Представим себе вуз (высшее учебное заведение). Обычный провинциальный маленький вуз.
Допустим, что главный руководитель решил его реорганизовать. Нет, не ликвидировать или как-то преобразовать вуз как таковой. Руководитель вуза просто решил поменять внутреннее мироустройство: ликвидировать одни подразделения и создать другие.
Давайте посмотрим в рамках текущей публикации, как это должно происходить в теории.
Самое важное значение для успешной реализации программы реорганизации вуза и обеспечения на практике её эффективности имеют мобилизация работников, которые будут ее осуществлять, их организация и заинтересованность.
Необходимо учитывать, что реорганизация вуза является процессом не только организационно-техническим, но и социальным, затрагивающим интересы различных групп.
Учёт социальной составляющей процесса очень важен при рассмотрении вопросов реорганизации, поскольку в вузе находится большое количество людей - и студентов, и преподавателей, и сотрудников.
Люди - главная ценность любого вуза, и учёт их мнений и интересов должен являться важнейшим и определяющим при любой реорганизации. Тем более такой масштабной, как ликвидация одних вузовских структур и создание вместо них других.
Результатами работ на данном этапе должны стать: разработка для всей организации своеобразного «мандата на реорганизацию», включающего:
- организационную структуру;
- положение о группе, которая будет непосредственно заниматься перестройкой, и ее состав;
- план намечаемых мер.
Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе, сводятся к следующему:
- каковы задачи и ожидаемые результаты деятельности высших руководителей организации по данному проекту? Какова степень их вовлеченности в разработку проекта?
- каковы цели данного проекта в целом? Каким путем следует их достигать без нанесения организации сколько-нибудь заметного ущерба?
- кто должен быть включен в группу по реорганизации? Каким должен быть набор квалификационных и профессиональных знаний, навыков и опыта для членов группы?
- какие необходимые качества членов группы отсутствуют у сотрудников организации? Каким образом их можно восполнить - за счет дополнительной подготовки сотрудников или привлечения специалистов со стороны?
- какие специфические навыки реорганизации должны приобрести члены группы?
- по каким вопросам следует обратиться ко всем работникам организации для получения их поддержки и доверия?
Нередко, и вуз в этом случае не является исключением, процесс реорганизации встречает сопротивление и для достижения успеха необходимо правильно управлять процессами изменений.
Решается вопрос о том, как наиболее конструктивно поддерживать связи с теми или иными группами людей внутри вуза, разрабатываются методика оценки степени заинтересованности участников проекта и методы вмешательства при отсутствии готовности участвовать в реорганизационном процессе.
Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения и методы управления.
При принятии решения о реорганизации и после него необходимо поставить и решить задачи по следующим направлениям:
- выявление необходимости реорганизации, в т.ч. и анализ изменений (рыночных, технологических, внешней среды);
- обеспечение согласия в руководящем звене ректорского и деканского уровней;
- обсуждение, дискуссии для выработки единого подхода и поддержки; определение целей реорганизации, понятных всем уровням управления вузом;
- создание системы мотиваций и заинтересованности персонала в изменениях;
- планирование изменений через создание системы управления изменениями посредством проектного управления.
Важным и неотъемлемым этапом процесса реорганизации является выработка общего и полного понимания решаемых проблем.
Цель этого этапа - разработать такое видение проблем, которое способно привести к скорейшему достижению цели. Этот этап позволяет выявить организационные проблемы текущего процесса, информационные потоки.
Планируются мероприятия текущего процесса, задачи и возможности по его улучшению, согласовываются намечаемые изменения. На этом этапе необходимо дать ответы на следующие ключевые вопросы:
- каковы основные и вспомогательные виды деятельности, охватываемые процессом реорганизации? В каком порядке они исполняются?
- как совершается движение ресурсов, информации и операционного потока в ходе процесса?
- почему организационные изменения происходят именно так, как в настоящее время? Какие могут быть намечены изменения в методах выполняемой работы?
- каковы границы взаимодействия с внешними контрагентами, стратегическими союзниками? Как можно пересмотреть эти границы для того, чтобы улучшить весь ход работы?
- каковы основные сильные и слабые стороны отдельных процессов реорганизации?
- как другие вузы того же уровня осуществляют процессы реорганизации и преодолевают связанные с ними трудности?
- какие мероприятия должны быть проведены, учитывая результаты сравнения организационной работы вуза с другими?
- каковы причины отставания вуза в организационной работе? Чему можно научиться у других вузов?
- как можно использовать результаты данного этапа при проектировании намечаемых процессов реорганизации?
- каковы специфические задачи по совершенствованию новых процессов?
- как донести концепцию и стратегию изменений до всех работников?
Последнее представляется крайне важным в процессе реорганизации.
Заключительный этап реорганизации - непосредственно преобразования.
Цель данного этапа - разработка экспериментальной версии и законченного производственного реорганизационного проекта. Некоторые задачи этого этапа могут повторяться. Ключевые вопросы, которые рассматриваются на этом этапе:
- Когда надо начинать контролировать процесс? Как узнать, насколько правильно выбрана стратегия?
- Какие механизмы необходимо разработать для решения неожиданно возникающих проблем?
- Как можно гарантировать, что период перехода пройдет безболезненно?
- Как обеспечить и сохранить непрерывность процесса перемен?
- Какие средства могут быть использованы для перестройки организации в целом?
Задачи данного этапа охватывают завершение составления модели деятельности вуза, окончательную разработку технического проекта.
Дается оценка имеющегося персонала с точки зрения квалификации людей, их знаний и ориентации, степени их заинтересованности в переменах и возможности их использования в новых вузовских структурах. Оценка профессиональной пригодности очень важна, потому что решение о назначении каждого работника должно быть принято исходя из его возможностей, а не должности, которую он будет занимать.
Оценки, полученные по каждому работнику, затем сравниваются с требованиями, предъявляемыми к каждой должности и кадровому уровню. Полученные данные о необходимости переподготовки используются далее для выработки программы обучения и распределения людей по специальным курсам. Ставится также задача проведения инструктажа после того, как все сотрудники приступили к новой работе.
Для обеспечения процесса постоянного совершенствования управления вузом необходимо выполнение следующих требований:
- Перед персоналом, участвующим в реорганизации, необходимо поставить ясные цели, довести до них мероприятия по достижению этих целей и информацию о значении и смысле текущих и прошлых мероприятий.
- Персоналу необходимо предоставить средства для эффективного выполнения необходимых преобразований.
- На персонал следует возложить вполне определенные обязанности и предоставить ему конкретные полномочия, а также установить стимулы для эффективной работы.
Оценка осуществляемых изменений на каждом этапе и после завершения всех мероприятий по реорганизации осуществляется на основе определенной системы количественных и качественных показателей.
В процессе реорганизации в вузе должны быть оценены все возможные риски, которые должны быть просчитаны посредством ответов на следующие основополагающие вопросы:
- насколько вуз будет споcобен после изменений решать уставные задачи качественной подготовки специалистов?
- насколько будет обеспечена связь с работодателями?
- насколько персонал, назначенный управлять новыми созданными подразделениями способен не ухудшить, а улучшить ситуацию в вузе?
- уместно ли ликвидировать те подразделения вуза, которые и без преобразований являются сильными стратегическими активами вуза?
P.S. Это всё - теория. А какова практика и как фактически проводится реорганизация вуза? Например, какими способами и какими методами проводится сейчас «реорганизация» в Сыктывкарском государственном университете? И, главное, к чему она приведёт в среднесрочной (1,5 - 2 года) и относительно долгосрочной (3 - 5 лет) перспективе? На эти и другие вопросы (о том, что же действительно сейчас происходит в университете) я в скором времени постараюсь дать ответы, которые, скажем так, наверно, будут несколько отличаться от официальных.
Лекция основана на информации из открытых источников сети интернет, классических учебников по теории организаций и преобразований (изменений), а также на некоторых теоретико-практических соображениях автора блога, который имеет большой опыт работы в различных сегментах управленческих звеньев высшего учбеного заведения.
— Я работал до лета 2013 года в СПбГУСЭ. Вуз не из звездных, но тем не менее... Осенью 2012 года стало известно об объединении вузов. Сложно сказать, на каком уровне и как принималось решение в нашем конкретном случае, но происходило все это безобразие на фоне таких событий, как признание вуза неэффективным и заказное убийство ректора, который, как мне кажется, выступал бы против той формы и тех условий, в которых оно произошло. Нас решили присоединить к Финэку и Инжэкону в рамках нового СПбГЭУ — Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Как и многих моих коллег, меня это коснулось самым непосредственным образом: начались повальные увольнения. Учитывая тот факт, что политика администрации в последние годы была — не проводить по конкурсу, а держать максимальное количество людей «на поводке» срочного договора, то это было просто «избиение младенцев» — нам не продлили договоры, технически это было и не увольнение даже. При этом нам постоянно обещали, что мы все сможем попасть на новые, объединенные, кафедры, если проявим чудеса рвения и таланта. Рассказывали о том, что в новом вузе будут только востребованные специальности, высокий проходной балл, высокая стоимость обучения и, как следствие, высокие зарплаты. Естественно, никто из уволенных на работу приглашен не был. В результате «грызни» за ставки и должности самые молодые и перспективные сотрудники (я не о себе) либо покинули вуз совсем, либо остались на жалкие доли ставки, пытаясь отыскать себе новую работу по специальности. Но в условиях массового объединения вузов сейчас это практически невозможно. «Страшилки» про толпы голодных уволенных гуманитариев стремительно становятся явью. Когда я узнал про объединение вузов, я посмеялся. Это так похоже на стандартную деятельность нашего государства — пытаться решить сложные и запущенные проблемы современного высшего образования в России при помощи набора нескольких простых механических мер, например, посредством объединения вузов, сокращения затрат. И не в том дело, что я не верю, что вузов слишком много что «наплодились» маловразумительные специальности, что в стране переизбыток плохо образованных выпускников с не очень котирующимися дипломами. Это все правда. Плохо то, что вместо попытки построить нормальную систему отбора абитуриентов, ввести адекватную систему финансирования, достойную заработную плату и интересный образовательный процесс, опять выбран простой и малополезный ход: объединить вузы, внедрить настолько невразумительную и неисполнимую систему показателей эффективности, что преподаватели вместо работы порой заняты бесконечным заполнением отчетных бумаг.Так что мои ожидания от процесса объединения полностью оправдались. Мои коллеги, которые на свой страх и риск остались работать, рассказывают, что зарплату действительно повысили, ровно настолько, насколько высвободились средства, по-видимому, после увольнения нас, болезных. И грядет новая волна увольнений. Рядовые преподаватели с трепетом ожидают сокращения. И ГУСЭ, и Инжэкон практически уже уничтожены, остались только студенты (они же деньги платят) , специальности, кафедры и преподаватели исчезают. Фактически остался один Финэк, полностью «переваривший» присоединившиеся вузы.
Так что мое мнение такое: студентам объединение никак не повредило, разве что самые молодые и перспективные преподаватели исчезли из их расписания, но новые учебные программы и так свели к минимуму традиционные классические предметы вроде истории или философии. Преподаватели пострадали — вне всякого сомнения. Не очень понятно, что может побудить перспективную молодежь биться за оставшиеся места при сомнительных перспективах (и касательно набора, и касательно заработка, и касательно перспектив научного развития) . Государству польза одна: нужно было изобразить бурную деятельность по переустройству образования. Оно и изобразило.
Про другие вузы не могу говорить, подробностей не знаю. Но слышал, что СПбГЭУ планирует распродавать площади, которые достались ему после слияния с Инжэконом и СПбГУСЭ. Может, и врут.
Ни для кого не секрет, что Министерство образования начало реформу по объединению, которая должна затронуть около 20-25% всех ВУЗов, первые попытки начались еще в 2007 г. Первопроходцами данной программы стали Краснодар и Ростов-на-Дону. Там образовались Южный и Сибирский Федеральные Университеты. Следом эта волна захлестнула Якутск, Владивосток, Архангельск и Екатеринбург.
Плюсы и минусы
О данной реформе много как положительных, так и отрицательных отзывов и мнений. Начнем с положительных.
Эта идея была подсмотрена у более прогрессивных стран в области науки и качества выпускаемых специалистов – Японии, США, и Финляндии. Там соединение ВУЗов началось еще в 90-е годы. По мнению российских экспертов, это поможет концентрировать всю научную и техническую базы и лучшие умы в одном месте, облегчив подборку лучших кадров. Слияние сделает процесс обучения более дешевым, что позволит увеличить зарплаты сотрудников. А различные кафедры, взаимодействуя, увеличат свою эффективность.
Многих волнует вопрос сокращения преподавательского состава и бюджетных мест, но нас уверяют, что повлиять это может только на административную составляющую, и никак не коснется преподавателей и абитуриентов. Также планируется, что это улучшит квалификацию выпускаемых специалистов и дальнейшее их трудоустройство. Дополнительным толчком для данной реформы стало то, что ни один российский ВУЗ не входит в сотню лучших во всем мире.
В то же время многие критики считают, что данное объединение ни к чему хорошему не приведет. Они не понимают, как грамотно соединить технический и гуманитарный ВУЗ, ведь у них диаметрально противоположные направленности, и далеко не за все высшие учебные заведения несет ответственность Министерство образования. За медицинские университеты отвечает Министерство здравоохранение, которое каждый год дополнительно вкладывает по 400 млн. рублей в больницы при них. И вряд ли им понравится такое финансовое сокращение.
Плюс ко всему часто воссоединение происходит необдуманно, в Омске технический колледж присоединили не к техническому ВУЗу, а пищевому, что было не совсем логично. И таких примеров множество. Некоторые считают, что данная реформа – это просто захват территории. Ведь многие институты и общежития находятся в самом центре областных городов, и эта территория хорошо бы подошла под место для торгового центра.
Как происходит объединение
В самом начале проверили качество обучения во всех институтах и университетах. Для этого во всех ВУЗах отобрали с каждого факультета по группе, которая пройдя тест, должна была отстоять честь своего учебного заведения. По итогам этого теста и проходило отсеивание и закрытие нефункциональных учебных центров.
Существует несколько способов объединения, а, точнее, три. В первом случае дивизиональное управление, ВУЗ поглощается другим по собственному желанию. Преимуществом является сохранение большей части своих привилегий, репутации и финансового обеспечения.
Второй вариант – это поглощение. Особенность данного случая в том, что поглощаемый ВУЗ просто растворяется в головном и фактически исчезает. Очень часто оно навязано учредителем и поддерживается региональной властью. И часто соединяются самые несовместимые институты, что приводит к возмущению не только администрации, но и студентов. И таких случаев с каждым днем все больше.
Третий вариант – слияние. Самый нейтральный способ для всех, когда несколько университетов живут той же жизнью, только меняют свои названия и юридические адреса на общие.
Влияние на центральную часть России
Очень долго нас убеждали, что данные реформы не коснутся таких городов, как Москва и Санкт-Петербург. Но уже к 2011 году 12 институтов Москвы прошли через эту реформу, и с каждым годом эта тенденция только растет. В нынешнем году планируют свое объединение пять столичных ВУЗов:
- МЭСИ к РЭУ им. Плеханова, МАТИ – к МАИ;
- МГГУ им. Шолохова – к МПГУ;
- МИТХТ – к МИРЭА, соединив эти два ВУЗа, планируется создание Московского технического университета.
Студенты ведущих ВУЗов вроде МГУ (Московский государственный университет), МГЮА (Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина) и т. д. могут быть спокойны, лучшие ВУЗы страны никто трогать не будет.
В Санкт-Петербурге процессу слияния подверглось всего несколько ВУЗов:
- Мечниковская академия с Академией постдипломного медицинского образования;
- Горный университет присоединился к Северо-Западному заочному техническому институту;
- Политехнический университет соединился с Институтом машиностроения ИТМО с Университетом низкотемпературных пищевых технологий.
Множество учебных заведений центральной России были ликвидированы, и вошли в состав других университетов в качестве подразделений. К ним относятся:
- МИТХТ вошел в состав МТУ;
- МАТИ присоединился к МАИ;
- ГКА им. Маймонида – к МГУДТ;
- МЭСИ – к РЭУ им. Г. В. Плеханова;
- МГГУ – к МПГУ;
- МГИУ – к МАМИ;
- МГУПИ – к МГУ электроники, информационных технологий и радиоэлектроники;
- МГАДА – к МГПУ;
- и еще порядка 20 учебных заведений.
Также около 40 университетов прекратили свою учебную деятельность.
Планы на 2019 год
Всего планируется создать около 150 опорных ВУЗов на территории России, и на 25% сократить общее число высших учебных заведений. К концу 2017 года должно функционировать порядка 20. На данный момент предусмотрена специальная программа финансирования таких объектов. С 2016 по 2020 год на развитие каждого опорного университета в течение трех лет из бюджета будет выделяться по 200 млн. рублей дополнительно.
Чтобы принять участие в данной программе, нужно представить план развития на ближайшие пять лет. На Москву и Санкт-Петербург данная программа распространяться не будет. Опорные учебные заведения планируется создать во всех регионах страны. При этом уменьшение их количества никак не повлияет на возможность поступления. В ближайшие годы ожидается сокращение студентов на 1 млн. в связи с уменьшением выпускников школ.
В данном разделе представлены основные новости и документы по реорганизации Университета машиностроения
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 261 проводится реорганизация федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» в форме слияния с образованием на их основе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский политехнический университет».
Уведомления о реорганизации:
Для обучающихся Университета машиностроения
Для работников Университета машиностроения
Административная структура
Управленческая структура
Приказы и распоряжения:
Приказ от 01.08.2017 г. № 671-ОД «О внесении изменений в состав ректората университета»
Для обеспечения взаимодействия с работниками, обучающимися и партнерами реорганизуемого МГИУ на нашем сайте организована система обратной связи. Открыт специальный раздел , где каждый может выразить своё видение пути дальнейшего развития объединённого университета и предложить конкретные идеи. Вся информация будет тщательно изучена.
13 января 2015 года состоялась встреча ректора Университета машиностроения А. В. Николаенко с работниками и обучающимися МГИУ , посвященная реорганизации вузов. В ходе встречи А. В. Николаенко сообщил о процедуре объединения и базовых принципах формирования объёдиненной структуры, а также ответил на многочисленные вопросы.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава.
Заявления и документы для участия в конкурсе подаются в управление кадров и делопроизводства, расположенное по адресу: 107023, г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 38, каб. 301,302, тел.: 8 495 223-05-20.
Срок подачи до 22.06.2015 г. включительно до 17:00. Подробная информация на официальном сайте университета http://www.mami.ru/index.php?id=2348
Приказы и распоряжения
риказ № 940-ОД от 24.12.2015 «О составе ректората университета»
Приказ № 708-ОД от 02.10.2015 г. «О составе ректората университета»
Уважаемые коллеги!
Значительная часть предложений касалась судьбы Энергетического факультета Московского государственного открытого университета имени В.С. Черномырдина. Принято решение о его объединении с Энергетическим факультетом Автомобильного института. Многие студенты, преподаватели, выпускники выражали озабоченность возможной потерей накопленного опыта и понижением качества подготовки специалистов, невыполнением обязательств перед обучающимися по выбранным в МГОУ им. В.С. Черномырдина «энергетическим» направлениям подготовки.
От лица руководства Университета машиностроения и рабочей группы хочу заверить все заинтересованные стороны, что Энергетический факультет Автомобильного института объединенного Университета машиностроения и кафедры, входящие в его состав, используя базу объединяемых вузов, позволят сконцентрировать человеческий, организационный и материально-технический ресурс для повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров для энергетической отрасли.
Приказы и распоряженияПриказ № 146-ОД от 09.04.2014 г. «О завершении реорганизации ФГБОУ ВПО «МГОУ имени В.С. Черномырдина»
Ликвидация филиала в г. Ликино-Дулево
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 02 сентября 2011 г. № 2256 и приказом ректора от 31 мая 2012 г. № 209-ОД филиал МГТУ «МАМИ» в г. Ликине-Дулеве подлежит ликвидации в срок до 31 августа 2012 года.
Присоединение Федерального музея профессионального образования
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 28.02.2012 г. № 152 Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» и Федеральный музей профессионального образования реорганизуются в форме присоединения к университету музея в качестве обособленного структурного подразделения (филиала).
Присоединение Тучковского автотранспортного колледжа
Приказом Минобрнауки России № 2256 от 02.09.2011 г. к МГТУ «МАМИ» присоединен Тучковский автотранспортный колледж (п. Тучково, Московская область) в качестве филиала.