М.: 2014. - 320 с.
В поурочных разработках отражены требования ФГОС:
активизация учебного процесса, достижение эффективных результатов образования
(личностных, метапредметных, предметных), максимальное использование
образовательных ресурсов. Даны различные варианты занятий - лекция, беседа,
диспут, а также тематическое планирование уроков в 10 классе. Введена рубрика
"Язык литературы".
Формат: pdf
Размер: 6,2 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
Структура и содержание предлагаемого пособия 8
Методические рекомендации по проведению уроков литературы 11
Урок 1. Обзорная тема. Введение. Русская литература в контексте мировой
культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века -
Уроки 2 - 7. Повторение изученного. Из литературы первой половины XIX века. А.
С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь 14
Уроки 8 - 9. Обзорная тема. Становление реализма как художественного направления
в европейской литературе.
Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Творчество Ф. Стендаля.
Творчество О. Бальзака 31
Уроки 10-18. И. С. Тургенев 34
Уроки 19 - 20. Н. Г. Чернышевский 60
Уроки 21-27. И. А. Гончаров 63
Уроки 28 - 33. А. Н. Островский 82
Уроки 34 - 35. Ф. И. Тютчев 101
Урок 36. Обзорная тема. Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века.
Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве 107
Уроки 37-48. Н. А. Некрасов 111
Уроки 49 -50. А. А. Фет 139
Уроки 51 - 52. А. К. Толстой 144
Уроки 53 - 55. М. Е. Салтыков-Щедрин 153
Урок 56. Обзорная тема. Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Ч.
Диккенс 163
Уроки 57-64. Ф. М. Достоевский 165
Урок 65. Обзорная тема. Русская литературная критика второй половины XIX века
182
Урок 66. Обзорная тема. Поиски путей сближения с народом в общественной жизни
России в 70-80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе 187
Уроки 67 -82. Л. Н. Толстой 190
Уроки 83 - 85. Н. С. Лесков 223
Уроки 86-87. Обзорная тема. Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века.
Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу 232
Уроки 88-97. А. П. Чехов 235
Урок 98. Обзорная тема. Нравственные уроки русской литературы XIX века 251
Приложение 1. Примерное тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
254
Приложение 2. Перечень электронных ресурсов 285
В методическом пособии предлагается вариант тематического планирования уроков литературы в 10 классе. Здесь также содержатся методические рекомендации по изучению литературных произведений и конкретные советы по проведению уроков, позволяющие выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения к результатам образования учеников 10 класса.
Вводные уроки
- Уроки 1-2. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII–XIX вв.
- Уроки 3–4. Творчество К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского
- Урок 5. Декабристский романтизм. Творчество К.Ф. Рылеева
Творчество А.С. Пушкина
- Уроки 6–7. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества
- Урок 8. Основные темы, мотивы лирики А.С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии
- Вариант урока 8. Поэт и поэзия в творчестве А.С. Пушкина
- Урок 9. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина
- Урок 10. Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина
- Урок 11. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо»
- Урок 12. Творческая история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа
- Урок 13. Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин»
- Урок 14. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина
- Урок 15. Онегин и Ленский
- Уроки 16–17. Татьяна – любимая героиня Пушкина
- Уроки 18–19. Сочинение по роману «Евгений Онегин»
- Вариант уроков 18–19. Подготовка к сочинению на тему «Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»
- Уроки 20–21. «Маленькие трагедии». «Повести Белкина». Семинар
- Уроки 22–23. Историческая тема в творчестве Пушкина 30‑х годов XIX в. Семинар
Творчество М.Ю. Лермонтова
- Урок 24. Художественный мир М.Ю. Лермонтова
- Урок 25. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова
- Урок 26. «Пророк» Лермонтова и Пушкина
- Урок 27. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова
- Урок 28. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в отношениях с другими персонажами романа
- Урок 29–30. Повести «Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»
- Урок 31. «Зачем я жил? Для какой цели родился?» («Фаталист»)
- Уроки 32–33. Зачет по творчеству М.Ю. Лермонтова
- Уроки 34–35. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова
Творчество Н.В. Гоголя
- Урок 36. Призвание Гоголя-писателя. Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя
- Урок 37–38. Петербургские повести Н.В. Гоголя
- Урок 39. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». История создания. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы
- Уроки 40−41. Изображение поместного дворянства в поэме. Образ Манилова
- Уроки 42−43. Изображение поместного дворянства в поэме. Образы Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина
- Уроки 44–45. Чичиков и чичиковщина
- Урок 46. «Мертвые души» в русской критике. Добро и зло в поэме
- Урок 47. Образ России в поэме «Мертвые души»
- Уроки 48–49. Творчество Гоголя и наше время. Семинар
- Урок 50. Подготовка к сочинению по поэме Гоголя «Мертвые души»
- Уроки 51–52. Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»
- Урок 53. Становление и развитие реализма в русской литературе 30–50‑х годов XIX в.
- Уроки 54–55. Особенности русской критики второй половины XIX в.
Творчество И.А. Гончарова
- Уроки 56–57. Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»
- Уроки 58–59. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»
- Уроки 60–61. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»
- Уроки 62–63. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов»
- Урок 64. Историко-философский смысл романа «Обломов»
- Уроки 65–66. Контрольная работа по творчеству И.А. Гончарова
- Уроки 67–68. Контрольная работа по I полугодию
Поурочные разработки к учебнику В.И. Сахарова, С.А. Зинина «Литература XIX века. 10 класс. Ч. 1»
- Тематическое планирование на I полугодие (68 часов)
Творчество А.Н. Островского
- Урок 22. А.Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества (1823–1886)
- Урок 23. Идейно-художественный анализ комедии «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот»)
- Урок 24. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие
- Урок 25. Город Калинов и его обитатели (Действия I–IV)
- Урок 26. Образ Катерины. Ее душевная трагедия (Действия II–V)
- Урок 27. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»
- Варианты уроков 24–27. Драма «Бесприданница»
- Вариант урока 27. Искушение – лейтмотив драмы «Бесприданница»
- Урок 28. Урок внеклассного чтения. Художественный мир пьесы «Снегурочка»
Творчество И.С. Тургенева
- Урок 41. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818–1883)
- Урок 42. Рассказы цикла «Записки охотника»
- Урок 43. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе
- Урок 44. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (главы 5–11)
- Урок 45. Базаров и Одинцова (главы 13–19, 25–27)
- Вариант урока 45. Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой
- Урок 46. Базаров и его родители
- Уроки 47–48. Базаров-нигилист
- Урок 49. Базаров перед лицом смерти
- Урок 50. Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева
- Уроки 51–52. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева
Творчество Н.А. Некрасова
- Урок 53. Биографическая и творческая справка о Н.А. Некрасове (1821–1878)
- Уроки 54–55. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова
- Урок 56–57. Горькая доля народа пореформенной России
- Уроки 58–59. Душа народа русского…
- Урок 60. Народ в споре о счастье
- Урок 61. Идейный смысл рассказов о грешниках
- Урок 62. Проверочная работа
- Урок 63. Народ и Гриша Добросклонов
- Уроки 64–65. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
- Уроки 66–67. Контрольная работа по I полугодию
Поурочные разработки к учебнику В.И. Коровина «Русская литература XIX века. 10 класс. Ч. 1»
- Тематическое планирование на I полугодие (68 часов)
- Урок 1. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII–XIX вв.
- Урок 2. Классицизм
- Урок 3. Просвещение в Европе и России
Творчество Г.Р. Державина
- Урок 4. Г.Р. Державин. Вехи жизни и творчества. «Осень во время осады Очакова»
- Урок 5. Оды Г.Р. Державина. «Снигирь»
- Урок 6. Сентиментализм. Творчество Н.М. Карамзина
- Урок 7. Романтизм. Литературные общества
Приложения
- Приложение 1. Литературные вечера и Викторины
- Приложение 2. Тесты по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского («Бесприданница», «Гроза»), И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова
- Список литературы
Сравнительная характеристика программ литературного образования для 10 класса………………….6
Раздел I. Вводные уроки
Урок 1. Русская литература и русская история ХIХ века……………………………………………… 12
Урок 2. Творчество писателей конца ХVIII-начала ХIХ веков. Обзорное знакомство……………… 14
Раздел II. Творчество А. С. Пушкина
Урок 3. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.
Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина……………………………………………… 18
Вариант проведения урока 3. Литературная викторина по творчеству А. С. Пушкина…………… 20
Урок 4. Пушкин о назначении поэта и поэзии………………………………………………………… 23
Вариант урока 4. Поэт и поэзия в творчестве А. С. Пушкина………………………………………… 28
Урок 5-(6). Философские мотивы в лирике Пушкина……………………………………………………31
Урок 6. Тема любви и дружбы в поэзии А. С. Пушкина…………………………………………………34
Вариант урока 6. А. С. Пушкин «Сожженное письмо»…………………………………………………37
Урок 7. Творческая история романа «Евгений Онегин»…………………………………………………41
Урок 8. Художественное своеобразие романа…………………………………………………………… 43
Уроки 9-11. Духовные искания Евгения Онегина……………………………………………………… 47
Уроки 12-13. Татьяна - любимая героиня Пушкина…………………………………………………. 53
Уроки 14-15. Сочинение по роману «Евгений Онегин»…………………………………………………56
Вариант уроков 14-15. Подготовка к сочинению на тему «Роль лирических
отступлений в романе «Евгений Онегин»……………………………………………………… 58
^ Приложение к разделу II
Литературный вечер «дружба в жизни и лирике А. С. Пушкина»………………………………………62
Раздел III. Творчество М. Ю. Лермонтова
Урок 16. Художественный мир М. Ю. Лермонтова………………………………………………………71
Урок 17. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова…………………………………………… 76
Вариант урока 17. «Пророк» Лермонтова и Пушкина………………………………………………… 79
Урок 18. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 81
Урок 19. Печорин в отношениях с другими персонажами романа……………………………………. 85
Урок 20. Повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»…………………………………………… 86
Урок 21. «Зачем я жил? Для какой цели родился?» (Работа по новелле «Фаталист»)…………………87
Урок 22. Зачет по творчеству М. Ю. Лермонтова………………………………………………………. 91
Урок 23. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 92
Приложение к разделу III
Литературный вечер «Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова»……………………………………… 94
Раздел IV. Творчество Н. В. Гоголя
Урок 24. Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя………………………………………………… 101
Урок 25. Анализ первой главы. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы………104
Уроки 26-29. Изображение поместного дворянства в поэме………………………………………… 106
Урок 30. Чичиков и чичиковщина……………………………………………………………………… 113
Вариант урока 30. Тайны поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»…………………………………… 117
Урок 31. Образ России в поэме «Мертвые души»………………………………………………………120
Уроки 32-33 . Творчество Гоголя и наше время. Семинар………………………………………………122
Урок 34. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души»……………………………………… 123
Раздел V. Творчество А. Н. Островского
Урок 35. А. Н. Островский - создатель русского театра.
Этапы биографии и творчества (1823 – 1886 гг.)……………………………………………. 125
Урок 36. Идейно-художественный анализ комедии
«Свои люди - сочтемся!» («Банкрот», 1847-1849 гг.)………………………………………130
Урок 37. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие……………………………………… 134
Урок 38. Город Калинов и его обитатели. Д. I-IV……………………………………………………… 137
Урок 39. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. II-V…………………………………………… 141
Урок 40 . Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»………………………………………………… 145
Урок внеклассного чтения. Художественный мир пьесы «Снегурочка»…………………………… 148
Вариант уроков 37-40. Драма «Бесприданница»
Урок 1 …………………………………………………………………………… 150
Уроки 2-3 ………………………………………………………………………… 152
Урок 4 …………………………………………………………………………… 156
Вариант урока 40. Искушение лейтмотив драмы «Бесприданница»…………………………………158
Раздел VI. Творчество И. А. Гончарова
Урок 41. Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова (1812-1891 гг.)…………………… 160
Уроки 42-43. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»………………...165
Урок 44. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»…………………………………… 167
Урок 45. Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов»………………………………169
Вариант урока 45. Историко-философский смысл романа «Обломов»………………………………171
Урок 46. Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова…………………………………………175
Раздел VII. Творчество И. С. Тургенева
Урок 47. Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева (1818-1883)……………………………… 178
Урок 48. Рассказы цикла «Записки охотника»………………………………………………………… 180
Урок 49. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».
Общественная атмосфера и ее отражение в романе………………………………………….. 184
Урок 50. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл. 5-11)……………………………………… 187
Урок 51. Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)…………………………………………………………192
Вариант урока 51. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой»………………………………… 194
Урок 52. Базаров и его родители………………………………………………………………………… 196
Уроки 53-54 . Базаров - нигилист……………………………………………………………………… 198
Урок 55. Е. В. Базаров перед лицом смерти…………………………………………………………… 202
Урок 56. Итоговый урок по творчеству И. С. Тургенева……………………………………………… 206
Раздел VIII. Творчество Н. А. Некрасова
Урок 57. Биографическая и творческая справка о Н. А. Некрасове (1821-1878)…………………… 210
Урок 58. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова…………………………………………… 212
Урок 59. Горькая доля народа пореформенной России…………………………………………………217
Уроки 60-61. Душа народа русского......................................................................................................... 221
Урок 62 . Народ в споре о счастье…………………………………………………………………………225
Урок 63. Идейный смысл рассказов о грешниках……………………………………………………… 230
Урок 64. Проверочная работа…………………………………………………………………………… 233
Урок 65. Народ и Гриша Добросклонов………………………………………………………………… 234
Уроки 66-67. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»…………………………………… 236
^ Раздел IX. Творчество Ф. И. Тютчева
Урок 1 (69). Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева
Основные темы и идеи лирики. Лирика природы…………………………………………… 237
Урок 2 (70). Любовная лирика Ф. И. Тютчева………………………………………………………… 244
Урок 3 (71). Философская лирика Тютчева…………………………………………………………… 250
Вариант проведения урока 3 (71) ……………………………………………………………………… 253
Урок 4 (72). Итоговый урок по творчеству Тютчева……………………………………………………260
^ Раздел X. Творчество А. А. Фета
Урок 5 (73). Этапы биографии и творчества А. А. Фета……………………………………………… 260
Урок 6 (74). Основные мотивы творчества А. А. Фета………………………………………………… 263
Урок 7 (75). Проверочная работа.
Анализ стихотворений А. Фета (2 стихотворения на выбор)…………………………………267
Урок 8 (76). Резервный…………………………………………………………………………………… 273
^ Раздел XI. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина
Урок 9 (77). «Я писатель, в этом мое признание». Этапы биографии и творчества
М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя………………………………… 273
Уроки 10-11 (78-79). Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества………………… 275
Урок 12 (80). Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина» ………………………………………279
Вариант уроков 10-12 (78-80). «История одного города» как сатирическое произведение………. 282
Урок 13 (81). Итоговый по творчеству Салтыкова-Щедрина………………………………………… 288
Дополнительный материал для углубленного изучения
романа «Господа Головлевы». Общий обзор романа………………………………………… 289
^ Раздел XII. Творчество Ф. М. Достоевского
Уроки 14-15 (82-83). Ф. М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества…………… 294
Урок 16 (84). Роман «Преступление и наказание».
В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»…………………………………………… 304
Уроки 17-18 (85-86). «Потрясенный, выбитый из колеи герой»
или Раскольников среди униженных и оскорбленных……………………………………… 308
Урок 19 (87). Идея Раскольникова о праве сильной личности…………………………………………311
Уроки 20-21 (88-89). Преступление Раскольникова…………………………………………………… 313
Уроки 22-23 (90-91). Раскольников и «сильные мира сего»……………………………………………317
Уроки 24-25 (92-93). «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»……………325
Уроки 26-27 (94-95). Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой…………………………328
Уроки 28-29 (96-97). Воскрешение человека в Раскольникове через любовь………………………. 330
Урок 30 (98). Итоговый урок…………………………………………………………………………… 333
Вариант проведения уроков 16-30 (84-98). Уроки по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»
Урок 16 (84). История создания романа «Идиот». Смысл названия…………………………… 337
Урок 17 (85). Христианские мотивы в романе «Идиот»………………………………………… 340
Урок 18 (86). Мифология в романе. Фамилии в романе. Рогожин и Епанчина…………………341
Уроки 19-21 (87-89). Личность и судьба князя Мышкина……………………………………… 345
Уроки 22-23 (90-91). История любви князя Мышкина к Настасье Филипповне……………… 350
Урок 24 (92). Психологические мотивы в романе «Идиот»…………………………………… 353
Урок 25 (93). Роль Рогожина в раскрытии образа князя Мышкина…………………………… 354
Урок 26 (94). Женские образы в романе «Идиот»……………………………………………… 358
Урок 27 (95). Обобщающий урок по роману «Идиот» ………………………………………… 361
Уроки 28-29 (96-97). Сочинение по роману «Идиот»…………………………………………… 364
Урок 30 (98). Резервный…………………………………………………………………………… 365
^ Раздел XIII. Творчество Н. С. Лескова
Урок 31 (99). Художественный мир произведений Н. С. Лескова…………………………………… 365
Уроки 32-33 (100-101). «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие………… 367
Вариант проведения уроков 32-33 (100-101). Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»…… 369
Урок 34 (102). Итоговый урок по творчеству Н. С. Лескова……………………………………………374
^ Раздел XIV. Творчество Л. Н. Толстого
Уроки 35-36 (103-104). По страницам великой жизни.
Л. Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель……………………………………………… 375
Вариант проведения уроков 35-36 (103-104)
Урок 1 …………………………………………………………………………… 381
Урок 2 …………………………………………………………………………… 385
Урок 37 (105). Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр……………… 389
Уроки 38-39 (106-107). Эпизод «Вечер в салоне Шерер.
Петербург. Июль 1805 г.» (т. I, ч. 1, гл. 1-6, 12-13, 18-25)………………………………… 394
Урок 40 (108). Именины у Ростовых. Лысые горы…………………………………………………… 399
Урок 41 (109). Изображение войны 1805-1807 гг. (т. I)……………………………………………… 403
Урок 42 (110). Поиск плодотворной общественной деятельности
П. Безухова и А. Болконского (т. II, ч. 1-3)…………………………………………………… 408
Уроки 43-44 (111-112). Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа………………413
Урок 45 (113). Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе (т. III)…………………… 416
Уроки 46-47 (114-115). Изображение войны 1812 года…………………………………………………417
Уроки 48-49 (116-117). Кутузов и Наполеон в романе…………………………………………………424
Урок 50-51 (118-119). Партизанская война. Бегство французов из России.
Последний период войны и ее воздействие на героев…………………………………………427
Урок 52 (120). «Мысль народная» в романе «Война и мир»……………………………………………429
Вариант урока 52 (120). Простой народ как ведущая сила
исторических событий и источник настоящих норм морали…………………………………431
Урок 53 (121). Эпилог романа…………………………………………………………………………… 433
Урок 54 (122). Образ Наташи Ростовой………………………………………………………………… 435
Урок 55 (123). Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова………………………440
Уроки 56-57 (124-125). Семья в романе «Война и мир»……………………………………………… 442
Вариант уроков по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого
Урок 2. Особенности жанра, сюжета и композиции романа…………………………………… 455
Урок 3. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»………………………………………… 458
Урок 4. Семинар. Образ Левина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»………………… 460
Уроки 5-6. Семинар. Трагическая судьба Анны Карениной…………………………………… 463
Урок 7. Изображение светского общества в романе…………………………………………… 467
Урок 8. Художественные особенности романа……………………………………………………469
^ Раздел XV. Творчество А. П. Чехова
Урок 58 (126). Общественно-политическая жизнь России
в 80-90-е годы ХIХ века и ее отражение в литературе……………………………………… 472
Урок 59 (127). Этапы биографии и творчества А. П. Чехова………………………………………… 473
Уроки 60-61 (128-129). Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие.
Рассказы «Человек в футляре, «Крыжовник», «О любви»…………………………………… 476
Урок 62 (130). Тема гибели души в рассказе «Ионыч»…………………………………………………484
Уроки 63-64 (131-132). Конфликт в пьесе «Вишневый сад».
Варианты проведения уроков по пьесе «Вишневый сад» (4 часа)
Урок 63 (131). Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад»……… 498
Урок 64 (132). Своеобразие конфликта в чеховской драме.
Два сюжета пьесы «Вишневый сад»……………………………………………… 501
Урок 65 (133). «Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога………………503
Урок 66 (134). Система образов и главный образ пьесы………………………………………… 506
Урок 65 (133). Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова…………………………………………… 507
Четвертое издание первой части подробных поурочных разработок для 10 класса содержит обновленный комплект уроков: учтены все ошибки и замечания, изменения в учебных программах, требованиях и учебниках, добавлены новые варианты уроков и расширены уже существующие. Пособие универсально и может быть использовано при работе с любыми современными учебниками по литературе - Ю.В. Лебедева (М.: Просвещение), В.И. Сахарова, С.А. Зинина (М.: Русское слово), В.И. Коровина (М.: Просвещение), Г.Н. Ионина (М.: Мнемозина), А.Г. Кутузова (М.: Дрофа).
Издание полностью автономно, т. е. его одного достаточно для хорошей подготовки к уроку. Отвечает современным требованиям методики и дидактики.
Творчество К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.
Цель: показать значение творчества Батюшкова и Жуковского как родоначальников романтической школы «гармонической точности», роль поэтов в преобразовании языка, образной системы русской поэзии.
Методические приемы: лекция учителя, сообщения учеников, выразительное чтение.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задании
1. Вопросы.
- Назовите литературные направления XVIII в. - первой половины XIX в.
- Почему возникла необходимость в реформе языка? Каково значение языковой реформы Карамзина?
- В чем суть споров «карамзинистов» с «шишковистами»?
2. Сообщения учеников: «“Псреводы-перевыражения” и их роль в становлении и развитии русского романтизма»; «Романтический историзм Н.М. Карамзина», «Романтическая “школа гармонической точности”».
II. Лекция учителя
1. Поэзия К.Н. Батюшкова (1787-1855).
Лирика Батюшкова - начало большого пути новой русской поэзии, выразительницы такого строя мыслей и чувств.
В последней трети XVIII в. в России расцвел жанр «легкой поэзии» (застольные песни, романсы, дружеские послания, элегии), который представлял собой периферию поэзии, так как воссоздаваемый в нем «малый», «внутренний» мир был согласно жанровому мышлению классицизма изолирован от «большого», «внешнего». В XVIII в. ода должна была решать серьезные проблемы человеческой жизни (такова и ода Державина). У Батюшкова этой цели начинает служить элегия.
Начало XIX столетия принесло с собой представление о глубоко личных связях человека с внешним миром. Единичное человеческое сознание, заново, «для себя» осмысляя всеобщую жизнь, заявило о своей абсолютной ценности романтизмом.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Поурочные разработки по литературе XIX века, 10 класс, I полугодие, Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.