Подготовка к школе по чтению. Литература по подготовке к школе спешит на помощь родителям

06. 08.2016

Блог Екатерины
Богдановой

Здравствуйте, уважаемые читатели! Пришла недавно ко мне знакомая и поделилась проблемой. Ребенку скоро в школу, а он еще читать не умеет. Раньше-то в этом беды не было, наоборот, учителя не рекомендовали учить детей до начала занятий.

А сейчас все по-другому, будущие ученики должны приходить с определенным багажом знаний и умений, среди которых есть и «обучение грамоте». Как научить детей читать? Давайте разберемся.

Поздно или рано?

Время от времени появляются сенсационные сообщения о детях-вундеркиндах, которые в 2-3 года уже бегло читают классику. Некоторым родителям не дает покоя такая слава, и они начинают усиленно обучать своих малышей. А надо ли?

Если у самого 2-4-летнего ребенка нет повышенного и горячего желания научиться читать, торопиться не стоит. Всему свое время. Пусть слушает чтение, развивает фонематический слух (произношение звуков) и словарный запас.

А вот в 5-6 лет дети, как правило, уже готовы к обучению грамоте и достаточно усидчивы для систематических занятий. Самое время начать, ведь перед поступлением в школу часто проверяют умение читать по слогам.

Мама или репетитор?

Можно ли научить ребенка читать в домашних условиях? Конечно, да, особых педагогических способностей и профильного образования для этого не требуется. Главное, чтобы маленькие непоседы занимались с желанием и интересом, а для этого нужно выбрать методику, подходящую именно вашему малышу и совмещать уроки с игрой.

Все это родители и бабушки с дедушками могут освоить и сами. Существует множество способов обучения грамоте. Одни рекомендуют начать с букв, другие – со слогов, третьи вообще считают, что лучше сразу знакомить с целыми словами, а не «мусолить» абстрактные для дошколенка значки и звуки.

Что выбрать? Расскажу об основных методиках.

Мы читаем по слогам

Для обучения чтению по слогам лучше всего подойдет букварь , составленный Н.С. Жуковой . Его легко можно найти в продаже или скачать из интернета. Эта методика помогает ребенку разобраться, как буквы складываются в слоги, а слоги – в целые слова.

Все просто и понятно, картинок в книге не так уж много, но заскучать не дадут. Мы с Русланом только по нему и обучаемся.

Важно называть их правильно: не «эм» и «эн», а просто «м» и «н», иначе малыш потом будет в полной растерянности, как же из букв «эм» и «а» получается «мама». Потом очередь доходит до шипящих звуков – Ш, С и так далее.

Чтобы занятия не превращались в унылую зубрежку, необходимы игра и творчество. Например, буквы можно показывать на кубиках, писать разноцветными маркерами на стикерах и карточках, рисовать в виде зверей и человечков, лепить из пластилина, складывать из камешков и макарон.

Интересно отгадывать вместе с малышом, на что похожа та или иная буква (например, «М» — на качели, «С» — на месяц или кусочек сыра). После того, как часть букв освоена, можно начинать показывать, как они «собираются» в слоги. Буква «М» со всех ног бежит к «А» и догоняет ее.

Можно пропеть: «мм-аа- мм-аа». Буквы проговариваются слитно, не отрываясь одна от другой. Так постепенно от простых слогов нужно переходить к более сложным. Не стоит опережать события и «штурмовать» целые слова, лучше задержаться на слогах, так ребенок быстрее освоит механизм.

Учите делать паузы, а не петь подряд «маапемиримире», иначе малыш при чтении слов будет произносить их так же, скороговоркой. Важно сразу усвоить навыки правильного чтения, это избавит от многих проблем в будущем.

Когда слоги читаются легко и просто, можно учить складывать из них простые слова – ЛА-ПА, МА-ШИ-НА, МА-ША. Здесь тоже полный простор для фантазии. Слова можно выкладывать из конструктора, пуговиц, листьев, ракушек, цветной бумаги, рисовать мелом, красками, выжигать, выпиливать, вырезать.

Еще полезным будет зайти на сайт «IQша ». Это сайт, который помогает детям развивать полезные способности и навыки онлайн: память и внимание, логику и пространственное мышление, творческий потенциал, мотивацию и даже больше!

Раз, два, читаем мы слова

Иногда родители жалуются: ну вот не хочет ребенок учить буквы, и все тут. Скучно ему. Не нравятся абстрактные значки, которые непонятно зачем нужно запоминать. Обучение заходит в тупик, начинаются обиды, слезы и капризы.

А не лучше ли сразу знакомить с написанием знакомых и любимых слов – «мама», «папа», «Саша», «Миша»? Можно сделать карточки со словами и показывать их ребенку, например, по 5 в день, объясняя, что «это значит СЛОН» и постепенно добавляя новую лексику.

Или самим изготовить буквы из подручных средств и вместе с ребенком складывать из них слова, а потом и предложения. По опыту многих родителей, такая техника обучения позволяет освоить грамоту быстро и без лишних нервов.

Также при обучению чтению Вам может пригодиться:

Прыг-скок, начинается урок

Многие, наверное, хотят знать, а сколько должно длиться занятие? Лучше начинать с 5-15 минут, чтобы ребенок не уставал и не начинал «ловить ворон».

Постепенно можно довести продолжительность до 35-45 минут (практически, как в школе), но не больше. Тогда и учеба пойдет на пользу, и негатива к занятиям из-за переутомления не будет.

Не забывайте, что главное – учиться с удовольствием. Успешного овладения грамотой! Всем пока, до новых встреч.

Каждая мама хочет, чтобы её ребенок был всесторонне развит. Сначала складывал пирамидку, считал до пяти, а потом и Пушкина мог прочесть наизусть. Над обучением чтению задумываются с самого рождения.

Пойти в первый класс и не уметь читать — об этом не может быть и речи! В этой статье мы разберемся, в каком возрасте лучше начинать обучаться чтению, как подготовиться к занятиям по освоению букв и слогов, какие методики применяются для обучения чтению в разном возрасте, сообщает портал woman.rambler.ru.


Оптимальный возраст для обучения ребенка чтению

Последнее время повсюду пропагандируется раннее развитие ребенка, и чем раньше, тем лучше. И к чтению это имеет непосредственное отношение, ведь существуют методики, которые позволяют учить ребенка читать и писать с рождения.

Но так ли это важно, научить ребенка читать в 1-2 года, как об этом говорят? Как научить читать, чтобы в будущем у него не возникло проблем в школе и не пропало желание познавать мир дальше, в том числе через книги? Прежде чем сесть за азбуку, ребенку важно овладеть следующими навыками:

ползает на четвереньках;
переставляет предметы с места на место;
играет с водой;
прыгает на одной и двух ногах;
внимательно следит за поведением насекомых и животных;
способен осторожно обращаться с хрупкими предметами;
умеет ловить мяч одной и двумя руками;
понимает обращенную к нему речь и выполняет простые просьбы;
малышу не требуется помощь врача-логопеда, он правильно произносит все звуки;
ребенок ориентируется в пространстве, не путает слова «левый» и «правый», «низ» и «верх» и т. д. ;
употребляет в активной речи сначала слова, а затем говорит предложениями;
способен держать карандаш тремя пальцами;
осторожно обращается с животными;
ходит по бордюру.

На первый взгляд, эти навыки не связаны с чтением. Но если ребенок не овладел этими способностями, обучение чтению вызовет у него трудности. Чтение — непростой мыслительный процесс, требующий определенной психологической подготовки. Перечисленные способности дают необходимую базу, которая позволит научиться читать ради получения новых знаний и писать, чтобы выразить свою мысль.

Один год или два года — это возраст двигательной активности, а не знакомства с теоретическими знаниями. То, что ребёнок не научится в этом возрасте читать, никак не повлияет на его дальнейшее развитие. К 7— 8 годам ребёнок, рано освоивший чтение, как правило, ничем не отличается от ровесников, которые начали читать в 6 лет и раньше.

Сделав выводы из вышенаписанного, становится понятно — в вопросе обучения чтению спешка не нужна! Не стоит равняться на сына или дочь друзей, лучше внимательно наблюдать за своим ребенком, чтобы вовремя заметить, что он готов учиться. Оптимальный возраст изучать чтение 4-5 лет. По статистике, ребенок в этом возрасте обладает усидчивостью и проявляет интерес для овладения навыками чтения.


Методики обучения чтению в домашних условиях

Звуковой метод Система заключается в правильном произношении звуков и букв. Только после того, как все буквы и звуки выучены и правильно произносятся, начинается этап чтения по слогам, а затем и целых слов.

Преимущества метода

Главное преимущество этого метода — по нему обучают в большинстве современных школ. Если вы заранее решили подготовить ребенка к школе, то выбрать стоит эту методику.

Метод прост в объяснениях, и родителям легко к нему привыкнуть, так как сами по нему учились. С его помощью развивается фонематический слух у ребенка, а это залог правильного произношения и правописания. Если существуют дефекты речи, метод поможет научиться правильно читать и избавит от них.
В его основе лежит много игр, в которые можно играть в любом месте. Это разнообразит занятия малыша и не даст ему заскучать.

Недостатки метода

Данная методика не подходит для родителей — поклонников раннего развития малыша. Метод создан таким образом, что обучение по нему нужно начинать не раньше 5 лет, когда ребенок выговаривает практически все буквы и составляет маленький рассказ.
Существенным минусом метода является непонимание прочитанного ребенком. Чтобы малыш не потерял интерес к чтению, его важно правильно мотивировать и обсуждать с ним прочитанное.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Метод построен по принципу складов. Склад — пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Занятия проводятся по кубикам, на которых написаны буквы или слоги, из которых складывается слово.

Преимущества метода

Малышу легко запомнить сочетание букв.
На кубиках Зайцева наклеены лишь те сочетания букв, которые вероятны в русском языке. Так, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ. Таким образом система обезопасит ребенка от нелепых ошибок в дальнейшем (например, он никогда не напишет неправильно: «жыраф» или «шына»).
С помощью кубиков возможно обучать детей с раннего возраста. Но даже в 5-6 лет их используют как дополнительное пособие в подготовке к чтению.
Автор утверждает, что система построена так, что малыш начнет понимать принцип чтения уже через несколько занятий. Игровой формат занятий не дает скучать.

Недостатки метода

Дети, научившиеся читать по кубикам Зайцева, в дальнейшем допускают ошибки в разборе слова по составу. Уже в начальной школе ребенку приходится переучиваться, что приводит к ошибкам в обучении. На кубиках есть сочетания согласной буквы с гласной буквой Э (БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ и т. д.). Ребенок привыкает к этому сочетанию как к возможному в языке. Между тем в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме сэр, мэр, пэр, удэ, пленэр). Кубики — довольно дорогостоящее пособие.


Методика Надежды Жуковой

В основу методики заложен традиционный подход к освоению чтения, дополненный авторскими особенностями. Но учитывая популярность именно метода Жуковой, этот способ был выделен в отдельную методику. На основе которой создаются буквари, прописи и другие пособия для занятий в домашних условиях.

Преимущества метода

Методика построена на успешном сочетании обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые в письме. В методе используется принцип выделения слога, а не звука. К третьему занятию малыш уже читает по слогам. Легко заниматься дома, без помощи специалистов. Букварь устроен так, что на каждое занятие есть конспект, по которому легко заниматься.

Недостатки метода

К моменту начала занятий ребенок уже хорошо должен быть знаком с алфавитом.
Не подходит для раннего обучения чтению. Обучение по карточкам Домана В методе слово рассматривается как целая единица. Здесь не учат ни букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день демонстрируют карточку со словом и четко его произносят. Дети запоминают и прочитывают слово сразу, что приводит к быстрому и раннему чтению.

Преимущества метода

Обучение можно начинать практически с рождения. Принцип занятий — игровая форма, ребенку весело обучаться и общаться с мамой. Благодаря этому методу у детей развивается феноменальная память, что в дальнейшем помогает в учебе.

Недостатки метода

Подготовка учебного пособия занимает много времени.
Ребёнок, занимавшийся только по этой методике до школы, испытывает проблемы с освоением школьной программы. Очень часто ребенок читает слово дома по карточке, но если это же слово будет написано по-другому, он уже его прочесть не сможет.


Методика Марии Монтессори

Система Монтессори сначала учит малышей писать буквы, а затем их произносить. Пособие состоит из различных вкладышей букв, вырезанных из рифленой бумаги, которые клеятся на картон. Малыш произносит звук за мамой, а затем обводит контур буквы руками, на кинетическом песке или крупе. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Преимущества метода

Огромный плюс методики — игровой формат обучения. Здесь подготовка к письму, чтению, бытовым навыкам проходит в виде ярких занимательных игр.
Дети, учившиеся по этой методике, читают быстро, без разделения слов на слоги.
Ребенку удается сразу научиться читать самостоятельно и про себя.
Упражнения и игры развивают логику и образное мышление.
Помимо обучения письму и чтению, пособия Монтессори развивают мелкую моторику.

Недостатки метода

Занятия по методике Монтессори трудно организовать в домашних условиях, так как требуется много дополнительного дидактического материала.
Методика рассчитана на занятия в детских дошкольных учреждениях, а не дома.
Для самостоятельного обучения дома маме придется пройти обучающие курсы, чтобы понять принцип метода.

При выборе методики для вашего ребенка очень важно не останавливаться на одной конкретной. Лучше всего изучить все методики и из каждой взять подходящее под возраст и способности именно вашего ребенка.


Подготовка и начало обучения

Неважно, выберете вы одну методику или будете пользоваться выжимками из нескольких. В первую очередь нужно быть готовой самой и подготовить ребенка к увлекательному процессу чтения. Конечно, к любой методике нужно подготовить дидактический материал, приобрести азбуку, букварь и книги с крупным шрифтом для тренировки техники чтения.

Но чтобы занятия по чтению и письму не превратились в рутину для вас и малыша, мы дадим несколько советов, когда и как лучше начать. Опишем несколько игр, которые также пригодятся в обучении. Выше мы уже обозначили, что оптимальный возраст для познания техники чтения и письма — это 4-5 лет. Здесь важно не только не начинать рано, но и не затягивать с этим.

Если вы начнете обучение в 7-8 лет или оставите это занятие на школу, ребенку будет труднее освоить программу первого класса и поспевать за сверстниками. Ведь его мозг уже привык не читать, ему и так хорошо. Но не стоит отчаиваться! Если заняться чтением хочется, а малышу еще нет 4 лет, и вы боитесь больше навредить, чем научить, — можно с ним играть в различные игры, которые помогут в освоении чтения.

Выкладывайте буквы из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков.
Моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки.
Обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.

Когда буквы хорошо изучены, сочиняйте по ним сказку. Например, одна буква гуляла и повстречала другую, и какие приключения с ними произошли. Если вы хотите пойти дальше, вырезайте буквы из картона и цветной бумаги, в сказке соединяйте их, а это уже изучение слогов.

Ищите буквы в книгах, азбуке, на улице в вывесках — для ребенка это увлекательная игра, которая поможет в освоении алфавита.
Упражнение от точки к точке. Подготовка к письму, проведение линий, развитие мелкой моторики руки, овладение карандашом.

Читайте ребенку с самого рождения и даже когда он сам научится читать, это помогает в освоении чтения и прививает любовь к книгам. А для вас это дополнительные минуты общения с малышом.
Всегда обсуждайте прочитанное, это помогает малышу создавать образы и способствует развитию памяти.

Как можно чаще и больше играйте с ребенком в подвижные игры на свежем воздухе.Чтобы добиться успешных результатов в чтении, важно всё, что достигается задачами развития в раннем возрасте: сенсорные ощущения, координация движения, крупная и мелкая моторика.

Важна возможность обучаться ребенку самостоятельно, а не быть просто наблюдателем.

Для развития ритмического слуха слушайте вместе музыку и танцуйте под нее.
Играйте в города, эта замечательная игра развивает память и фонематический слух.

Для развития фонематического слуха также подойдет игра, в которой нужно выделять звуки из произнесенного слова. Правила ее состоят в следующем: договоритесь с ребенком о том, какой именно звук он будет искать в словах. Затем родители называют разные слова, а малыш, услышав знакомый звук, громко оповещает об этом хлопком, топотом или стуком.

Подводя итог всего написанного, хочется заметить, что успех освоения чтения зависит от того, насколько естественным этот процесс будет для ребенка. Главный ваш помощник в познании — любознательность самого малыша. Только игра, а не занятия, в которых родитель выполняет роль контролера, поможет быстро и безболезненно освоить чтение.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Всегда отталкивайтесь от интересов ребенка. Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять.

Таким образом вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив всякое желание учиться и познавать мир. Не начинайте занятия, когда вы или ребенок болеете, устали, хотите спать или просто в плохом настроении. Процесс познания должен доставлять радость и удовольствие и вам, и вашему малышу.

Подготовка к школе, занятия для дошкольников - тема, которая беспокоит многих родителей. Что должен знать малыш перед поступлением в школу? Как привить ему навыки, нужные в усвоении школьного материала? Вот об этом подробно поговорим в данной статье.

  1. Что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет
  2. Подготовка к обучению в школе: с чего начать
  3. Задания для подготовки к 1 классу
  4. Основы математики – наш личный опыт
  5. Игры для готовности детей к школе

Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья посвящена тем, чей малыш скоро станет первоклассником. Подготовка к школе, занятия для дошкольников - одна из главных тем для заботливых родителей. Кроме того, их беспокоит множество вопросов. Будет ли чадо хорошо учиться, станет ли ходить на обучение с удовольствием, одолеет ли немалый объем программного материала? Правда, некоторые родители считают, что подготовка к школе - это лишнее, “там ведь всему научат”. Это неверно. Неподготовленный ребенок обязательно столкнется при обучении с определенными сложностями. Если вы хотите, чтобы школьная программа давалась вашему отпрыску легче, помогите ему!

В этой статье я опишу основные параметры, по ним вы сможете определить для себя, готово ли ваше дитя к шагу в школьную жизнь. Советую взять лист бумаги с ручкой и по ходу чтения отмечать для себя моменты, над которыми стоит поработать. Я с сыном занимаюсь в постоянном режиме, описываю подробно наши занятия, делюсь опытом с читателями. Поэтому в статье вы увидите ссылки на уже освещенные мною занятия, и если по данному пунктику, вам нужно поработать, не поленитесь перейти и прочитать отдельную статью. Итак, начнем!

Что необходимо знать и уметь ребенку

Есть мнение, что дитя 6-7-летнего возраста должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать собственные фамилию, имя и отчество. Необходимо также знать фамилии, имена и отчества родителей, место их работы, свой адрес и телефон;
  • знать наименование населенного пункта, где он живет, правильные названия других стран мира;
  • знать наименования животных, уметь отличать диких животных от домашних, уметь разделять их на категории (воробей - птица, акула - рыба, медведь - зверь). Кроме того, необходимо знать наименования самых распространенных растений, овощей, фруктов и ягод;
  • знать времена суток, времена года, их последовательность, а также количество месяцев в году, количество дней в месяце и неделе. Помимо этого, малышу должно быть известно, как называются дни недели;
  • нужно иметь представление об основных природных явлениях;
  • наименованиях самых распространенных цветов;
  • знать названия нескольких видов спорта;
  • ответить как называются наиболее часто встречающиеся профессии, уметь рассказать, чем занимаются люди, относящиеся к той или иной профессии;
  • крошке необходимо уметь рассказать о своих любимых занятиях;
  • в 6-7-летнем возрасте детям нужно знать правила дорожного движения и назначение дорожных знаков;
  • необходимы основы знаний для обучения чтению, письму и математике (умение выделить определенную букву в слове, писать печатные буквы, считать до 10 туда и обратно, решать легкие примеры в пределах этих чисел, пусть даже с использованием визуальных предметов).

Много? Да, немало! Задача родителей - помочь овладеть этими знаниями.

С чего начать подготовку детей к обучению в школе

Подготовка детей к обучению в школе включает самые разные задания и упражнения. Разберем основные сферы.

Развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование основ общения в коллективе. Как бы там ни было, а школа - это, прежде всего, коллектив. Что же необходимо знать родителям?

  1. Учитывайте темперамент ребенка, его привычки и желания. Не торопите события. Один малыш не может обойтись без друзей, другой прекрасно проводит время в компании любимых игрушек. Разрешите дитю быть собой.
  2. Будьте примером, дети, сами того не осознавая, часто копируют поведение взрослых по отношению к другим людям. Собственный пример действует лучше, чем любые назидания.
  3. Внимательно слушайте сына или дочку, задавайте вопросы, покажите, что рассказ по-настоящему интересен.

Развитие устной речи дошкольника

Вот несколько советов по речевому развитию.

Также советую послушать мнение логопеда:

Обучение чтению

Вопреки многим мифам и домыслам, умения бегло читать никто от первоклашки не потребует. Другое дело, важно, чтобы ребенок запомнил наименования букв и соответствующих им звуков. Для этого есть множество вариантов разрезной азбуки, кубики и пазлы с буквами. Есть и огромное количество компьютерных развивающих игр (ниже я посоветую нашу любимую), но слишком увлекаться ими не стоит.

Полезные упражнения при обучении дошкольника

Эти задания для подготовки к школе помогут с освоением навыков письма, рисования, разовьют умение думать и делать умозаключения.

Логические упражнения

К дошкольнику предъявляются достаточно серьезные требования в области логики. К примеру, необходимо:

  • Чтобы он умел найти лишний среди нескольких предметов;
  • составить рассказ по предложенным картинкам;
  • объединить несколько предметов по общему признаку (этот признак должен быть найден самостоятельно);
  • продолжить предложенный рассказ.

Логические упражнения помогают дошкольнику развивать самостоятельное мышление, речь, а также умение общаться со сверстниками, если задействовано несколько детей. Вот пример логических упражнений для дошкольников от компании Мерсибо . После регистрации у них на сайте, вы можете выбрать игры на нужный возраст и начать увлекательное путешествие.

Уверяю вас это интересно! Мой сын в восторге от программы, а я от игровой формы, в которой преподносятся порой сложные задачи. Не оставляйте дитя одного наедине с заданиями, если ему будет трудно, а рядом не будет того кто поможет – пропадет интерес и время будет потрачено зря.

Развитие мелкой моторики

Подготовка к школе, занятия для дошкольников немыслимы без развития мелкой моторики. Формирование мелкой пальчиковой моторики тем более актуально, что к 6-7 годам заканчивается формирование зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие мелких мышц руки.

Для формирования мелкой моторики очень полезны рисование, изготовление поделок из пластилина, глины, воска, сборка конструктора, аппликация из различных материалов (ткань, спички, цветная бумага). Пусть получается не все и не всегда! Важно поддерживать ребенка в его стараниях, говорить, что все непременно получится. Малыш становится увереннее в себе, его самооценка повышается.

Ближе к 6-7 годам, мальчики и девочки, могут увлекаться лепкой по инструкции. Детям становится важен результат, они с удовольствием следуют правилам. В этом им могут помочь простые, но очень наглядные книги Веры Гроф.

Готовим фундамент для математических знаний

Математика является одним из самых сложных школьных предметов. Как правило, математика при подготовке к школе вызывает наибольшее количество сложностей. Советую ознакомиться с нашим опытом по подготовке дошкольника к первому классу. Вот несколько интересных статей, которые, несомненно, будут полезными.

Математика для дошкольников

Математика не просто нужная и сложная, но и очень интересная наука! В данной статье, я показала как заинтересовать дитя решением математических заданий. Моему сыну гораздо интересней заниматься, вообразив, что это не математические примеры на сложение и вычитание, а вкусные оладушки или волшебный цветок с лепестками заданиями и ответом в центре.

Пять веселых пальчиков

Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка обвести пальчики на руке. Теперь несколько заданий:

  • Пересчитать пальчики на руке;
  • присвоить каждому определенный номер.

Ищем четырехугольники

Нарисуйте несколько геометрических фигур и попросите ребенка найти только четырехугольники. Пусть малыш сосчитает их и раскрасит, предположим, в зеленый цвет.

Запомни цифру

Заготовьте карточки с написанием различных цифр. Возьмите две карточки и попросите ребенка, чтобы он запомнил их наименования. Затем смешайте их с остальными цифрами, попросите выбрать именно те, которые запомнил.

Составь цифры

Эта игра для ребенка, который хорошо знает, как пишется та или иная цифра. Заготовьте карточки с цифрами от 1 до 10. Разрежьте карточки пополам и попросите ребенка составить половинки таким образом, чтобы вновь получились изображения цифр.

Вот наше видео о “сердечной математике” в канун Дня Святого Валентина:

Возможные сложности и ошибки

Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, выясним, как избежать ошибок при подготовке к школе.

  1. Полное бездействие. Как уже говорилось, некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок всему научится самостоятельно, “нечего ему мозги сушить”. Безусловно, научится, но ему придется гораздо сложнее, чем подготовленным сверстникам. Да и самооценка малыша страдает.
  2. Не менее серьезная ошибка - перекладывать всю ответственность на детсад или центр детского развития. Никто не говорит, что обучение дошкольника - простое дело, но оно доступно всем родителям, которые заинтересованы в хорошем результате.
  3. “Лучше поздно, чем никогда”. В этом случае пословица не работает. Пытаться сделать из ребенка гения за несколько месяцев до знаменательного 1 сентября, лихорадочно выполняя разнообразные задания - по меньшей мере, неразумно. Нужно, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников были регулярными и за несколько лет до первого школьного звонка.
  4. Самое распространенное заблуждение - пытаться во что бы то ни стало обучить чадо навыкам чтения, счета и письма. Конечно, это замечательные навыки, но они вовсе не гарантируют того, что малыш будет успешно усваивать школьный материал. Гораздо более ценными навыками являются умение размышлять, сравнивать предметы, прослеживать связи между явлениями, делать выводы.

Иногда бывает, что малыш никак не может понять материал или же усваивает его недостаточно хорошо. Ничего страшного в этом нет. Просто у будущего школьника не сформировались предпосылки к данному материалу. Важно, обучая ребенка, не отбить у него охоту к занятиям, не нанести вред будущему учебному процессу. Не сделать так, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников превратились в рутину. Как это сделать? Очень просто. Во-первых, заниматься регулярно. Во-вторых, выбирать такие игры и упражнения, которые не просто полезны, но и нравятся ребенку.

На сегодня у меня все, уважаемые читатели, если информация кажется вам полезной, поделитесь ею в соц. сетях с друзьями, соблюдая . А я постараюсь радовать вас не менее интересными статьями. Чтобы не пропустить еженедельную рассылку, подпишитесь, пожалуйста вверху страницы.

Здравствуйте, друзья! Подготовка к школе — дело ответственное. И очень важно не наделать ошибок. Для того, чтобы ошибок не было, на помощь мамам и папам спешит литература по подготовке детей к школе, в огромном количестве представленная на витринах книжных магазинов. Если составить перечень «подготовительных» книг и пособий, то он займет не одну тетрадь в клеточку.

План урока:

Как выбрать книги?

Как не заблудиться среди книжных полок? Как выбрать правильные, качественные издания? Отвечаю. Нужно прислушаться к советам специалистов и тех родителей, которые этот путь уже прошли и могут вам порекомендовать хорошие пособия.

Я конечно не специалист в области педагогики или психологии, но я трижды мама. И в этом году в первый класс пойдет мой самый младший сын Артемка. С целью подготовки к обучению он посещает бесплатные курсы при школе. Еще прекрасную подготовку ему обеспечивают в детском саду. Но и про мы не забываем.

В детском саду занятия проходят по букварю Н.С. Жуковой. Это логопедический букварь. К букварю прилагаются рабочие тетради и прописи. Но букварь, он и в Африке букварь! Буквы, звуки, слова, чтение. А ведь есть еще и , и про развитие необходимых психических функций забывать нельзя. Поэтому в садике рекомендовали обратить внимание на литературу «Ломоносовской школы». Я обратила. Мне понравилось! И теперь я в свою очередь хочу порекомендовать эти книги вам.

Но сначала расскажу о том, что такое Ломоносовская школа.

Ломоносовская школа

Ломоносовская школа – это частная школа. Вернее целый холдинг, объединяющий школы и детские сады, расположенные в Москве и Подмосковье. Год основания 1993. Обучаются здесь 900 человек. Школа выпустила «в жизнь» 128 медалистов. Не плохой показатель. Согласитесь? Так же учащиеся показывают лучшие результаты в стране по сдаче ЕГЭ.

Но нам с вами про ЕГЭ думать рановато. Нам бы к школе подготовиться как следует. И вот здесь-то нам и помогут пособия, авторами которых являются преподаватели школы Ломоносова. Выпущены они в издательстве «Эксмо».

Годовые курсы

Очень удобно приобрести сразу курс занятий на год. И деньги экономятся и вроде как все под рукой.

Годовой курс развивающих занятий, предназначенный для детей 4 – 5 лет.

Этот курс разбит на четыре основных части:

  1. Начинаем считать.
  2. Подготовка руки к письму.
  3. Изучение звуков и букв.
  4. Познаем мир.

В каждой части есть занятия на определенные темы. Каждое занятие содержит в себе задания, которые выполняются либо совместно со взрослым, либо ребенком самостоятельно.

Для детишек 5 – 6 лет тоже предусмотрен свой годовой курс, на этот раз обучающих занятий.

В нем представлены разделы:

  1. Считаем и решаем.
  2. Начинаем читать.
  3. Готовимся к письму.
  4. Пишем печатные буквы.
  5. Изучаем мир вокруг.

Ну а для детей 6 – 7 лет имеется годовой курс для подготовки к школе. У нас с Артемкой именно такая книжка. Очень классная. Красивая, толковая. Можно по ней и заниматься, и диагностику провести.

Состоит она из разделов:

  1. Занимаемся математикой.
  2. Читаем правильно.
  3. Познаем окружающий мир.
  4. Проверяем готовность к школе.

Создатели курсов уверяют, что достаточно приобрести одно такое годовое пособие соответствующее возрасту малыша и не искать ничего другого. Так как в этих книгах есть все что нужно, для развития, обучения либо подготовки к школе. Все задания в игровой форме, многие из них направлены на развитие мышления, логики, памяти, речи.

Хочу обратить внимание на качество книжек. Они большого формата, с яркими плотными обложками. Бумага отличная. Приятно держать такую красоту в руках и заниматься по ней. Для занятий вам могут потребоваться карандаши простые и цветные и ножницы.

Но серия учебников для дошкольников «Ломоносовская школа» не ограничивается только этими тремя изданиями. Их тут целый список! Рассчитаны пособия на детишек разного возраста. Начнем с самых маленьких.

Пособия для детей 4 -5 лет

«Познаю мир»

Егупова В.А.

Задача этой книги – дать ребенку представление о том, что его окружает. Занятия проходят совместно с родителями. Не только в устной форме, но и в форме практических заданий. Малыш будет и вырезать, и раскрашивать, и рисовать. Это позволит позаботиться о его мелкой моторике. Попутно будут развиваться воображение, речь, внимание, память. Пополнится словарный запас. В книжке много стихов, загадок, рассказов. В общем, скучно не будет.

152 страницы. Год выпуска 2016.

«Рисую узоры»

Егупова В.А.

В этом пособии даны упражнения, которые направлены на , путем развития мелкой моторики, улучшения координации движения. И множество пальчиковых игр. Задания выполняются либо вместе с дошколенком, то есть вы стоите за его спиной, он держит в руке карандаш, а вы его руку в своей. Либо ребенком самостоятельно. После серии занятий предлагаются тесты. Они позволят понять, можно ли продолжать или стоит еще потренироваться. Мне кажется, что это очень удобно.

96 страниц. Год выпуска 2016.

«Расту культурным»

Пятак С.В., Царикова Н.А.

Эта книжка помогает познакомить малыша с нормами поведения в обществе и научить его общаться. Это даже не книга, а скорее рабочая тетрадь. В ней предложены определенные темы. После того как тема рассмотрена и разобрана, нужно ответить на вопросы и выполнить упражнения. Издание поможет развить любознательность, патриотизм, речевые навыки.

144 страницы. Год издания 2015.

«Узнаю буквы и звуки»

Пятак С.В.

Это книга для детишек, которые читать не умеют. Оно готовит их к обучению чтению. Занятия идут от простого к сложному. Очень подробно расписано, как правильно с ребенком заниматься. Как нужно знакомить его с буквой и звуком. Пособие решает пять основных задач:

  • развитие фонематического слуха;
  • формирование грамматических навыков;
  • развитие речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • печатание.

152 страницы. Год издания 2016.

«Начинаю считать»

Пьянкова Е.А., Володина Н.В.

С помощью этого пособия малыш сможет познакомиться с числами от 1 до 10. Узнать, что такое «больше», «меньше», «столько же». Даны простейшие примеры на сложение и вычитание. Малышу предлагается раскрашивать, считать, сравнивать, писать. Также ребенок познакомится с геометрическими фигурами.

128 страниц. Год издания 2015.

Пособия для детей 5 – 6 лет

«Изучаю мир вокруг»

Егупова В.А.

Цель книжки – расширение познаний ребенка об окружающем мире (явлениях природы, обществе, человеке и др.). В книге очень много практических заданий. Это пособие ценно еще и тем, что помогает отвечать на бесконечные детские «Почему?». Работа совместная взрослого с ребенком. Сначала предлагается прочитать ребенку рассказ или сказку, потом объяснить задание и предложить ребенку его выполнить.

160 страниц. Год издания 2016.

«Познаю мир: Родная страна»

Липская Н.М.

Это пособие сделано по типу рабочей тетради. Сначала рассматривается тема, а потом предлагается выполнить упражнения по теме. Цель - воспитать в ребенке любовь к родине, патриотизм.

Всего три раздела:

  1. Человек и общество.
  2. Моя страна-Россия.
  3. Стихотворения о родине, Москве, и родной природе.

136 страниц. Год выпуска 2015.

«Английский язык»

Крижановская Т.В.

Цель — развитие навыков говорения и слушания на английском языке. Пособие представляет собой рабочую тетрадь с заданиями, построенными в игровой форме. Если я все правильно поняла, то эта книжка подойдет для деток, у которых уже есть какие-то базовые знания. Ну и родителям тоже желательно владеть английским языком, чтобы заниматься.

116 страниц. Год выпуска 2016.

«Считаю и решаю»

Володина Н.В.

В этом издании рассматривается состав чисел первого десятка, связь чисел в числовом ряду, для улучшения понимания приведена числовая прямая. Дети обучаются решать текстовые задачи. Задачи представлены в форме картинок, чтобы дошкольнику было легче их понять. Так же встречаются упражнения на написание цифр и рисование узоров.

128 страниц. Год выпуска 2016.

«Хочу читать»

Егупова В.А.

«Пишу буквы»

Володина Н.В.

Это пособие продолжает формирование графических навыков. Ребенку предлагается в игровой форме напечатать буквы, слоги, слова. Уделяется внимание правильному удерживанию в руке ручки. Задания рекомендуется выполнять именно в том порядке в котором они представлены в книге. Очень много упражнений на раскрашивание и штриховку.

112 страниц. Год выпуска 2016.

«Читаю слова и предложения»

Пятак С.В.

Это пособие для детишек, которые с буквами уже знакомы, но читают еще плохо. Цель — усовершенствовать навык чтения. Происходит знакомство со слогом, с предложением. В пособии 25 занятий, к каждому занятию есть методические рекомендации. Предлагается таблица слогов, которую рекомендуют повесить куда-нибудь на видное место и читать слоги или даже петь их.

120 страниц. Год выпуска 2015.

Пособия для детей 6 – 7 лет

«Читаю слова и предложения»

Пятак С.В.

Это пособие для детей, которые уже умеют хорошо читать по слогам. Цель - усовершенствовать технику чтения и развить связную речь. Задания здесь серьезней, чем для детишек 5-6 лет. Можно сказать – это следующий уровень подготовки. Всего в пособии 23 занятия, к каждому есть методические рекомендации.

120 страниц. Год выпуска 2016.

«Читаю легко и правильно»

Пьянкова Е.А., Родионова Е.А.

Пособие кардинально отличается от «Читаю слова и предложения». Оно помогает понять, на каком уровне развития находится навык чтения. В издании приведены занятия, расписанные по дням. Каждое занятие содержит небольшой текст, который нужно прочитать и вопросы, на которые нужно ответить. Есть еще и тесты. Тесты проводятся перед первым днем занятий, после двенадцатого и после двадцать четвертого. Тесты также содержат текст и вопросы к нему. Есть система оценки. Все занятия и тесты рассчитаны на три уровня сложности.

96 страниц. Год выпуска 2015.

«Пишу красиво»

Володина Н.В.

Пособие продолжает формирование графических навыков будущих первоклассников. Здесь уже идет курсивное (наклонное) письмо. Много графических упражнений. Закрепляются навыки письма, правильного удерживания ручки. Развивается навык писания по строке.

128 страниц. Год выпуска 2015.

«Говорю красиво»

Володина Н.В.

Это пособие для развития у дошкольника красивой и связной речи. Цель — научить его высказывать свои мысли, строить диалог, пересказывать текст и т.п. Все задания предложены в игровой форме, что немаловажно. На страницах приводится много произведений известных авторов, например А. Барто.

«Занимаюсь математикой»

Сорокина Т.В.

Здесь идет закрепление умения решать задачки на сложение и вычитание. Уже в пределах 20. Закрепляются знания о геометрических фигурах, а также дается понятие об объемных фигурах. Много заданий на штриховку, чтобы мелкая моторика не «застаивалась». Дошкольник узнает, что такое четные и нечетные числа. Что такое «разность», «сумма», «слагаемые», «вычитаемое» «уменьшаемое».

144 страницы. Год выпуска 2016.

«Изучаю мир вокруг»

Липская Н.М.

Это заключительная книжка из серии пособий по изучению окружающего мира. Дается более детальная информация. В пособии представлены следующие темы:

  • космос;
  • вода;
  • полезные ископаемые;
  • растения;
  • человек;
  • мир вещей;
  • Москва.

136 страниц. Год выпуска 2016.

«Готов ли я к школе?»

Пятак С.В., Мальцева И.М.

Эта книга содержит тесты и позволяет провести диагностику развития ребенка перед школой. Оценить базу его знаний. Знания оцениваются по четырем разделам:

  1. Математика.
  2. Речь и письмо.
  3. Осведомленность.
  4. Пространство.

С помощью пособия можно найти пробелы в подготовке и обратить на их «закрытие» особое внимание. Тесты выполняются либо совместно со взрослым, либо дошкольником самостоятельно.

160 страниц. Год выпуска 2015.

Вот такой вот неслабый обзор у нас получился. Думаю, что из представленных пособий вы обязательно найдете то, которое подойдет вам идеально.

А некоторые покупают сразу оптом. Смотрите видео. Еще больше информации о книгах от «Ломоносовской школы».

Прекрасным дополнением ко всем вышеперечисленым пособиям станет бесплатный вебинар по подготовке детишек к школе . Уверена, на нем вы узнаете много нового и интересного!

Желаю вам успешной подготовки! А еще счастья и здоровья!

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

Обучение чтению Занятие 1

Тема: Речь состоит из предложений. Деление слов на слоги

Уважаемые взрослые! Сегодня вы впервые приступите к выполнению домашних заданий. В программе обучения чтению Вашего малыша ожидают разнообразные задания и игры на развитие фонематического слуха, звуковой анализ слова и непосредственно чтение. Выполнение домашних заданий обязательно, т.к. это помогает повторить и закрепить материал, изученный на уроке. Однако не стоит давить на малыша, если он не хочет сегодня читать, ведь в дошкольном возрасте усваивается лишь то, что ребенку интересно. Мы рекомендуем чередовать выполнение домашних заданий с играми, в процессе которых малыш быстро запомнит буквы и их сочетание.

Домашние задания нужно выполнять цветными карандашами, писать – простым карандашом или ручкой. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка во время выполнения домашнего задания.


живёт


2. Прочитайте малышу предложения и найдите соответствующие картинки, соедините их разноцветными карандашами.

На клумбе выросла красивая роза.

Зайчик несёт большую морковку.


Мишка нашёл колокольчик.

Бабочка летит к цветочку.

Гласные звуки: Согласные звуки:

-не встречают преграды или только шума

- поются - не поются

- образуют слог - встречают преграду

- не образуют слог

Б



А


П


К


У

Р


О

Д

В

У

Р

А


Все слова можно разделить на части, которые называются слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Можно предложить малышу простую игру на умение делить слова на слоги: прохлопать это слово или пропеть его по частям: сааа-мооо-лееет!

Назовите картинки. Сосчитайте, сколько слогов в каждом слове: один, два, три или четыре. отделите слоги разделительной линией.



КОТ КОРЗИНА ЧЕРЕПАХА ВЕДРО

Раскрась с каждой картинкой столько кружков, сколько слогов в ее названии:




Обучение чтению

Занятие 2

Тема: Звук и буква А

: Аа Выучи стихотворение А - начало алфавита,

Тем она и знаменита

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Раскрась буквы Аа красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом)

    Раскрась только те предметы, названия которых начинаются на звук [а]



    Догадайся, какая картинка в ряду лишняя, раскрась все, кроме нее. Обрати внимание на первый звук в словах.




3. Обведи букву А так, как показывают стрелки. Допиши строчку самостоятельно.

3 . Где спрятался звук [а]: В начале слова, в серединке или в конце слова. Закрась квадратик красным цветом.


4. Найди и обведи в кружочек букву А

5. Найди все предметы, начинающиеся на букву А, раскрась их:


Обучение чтению

Занятие 3

Тема: Звуки и буквы О

Уважаемые взрослые! Мы продолжаем развивать фонематический слух ребенка. Мы предлагаем закрепить Вам результат. Предложите малышу простые, но эффективные игры: отыскать предметы, которые начинаются на букву О. Такие несложные задания помогут ребенку быстрее усвоить новые знания.

Оо

Раскрась буквы Оо красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом).

    Обведи только те предметы, названия которых начинается на букву О.





    Назовите картинки. Обведите картинки, начинающиеся на гласный звук, красным карандашом, а на согласный – синим.






2. Где спрятался звук [о]: В начале слова, в серединке или в конце слова. Закрась квадратик красным цветом. (слово Осы)

3. Раскрась те предметы, в которых есть звук [о]






О
братите внимание откуда начинаем писать и куда ведем руку.

Обучение чтению

Занятие 4

Тема: Звуки и буквы У

Уважаемые взрослые! Мы продолжаем развивать фонематический слух ребенка. Мы предлагаем закрепить Вам результат. Предложите малышу простые, но эффективные игры: отыскать предметы, которые начинаются на букву У. Такие несложные задания помогут ребенку быстрее усвоить новые знания. В букварике Жукова читаем буковки А,О,У.

Выучи стихотворение наизусть:

Уу

Раскрась буквы Уу красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом).

1.Соедини простым карандашом буквы и слова, с которых они начинаются


А О



2.Раскрась согласный звук синим цветом, а гласный красным.


3.Раскрась те картинки, которые начинаются на звук у





Обучение чтению

Занятие 5

Тема: Звук и буква м

М
м

Раскрась буквы М м синим и зеленым карандашами (согласные твердые звуки обозначаем синим цветом, согласные мягкие звуки обозначаем зеленым цветом).

2. Раскрась только те предметы, в названии которых есть буква М



3 .



5. Обведи синим карандашом предметы, в названии которых твердый звук м, зеленым карандашом предметы, в названии которых мягкий звук м.





6. Разгадай ребус. Запиши первые буквы названий картинок в клеточки и прочитай то, что получилось.


    Напиши печатную букву М по образцу


Занятие 6

Тема: Звук и буква с

1. Выучи стихотворение наизусть:

С
с

    Догадайся, какая картинка лишняя, её зачеркн и (обрати внимание на первые звуки в словах):





4. Пропиши печатные буквы с и м.



    Запиши слоги в таблицу:

А

О

У

М

МА-АМ

С


7. В букваре читаем с. 9-17.

Занятие 7

Тема: Звук и буква х

1. Выучи стихотворение наизусть:

Х
х

2.



4. Определи сколько слогов в словах. ( Количество слогов определяем хлопками или кладем ладошку под подбородок. Сколько раз подбородок опустился вниз при произношении- столько и слогов)






    Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. Если первый звук звучит мягко – раскрась зеленым цветом.








Занятие 8

Тема: Звук и буква р

Уважаемые взрослые!Не забывайте периодически закреплять с ребенком пройденный материал. В этом возрасте ребенку необходимо не только уметь сливать буквы в слоги. важно учиться делать звуко-буквенный анализ слова: различать гласные и согласные звуки, определять их мягкость\твердость. Простые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, можно выполнять в непринужденной обстановке, по дороге из садика или на прогулке. Например: перечислите насекомых, в названиях которых слышатся звуки [р] или [р ] . Можно перечислять месяцы, дни недели, фрукты или овощи, геометрические фигуры, транспорт… Терпения Вам и вашим детям!

Р
р


2.Догадайся, какая картинка в ряду лишняя. Обрати внимание на последний звук в словах:



    Чем отличается звуки [р] и [р ] . Расскажи, каким может быть звук [р] . (согласным, твердым или мягким, звонким). Добавь звук [р] или [р ] в конце слова нарисуй кружочек синий или зеленый в конце слова).

КОВЁ___ ЗВЕ____ ТОПО____ БОБЁ_____

ДВО_____ ФОНА____ ПУЗЫ____ ВЕЧЕ____

6.Обведи букву Р по стрелкам. Допиши строчку до конца:


7.Прочитайте ребенку рассказ, предложите пересказать.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную полянку обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: “ Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать- то он умел, но не знал того, что лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

8. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р»

Уважаемые взрослые! На следующем уроке Ваш ребенок будет писать первый тест по

чтению. В тест будут включены задания, которые вы уже выполняли, поэтому тест

не должен вызвать большие затруднения. Однако для того, чтобы малышу было легче,

обратите внимание на сложности, которые возникали при выполнении заданий. Настройте ребенка на то, что у него все обязательно получится! В букваре читаем букву Р. Повторяем все остальные буквы, читаем в слоговой таблице.

Занятие 9

Тема: Звук и буква ш

Ш
ш


Ш

С





звук [ш]

Занятие 10

Тема: Звук и буква ы

Каким цветом закрасим эту букву? (Красным) . Почему?


Сделай звуковой анализ слов:

сы.

Выучи стихотворение наизусть.





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!