Обучение детей пдд и безопасности на дороге в доу.

Статья предназначена для педагогов и родителей, так как именно от них зависит безопасность детей на дороге и в жизни.

Актуальность: Вопрос обеспечения безопасности человека на дороге возник одновременно с появлением автомобилей, а затем стал обостряться с развитием автомобилестроения. Неутешительные сводки о ДТП при участии несовершеннолетних детей не оставляют равнодушными никого.

Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме. Эта же причина объясняет необходимость обеспечения повышенной безопасности движения на дороге на уровне государства.

Обучение младших и старших дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Требования, прописанные в образовательной программе по обучению детей дорожной азбуке, должны усложняться в зависимости от возраста детей.

В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:

Разработана нормативно-правовая база для профилактики ДТП;

  • В каждой группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеются уголки безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • Воспитатели собирают дидактический материал, изготавливают разнообразные развивающие игры, организуют совместную деятельность (развлечения, в которых участвуют дети с родителями, экскурсии, тематические беседы).

В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.

В уголках по ПДД дети играют, а заодно получают знания о том, что на улицах есть дома, большие и маленькие, тротуары, улица. Во время игры с машинами они замечают, что машины бывают легковые и грузовые, усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с сигналами светофора.

Также в уголке ПДД дети видят перекресток, знакомятся с разметкой "зебра", "разделительная линия", узнают понятия одностороннего и двустороннего движения.

Дети в процессе игры учатся правильно переходить проезжую часть дороги, узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о том, что их ожидает впереди.

Большая часть работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения происходит в старшей и подготовительной группах. Дети в этом возрасте уже обладают определенными знаниями и представлениями о дороге, водителях, пешеходах и пассажирах.

Поэтому в этих группах содержание материала более сложное: в уголках ПДД имеются разные виды перекрестков с разметкой, тротуары, разные виды знаков, остановки транспорта и т.д. Дети знакомятся с понятием "многополосное движение", "островок безопасности", со средствами регулирования движения на дороге. Нужно отметить, что обучение ПДД происходит в разных видах совместной деятельности воспитанников и педагогов, в проведении образовательной деятельности в областях "Коммуникация", "Познание", "Здоровье", "Музыка".

В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого в ДОУ имеется макет улицы с перекрестком, указателями для пешеходов, макеты домов. Здесь дети могут не только поиграть, но и отработать и закрепить полученные знания правил поведения культурного водителя и пешехода, дорожных знаков, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

В помощь воспитателям для организации обучения детей ПДД имеется учебно-методический комплекс: демонстрационный и дидактический материал, картотеки игр, конспекты занятий, загадок, стихотворений, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения согласно возрасту детей.

Работа ДОУ по усвоению воспитанниками правил безопасного движения может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, мы организуем разные виды деятельности: конкурсы, викторины, праздники.

Есть хорошая традиция в начале учебного года организовывать конкурс "На лучший рисунок по безопасности дорожного движения". В этом конкурсе есть обязательное требование - участие родителей.

Подобные мероприятия важны, ведь дети и родители при участии в них выступают одной командой, а иногда дети становятся учителями своих родителей. Ведь многие родители до сих пор не задумываются о проблеме детской безопасности на дороге.

Привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.

Итак, обучая детей основам "дорожной грамоты", педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения придерживается правил:

  • Воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге, а не механически заучивать ПДД с детьми;
  • Сочетать изучение Правил и развитие координации, внимания у детей, наблюдательности;
  • Применять все доступные методы и формы работы: игры, беседы, продуктивную деятельность, викторины, практические занятия, чтение книг, показ видеофильмов, экскурсии.

Это все необходимо, чтобы сформировать и закрепить у детей навык безопасного поведения на дороге.

Родителям младших дошкольников:

  • Вы - образец поведения и объект любви и подражания для вашего ребенка. Помните об этом в тот момент, когда выходите на проезжую часть с малышом.
  • Чтобы ребенок не оказался в беде, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения ежедневно, ненавязчиво и с терпением.
  • Играть ребенок должен только во дворе под присмотром взрослых и знать: выходить на дорогу нельзя!
  • Не стоит пугать ребенка возможными обстоятельствами, а нужно вместе с ним наблюдать за ситуациями на дороге, во дворе, на улице, объяснять, что происходит с пешеходами и с транспортом.
  • Знакомьте малыша с правилами для пешеходов и с правилами для транспорта.
  • Развивайте у малыша внимание, зрительную память. Для этого дома создавайте игровые ситуации. В рисунках закрепляйте впечатления от увиденного. Дайте возможность ребенку довести Вас до детского сада, а вечером до дома.

В этом возрасте ребенок должен знать:

  • На дорогу выходить нельзя.
  • Переходить дорогу можно только вместе со взрослым, держа его за руку.
  • Вырываться нельзя.
  • Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу спокойным шагом.
  • Пешеходы - это люди, которые идут по улице.
  • Чтобы на дороге был порядок, не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, все должны подчиняться светофору: красный свет - Движенья нет, А зеленый говорит: "Проходите, путь открыт".
  • Машины бывают разные, это - транспорт. Машинами управляют водители (шоферы). Машины (транспорт) передвигаются по дороге (шоссе, по мостовой).
  • Когда мы едем в троллейбусе или автобусе, мы являемся пассажирами.
  • Когда мы едем в транспорте, то нельзя высовываться из окна, нужно держаться за руку мамы, папы или за поручень.

Родителям старших дошкольников:

  • Ваш малыш подрос, он стал любознательнее, обогатился его жизненный опыт, он стал самостоятельнее. Но авторитет ваш нисколько не уменьшился. Вы все также остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Зная индивидуальные особенности своего ребенка (темперамент, интеллект, нервную систему и т.д.), продолжайте помогать ему осваивать науку уважения к улице: не навязчиво, но настойчиво, терпеливо, систематически.
  • Воспитывайте у ребенка привычку быть на улице внимательным, осмотрительным и осторожным.
  • По дороге в детский сад, домой, на прогулке продолжайте закреплять знания, полученные ранее, задавайте проблемные вопросы, обращайте внимание на свои действия, почему вы остановились перед пешеходным переходом, почему остановились перед дорогой и именно здесь и т.п.

В этом возрасте ребенок должен знать и выполнять следующие правила:

  • Ходить по тротуару нужно с правой стороны.
  • Перед тем, как перейти дорогу, нужно убедиться, что машин нет, посмотрев налево и направо, после этого можно двигаться, предварительно снова поглядев в обе стороны.
  • Дорогу нужно переходить только шагом.
  • Надо подчиняться сигналам светофора.
  • В транспорте вести себя надо спокойно, разговаривать тихим голосом, держаться за руку взрослого, либо поручень, чтобы не упасть.
  • Высовывать руки из окна автобуса или троллейбуса нельзя.
  • Входить и выходить из транспорта можно только тогда, когда он стоит.
  • Играть можно только во дворе.

Наблюдайте вместе с ребенком за ситуациями на дороге, во дворе, за пешеходами, обсуждайте увиденное с ребенком. Прочитайте ребенку подходящее поучительное художественное произведение, а потом предложите побеседовать о прочитанном, можно нарисовать соответствующую картинку.

Уроки дорожной безопасности для родителей

Ребенок на руках. Будьте внимательны и осторожны - ребенок, находясь на руках, закрывает вам обзор дороги.

Ребенок в саночках. Помните, что санки легко опрокидываются. Этого нельзя допускать ни на проезжей части, ни рядом с ней. Смотрите на ребенка чаще. Старайтесь идти по середине тротуара, дальше от "сосулек".

Выход из общественного транспорта. Первыми пусть выходят всегда взрослые, принимая ребенка, так как он может вырываться, выбежать на дорогу. Шагая по ступеням, которые рассчитаны на взрослого, ребенок может упасть. Предельная внимательность нужна тогда, когда вы выходите или заходите последними из пассажиров. Водитель может не заметить ребенка, стоящего на ступеньках, которого вы, выйдя, готовились взять, посчитает, что высадка закончилась, закроет дверь и тронется. Поэтому выходить нужно не последним, либо взять ребенка на руки, либо предупредить водителя перед выходом.

Проезд в общественном транспорте. При движении в троллейбусе, автобусе или трамвае нужно занимать устойчивое положение, особенно осторожным надо быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.

За руку с ребенком. На дороге и рядом с ней всегда помните, что ребенок может вырываться. Такая ситуация часто случается и приводит к дорожным происшествиям. Ребенок может попытаться вырваться, если увидит на другой стороне дорогие кого-то из друзей, родных и т.д.

Учитесь наблюдать. Пока ребенок на улице рядом с вами, именно в период с 2 до 6 лет, во время прогулок, по дороге в детский сад и обратно, лучше и удобнее всего прививать ему навыки, о которых было сказано выше! Используйте имеющуюся возможность, пока вы находитесь рядом с ребенком на дороге, чтобы научить его наблюдать, узнавать дорожные "ловушки". Пусть он при переходе дороги тоже наблюдает, размышляет, а не просто доверяет вам. Иначе он привыкнет выходить на проезжую часть, не глядя.

Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на виду у ребенка, либо вместе с ним, может перечеркнуть сто правильных указаний на словах. Поэтому никогда не спешите с ребенком на проезжей части, не перебегайте дорогу, спеша к автобусу, не разговаривайте о посторонних вещах при переходе дороги. Не переходите дорогу наискосок, либо на стороне от перехода, на красный свет. Только так вы обеспечите максимальную безопасность на дороге своему ребенку.

Если ребенок носит очки. На дороге очень важную роль имеет "боковое зрение", так как пешеход переходит дорогу, находясь боком к транспорту. Поскольку в очках "боковое зрение" ослаблено, нужно учить ребенка с удвоенной тщательностью наблюдать, узнавать ситуации "закрытого обзора". Еще тщательнее учить ребенка оценивать скорость приближающегося транспорта.

Итак, только культура поведения родителей, строгое соблюдение правил дорожного движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка поможет нам вместе воспитать и привить ему привычки и навыки безопасного поведения на улице!

Список литературы

  1. О.А.Скоролупова “Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Правила и безопасность дорожного движения”. М.: “Издательство Скрипторий 2003”. 2004 г.
  2. Э.Я.Степанкова, М.Ф.Филенко “Дошкольникам – о правилах дорожного движения”.
  3. “Правила дорожного движения”. Сост. Н.А.Извекова и др. М: “ТЦ Сфера”. 2005 г.
  4. “Правила дорожного движения”. М: “Третий Рим”. 2006 г.
  5. “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”. № 2/2007 г.
  6. “Советский энциклопедический словарь”, М: “Советская энциклопедия”. 1987 г.
  7. “Добрая Дорога Детства”, № 18 (156). 2007 г.

Ольга Рытикова
Отчет «ПДД. Интеграция. Безопасность»

Добрый день! Вас приветствует Детский сад № 33 «Солнышко»

Одной из важнейших задач нашей образовательной организации является обучение дошкольников правилам безопасного поведения на дороге и воспитание законопослушного участника дорожного движения. Для этого у нас созданы условия.

2. В методическом кабинете имеется методическая литература, видеокассеты с обучающими занятиями по дорожному движению, аудиокассеты, которые мы используем при проведении «Автодискотек» , демонстрационный материал, разработаны планы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год, конспекты непосредственной образовательной деятельности, досугов, подборка разных видов игр по всем возрастным группам.

3. Широко используется в работе с детьми мобильный автогородок, с помощью которого есть возможность познакомить дошкольников не только со светофором для водителей, но и для пешеходов, а так же на практике отработать переход проезжей части, провести игры-инсценировки, на примере которых ребята познают, как себя вести в разных дорожных ситуациях.

4. В группах имеются уголки по правилам дорожного движения, оформлены игровые зоны с дидактическим материалом, плакатами, иллюстрациями, детской художественной литературой, подобраны диски с песнями на дорожную тематику, имеются шапочки, атрибуты для игр-драматизаий и театрализованных игр. Все это позволяет знакомить ребят с правилами дорожного движения на непосредственно образовательной деятельности познавательного, художественно-эстетического цикла.

5. В совместной и самостоятельной деятельности детей закреплять полученные знания в настольно-печатных играх, сюжетно-ролевых играх «Мы едем, едем, едем» , «Я – водитель» , «Мы – пешеходы» , в подвижных играх и др.

6. В нашем образовательном учреждении в соответствии с Положением работает комиссия «За безопасность движения » . Разработаны планы работы по ПДД с педагогами, детьми и родителями. На заседаниях комиссии делается анализ дорожно-транспортного травматизма в городе и области, обсуждаются вопросы совершенствования педпроцесса с целью предупреждения ДТП с участием несовершеннолетних.

7. Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в тесном взаимодействии с родителями.

8. Комиссией «За безопасность движения » оформлена наглядная агитация для родителей : папки-передвижки, памятки, буклеты.

9. В холе на стенде «Перекресток» регулярно обновляется информация для родителей. Основная цель наглядной агитации - сделать родителей союзниками в обучении малышей азбуке дорог.

10. По инициативе комиссии в детском саду проведена акция «Фликер Дона» . Особенно активное участие в ней приняли педагоги и воспитанники старшей группы "Почемучки". Совместно с детьми был оформлен информационный уголок «Светлячок» , который помог донести до родителей (законных представителей) важность и необходимость ношения детьми одежды с фликерами. Итогом акции стал флеш-моб «Засветись в темноте» .

11. Работа в образовательном учреждении ведется в соответствии с Паспортом дорожной безопасности , разработанным членами комиссии и размещенным на официальном сайте Детского сада «Солнышко» .

12. Большую помощь в отработке безопасного маршрута дошкольника оказывают макет микрорайона

13. и план-схема безопасного пути , который тоже размещен на сайте Детского сада.

14. Осуществляющая свою деятельность в соответствии с Положением и под руководством воспитателя И. Н. Шилковой команда юных помощников инспекторов движения, используя макет и схему, показывает другим ребятам безопасный путь , рассказывает, как и где правильно переходить дорогу.

15. Видео 1

16. Видео 2

17. С участием команды ЮПИД проходят развлечения «Красный, желтый, зеленый!» , викторины по правилам дорожного движения.

18. В нашем дошкольном учреждении педагоги знакомят детей с ПДД, интегрируя разные образовательные области.

Реализуя задачи познавательной образовательной области, педагоги организуют экскурсии к пешеходному переходу, к перекрестку.

19. Широко используется такая форма работы, как просмотр учебных фильмов.

На непосредственно образовательной деятельности по развитию речи расширяем словарный запас детей о частях дороги, о дорожных знаках, видах транспорта, обучая связной речи, учим составлять рассказ о безопасном пути из дома в детский сад.

В непосредственно образовательную деятельность художественно-эстетического цикла включаем индивидуальные и коллективные работы по темам : «Наш город» , «Транспорт на улицах города» , «Я соблюдаю правила ПДД» , «Путь домой» и т. д. в детском саду проходят выставки : «Дорожные знаки – наши друзья» , «Рисуя, изучаем ПДД» , «Транспорт» и т. д.

Не смотря на то, что все дети, посещающие наше образовательное учреждение являются детьми с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи) и очень сложно подготовить команду ЮПИД, ребята с трудом все запоминают, у них нарушена координация движений, мы пытаемся сделать все возможное, чтобы и наши воспитанники социализировались, усвоили правила безопасного поведения на дороге и, уходя в школу, научились принимать правильные решения в разных дорожных ситуациях

Публикации по теме:

Мероприятия, посвященные теме ПДД, всегда актуальны. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно.

Отчет о работе педагога по безопасности дорожного движения «ПДД. Интеграция. Безопасность» «ПДД. Интеграция. Безопасность» Являясь председателем комиссии «За безопасность движения» в нашем дошкольном учереждении уже несколько.

Опыт работы «ПДД. Интеграция. Безопасность» «ПДД. Интеграция. Безопасность». Целью работы является обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению в жизни, на дороге, культуре.

Конспект занятия по ПДД «Дети и дорога. Безопасность» Методическая разработка по правилам дорожного движения в подготовительной группе. Тема: «Дети и дорога. Безопасность». Цель: уточнить знания.

Опыт работы по ПДД «Ребенок и безопасность дорожного движения» Резкое возрастание в последние годы количества автомобилей на дорогах породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм.

Презентация конкурса по ПДД «Интеграция. Безопасность» 31 октября состоялось зональный конкурс в ст. Боковской, где 15команд Ростовской области, в том числе и моя презентация. Все команды представили.

Интеграция образовательных областей в работе с детьми дошкольного возраста по внедрению устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Щади здоровье,

Жизнь щади,

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам движенья!

О. Базаров

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

Л.С. Выготский считал, что формирование ребёнка происходит в особых условиях, которые он называл социальной ситуацией развития, создающей зону ближайшего развития.Она определяется содержанием образования, котороедаёт возможность для сотрудничества ребёнка и взрослого в освоении различных знаний.Знания, полученные в детстве по правилам дорожного движения, усоенные в дошкольном возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение –потребностью человека.

Одним из существенных моментов в законе РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» ст. 29 является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам дорожного движения, т.е. «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».

Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения (далее ПДД) целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных. Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил – дело нужное, но главная задача не в этом.

Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

В решении этой проблемы используются как традиционные, так и инновационные формы.

В приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»(далее ФГТ) в перечне образовательных областей обозначена область «Безопасность», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Опираясь на ФГТ, работа с детьми строится на одном из главных принципов психолого-педагогической работы - интеграции образовательной области.

Интеграция в образовательном процессе- особо вытроенный структурный процесс, направленный:

На обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

Развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной задачи;

Формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации работы с детьми внутри коллектива педагогов. Он предполагает планирование специальных занятий по теме, общей для нескольких педагогов, которые могут проводить специальную подготовку детей к процессу восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у них первых понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом через интеграцию образовательной области «Безопасность» с другими областями:

Интеграция с образовательной областью «Физическая культура» .

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх.

Используются подвижные и спортивные игры: «Веселые гонки», «Дорожные препятствия».

Интеграция с образовательной областью «Здоровье» .

Формирование начальных представлений о безопасности жизнедеятельности.

В рамках интеграции данной области дети учатся беречь и сохранять свое здоровье в дорожно-транспортных ситуациях. Для этого используются любые режимные моменты, чтобы рассказать детям о ценности их жизни и здоровья и показать пути их сохранения.

Интеграция с образовательной областью «Коммуникация» .

Развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми в процессе освоения навыков безопасного поведения, в различных жизненных ситуациях.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, поэтому необходимо об этом с ребенком говорить. Кроме того, интеграция данной области включает в себя вопросы изучения слов, выражений по тематике дорожной безопасности.

Реализация этого направления проводится во время организованной образовательной деятельности на темы: «Знакомство с улицей», «Какие бывают машины», «Путешествие по улицам города», «Наша улица» в свободной деятельности, на прогулках и во взаимодействии с родителями.

Интеграция с образовательной областью «Социализация»

Формирование представлений о правилах поведения и общения в различных ситуациях, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:

Это нужно для меня;

Я буду хорошим пешеходом;

Я буду хорошим примером для других.

В рамках интеграции данной области дети учатся вырабатывать правильную модель поведения во время дорожных ситуаций.

Интеграция с образовательной областью «Музыка».

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Безопасность».

С этой целью используются музыкальные произведения:

-«Автобус», муз. М. Иорданского, сл. О.Высоцкой;

-«Едем мы по улице», муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Кравчука;

-«По улице, по улице», муз. Т. Шутенко, сл.Л.Бойко.

Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество».

Использование средств изобразительного искусства и продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Безопасность».

Дети рисуют, лепят, делают аппликации с изображениями сигналов светофора, перекрестков, машин, опасных и безопасных ситуаций на улицах города. Темы организованной образовательной деятельности:

-«Светофор» (аппликация, лепка, рисование);

-«На нашей улице» (аппликация);

-«В два ряда дома стоят» (конструирование).

Интеграция с образовательной областью «Чтение художественной литературы».

Используются художественные произведения для формирования представлений о правилах дорожного движения, расширяются и обогащаются представления детей об окружающем мире.

В библиотечке группы может находиться тематическая литература, которую очень любят слушать дошкольники:

Михалков С. «Дядя Степа – милиционер»;

Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

Носов Н. «Автомобиль», «Дорожная азбука».

При работе по профилактике ПДД, используются как традиционные, проверенные формы, так и новые педагогические технологии.

Традиционные формы.

Это беседы и дидактические игры, которые также помогают в работе с детьми в данном направлении.

Наряду с традиционными, наиболее результативными считаются новые педагогические технологии.

Новые педагогические технологии:

  • моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
  • самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
  • интерактивный опрос;
  • коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;
  • Проекты.

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций - ассоциаций, тем большую безопасность он способен тебе обеспечить.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

При помощи макета улицы города и дидактических игр создаю дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает мне в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.

Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

Самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развивать мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге.

Дидактические занятия по дорожной тематике проводятся в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов дорожной тематики, развивающих мелкую моторику рук.

Интерактивный опрос.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

В реализации данного направления можно использовать задание составить рассказ о дорожной ситуации. Например, ребята рассказывают, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляется у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняется, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

Как итог работы- рисование и изготовление коллективной аппликации на данную тему.

Проекты.

Одной из самых удачных новых педагогических технологий считается проективная деятельность. Как результат проекта, можно использовать современные компьютерные технологии- учебную электронную презентацию для детей 4-7 лет «Быть примерным пешеходом разрешается!» или проект из опыта работы по безопасности поведения на улицах города «Первые уроки дорожного движения».

Взаимодействие с родителями.

Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди (родители) не соблюдают ПДД. Для детей родители являются образцом поведения на дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью в дошкольных учреждениях используются:

  • наглядная информация на стендах, в папках-передвижках;
  • семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход, обязанности пешеходов);
  • деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми;
  • «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
  • устные журналы и дискуссии, где заслушиваются опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
  • родительские собрания, беседы с участием педагога-психолога, инспектора ОГИБДД и других заинтересованных лиц;
  • совместные праздники и развлечения;
  • выпуск стенгазеты для родителей и др.

Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними проводятся занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организуется рабоа с их родителями.

Создание условий.

Для организации в дошкольных учреждениях эффективных форм работы с детьми по изучению правил дорожного движения, необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды. В нашем саду создана специальная учебно-материальная база для проведения профилактической работы по знанию ПДД: «Информационный уголок безопасности» для родителей, на площадке силами родителей сделана игровая зона с разметкой по обучению детей дошкольного возраста ПДД, приобретен многофункциональный детский игровой комплект «Азбука дорожного движения» (напольный вариант), собрана подборка дисков мультфильмов и видеофильмов, дидактических пособий, методическая литература и рабочие тетради к образовательной программе Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», программа Т.И. Даниловой «Светофор», методические рекомендации Т.А. Шорыгиной, Т.Ф. Саулиной и других авторов. В предметно-развивающей среде используются также: учебно-наглядные и раздаточные материалы по безопасности на дорогах: плакаты, дидактические наборы; настольные дидактические игры фабричного и самостоятельного производства; различные презентации по обучению правилам дорожного движения; комплекты дорожных знаков; макеты дороги с транспортными средствами и др

В каждой группе оформлены уголки по дорожной безопасности, куда входят дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, комплекты дорожных знаков; предметные и сюжетные картинки, тематические альбомы, детская художественная литература; книжки-самоделки по безопасному поведению на дороге и другие подборки методических разработок по проведению занятий и бесед по ПДД.

В каждом дошкольном образовательном учреждении в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма рекомендуется оформлять стенд «Схема маршрута безопасного движения в детский сад (схема безопасного маршрута движения должна быть согласована в ОГИБДД), а также информационный уголок "Уголок безопасности дорожного движения". Уголок представляет собой выставочный стенд, расположенный на видном месте, чтобы родители (или взрослые, сопровождающие дошкольников) могли ознакомиться с его содержанием. На стенде располагают информацию о детском дорожно-транспортном травматизме по району (от ОГИБДД); план работы ГБДОУ по профилактике ДДТТ; памятки и информация для родителей, что сейчас изучают дети (например: виды транспорта); информация по перевозке детей в личной машине и общественном транспорте; темы родительских собраний, агитационные листовки и др. В качестве информационных материалов, как для родителей, так и для детей могут быть использованы газетные («Добрая дорога детства») и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определять содержание занятий по изучению ПДД с той или иной возрастной категорией детей

Литература для детей.

Книги для малышей «Безопасная дорога», «Учимся переходить дорогу», «Пешеходы-вездеходы» и др. также помогают в работе по безопасности.

Пособия для детей.

  • Это развивающие игры:«Дорожные знаки», диски «ПДД для малышей», «По дороге со смешариками», «Как вести себя на улице»;
  • рабочие тетради «Азбука безопасности на дороге».
  • учебно-наглядные и раздаточные материалы по безопасности на дорогах: плакаты, дидактические наборы;
  • настольные дидактические игры фабричного и самостоятельного производства;
  • различные презентации по обучению правилам дорожного движения;
  • комплекты дорожных знаков;
  • макеты дороги с транспортными средствами и др.ё+
  • Кроме того, используются игры, изготовленные своими руками и созданные при помощи родителей, которые также помогают в данной работе.

В заключении следует отметить, что организация работы в дошкольных учреждениях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма эффективно может осуществляться при одновременном проведении комплекса организационно-педагогических, учебно-воспитательных мероприятий, объединяя усилия образовательных учреждений всех типов районной системы образования, отделов государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД, родителей, многих организаций и учреждений путём использования одного из главных принципов ФГТ- интеграции образовательных областей. В ходе целенаправленной и систематической работы взрослых, путем планомерного обучения детей, педагогов и родителей безопасному поведению на дорогах будет воспитываться новое поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!

Список использованной литературы:

  1. Белая К., Зимонина В., Кондрыкинская. Л. Как обеспечить безопасность дошкольника.- М.: Просвещение, 2000 г.
  2. Вашкевич А.В., Толочко Е.И и др. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие// СПб., 2012
  3. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. :ООО ТЦ Сфера, 2008г.
  4. Извекова Н., Медведева А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ООО ТЦ Сфера », 2005г.
  5. Козловская Е., Козловский С. Дорожная безопасность.- М.: Третий рим, 2002 г.
  6. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений // М., Издательский дом Третий РИМ, 2006
  7. Майорова Ф. Изучаем дорожную азбуку. – М.: Скрипторий, 2003г.
  8. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л.– Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
  9. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006г.
  10. Сборник документов, по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма /Сост. Панов Н.А., Чикулаева В.В. // СПб., 2011
  11. Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга /Сост. Голубева Т.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2008
  12. Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: состояние, проблемы, перспективы» /Сост. Анненков Р.В., Максач Е.Т. и др.// СПб, 2010
  13. Хабибуллина Е. Дорожная азбука в детском саду. – СПб: Детство-Пресса, 2010г.
  14. Хромцова Т. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!