Павел Степанович Нахимов (адмирал): биография. Краткая биография александра колчака

И его командующим. Разработал и применил манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом. Успешно провёл Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции. Проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов.

Адмирал Ушаков - морской деятель, который прославил в то время еще молодой Черноморский флот. Турки с почтением называли его «Ушак-паша». Не имея знатного происхождения (отец - коллежский регистратор и обедневший помещик), Федор Федорович шел к адмиральскому флагу медленно и настойчиво, с упорством овладевая морской наукой и воинским искусством. Ушаков как морской деятель высоко поднял авторитет российского флота.

Биография

Ранние годы

Будущий адмирал родился 24 февраля 1744 года в селе Бурнаково Романо-Борисоглебского уезда (ныне Рыбинского района Ярославской области) . Отец - Фёдор Игнатьевич Ушаков (1710-1781), сержант в отставке и дворянин, дядя - старец Феодор Санаксарский.

Начало карьеры

В шестнадцать лет Ушаков был отправлен в г. Петербург, где обучался в Морском корпусе. По прошествии двух лет в чине гардемарина совершил свое первое учебное плавание, которое проходило на корабле «Святой Евстафий». Выпустился из корпуса в 1766 году - офицером, мичманом. В том же году был зачислен в галерный флот на Балтике. Впервые Ф. Ф. Ушаков познакомился с морскими просторами на пинке «Наргин», на котором совершил плавание из Кронштадта к Архангельску вокруг Скандинавии.

По окончанию кампании 1768 года был командирован в Донскую экспедицию, в задачи которой входило открытие Таганрогского порта и учреждение на Дону флотилии, что следовало из разрыва отношений с Турцией. В Лейтенанты Ушаков был произведен в 1769 году, и плавал уже по Дону, на паромах, до Таганрога. Вплоть до заключения Кючук-Кайнарджийского мира участвовал в защите берегов Крыма от высадок турецкой армии и от возмущения татар (ключевое событие - 1773 год, сражение близ Балаклавы).

1776 год для Ф. Ф. Ушакова ознаменовался походом до Ливорно, в котором он участвовал в чине капитан-лейтенанта, и по его окончанию получил в команду фрегат «Павел». До 1779 года продолжал кампании в Адриатическом море и Архипелаге. В 1780 году командовал императорской яхтой. В следующем году вторично отправился в Средиземное море, в эскадре контр-адмирала Сухотина, командиром корабля «Виктор». После этой кампании Ушаков назначен был, в 1783 г., в Херсон, где находился при постройке кораблей и успел прекратить завезенную туда из Константинополя на купеческих судах заразу, за что в 1785 г., будучи уже капитаном 1-го ранга, награжден орденом Св. Владимира 4-го класса и получил от Адмиралтейств-коллегии благодарность.

Русско-Турецкая война

В 1787 году, в начале войны с Турцией, Ушаков являлся капитаном бригадирского ранга. Имея в командовании корабль «Павел», участвовал в первых походах Черноморского флота, под начальством контр-адмирала Войновича, в том числе в сражении при острове Фидониси 8 июля 1788 года. Военная слава этого адмирала началась в 1790 году, после того, как князь Потемкин вверил контр-адмиралу Ушакову начальство над Черноморским флотом. В начале кампании того года он обошел восточный берег Черного моря от Синопа до Анапы и истребил более 26 неприятельских судов.

8 июля, командуя флотом из 10 кораблей, 6 фрегатов, 2 брандеров и нескольких мелких судов, отразил у Еникольского пролива атаку турецкого флота, и окончательно разбил его близ Хаджи-Бея 28 и 29 августа. Данные победы принесли Ушакову ордена Св. Владимира 1-го и Св. Георгия 2-го класса. В 1791 году он разбил турецкий флот при Калиакрии, а 29 декабря 1791 года, по заключении мира в Яссах, был награжден орденом Св. Александра Невского. В 1793 году Ушаков произведен в вице-адмиралы и в мирное время начальствовал практическими эскадрами на Черном море.

В августе 1798 года он получает высочайшее повеление идти в Константинополь и по соединении с турецкой эскадрой отправиться в Архипелаг в Средиземное море. По завершению Русско-турецкой экспедиции в Средиземном море Ушаков награждается чином адмирала, алмазными знаками ордена Св. Александра Невского и командорственным крестом Св. Иоанна Иерусалимского. За его содействие Султан Селим III прислал ему две бриллиантовые табакерки, два алмазных пера и богатую соболью шубу. По взятии Корфу адмиралом Ушаковым были отправлены две эскадры к Анконе и к берегам Неаполитанского королевства. В Палермо Ушаков прибыл 21 августа. Отпустив оттуда восвояси буйных своих сподвижников - турок, в сопровождении пришедшей из Балтийского моря эскадры (состоящей из трех кораблей и одного фрегата, находящейся под начальством контр-адмирала Карцова) он отплыл в Неаполь и обратно к Корфу, между тем как вице-адмиралы П. В. Пустошкин и П. К. Карцов крейсировали у берегов Сицилии.

Конец карьеры

В июле 1800 г. Ушаков, с согласия собранного им военного совета, решает вернуться в Россию. Причиной этому послужили как дурное состояние кораблей его флота и недостаток продовольствия, так и разные политические причины. Правительство новой Республики Семи Соединенных Островов за освобождение их от неприятеля и восстановление порядка преподнесло Федору Федоровичу от острова Корфу золотую шпагу с алмазами и с надписью: «Корфу, избавителю Ушакову». Покинул Ушаков Корфу 6 июля. По прибытии с эскадрой в Константинополь Ф. Ф. Ушаков был удостоен почестей от султана, в том числе ему были пожалованы дорогой алмазный челенг и пять медных десантных пушек. Его двухлетняя кампания в Средиземном море была закончена 26 октября, в Севастополе. Результатом её стало освобождение от неприятеля таких территорий, как Ионические острова, Неаполитанское королевство и владения папы. Королем обеих Сицилий Ушакову был пожалован орден Св. Януария, который при ношении велено считать выше ордена Св. Александра Невского.

Последние годы

После столь деятельной и похвальной службы настало для адмирала Ушакова время покоя и отдохновения. С 1801 года он начальствует Балтийским гребным флотом и всеми морскими командами в Санкт-Петербурге. 21 января 1807 года он был уволен со службы, по болезни, с мундиром и пенсионом половинного жалованья. По окончанию службы поселился в Темниковском уезде Тамбовской губернии, где и скончался в октябре 1817 году. Был похоронен там же, в Санаксарской обители, основанной его дедом.

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Про Ф. Ф. Ушакова говорили, что он был очень набожен и добр, но вспыльчив, настойчив и справедлив. Был весьма строг с офицерами, но любим матросами. Имел уважение и у турков, которые называли его паша Ушак. Его именитые современники Суворов и Нельсон отзывались о нем весьма оригинально, подчеркивая его самостоятельность в действиях и решениях, а также беспрецедентную храбрость адмирала.

Увековечивание памяти

Наряду с образом героя обороны Севастополя адмирала Нахимова, образ флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова был сделан в советский период символом славы и победоносных традиций российского флота.

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

  • Именем флотоводца названы бухта в юго-восточной части Баренцева моря и мыс на северном побережье Охотского моря.
  • Крейсер «Адмирал Ушаков» (1953-1987).
  • В 1992 году тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров», выведенный к тому времени из состава флота, был переименован в «Адмирал Ушаков».
  • С 2004 года имя Ушакова носит эсминец «Адмирал Ушаков» проекта 956.
  • Самоподъёмная модульная платформа, инженерное судно «Федор Ушаков», предназначеное для проведения различных инженерных работ в прибрежных водах. Судно способно вести любые геологоразведочные, изыскательские работы в прибрежных акваториях при максимальной глубине в 24 м, прокладывать трубопроводы.

Легкий крейсер «Адмирал Ушаков»

  • В Темникове есть краеведческий музей имени Ушакова. В музее адмиралу посвящён отдельный зал с редкими экспонатами (например, единственный сохранившийся прижизненный портрет). Музей, кстати, расположен в построенном самим Ушаковым здании бывшего госпиталя для солдат Отечественной войны 1812 года. Там же в Темникове есть улица Ушакова.
  • В Москве есть бульвар Адмирала Ушакова и одноимённая станция метро.
  • В Санкт-Петербурге в честь Адмирала Ушакова названы набережная и мост, установлен памятник.
  • В городе Севастополе в честь Ушакова названа одна из площадей (площадь Коммуны переименована в октябре 1954 года).
  • В Минске в честь Ушакова названа улица.
  • В городе Александрове в 1963 году решением исполкома Александровского городского СНД улица 2-я Загородная была переименована в улицу Ушакова

Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков»

  • 3 марта 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил военный орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова.
  • В городе Рыбинске, в окрестностях которого находится родина адмирала, установлен его бюст.
  • В октябре 2002 года в Греции на острове Корфу установлен памятник адмиралу Фёдору Ушакову. Там также есть улица Ушакова. Ежегодно с 2002 года на острове Корфу проходят Дни памяти Ф. Ушакова.
  • 5 августа 2006 года в городе Саранске открыт кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова.
  • В деревне Алексеевка, родовом поместье семьи Ушаковых, установлен памятник на месте, где находилась усадьба Ф. Ф. Ушакова.
  • 10 августа 2006 года в Болгарии болгарское правительство, командующий Болгарским черноморским флотом и Российский посол открыли, а патриарх Болгарской православной церкви в сослужение с Варненском митрополитом освятили новый памятник адмиралу Феодору Ушакову на Мысе Калиакре.
  • В честь Ушакова назван астероид 3010 Ushakov.
  • В городе Саров (Арзамас-16), Нижегородской области, 1 ноября 1953 года в честь адмирала Ушакова названа улица (первая улица имени адмирала Ушакова в России-СССР), 4 августа 2006 года установлен памятник адмиралу. 2 ноября 2009 года Общественной организации ветеранов ВМФ города Сарова присвоено имя адмирала Ф. Ф. Ушакова. 25 апреля 2011 года ветераны открыли музейную экспозицию «Город и Ушаков», где выставлен реконструированный мундир Ф. Ушакова образца 1803 года, в котором он был похоронен в Санаксарском монастыре.
  • В Херсоне именем Ушакова назван главный проспект[ и Херсонский государственный морской институт. В 1957 году перед зданием судомеханического техникума установлен памятник флотоводцу. В 2002 году построена небольшая церковь имени Св. Федора Ушакова.
  • В Ярославле именем Ушакова названа флотилия юных моряков.
  • В Калининграде именем адмирала назван военно-морской институт.
  • В деревне Молочково Солецкого района Новгородской области силами солецкого военного гарнизона в 2000 году на святом источнике близ церкви Успения Богородицы установлена купель во имя св. Федора Ушакова.
  • В городе Анапа на территории Института береговой охраны ФСБ России 4 июня 2010 года открыт храм-часовня в честь праведного воина Федора Ушакова, адмирала флота Российского, покровителя военных моряков.
  • 22 ноября 2011 года в г. Калининграде компания «Арктикморгео» спустила на воду уникальное многоцелевое инженерно-техническое судно "Фёдор Ушаков"Новость на официальном сайте.
  • Близ города Темникова (Мордовия) есть деревня Ушаковка.
  • В Челябинске улица названа именем адмирала Ф. Ф. Ушакова.
  • В 2001 году установлен бюст в г. Ростов-на-Дону (ул. Береговая).
  • В 2006 году в городе Тутаеве, Ярославская обл. был установлен памятник (бюст) адмиралу Ушакову, который воздвигли на месте снесенного памятника революционеру Панину. Также в Тутаеве центральная улица левобережной части города носит его имя. Также в Тутаеве на улице Луначарского открыт музей святого праведного адмирала Федора Ушакова и Русского флота.[
  • 24 апреля 2013 года в г. Мессине, Сицилия, Италия состоялась церемония открытия бюста русского адмирала Феодора Ушакова и Площади русских моряков. ФГУП «Марка» выпустило по этому повод в обращение почтовую карточку с литерой «B» (каталожный номер 2013-106/1).
  • 6 июня 2013 года возле села Хопылево, где крестили Федора Ушакова, открыли стелу, посвященную адмиралу.

Образ в искусстве и медиа

  • «Адмира́л Ушако́в» - советский художественный историко-биографический фильм, посвящённый жизни и деятельности адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова (1745-1817).
  • Адмирал Ушаков / Под ред. и со вступ. статьей Р. Н. Мордвинова. Т. 1-3.-М.: Военмориздат, 1951-1956.
  • Ганичев В. Н. Ушаков. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 462 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 712).
  • Ганичев В. Н. Флотовождь: О Ф. Ф. Ушакове. - М.: Патриот, 1994. - 463 с.: ил.
  • Гармаш П. Е. Штурм Корфу. - М.: Воениздат, 1990. ?110 с.- (Героич. прошлое нашей Родины).
  • Зонин А. И. Федор Федорович Ушаков. - М.: Мол. гвардия, 1944. - 88 с.
  • Лебедев А. А. Фрегаты против кораблей. Неизбежный и неоценный эпизод Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. СПб. ИПК Гангут. 2011.
  • Лебедев А. А. У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768-1783 гг.). СПб. ИПК.: Гангут. 2011.
  • Лебедев А. А. От Фидониси до Корфу. За кулисами больших побед Ф. Ф. Ушакова // Гангут 2011-2012. № 66 - 67
  • Лебедев А. А. События 12-15 июля 1791 года на Черном море и их роль в истории побед Ф. Ф. Ушакова // Гангут. 2013. № 75
  • Лебедев А. А. Черноморские сражения Ф. Ф. Ушакова: неизвестные итоги известных побед // Гангут. 2013. № 76
  • «Не мне слава, а народу нашему…»: К 250-летию со дня рождения Ф. Ф. Ушакова // Геополитика и безопасность. - 1994. -№ 2.- С. 180-196.
  • Овчинников В. Д. Федор Федорович Ушаков. - М.: Андреевский флаг, 1995. - 127 с.: ил.
  • Овчинников В. Д. В служении Отечеству. (Адмирал Ф. Ф. Ушаков: неизвестные страницы жизни). Ярославль, 1993;
  • Овчинников В. Д. Святой праведный адмирал Федор Ушаков. М.: МГФ «Ветеран Москвы», 2001. - 376 с.
  • Овчинников В. Д. Святой адмирал Ушаков (1745-1817). Историческое повествование о земном пути святого праведного воина. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 511 с.
  • Овчинников В. Д. Родословная Ушаковых // Морской сборник, 1991. № 9.
  • Овчинников В. Д. Сын Отечества - сын Божий // Военно-исторический журнал, 2003. № 2.
  • Овчинников В. Д. «Ахтияр - лучшая гавань в свете»: К 220-летию Севастополя и Черноморского флота // Военно-исторический журнал, 2003. № 5.
  • Овчинников В. Д. Флотоводческое наследие адмирала Ф. Ф. Ушакова // Военно-исторический журнал, 2009. № 2. С. 22-26.
  • Овчинников В. Д. Духовно-нравственное наследие адмирала Ф. Ф. Ушакова // Военно-исторический журнал, 2009. № 3. С. 43-45.
  • Овчинников В. Д. Флотоводческое наследие адмирала Ф. Ф. Ушакова и теоретическая деятельность М. А. Петрова по обоснованию тактики морского боя // Морской сборник, 2009. № 3. С. 69-75.
  • Овчинников В. Д. Адмирал Ф. Ф. Ушаков. Родина и святость. Рыбинск: РМП, 2009. - 64 с.
  • Петров М. Т. Адмирал Ушаков. - М.: Армада, 1996.
  • Раковский Л. И. Адмирал Ушаков: Роман. - Симферополь: Таврия, 1990. - 228 с.: ил. - (Мор. б-ка; Кн. 63).
  • Сергеев-Ценский С. Н. Адмирал Ф. Ф. Ушаков: Ист. очерк // Сергеев-Ценский С. Н. Витязи морей: Ист. очерки, рассказы, новеллы, статьи. - М.: Воениздат, 1985. -С. 36-63.
  • Снегирев В. Л. Адмирал Ушаков. - М.: Воениздат, 1947. - 361 с.: ил. - (Замечат. рус. воен. деятели).
  • Тарле Е. В. Адмирал Ушаков на Средиземном море // Под Андреевским флагом: Век XVIII. - М.: Патриот, 1994. - С. 514-525.
  • Станиславская А. М. Политическая деятельность Ф. Ф. Ушакова в Греции. 1798-1800. М., 1983.
  • Яхонтова М. С. «Корабли идут на бастионы»
  • Любавин-Богаевский Ю. И., Ушаков-Богаевский О. В. Град на Полночных горах. Новочеркасск, 2011.
  • Потрашков С История российского флота. Эксмо, 2006

Хронологическая таблица

1743 (1745) год - Родился Федор Федорович Ушаков.
1766 год - Закончил Морской кадетский корпус.
1769 год - Назначается в Донскую (Азовскую) флотилию.
1768-1774 годы - Участвует в русско-турецкой войне.
1775 год - Командует фрегатом.
1780 год - Назначается командиром императорской яхты, но вскоре отказывается от придворной карьеры.
1780-1782 годы - Командует линейным кораблем «Виктор», совершает несколько походов из Балтийского в Средиземное море, охраняет русские торговые суда от пиратских действий английского флота.
1783 год - Переведен на Черноморский флот, наблюдает за постройкой кораблей в Херсоне, участвует в строительстве главной базы флота в Севастополе, борется с эпидемией чумы.
1787 год - Командует линейным кораблем «Святой Павел». Черноморский флот под командованием Ушакова одерживает победу у острова Фидониси над турецким флотом.
1789 год - Получает чин контр-адмирала.
1790 год - Командует Черноморским флотом. Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова одерживает победы в Керченском сражении и у острова Тендра над турецким флотом.
1791 год - Одерживает победу над турецким флотом у мыса Калиакрия.
1793 год - Получает чин вице-адмирала.
1798-1800 годы - Эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова совершает средиземноморский поход с целью освобождения Ионических островов от французской оккупации.
1799 год - Получает чин адмирала. Эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова берет штурмом крепость на острове Корфу.
1807 год - Увольняется в отставку.
1812 год - Избирается начальником народного ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказывается от должности.
1817 год, 2 октября - Ф. Ф. Ушаков умер и похоронен в Санаксарском монастыре вблизи г. Темникова.

АДМИРАЛЪ (англ., голл. и нѣм. Admiral, франц. Amiral). Слово это происходитъ отъ арабскаго слова эмиръ, что означаетъ повелитель, начальникъ. Въ нынѣшнемъ значеніи это слово вошло въ употребленіе въ Европѣ въ XII вѣкѣ, сначала у венеціанцевъ и… … Военная энциклопедия

Адмирал 5 Портов - АДМИРАЛЪ 5 ПОРТОВЪ (Admiral of the Cinque Ports). Въ Англіи, когда еще не было особой морской силы, принадлежащей государству, береговые жители нѣсколькихъ приморскихъ округовъ, взамѣнъ различныхъ привилегій, главнымъ образомъ, по веденію морской … Военная энциклопедия

"Адмирал Нахимов" - АДМИРАЛЪ НАХИМОВЪ, броненосный крейсеръ, постр. въ Спб., на Балтійскомъ заводѣ, въ 1885 г., водоизм. 7780 тоннъ, длина 340 фт., шир. 61 фт. и углуб. 26½ фт. Механизмы развивали 8000 индик. силъ и давали крейсеру на пробѣ скорость 17 узл. Артил.… … Военная энциклопедия

"Адмирал Сенявин" - АДМИРАЛЪ СЕНЯВИНЪ, брон цъ берег. обороны, участвовавшій въ бою при Цусимѣ. По своимъ кораблестроительнымъ элементамъ и вооруженію совершенно тождественъ съ однотипнымъ брон сцемъ Генералъ Адмиралъ Апраксинъ. Вмѣстѣ съ послѣднимъ А. С. входилъ… … Военная энциклопедия

"Адмирал Ушаков" - АДМИРАЛЪ УШАКОВЪ, брон цъ береговой обороны, погибшій въ бою при Цусимѣ, 15 мая 1905 г. Построенъ въ 1893 г. въ С. Петербургѣ на Балтійскомъ заводѣ и имѣлъ водоизм. 4126 тоннъ, при длинѣ по груз. ватерлиніи 277½ футъ, ширинѣ 52 ф. и углубленіи… … Военная энциклопедия

"Адмирал Макаров" - АДМИРАЛЪ МАКАРОВЪ, броненосный крейсеръ, постр. въ 1907 въ Тулонѣ на верфи Forges et Chantiers de la Méditerrannéе, названъ въ память в. ад. Степана Осиповича Макарова. Водоизм. его 7762 тонны, длина 450 ф., шир. 57 фт. и углуб. 21½ фт.… … Военная энциклопедия

Англо-французские войны - АНГЛО ФРАНЦУЗСКІЯ ВОЙНЫ. Морскія операціи. Началомъ этихъ войнъ можно считать годъ вступленія на англ. престолъ Іоанна Безземельнаго (1199 г.), котораго папа Иннокентій III предалъ анаѳемѣ и поручилъ франц. королю Филиппу Августу (1212 г.) силой… … Военная энциклопедия

Британская империя - БРИТАНСКАЯ ИМПЕРІЯ состоитъ изъ: 1) Соединеннаго королевства Великобританіи и Ирландіи; 2) Индійской имперіи, образующейся изъ Брит. Индіи и владѣній туземн. вассал. князей, и 3) колоній. Офиц. титула Б. императора не существуетъ. Король… … Военная энциклопедия

Австро-Венгрия - АВСТРО ВЕНГРІЯ. Государство средней Европы, лежитъ между 42°10′15″ и 51°3′27″ сѣв. шир. и между 9°30′ и 26°30′ вост. долг. отъ Гринвича. Границы А. В. имѣютъ 8050 кил. длины, изъ которыхъ: 6150 сухопутной (76%) и 1900 морской (24%). Сухопутная… … Военная энциклопедия

Книги

  • Адмиралъ , Толстая Елена. Кинороман Елены Толстой по сценарию Владимира Валуцкого рассказывает о героической жизни и великой любви адмирала Александра Васильевича Колчака. Основанная на подлинных исторических фактах,…
  • Адмиралъ , Толстая Елена. Осенью 2008 г. увидит свет роман "Адмиралъ"-история жизни, смерти и трагической любви адмирала А. В. Колчака к Анне Тимиревой - любви, победившей время и обстоятельства, пережившей смутные…

Колчак Александр Васильевич (1874- 1920), российский адмирал (1916 г.), один из руководителей Белого движения.

Родился 16 ноября 1874 г. в Петербурге в семье инженера, отставного генерал-майора морской артиллерии.

В 1894 г. Колчак окончил Морской кадетский корпус; в 1900-1902 гг. участвовал в полярной экспедиции Петербургской академии наук.

Во время русско-японской войны 1904- 1905 гг. командовал эскадренным миноносцем, минным заградителем, а затем батареей в Порт-Артуре; был в плену.

После войны Колчак с группой морских офицеров готовил предложения по реформе российского морского флота. В 1914 г. его назначили начальником оперативного отдела Балтийского флота, а в июле 1916 г. - командующим Черноморским флотом в чине контр-адмирала. 9 июня 1917 г., в ответ на требование судового комитета сдать личное оружие, Колчак со словами «Не вы мне его вручили, не вы и возьмёте!» выбросил в море золотую саблю с надписью «За храбрость». На следующий день он был отозван в Петроград и командирован в США как специалист по минному делу.

В конце 1917 г. Колчак прибыл на Дальний Восток. Направляясь в Добровольческую армию, он задержался в Омске и 4 ноября 1918 г. был назначен министром обороны новообразованного Всероссийского временного правительства.

18 ноября, после военного переворота в Омске, адмирал, благодаря своему огромному авторитету, был провозглашён «верховным правителем Российского государства». В этом качестве его признали правительства стран Антанты и США, но отношения с союзниками не складывались. Главной целью Колчака стала вооружённая борьба с большевиками, однако ему также приходилось обуздывать союзников в их посягательствах на суверенные права России.

После разгрома Восточной белой армии адмирал 4 января 1920 г. передал свои полномочия А. И. Деникину. Войска Чехословацкого корпуса, которыми командовал главный офицер союзных сил в Сибири французский генерал Жанен, передали Колчака временному эсеро-меньшевистскому «Политическому центру» в Иркутске в обмен на свободный проезд до Владивостока.

Чуть позже адмирал оказался в руках большевиков.

Российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918). Полярный исследователь и учёный-океанограф, участник экспедиций 1900-1903 годов (награждён Императорским Русским географическим обществом Большой Константиновской медалью). Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения на Востоке России. Верховный Правитель России (1918-1920 гг.), был признан на этом посту руководством всех белых регионов, «де юре» - Королевством сербов, хорватов и словенцев, «де факто» - государствами Антанты.


Первым широко известным представителем рода Колчаков был крымскотатарский военачальник Илиас Колчак-паша, комендант крепости Хотин, взятый в плен фельдмаршалом Х. А. Минихом. После окончания войны Колчак-паша поселился в Польше, а в 1794 году его потомки переселились в Россию.

Александр Васильевич родился в семье представителя этого рода Василия Ивановича Колчака (1837-1913) - штабс-капитана морской артиллерии, впоследствии генерал-майора по Адмиралтейству. Свой первый офицерский чин В. И. Колчак выслужил тяжёлым ранением при обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов: он оказался одним из семерых выживших защитников Каменной башни на Малаховом Кургане, которых французы после штурма нашли среди трупов. После войны он закончил Горный институт в Петербурге и вплоть до отставки служил приёмщиком Морского министерства на Обуховском заводе, имея репутацию человека прямого и крайне щепетильного.

Сам Александр Васильевич родился 4 ноября 1874 в селе Александровское под Петербургом. Документ о рождении их сына-первенца свидетельствует:

«…в метрической 1874 года книге Троицкой церкви с.Александровского Санкт-Петербургского уезда под № 50 показано: Морской артиллерии у штабс-капитана Василия Иванова Колчак и законной жены его Ольги Ильиной, обоих православных и первобрачных, сын Александр родился 4 ноября, а крещен 15 декабря 1874 года. Воспреемниками его были: штабс-капитан морской Александр Иванов Колчак и вдова коллежского секретаря Дарья Филипповна Иванова»[источник не указан 35 дней].

Учёба

Начальное образование будущий адмирал получил дома, а затем обучался в 6-й Петербургской классической гимназии.

В 1894 г. Александр Васильевич Колчак закончил Морской кадетский корпус, а 6 августа 1894 года был назначен на крейсер 1-го ранга „Рюрик“ в качестве помощника вахтенного начальника и 15 ноября 1894 года был произведен в чин мичмана. На этом крейсере он отбыл на Дальний Восток. В конце 1896 года Колчак был назначен на крейсер 2-го ранга „Крейсер“ на должность вахтенного начальника. На этом корабле он на протяжении нескольких лет ходил в походы по Тихому океану, в 1899 году вернулся в Кронштадт. 6 декабря 1898 года он был произведен в лейтенанты. В походах Колчак не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием. Также он увлёкся океанографией и гидрологией. В 1899 году он опубликовал статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведённые на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 года по март 1898 года».

Экспедиция Толля

По прибытии в Кронштадт Колчак отправился к вице-адмиралу С. О. Макарову, готовившемуся к плаванью на ледоколе «Ермак» по Северному Ледовитому океану. Александр Васильевич обратился с просьбой принять его в состав экспедиции, однако получил отказ «по служебным обстоятельствам». После этого, некоторое время входя в личный состав судна «Князь Пожарский», Колчак в сентябре 1899 года перешёл на эскадренный броненосец «Петропавловск» и на нём отправился на Дальний Восток. Однако во время стоянки в греческом порту Пирей он получил приглашение из Академии наук от барона Э. В. Толля принять участие в упомянутой экспедиции. Из Греции через Одессу в январе 1900 года Колчак прибыл в Петербург. Начальник экспедиции предложил Александру Васильевичу руководить гидрологическими работами, а кроме того быть вторым магнитологом. Всю зиму и весну 1900 года Колчак готовился к экспедиции.

21 июля 1901 года экспедиция на шхуне «Заря» двинулась по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова, где предстояла первая зимовка. В октябре 1900 года Колчак участвовал в поездке Толля к фьорду Гафнера, а в апреле-мае 1901 года они вдвоем путешествовали по Таймыру. На протяжении всей экспедиции будущий адмирал вёл активную научную работу. В 1901 году Э. В. Толль увековечил имя А. В. Колчака, назвав его именем открытый экспедицией остров в Карском море и мыс. По итогам экспедиции в 1906 году был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.

Весной 1902 года Толль принял решение направиться пешком к северу от Новосибирских островов вместе с магнитологом Ф. Г. Зебергом и двумя каюрами. Остальным же членам экспедиции из-за недостатка запаса продуктов предстояло пройти от острова Беннетта на юг, на материк, а в дальнейшем вернуться в Петербург. Колчак со своими спутниками вышли к устью Лены и через Якутск и Иркутск прибыли в столицу.

По прибытии в Санкт-Петербург Александр Васильевич доложил Академии о проделанной работе, а также сообщил о предприятии барона Толля, от которого ни к тому времени, ни позднее никаких вестей не поступило. В январе 1903 года было принято решение организовать экспедицию, целью которой являлось выяснение судьбы экспедиции Толля. Экспедиция проходила с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В её составе было 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Путь до острова Беннета занял три месяца, и был крайне тяжёлым. 4 августа 1903 года, достигнув острова Беннета, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: были найдены документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 г., и направился на юг, имея запас провизии лишь на 2-3 недели. Стало ясно, что экспедиция Толля погибла.

Супруга (Софья Фёдоровна Колчак)

Софья Фёдоровна Колчак (1876-1956) - жена Колчака Александра Васильевича. Софья Фёдоровна родилась в 1876 году в Каменец-Подольске Подольской губернии Российской империи (ныне Хмельницкой области Украины).

Родители Колчака

Отец - действительный тайный советник В.И.Колчак. Мать Ольга Ильинична Колчак, урождённая Каменская, была дочерью генерал-майора, директора Лесного института Ф. А. Каменского, сестрой скульптора Ф. Ф. Каменского. Среди дальних предков были барон Миних (брат фельдмаршала, елизаветинский вельможа) и генерал-аншеф М. В. Берг (разбивший Фридриха Великого в Семилетнюю войну).

Воспитание

Потомственная дворянка Подольской губернии, Софья Фёдоровна воспитывалась в Смольном институте и была очень образованной девушкой (знала семь языков, французский и немецкий знала в совершенстве). Была красивой, волевой и независимой по характеру.

Замужество

По договорённости с Александром Васильевичем Колчаком они должны были пожениться после его первой экспедиции. В честь Софьи (на тот момент невесты) был назван небольшой островок в архипелаге Литке и мыс на острове Беннета. Ожидание растянулось на несколько лет. Они обвенчались 5 марта 1904 года в Свято-Харлампиевском храме в Иркутске.

Дети

Софья Фёдоровна родила от Колчака троих детей:

первая девочка (ок. 1905 г.) не прожила и месяца;

дочь Маргарита (1912-1914) простудилась во время бегства от немцев из Либавы и скончалась.

Эмиграция

Во время Гражданской войны Софья Фёдоровна ждала мужа до последнего в Севастополе. В 1919 году ей удалось оттуда эмигрировать: британские союзники снабдили её деньгами и предоставили возможность выехать на корабле из Севастополя в Констанцу. Далее она перебралась в Бухарест, а затем уехала в Париж. Ростислава привезли туда же.

Несмотря на тяжелое материальное положение, Софья Фёдоровна сумела дать сыну неплохое образование. Ростислав Александрович Колчак закончил в Париже Высшую школу дипломатических и коммерческих наук, служил в алжирском банке. Женился на Екатерине Развозовой - дочери адмирала А. В. Развозова, убитого большевиками в Петрограде.

Софья Фёдоровна пережила немецкую оккупацию Парижа и плен сына - офицера французской армии.

Кончина

Софья Фёдоровна умерла в госпитале Люнжюмо в Италии в 1956 году. Похоронена на главном кладбище русского зарубежья - Сен-Женевьев де Буа.

Русско-японская война

В декабре 1903 года 29-летний лейтенант Колчак, измученный полярной экспедицией, отправился в обратный путь в Петербург, где собирался обвенчаться со своей невестой Софьей Омировой. Неподалеку от Иркутска его застало известие о начале Русско-японской войны. Он вызвал отца и невесту телеграммой в Сибирь и сразу после венчания отбыл в Порт-Артур.

Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С. О. Макаров предложил ему служить на броненосце «Петропавловск», с января по апрель 1904 года являвшемся флагманом эскадры. Колчак отказался и попросил назначения на быстроходный крейсер «Аскольд», что вскоре спасло ему жизнь. Через несколько дней «Петропавловск» подорвался на мине и стремительно затонул, унеся на дно более 600 матросов и офицеров, в том числе самого Макарова и знаменитого художника-баталиста В. В. Верещагина. Вскоре после этого Колчак добился перевода на миноносец «Сердитый». Командовал эсминцем. К концу осады Порт-Артура ему пришлось командовать береговой артиллерийской батареей, так как тяжелейший ревматизм - следствие двух полярных экспедиций - заставил его покинуть боевой корабль. За этим последовало ранение, сдача Порт-Артура и японский плен, в котором Колчак провёл 4 месяца. По возвращении был награждён Георгиевским оружием - Золотой саблей с надписью «За храбрость».

Возрождение Русского флота

Освободившись из плена, Колчак получил чин капитана второго ранга. Главной задачей группы морских офицеров и адмиралов, в которую вошёл и Колчак, стала разработка планов дальнейшего развития российского военно-морского флота.

В 1906 году был создан Морской Генеральный штаб (в том числе и по инициативе Колчака), взявший на себя непосредственную боевую подготовку флота. Александр Васильевич был начальником его отдела, занимался разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам. Затем была составлена судостроительная программа. Для получения дополнительных ассигнований офицеры и адмиралы активно лоббировали свою программу в Думе. Строительство новых судов продвигалось медленно - 6 (из 8) линкоров, около 10 крейсеров и несколько десятков эсминцев и подводных лодок вступили в строй только в 1915-1916 гг., в разгар Первой мировой войны, а некоторые из заложенных в то время кораблей достраивали уже в 1930-е годы.

Учитывая значительный численный перевес потенциального противника, Морской генштаб разработал новый план защиты Петербурга и Финского залива - при угрозе нападения все корабли Балтийского флота по условленному сигналу должны были выйти в море и выставить в устье Финского залива 8 линий минных заграждений, прикрывавшихся береговыми батареями.

Капитан Колчак принимал участие в проектировании специальных ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач», спущенных на воду 1909 г. Весной 1910 г. эти суда прибыли во Владивосток, затем отправились в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. Колчак в этой экспедиции командовал ледоколом «Вайгач». В 1908 году перешёл на работу в Морскую академию. В 1909 Колчак опубликовал своё наиболее крупное исследование - монографию, обобщавшую его гляциологические исследования в Арктике, - «Лёд Карского и Сибирского морей» (Записки Императорской академии наук. Сер. 8. Физ.-мат. отд-ние. СПб., 1909. Т.26, № 1.).

Участвовал в разработке проекта экспедиции с целью изучения Северного морского пути. В 1909-1910 гг. экспедиция, в составе которой Колчак командовал кораблём, совершила переход из Балтийского моря во Владивосток, а затем и плавание по направлению к мысу Дежнева.

С 1910 г. в Морском Генштабе занимался разработкой судостроительной программы России.

В 1912 Колчак переходит служить на Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом. В декабре 1913 года был произведён в капитаны 1-го ранга.

Первая мировая война

Для защиты столицы от возможного нападения германского флота Минная дивизия по личному приказу адмирала Эссена в ночь на 18 июля 1914 выставила минные заграждения в водах Финского залива, не дожидаясь разрешения морского министра и Николая II.

Осенью 1914 г. при личном участии Колчака была разработана операция по минной блокаде немецких военно-морских баз. В 1914-1915 гг. эсминцы и крейсеры, в том числе и под командованием Колчака, выставили мины у Киля, Данцига (Гданьска), Пиллау (современный Балтийск), Виндавы и даже у острова Борнхольм. В результате на этих минных полях подорвалось 4 германских крейсера (2 из них затонули - «Фридрих Карл» и «Бремен» (по другим данным, потоплен ПЛ Е-9), 8 эсминцев и 11 транспортов.

При этом попытка перехвата немецкого конвоя, перевозившего руду из Швеции, в которой Колчак принимал непосредственное участие, закончилась неудачей.

Кроме успешной постановки мин, организовывал нападения на караваны германских торговых судов. С сентября 1915 года командовал минной дивизией, затем морскими силами в Рижском заливе.

В апреле 1916 года был произведён в контр-адмиралы.

В июле 1916 года приказом российского Императора Николая II Александр Васильевич был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом.

После присяги временному правительству

После Февральской революции 1917 Колчак первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Весной 1917 года Ставка начала подготовку десантной операции для захвата Константинополя, но из-за разложения армии и флота эту мысль пришлось оставить (во многом - в связи с активной большевистской агитацией). Удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, коими он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте.

Однако из-за пораженческой пропаганды и агитации, проникавших после Февраля 1917 г. в армию и флот под видом и прикрытием свободы слова, и армия, и флот стали двигаться к своему развалу. 25 апреля 1917 года Александр Васильевич выступил на собрании офицеров с докладом «Положение нашей вооружённой силы и взаимоотношения с союзниками». Кроме прочего Колчак отмечал: Мы стоим перед распадом и уничтожением нашей вооружённой силы, [ибо] старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось.

Колчак требовал прекратить доморощенные реформы, основанные на «самомнении невежества», и принять формы дисциплины и организации внутренней жизни, уже принятые у союзников. 29 апреля 1917 года с санкции Колчака из Севастополя выехала делегация в составе около 300 матросов и севастопольских рабочих с целью повлиять на Балтийский флот и армии фронта, «чтобы вели войну активно при полном напряжении сил».

В июне 1917 года Севастопольский совет постановил разоружить офицеров, заподозренных в контрреволюции, в том числе, отобрать и у Колчака его Георгиевское оружие - вручённую ему за Порт-Артур золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт со словами: «Газеты не хотят, чтобы у нас было оружие, так пусть идёт в море». В тот же день Александр Васильевич сдал дела контр-адмиралу В. К. Лукину. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота». В это время Колчак, наравне с Генерального штаба генералом от инфантерии Л. Г. Корниловым, рассматривался как потенциальный кандидат в военные диктаторы. Именно по этой причине в августе А. Ф. Керенский вызвал адмирала в Петроград, где принудил его подать в отставку, после чего он по приглашению командования американского флота направился в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Чёрном морях в Первую мировую войну.

В Сан-Франциско Колчаку предложили остаться в США, обещав ему кафедру минного дела в лучшем военно-морском колледже и богатую жизнь в коттедже на берегу океана. Колчак ответил отказом и отправился назад в Россию.

Поражение и смерть

4 января 1920 в Нижнеудинске адмирал А. В. Колчак подписал свой последний Указ, в котором объявил о намерении передать полномочия «Верховной Всероссийской Власти» А. И. Деникину. Впредь до получения указаний от А. И. Деникина «вся полнота военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины» предоставлялась генерал-лейтенанту Г. М. Семёнову.

5 января 1920 в Иркутске произошёл переворот, город был захвачен эсеро-меньшевистским Политическим центром. 15 января А. В. Колчак, выехавший из Нижнеудинска в чехословацком эшелоне, в вагоне под флагами Великобритании, Франции, США, Японии и Чехословакии, прибыл к пригородам Иркутска. Чехословацкое командование по требованию эсеровского Политцентра, с санкции французского генерала Жанена, передало Колчака его представителям. 21 января Политцентр передал власть в Иркутске большевистскому ревкому. С 21 января по 6 февраля 1920 велись допросы Колчака Чрезвычайной следственной комиссией.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 адмирал А. В. Колчак и председатель Совета министров Российского правительства В. Н. Пепеляев были расстреляны на берегу реки Ушаковка, по постановлению Иркутского военно-революционного комитета. Постановление Иркутского военно-революционного комитета о расстреле Верховного Правителя адмирала Колчака и председателя Совета Министров Пепеляева было подписано Ширямовым, председателем комитета и его членами А. Своскаревым, М. Левенсоном и Отрадным.

По официальной версии, сделано это было из опасения, что прорывающиеся к Иркутску части генерала Каппеля имеют цель освободить Колчака. Согласно наиболее распространённой версии казнь произошла на берегу реки Ушаковки близ Знаменского женского монастыря. По легенде, сидя на льду в ожидании расстрела, адмирал пел романс «Гори, гори, моя звезда…». Есть версия, что Колчак сам командовал своим расстрелом. После расстрела тела убитых были сброшены в прорубь.

Могила Колчака

Недавно в Иркутской области были обнаружены неизвестные ранее документы, касающиеся расстрела и последующего захоронения адмирала Колчака. Документы с грифом «секретно» были найдены в ходе работы над спектаклем Иркутского городского театра «Звезда адмирала» по пьесе бывшего работника органов госбезопасности Сергея Остроумова. Согласно найденным документам, весной 1920 года неподалёку от станции Иннокентьевская (на берегу Ангары в 20 км ниже Иркутска) местные жители обнаружили труп в адмиральской форме, вынесенный течением на берег Ангары. Прибывшие представители следственных органов произвели дознание и идентифицировали тело расстрелянного адмирала Колчака. Впоследствии следователи и местные жители тайно похоронили адмирала по христианскому обычаю. Следователями была составлена карта, на которой могила Колчака была обозначена крестиком. В настоящее время все найденные документы находятся на экспертизе.

Исходя из данных документов, иркутским историком И. И. Козловым было установлено предполагаемое расположение могилы Колчака.

Колчак Александр Васильевич — (рожд. 4 (16) ноября 1874 г. — смерть 7 февраля 1920 г.) военный и политический деятель, вождь Белого движения в России - Верховный правитель России, адмирал (1918 год), русский ученый-океанограф, один из крупнейших полярных исследователей конца XIX - начала XX столетия, действительный член Императорского русского географического общества (1906 год).

Герой русско-японской и Первой мировой войн, одна из наиболее ярких, спорных и трагических фигур русской истории начала XX столетия.

Обучение

Александр Колчак родился 4 ноября 1874 г. в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. До третьего класса он обучался в классической гимназии, а в 1888 г. перешел в Морской кадетский корпус и спустя 6 лет окончил его вторым по старшинству и успеваемости с денежной премией имени адмирала П.И.Рикорда. В 1895–1896 гг. мичман перешел во Владивосток и служил на кораблях эскадры Тихого океана вахтенным начальником и младшим штурманом.


Во время плаваний Колчак побывал в Китае, Корее, Японии и других странах, увлекся восточной философией, занимался изучением китайского языка, самостоятельно занялся углубленным изучением океанографии и гидрологии. По возвращении в «Записках по гидрографии» он опубликовал первую научную работу «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенные на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 по март 1898 г.»

1898 год — Колчак был произведен в лейтенанты. Однако после первого похода молодой офицер разочаровался в военной службе и начал подумывать о переходе на коммерческие суда. Он не успел попасть в арктическое плавание на ледоколе «Ермак» с С.О. Макаровым. 1899 год, лето — Александра Васильевича назначили во внутреннее плавание на крейсере «Князь Пожарский». Колчак подал рапорт о переводе в Сибирский экипаж и вахтенным начальником броненосца «Полтава» отправился на Дальний Восток.

Полярная экспедиция (1900-1902 гг.)

Адмирал Колчак и жена Софья Федоровна

По прибытии корабля в Пирей, лейтенанту предложили принять участие в экспедиции Петербургской академии наук по поискам «Земли Санникова». 1900 год, январь — по распоряжению Морского штаба он возвратился в столицу. Несколько месяцев он стажировался в Главной физической обсерватории Петербурга, Павловской магнитной обсерватории и в Норвегии, чтобы быть гидрологом и вторым магнитологом. В 1900–1902 годах на шхуне «Заря» Колчак принимал участие в полярной экспедиции, которую возглавил барон Э.В.Толль.

Он проводил наблюдения за температурами и удельными весами поверхностного слоя морской воды, проводил глубоководные работы, исследовал состояние льда, собирал останки млекопитающих. 1901 год — вместе с Толлем Александр Васильевич совершил санную экспедицию на полуостров Челюскина, производил географические исследования и составил карты берегов Таймыра, острова Котельный, острова Бельковского, открыл остров Стрижева. Толль один из островов Карского моря назвал именем Колчака (ныне остров Расторгуева), а остров в архипелаге Литке и мыс на острове Беннета названы именем жены Кочака Софьи Федоровны. Результаты работ молодой исследователь опубликовал в изданиях Академии наук.

Спасательная экспедиция (1903 г.)

1903 год — Толль отправился с астрономом экспедиции и якутами-промышленниками в санную экспедицию к мысу Высокому острова Новая Сибирь, с намерениями достичь острова Беннета, и пропал. По возвращении «Зари» Академией наук было разработано два плана спасения. Александр Васильевич взялся выполнить один из них. В 1903–1904 гг. по поручению Петербургской академии наук вначале на собаках, потом на вельботе он перешел от бухты Тикси до острова Беннета, едва не утонув в ледовой трещине.

Экспедиция доставила записки, геологические коллекции Толля и весть о гибели ученого. 1903 год — за полярное путешествие Колчак был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. 1905 год — за «выдающийся сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг» Русское географическое общество представило будущего адмирала к награждению большой золотой Константиновской медалью, в 1906 г. избрало своим действительным членом.

Русско-японская война

1904 год, март — узнав о нападении японцев на Порт-Артур, Александр Колчак сдал дела экспедиции, выехал на Дальний Восток и явился к вице-адмиралу С.О.Макарову. Вначале Колчак был назначен вахтенным начальником на крейсер «Аскольд», с апреля 1904 г. он стал исполнять обязанности артиллерийского офицера на минном транспорте «Амур», с 21 апреля 1904 г. командовал миноносцем «Сердитый» и совершил несколько смелых атак.

Под руководством Колчака ставили минное заграждение на подступах к Порт-Артурской бухте, а также минную банку в устье Амура, на которой подорвался японский крейсер «Такасаго». Колчак был одним из разработчиков плана экспедиции для прорыва блокады крепости с моря и активизации действий флота против японских транспортов в Желтом море и на Тихом океане.

После гибели Макарова Витгефт отказался от осуществления плана. Со 2 ноября 1904 года до капитуляции крепости Колчак командовал 120-мм и 47-мм батареями на северо-восточном крыле обороны Порт-Артура. Раненный, с обострением ревматизма, он оказался в плену. Александра Васильевича не раз награждали за отличия под Порт-Артуром: орденом Святой Анны 4-й степени, золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами. 1906 год — он получил серебряную медаль «Памяти русско-японской войны».

Научная работа

Как эксперт по военно-морским вопросам, Колчак добивался в комиссии по обороне 3-й Государственной Думы правительственных ассигнований на строительство военных судов для Балтийского флота, в частности 4 дредноутов, но не смог преодолеть сопротивление думцев, который требовали вначале проведение реформ морского ведомства. Разочаровавшись в возможности осуществления задуманного, в 1908 г. Александр Васильевич продолжил чтение лекций в Николаевской морской академии. 1907 год — он был произведен в капитан-лейтенанты, в 1908 г. - в капитаны 2-го ранга.

По предложению начальника Главного гидрографического управления А.В.Вилькицкого Колчак принимал участие в разработке проекта научной экспедиции с целью исследования Северного морского пути. 1909 год, апрель — Колчак выступил с докладом «Северо-восточный проход от устья р. Енисея до Берингова пролива» в Обществе изучения Сибири и улучшения ее быта. Тогда же ученый написал основную свою работу «Лед Карского и Сибирского морей», которая была опубликована в 1909 г. Основанная на наблюдениях, сделанных в экспедиции Толля, она в течении долгого времени не теряла своего значения.

1909 год, осень — ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» отправились из Кронштадта во Владивосток. Суда эти составили экспедицию Северного Ледовитого океана, которой надлежало заняться исследованием пути из Тихого океана в Ледовитый вдоль берегов Сибири. Колчак как командир ледокольного транспорта «Вайгач» пришел на нем летом 1910 г. через Индийский океан во Владивосток, после плавал к Берингову проливу и в Чукотское море, где выполнял гидрологические и астрономические исследования.

Возвращение в Морской генеральный штаб

Продолжать деятельность на Севере ученому не удалось. Осенью он был отозван из экспедиции, и с конца 1910 г. Колчак был назначен начальником Балтийского оперативного управления Морского генерального штаба. Александр Васильевич занимался разработкой судостроительной программы России (в частности кораблями типа «Измаил»), преподавал в Николаевской морской академии, в качестве эксперта Государственной Думы добивался увеличения ассигнований на кораблестроение. 1912 год, январь — он представил записку о реорганизации Морского генштаба. Колчак подготовил книгу «Служба Генерального штаба: сообщения на дополнительном курсе военно-морского отдела Николаевской морской академии, 1911–1912 гг.», в которой настаивал на введении полного единовластия командующего на флоте. Мысль эту он в дальнейшем твердо проводил на всех занимаемых им постах.

Служба на Балтийском флоте

1912 год, весна — по предложению адмирала Н.О.Эссена Колчак принял командование эсминцем «Уссуриец». 1913 год, декабрь — за отличную службу он был произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего морскими силами Балтийского моря и одновременно командиром эсминца «Пограничник» - посыльного судна адмирала.

Первая мировая война

В начале Первой мировой войны капитан 1-го ранга составил диспозицию операций военного времени на Балтике, организовывал успешную постановку мин и нападения на караваны германских торговых судов. 1915 год, февраль — 4 эсминца под его командованием выставили в Данцигской бухте около 200 мин, на которых подорвались 12 боевых кораблей и 11 транспортов противника, что заставило германское командование временно не выводить корабли в море.

1915 год, лето — по инициативе Александра Васильевича Колчака в Рижский залив ввели линейный корабль «Слава» для прикрытия минных постановок у берегов. Эти постановки лишили наступающие германские войска поддержки флота. Временно командуя с сентября 1915 г. Минной дивизией, он с декабря являлся одновременно и начальником обороны Рижского залива. Используя артиллерию кораблей, он помог армии генерала Д.Р.Радко-Дмитриева отразить натиск противника при Кеммерне. Свою роль сыграл десант в тылу вражеских войск, который был высажен в соответствии с тактическим замыслом Колчака.

За успешные нападения на караваны германских судов, которые доставляли руду из Швеции, Колчака представили к награждению орденом Святого Георгия 4-й степени. 1916 год, 10 апреля — он был произведен в контр-адмиралы, а 28 июня назначен командующим Черноморским флотом с производством «за отличие по службе» в вице-адмиралы. Колчак не хотел отправляться на незнакомый ему морской театр. Но он смог быстро освоиться, и уже в июле 1916 г. на линкоре «Императрица Мария» принимал участие в рейде русских кораблей в Черном море, завязал бой с турецким крейсером «Бреслау». Спустя месяц под началом Колчака была усилена блокада Босфора и угольного района Эрегли - Зонгулдак, произведено массированное минирование портов противника, в результате которого выходы неприятельских кораблей в Черное море почти прекратились.

После Февральской революции

1917 год, 12 марта — адмирал Колчак привел флот к присяге Временному правительству. Александр Васильевич активно боролся против революционного «брожения» и постепенного падения дисциплины на флоте. Сторонник продолжения войны до победного конца, он выступал против окончания боевых действий. Когда под влиянием прибывших с Балтики агитаторов матросы начали разоружение офицеров, Колчак в середине июня 1917 г. передал командование контр-адмиралу В.К.Лукину и по требованию Керенского выехал с начальником штаба в Петроград для объяснения несанкционированной отставки. Выступив на заседании правительства, Колчак Александр Васильевич обвинил его в развале армии и флота.

В Америке

1917 год, начало августа — вице-адмирал был назначен начальником военно-морской миссии в Америке. По прибытии в Вашингтон он внес свои предложения по намечавшейся высадке в Дарданеллах, занимался сбором технической информации об американских военных приготовлениях. 1917 год, начало октября — адмирал принимал участие в военно-морских маневрах на американском линкоре «Пенсильвания». Поняв, что американцы не намерены помогать России в войне, к середине октября он решил возвратиться на Родину.

В Японии

Но, прибыв в ноябре 1917 г. в Японию, Колчак узнал об установлении советской власти и о намерении большевиков заключить мир с Германией, после чего решил не возвращаться. Большевиков он считал германскими агентами. Так как война овладела всем его существом, адмирал в начале декабря 1917 г. обратился к английскому послу в Японии с просьбой принять его на английскую военную службу. 1917 год, конец декабря — последовало согласие. 1918 год, январь — Колчак отправился из Японии на Месопотамский фронт, где русские и английские войска воевали с турками. Но в Сингапуре он получил от лондонского правительства предписание прибыть в Пекин к российскому посланнику князю Н.А.Кудашеву для работы в Маньчжурии и Сибири.

В Китае

В Пекине Александр Васильевич Колчак был избран членом правления Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). С апреля по 21 сентября 1918 г. он занимался созданием вооруженных сил для обороны КВЖД. Очевидно, избравшим кандидатуру вице-адмирала импонировала его решительность. Но уже в скором времени в полной мере сказалась политическая неподготовленность Колчака. Адмирал обещал навести порядок, намеревался на Дальнем Востоке создать оплот для борьбы с большевиками. Но в штабе главковерха были недовольны тем, что он ничего не понимает в военном деле и требует немедленного похода на Владивосток, не располагая достаточными силами.

Гражданская война

Колчак вступил в борьбу с атаманом Семеновым, опираясь на созданный им отряд полковника Орлова, который мало чем отличался от атаманского. На попытку сместить Колчака тот пригрозил вызвать войска. До конца июня сохранялось неопределенное положение. Командующий пробовал начать наступление. Но китайцы отказались пропускать русские войска, и адмирал уехал в Японию. Колчак не знал, что предпринять. У него была даже идея снова отправиться к англичанам на Месопотамский фронт. Наконец он решил пробираться в Добровольческую армию генерала М.В.Алексеева. По пути в октябре 1918 г. он с английским генералом А.Ноксом прибыл в Омск.

14 октября главнокомандующий силами Уфимской директории В.Г.Болдырев предложил адмиралу войти в правительство. 4 ноября указом местного Временного правительства Колчак был назначен военным и морским министром и сразу же отправился на фронт.

«Верховный правитель»

Деятельность директории, являвшейся коалицией разных партий, включая меньшевиков и эсеров, не устроила Колчака. 17 ноября, вступив в конфликт из-за отношения директории к морскому министерству, адмирал вышел в отставку. Опираясь на надежные войска, он 18 ноября арестовал членов директории и созвал экстренное заседание Совета министров, на котором его произвели в адмиралы и передали власть с присвоением наименования «Верховный правитель».

Колчак Александр Васильевич предоставил командующим военными округами право объявлять местности на осадном положении, закрывать органы печати и выносить смертные приговоры. Жестокими мерами адмирал боролся с противниками его диктатуры, вместе с тем при поддержке союзников увеличивая и вооружая свои полки.

1918 год, декабрь — результате Пермской операции колчаковские войска взяли Пермь и продолжали наступление вглубь Советской России. Первые удачи обратили на Колчака внимание союзников. 16 января Верховный правитель подписал соглашение о координации действий белогвардейцев и интервентов.

Генерал франции М.Жанен стал главнокомандующим войсками союзных государств в Восточной России и Западной Сибири, а английский генерал А.Нокс - руководителем тыла и снабжения колчаковских войск. Значительные поставки военного снаряжения и вооружения из Америки, Англии, Франции, Японии дали возможность увеличить к весне численность армий Колчака до 400 000 человек. Адмирал организовал наступление. В марте был прорван Восточный фронт Красной армии. Часть колчаковских войск двигалась на Котлас для организации подвоза снабжения через северные моря, тогда как главные силы пробивались к юго-западу на соединение с А.И.Деникиным.

Успешное наступление колчаковцев, взявших 15 апреля Бугуруслан, побудило премьер-министра Франции Ж.Клемансо рекомендовать Жанену главными силами наступать на Москву, а левым флангом соединиться с Деникиным и образовать единый фронт. Казалось, этот план вполне осуществим. Колчаковские войска в конце апреля подошли к Самаре и Казани. В мае верховную власть Колчака признали А.И.Деникин, Н.Н.Юденич и Е.К.Миллер.

Но неудачный выбор Колчаком ближайших помощников, крайний оптимизм командующего Сибирской армией генерал-лейтенанта Гайды и его молодых генералов, неверно оценивавших обстановку и обещавших вступить в Москву через полтора месяца, в скором времени сказались. В результате контрнаступления Красной армии в мае-июне 1919 года понесли поражение и откатились далеко на восток лучшие Сибирская и Западная армии Колчака.

Арест и расстрел адмирала Колчака

Сибирякам не нравилась реставрация самодержавного управления; в тылу нарастало партизанское движение. Огромное влияние оказывали союзники, от поставок которых зависели действия армии. Поражения на фронте вызвали панику в тылу. В октябре эвакуация чешских войск вызвала бегство из Омска семей белогвардейцев. Сотни эшелонов запрудили железную дорогу.

Александр Васильевич Колчак пробовал демократизировать власть, но было поздно. Фронт развалился. Чехи арестовали передвигавшегося под охраной союзных флагов Колчака и 15 января 1920 г. на станции Иннокентьевская сдали эсеро-меньшевистскому «Политическому центру».

Центр передал адмирала Колчака большевистскому Иркутскому Военно-Революционному комитету (ВРК). 21 января начались допросы. Вначале предполагалось отправить адмирала в столицу, но, получив указание из Москвы, ВРК расстрелял Колчака и Пепеляева 7 февраля 1920 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!