Понятие образовательный процесс в педагогике. Образование как процесс

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольные вопросы

1. Дайте определение следующим понятиям: образование, образовательный процесс, содержание образования

2. Перечислите основные ключевые позиции, в рамках которых рассматриваются и исполняются предложения Болонского процесса

4. Назовите документы, отражающие содержание образования

5. Дайте характеристику основным принципам обучения

1. Определение следующим понятиям: образование, образовательный процесс, содержание образования

Образование - в узком смысле - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом в учебном заведении или путем самообразования. В более широком социальном контексте под образованием понимают целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем материальном и духовном мире, творческой и моральной личности.

Образовательный процесс - Это синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития, взросления и социализации.

2. Основные ключевые позиции, в рамках которых рассматриваются и исполняются предложения Болонского процесса

Предложения, рассматриваемые и исполняемые в рамках Болонского процесса, сводятся к шести основным ключевым позициям.

1. Создание единой схемы получения высшего образования

2. Повышение качества высшего образования

3. Введение единой системы учета трудоемкости учебной работы.

4. Расширение мобильности

5. Обеспечение трудоустройства выпускников

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования

3. Охарактеризуйте цели, структуру и содержание профессионального образования

Цели профессионального образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Виды педагогических целей многообразны.

Факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени;

Факторы, определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их градации на теоретическую и практическую части;

Профессионально-технических училищах, средних и высших специальных учебных заведениях;

Факторы, определяющие содержание отдельных учебных курсов, отдельных видов практик и учебных проектов.

Оно включает:

Совокупность понятий, законов, закономерностей, алгоритмов и современных теорий, объясняющих явления, которые происходят в природе, обществе, культуре и технике;

Совокупность знаний о предметах, орудиях труда и механизмах, применяемых в процессе труда;

Обучение способам деятельности, гарантирующим формирование профессиональных компетенций.

Cодержание образования -- это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность.

4. Документы, отражающие содержание образования

1) Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования;

2) учебных планах;

3) учебных программах отдельных дисциплин;

4) учебниках и др

5. Характеристика основных принципов обучения

болонский образование профессиональный обучение

Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения.

Дидактические принципы - свод положений, отражающих наиболее приемлемые и продуктивные методы обучения, организационную специфику, содержание и нормативы, соответствующие конкретному уровню развития общества. Принципы обучения основаны на его закономерностях и создают опорную базу для построения грамотного и эффективного процесса обучения. Принципы обучения представляют собой систему взаимосвязанных компонентов. Многие современные исследователи педагогической теории и практики занимались разработкой и обоснованием важнейших принципов обучения, проанализировав которые можно выделить наиболее общие основные принципы построения системы обучения.

1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.

2. Принцип наглядности пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия - зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.

3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. В результате обучения у человека должна сформироваться четкая, ясная и понятная в целом картина мира с присущей ей системой взаимосвязанных закономерностей и понятий. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать. К способностям самообучения относится умение логически мыслить и делать логически обоснованные выводы и умозаключения. Неразвитость логического мышления у человека создает проблемы в его мыслительной деятельности, что отнюдь не способствует формированию систематизированных знаний и делает человека неспособным к их самостоятельному пополнению.

4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Ведь во многом отношение к предмету определяется отношением к учителю, который его преподает. Возбудив интерес к изучаемой дисциплине, педагог значительно облегчает ученикам усвоение относящегося к ней материала. Это объясняется тем, что память человека легко и надолго фиксирует то, что вызывает активный интерес. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.

5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.

6. Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся. Человеку необходимо привить понимание того, что наука приобретает все большее значение в жизни и повседневной деятельности человека, а не только является необходимостью для осуществления профессиональной деятельности. Ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире.

7. Принцип связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика - основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. К практической стороне педагогики относится опыт предков, наблюдения педагогов, экспериментальная педагогическая деятельность и т. д. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации. Однако сама по себе информация, полученная в ходе практической деятельности, не может быть двигателем педагогической науки и не имеет ценности. Возможность использования результатов педагогической практики осуществляет тщательная их переработка, которая включает систематизацию, исследование и анализ, выводы и создание на их основе педагогических выкладок и теорий, которые, при условии дальнейшего успешного исследования, будут включены в систему педагогических научных знаний. Не всегда теория возникает из практики. Многие ученые разрабатывают новые методы педагогического воздействия на основе синтеза различных теоретических знаний педагогической науки, выдвигают гипотезы и предположения, которые требуют обязательного практического эксперимента с целью выявления их истинности, эффективности и возможности применения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сфера высшего образования как одна из важнейших сфер развития евроинтеграции в современной Украине, место и значение Болонского процесса в данном направлении. Ключевые позиции и основные цели, этапы реализации Болонского процесса, его перспективы.

    реферат , добавлен 14.05.2011

    Модернизация структуры высшего образования в Украине. Адаптация системы образования и профессиональной подготовки к динамическим изменениям конъюнктуры спроса и предложения на мировых рынках труда. Основные цели, задачи и структура Болонского процесса.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2010

    статья , добавлен 11.03.2010

    Перспективы современного высшего образования на рубеже ХХ–ХХI веков. Проблемы реализации принципов Болонского процесса в европейском образовательном пространстве. Основные проблемы реализации Болонского процесса в Италии и других европейских странах.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Современное образование как фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности. Развитие системы высшего профессионального образования Украины. История развития, основные цели и задачи Болонского процесса. Отношение украинцев к Болонскому процессу.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Различные виды педагогических технологий обучения, их отличительные признаки и специфика, условия и возможности применения. Содержание общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Процесс обучения в этих системах.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2010

    Характеристика содержания современного российского и европейского образования. Государственные стандарты нового поколения как путь модернизации образования в России на современном этапе. Влияние Болонского процесса на развитие образования в России.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2012

    лекция , добавлен 31.05.2012

    Структура системы образования Франции. Организация администрации, финансирование системы. Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса. Содержание и реализация реформы LMD. Реакция академического сообщества на реформы.

    диссертация , добавлен 21.11.2013

    Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство, необходимость модернизации российской системы образования. Законодательные меры и уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в вузах России.

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека.

Образовательный процесс представляет собой специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучаемых, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Главными компонентами образовательного процесса являются педагоги и воспитанники. Их взаимодействие в этом процессе (точнее, обмен деятельностями) своей конечной целью имеет овладение воспитанниками опытом, накопленным человечеством во всем его многообразии. Педагоги же осуществляют передачу этого опыта в виде определенной системы знаний, традиций, нравственных норм и принципов, обеспечивающих возможность нормальной жизни и деятельности человека в данном обществе. Поэтому образовательный процесс представляет собой сложную совокупность этих взаимодействий с учетом социальных требований к профессиональной компетенции и личностным качествам специалистов и других факторов, как это показано на рис. 22.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы, другими словами, качественное изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования, как это показано на рис. 22, непосредственно связана с процессом достижения цели, способами получения желаемого результата, с затраченными при этом усилиями и ресурсами, а также с условиями и формами организации образования.

Рис. 22. Общая структура взаимодейсвий
между компонентами образовательного процесса

Динамизм современного образовательного процесса характерен тем, что он развивается одновременно в различных направлениях. Поэтому его характеризуют такие свойства и тенденции, как гуманизация и гуманитаризация образования, его дифференциация и диверсификация, стандартизация и многовариантность, многоуровневость, а также усиление фундаментализации, компьютеризация и информатизация, индивидуализация обучения, непрерывность образования в течение всей активной трудовой жизни человека.

Поскольку образовательный процесс имеет диалектический характер, его развитие возможно как через разрешение неизбежно возникающих противоречий, так и эволюционным путем, то есть через совершенствование сложившейся образовательной системы.

Основным противоречием образовательного процесса является противоречие между социальным требованием к образованности человека, с одной стороны, и качеством, типом и уровнем его образования - с другой. Еще одно существенное противоречие состоит в том, что образование всегда базируется на некотором достигнутом уровне науки, техники и технологии, в то время как они сами непрерывно развиваются. Наконец, третье противоречие заключается в определенном несовпадении общественных целей и интересов с целями, стремлениями и интересами личности обучающегося.

Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно лишь непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, форме.

Какой же базовый процесс необходимо формировать в системе образования для обеспечения необходимой адекватности и соответствия уровня подготовки квалифицированных специалистов развитию общественного производства и динамике его инновационной сферы?

Основным навыком человека настоящего и последующих десятилетий должна стать его способность постоянно переобучаться, саморазвиваться, изменять старые шаблоны и стереотипы мышления и деятельности, искать и использовать новые. Система образования направлена на формирование и развитие человека. Она должна закладывать в нем эту способность к постоянному саморазвитию с тем, чтобы он был всегда востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. Для этого система образования должна четко представлять, какие специалисты окажутся затребованными не сегодня, а завтра и послезавтра, и, следовательно, готовить специалистов под будущие запросы. В этой связи ей необходимо формировать новые подходы, разрабатывать новые методики и новые педагогические технологии, создавать новые институты, которые бы обеспечивали реальные возможности для постоянного развития человека.

Образование выступает одновременно как индивидуальный и как коллективный (совокупный) результат . Этот результат предполагает развитие каждой личности как наивысшей ценности общества, развитие умственных ее способностей, высоких нравственных качеств, формирование активного гражданина, способного к сознательному общественному выбору, и обогащение на этой основе интеллектуального, духовного и культурного потенциала всего народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными кадрами.

Результатом образования является образованность членов общества, которая может быть общей и профессионально-содержательной. Так, средняя школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник же любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным, то есть профессиональным образованием.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, четко выделяя причины и следствия, мыслить. Главным критерием образованности человека выступают системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в его способности самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений, способности устанавливать причинно-следственные связи. Образованность предполагает также одновременно и воспитанность человека.

Термин “образованный человек” представляет собой понятие культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях глобализации и интенсивной коммуникации между странами, в условиях интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание сущности образованного человека для всех стран и континентов.

Образовательный процесс - это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе - это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.

Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл - это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

Л-3 Образовательный процесс как система

План

    Что понимается под образованием?

    Понятие процесса, образовательного процесса.

    Уровни образовательного процесса.

    Компоненты и структура образовательного процесса.

    Противоречия, присущие образовательному процессу

    Что понимается под образованием?

Образование во всём мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности и призвано выполнять культуротворческую миссию, обеспечивающую становление и развитие «культурного человека». Как отмечает И.И.Зимняя – культурный человек должен отвечать нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности – сознании, поведении, деятельности, социального взаимодействия.

Что понимается под образованием?

Традиционно – создание человека по образцу и подобию. Оно становится способом создания своего образа, лика, личности. Следовательно, нельзя понимать образование в аспекте вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими ею адаптацию в современной культуре.

Современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека.

Образование – это есть единство обучения и воспитания.

Главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностецй), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации. (Т.И.Шамова. Управление адаптивной школой. – М., 2001. – С.13.)

Данную задачу призвано реализовывать специально для этого созданное образовательное учреждение.

В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем:

Целостный педагогический (образовательный) процесс

Процесс обучения; процесс воспитания

Учебное занятие

    Понятие процесса, образовательного процесса.

ПРОЦЕСС – это закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Т.е. – смена состояний.

Образовательный процесс специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач.

В результате их решения происходит изменения в их знаниях, умениях, воспитанности и развитости учащихся. Образовательный процесс рассматривается как взаимодействие учителя и учащихся. Оно предполагает взаимное изменение учителей и учащихся. Следовательно, требуется рассмотреть – а) изменение взаимодействующих сторон; б) изменение самого процесса взаимодействия.

П.Ф.Каптерев сущность образовательного процесса понимал как «формирование» и усовершенствование личности. «…сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии, начинающемся с первого момента бытия» Выделил 2 стороны образовательного процесса: внутреннюю и внешнюю. ВНУТРЕННЯЯ сторона – сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии организма. ВНЕШНЯЯ сторона – передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего.

Процесс ориентирован на достижение образовательных целей

Идёт процесс последовательной смены задач в процессе учения школьника и обучающей деятельности преподавателя.

Рассматривая образовательный процесс как смену состояний деятельности участников этого процесса, становится очевидным выделение уровней этого процесса. Тогда на каждом уровне меняется роль и место участников процесса.

    Уровни образовательного процесса.

В педагогике выделяют 4 уровня образовательного процесса, на каждом из которых меняется роль и место его участников (В.В.Краевский):

Первый уровень теоретический, предполагает рассмотрение образования и образовательного процесса как системы.

Второй уровень уровень проекта учебного плана и программ по предметам .

Третий уровень создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его плана на год, учебную тему.

Четвёртый уровень – уровень реального образовательного процесса, уровень конкретного учебного занятия.

Характеристика образовательного процесса в рамках первого уровня.

Из определения образовательного процесса следует, что каждый из его этапов характеризуется совокупностью определённых признаков, отражающих специфику этого состояния: целью; содержанием взаимодействия; действиями учителя в структуре деятельности преподавания; действиями ученика в структуре учебной деятельности; .

    Компоненты и структура образовательного процесса.

К компонентам образовательного процесса относятся:

Целевой – осознание педагогом и принятие учеником цели и задач учебно-познавательной деятельности;

Стимулирующее-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности

Операционно-деятельностный – представляет процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приёмы, средства).

Контрольно-регулировочный – включает сочетание самоконтроля и контроля учителя.

Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учётом оценки других и определение дальнейшего уровня свое деятельности.

Структура образовательного процесса (Т.И.Шамова)

Потребность в образовании

Мотивы деятельности преподавателя

Мотивы деятельности учащегося

Смысл

Смысл

Цели деятельности преподавателя

Цели деятельности учащегося

Учебные задания

Деятельность преподавателя по управлению учением школьника

Механизм процесса усвоения

Механизм эмоционального отношения к содержанию, процессу, результату деятельности

Самоуправляемая учебная деятельность учащегося

Методы и формы организации продуктивного взаимодействия

Субъективный опыт: обученность, развитость, воспитанность

Рефлексия

Проектирование нового этапа образовательного процесса

Основой образовательного процесса является потребность.

Потребность порождает мотив

Мотив перерастает в цель деятельности

Цели деятельности реализуются через деятельности преподавателя и учащегося.

Действия (преподавателя и учащегося) определяются механизмами

Взаимонаправленность действий выражаются в формах организации

Промежуточным результатом процесса является субъектный опыт

проектирования

    Противоречия, присущие образовательному процессу

Что движет образовательный процесс? Как известно движущими силами любого процесса являются внутренние противоречия (противоречие отражает внутренний источник всякого развития), разрешение которых позволяет переход системы из одного качественного состояния в другое.

Т.И.Шамова выделяет противоречия, присущие образовательному процессу:

    Противоречие между требованиями общества к образованию и возможностями образовательного процесса в данных условиях. Данное противоречие разрешается путём создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствованием методов и форм образования, изучением познавательных возможностей учащихся.

    Противоречие между познавательными и практическими задачами и имеющимся уровнем знаний, умений и навыков умственного развития учащихся. Разрешается противоречие посредством организации такой помощи детям со стороны учителя, чтобы можно было подвести учащихся к решению усложняющихся задач, чтобы выполнение нового задания требовало большей самостоятельности со стороны учащихся.

    Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью учащихся. Разрешается путём обеспечения самостоятельной активной работы учащихся в учебном процессе.

    Противоречия между оценкой преподавателем результатов образования и самооценкой их учащимися. Разрешается противоречие исключением таких факторов, которые оказывают влияние на образовательный процесс, а именно: догматический (неизменный при любых обстоятельствах) взгляд на учащегося; слабое знание педагогом возрастной и педагогической психологии; неумение преподавателя выстроить педагогическую позицию по отношению к учащемуся; слабость педагогического мастерства.

    Противоречия, порождённые дефектами педагогического общения. Разрешается данное противоречие при условии осознания имеющихся противоречий каждым участником педагогического процесса; пониманием необходимости этого разрешения; овладение способами разрушения стереотипов деятельности и личности.

На теоретическом уровне рассматриваются и особенности образовательного процесса. Можно рассмотреть отличительные особенности образовательного процесса от учебного процесса:

Образовательный процесс

Учебный процесс

По целям

Основная цель – раскрытие индивидуальных ресурсов ребёнка, содействие развитию его познавательных способностей, познавательной самостоятельности посредством предметных знаний, умений и навыков

Доминирующей целью является усвоение предметных знаний, умений и навыков

Предусматривается индивидуализация содержания. Особое внимание акцентируется на общекультурных ценностях

По процессу

Деятельность педагога сочетается с учением при доминировании деятельности ученика

Ведётся через обучение при доминирующей роли учителя

Здесь представлено разъяснение некоторых понятий, используемых в новом законе об образовании, а также что изменится в дошкольном образовании.

Надеюсь, вы уже познакомились с новым законом об образовании, и, конечно, обратили внимание на его новеллы. Остановимся на некоторых из них.

Как вас теперь называть?

В законе имеется специальная статья, разъясняющая основные понятия, используемые в данном документе, что обеспечивает их однозначное толкование. Вам это поможет более четко представлять, о чем и о ком идет речь. Обратим внимание на некоторые и поясним их. Например:

Обучающийся – это тот, кого мы называем сейчас учащийся, студент, аспирант, слушатель, курсант и т.д.

Образовательная организация – так теперь следует называть образовательные учреждения: детсады, школы, гимназии, лицеи, вузы, колледжи, внешкольные и др. учебные заведения. А еще есть организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность . Общее название всех, занимающихся образовательной деятельностью, — организации, осуществляющие образовательную деятельность .

Инклюзивное образование – это, когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся совместно с обычными детьми.

Участники образовательных отношений – так теперь следует называть участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и их представителей, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Педагогический работник — это учитель, воспитатель, музыкальный работник, преподаватель, педагог дополнительного образования и т.д. , т.е. все те, кто состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся.

Конфликт интересов педагогического работника. Такого понятия в законодательстве об образовании ранее не было, хотя конфликт интересов имел место, как объективная реальность. Это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Под определения «конфликт интересов педагогического работника» и «личная заинтересованность» попадает множество конкретных ситуаций, в которых педработник может оказаться в процессе исполнения им должностных обязанностей. Урегулированием конфликтов интересов, как правило, должны будут заниматься представитель администрации образовательной организациии и специально созданные для этого комиссии.

Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Дошкольное образование

Дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования, регулируется федеральными государственными образовательными стандартами и является бесплатным. Какие- либо экзамены в детсаду не проводятся. Изданию приказа о зачислении ребенка в дошкольную образовательную организацию, созданную за счет средств физических и (или) юридических лиц, предшествует заключение договора об образовании.

Дошкольное образование может осуществляться в дошкольном учреждении и в форме семейного образования. Родители (законные представители), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи в детсаду или консультационном пункте школы.

Согласно новому закону об образовании дошкольное образование отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

Присмотр и уход за детьми становится платным. При этом отменяется ограничение, согласно которому родительская плата не должна была превышать 20% затрат на содержание ребенка в детсаду, а в отношении родителей, имеющих 3 детей, – 10%. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. При этом сохраняются нормы о компенсации части родительской платы. Предполагается, что малообеспеченные родители могут платить меньше или не платить вообще. От платы по-прежнему будут освобождены дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.

Новеллы нового закона об образовании, часть 1



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!