Нехватка молодых специалистов в школе. Низкие зарплаты привели к дефициту учителей в половине российских школ

Людмила Бутузова

«Все это вранье, - написано под одним из объявлений. – Приличными зарплатами и плюшками они только зазывают, получать ты будешь ровно столько, чтобы хватало на еду и коммуналку, а донашивать придется то, что тебе купила мама к окончанию института».

Корреспондент «НИ» встретились с педагогами, посетили их форумы в интернете и попытались выяснить, почему в школах так остро стоит кадровый вопрос, что пугает специалистов в первую очередь и как работают те, кто еще не уволился.

Ольга, 24 года. Работает учителем истории и обществознания. Косая челка, мальчишеский прикид, на встречу пришла с папочкой и свистком («мы с ребятами на природу ходим, это сигнал – два раза свистнул – тревога, общий сбор, один протяжный – я здесь, не потерялся). В папке заявление об увольнении за прошлый год («свидетельство моей слабости или, если хотите, маленькая победа над системой – яперед ней не спасовала, в школе осталась.») Рассказывает, почему осталась:

Я всегда хотела работать в школе. В Орловский университет (на самом деле, это бывший «пед» с застойной репутацией), пошла не потому, что никуда бы больше не поступила, а осознанно. В стране объявили реформу образования, вот я и думала, что надо соответствовать, изучить новые методики, выбрать, а, может быть, и самой предложить какую-то образовательную модель. Увы, ничего этого во время учебы и в помине не было. Но я сама вылавливала неординарных педагогов по их заметкам в профессиональных журналах, по интернету, переписывалась с ними, ездила на семинары и очень благодарна за этот опыт.

А в школу меня не взяли, не было свободного места. В Орле полно выпускников истфака, приходят, устраиваются, а через пару месяцев бегут от детей как черт от ладана. А я плакала, что мой педагогический багаж пропадает. Через год позвали в школу, которая слыла новаторской. Была на седьмом небе: я соответствую, у меня все получилось! Ведь самое главное – контакт с детьми.Ученики делятся со мной своими мыслями, проблемами и просят совета. Это очень ценно. С детьми я на одной волне, часто на уроках мы шутим и смеёмся, после школы бываем на всяких общественных мероприятиях, и я вижу, что к «скучному» предмету – обществоведение, они стали относиться по-другому: слушают друг друга, сопоставляют мнения, дают свои оценки разным событиям.

Я живу с родителями, своей семьи у меня пока нет, поэтому готова быть с учениками чуть ли не круглые сутки. Но у меня нет этого времени, его сжирает бесконечная бюрократия. Отчётность нужна вышестоящим чиновникам ежедневно. А ведь есть еще и директор, и завучи, которым тоже нужна от меня куча бумаг. Большая проблема эти бумажки. Какие-то отчёты совсем не нужны. К примеру, у нас есть обычный журнал и электронный, записи в них дублируются. Зачем? Министерство спустило приказ - делаем, чтобы не получить "по голове". С детьми я не устаю, выматывает вот эта вот формальная писанина. Многие педагоги не выдерживают, у нас три человека уволились прямо посреди учебного года. Мои нервы тоже сдали… Несколько раз принципиально не стала подавать отчеты – сняли премиальную надбавку 2 тысячи рублей, пропесочили на педсовете. Две тысячи жалко, у меня оклад 10 тысяч, половину трачу на профессиональное совершенствование и на внеклассные мероприятия, чтобы с детей не собирать. Но больше всего – унизительно: ни за что ведь наказали, просто выслужились перед начальством. Вышла в слезах, пишу на подоконнике заявление на увольнение. Возникают за спиной два моих хулигана: «Адью, Ольга Сергеевна? Даже не попрощаетесь?» Ну как я их, таких,брошу? Столько всего светлого было… Не должна бумажная канитель все это перечеркнуть. Потом и директриса на попятный: с детьми у вас получается, не принимайте близко к сердцуненужную работу, когда-нибудь ее отменят. Я на это надеюсь. Но безумно жаль времени, его воруют не только у педагога, прежде всего – у детей.

«Новая школа» оказалась кондовой бюрократией, - подтверждает преподаватель Новосибирского пединститута Юрий Крылов, начавший работать в школе в 1995 году и покинувший ее в XXI веке.- Мне кажется, что смена веков совпала со сменой очень важной парадигмы в средней школе. 90-е годы для учителей были нищими годами. Потом как-то наладилось - деньги стали платить. В 98-м грянул дефолт, и относительно небольшая зарплата учителя превратилась в унижение. Нам повезло: наш директор все время придумывала, как помочь учителям, - спасибо ей! Думаю, потому я и держался в школе до начала нового века и "новой школы". Но как разс 98-го количество отчетов и их абсурдность начали расти. С каждым сезоном бумаг становилось все больше – вот я и ушел. Что могу сказать, оглядываясь назад? В 90-е в школе присутствовал элемент творчества учителя. Новаторства. Но чиновникам не нравится неконтролируемое творчество, поэтому начались отчёты, планы, таблицы. С XXI века творчество из школы было убрано и заменено менеджментом, отчётностью, а потом и натаскиванием к олимпиадам и ЕГЭ. Пожалуй, это главная для меня причина ухода. Количество отчётов, планов, программ ненормально большое. И главное - непредсказуемо. Что министр образования, что местные функционеры - придумывают новые отчёты и требуют их немедленно в любой день, в течение нескольких дней или даже часов. При этом зарплата учителя, что бы ни вещали с высоких трибун, мала. Потому все и хватают по полторы-две ставки! В-третьих, сама профессия учителя в обществе стараниями государства низведена до статуса обслуживающего персонала. Сытые бюрократы показывают, что учитель - неудачник, безграмотные самоуверенные представители Рособрнадзора дают понять, что учителя работают неправильно. Кто же захочет примерить на себя такую репутацию? Вот потому зачастую и не идут в школу работать наиболее умные творческие студенты педвуза».

Общий стон на учительских форумах: школа держится, в основном, на старых кадрах, которые не могут и не хотят меняться. «Учителя в возрасте не могут уйти, потому что их больше никуда, кроме школы, не возьмут. Они работают и держат места, которые могли бы занимать более перспективные молодые люди. Наверное, поэтому в школе сейчас не происходит смена персонала, да вообще ничего не происходит, если это не Москва. В провинции старые педагоги просто тянут лямку до пенсии».

Запомнилась реплика: «Такие учителя безропотно занимаются лишней работой: по первому требованию ходят на демонстрации, митинги, сидят на выборах, первыми бегут мести территорию и только за это их надо считать наставниками молодых? - пишет Наталья К. из Оренбурга. – На самом деле ничего кроме учебника они не знают, методы воспитания – «как у Макаренко»: «сядь на место, не обрехивайся! С родителями - в школу» ну и всякое такое, что вызывает у ребят ассоциации с палочной дисциплиной, и часто отвращает от предмета. После одной такой «бабушки» я пришла преподавать английский в девятый класс – не все даже алфавит знали. На мое недоумение ученики отвечали, что предыдущая учительница раньше вела труд и по пол-урока рассказывала, что в будущем важнее уметь работать руками, а не языком».

Никто не говорит, что всех надо поголовно увольнять и набирать молодых. Нет, мэтров надо оставлять, они должны следить за работой, сохранять традиции и регулировать непростые отношения с коллективом и родителями. Но если бы в школе платили больше, туда бы с охотой шли еще и молодые ребята.

С этим как раз ужас, ужас и ужас. Даже настоящее призвание, если оно оплачивается в размере минимальной оплаты труда, не способно удержать в школе молодого творца.

Из школы я ушёл из-за маленькой зарплаты, признается «ВКонтакте» учитель математики Г. - Со всем остальным, в принципе, можно мириться. Но я не могу жить на 15 тысяч, мне трудно. А ещё надо содержать семью. Сейчас я работаю менеджером в строительной кампании. Работа не настолько интересная, но приносит в три раза больше денег. Что будет, если все учителя вдруг уйдут в бизнес, как советовал Дмитрий Медведев? Кто станет учить детей? Я не считаю, что работа учителя менее ответственная, чем работа премьера или президента. Мы воспитываем новое поколение! Возможно, вся эта странная ситуация в сфере образования изменится, когда старые учителя уже просто в силу возраста уйдут на пенсию. Тогда появится вопрос, как привлечь молодых специалистов в школу. Придется улучшать систему, поднимать зарплаты».

«Учитель в моём понимании – призвание, - откликается коллега, в жизни у которого, по его признанию, финансовый вопрос остро не стоит. - Ты знаешь, на что ты идешь, потому что все держится на голом энтузиазме. Если хочется зарабатывать много денег и занимать важный пост, то школа всё-таки не то место, где это нужно делать. В конце концов, можно параллельно заниматься репетиторством. За это хорошо платят».

В Москве или крупном областном городе – да, репетиторам действительно платят, и на частных уроках можно перекрыть зарплату вдвое-втрое. В глубинке учителя сживут со свету, если он возьмется подтягивать ученика за вознаграждение. Все грамотные: у нас по конституции бесплатное образование и учителя просто обязаны быть бессребренниками, проводить дополнительные занятия и часами вдалбливать недорослю все, что он прослушал на уроке.

«А с кого ты возьмешь деньги в нашем Димитрове? – задается вопросом учительница начальных классов. – Десять тысяч населения, ни одного работающего предприятия, нищета ужасная. Получается, что школа - самая богатая, если учителя выступают спонсорами для своих учеников. Перед каждым первым сентября сбрасываемся то одному на форму, то другому на портфель. Целый год выбивали бесплатное молоко детям, которое, вроде бы, им положено от «Единой России». Выбили. Теперь учителя отчитываются за каждый стакан, и если дебит с кредитом не сходится, это целый скандал. Договорились между собой, что учительских детей поить не будем, пусть молоко достается тем, кому нужнее. У меня собственных детей двое, стыдно, в чем они ходят и чем питаются, но на свои восемь тысяч и на 12 000 мужа, которые он получает за полторы ставки, мы ничего не можем позволить. Живем в проходной комнате у родителей. Было бы хотя бы тридцать тысяч на двоих, взяли бы ипотеку, отселились. Но это несбыточно».

Подработка для учителя, особенно для сельского, - явление из области фантастики, дружно подтверждают в сети. Впрочем, такое же, как и выплаты по майским указам президента. В Москве и других городах, типа Тюмени, зарплаты подросли, из Сибири пишут, что до мартовских выборов по разу или по два «кинули 5-10 тысяч и замолкли». В Центральном федеральном округе, где один регион беднее другого, в местных бюджетах не нашлось и рубля, чтобы поддержать учительство. «Ещё один негативный момент был, когда Крым стал наш, и у нас единоразово списали 20% зарплаты. Было грустно», - вспоминает пользователь Фейсбука. Две тысячи лайков под его постом свидетельствуют, что грустно было не только ему. Но учитель – очень дисциплинированная профессия, потому что каждый знает: схлопотать неприятности так же просто, как подвести под «неуд» ученика, - не то сказал, не там кивнул, невпопад подпрыгнул.

«Любимое выражение нашего директора - "московская школа", - описывает школьную кухню учительница из Люберец Анна. – Мы вообще-то не столица, а ее подбрюшье, но для директрисы, знававшей лучшие времена, всё едино. Так вот, «московская школа» - это значит, что в каждом среднем учебном заведении свои порядки и требования. Даже если ты собираешься устроить праздник внутри класса, нужно в письменном виде подать заявление. Если директор согласует проведение праздника, ты его проводишь, нет - так нет. По каждому поводу надо спрашивать разрешение и письменно кого-то уведомлять. Это было для меня шоком, потому что в областных школах всё намного проще.

Родители тоже подливают масла в огонь. Такого отношения к учителям, как в Москве, я не видела больше нигде. В моей старой школе, где я работала, была одна дотошная мамаша на весь класс, а тут все с претензиями: "Милочка, вас наняли, потрудитесь объяснить, за что у сына тройка. До вас он всегда имел пять.» Учитель вынужден жить в какой-то ситуации нападения. В любой момент тебе может кто-то из родителей позвонить, наехать на тебя, наорать, что-то потребовать, обвинить тебя и так далее. Они не сами по себе такие… хамы. Сама школа провоцирует пренебрежительную модель поведения по отношению к учителю. Наша директриса с самого начала предупреждает: незаменимых нет, уйдешь - тебе через неделю найдут замену. Ты пришел и должен быть идеальным. Не дай бог пропустишь ошибку в тетради! У нас в области нехватка молодых учителей, и когда ты приходишь из колледжа или института, тебе помогают, направляют, подсказывают. А тут такого нет. Здесь в течение учебного года учителя увольняются и постоянно приходят новые. У младших классов может быть четыре разных классных руководителя, потому что молодые девчонки, которые приходят работать, просто не выдерживают. Их сжирают, убивают в них весь энтузиазм, поэтому они убегают в другую школу, ищут что-то получше. В Москве, кроме зарплаты, ничего позитивного для учителя нет».

Зарплата у девушки 120 000 рублей. «За такие «бабки» я готов терпеть даже директора-людоеда» - отклики такого рода не редкость, хотя многие и ставят предупреждающий смайлик, что это шутка.

«Сейчас профессия учителя находится нанизшем уровне уважения, это просто какой-то обслуживающий персонал»,- выделяет самое больное из тирады подмосковной учительницы ее сибирский коллега Тимофей Лапшин. – Многие любят вспоминать: раньше учителям в пояс кланялись и боготворили их. Но и сейчас есть люди, которым само мироздание велело быть учителями, которые ставят интересы педагогики выше своих собственных, и не их вина, что в стране повернулось так, что стоит сказать, что работаешь учителем русского языка и литературы, тебя начинают либо жалеть, либо считать неудачником.Мне 22 года, я эту профессию выбрал сознательно.Для работы в школе нужна некая жизненная цель, основная и значимая для вас лично идея, иначе трудно будет работать. У меня она есть: вернуть в школу жизнь, чтобы дети на уроках смеялись, а учителя – представители одной из самых нервозатратных профессий, были творцами, а не терпилами.

«Мне кажется, в работе учителя сейчас менять надо вообще всё, - высказывается Ольга из Самары. - Перестать дергать нас на бесполезные общественные мероприятия, работу оценивать не по гладко написанным отчетам, а по тому, сколько горящих глаз у тебя в классе. Надо поднять профессию учителя до определенного статуса, показать родителем, где их зона ответственности, а где учителя. Сейчас граница стерта. Родители снимают с себя обязательства и перекладывают их на учителей. Начать элементарно уважать педагога, а не заставлять его работать за гроши и терпеть, терпеть, терпеть. Система везде одна,именно она уронила престиж профессии до непозволительного уровня и именно она выдавливает нормальных людей из школы. Можно сколько угодно слушать истории о том, как сейчас поощряют и мотивируют молодых педагогов, но если бы это было действительно так, за будущее отечественной школы можно было бы не беспокоиться. А мы душу рвем, плачемся на своих форумах… Правительство учитывает чье угодно мнение – министров, экспертов от образования, родителей, общественности… Учителя никто не слышит.»

Есть ли в российских школах, особенно на селе, дефицит педагогов? Данные поступают самые противоречивые. Недавнее исследование Общероссийского народного фронта показало, что в половине российских школ есть нехватка учителей. Министерство просвещения приводит другие цифры: дефицит педагогов не превышает одного процента вакансий. Почему такая разноголосица?

Дело в том, что официальная статистика не учитывает глубокую дифференциацию между школами в крупных городах и селах, разницу между регионами. Если в Москве и Санкт-Петербурге на место учителя может быть серьезный конкурс, то, например, в Амурской, Псковской, Тверской областях ситуация совершенно другая. Особенно актуальна эта проблема там, где высока доля сельского населения, - поясняет ситуацию директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. - Кроме того, официальная статистика не учитывает нагрузку педагогов. Многие работают 22-24 часа в неделю, а норма - 18 часов. То есть формально вакансия занята, но учителя работают больше чем на одну ставку.

Яркий пример - Покровская школа в Долинском районе Сахалинской области. Школа небольшая: чуть более ста учеников и 20 учителей. Примерно у трети преподавателей количество часов превышает норму. "У меня сейчас нет географа, - говорит директор школы Людмила Панкратова, - и вряд ли кто ко мне пойдет на 10 часов. Выход один - внутреннее совмещение. Та же история с математикой, физикой, у этих предметников нагрузка 25 часов, то есть на треть выше нормы".

А в Пензенской области серьезная проблема с "иностранцами". Несмотря на то что в регионе в течение первых трех лет молодые учителя получают выплаты по 35 тысяч рублей, в селе Батрак уже два года не могут найти преподавателя английского языка. "Выпускников вузов после иняза в село не завлечь ни региональными коэффициентами к зарплате, ни другими льготами. К слову, зарплаты для села у наших учителей достойные - более 22 тысяч в месяц, и почасовая нагрузка есть. Главная проблема - нет жилья для молодых специалистов. Если бы они знали, что, отработав какое-то время, получат дом, думаю, дефицита кадров не было бы. А без жилья куда они поедут? Иностранный язык закрываем за счет совместителей - приезжают на время, дают уроки, принимают экзамены".

Тот факт, что должность сельского учителя иностранного языка - одна из самых доступных в российских школах, отмечают и в министерстве просвещения. В Дагестане, например, сейчас 219 таких вакансий. Почему? Ежегодный прирост населения в регионе - около 30 тысяч человек, это рекордный показатель. В Дагестане, в республиках Бурятия и Чечня до сих пор около 10 тысяч ребят учатся в третью смену. Она должна быть ликвидирована к 2024 году: будут строиться новые школы, реконструироваться старые. А значит, и учителей понадобится больше. Откуда их взять?

Для сельских, для малокомплектных школ нужно готовить учителей-универсалов, которые могут вести сразу несколько предметов естественно-научного (например, одновременно физику и химию) или гуманитарного цикла. Такая практика в мире есть. В Германии, например, учитель может вести одновременно и немецкий язык, и физкультуру. Но для таких изменений понадобится серьезно модернизировать систему педагогического образования, - считает Ирина Абанкина. - Кроме того, нужно развивать сетевое взаимодействие школ за счет "десантных" технологий. Закупать новые школьные автобусы.

В Удмуртии педагоги организовали такой образовательный "десант" своими силами. "В прошлом году у нас не было историка - пришел на подмогу учитель из соседнего населенного пункта. Ездил к нам преподавать на своей машине, а это 40 километров в пути туда-обратно. Учитель физики и математики к нам вообще ездит из другого района на автобусе. Я сама как педагог-психолог кроме своей школы закреплена еще за двумя соседними. Кроме меня в другие учебные заведения у нас ездят географ, химик, биолог", - рассказала "РГ" педагог Сосновской средней школы Шарканского района Удмуртии Надежда Аверкиева. А вот в Пермском крае региональные власти предложили городским учителям автомобиль в аренду, чтобы те ездили помогать своим сельским коллегам.

Кроме того, большие надежды эксперты возлагают на федеральный проект "Цифровая образовательная среда", который курирует минпросвещения. К 2024 году в сельских школах должен появиться высокоскоростной интернет, будет запущена Российская электронная школа с огромной базой онлайн-курсов, с виртуальными лабораториями, практикумами... Все это станет большим подспорьем для педагогов.

Сегодня практически в каждом регионе есть свои программы сельских учителей. Например, в Калмыкии начинающим педагогам выплачивают единовременно 100 000 рублей. В Сахалинской области молодым специалистам положена 25-процентная доплата "за село", 20 процентов - за высшее образование, северные и другие надбавки. В течение первых трех лет им положена 40-процентная прибавка к окладу из областного бюджета. А в Ростовской области по сравнению с городскими преподавателями сельские учителя получают на 25 процентов больше при одинаковых нагрузках. Кроме того, муниципалитет "гасит" затраты на коммунальные услуги семье, в которой есть сельский учитель. Можно приезжать на работу из города, и льгота все равно сохраняется.

"В нашей школе средняя зарплата примерно 28 тысяч рублей, для села это хорошо. Преподаватели со стажем получают и больше - до 35 тысяч. Молодежь зарабатывает в среднем по 18 тысяч. Нагрузка у всех разная, некоторые берут 1,6 ставки. Но так как у нас полноценная двухсменная школа, то отработать эти часы несложно. Допустим, 3 часа в первую смену и еще два во вторую. Это вполне посильная работа", - говорит директор школы в селе Кулешовка Азовского района Ростовской области Игорь Малиночка.

Как еще можно помочь учителям? Например, строить квартиры или детские сады прямо при школах. Одну из таких школ на 28 учеников в отдаленном хакасском селе на прошлой неделе посетила министр просвещения Ольга Васильева. Школа открылась в июне: все педагоги в ней - молодые ребята, которые после окончания абаканского педвуза вернулись на малую родину.

Как можно помочь сельским учителям? Например, строить квартиры или детские сады прямо при школах

Это замечательный проект. Школа, которую можно назвать трансформером: в здании есть квартира для преподавателей, обслуживание которой берет на себя муниципалитет, но у всех работающих учителей есть здесь свои квартиры, поэтому принято решение в этом помещении сделать также небольшой детский садик, - рассказала Ольга Васильева.

Можно ли привести региональные программы по поддержке сельских учителей к общему федеральному "знаменателю"? Этот вопрос корреспондент "РГ" задал министру:

Есть программа "Сельский доктор", а "Сельский учитель" - нет. Эта идея давно обсуждается. Однако было бы неправильно каждому расписать: ты приезжаешь и получаешь квартиру, машину, еще что-то... А если у региона такой возможности нет? Что делать? Наша страна очень большая, и у каждого субъекта РФ очень много особенностей: климатических, территориальных, региональных. Каждый регион заботится о своих учителях, и это самая большая неправда, что это не так, - рассказала Ольга Васильева. - Я считаю, что если вернуть то недалекое время, когда у нас была практика, когда одновременно приезжали агрономы, молодые врачи, молодые учителя, строились рядом дома, сельская интеллигенция начинала свою жизнь вместе, то, может быть, это было бы удобнее для ребят.

Инфографика "РГ": Александр Чистов/ Ксения Колесникова

Новый учебный год в Германии начался с плохой новости. И так напряженная ситуация на рынке учителей, скорее всего, в ближайшие годы обострится в беспрецедентном масштабе. Миграция, динамичное повышение рождаемости требуют больше персонала, но многие учителя в настоящее время выходят на пенсию, а из университетов приходит слишком мало новых. Рассказывает Наталья Маурер.

Родители, ученики и педагоги Германии бьют тревогу. Катастрофическая нехватка учителей на начало нового учебного года ведет к серьезным пробелам в образовании. Больше всего учителей недостает в начальных и средних школах. На сегодняшний день это почти 40 тыс. "Эта худшая ситуация за последние 30 лет", - сказал президент Ассоциации учителей Германии (Deutsche Lehrerverband (DL) Хайнц-Питер Майдингер. В результате сильно увеличилось количество учеников в классах, а по некоторым предметам в аттестатах даже нет оценок, так как в течение года из-за отсутствия преподавателей по данному предмету вообще не проводились занятия.

Пробелы в знаниях практически невозможно заполнить в будущем, потому что в новом учебном году будет также некому заниматься с учениками дополнительно. Родители и дальше будут вынуждены платить за дополнительные занятия вне школы. Для страны без природных ресурсов, в которой самым важным являются образование и инновации, такая ситуация абсолютно неприемлема. Отмене занятий сегодня не радуются даже ученики.

Дефицит учителей будет расти

В будущем ситуация с нехваткой педагогов станет еще более драматичной. По информации Международного фонда Бертельсманн (Bertelsmann Stiftung), к 2025 г. в Германии ожидается на один миллион школьников больше. "Никто не рассчитывал на такое большое количество школьников", - сказал член правления Фонда Йорг Драгер. Основная причина - это миграционная волна 2015 г. В связи с неожиданным приростом населения к 2025 г. будет необходимо построить 2.400 новых детских садиков и начальных школ, а потом соответственно и средних школ. Расходы государства на образование, по мнению фонда, к 2030 г. должны увеличиться на 4,7 млрд евро . Данные для составления прогноза фонд Bertelsmann взял из статистики рождаемости за 2016 г.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105 тыс. учителей начальной школы, однако университеты в состоянии подготовить за этот период всего 70 тыс. молодых специалистов, что приводит к дефициту в 35 тыс. учителей начальных классов. Ситуация с воспитателями в детских садах ничуть не лучше. К 2025 г. в стране будет не хватать более 300 тыс. воспитателей.

Новый эксперимент

Обучение преподавателя – это длительный процесс, поэтому министерство образования старается решить проблему нехватки учителей привлечением в школы специалистов из других отраслей, так называемых Quereinsteiger. Это люди, изучавшие в институте математику, информатику, химию, биологию, спорт или музыку, не имеющие педагогического образования, но желающие работать в школе. Мотивы у всех разные: кто-то потерял работу и не может найти новое место, кто-то недоволен зарплатой и надеется, работая на государство, заработать побольше денег, кто-то хочет радикально сменить профессию и работать с людьми. Количество "учителей-непедагогов" в школах постоянно увеличивается, например в Берлине в 2017 г. оно составляло уже 41%.

Акция протеста учителей в Берлине

Преподавать в школе и параллельно изучать вечерами или по выходным педагогику, психологию и методику преподавания довольно тяжело. А вероятность того, что и эта профессия принесет разочарование, очень высока. Большая нагрузка и при этом невысокая зарплата по сравнению с педагогами, закончившими педагогические вузы, часто не соответствуют первоначальным ожиданиям "новых" педагогов. Они чувствуют себя людьми "второго класса" и поэтому выходят на улицы с акциями протеста. Одна из таких акций протеста прошла в Берлине: учителя требовали одинаковую оплату труда за одинаковую работу (Gleicher Lohn für gleiche Arbeit!). Пока сложно сказать, как этот эксперимент отразится на качестве школьного образования, но в любом случае лучше, когда хоть кто-то преподает, чем полная отмена уроков.

Парадокс системы

В то время как в стране не хватает огромного количества учителей, более 5 тыс. преподавателей, окончивших педагогические вузы, работают по временным контрактам. Школы принимают их на работу к началу учебного года, а перед летними каникулами снова увольняют, чтобы не платить зарплату за 6 недель каникул. Только земля Баден-Вюртемберг экономит на этом 12,5 млн евро в год. В результате учителя становятся на этот период безработными и не имеют права на пособие по безработице, так как для этого надо проработать полные 12 месяцев. Учителя могут рассчитывать только на социальную помощь Hartz IV (социальная помощь для граждан, находящихся длительное время без работы, введенная в 2002 г.). Но получить ее не так просто, необходимо пройти длительную бюрократическую процедуру, поэтому не все временно безработные учителя обращаются за ней на биржу труда и реальное количество увольняемых на время летних каникул много больше.

Хорошо, если учитель уже в конце учебного года знает, что в начале года снова получит работу. Информацию о том, сколько рабочих часов ему предоставят и какие предметы будет преподавать, школа выдает непосредственно перед началом занятий. В такой ненадежной ситуации, чтобы не остаться совсем без работы, учителя вынуждены параллельно искать место в других школах. В некоторых учебных заведениях из-за этого постоянно меняются преподаватели. Каждый учитель использует свой метод преподавания, детям снова и снова приходится привыкать как к новому человеку, так и к новому методу преподавания. Государство экономит – дети страдают.

Временные контракты не дают преподавателям возможность отложить деньги, брать кредит в банке, планировать семью. Неудивительно, что все меньше и меньше молодых людей хотят работать в школе. Ситуация усложняется также большим количеством мигрантов, дети плохо владеют немецким языком, поэтому работать в начальной и общеобразовательной школе намного сложнее, чем в гимназии. Неудивительно, что все стремятся работать именно в гимназии: там проще работать и больше платят. Раньше в гимназии, как правило, принимали преподавателей только с очень хорошими оценками в дипломах, опыт работы не имел при этом большого значения. Сейчас же из-за дефицита кадров планка немного снизилась, и в этом году уже и у учителей со средними оценками появилась возможность получить место в гимназии. Многие учителя воспользовались этой возможностью и перешли из средней школы работать в гимназию. Снизив планку для квалификации преподавателей, гимназии тем самым решили проблему дефицита кадров.

Например, за пять лет обучения в Friedrich-Ebert-Gymnasium в Гамбурге у нашей дочери сменилось шесть классных руководителей, и почти каждый год меняются учителя по основным предметам (математика, немецкий и английский языки). Если вначале на родительских собраниях родители приветствовали нового учителя улыбками и аплодисментами, то теперь мрачно стучат по деревянному столу, боясь сглазить, ведь впереди еще целых четыре года. В этом году в гимназию пришло много новых учителей из средних школ, поэтому есть надежда, что ситуация улучшится.

Роль учителя в эпоху дигитализации

Технологический прогресс и дигитализация происходят сегодня настолько быстро, что обычные учителя за ними просто не успевают. Один из критиков немецкого образования - Рихард Давид Прехт - считает, что намного продуктивнее будет привлекать в старшие классы средней школы и в гимназии настоящих специалистов. Тех, кто использует физику, математику, химию, биологию и другие науки на производстве или в исследованиях. "На уроках математики сегодня три ученика из тридцати знают математику лучше преподавателя, в то время как остальные не понимают материал вообще", - объясняет Давид Прехт.

Вместо сухих и скучных уроков математики, физики или биологии ученикам было бы намного полезнее послушать лекции настоящих специалистов своего дела. Учитель, как правило, имеет только общие теоретические знания предмета и не имеет никакого отношения к практике. То же самое касается и гуманитарных наук, таких как философия, история или социология. Ученые и практики специализируются на каком-то одном вопросе, изучают его глубоко и соответственно, в отличие от учителя могут преподать ученикам актуальный интересный материал. Учитель же при такой системе образования – это скорее организатор учебного процесса, его задача не учить детей, а предоставить им возможность послушать интересные лекции специалистов онлайн или в режиме реального времени.

Наталья Маурер

Человек, рассказывающий школьникам, об интересных открытия, экспериментах или инновациях на производстве, сам не должен быть педагогом. В этом как раз и есть отличие от педагогов-Quereinsteiger, которые меняют одну профессию на другую, и в результате становятся чем-то средним: и не совсем педагог и больше не специалист в своей области.

Школе необходима реформа

Острый дефицит учителей и воспитателей – это основной показатель кризиса системы немецкого образования в целом. Неудачные школьные реформы последних лет, различные системы образования в разных землях, постоянно меняющаяся длительность обучения в школе, недостаточное количество мест в педагогических университетах, наплыв мигрантов – все эти факторы сильно усложняют работу учителей и воспитателей, сильно демотивируют молодых специалистов. Совершенно ясно, что стране как можно быстрее необходим новый актуальный концепт и инвестиции в систему образования, иначе появится еще одно "потерянное поколение", неспособное найти свое место в эпоху дигитализации.

Нехватка молодых специалистов в школах

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Приятно видеть вас всех здесь. Сегодня мне хотелось бы озвучить свою позицию по одному из направлений развития общего образования.

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль исчезает.

Согласно статистике, сегодня по всей стране сложилась поистине драматическая ситуация с привлечением молодых специалистов для работы в школе. В кадровом составе образовательных учреждений постоянно увеличивается число педагогов пенсионного возраста. Средний возраст учителей по всей России составляет 52 года.

Приоритетным направлением развития образования на сегодняшний день является развитие учительского потенциала. Данное направление занимает в президентской национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое место. Одной из задач направления является необходимость пополнения школ новым поколением учителей.

На сегодняшний день проблема нехватки молодых специалистов в сфере образования очень актуальна.

Но возникает вопрос «Где взять молодых педагогов? Ведь большинство выпускников педагогических вузов не идут работать по специальности.

Как привлечь компетентного начинающего учителя и, самое главное, что необходимо для того, чтобы удержать такого специалиста в школе?

В своем выступлении я рассмотрю два основных вопроса. Для начала попробую сформулировать основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя, в том числе я, работая первые годы в школе. После этого постараюсь сформулировать пути решения существующих проблем.

По данным статистики, меньше половины выпускников педагогических вузов выбирают школу для своей карьеры, а большинство из них уходят из образовательной сферы через несколько лет. Причин тому несколько: низкая заработная плата и статус учителя, трудная адаптация молодого специалиста и проблема взаимоотношений между учителем и учениками, а также их родителями.

Зарплата учителей считается важным фактором для привлечения выпускников к педагогической профессии. Заработная плата во многом определяется категорией, которую учитель получил за свою карьеру и педагогической нагрузки, по которой он работает. Но учитывая, что вначале учитель не имеет категории, становится понятно, что зарплата будет низкая. Конечно, каждый молодой специалист получает стимулирующие выплаты к зарплате, но они слишком малы.

Вопрос адаптации молодого педагога в коллективе и профессии в целом не менее актуален. Говоря об этом, замечу, что, по мнению психологов, обычно через полгода-год у молодого учителя проявляется синдром эмоционального выгорания (Синдром эмоционального выгорания –состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически). Вот почему многие молодые учителя в этот период уходят из школы. В моей практике такое тоже наблюдалось, но об этом чуть позже.

Следующая проблема, которую я хотела отметить - это взаимодействие между учениками и учителями. Как Вы считаете «Трудно ли учить СОВРЕМЕННОГО ребенка? (отвечают )

Да, это так. Но еще сложнее, если вы молодой учитель и у вас недостаточно педагогического опыта.

Есть еще одна проблема, на мой взгляд, которая может постигнуть, но к радости, не всех - конфликт с родителями. Получить классное руководство в первый же год работы в школе – серьезное испытание. Реакция некоторых родителей на действия именно молодого педагога может быть не всегда положительной. Иногда родители оказываются недостаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни, а не уходить в область критики и осуждения, замечая каждый промах, случайную ошибку.

Также не могу оставить без внимания следующий момент: многие молодые семьи распадаются на первых этапах совместной жизни из-за нехватки понимая со стороны супруга (супруги);из-за постоянных составлений конспектов, из-за постоянной подготовки к занятиям, из-за нервных перегрузок на уроках у молодых учителей возникают проблемы в личной жизни.

Решения некоторых проблем молодого учителя, конечно, не в компетенции учебного заведения, но, по-моему мнению, проблема адаптации, создание дружеской атмосферы и методической поддержки могут быть решены в стенах школы.

Во-первых, у каждого молодого учителя должен быть тьютор (наставник), опытный преподаватель. Большинство начинающих учителей очень позитивно относятся к поддержке, которую они получают от опытного педагога, потому что это важно для них.

Во-вторых, на мой взгляд, администрация должна относится к молодым педагогам более снисходительно, предупреждать ошибки, а если они случаются, они должны стать средством роста, а не поводом для наказания.

В-третьих, в школе должен работать клуб молодого педагога, чтобы помочь адаптироваться к работе в школе, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по предмету и методике его преподавания.

Мною был проведен опрос среди молодых учителей. Большинство молодых специалистов отметили, что им требуется больше времени и усилий на подготовку к урокам, нежели педагогам со стажем, и чтобы работа была более качественной и эффективной, для них просто необходима небольшая нагрузка. Кроме того, нехватка опыта может вызвать ощущение некомпетентности. Сокращение количества уроков (без изменения заработной платы) может быть очень существенной поддержкой молодому педагогу.

Я, как молодой педагог, придя в школу в 2015 году, тоже испытывала ряд трудностей. Но при умелом руководстве со стороны администрации школы, при доброжелательном отношении и наставничестве опытных педагогов, в частности руководителя школьного методического объединении учителей математики и физики, а также при огромной поддержки своей семьи, которые стараются с пониманием относиться к моей работе, моя адаптация в школе, в коллективе, можно сказать, прошла успешна. На сегоднешний день я чувствую себя в коллективе уверенно. Конечно, есть ряд вопросов, по которым я советуюсь с коллегами. Но гордо могу сказать, что некоторые вопросы я уже могу решать самостоятельно.

И закончить свое выступление мне хочется следующим стихотворением

Учитель – не профессия,

Учитель – жизнь моя.

В иной другой профессии

Не мыслю я себя.

Я в школу с увлечением

Который год иду

И снова до забвения

Уроки я учу.

Как сделать интересными

Занятия свои,

Чем душу тронуть детскую,

Чем сердце покорить?

Учитель вечно в поиске:

Как новое внедрить,

И чтоб при этом новеньким

Ребятам не вредить.

Сберечь здоровье детское,

Развить таланты, ум.

От творчества учителя

Зависит всё вокруг!

Спасибо за внимание!

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущег Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

    Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем

    Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

    Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

    Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

    Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

    Переход на новые образовательные стандарты

    2. Развитие системы поддержки талантливых детей

    3. Совершенствование учительского корпуса

    4. Изменение школьной инфраструктуры

    5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

    6. Расширение самостоятельности школ

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

Россияне недовольны нехваткой учителей в школах

РОССИЯ/ 20 ноября/ БИ-ПОРТ – Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС подвел итоги четырехлетнего исследования отношения родителей к изменениям в системе общего образования. 86% считают качество преподавания в школах достаточно высоким, и этот показатель остается стабильным все последние годы. Но по отдельным вопросам доля недовольных выросла.

Самая тревожная тенденция, по мнению авторов исследования, - это ощутимый рост беспокойства родителей по поводу нехватки учителей, пишут «Известия» . Если в 2014 году кадровый вопрос тревожил 12% родителей, то в 2016 - 19,7%. Растет и число родителей, которых не удовлетворяет техническая оснащенность школ. С 2013 по 2016 год их доля увеличилась в полтора раза - с 8,2% до 12,1%.

Руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что увеличение доли недовольных говорит о негативной тенденции. Показатели неудовлетворенности растут именно за счет тех родителей, чьи дети учатся в образовательных организациях небольших населенных пунктов и в сельской местности, уточнила эксперт.

«В СМИ регулярно говорится о том, что учителям повышают зарплаты, что положение школ улучшается, - пояснила Клячко. - Но если население видит, что долгое время ничего не меняется, появляется недовольство. Когда вокруг много проблем, родитель рад уже тому, что ребенка просто учат. А когда ситуация выправляется, человек начинает отмечать, что нет учителя английского языка, или что в школе нет актового зала, или что в нее далеко ходить».

В 2013 году 71,7% родителей надеялись на повышение качества преподавания, обусловленное ростом вознаграждения педагогов. Однако в 2016 году участники исследования констатировали, что этого не произошло - 63,8% респондентов заявили, что увеличение учительских зарплат никак не повлияло на качество образования.

Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Shift + Enter.

    array(11) { => array(11) { ["id"]=> string(5) "34204" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(288) "Увеличение учительских зарплат не может повлиять на качество образования. Точно так же, как рост зарплат чиновников влияет только на увеличение сумм взяток." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 15:52:23" ["autor"]=> string(17) "Лилия Дик" ["email"]=> NULL ["avatar"]=> string(50) "http://cs419125.vk.me/v419125665/85c4/F4qAvi8Y46A." ["ip"]=> string(14) "178.68.115.129" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72085138" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34206" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(1099) ""Увеличение учительских зарплат" - фикция. Говорю, как муж учительницы. Увеличение учительских окладов - да, есть. За счет УМЕНЬШЕНИЯ учительских надбавок. Увеличение учительской нагрузки - тож есть. На 1.5, 1.75 ставки пашут + замены почасовые. Поэтому и на руки больше получают. Но не за 1 ставку! Т.е. тут так же, как с врачами, статистика хитро считается исходя не из ставок, а из работников: учителей и врачей не хватает, министерство и администрация заставляет оставшихся пахать за двоих, в результате умученным учителям платят больше, но и работают они больше. Увеличения зарплат на учительскую ставку НЕТ!" ["date"]=> string(19) "2017-11-20 17:38:00" ["autor"]=> string(17) "Дмитрий ©" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "83.171.104.15" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72087931" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34208" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(168) "Почему за двоих, если ставка зарплаты учителя - это 18 часов? У нас какая рабочая неделя?" ["date"]=> string(19) "2017-11-20 18:20:46" ["autor"]=> string(12) "Знайка" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "109.68.174.44" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72089253" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34209" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(303) "Отдельных учителей вообще с работы нужно гнать с волчьим билетом. Типа той учительницы истории, чей ученик вещал в Бундестаге о жалости к солдатам вермахта." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 18:22:34" ["autor"]=> string(12) "Знайка" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "109.68.174.44" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72089301" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34211" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(95) "Стране нужны только солдаты, а не образованные люди." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 21:21:12" ["autor"]=> string(12) "аноним" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "217.118.78.89" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72095142" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34213" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(475) "А вы, уважаемый Знайка, сначала проведите уроков на две ставки, 36 часов в неделю (по 6 уроков каждый день, включая субботу), вместо того, чтобы 40 часов штаны протирать. Тогда и поймете, почему ставка 18 часов. 18 часов - это только урочная деятельность, знающий вы наш." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 22:43:02" ["autor"]=> string(16) "Дмитрий©" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(12) "95.54.178.90" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72098303" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34214" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(702) "Штаны, по всей видимости, протираете Вы. В учебную нагрузку входит не только собственно проведение уроков, но и проверка тетрадей, подготовка планов и т. д. Указанная норма утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 22:53:04" ["autor"]=> string(12) "Знайка" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "109.68.174.44" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72098611" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34215" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(547) "Разумеется. Вот все остальное называется "внеурочная деятельность". Но вы-то начали вещать о 18 часах так, как будто кроме них (уроков) учителя ничего не делают. А теперь возьмите 2 УРОЧНЫХ ставки (36 часов) и прибавьте еще столько же часов внеурочной деятельности. Сколько, говорите, у нас рабочая неделя?" ["date"]=> string(19) "2017-11-20 22:55:19" ["autor"]=> string(16) "Дмитрий©" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(12) "95.54.178.90" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72098673" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34227" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(23) "Я только "за"!" ["date"]=> string(19) "2017-11-21 11:47:42" ["autor"]=> string(17) "Лилия Дик" ["email"]=> NULL ["avatar"]=> string(50) "http://cs419125.vk.me/v419125665/85c4/F4qAvi8Y46A." ["ip"]=> string(14) "178.68.115.129" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72107965" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34231" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(290) "Потому вместо школ строят военные училища, "Юнармейцы" "полководца" Шойгу штурмуют Рейхстаг, а школьники поют, что готовы умереть в последнем бою за "дядю Вову"." ["date"]=> string(19) "2017-11-21 13:14:39" ["autor"]=> string(29) "Голь перекатная" ["email"]=> NULL ["avatar"]=> string(49) "http://graph.facebook.com/100007811198904/picture" ["ip"]=> string(12) "5.142.216.55" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72110655" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34232" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(1388) "основная проблема банальна для всей страны и любой отрасли... много тех кто хотят получать ЗП и всё меньше тех, кто ХОЧЕТ работать... в школе всё меньше учителей, которые ХОТЯТ учить детей... Есть учителя, которые стараются учить, а есть те, которые на отбибись отводят уроки... например в одной школе в одном городе учителя английского, аргументируя "эт такая программа " начинают изучения языка с чтения слов и учёбы песен... итог у большей части детей знания по итогам 1-й четверти на нулевом уровне, с соответствующей оценкой в дневнике... родителям было сказано "не нравится - нанимайте репетитора" ... а тут размышляют о ЗП и нагрузках... ЗЫ.. в моё время а это начало 90-х учителя нас УЧИЛИ!!! а сейчас отводят уроки... ЗЫ.ЗЫ, не хочу ни кого обидеть, но тенденция такая..." ["date"]=> string(19) "2017-11-21 13:15:39" ["autor"]=> string(6) "Newsss" ["email"]=> string(6) "[email protected]" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "37.28.162.174" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72110727" } }


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!