Писатель пикуль его произведения. Валентин Саввич Пикуль: его жизнь и книги

Валентин Саввич Пикуль, один из самых известных авторов популярных исторических романов 70-х-80-х годов прошлого века, родился в Ленинграде 13 июля 1928 года.

Отец писателя, Савва Михайлович, был батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии. В 1942 году семья получила известие о его гибели. Может быть, пример отца-героя заставил мальчика в 13 лет бежать из дома в школу юнг на Соловках, откуда в 1943 году он был отправлен служить на эскадренный миноносец «Грозный» Северный флот. Все пережитое в этот период жизни писатель отразил в автобиографической повести «Мальчики с бантиками».

После войны продолжить карьеру военного не удалось: в 1946 году Валентина Пикуля отчислили из Ленинградского подготовительного военно-морского училища «за нехваткой знаний». Неизвестно, чем тогда руководствовался юноша, но со времени этой неудачи он решил посвятить себя литературному творчеству и начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил Вс. Рождественский. Он ищет свой путь в течение нескольких лет: пишет стихи, рассказы, обращаясь к истории Севера, затем к истории России. Работает без выходных и отпусков, как на войне. Постепенно становится обладателем уникальной библиотеки (11 тысяч томов), собирая необходимые материалы по истории государств.

Первый его роман - «Курс на солнце», принесенный в журнал «Звезда», - не был принят редакцией из-за откровенной слабости произведения. Но Пикуль не оставлял попыток. И в 1953 году первые рассказы, изданные в альманахе «Молодой Ленинград», увидели свет, а уже в 1954 году вышел его первый роман «Океанский патруль», рассказывающий о военном Заполярье. На этот раз критика оценила произведение положительно и автора даже приняли в Союз Писателей.

Вскоре Валентин Пикуль стал работать в жанре исторической прозы. Его первый роман, описывающий прошлое России, - «Баязет» - был опубликован в 1961 году. Импульсом к созданию романа послужили публикации С. С. Смирнова о защитниках Брестской крепости. Пикуль провел аналогию между этим событием и одним из эпизодов русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. Вслед за этим романом вышел целый ряд других: «Париж на три часа» (1962), «На задворках великой империи» (1964-66), цикл романов о событиях русской истории с 1725 по 1815 гг., ставших наиболее популярными - «Пером и шпагой» (1972), «Слово и дело» (1974-75), «Фаворит» (1984). Их центральными персонажами являются крупные исторические личности: князь Волынский, Елизавета Петровна, Потемкин, Горчаков, Бирон, Анна Иоановна. Еще один цикл составили романы о русско-японской войне, объединенные общим названием «Оборона»: «Богатство» (1977), «Три возраста Окини-сан» (1981), «Крейсера» (1985), «Каторга» (1987).

Непросто складывались отношения писателя как с литературными критиками, так и с учеными-историками. Одни упрекали его в отсутствии художественности, «сырости и непроработанности» текста, другие - во множестве исторических неточностей. Конечно, романы В. Пикуля не являются документальным повествованием. Но несомненной заслугой писателя можно назвать то, что ему удалось привлечь внимание читателей к истории - прежде всего, к истории отечественной. Может быть, именно в этом и заключается секрет успеха писателя. Ему удалось соединить хронику исторических событий с увлекательным сюжетом, что обусловило необычайную популярность его романов. Они публиковались в журналах, которые затем расходились по рукам в копиях (тогда еще даже не на ксероксе, а на ротапринте). Книги Пикуля продавались по купонам в качестве вознаграждения за сданную макулатуру. Их давали почитать знакомым едва ли не под залог и на ограниченное время и зачитывали до дыр. Все его книги пользовались огромным успехом, популярность его была необыкновенной. Работоспособность Пикуля была уникальна.

За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал 30 романов и повестей. Не обошло его вниманием и правительство. Писатель был награжден орденами Трудового Красного Знамени в 1978 и 1988 гг., Орденом Дружбы народов, орденом Отечественной войны 2-й степени. За роман «Крейсера» ему была присуждена Государственная премия РСФСР им. А. М. Горького, за роман «Из тупика» - литературная премия Министерства обороны СССР (1968), за роман «Нечистая сила» - премия им. М. А. Шолохова посмертно (1993).

Валентин Саввич Пикуль (13 июля 1928, Ленинград - 16 июля 1990, Рига) - русский писатель, автор популярных исторических романов.

* родился в Ленинграде 13 июля 1928 года.
* в 1942 году в возврасте 13 лет эвакуирован из Ленинграда, затем бежал в школу юнг на Соловках.
* в 1943 году он был отправлен служить на эскадренный миноносец «Грозный», Северный флот.
* в 1946 году Валентина Пикуля отчислили из Ленинградского подготовительного военно-морского училища «за нехваткой знаний».
* Валентин Пикуль решил посвятить себя литературному творчеству и начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В. А. Рождественский.
* в 1953 году увидели свет первые рассказы, изданные в альманахе «Молодой Ленинград»

Последним законченным романом Пикуля была «Нечистая сила», где автор, кроме Г. Распутина, весьма критически писал о будущих православных святых Николае и Александре.

Последний роман над которым работал Пикуль вплоть до последних дней - "Барбаросса", посвященный событиям Второй мировой войны. Он планировал написать два тома. Закончив работу над первым томом, Пикуль рассчитывал перейти к написанию книги "Когда короли были молоды" (о событиях XVIII века), а затем создать второй том "Барбароссы". Однако он успел написать лишь большую часть первого тома романа "Барбаросса", во время работы над которым скончался.

Он умер в Риге, в 72-ю годовщину ночи расстрела царской семьи (ночь с 16 на 17 июля) и точно в то же самое время[источник?] (разница между Екатеринбургом и Ригой 3 часа).

Библиография

За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал 30 романов и повестей.

* Романы:
o Баязет (1961)
o Пером и шпагой
o Битва железных канцлеров
o Моонзунд
o Честь имею
o Каторга
o Богатство
o Псы господни
o Океанский патруль
o На задворках великой империи
o Фаворит
o Слово и дело (1961-1971)
o Из тупика
o Крейсера
o Три возраста Окини-сан
o Нечистая сила
o Каждому свое
o Париж на три часа
o Ступай и не греши
o Реквием каравану PQ-17
o Мальчики с бантиками (автобиографический)
o Морские миниатюры
o Ночной полет
o Аракчеевщина (неокончен)
o Площадь павших борцов (неокончен)
* Исторические миниатюры

В комментариях к одному из изданий миниаютюр А.И. Пикуль пишет: "... возникла литературная портретная галерея, которую Пикуль назвал историческими миниатюрами... Это ультракороткие романы, в которых биография личности спрессована до предела выразительности". Каждая миниатюра рассказывает о выдающейся личности, которая так или иначе оставила свой след в истории России. Герои миниатюр - это как и известные деятели, так и люди, чьи имена не на слуху, но каждый из них внес свой вклад в историю России. Чаще всего миниатюра рождалась за одну ночь, но ее написанию могли предшествовать годы кропотливой работы по сбору информации о человеке, который становился ее главным героем. В отличии от романов, миниатюры давали возможность В.С. Пикулю высказать свои мысли и отношение к определенным вещам не через уста героев, а напрямую читателю. Вот некоторые названия миниатюр, в скобках приведены их главные герои:

* Под золотым дождем (Рембрандт и его картина "Даная", которая сейчас находится в Эрмитаже)
* Трудолюбивый и рачительный муж (Петр Иванович Рычков, первый член-корреспондент Академии наук, о его заслугах перед Россией)
* Калиостро - друг бедных (граф Калиостро, его путешествия, в том числе и в Россию)
* Старые гусиные перья (о графе Воронцове и выигранной войне без войны между Англией и Россией)
* Шедевры села Рузаевки (о Н.Е. Струйском и печатном деле времен Екатерины II)

Фильмы по романам

* Баязет (телесериал)
* Конвой PQ-17 (телесериал)
* Моонзунд
* Из тупика
* Богатство (телесериал)
* Пером и шпагой (телесериал)
* Фаворит (телесериал)
* Бульварный роман
* Юнга северного флота (Мальчики с бантиками)

* писатель был награжден орденами Трудового Красного Знамени в 1978 и 1988 гг.
* Орденом Дружбы народов
* орденом Отечественной войны 2-й степени.
* Государственная премия РСФСР им. А. М. Горького за роман «Крейсера»
* литературная премия Министерства обороны СССР (1968) за роман «Из тупика»
* премия им. М. А. Шолохова посмертно (1993) за роман «Нечистая сила»

Пикуль Valentin Pikul Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 13.7.1928
В 1946 году Пикуль задумал свой первый роман с претенциозным названием Курс на солнце. Спустя два года под будущую книгу он даже получил в журнале Звезда по протекции Юрия Германа аванс. Но роман не получился. В журнале Пикулю много напортила редактор маршаковской школы Любарская. Она так отредактировала рукопись Пикуля, что в ней мало что осталось от автора.

ПИКУЛЬ Валентин Саввич (13.07.1928, Ленинград 17.07.1990, Рига). Отец инженер-корабельщик, в войну добровольцем ушёл в морскую пехоту и погиб под Сталинградом. В 13 лет убежал из Архангельска, куда эвакуировались родные, в школу юнг на Соловки, о чём позже, уже в 1974 году рассказал в автобиографической повести Мальчики с бантами. В 1943 году стал служить на эскадренном миноносце Грозный. Участвовал в конвоировании союзных караванов. В 1945 году перед сходом на берег штурман Горбунов выдал будущему писателю следующую характеристику: Юнга В.С. Пикуль способен на совершение необдуманных поступков. После войны поступил в Ленинградское подготовительное военно-морское училище, откель через три учебных четверти был отчислен за неуспеваемость. Бывшего юнгу начала затягивать ленинградская богемная среда. В 1946 году Пикуль замыслил свой начальный роман с претенциозным названием Курс на солнце. Спустя два года под будущую книгу он более того получил в журнале Звезда по протекции Юрия Германа аванс. Но роман не получился. В журнале Пикулю немало напортила редактор маршаковской школы Любарская. Она так отредактировала манускрипт Пикуля, что в ней всего ничего что осталось от автора. На эту неудачу наложилась ещё и семейная драма. Тёща долбила, что способна прокормить дочка, внучку, себя, но не зятя. Уничтожив все рукописные экземпляры Курса..., Пикуль взялся за иной роман. Океанский патруль, посвящённый войне, вышел только в 1954 году. Эта книжка опосля ещё дважды переиздавалась (в 1957 и 1961 годах), но Пикуль позже всячески от неё открещивался, говоря, что вот образец тому, как не надобно строчить романы. В конце 1950-х годов в существование Пикуля ворвалась новая дама Вероника, ставшая его путеводной звездой. В 1961 году Пикуль издал основополагающий исторический роман Баязет, воскрешающий историю обороны Баязетской крепости во время русско-турецкой войны 1877 1878 годов. Впоследствии Пикуль, поняв, что всю историю объять нереально, решил на какое-то время ограничить себя в основном XVIII веком, избрав точкой отсчёта конец Петра I в 1725 году и дойдя до событий 1825 года. Постепенно сложилось немного томов о 18-м веке. В тот самый цикл вошли романы Пером и шпагой, Слово и дело. А завершает серию роман Фаворит (1984). Впрочем, следом появились и другие циклы (в частности, о русско-японской войне, состоящей из романов Богатство (1977), Три возраста Окини-сан (1981), Крейсера (1985) и Каторга (1987). Лучшей книгой писателя стал роман Реквием каравану PQ-17 (1973). Публикация в 1979 году в журнале Наш современник (4 7) романа У последней черты вызвала не легко яростные споры. Среди тех, кто не принял роман, были не только либералы. Валентин Курбатов 24 июля 1979 года писал В.Астафьеву: Вчера закончил читка пикулевского Распутина и со злостью думаю, что журнал крайне замарал себя этой публикацией, в силу того что что таковой распутинской литературы в России ещё не видели и в самые немые и постыдные времена. И русское словечко ни при каких обстоятельствах не было в таком небрежении, и уж, конечно, русская история ещё не выставлялась на эдакий позор... Теперь уж и в уборных как подобно тому как опрятнее пишут (Крест бесконечный. Иркутск, 2002). Юрий Нагибин в знак протеста позже публикации романа вышел из редколлегии журнала Наш современник. Сам же Пикуль считал, что его во многом подставил главред С.Викулов. У писателя в то время умирала благоверная, он был в страшной депрессии, а Викулов взял да вытащил без ведома автора из рукописи и опубликовал в журнале только одну линию. В полном виде роман под названием Нечистая сила впервой вышел только на излёте перестройки. Впрочем, секвестры преследовали писателя еле-еле ли не всю существование. Например, в первом издании романа Фоворит (Л.: Лениздат) из 75 авторских листов редакторы и цензоры оставили только 63. Выбросили всю польскую линию, потому что как раз в это время была заваруха в Польше, говорил Пикуль в 1988 году, убрали линию гайдаматчины, отыскав в ней намёки на бандеровское движение, изъяли всю линию княгини Дашковой, оттого что мои оценки этой женщины никак не совпадали с мнениями рецензентов Издательство отсекло от романа даж

е целую количество заключительную, где рассказывалось о том, что было затем смерти князя Потёмкина-Таврического (Книжное обозрение, 1988, 1 января). В конце 1980-х годов пикуль выпустил роман Честь имею, посвящённый русской контрразведке начала 20 века. Как признавался сочинитель в беседа С.Журавлёву, роман мой военно-политический. И хотя главное действующее физиономия его разведчик, так произнести, избранник судьбы, персона сильная, с крайне развитым интеллектом, с колоссальной интуицией, я всё же старался отправляться от детективных приёмов. Главное для меня было завернуть биографию человека на фоне кризисных ситуаций конца XIX начала ХХ века, повлекших за собой первую народную войну и революцию в России (Наш современник, 1989, 2). Лауреат Госпремии России (1988). С 1963 года жил в Риге.

Так же читайте биографии известных людей:
Валентин Распутин Valentin Rasputin

Валентин Распутин - русский писатель, прозаик, представитель т. н. деревенской прозы. Родился 15 марта 1937 года.Наиболее известными произведениями..

Валентин Саввич Пикуль. Родился 13 июля 1928 года в Ленинграде - умер 16 июля 1990 года в Риге. Советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику.

Валентин Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. Иногда местом его рождения ошибочно указывают посёлок городского типа Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец.

В детстве Валентин также бывал в этом посёлке, где живёт много родственников его отца.

Савва Михайлович Пикуль (1901 г.р.) был призван для службы на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». После службы остался в Ленинграде, работал на фабрике «Скороход», окончил экономический институт и стал военным инженером-корабельщиком на судостроительном заводе, на котором работал с 1936 по 1939 год.

В 1939 году С. М. Пикуль был направлен на работу на новую судоверфь в г. Молотовск (ныне Северодвинск).

Мать писателя - Мария Константиновна (девичья фамилия - Каренина) - была из крестьян Псковской губернии.

В 1940 году Валентин с матерью переехали из Ленинграда в г. Молотовск к отцу. Там Валентин Пикуль занимался в Доме пионеров в кружке «Юный моряк».

В 1941 году Валентин Пикуль сдал экзамен за пятый класс и поехал на каникулы к бабушке в Ленинград. Из-за начавшейся войны вернуться до осени не удалось. Матери с сыном пришлось пережить первую блокадную зиму в Ленинграде.

Отец с декабря 1941 года стал батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии и переехал в Архангельск.

В 1942 году Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни» в Молотовск одним из эшелонов. Оттуда Валентин Пикуль бежал в школу юнг на Соловках. Отец перевёлся в морскую пехоту и годом позже старший политрук Пикуль С. М. ,состоявший в Политуправлении СФ,пропал без вести в боях под Сталинградом в феврале 1943 г. Мать Валентина Пикуля прожила долгую жизнь и умерла в 1984 году.

В 1943 году Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах (был юнгой первого набора) по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны.

После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. По его представлению курсант Пикуль в 1946 году был награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Но в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний».

Работал начальником отдела в водолазном отряде, потом в пожарной части. Занимался самообразованием. Уже тогда Пикуль решил посвятить себя литературному творчеству и поступил вольным слушателем в литературный кружок, которым руководила В. К. Кетлинская. Также начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В. А. Рождественский. В это время Пикуль подружился с писателями В. А. Курочкиным и В. В. Конецким. Знакомые звали их «три мушкётера».

В 1947 году Пикулю впервые удалось напечататься в периодике - это был познавательный материал о женьшене. Тогда же Пикуль задумал свой первый роман под названием «Курс на Солнце» . До этого он прочитал книгу о миноносцах Северного флота, которая возмутила его своей скучностью, и он решил написать об этом правдивее и лучше. Однако даже после трёх вариантов повести он остался ею неудовлетворён и собственноручно уничтожил рукопись. Тем не менее фрагменты повести были опубликованы в выходившей тогда в Таллине флотской газете «На вахте».

В 1950 году в альманахе «Молодой Ленинград» были напечатаны его рассказы «На берегу» и «Женьшень» .

Первый роман Пикуля вышел в 1954 году Он назывался «Океанский патруль» и рассказывал о борьбе с немцами в Баренцевом море во время Великой Отечественной войны. Роман имел большой успех, и Пикуль был принят в СП СССР. Однако сам автор позже всячески открещивался от своего произведения и говорил, что этот роман - пример того, как не надо писать романы.

В 1962 году Валентин Пикуль переехал в Ригу («под давлением Даниила Гранина и обкома партии», как считает сослуживец писателя, а ныне сам писатель, - Виктор Ягодкин), где прожил до самой смерти. Сам Валентин Пикуль говорил (об этом можно прочитать в книге «Я мерил жизнь томами книг», составленной его третьей женой Антониной Ильиничной), что в Ригу он со своей второй женой Вероникой Чугуновой переехал для того, чтобы улучшить их жилищные условия (комнату в ленинградской коммуналке поменяли на 2-х комнатную квартиру в «генеральском доме» в Риге). Причиной выбора Риги было то, что Вероника Чугунова уже жила там раньше и хорошо знала город.

По утверждениям родственников и знакомых, Пикуля часто преследовали угрозами, а после опубликования романа «Нечистая сила» он был жестоко избит. По словам того же Ягодкина, после публикации исторического романа «У последней черты» («Нечистая сила») за Пикулем был установлен негласный надзор по личному распоряжению М. А. Суслова.

В 1985 году награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Валентин Саввич Пикуль скончался 16 июля 1990 года от сердечного приступа. Похоронен в Риге на Лесном кладбище.

Последний роман, над которым работал Пикуль вплоть до своей смерти - «Барбаросса» , посвящённый событиям Второй мировой войны.

Запланировав написать два тома, Пикуль сначала рассчитывал написать первый том («Площадь павших борцов»), затем написать книгу «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века) и лишь после этого закончить начатое произведение вторым томом. Однако его планам не суждено было осуществиться: написав лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», Пикуль скончался.

Также он вынашивал замысел романа «Аракчеевщина», к которому уже собрал весь материал.

В замыслах остались романы о балерине Анне Павловой - «Прима»; о художнике Михаиле Врубеле - «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I, Софье, - «Царь-баба».

Общий тираж книг при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил примерно 20 млн экз.

Получаемые за книги деньги автор часто жертвовал на то, что считал нужным: например, Государственную премию РСФСР за роман «Крейсера» он передал жителям Армении, пострадавшим от землетрясения 7 декабря 1988 года, премию Министерства обороны за роман «Из тупика» отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-«афганцы», гонорар за роман «Фаворит» внёс в Латвийский фонд мира.

Книги Пикуля и сейчас продолжают пользоваться большим спросом и издаются и переиздаются практически ежегодно многотысячными тиражами.

По словам вдовы писателя А. Пикуль, на 2008 г. общий их тираж достиг 500 млн экз.

Личная жизнь Валентина Пикуля:

Валентин Саввич был трижды женат.

Вскоре после войны Пикуль женился на Зое Борисовне Чудаковой (1927 г. р.). Через несколько лет брак распался.

В архивах Союза писателей СССР хранится автобиография Пикуля, где есть запись: «Состою в юридическом браке. Жена - Чудакова (Пикуль) Зоя Борисовна, 1927 года рождения».

Они встретились случайно, в очереди в кассу за билетами в кино. Пикулю было семнадцать лет, Зоя чуть старше. Шел 1946 год, только что закончилась война. Постоянной работы Валентин не имел, он перебивался случайными заработками, большую часть времени отдавая литературному кружку и своему первому крупному литературному произведению. Но Зоя беременна, и влюблённым пришлось расписаться. Родилась дочка.

В 1958 году Пикуль женился на Веронике Феликсовне Чугуновой (девичья фамилия - Гансовская, 1919 года рождения), сестре писателя С. Гансовского. Общих детей в браке не было, а у жены был уже взрослый сын от предыдущего брака. Свой исторический роман «Слово и дело» Пикуль посвятил Веронике Феликсовне.

Вскоре после смерти Чугуновой (она умерла в феврале 1980) Пикуль женился в третий и последний раз. Последнюю жену, а ныне его вдову, зовут Антонина Ильинична Пикуль.

Сейчас Антонина Ильинична ведёт большую работу по увековечению имени писателя и пропаганде его творчества. Из-под её пера вышло несколько книг о В.С. Пикуле: «Валентин Пикуль. Из первых уст», «Уважаемый Валентин Саввич!», «Валентин Пикуль. Я мерил жизнь томами книг», «Живёт страна Пикулия», а также фотоальбом «Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях и документах». За эту писательскую деятельность А. И. Пикуль была принята в Союз писателей России.

Библиография Валентина Пикуля:

За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал около 30 романов и повестей.

Океанский патруль (1954)
Баязет (1961)
Плевелы (1962)
Париж на три часа (1962)
На задворках великой империи (1964-1966)
Из тупика (1968)
Реквием каравану PQ-17 (1970)
Моонзунд (1970)
Пером и шпагой (1972)
Звёзды над болотом (1972)
Мальчики с бантиками (автобиографический) (1974)
Слово и дело (1974-1975)
Битва железных канцлеров (1977)
Богатство (1977)
Нечистая сила (1979, полностью - 1989)
Три возраста Окини-сан (1981)
Фаворит (1984)
Каждому своё / Под шелест знамён (1983)
Крейсера (1985)
Честь имею (1986)
Каторга (1987)
Ступай и не греши (1990)
Морские миниатюры

неоконченные произведения:

Барбаросса (Площадь павших борцов) (1991)
Аракчеевщина
Псы господни
Янычары
Жирная, грязная и продажная.

И снова я всех приветствую! Сегодня я хотел написать обзор еще на одну книгу Валентина Пикуля, думал, что это будет «Честь имею», но поразмыслив решил, что эти отдельные короткие обзоры мало интересны. И я решил написать о самом авторе. Я надеюсь это будет не просто сухая биография Валентина Саввича. Постараюсь сделать рассказ интересным. Итак приступим.

«…как в Германии времен железного Бисмарка, который говорил: «Каждый немец
по закону имеет право болтать все, что придет в голову,
но только пусть он попробует это сделать!»

Итак начнем все-таки с биографических данных. Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Иногда местом его рождения ошибочно указывают посёлок городского типа Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец. Савва Михайлович Пикуль (1901 г.р.) — отец будущего писателя был призван для службы на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». В 1939 году его перевели на новую судоверфь в городе Молотовске (ныне Северодвинске). Вскоре вслед за ним на Север перебралась и семья. Мать писателя - Мария Константиновна (девичья фамилия - Каренина) - была из крестьян Псковской губернии.

Летом 1941 года Валя Пикуль гостил у бабушки в Ленинграде и остался в городе, блокированном немцами. Его вместе с матерью вывезли из Ленинграда по «Дороге жизни» в 1942 году. После возвращения в Молотовск Валентин сбежал на Соловки, в школу юнг. После её окончания до завершения войны Пикуль прослужил на эскадренном миноносце «Грозный». Отец перевёлся в морскую пехоту и годом позже старший политрук Пикуль Савва Михайлович, состоявший в Политуправлении СФ, пропал без вести в боях под Сталинградом в феврале 1943 года. Мать Валентина Пикуля прожила долгую жизнь и умерла в 1984 году.

В 1943 году Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах (был юнгой первого набора) по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны. После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. По его представлению курсант Пикуль в 1946 году был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Но в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний» . После войны Пикуль работал начальником водолазного отряда, служил в пожарной части, но главным интересом его жизни стала литература. Он много времени посвящал самообразованию, ходил в литературный кружок, которым руководила В. К. Кетлинская. Также начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В. А. Рождественский. В это время Пикуль подружился с писателями В. А. Курочкиным и В. В. Конецким. Знакомые звали их «три мушкётера».

Интересно, что первый опубликованный рассказ Пикуля вообще не имел к истории никакого отношения - это была познавательная статья о женьшене, увидевшая свет в 1947 году. Писатель-самоучка обдумывал замысел своего первого романа, когда ему на глаза попалась книга о миноносцах Северного флота. Пикуль счёл её очень скучной и решил, что может по этой близкой для себя теме написать значительно лучше. Но несколько вариантов задуманной повести были им уничтожены, поскольку Пикуль посчитал их неудачными. Тем не менее, часть этих материалов была опубликована в виде фрагментов в таллиннской флотской газете «На вахте».

Настоящий успех к Пикулю пришёл в 1954 году после выхода его первого романа «Океанский патруль», посвящённого борьбе с гитлеровцами в Баренцевом море. И хотя впоследствии сам писатель считал эту книгу неудачной, он получил высокие оценки критиков и стал членом Союза писателей СССР.

Такая фотография Пикуля висит и у меня в кабинете — дань одному из любимых писателей

Морская тема была одной из основных в его творчестве, но далеко не единственной. Его произведения охватывали несколько веков истории России, начиная от времён создания Российской империи и заканчивая Великой Отечественной войной.

Пикуль был чрезвычайно плодовитым автором по меркам времени, когда большинство писателей имели привычку создавать книги самостоятельно. За 40 лет творческой жизни он создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр - небольших рассказов о исторических личностях и событиях прошлого.

В начале 1960-х Пикуль переехал в Ригу, где и прожил до самой смерти. Именно там он создал самые известные свои произведения, такие как «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд», «Слово и дело», «Пером и шпагой» и другие.

Стиль Пикуля совершенно не походил на классические исторические романы советской эпохи. В свои книги автор вкладывал личное отношение, рисовал предельно объёмные образы героев, показывал их эмоции и переживания, красочно описывал быт той эпохи. При этом главными героями Пикуля часто становились не выдуманные персонажи или прототипы известных фигур, а самые что ни на есть реальные исторические личности.

Пикуль в своих произведениях не отстранённый условный автор, а эмоциональный рассказчик, который откровенно симпатизирует одним личностям и совершенно безжалостен к другим. Подобный метод повествования настораживал коллег по писательскому цеху, вызывал ужас у профессиональных историков и приковывал пристально внимание власть предержащих, которые в непочтительности Пикуля к императрице Елизавете Петровне, Екатерине Великой и Григорию Потёмкину видели некие скрытые намёки на современность. Именно поэтому настоящий успех к Пикулю пришёл во времена перестройки, когда стало модно разрешать всё и всем.

Чем популярнее становились книги писателя, тем жёстче его критиковали профессиональные историки. Поклонники Пикуля по сей день принимают подобную критику в штыки, утверждая, что автор перед каждой книгой много работал с источниками. Противники возражают - Пикуль ни дня не провёл в архивах, предпочитая работать с мемуарами участников событий или с книгами тех писателей, которые уже создавали произведения на данную тему.

Знатоки истории флота замечают, что Пикуль, несмотря на собственное морское прошлое, порой крайне вольно описывает морские сражения, даёт неправильные характеристики кораблям, а уж портреты некоторых флотоводцев и вовсе выглядят карикатурными.

Фактических неточностей у Пикуля действительно очень много, но, главным образом, претензии всё же не к ним, а к историческим портретам личностей, которые он описывал. В своём незаконченном романе «Барбаросса» Валентин Пикуль давал крайне уничижительные характеристики всему советскому руководству времён Великой Отечественной войны, практически не стесняясь в выражениях.

Профессиональные историки отмечают - в свою канву повествования писатель часто вплетал события, никогда не происходившие на самом деле и фигурирующие только в виде слухов и исторических анекдотов. Пикуль же подавал это как непреложную истину.

Но если неоконченную «Барбароссу», вышедшую на пике разоблачений советского строя, Пикулю простили, то за роман «Нечистая сила» многие поклонники «России, которую мы потеряли» и сегодня готовы предать автора посмертной анафеме.

«Нечистая сила» посвящена последним годам русской монархии и влиянию Григория Распутина на падение Российской империи. Пикуль крайне нелестно обошёлся с образами Николая II и его супруги, которые ныне канонизированы. Писательский взгляд вряд ли удивил бы современников последнего русского императора, однако в пору, когда Николаю Александровичу Романову принято приписывать одни благодетели, некоторым в книге видится кощунство.

Я уже о «Нечистой силе» на страницах блога.

Жёсткость Пикуля в «Нечистой силе», вышедшей в 1979 году, удивительным образом объединила ЦК КПСС и потомков русских эмигрантов за рубежом. Советское руководство, разрешившее публикацию книги только со значительными сокращениями, поставило деятельность писателя под особый контроль. А в эмигрантской прессе на Пикуля обрушился сын русского премьер-министра Петра Столыпина, которому резко не понравилось то, как советский писатель обошёлся с образом его отца, да и с картиной той эпохи.

В итоге полностью «Нечистая сила» впервые была опубликована лишь в 1989 году.

- А где вы успели нажить себе так много врагов?
- Для этого не надо быть гением. Делай свое дело, говори правду, не подхалимствуй - и этого вполне достаточно, чтобы любая шавка облаяла тебя из-под каждого забора.

И поклонники, и критики Валентина Пикуля допускают одну и ту же ошибку, пытаясь оценивать его как историка. Пикуль - не историк, он создатель исторических романов.

Валентин Саввич, был трижды женат. В архивах Союза писателей СССР хранится автобиография Пикуля, где есть запись: «Состою в юридическом браке. Жена – Чудакова (Пикуль) Зоя Борисовна, 1927 года рождения» . Они встретились случайно в очереди в кассу за билетами в кино. Пикулю было семнадцать лет, Зоя была чуть старше. Шел 1946 год, только что закончилась война. Постоянной работы Валентин не имел, перебивался случайными заработками, большую часть времени отдавая литературному кружку и своему первому крупному литературному произведению. Но Зоя была беременна, и влюбленным пришлось расписаться. Родилась дочка.

Пикулю хотелось писать о прошлом России, о непростой истории морского флота. Он занимался самообразованием: часами просиживал в библиотеках, изучал документы, делал заметки. Это было интересно, но занимало много времени. Ни молодая жена, ни теща, у которой жили супруги, не хотели смириться с его увлеченностью. Теща сказала, что она способна прокормить дочь, внучку и себя, а вот зятя-бездельника кормить не собирается, после чего Валентин ушел из семьи.

Как и большинство творческих людей, Пикуль оказался не приспособлен к самостоятельной жизни. Бытовые проблемы представлялись нерешаемыми и отнимали время, но Пикуль продолжал писать. Его произведения издавали в сборниках и журналах, на гонорары можно было жить.

Валентин был широкой души человеком и считал, что друзей нужно кормить досыта и поить допьяна. Деньги быстро испарялись, а вместе с ними и друзья – до следующего гонорара. Так что, несмотря на частые публикации, жил Пикуль бедно. Если от «празднований» с друзьями оставались деньги – он тратил их на книги, причем в основном букинистические: только из них можно было узнать правду о прошлом России. Иногда сидел голодный, но с очередным дорогим фолиантом в руках. Когда к нему переехала мать, мало что изменилось: справиться с друзьями она не сумела. Но однажды Пикуль повстречал свою вторую жену, Веронику Феликсовну Чугунову. Они познакомились в 1956 году. Валентин Саввич был знаком с братом Вероники, Севером Гансовским, начинающим литератором, и тот однажды пригласил его к себе домой. Вероника была старше Валентина почти на десять лет, недавно проводила сына в армию, и считала себя чуть ли не старухой. Но Пикуль влюбился с первого взгляда. Много лет спустя Валентин Саввич рассказывал сыну Вероники, Андрею Чугунову, о том, как ухаживал за его матерью: «Твоя мать гоняла меня, как какого-то паршивца. Я взял ее измором и хитростью» . 23 марта 1958 года Пикуль пришел поздравить Веронику с днем рождения сына и предложил съездить погулять за город. Когда она вышла переодеться – выкрал ее паспорт. Поехали в Зеленогорск, на Карельский перешеек. Там Валентин Саввич незаметно подвел возлюбленную к бюро загс. «Зайдем?» Вероника, смеясь, согласилась. Вошли. Шутка продолжалась: «Мы хотим зарегистрироваться». – «Давайте паспорта». – «Когда твоя мать увидела, что я достаю из кармана ее паспорт, она в растерянности согласилась стать моей женой, – рассказывал Валентин Саввич. – Так все и началось».

Вероника Феликсовна стала для Пикуля не просто женой, но еще другом, помощницей, первой читательницей его романов и первым критиком. «Вероника поверила в меня и каким-то шестым чувством (недаром в ее жилах текла и цыганская кровь!) поняла, что из меня что-то получится, – написал Валентин Саввич в своей автобиографии «Ночной полет». – Она, решившись на этот отчаянный шаг, взяла на себя все жизненные заботы, чтобы я мог писать, ничем не отвлекаясь. Сейчас я уже не представляю, как бы я мог работать, если бы рядом со мною не было Вероники. Я ведь недаром посвятил ей свой двухтомник «Слово и дело», самый сложный роман, самый трудный».

Вероника попыталась оградить его от собутыльников, но это оказалось сложно. Чувствуя, что ей не справиться, Вероника – которую друзья Пикуля насмешливо прозвали «Железная Феликсовна» – отважилась на серьезный шаг: она решила увезти мужа из Ленинграда. К тому же в Риге, где Вероника жила после войны, появилась возможность получить вполне приличную двухкомнатную квартирку, тогда как в Ленинграде семья ютилась в крохотной мансарде. Это стало решающим пунктом: Валентину не хватало места для книг и для творческого уединения.

Обмен состоялся в 1962 году. Супруги уехали в Ригу, рассчитывая, что проживут там года три, а остались на всю жизнь. На переезд были потрачены все имевшиеся деньги. На новом месте семья долгое время едва сводила концы с концами, жили в долг, питались одной гречкой. Но зато Валентин Саввич полностью отдавал себя работе.

Пикуль за работой: сигарета в зубах и всегда в тельняшке

Начиная с 1983-го года Валентин Саввич не взял в рот ни капли спиртного. После того как утонул мой сын от первого брака, встал передо мной на колени и сказал: «Все, свою цистерну выпил, а в чужую заглядывать не хочу».

Слово свое Пикуль сдержал. А вот курил до последнего.

С возрастом в компании писателя уже не тянуло. Он говорил, что его лучший друг – собака-дворняжка, которую звали Гришкой в честь Распутина.

В середине 1960-х годов писатель начал создавать свой уникальный исторический архив. Чтобы как-то упорядочить почерпнутую из книг информацию, он на каждого исторического деятеля заводил собственную карточку, в которой отмечал основные вехи его жизни, а также перечислял источники, где об этом человеке можно было почитать подробнее. Пикуль не начинал писать до тех пор, пока не узнавал о своих персонажах все.

Первый исторический роман Пикуля под названием «Баязет» вышел в свет в 1961 году. Вслед за этим романом, хорошо принятом критиками и читателями, последовали и другие — сначала «Париж на три часа» в 1962 году, затем — «На задворках великой империи» в 1964 году, далее «Из тупика» в 1968 году и «Реквием каравану PQ-17». Триумфальный успех ждал роман «Пером и шпагой», опубликованный в московском журнале «Звезда» в 1971 году. После выхода номера с этим романом Пикуль проснулся знаменитым.

По утверждениям родственников и знакомых, Пикуля часто преследовали угрозами, а после опубликования романа «Нечистая сила» он был жестоко избит. После публикации исторического романа «У последней черты» («Нечистая сила») за Пикулем был установлен негласный надзор по личному распоряжению Суслова.

За сотни от Парижа долгих лье,
С пером в руке и на боку со шпагой,
Живет великодушный шевалье,
Прославленный безумною отвагой.

Тебе же, рогоносец граф Герши,
Как крысе, не выглядывать из сыра;
Ревнуй жену, доносами греши,
Но скоро под тобою будет сыро…

Последний роман, над которым работал Пикуль до последних дней — «Барбаросса», посвященный событиям Второй мировой войны. Он планировал написать два тома. Закончив работу над первым томом, Пикуль рассчитывал перейти к написанию книги «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), а затем создать второй том «Барбароссы». Однако он успел написать лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», во время работы над которым скончался.

Также он вынашивал замысел романа «Аракчеевщина», к которому уже собрал весь материал. В замыслах остались романы о балерине Анне Павловой — «Прима»; о художнике Михаиле Врубеле — «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I — Софье — «Царь-баба».

Общий тираж книг при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил 20 миллионов экземпляров.

Его в своё время называли «русским Дюма», и это очень точная характеристика. Ведь Франция, созданная Александром Дюма, кардинально отличалась от Франции реальной. Тому, кто вырос на «Трёх мушкетерах», трудно смириться с мыслью, что Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем в реальности были совершенно не похожи на то, как их описал Дюма. Но писательский гений оказался сильнее исторической правды.

Практически та же ситуация и с произведениями Пикуля. Его историческое повествование - авторский взгляд на эпоху, не претендующий на абсолютную объективность. Магия произведений Пикуля заставила многих поверить в то, что всё рассказанное им - правда от начала и до конца. Когда же оказалось, что это не так, наступило разочарование.

Настоящая заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, так тем история как наука и отличается от художественной литературы. И ваш покорный слуга так же точно под влиянием романов Пикуля полюбил историю, все зависит от того как подать: сухо и точно или красиво, но спорно. Я люблю второй вариант ибо он заставляет искать.

Валентин Саввич Пикуль умер 16 июля 1990 года, так и не реализовав многие свои идеи. Не был написан второй том романа «Барбаросса», книга «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), исторические романы о царевне Софье, балерине Анне Павловой, художнике Михаиле Врубеле…

Выше — это заготовки для статей по романам Пикуля, которые я уже не буд писать. А здесь — ниже расскажу вкратце о некоторых из них.

«Нечистая сила» : я уже давал выше ссылку на статью по этому роману, но повторюсь здесь. Роман очень явственно отличается от остальных творений Пикуля, будь то «Пером и шпагой» или «Честь имею». Роман написан в стиле вольном, можно даже сказать - хамском. В романе очень много грязи, которой Валентин Саввич щедро поливает практически всех действующих лиц: и самого Григория, и Николая II, и жену его августейшую Аликс, и министров, и второстепенных героев. Здесь нет ни одного положительного героя, не считая Столыпина, который очень быстро сходит с дистанции. Очень хорошо чувствуется личное негативное отношение автора к описываемым персонам. Но более всего Пикуль вкладывает черных красок в образ «старца» Григория Распутина, собственно вокруг которого и крутится весь роман.

«Фаворит» : очень интересный роман, если «не вылавливать блох», то это лучше, что я читал о царствовании Екатерины Второй.

«Честь имею» : замечательная вещь: шпионы, разведка, политика. Казалось бы скукота. А вот и нет — все это в самом лучшем виде — в стиле Пикуля становится ярким и интересным, захватывающим, окунаешься в гущу событий. Вместе с главным героем переживаешь смену власти и режима. Вместе с героем выбрасываешь из окон сербских царственных особ. И когда герой прощается с нами на последней странице, становится грустно, что все кончилось.

«Три возраста Окини-сан» : один мой знакомый сказал, что не будет читать эту фигню про японских девок. Да, название как-то не очень понятно и сразу напрягает. Три возраста, упомянутые в названии, это условное разбиение романа на части — три возраста японской девушки Окини-сан и три эпохи в жизни России. Это замечательный морской роман. Кстати, не знакомым с морской тематикой, стоит вооружиться справочником Сулержицких, который я опубликовал ранее.

Технологии не стоят на месте и сейчас уже ничем не удивишь — ни «умными» часами, ни палками для селфи, ни прочими всевозможными гаджетами. Но одно остаётся неизменным: на человека, разговаривающего по гарнитуре, до сих пор косятся как на идиота.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!