Почему я грызу ручку. Почему ребенок грызет ручки, тетради, ногти…? Наказание без преступления: привычка ковырять болячки, заусенцы, расцарапывать лицо, кусать губы, внутреннюю сторону щек

Знаете ли вы хоть одного человека, у которого нет ни единой вредной привычки? Речь не только про выпивку-курение, а и про более безобидные вредности: кто-то имеет привычку грызть ручки и карандаши, другой обкусывает ногти, третий заедает переживание шоколадом… Между тем даже от вредных привычек можно получить пользу! Например, узнать о себе что-то новое.

Привычка грызть ногти
Многие знают подоплеку этой привычки: грызет ногти – значит, нервничает. В общем-то, верно, но тут стоит уточнить, что собственная тревожность человеком в данном случае не осознается; он искренне считает, что с ним все в порядке. А на самом деле внутри он очень напряжен, скорее всего, его гнетет какая-то ситуация, но он в силу разных причин не может дать себе волю выплеснуть свое негодование. Может быть, гнев вызывает начальник, может быть, родители, но в любом случае необходимость сдерживать эмоции приводит к занижению самооценки и ощущению попранности своего достоинства. А выливается это нередко в обгрызание ногтей.

Привычка грызть ручку или карандаш
Действие, говорящее о внутренней тревоге «грызуна». Человеку явно не по душе его уклад жизни: работа, семейные отношения или отношения с друзьями. Совершенно очевидно, что он делает то, что ему не приносит душевного равновесия, но почему-то не в силах изменить ситуацию. Обгрызая карандаш, человек таким образом переносит на него свою агрессию. И хорошо, что на карандаш!
Есть еще одно объяснение порчи ручек зубами: как известно, письменные приборы имеют вытянутую – читай, фаллическую форму. Привычка постоянно тянуть их в рот может говорить о подсознательной концентрации на оральных эротических удовольствиях.

Привычка ковырять
Есть люди, которым только дай что-нибудь поковырять, – корочку на болячке, лак на ногтях и т. д. Это верный знак того, что все идет не так идеально, как человек желает, и это его беспокоит. Идеала хочется уже сейчас, а он почему-то не наступает, и человек, не отдавая себе в этом отчета, «выковыривает» его сам. Если вы узнаете себя в описании «ковырятеля», спросите, что или кто в вашем окружении не дотягивает до идеала? Может, вы сами?

Привычка бесконечно наводить порядок
Речь идет не об уборке по воскресеньям и не о наведении чистоты, если это действительно необходимо, а о маниакальном стремлении поддерживать идеальный порядок везде, где это можно и даже где нельзя. На работе такой человек может порядком раздражать: любую попытку коллег изменить его рабочее пространство, например, передвинуть бумаги на столе он воспринимает как личное оскорбление. Почему он так делает? Потому что так ему комфортно. Когда все стоит на своих определенных местах, он чувствует себя надежно и стабильно. Мир пугает его, и единственный способ, которым можно упорядочить творящийся вокруг хаос, человек находит в уборке. Кружка вымыта и на своем месте, документы ровной стопочкой в левом углу стола, папки в шкафу по алфавиту – и мир кажется уже не таким страшным!

Привычка хрустеть пальцами
Есть две версии расшифровки этой привычки, кстати, преимущественно мужской. Первая говорит о неуверенности человека, который совершает подобное со своими пальцами. Согласно второй человек, хрустящий пальцами, неосознанно пытается привлечь внимание к себе.

Привычка кусать губы
Таким образом человек сдерживает рвущиеся с губ слова и эмоции. Подсознательно он понимает, что сейчас не время и не место говорить, что он думает и чувствует на самом деле, и таким образом его тело реагирует на внутреннее ограничение.

Привычка часто проверять лайки и репосты в соцсетях
Когда человек каждые пять минут заходит в соцсеть, чтобы проверить, не поставил ли кто-нибудь лайк под его комментарием или фотографией, это говорит о его огромной потребности в любви и похвале. В реальной жизни этот человек почему-то не получает так необходимой ему дозы любви, но ему так хочется ее ощущать – пусть и от малознакомых людей в виде виртуального одобрения!

Привычка дергать ногой
Наверное, замечали – иногда разговариваешь с собеседником, а он при внешней неспешности беседы все время подергивает ногой? Или сами так делаете во время разговора или длительного ожидания? Разгадка действий проста: дергающему ногой человеку очень хочется куда-то побежать, он спешит, а вынужден сидеть на месте. Эта привычка говорит о подавленной двигательной активности. Дайте возможность себе ее реализовать!

Привычка рвать бумагу
Данная привычка – еще один способ сдержать рвущуюся наружу агрессию. Человек, дай ему волю, с удовольствием порвал бы кого-то другого, но… Под руками есть бумага, и пусть лучше страдает она.

Привычка переедать
В данном случае речь идет о ситуации, когда человек ест едва ли не до дурноты, даже если уже не хочется. Здесь стоит понимать следующее: еда – очень мощное удовольствие. Чем больше человек позволяет себе есть, тем больше он нуждается в удовольствии. Как правило, с помощью еды люди компенсируют нехватку удовольствия определенного рода – сексуального. Когда с личной жизнью полный порядок, люди редко переедают. Так что, если хочется есть… займитесь сексом!

Причина первая: грызет, чтобы сосредоточиться.

Так делают и многие взрослые, только проявления у них менее заметны: старательные работники чаще лишь посасывают кончик ручки или закусывают нижнюю губу. Наверняка именно эта причина побуждает маленького грызуна точить карандаши зубами, если он в целом является спокойным ребенком, ответственно относится к учебе и отличается хорошей успеваемостью. В школу ходит, может, и не с великим удовольствием, но без страха, а пожевывать карандаш продолжает и дома - при выполнении домашнего задания, например. У таких детей привычка грызть ручки выражена не особенно явно - да, кончики письменных принадлежностей слегка исцарапаны и смяты зубами, но не прокусаны до дыр. Если уберете ручку, ребенок, сосредоточившись, начнет покусывать губы или внутреннюю сторону щек. В том случае, когда привычка все-таки раздражает, стоит просто заменить обычные ручки или карандаши такими, которые неудобно или «неинтересно» кусать - из твердого пластика или металла, с резинками или перышками на конце.

Причина вторая: грызет, потому что нервничает.

Такое происходит, когда посещение учебного заведения является для ребенка сильным стрессом - он волнуется, что не справится с задачей, боится, что его будут ругать, переживает, что не понимает темы занятия. Ручки он прогрызает буквально до дыр. Другие признаки, которые указывают именно на эту причину, - общая возбудимость, проблемы с концентрацией внимания, поведением и успеваемостью. Если при выполнении домашнего задания атмосфера вокруг спокойная и доброжелательная, желания тянуть в рот посторонние предметы у ребенка не возникает, а вот в случае лишения возможности грызть ручку в моменты нервного напряжения привычка трансформируется в обкусывание ногтей или других, еще менее подходящих предметов (пеналов и учебников, например). Если запретить и это, существует большая вероятность развития неврозов и тиков. Поэтому единственный правильный вариант действий в подобном случае - обращение к специалисту - неврологу, детскому психологу или педагогу, предмет которого ребенку непонятен.

Причина третья: грызет, потому что скучает.

С таким же успехом может рисовать на полях тетрадки, считать ворон за окном или ковырять в носу, - нужно же чем-то заниматься, пока Мариванна перечисляет 25 признаков осени. В этом случае ребенок не прекращает грызть что попало и в моменты, не связанные с учебой, - перед телевизором, например. Отучать можно, не опасаясь последствий, главное, делать это мягко - без крика и домашнего насилия. С особо впечатлительными хорошо провести беседу, рассказав, где могла побывать ручка до того, как ребенок засунул ее в рот, описав последствия и продемонстрировав фотографии гельминтов. Более толстокожим стоит намазать кончики ручек и карандашей специальным горьким лаком (его используют и в том случае, если ребенок грызет ногти). Можно приобрести ручку, которую будет жалко грызть, - из красивого пластика или с любимым мультгероем.

Часто ребенок даже не осознает, что тянет что-то в рот. Стоит лишь сконцентрировать его внимание, как он сам избавится от «некрасивой» привычки: привяжите или приклейте на кончик ручки что-то непривычное - кусочек ленточки, вату, бумагу. При попадании в рот они будут оказывать на «грызуна» отрезвляющее воздействие и помогут ему контролировать себя. С этой же целью можно поиграть с ребенком в «бобра»: каждый раз, когда что-то оказывается у него во рту, он должен сказать «я снова грызу». Поначалу детям очень смешно, но когда за 10 минут фраза звучит 50-й раз, ребенок сам понимает, что проблема существует и начинает ее решать. Превращаться в бобра никому не хочется.

Есть и еще один простой совет: следите за питанием школьника, ведь на сытый желудок тянуть что-то в рот желания нет.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования

Детский психолог

  • Нейропсихолог
  • Логопед – дефектолог
  • Логопед

    Логопед - это специалист, главным профилем которого является корректировка произношения слогов и звуков, а также устранение дефектов речи.

    С какими нарушениями речи работает логопед в нашем центре?

    • Алалия - это полное отсутствие речи или грубое ее недоразвитие.
    • Дизартрия - данное нарушение речи у детей возникает в результате разлада в работе центральной нервной системы.
    • Дислалия - этим термином называется нарушение произношения звуков.
    • Заикание - один из самых известных видов нарушений речи у детей.
    • Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
    • Афазия - полная или частичная утрата ранее сформированной речи.
    • Дислексия - нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.
    • Дисграфия - частичное специфическое расстройство процесса письма.
    • Задержка речевого развития - отклонение от временных нормативов речевого развития.
    • Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
  • Психодиагностика
    • Психологическое тестирование

      Определяет индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успешность обучения и развития ребенка в условиях современной школы.

    • Психодиагностика
    • Нейродиагностика

      Мы пользуемся своим мозгом каждое мгновение, и при этом лишь немногие из нас представляют себе, как он работает. Большинство из того, что, как нам кажется, мы знаем, почерпнуто из "общеизвестных фактов", которые не всегда верны...
      Почему мы никогда не забудем, как водить машину, но можем потерять от нее ключи? Правда, что можно вызубрить весь материал прямо перед экзаменом? Станет ли ребенок умнее, если будет слушать классическую музыку в утробе матери? Убиваем ли мы клетки своего мозга, употребляя спиртное? Думают ли мужчины и женщины по-разному? На эти и многие другие вопросы может дать ответы наш мозг.

  • Групповая работа

    Лечение творчеством. Является очень мягким и экологическим подходом к проблемам современного человека. С английского языка термин «арт-терапия» можно перевести как «лечение с помощью использования художественных средств».

    • Уникум

      Предлагаемая программа разработана совместно со специалистами центра управления стрессом. Она способствует улучшению состояния детей с трудностями в развитии, а всем другим детям поможет повысить тонус нервной системы, улучшит работу мозга, разовьет способность, речь, память, внимание, мышление, решит проблемы с тревожностью и страхами.

    • Психолого-логопедические занятия в группе «ГОВОРЮШИ»

      Группы 3-5 лет, 5-7 лет для детей с ЗРР, заиканием, фонетико-фонематическим недоразвитием речи,
      общим недоразвитием речи 2-3 уровня.
      Группы 7-9 лет - дети с заиканием, дислексией, дисграфией, дизартрией.

    • Осенний лагерь "Отдыхаем и Творим"

      В осенние каникулы. С 29 октября по 2 ноября, с 09.00 – 17.00, для ребят 7- 10 лет лагерь "Отдыхаем и Творим". Каникулы, это важная часть обучающего процесса. Период, когда необходимо отдохнуть, переключиться на другую деятельность, познакомиться с новыми интересными людьми, завести друзей.

    • Крохи

      Дорогие мамы!!! Я обращаюсь к вашей памяти. Помните ли вы один из тех дней своего детства, когда вы еще маленьким мальчиком или девочкой, вместе с мамой отправились куда-то? И это неважно, куда - в гости, на прогулку, за покупкой продуктов или игрушки для вас, на дачу или в поликлинику, а может, мама просто взяла вас с собой по своим «взрослым» делам. Это неважно куда, важно, что с мамой. Помните ли вы это ощущение, когда она рядом с вами, ощущение свободы, безопасности, наполненности? Один и тот же мир становится другим, когда рядом мама.

    • Группа «Речь» (для детей с проблемами заикания)

      По четвергам, с 17.00 – 19.00,

      Для детей 9 -10 лет.

    • «Пять родительских встреч»
  • Психологические тренинги (обучение)

    Помощь в обучении, развитие памяти и скорочтения, а так же в преодолении трудностей, связанных с освоением русского языка.

    • Эйдетика
    • Профориентация
    • Грамотейка

      Мы ждем вашу семью, чтобы помочь в преодолении трудностей, связанных с освоением такого сложного, но, в то же время, такого родного русского языка.

  • Психологические программы для подростков
    • Индивидуальная работа
      • Семейные консультации

        психологу

      • Детский психолог – это врач, который оказывает психологическую помощь детям и изучает функционирование их психики с учетом особенностей возраста.

        В статье рассказываем о том, кто такой детский психолог, зачем и когда он нужен. Отвечаем на вопросы:

        • Какие проблемы он может помочь решить ребенку;
        • Как проходят занятия с детским психологом;
        • Как подготовить к ним ребенка.

        Так же поможем решить куда вам обращаться за помощью к детскому психологу в Нижнем Новгороде и оговариваем цену занятий с ним.

      • Логопед – дефектолог

        Логопед - дефектолог – уникальный специалист широкого профиля, сочетающий в себе знания психологии, медицины, неврологии, педиатрии, педагогики.

    • Психодиагностика

      Диагностика - это первый, важный этап решения проблемы. Трудно себе представить, что, исследовав анализы, и обнаружив причины болезни или недомогания, доктор с легкостью отправляет пациента восвояси, так и не назначив лечения.

      • Психодиагностика

        Какими бы близкими не были отношения между родителем и ребенком, взрослый время от времени отмечает, что дети живут своей жизнью, погружены в свой мир. Незнание особенностей детского возраста, непонимание внутреннего мира ребенка часто приводят к разногласиям, конфликтам, крайне негативно отражающимся на душевном здоровье детей.

      • Профориентация

        Профориентация в психологии - очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за рамки психологии и педагогики, комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии.

    • Групповая работа
      • Для детей, чьи родители в разводе

        Развод не бывает счастливым. Не бывает легким. Это всегда кардинальное изменение картины мира. Это сложно. Но, порой, это – лучшее, что мы, родители, можем сделать для себя и для своего ребенка.

      • Группа по детской психосоматике

        Кажется, что дети живут в очень комфортных условиях. Их права защищены, огромное количество помощников мамам (стиральные и посудомоечные машины, памперсы, присыпки, соски, кроватки ….). Наши мамы, а уж тем более бабушки не знали всего этого. Интернет, где можно прочитать ответ на любой вопрос. Но, что же происходит? Все большее количество детей страдают от дистресса, зависимостей. В семь лет ребенок употребил сейчас больше лекарств, чем моя мама за всю жизнь.

      • «Удивительные истории». Мастерские для детей.

        Для детей 7-10 летнего возраста предлагаем удивительные и глубокие терапевтические истории про самих себя.

      • «Пять родительских встреч»

        Быть родителями - нелегко. А быть родителями ребенка с особыми потребностям - нелегко вдвойне. Приходится жить для маленького или уже подрастающего ребенка, нуждающегося в нас, как в воздухе, просто целиком!

      • "Девчата" терапевтическая группа для девочек 13 - 15, 16 - 18 лет.

        Подростковый возраст – один из самых интересных и сложных. В это время ребенок постепенно становится взрослым. Появляются серьезные задачи и трудные вопросы. Даже если в семье хорошие отношения между мамой и дочкой, не все вопросы можно обсудить дома. Детям кажется, что родители их не поймут, осудят или поругают…

    • Обучающие программы
      • Эйдетика

        Предлагаем вам программу развития СКОРОЧТЕНИЯ и ПАМЯТИ у учащихся начальных классов.

      • Ораторское искусство

        Группа для тех, кто давно хотел говорить уверенно и красиво!

      • Лагерь в каникулы

        Это школа не для прикола - это «Школа для жизни»

  • Психологические программы для взрослых
    • Индивидуальная работа
      • Семейные консультации

        Изменить отношение к происходящему в жизни, улучшить физическое самочувствие вполне возможно. Для этого следует обратиться к психологу , который окажет помощь и поддержку, поможет разобраться в себе, в отношениях с окружающими, улучшить собственную жизнь.

        В статье развеиваем 10 основных мифов о походе к психологу.

      • Психотерапия

        Я должен нести ответственность за то, что происходит в терапевтическом кабинете. Я отвечаю за то, что происходит, включая самочувствие клиента.

      • Парные консультации (родитель + ребенок)

        Детский психолог – это врач, который оказывает психологическую помощь детям и изучает функционирование их психики с учетом особенностей возраста.

        В статье рассказываем о том, кто такой детский психолог, зачем и когда он нужен. Отвечаем на вопросы:

        • Какие проблемы он может помочь решить ребенку;
        • Как проходят занятия с детским психологом;
        • Как подготовить к ним ребенка.

        Так же поможем решить куда вам обращаться за помощью к детскому психологу в Нижнем Новгороде и оговариваем цену занятий с ним.

      • Нейропсихолог

        Нейропсихология - наука, возникшая на стыке медицины (неврологии, нейрофизиологии, нейрохирургии) и психологии. «Нейро» - означает нерв, «психо» - душа.

        Наиболее эффективна помощь нейропсихолога детям, имеющим такие нарушения, как синдром гиперактивности и/или дефицита внимания, задержка психического развития и отставание в речевом развитии, а также при работе с неуспевающими учениками.

      • Консультирование

        Цель психотерапии – осознание. Путем осознания и решаются проблемы клиента. Методы психотерапии отличаются от методов традиционной медицины тем, что в терапии клиент активный участник процесса. Меняется позиция с «меня лечат», на «я лечусь». Терапевт побуждает клиента к личностному росту. Терапевт поддерживает индивидуальность клиента, участвует в процессе интеграции его жизненного опыта. Терапевт помогает клиенту принять на себя ответственность за свою единственную, неповторимую и конечную жизнь.

  • Психодиагностика

    Диагностика - это первый, важный этап решения проблемы. Трудно себе представить, что, исследовав анализы, и обнаружив причины болезни или недомогания, доктор с легкостью отправляет пациента восвояси, так и не назначив лечения.

  • Групповая работа
    • Развитие эмоционального интеллекта

      С проблемой обгрызенных ручек и съеденных карандашей сталкиваются многие родители. И, разумеется, каждый взрослый понимает, что для ребенка не очень полезно брать в рот грязные предметы. К тому же такое занятие может оказаться довольно опасным. От ручки или карандаша может отколоться кусочек и травмировать полость рта ребенка, внутренние органы и даже перекрыть дыхательное горло.

      Почему ребенок грызет карандаши и ручки?

      Для начала следует определить причины этой неприятной и небезопасной привычки. Первым делом следует с вниманием отнестись к психологическому состоянию ребенка. Нет ли у него стрессов или перенапряжения. Не находится ли он в конфликте с учителями или друзьями. А, может быть, это вы иногда ведете себя неправильно?

      Однако, нужно понимать, что дети довольно отходчивы. Если ваш ребенок продолжает грызть ручки длительное время, значит, его нервное напряжение может быть сильнее, чем вы думаете. Поговорите с ним, с его учителями, с его друзьями. Только не превращайтесь в фанатичного детектива. Мягко дайте понять ребенку, что вы открыты для диалога и всегда рады помочь.

      Если же вы совершенно точно уверены, что никаких стрессов ваше дитя не испытывает, то проблема приобретает несколько иной характер. Скорее всего, ребенок является кинестетиком, то есть его состояние зависит от тактильных ощущений. Кинестетики часто теребят в руках брелоки, бумажки, ключи и другие предметы. Это нормально. Это никакая не болезнь и от этого невозможно избавиться. Человек таким родился.

      Как избавить ребенка от привычки грызть ручки и карандаши?

      Если же вернуться к проблеме «грызунов», становится понятно, что убрать дурную привычку будет сложно, но возможно. Вместе с ребенком попробуйте понять, какой именно процесс он пытается стимулировать, когда грызет пишущие предметы: концентрацию, внимание, запоминание. Возможно даже и такое, что он грызет ручку при любом умственном труде.

      Тогда вам следует придумать на эти процессы другую, менее опасную и неприятную привычку. Одним из вариантов будет крутить в руках проволочку или скрепку. Это не будет привлекать внимание учителя, но в то же время позволит ребенку удовлетворить свою потребность в подпитке мыслительных процессов. Дома же можно сжимать в руках мячик, перебирать бусинки, скатывать ватные шарики, рвать бумажку.

      И, наконец, важно отметить, что вы должны защищать своего ребенка и помогать ему справиться с любыми трудностями. Поэтому не стоит быть слишком строгим. Не заставляйте свое дитя сию же минуту измениться. Помните, что все происходит постепенно, и это правильно!



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!