все силы на благо Родины.

О многих таких замечательных людях Беляков рассказал в своих воспоминаниях. А о нём самом Чкалов говорил: «Штурман? О нём можно сказать, как о человеке бесконечно скромном, молчаливом, не знающем страха».

До 1960 г. в деревне Беззубово мало кто знал о том, что прославленный штурман Чкаловского экипажа Беляков А.В. их земляк.

Учителя и ребята Беззубовской школы, решив создать историю своей школы и села, начали собирать материал о людях в деревне Беззубово, о тех, кто здесь жил, учился.

Краеведы школы «подняли» много интересного материала. На одном из сборов учеников школы в сентябре 1960 г. присутствовал старейший житель д. Беззубово Дмитрий Карпов, которому тогда было 85 лет. От него поступило сообщение о том, что лет 65 тому назад, ещё в царское время, в деревне учительствовал Беляков Василий Григорьевич, у которого был сын.

Краеведы школы заинтересовались: а не тот ли это Беляков, сын которого вместе с Чкаловым и Байдуковым совершил беспосадочный перелёт на самолёте АНТ-25 через Северный полюс в Северную Америку?

И начался поиск по установлению места жительства Василия Григорьевича Белякова. Он привел краеведов в Ногинский район Московской области. Было отправлено письмо в краеведческий музей г. Ногинска.

24 сентября 1960 г. из Ногинска пришёл ответ, в котором директором музея А. Смирновым сообщалось место жительства В.Г. Белякова и что сын его, А.В. Беляков, является героем Советского Союза за совершенный им в 1936 году вместе с Чкаловым и Байдуковым беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в очень трудных метеорологических условиях.

Второй перелет они совершили год спустя через Северный полюс в Северную Америку.

25 декабря 1960 г. от В.Г. Белякова пришло письмо. В нем он сообщал, что его сын А.В. Беляков действительно родился в д. Беззубово в 1897 г. и сообщались его краткие биографические данные.

Василий Григорьевич сообщил письмом сыну о желании школьников поподробнее и побольше узнать о его жизни.

В январе 1961 г. краеведы написали письмо в д. Починки, где проживал Василий Григорьевич с просьбой выслать фотографию сына и адрес.

15 февраля 1961 г. из д. Починки пришел ответ, где сообщался адрес Александра Васильевича. По данному адресу было отправлено письмо, ответ на которое был получен 24 марта 1961 г. Так завязалась переписка с А.В. Беляковым.

Давно мечтали ученики школы встретиться с Беляковым. И вот они получают телеграмму из Москвы: «Жду ваших представителей... Герой Советского Союза А.В.Беляков».

Эта встреча состоялась в январе 1968 г., когда вся страна готовилась к 50-летию Советской Армии, на квартире Александра Васильевича в г. Москве. На этой встрече он рассказал о своей жизни, о службе в дивизии В.И. Чапаева, о жизни после Гражданской войны, о знаменательных перелетах вместе с Чкаловым и Байдуковым, о годах Великой Отечественной войны и о работе в Москве в физико-техническом институте.

Ребята рассказали Александру Васильевичу о делах в школе. В заключение Александр Васильевич, его жена Ольга Павловна и дочь Ирина сфотографировались на память, а Александр Васильевич подарил книгу «Наш Чкалов» и вручил билеты в клуб имени Чкалова.

Школьники пригласили Белякова А.В. и членов его семьи посетить д. Беззубово. Весной этого же года в одном из писем директору школы Александр Васильевич пишет: «Я мог бы приехать 1 сентября на открытие учебного года».

А 1 сентября 1968 г. Беляков А.В. впервые за многие десятилетия побывал в родной деревне Беззубово, был гостем своих земляков.

На этой встрече Беляков А.В. рассказал о полувековом пути службы в Советской Армии, о том, как он стал летчиком, как совершал полет вместе с Чкаловым и Байдуковым. Здесь же состоялась его беседа с жителями села. Александр Васильевич осмотрел школу, классы, мастерские, пришкольный участок.

Трогательной была встреча Белякова А.В. со старейшей жительницей д. Беззубово Карповой - бывшей няней летчика-героя.

Уезжая из родного села Беляков А.В. передал ребятам книгу с автографом «Легендарная Чапаевская» и пожелал землякам замечательных успехов. А в альбоме Беззубовской восьмилетней школы он сделал запись: «Надолго у меня останется в памяти поездка в родные для меня места - Беззубово».

Затем в 1971 г. Беляков А.В. прислал письмо, в котором поздравлял учителей и учащихся с окончанием учебного года и 20 билетов для посещения в Кремле Оружейной палаты с приглашением к нему на дачу в поселок Старая Купавна Ногинского района.

Спустя 6 лет долгожданная встреча состоялась. В июне 1977 г. большая группа школьников побывала в гостях у Белякова А.В. Встреча проходила в подмосковной Купавне и была посвящена сорокалетию сверхдальнего перелёта через Северный полюс в Америку.

21 декабря 1977 г. А.В. Белякову исполнилось 80 лет. Накануне от учителей и учащихся школы по телефону с ним разговаривал директор школы Леонов Лев Григорьевич. Он передавал поздравления и добрые пожелания от земляков.

А в 1980 г. накануне празднования октября большая группа школьников вновь посетила героя-земляка на его квартире в Москве. Все остальное время связь с Александром Васильевичем не прекращалась. В 1981 г. вышла книга А.В. Белякова «В полет сквозь годы». Александр Васильевич выслал эту книгу с дарственным автографом в августе этого же года.

Итогом работы краеведов и учителей школы является создание и открытие музея героя-земляка А.В. Белякова.

10 октября 1981 г. в нашей школе был торжественно открыт музей Героя Советского Союза А.В. Белякова. В ноябре 1981 г. на экране ЦТ появился фильм «Первый Чкаловский перелет», посвященный 45-летию перелета из Москвы на Дальний восток.

В декабре 1982 г. после продолжительной болезни А.В. Беляков скончался.

В мае 1984 г. группа учащихся с учителями школы посетили и возложили цветы на могилу Белякова на Новодевичьем кладбище.

(По материалам музея Беззубовской школы)

Беляков Александр Васильевич - советский летчик. Родился 21 декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области в семье учителя. Русский. Член КПСС с 1936. Детство и юность провел в Рязани. Окончил гимназию. В 1915-1916 учился в Петроградском лесном институте.


В армии с 1916. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930-1935 - преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую ВАШЛ.

20-22 июля 1936 на самолете АНТ-25 в качестве штурмана (командир - В.П.Чкалов, второй пилот - Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне - остров Чкалов) протяженностью 9374 км.

Звание Героя Советского Союза Александру Васильевичу Белякову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм.

В 1937 на самолете АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.

В 1936-1939 - флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939-1940 - флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 - заместитель начальника ВВА (ныне - ВВА имени Ю.А.Гагарина), затем - начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

В годы Великой Отечественной войны генерал-майор Беляков А.В. начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС. В 1945 году генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.

В 1945-1960 - начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии. С 1960 - генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. в отставке.

С 1960 - профессор Московского физико-технического института, возглавлял военную кафедру. Автор многих научных трудов по аэронавигации. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Доктор географических наук. Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями. Его именем названы остров в Охотском море, улицы в Москве, Могилеве, Мариуполе и других городах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!