Печально я гляжу на наше поколение жанр. Стихотворение «Дума» Лермонтов – читать полностью онлайн или скачать текст

Текст стихотворения Лермонтова «Дума» начинается со скептической оценки современного общества. Автор утверждает, что в нем не осталось места для свободы и права выбора. Современное поколение, по убеждению поэта, не имеет ни высоких целей, ни определенных стремлений. Он уверен, что они состарятся, бессмысленно потратив свои годы. У них так и не будет возможности продемонстрировать и применить все то, на что они тратили время и силы. Лермонтов пытается пристыдить тех, кто относится к существованию равнодушно. Тут прослеживается упоминание восстания декабристов, которое отбило у молодежи всякую охоту делать хоть что-то для перемен к лучшему. Люди решили пойти по пути наименьшего сопротивления, тратя долгие годы на иссушение разума наукой. Кроме того, они боятся проявлять какие-либо чувства. Будь то ненависть или любовь, радость или грусть, все словно проходит через серый фильтр, теряя все краски и первоначальную яркость.

Невозможно не заметить ту печаль, которую вызывает у автора холодность окружающих. Таланты, которыми люди наделены от природы, просто теряют всякий смысл. Люди не хотят тратить время на их реализацию, ведь их все равно не услышат. Они смотрят на свое прошлое с усмешкой, понимая, что будущее не станет лучше. Лермонтов болезненно относится к проблеме духовного наследия. Он критично воспринимает свои произведения, считая, что вскоре и их забудут. Несмотря на убеждение автора, этому предсказанию не было суждено сбыться. Многие поколения восхищались стихотворениями Михаила Юрьевича, находили в них собственный глубокий смысл, рассуждали на философские вопросы, поднятые в работах. А его стихи до сих пор учат на уроках литературы в старших классах. Прочесть данное произведение полностью или скачать его онлайн можно на нашем сайте.

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Стихотворение «Дума» относится к вершине философской и гражданской лирики Лермонтова. Он написал его в 1838 г., когда уже был знаменит своим обличительным стихотворением « ».

Произведение сразу же обратило на себя пристальное внимание цензуры. При жизни поэта не были опубликованы строки, касающиеся царской власти: «Перед опасностью… рабы». Тем больше было восторженных откликов со стороны демократических и революционных деятелей. Очень высокую оценку дал произведению Белинский.

«Дума» представляет собой суровый обличительный приговор поколению Лермонтова. В нем содержится скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели.

После подавления восстания декабристов последовала незамедлительная реакция. В николаевской России небывалую власть и полномочия получила цензура. Все проявления независимости и самостоятельного мнения безжалостно искоренялись. Общество было пропитано мрачной атмосферой безверия.

Лермонтов считает, что такая ситуация самым пагубным образом отразилась на новом поколении. Оно росло в условиях подавляющего личность гнета. Это воспитало в молодых людях постоянный страх за свое благополучие и задушило их возвышенные стремления. Люди устают жить с самого рождения. Отсутствие высоких идеалов приводит к праздному существованию, не приносящему никакой пользы.

В обществе царит равнодушие, ценится только холодный рассудок. Любовь и ненависть исчезли, люди не испытывают потребности в сильных страстях. Их вполне заменили грубые физические наслаждения, которые ставят человека на уровень животного.

Лучшие достижения человеческой мысли и произведения искусства больше не производят никакого впечатления на души людей. Их сердца зачерствели и не откликаются ни на что.

Лермонтов осуждает современников за их эгоизм. Они недостойны великой славы своих предшественников. Их падение зашло так далеко, что «предков… роскошные забавы» никого уже не интересуют.

Общество получает прекрасное образование, но не имеет возможности и желания проявить себя в каком-либо настоящем деле. Полученные знания попусту растрачиваются на бесполезный мертвый анализ и получение практической выгоды.

Стихотворение пропитано духом пессимизма. Лермонтов уверен, что его поколение, отвергнув прошлое и ничего не добившись в настоящем, не имеет права на будущее. Далекие потомки, достигнув когда-нибудь счастья и гармонии в жизни, смогут вспомнить поколение Лермонтова лишь «презрительным стихом».

Одним из наиболее значительных произведений М. Ю. Лермонтова, посвященных гражданской тематике, является стихотворение «Дума», в котором поэт размышляет о судьбах отдельных людей и всего народа. Эти размышления наполнены обжигающей страстью, резкостью и яркой образностью, отчего и предстают особенно убедительными. Произведение это во многом оригинально и принадлежит к особому жанру лирико-философской миниатюры. В. П. Боткин писал: «Главное орудие всякого анализа и отрицания есть мысль, - а посмотри, какое у Лермонтова повсюдное присутствие твердой, определенной, резкой мысли, - … его занимает одна мысль, - и от этого у него часто такая стальная, острая прозаичность выражения».

В «Думе» перед нами предстает лирический герой совершенно нового типа. Это умный, мыслящий человек, способный с исторических позиций оценить общественные явления; но это и человек огромного мужества, рискнувший вынести суровый приговор всему поколению.

Его грядущее - иль пусто, иль темно...

Затем герой бегло упоминает об «отцах», хоть и не свободных от ошибок, но прославившихся своими победами в борьбе с Наполеоном. Люди предшествующего поколения сокрушили врага, отстояли независимость России, через всю жизнь пронесли мечту о свободе своего народа.

По мере развития темы, поэт соединяется со своим народом, его собственное «я» переплетается с «мы» всего поколения. Так как лишь ощутив себя внутри своего времени, можно в полной мере осмыслить трагическую природу жизни со всеми ее проблемами, ошибками, противоречиями. Здесь происходит совмещение философского и исторического аспектов, каждый из которых дополняет и усиливает значимость другого. Перед нами предстают «дети» - люди молодого возраста, которые должны бы творить, достигать вершин прогресса, приумножать славу Отечества своими делами. Но вместо этого они плетут интриги, злословят, проводят время в бессмысленных занятиях:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели...

Не отождествляя свою позицию с позицией своего поколения, автор одновременно ощущает себя в нем и вне его. С горечью отмечает он признаки болезни, охватившей общество: нравственное безразличие молодежи проявляется в одинаковой готовности служить и добру и злу, в отсутствии внутренней гордости и чувства независимости. И поэт берет на себя ответственность за своих современников. Он признает духовное оскудение молодого поколения, стыдится этого и пытается воззвать к умам «потомков»:

К добру и злу постыдно равнодушны...

От строфы к строфе движется и развивается мысль автора, порожденная духовной жаждой. Скорбно, печально ощущение того, что поколение его современников пройдет по жизни «без шума и следа». Но само напряжение духовной мысли плодотворно, от него веет надеждой и бодростью. Он обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим «лишним людям». И здесь автор ставит вопрос: как же отнесутся они к своим предкам? Его твердое убеждение - что потомки должны строго осудить их, осудить вдвойне, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. В их мыслях непременно будет звучать укор поколению, которое не принесло миру «ни мысли плодовитой, ни гения начатого труда». Поэтому так суров его приговор:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Таким образом, М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами; высказывает острую критику поколению «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят все ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей родины.
М. Ю. Лермонтов сказал в литературе новое слово, выразил настроения и думы лучших русских людей 30-х годов XIX в. Эти люди начали созидательную жизнь после разгрома движения декабристов, в годы николаевской реакции. В эти годы дворянская и разночинная молодежь мучительно размышляла о путях развития общества, о смысле жизни, об оторванности передовых людей от народа, о необходимости сближения с народом.

«Лермонтов полностью принадлежит к нашему поколению, - писал А. И. Герцен. - Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, - то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Лермонтов влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах».

Лермонтов страдал, когда видел, как попусту растрачиваются силы лучших людей его поколения, обреченных на вынужденное бездействие. Осознать эту трагедию своего времени и смело высказать ее мог только мужественный поэт, мыслитель и гражданин.

Еще в юношеском стихотворении «Монолог» Лермонтов точно определил сущность трагедии своего времени:

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Настроениями духовной разобщенности и опустошенности проникнуто стихотворение «И скучно и грустно», которое Белинский причислил к «величайшим созданиям поэзии».

Лермонтов осознает необходимость не только правдиво отразить несовершенство жизни современного ему общества, но и будить общественную совесть. Он зовет поэтов и художников к созданию передового искусства.

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой.

Пишет он в стихотворении «Журналист, читатель и писатель».

В журнале «Отечественные записки» в 1839 г. было напечатано стихотворение «Дума», в котором мыли о судьбе родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения были выражены наиболее точно и горько.

Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно -

Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и всего поколения пройдет

… без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы», испытывая горечь от того, что его поколение:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию - презренные рабы.

Сегодня слова о рабстве перед властью особенно актуальны: наше поколение тоже испытывает это рабское чувство, боясь борьбы, стремясь жить в покое и достатке, не думая о людях, которые по каким-либо причинам лишены этого достатка и не могут трудиться, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и своим детям.

Выросшее в условиях политической и социальной реакции, поколение Лермонтова стало холодным и равнодушным:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Однако сам Лермонтов повернулся к жизни народной, к крестьянской России, видя в ней возможное разрешение одиночества и разобщенности людей своего круга:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям...

Одним из наиболее значительных произведений М. Ю. Лермонтова, посвященных гражданской тематике, является стихотворение «Дума», в котором поэт размышляет о судьбах отдельных людей и всего народа. Эти размышления наполнены обжигающей страстью, резкостью и яркой образностью, отчего и предстают особенно убедительными. Произведение это во многом оригинально и принадлежит к особому жанру лирико-философской миниатюры. В. П. Боткин писал: «Главное орудие всякого анализа и отрицания есть мысль, - а посмотри, какое у Лермонтова повсюдное присутствие твердой, определенной, резкой мысли, - ...его занимает одна мысль, - и от этого у него часто такая стальная, острая прозаичность выражения».

В «Думе» перед нами предстает лирический герой совершенно нового типа. Это умный, мыслящий человек, способный с исторических позиций оценить общественные явления; но это и человек огромного мужества, рискнувший вынести суровый приговор всему поколению.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно...

Затем герой бегло упоминает об «отцах», хоть и не свободных от ошибок, но прославившихся своими победами в борьбе с Наполеоном. Люди предшествующего поколения сокрушили врага, отстояли независимость России, через всю жизнь пронесли мечту о свободе своего народа.

По мере развития темы, поэт соединяется со своим народом, его собственное «я» переплетается с «мы» всего поколения. Так как лишь ощутив себя внутри своего времени, можно в полной мере осмыслить трагическую природу жизни со всеми ее проблемами, ошибками, противоречиями. Здесь происходит совмещение философского и исторического аспектов, каждый из которых дополняет и усиливает значимость другого. Перед нами предстают «дети» - люди молодого возраста, которые должны бы творить, достигать вершин прогресса, приумножать славу Отечества своими делами. Но вместо этого они плетут интриги, злословят, проводят время в бессмысленных занятиях:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели...

Не отождествляя свою позицию с позицией своего поколения, автор одновременно ощущает себя в нем и вне его. С горечью отмечает он признаки болезни, охватившей общество: нравственное безразличие молодежи проявляется в одинаковой готовности служить и добру и злу, в отсутствии внутренней гордости и чувства независимости. И поэт берет на себя ответственность за своих современников. Он признает духовное оскудение молодого поколения, стыдится этого и пытается воззвать к умам «потомков»:

К добру и злу постыдно равнодушны...

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию - презренные рабы.

От строфы к строфе движется и развивается мысль автора, порожденная духовной жаждой. Скорбно, печально ощущение того, что поколение его современников пройдет по жизни «без шума и следа». Но само напряжение духовной мысли плодотворно, от него веет надеждой и бодростью. Он обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим «лишним людям». И здесь автор ставит вопрос: как же отнесутся они к своим предкам? Его твердое убеждение - что потомки должны строго осудить их, осудить вдвойне, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. В их мыслях непременно будет звучать укор поколению, которое не принесло миру «ни мысли плодовитой, ни гения начатого труда». Поэтому так суров его приговор:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Таким образом, М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами; высказывает острую критику поколению «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят все ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей родины.

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт девятнадцатого века. Важное место в его творчестве заняла тема «Критика современного поколения», то есть критика поколения тридцатых годов его столетия. Он осуждал своих ровесников, которые умели только тратить деньги богатых отцов и козырять чинами.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов…

«Смерть Поэта»

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Больше всего его огорчал тот факт, что его поколение станет потерянным, ничего не даст не стране, не обществу, не сможет проявить себя в какой-либо сфере.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума, без следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого ума.

Конечно же, тема осуждения поколения 30-ых годов нашла своё место в замечательном романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Он осмелился открыто заявить о никчемности всего высшего света, о несовершенстве их знаний, о неумении любить и наслаждаться жизнью. Важно сказать, что «Герой нашего времени» стал первым психологическим романом. Лермонтов хотел при помощи своего творчества провести массовую всеобщую рефлексию, хотел заставить людей переосмыслить ценности и взгляды на жизнь.

Именно поэтому он наделил главного героя своего произведения самыми отвратительными качествами. Причём, все эти качества открываются нам постепенно, благодаря расстановке глав, которая полностью не соответствует фабуле произведения. По задумке Лермонтова, с каждой главой читатель должен всё больше и больше разочаровываться в герое, который олицетворяет всё поколение. Стоит отметить, что важную роль в осознании и оценке образа Печорина играют второстепенные герои романа. Каждый образ подталкивает нас к поиску и распознанию в Печорине отрицательных черт. Так, например, общение нашего героя с Максим Максимычем показывает безразличие и циничность, а так же неумение дружить, посвящать часть себя другому человеку. «В дружбе всегда один раб другого», - так сказал доктор Вернер, образ которого даёт нам возможность убедиться в эгоизме и безучастности Печорина. Можно сказать, что Печорин совершает множество ошибок на своём жизненном пути, но так же можно сказать, что Лермонтов заставляет своего героя совершать их, тем самым выставляет напоказ всю дурную натуру молодёжи 30-ых годов. Но помимо плохих качеств, Лермонтов даёт своему герою умение видеть свои ошибки, но, увы, на этом останавливается и не показывает, как этот самоанализ может помочь человеку избавиться от своих пороков.

«Печально я гляжу на наше поколенье!», - сказал М.Ю.Лермонтов про молодёжь 30-ых годов 19 века. Что тогда можно сказать про наше поколенье? И в чём ошибки нынешней молодёжи схожи с ошибками молодых людей времён Лермонтова? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Мы не видим прекрасного, пренебрегаем дружбой и любовью, забиваем голову пустой болтовней из телевизора. В нашей жизни нет места радости и искренности. Есть место только серым будням и лживым сплетням. Мы сами делаем наш мир таким, пора менять нашу жизнь, время задуматься, что же наше поколенье сможет оставить потомкам…

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!