По результатом нагревания тела массой 5 кг. Инструкция по выполнению работы

1. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго
столбца.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
ПРИМЕРЫ
А) физическая величина
Б) физическое явление
B) физический закон
(закономерность)

1) инерциальная система отсчёта
2) всем телам Земля вблизи своей поверхности сообщает
одинаковое ускорение
3) мяч, выпущенный из рук, падает на землю
4) секундомер
5) средняя скорость

2. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины
определяются. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ФОРМУЛЫ
А) удельная теплоёмкость вещества

1)
𝑚
2) qm
3) cm(t2-t1)

Б) количество теплоты, необходимое для нагревания
твёрдого вещества

4) λm
𝑄
5)

𝑚(𝑡2 − 𝑡1)

B) удельная теплота парообразования

3. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины
определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ФОРМУЛЫ
1)
А) удельная теплота плавления

𝑄
𝑚(𝑡2 − 𝑡1)

Б) удельная теплоёмкость вещества

B) удельная теплота сгорания топлива
5)

4. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения в системе СИ.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А) количество теплоты
Б) удельная теплоёмкость
B) удельная теплота плавления

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
1)
2)
3)
4)
5)

Дж/(кг · °С)
Дж/°С
Дж/кг
Дж · кг
Дж

5. Какое количество теплоты выделится при конденсации 2 кг пара, взятого при температуре кипения, и
последующего охлаждения воды до 40 °С при нормальном атмосферном давлении?
1) 504 кДж

6. В воду, взятую при температуре 20 °С, добавили 1 л воды при температуре 100 °С. Температура смеси
оказалась равной 40 °С. Чему равна масса холодной воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.
1) 1 кг
2) 2 кг
3) 3 кг
4) 5 кг
7. Сколько спирта надо сжечь, чтобы нагреть воду массой 2 кг на 29 °С? Считать, что вся энергия, выделенная при сгорании спирта, идёт на нагревание воды.
1) 4,2 г

8. Какое количество теплоты необходимо для плавления куска свинца массой 2 кг, взятого при температуре 27 °С?
1) 50 кДж

9. По результатам нагревания кристаллического вещества массой 5 кг построен график зависимости температуры этого вещества от количества подводимого тепла.

Считая, что потерями энергии можно пренебречь, определите, какое количество теплоты потребовалось для нагревания 1 кг этого вещества в жидком состоянии на 1 °С?
1) 750 Дж

10. При нагревании и последующем плавлении кристаллического вещества массой 100 г измеряли его
температуру и количество теплоты, сообщённое веществу. Данные измерений представлены в виде
таблицы. Последнее измерение соответствует окончанию процесса плавления. Считая, что потерями
энергии можно пренебречь, определите удельную теплоту плавления вещества.

1) 480 Дж/ (кг · С°)

2) 600 Дж/ (кг · С°)

3) 120 Дж/ (кг · С°)

4) 72 Дж/ (кг · С°)

11. На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени τ, полученный при равномерном нагревании вещества нагревателем постоянной мощности. Первоначально вещество находилось в
твёрдом состоянии.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите
их номера.
1) Точка 2 на графике соответствует жидкому состоянию вещества.
2) Внутренняя энергия вещества при переходе из состояния 3 в состояние 4 увеличивается.
3) Удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии равна удельной теплоёмкости этого вещества в жидком состоянии.
4) Испарение вещества происходит только в состояниях, соответствующих горизонтальному участку
графика.
5) Температура t2 равна температуре плавления данного вещества.

12. Ученик провёл серию экспериментов по изучению процессов теплообмена. Для этого он использовал
калориметр с очень маленькой удельной теплоемкостью, в который он наливал различное количество
воды при температуре +20 °С. Ученик опускал в воду тела одинаковых масс, изготовленные из различных материалов и предварительно нагретые до температуры +80 °С, дожидался установления теплового равновесия и с помощью термометра измерял (с точностью до 1 °С), на сколько градусов повысилась температура воды в калориметре. Результаты измерений представлены в таблице:

опыта

Удельная
теплоемкость
тела, Дж/(кг·ºC)

Масса
воды, г

Повышение
температуры
воды Δt, ºC

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений? Из
предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.
1) Если, не изменяя другие величины, изменить массу воды в 2 раза, то повышение температуры воды
также изменится в 2 раза.
2) При увеличении удельной теплоёмкости тела повышение температуры воды обязательно увеличивается
3) Если, не изменяя другие величины, увеличить удельную теплоёмкость тела, то повышение температуры воды увеличится.
4) Удельная теплоёмкость воды намного меньше удельной теплоёмкости использовавшихся тел.
5) Если, не изменяя другие величины, увеличить массу воды, то повышение температуры воды уменьшится.
13. Используя стакан с горячей водой, термометр и часы, учитель на уроке провёл опыты по исследованию температуры остывающей воды с течением времени. Результаты измерений он занёс в таблицу.
t, °С

Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведённым опытам. Укажите их номера.
1) Остывание воды происходит до комнатной температуры.
2) За первые 5 мин. вода остыла в большей степени, чем за следующие 5 мин.
3) Температура остывающей воды обратно пропорциональна времени наблюдения.
4) Скорость остывания воды уменьшается по мере охлаждения воды.
5) По мере остывания скорость испарения уменьшается.

Государственная (итоговая) аттестация по ФИЗИКЕ

Тренировочный вариант № 1

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 27 заданий.

Часть 1 содержит 19 заданий (1–19). К каждому из первых 18 заданий приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий части 1 обведите кружком номервыбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответ на задание 19 части 1 записывается на отдельном листе.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (20–23). При выполнении заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 4 задания (24–27), на которые следует дать развёрнутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе. Задание 24 – экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!


Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

10 9

10 6

10 3

10 2

10– 2

10– 3

10– 6

10– 9

Константы

ускорение свободного падения на Земле

g = 10

гравитационная постоянная

G = 6,7·10–11

скорость света в вакууме

с = 3108

элементарный электрический заряд

1,610–19 Кл

Плотность

древесина (сосна)

масло машинное

алюминий

молоко цельное

вода морская

сталь, железо

глицерин

Удельная

теплоёмкость воды

теплота парообразования воды

2,310 6

теплоёмкость спирта

теплота парообразования спирта

9,010 5

теплоёмкость льда

плавления свинца

2,510 4

теплоёмкость алюминия

теплота плавления стали

7,810 4

теплоёмкость стали

теплота плавления олова

5,910 4

теплоёмкость цинка

теплота плавления льда

3,310 5

теплоёмкость меди

теплота сгорания спирта

2,910 7

теплоёмкость олова

теплота сгорания керосина

4,610 7

теплоёмкость свинца

теплота сгорания бензина

4,610 7

теплоёмкость бронзы

Температура плавления

Температура кипения

Удельное электрическое сопротивление, (при 20 °С)

нихром (сплав)

алюминий

Часть 1

К каждому из заданий 1–18 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1

На рисунке представлен график зависимости проекции ускорения от времени для тела, движущегося прямолинейно вдоль оси Ох .

a x ,

Равноускоренному движению соответствует участок

2

На рисунке приведён график зависимости от времени модуля скорости тела массой 2 кг, прямолинейно движущегося относительно Земли.

Чему равна равнодействующая сил, действующих на тело в момент времени, равный 3 с?

3

Мяч бросают вертикально вверх с поверхности Земли со скоростью υ . Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. При увеличении массы бросаемого мяча в 2 раза при прочих неизменных условиях высота подъёма мяча

4

Ускорение свободного падения вблизи поверхности Луны равно 1,6 . Это означает, что

через 10 с свободного падения из состояния покоя скорость тела будет равна 16

за 1 с движения из состояния покоя тело пролетит 16 м

через 1 с свободного падения из состояния покоя скорость тела будет равна 16

за 10 с свободного падения из состояния покоя тело пролетит 16 м

5

Сплошной кубик, имеющий плотность ρк и длину ребра а ,опустили
в жидкость плотностью ρж так, как показано на рисунке.

Давление, оказываемое жидкостью на верхнюю грань кубика, равно

ρж g (h 2 + a)

ρк gh 1

ρк g (h 2 + a)

ρж gh 1

6

Тело массой 5 кг лежит на горизонтальной поверхности. На тело один раз подействовали горизонтальной силой 4 Н, а другой раз – горизонтальной силой 12 Н. Коэффициент трения между телом и поверхностью 0,2. Сила трения, возникшая во втором случае,

7

Медный и алюминиевый шары одинаковой массы были нагреты на 50 о С. При этом на нагревание медного шара энергии потребовалось

больше, так как плотность меди больше

меньше, так как плотность меди меньше

меньше, так как удельная теплоёмкость меди меньше

больше, так как удельная теплоёмкость меди больше

8

Удельная теплоемкость железа равна 500 Дж/(кг∙град). Что это означает?

при охлаждении 1 кг железа на 10 С выделяется энергия 500 Дж

при охлаждении 500 кг железа на 10 С выделяется энергия 1 Дж

при охлаждении 1 кг железа на 500 0 С выделяется энергия 1 Дж

при охлаждении 500 кг железа на 10 С выделяется энергия 500 Дж

9

По результатам нагревания тела массой 5 кг построен график зависимости температуры этого тела от полученного им количества теплоты. Перед началом нагревания тело находилось в твёрдом состоянии.

Считая, что потерями энергии можно пренебречь, определите количество теплоты, которое необходимо для плавления 1 кг вещества, из которого состоит данное тело.

10

Два незаряженных электрометра соединены стальной проволокой. К первому электрометру поднесли, не касаясь, отрицательно заряженную эбонитовую палочку. При этом стрелки электрометров отклонились (см. рисунок), так как

оба электрометра приобрели положительный заряд

первый электрометр приобрёл положительный заряд, а второй – отрицательный заряд

первый электрометр приобрёл отрицательный заряд, а второй – положительный заряд

оба электрометра приобрели отрицательный заряд

11

Концы медного (1), железного (2) и алюминиевого (3) проводников одинаковых размеров соединили последовательно и подключили к источнику постоянного напряжения. Сравните напряжения на концах каждого проводника.

железо

U 1 > U 2 > U 3

U 3 > U 2 > U 1

U 2 > U 3 > U 1

U 1 > U 3 > U 2

12

По проводнику протекает электрический ток (график зависимости силы токаI от времени t представлен на рисунке).

Магнитное поле вокруг проводника существует

только в интервале времени от 0 до t 1

только в интервале времени от t 1 до t 2

только в интервале времени от t 2 до t 3

в интервале времени от 0 до t 1 и от t 2 до t 3

13

Высота Солнца над горизонтом (см. рисунок) равна 50°. Каков угол падения луча на плоское зеркало, расположенное под некоторым углом к горизонту в точке А, если луч отразился от зеркала вертикально вверх?

14

Определите показание амперметра, если вольтметр показывает 6 В.

15

Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите, испусканием какой частицы сопровождается радиоактивное превращение ядра свинца-187 в ядро
ртути-183.

200,61

204 , 37

207 , 19

Золото

Ртуть

Таллий

Висмут

Полоний

Астатин

Радон

Свинец

16

Ученик провёл опыты по изучению жёсткости, растягивая различные проволочки. Результаты измерений первоначальной длины l 0 , площади поперечного сечения S и вычисленной жёсткости он представил в таблице.

Материал

l 0 , см

S , мм2

На основании результатов выполненных измерений можно утверждать, что жёсткость проволоки

уменьшается при уменьшении первоначальной длины

уменьшается при уменьшении площади поперечного сечения проволоки

увеличивается при уменьшении первоначальной длины

увеличивается при уменьшении площади поперечного сечения проволоки

Прочитайте текст и выполните задания 17–19.

Ультрафиолетовое излучение

Ультрафиолетовое излучение – электромагнитное излучение, занимающее диапазон между видимым излучением и рентгеновским излучением. Коротковолновая часть ультрафиолета, излучаемого Солнцем, не достигает поверхности Земли. Из-за наличия озонового слоя в атмосфере Земли, поглощающего ультрафиолетовые лучи, спектр солнечного излучения вблизи поверхности Земли обрывается на длине волны 290 нм.

Ультрафиолетовый спектр разделяют на ультрафиолет-А (УФ-A) с длиной волны 315–400 нм, ультрафиолет-В (УФ-B) – 280–315 нм и ультрафиолет-С (УФ-С) – 100–280 нм, которые различаются по проникающей способности и биологическому воздействию на организм.

УФ-A не задерживается озоновым слоем и проходит роговой слой кожи. Под действием ультрафиолета в коже вырабатывается особый пигмент, интенсивно отражающий эту часть солнечного спектра. При этом кожа приобретает характерный оттенок, известный как загар. Спектральный максимум пигментации соответствует длине волны 340 нм. Оконное стекло практически не пропускает ультрафиолетовые лучи в диапазоне 310–340 нм и тем самым защищает кожу от загара.

Почти весь УФ-C и приблизительно 90% УФ-B поглощаются озоном, а также водяным паром, кислородом и углекислым газом при прохождении солнечного света через земную атмосферу.

На организм человека вредное влияние оказывает как недостаток ультрафиолетового излучения, так и его избыток. Воздействие на кожу больших доз УФ-излучения приводит к кожным заболеваниям. Повышенные дозы УФ-излучения воздействуют и на центральную нервную систему. Ультрафиолетовое излучение с длиной волны менее 0,32 мкм отрицательно влияет на сетчатку глаз, вызывая болезненные воспалительные процессы.

Недостаток УФ-лучей опасен для человека, так как эти лучи являются стимулятором основных биологических процессов организма. Наиболее выраженное проявление «ультрафиолетовой недостаточности» – авитаминоз, при котором нарушается фосфорно-кальциевый обмен и процесс костеобразования, а также происходит снижение работоспособности и защитных свойств организма от заболеваний. Подобные проявления характерны для осенне-зимнего периода при недостатке естественной ультрафиолетовой радиации («световое голодание»). Ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,28–0,2 мкм обладает способностью убивать микроорганизмы.

17

Термин «световое голодание» связывают с

недостаточным уровнем видимого излучения

недостаточной освещённостью в помещении

недостатком ультрафиолетового излучения с длиной волны менее 290 нм

недостатком ультрафиолетового излучения с длиной волны более 290 нм

18

На рисунке представлены спектры оптического пропускания синтетического кварцевого стекла Suprasil 300, оптического стекла BK 7 и обычного оконного стекла.

Согласно приведённым данным можно утверждать, что

кварцевое стекло Suprasil 300 пропускает все ультрафиолетовое излучение, достигающее поверхности Земли

все стекла одинаково хорошо пропускают инфракрасную часть солнечного спектра

оконное стекло по сравнению с другими стеклами в наибольшей степени пропускает инфракрасное излучение

очки с оптическими стеклами BK 7 полностью защищают глаза от ультрафиолета-А (УФ-A)

При выполнении задания 19 с развернутым ответом используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

19

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания20–23) необходимо записать ответ в указанном в тексте задания месте.

Ответом к каждому из заданий 20–23 будет некоторая последовательность цифр. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры в ответах к заданиям 20–21 могут повторяться.

20

Груз поднимают с помощью подвижного блока радиусом R (см. рисунок). Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Цифры в ответе могут повторяться.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

F 1 R

2F 1 R

21

Предмет, находящийся на расстоянии 4F от собирающей линзы, приближают к линзе на расстояние 2F (F – фокусное расстояние линзы). Как при этом меняется оптическая сила линзы, размер изображения, расстояние от линзы до изображения?

Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ

22

На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

При перемещении маятника 2 из положения, соответствующего точке А, в положение, соответствующее точке Б, кинетическая энергия маятника возрастает.

В положении, соответствующем точке Б на графике, оба маятника имеют максимальную кинетическую энергию.

Периоды колебаний маятников совпадают.

В положении, соответствующем точке Д на графике, маятник 1 имеет максимальную скорость.

Оба маятника совершают затухающие колебания.

23

В два цилиндрических сосуда налили равное количество холодной и горячей воды (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что процесс испарения воды происходил в обоих сосудах, но горячая вода испарялась быстрее холодной.

Какие утверждения соответствуют результатам проведенных экспериментальных измерений?

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

Процесс испарения воды можно наблюдать при любой температуре.

Скорость испарения жидкости увеличивается с увеличением ее температуры.

Скорость испарения жидкости зависит от площади ее поверхности.

Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.

При наличии ветра испарение воды происходит быстрее.

Часть 3

Для ответа на задания части 3 (задания 24–27) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

24

В бланке ответов:

Задание 25 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

25

Для заданий 26–27 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.

26

27

Система оценивания экзаменационной работы по физике

Часть 1

За верное выполнение каждого из заданий 1–18 выставляется 1 балл.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Часть 2

Задания 20-23 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если ответ не содержит элементов правильного ответа.

№ задания

Ответ

Часть 3

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

19

Какую область ультрафиолетового излучения целесообразно использовать для получения максимального бактерицидного эффекта? Ответ поясните.

Образец возможного ответа

1. Ответ: ультрафиолет-С (УФ-С).

2. Объяснение: ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,28–0,2 мкм обладает способностью убивать микроорганизмы. Указанные длины волн принадлежат интервалу, соответствующему ультрафиолету-С (ультрафиолет-С - излучение с длиной волны 100–280 нм).

Баллы

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок.

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован.

Ответ на вопрос неверен, независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют.

Максимальный балл

24

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 1 , соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;

4) запишите численное значение мощности электрического тока.

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования № 5
в следующем составе:

Наборы лабораторные

Комплект «ГИА-лаборатория»

Комплект №5

  1. вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В
  2. амперметр 0–2 А, С = 0,1 А

  3. сопротивлением 10 Ом
  4. резистор, R 1 = (12.00,6) Ом, обозначенный R 1
  5. соединительные провода, 10 шт.
  1. источник питания постоянного тока 5,4 В {при входном напряжении (422)В эдс равна (5,00,4)В;

при входном напряжении (362)В эдс равна (4,20,4)В}

  1. вольтметр двухпредельный: предел измерения 3 В, С=0,1 В; предел измерения 6 В, С = 0,2 В
  2. амперметр двухпредельный: предел измерения 3 А, С=0,1 А; предел измерения 0,6 А, С=0,02 А
  3. переменный резистор (реостат),
    сопротивлением 10 Ом
  4. резистор, R 1 = (8,20,4) Ом, обозначить R 1
  5. соединительные провода, 10 шт.
  6. рабочее поле

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное
с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1. Схема экспериментальной установки:

2. Р = U ·I .

3.I = 0,3 А;U = 3,6 В.

4. Р = 1,1 Вт.

Указание экспертам

Численное значение прямого измерения напряжения должно попасть в интервал U = (3,6 ± 0,6) В.

Для комплекта «ГИА-лаборатория» интервал равен U = (2,5 ± 0,3) В.

25

Две лодки движутся равномерно по озеру параллельными курсами навстречу друг другу. Трение лодок о воду пренебрежимо мало. Когда лодки поравнялись, с первой лодки во вторую переложили груз, осторожно выпустив его из рук. Изменилась ли при этом скорость первой лодки (если изменилась, то как)? Ответ поясните.

Образец возможного ответа

1. Скорость первой лодки не изменилась.

2. В интервале времени, когда груз перекладывают во вторую лодку, его не толкают по горизонтали, т.е. на него не действуют горизонтальными силами. Поэтому и на первую лодку со стороны груза в этом интервале времени не действуют горизонтальные силы. Следовательно, скорость первой лодки не изменилась.

Баллы

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование некорректно или отсутствует.

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.

Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют

Максимальный балл

26

Пуля массой 9 г, движущаяся со скоростью 800 , пробила доску толщиной 2,5 см и при выходе из доски имела скорость 200 . Определить среднюю силу сопротивления, воздействующую на пулю в доске.

Возможный вариант решения

Дано :

800 м/с

200 м/с

m = 9 г = 0,009 кг

S = 2 ,5 см = 0,0 25 м

A = Δ E кин

A = – F∙S

F = 108 000 Н

F – ?

Ответ : F = 108 кН

Баллы

Для решения задачи выбранным способом. (В данном решении – равенство механической работы изменению кинетической энергии; формулы для расчёта механической работы, кинетической энергии ).

применение которых необходимо и достаточно

Максимальный балл

27

Электровоз движется с постоянной скоростью 72 и ведёт состав массой 1800 т. Сила тока, потребляемая электровозом из сети напряжением 3000 В, равна 750 А. Коэффициент трения равен 0,005. Определите КПД двигателя электровоза.

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении – формула для коэффициента полезного действия, формула мощности электрического тока, формула механической мощности; второй закон Ньютона, формула силы трения )

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (спромежуточными вычислениями)

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов.

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Максимальный балл

Задания 10. Тепловые явления 1. Задание 10 № 36. Сколько литров воды при 83 °С нужно добавить к 4 л воды при 20 °С, чтобы получить воду температурой 65 °С? Теплообменом с окружающей средой пренебречь. 1) 10 л 2) 1,6 л 3) 4 л 4) 6,25 л 2. Задание 10 № 63. Какое количество теплоты выделится при конденсации 2 кг пара, взятого при температуре кипения, и последующего охлаждения воды до 40 °С при нормальном атмосферном давлении? 1) 504 кДж 2) 4600 кДж 3) 4936 кДж 4) 5104 кДж 3. Задание 10 № 144. Какое количество теплоты необходимо, чтобы нагреть 1 л воды от 20 °С до 100 °С? Вода нагревается в алюминиевой кастрюле массой 200 г. Тепловыми потерями пренебречь. 1) 14,72 кДж 2) 336 кДж 3) 350,72 кДж 4) 483,2 кДж 4. Задание 10 № 171. Сколько спирта надо сжечь, чтобы нагреть воду массой 2 кг на 29 °С? Считать, что вся энергия, выделенная при сгорании спирта, идёт на нагревание воды. 1) 4,2 г 2) 8,4 г 3) 4,2 кг 4) 8,4 кг 5. Задание 10 № 225. Какое количество теплоты необходимо для плавления куска свинца массой 2 кг, взятого при температуре 27 °С? 1) 50 кДж 2) 78 кДж 3) 89 кДж 4) 128 кДж 6. Задание 10 № 279. По результатам нагревания кристаллического вещества массой 5 кг построен график зависимости температуры этого вещества от количества подводимого тепла. Считая, что потерями энергии можно пренебречь, определите, какое количество теплоты потребовалось для нагревания 1 кг этого вещества в жидком состоянии на 1 °С? 1) 750 Дж 2) 1200 Дж 3) 2000 Дж 4) 150000 Дж 7. Задание 10 № 333. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации воды массой 1 кг, взятой при температуре 10 °С? 1) 42 кДж 2) 330 кДж 3) 351 кДж 4) 372 кДж 8. Задание 10 № 360. Литровую кастрюлю, полностью заполненную водой, из комнаты вынесли на мороз. Зависимость температуры воды от времени представлена на рисунке. Какое количество теплоты выделилось при кристаллизации и охлаждении льда? Примечание. Удельную теплоту плавления льда считать равной 1) 414 кДж 2) 372 кДж 3) 246 кДж 4) 42 кДж 9. Задание 10 № 414. При охлаждении стальной детали массой 100 г до температуры 32 С° выделилось 5 кДж энергии. Температура стали до охлаждения составляла 1) 168 °С 2) 132 °С 3) 100 °С 4) 68 °С 10. Задание 10 № 468. При нагревании куска металла массой 200 г от 20 °С до 60 °С его внутренняя энергия увеличилась на 2400 Дж. Удельная теплоёмкость металла составляет 1) 600 Дж/(кг·°С) 2) 300 Дж/(кг·°С) 3) 200 Дж/(кг·°С) 4) 120 Дж/(кг·°С) 11. Задание 10 № 522. Какой объём воды можно нагреть от 20 °С до кипения, сообщив ей 1,68 МДж теплоты? 1) 4 л 2) 5 л 3) 20 л 4) 50 л 12. Задание 10 № 576. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты для вещества массой 1 кг. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии. Определите удельную теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии. 1) 217 Дж/(кг·°С) 2) 250 Дж/(кг·°С) 3) 478 Дж/(кг·°С) 4) 550 Дж/(кг·°С) 13. Задание 10 № 603. Килограммовый кусок льда внесли с мороза в тёплое помещение. Зависимость температуры льда от времени представлена на рисунке. Какое количество теплоты было получено в интервале времени от 50 мин до 60 мин? 1) 84 кДж 2) 42 кДж 3) 126 кДж 4) 330 кДж 14. Задание 10 № 630. На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 10 °С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельную теплоту плавления (λ1 и λ2) двух веществ. 1) 2) 3) 4) 22. Задание 10 № 657.

В сборнике представлены:
— 30 типовых экзаменационных вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии КИМ ОГЭ по физике 2018 года ;
— инструкция по выполнению экзаменационной работы;
— ответы ко всем заданиям;
— решения и критерии оценивания заданий.
Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в 9 классе в форме ОГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену Вы можете купить эту книгу.

Задание 9.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Начальная температура воды равна t1

2) Участок БВ соответствует процессу кристаллизации воды в калориметре.

3) Точка Б соответствует времени, когда в системе вода - лёд установилось состояние теплового равновесия.

4) К моменту установления теплового равновесия весь лёд в калориметре растаял.

5) Процесс, соответствующий участку АБ, идёт с поглощением энергии.

Решение.

Калориметр используется для измерения количества теплоты, поглощаемое или испускаемое при каком-либо физическом процессе (также используется и для химических и биологических процессов).

В данном случае имеем физический процесс плавления льда в воде. Из графика видно, что вода сначала охлаждается до нуля (точка Б), а затем остается при этой температуре до точки В. Лед напротив, нагревается до нуля в точке В. Таким образом имеем:

1) Верно. Начальная температура воды начинается с уровня t1.

2) Верно. На участке БВ происходит процесс кристаллизации воды, т.к. она не меняя температуру отдает тепло (это происходит как раз при ее кристаллизации).

3) Не верно. В точке Б вода отдает тепло, а лед все еще поглощает тепло.

4) Не верно. В точке В вода кристаллизуется, следовательно, лед в калориметре присутствует.

5) Не верно. На участке АБ вода отдает энергию льду.

Ответ: 12.

Задание 10.

По результатам нагревания тела массой 5 кг построен график зависимости температуры этого тела от полученного им количества теплоты. Перед началом нагревания тело находилось в твёрдом состоянии.

Считая, что потерями энергии можно пренебречь, определите количество теплоты, которое необходимо для плавления 1 кг вещества, из которого состоит данное тело.

Решение.

На графике первый линейный сегмент соответствует нагреванию тела до температуры начала плавления. Второй, горизонтальный сегмент, соответствует плавлению тела, то есть его переходу из кристаллического состояния в жидкое. Таким образом, процесс плавления начинается на уровне 300 кДж, а заканчивается на отметке 1050 кДж. То есть для плавления 5 кг вещества приходится 1050-300=750 кДж энергии. Тогда для плавления 1 кг этого же вещества требуется затратить

750:5=150 кДж энергии.

Ответ: 150.

Задание 11. К устройствам, служащим для замыкания и размыкания электрической цепи, относится

1) реостат

2) рубильник

3) вольтметр

4) гальванический элемент

Решение.

1) Реостат служит для регулировки и ограничения силы тока.

2) Рубильник – прибор для отключения и включения электрической цепи.

3) Вольтметр – прибор для измерения напряжения в цепи.

4) Гальванический элемент – источник электрической энергии.

Таким образом, устройство, относящееся к замыканию и размыканию цепи, это рубильник. Ответ под номером 2.

Ответ: 2.

Задание 12.

Если ползунок реостата (см. схему) переместить вправо, то сила тока

1) в резисторе R1 увеличится, а в резисторе R2 уменьшится

2) в резисторе R1 уменьшится, а в резисторе R2 увеличится

3) увеличится в обоих резисторах

4) уменьшится в обоих резисторах

Решение.

Реостат – это переменный резистор, если в нем поместить ползунок вправо, то этим самым уменьшим его сопротивление до минимума, и тогда сила тока возрастет до максимума. В точке ветвления на сопротивления R1 и R2 ток потечет обратно пропорционально значению этих сопротивлений (то есть чем меньше сопротивление, тем выше протекаемый ток). Если ток увеличивается, то он увеличится и на сопротивлениях R1 и R2.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!