Не жалуюсь не спорю не сплю. Не думаю, не жалуюсь, не спорю

Анализ стихотворения М.И. Цветаевой

«Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю…»

Не думаю, не жалуюсь, не спорю,

Не сплю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

Не жду.

Не радуют ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

Живу, не видя дня, позабывая

Число и век.

На, кажется, надрезанном канате

Я – маленький плясун.

Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик

Двух темных лун.

«Поэзия – крик моего времени – моими устами, контр-крик его самому себе», - сказала М.И. Цветаева о своей поэзии. Поэтому пронзительное самообнажение мы видим в каждом ее стихотворении. Отрицание собственной жизни, безудержное стремление «пропасть», раствориться в мире, игра теней – все это загадочно и пронзительно соединено в стихотворении «Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю…».

Перед нами - обнаженная душа лирического героя, который бежит по жизни, как канатоходец по канату. Это движение (бег с короткими остановками, со вздохами и выдохами) задано уже ритмом стихотворения – чередованием длинной и короткой строк.

Неровное (нервное) движение подчеркнуто и enjambements-ом – устремленностью смысла к концу двустишия, что усиливает напряженность, взволнованность, неуравновешенность, даже опасность (вздохи – паузы подчеркнуты синтаксически).

Неуравновешенность, дисгармоничность выражена и неточными рифмами:

не спорю – к морю;

не сплю – ни к кораблю;

жарко – подарка;

в саду – не жду;

ни трамвая – позабывая;

на… канате – лунатик;

плясун – (двух) лун.

Таким образом, и ритмически, и лексически, и синтаксически передана крайняя душевная разомкнутость лирического героя, его разъятость (разъ-Я-тость), переходящая в разорванность, раздробленность души, подчеркнуто отрицающей этот мир.

Однотипность рефрена (анафора), градационная насыщенность глаголов с отрицанием не усиливает желание лирического героя уйти из мира чувств, отказаться от мысли и общения, отказаться от любого движения в пространстве, чётко прорисованном в стихотворении:

«солнце – луна – море – корабль –

Стены – сад –

Трамвай –

  • канат».

Пространство не расширяется, а, наоборот, сужается (усиливая отрицание всего, что способно радовать и возрождать душу), сужается, замыкая в себе Лирического героя, оставляя ему лишь канат.

Утрата чувств («не чувствую, как в этих стенах жарко» ), утрата гармонии («не чувствую, как зелено в саду» - цветовая символика гармонии) подчеркивает раздвоенность лирического героя, дисгармоничность души которого усиливается и внутренним контекстуальным противопоставлением во 2 строфе (антитезой):

Давно желанного и жданного подарка

Не жду. [жданного – не жду]

Поэтому ничто не радует лирического героя – «ни утро, ни трамвая звенящий бег», т.к. они лишь подчеркивают быстротечность, мгновенность жизни человека, отсчитывающего бег времени: «утро – день – число – век». А может быть, это сама Вечность ведёт отсчёт времени?!

Время, пронзительно убыстряющее свой бег, враждебно человеку, теряющему способность воспринимать мир, теряющему память. И этим тоже правит Время.

Борьба человека с безжалостным, всепоглощающим потоком времени и невозможна – это подчеркнуто единственной лексически точной рифмой: «бег – век».

Образ несущегося времени – «трамвая звенящий бег» - символичен в стихотворении М.Цветаевой. Именно такой образ времени мы встречаем у Н.Гумилева:

Шёл я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мной летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял при свете дня.

(«Заблудившийся трамвай»)

Но у М.Цветаевой образ времени усложняется. Образ «трамвая» становится синонимичен образу «корабля», который в поэзии Цветаевой – символ ладьи, увозящей души по реке Времени в мир теней, в мир смерти (Как он созвучен ладье Данте!). Поэтому-то Лирический герой и не рвётся «к кораблю», не спешит, как впрочем, и не радуется звенящему бегу «трамвая», проносящегося мимо Времени.

Стремительный бег Времени, подчеркнутый насыщенностью глаголами-сказуемыми (при отсутствии подлежащего), резко обрывается в начале 4-ой строфы, являющейся своеобразным ответом на своеобразный вопрос, заданный в 3-ей строфе зарифмованными окончаниями 1 и 3 строки: ни трамв ая – позабыв ая (А я? – а я?) – « А кто Я в этом стремительном времени?» И Время резко останавливается – на мгновение: при полном отсутствии глаголов вырисовывается картина томительной неподвижности:

Надрезанный канат –

Маленький плясун –

Тень от чьей-то тени –

Лунатик –

Две темные луны.

Что это? Игра теней? Или мир теней?

Начало строфы – энергичное «На…» , оторванное от существительного «канате» (столь редкий в поэзии художественный прием – гипербатон, но столь любимый М.Цветаевой), - «На» , брошенное в пустоту, - своеобразный ответ Времени и Вечности вопрошающему человеку. Это символический подарок (не его ли так долго желали и ждали?), подарок Вечности и Времени – человеку.

Но кто он? – «Маленький плясун» (кривляка, позёр, фигляр) – «тень» - «лунатик».

Призрачность существования человека, его бездейственность подчёркнута нагромождением предметности (существительные в роли сказуемых). Причастность человека к Вечности и ко Времени – обман, призрак. Кажущаяся жизнь, кажущееся движение есть только мгновенное истаяние, призрачное отражение во Вселенной «чьей-то тени». Вся 4-ая строфа насыщена этой призрачностью, этим отражением:

  • и заданная неопределенность, неуверенность словом «кажется» (разрывающим «на канате»);
  • и «тень от чьей-то тени» - в вопросе чьей , являющимся центром этой фразы, отражаются как в зеркале тени;
  • и даже вертикально заданное отражение «Я» в «Я» и «Я+Я» в «двух» (анафоричность строк – это тоже своеобразное отражение, своеобразные тени и в то же время сближение и слияние «Я» в «две» луны – растворение «Я» в другом «Я» - растаЯние - основная тема цветаевской поэзии;
  • и, конечно же, лунатик, живущий по своим законам (или законам Вечности?!) в нереальном, зеркально отраженном мире – в мире Морфея.

А Время? Время пульсирует, прерывается, оно дробится на маленькие осколки, отражающие и приглушающие лунный свет, который не дает тепла, а лишь искажает всё, делает действительность уродливой.

Раздробленность Времени при томительной неподвижности подчеркнута и сложным синтаксисом:

*довольно сложной фигурой – гипербатоном (« На , кажется, надрезанном канате »);

*параллелизмом, осложненным enjambements-ом:

Я – маленький плясун.

Я – тень от чьей-то тени.

Я – лунатик

Двух темных лун.

Интересна звукопись как последней строфы, так и всего стихотворения в целом.

Подчеркнутое в первой же строке отрицание «не жалуюсь» звукописью не только не подтверждается, но и опровергается: многократно повторяющийся открытый звук [у] (как внутри строк, так и в ударных окончаниях строк) в 4-ой строфе переходит в закрытое [ун], уходящее глубоко вовнутрь человека. Это уже не жалоба, не стон, а скорее – вой в темноту, таинственную бесконечность, вой, переходящий в ответный ветер Вселенной - [ух – ых - ун] (в последней строке).

Отсутствие заглавия позволяет вновь (ретроспективно) обратиться к первой строфе, и тогда становится ясно, почему «не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю», почему «не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, ни к кораблю». «Тень от чьей-то тени», «лунатик» (существующие в ином мире – не реальном) не чувствуют, не помнят. Контекстуальная оксюморонная замкнутость с новой силой подчеркивает замкнутость, одиночество человека во Вселенной, такой чужой и стремительно уносящей человека в небытие.

Так решается М.Цветаевой в этом стихотворении её излюбленная тема одиночества.



Не пасхальное, не весеннее и не пятничное, предупреждаю).

Красивое и очень выразительное цветаевское стихотворение, сто лет знаю наизусть, иногда просто внутри оно само звучит… И страшное, мне кажется, именно в этом первом варианте, ещё не переделанное «про войну»…

Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

Давно желанного и жданного подарка

Не жду.

Не радуют ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

Живу, не видя дня, позабывая

Число и век.

На, кажется, надрезанном канате

Я - маленький плясун.

Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик

Двух тёмных лун.

Марина Цветаева, 1914

«Вам не будет ни больно, ни скучно»

Стихотворение обращено к брату мужа Сергея Эфрона - Петру Яковлевичу Эфрону, на тот момент умиравшему от туберкулеза. Стихи посланы ему как подарок в письме 14 июля 1914 года. А 28 июля Петр Яковлевич скончался.

Странный подарок, от которого - не по себе. Как разговор в доме повешенного о верёвке. Ведь Петру Эфрону наверняка было и без того тревожно и страшно, и пугала уже совсем близкая смерть, каждый день кашляющая в его теле, и наверняка ему было горько и жалко всего, что уже никогда не случится… Ах, какая роскошь хотя бы ещё недолго, хоть чуть-чуть иметь все то богатство и счастье, от которого Марина так красиво и талантливо отказывается в стихах; как бы ему хотелось «радоваться утру и звенящему бегу трамвая», «рваться к луне и солнцу» и «чувствовать, как в этих стенах жарко, как зелено в саду» - вот так же, как все, здоровые, крепкие - не умирающие!..

Удивительный подарок - так буквально садистски, так откровенно бестактно и холодно перечислить все, что с каждым днём становится все невозможней, буквально на глазах исчезая с приближением смерти …

При этом Марина, не скрываясь от мужа, часто посещает «Петеньку» в больнице, и наблюдает течение болезни, видит динамику неумолимых признаков чужой надвигающейся смерти и всё отчетливей понимает: скоро… Она пишет ему письма «Слушайте, моя любовь легка. Вам не будет ни больно, ни скучно. Я вся целиком во всем, что люблю <…>Я писала Вам письмо и так сильно думала о Вас, что все время оглядывалась на диван, где Вы должны были сидеть»

А что - очень красивый роман: любовь к ней двух родных братьев, окрашенная такими выигрышными мелодраматическими деталями как близкая смерть одного (и на смертном одре взывал!) и тяжкая ревность другого (и умирающего брата не пожалел, да и с горя на войну собрался уйти).. Ну где еще сыщешь такой умопомрачительный роман?

Ах, а всё-таки какое красивое стихотворение…

И как бы избавиться от «марины», и её страшной раздвоенности и желания делать из жизни - литературу.

Метки:
Понравилось: 1 пользователю

(Буде, кто залюбопытствует, предупреждаю: там статейко немного о другом, и некоторые факты сомнительно поддернуты, но общий настрой правильный. Сравнительно-исторический анализ никто не отменял!)

Ответить С цитатой В цитатник

«Не думаю, не жалуюсь, не спорю…» Марина Цветаева

Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь
ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.

Не радует ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.

На, кажется, надрезанном канате
Я — маленький плясун.
Я — тень от чьей-то тени. Я — лунатик
Двух темных лун.

Анализ стихотворения Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь, не спорю…»

«Не думаю, не жалуюсь, не спорю…» — стихотворение, адресованное Петру Эфрону, родному брату мужа Цветаевой. Произведение датировано тринадцатым июлем 1914 года. Посвящено оно тяжело больному, умирающему человеку. Когда Марина Ивановна писала «Не думаю, не жалуюсь, не спорю…», Петр лежал в больнице с туберкулезом. Поэтесса регулярно навещала его. По мнению ряда исследователей, до того, как Эфрон слег, Цветаева не испытывала к нему сильных чувств. Любовь в ней зародилась только перед самой смертью Петра. Сложившаяся ситуация сильно угнетала супруга Марины Ивановны, Сергея Эфрона. Он даже решился идти добровольцем на Первую мировую войну. Конфликт разрешила сама судьба. В конце июля 1914 года Петр скончался. Цветаева посвятила ему несколько стихотворений, среди которых «При жизни Вы его любили…», «Осыпались листья над Вашей могилой…», «Милый друг, ушедший дальше, чем за море!..».

Произведение «Не думаю, не жалуюсь, не спорю…» проникнуто пессимизмом, депрессивными настроениями. Лирическую героиню в жизни ничего не радует, ей ничего не хочется. Она лишена чувств, потерялась во времени и пространстве. В последних строках появляется сразу несколько ярких образов, характеризующих ее, — маленький плясун на, кажется, надрезанном канате; тень от чьей-то тени; лунатик двух темных лун. Особенно загадочен последний образ. Некоторые литературоведы считают, что под двумя темными лунами Цветаева имела в виду глаза любимого человека. Также есть версия, что они символизируют метание поэтессы между двумя мужчинами, двумя родными братьями — Сергеем и Петром.

Впоследствии Цветаева сильно переделала стихотворение «Не думаю, не жалуюсь, не спорю…». Вместо мотива депрессивного состояния в нем появилась тема войны. Новый вариант получил название «Война, война!- Кажденья у киотов…». Существуют сведения, говорящие о том, что переделку от оригинала отделяют всего несколько дней. От старого стихотворения Цветаева оставила только последнее четверостишие. При этом канат в нем превратился из надрезанного в надтреснутый. Дописано также было немного — одна строфа. В ней Марина Ивановна довольно кратко высказала свое отношение к войне:
Но нету дела мне до царских счетов,
Народных ссор.
В стихотворении «Война, война!- Кажденья у киотов…» нашлось место упоминанию о Петре Эфроне. Фактически Цветаева провозгласила, что ее совершенно не волнуют мировые катастрофы, гораздо важнее — умирающий возлюбленный.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!