Поурочные разработки лебедев 10 литература смотреть.

М.: 2014. - 320 с.

В поурочных разработках отражены требования ФГОС: активизация учебного процесса, достижение эффективных результатов образования (личностных, метапредметных, предметных), максимальное использование образовательных ресурсов. Даны различные варианты занятий - лекция, беседа, диспут, а также тематическое планирование уроков в 10 классе. Введена рубрика "Язык литературы".

Формат: pdf

Размер: 6,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
Структура и содержание предлагаемого пособия 8
Методические рекомендации по проведению уроков литературы 11
Урок 1. Обзорная тема. Введение. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века -
Уроки 2 - 7. Повторение изученного. Из литературы первой половины XIX века. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь 14
Уроки 8 - 9. Обзорная тема. Становление реализма как художественного направления в европейской литературе.
Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Творчество Ф. Стендаля. Творчество О. Бальзака 31
Уроки 10-18. И. С. Тургенев 34
Уроки 19 - 20. Н. Г. Чернышевский 60
Уроки 21-27. И. А. Гончаров 63
Уроки 28 - 33. А. Н. Островский 82
Уроки 34 - 35. Ф. И. Тютчев 101
Урок 36. Обзорная тема. Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве 107
Уроки 37-48. Н. А. Некрасов 111
Уроки 49 -50. А. А. Фет 139
Уроки 51 - 52. А. К. Толстой 144
Уроки 53 - 55. М. Е. Салтыков-Щедрин 153
Урок 56. Обзорная тема. Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Ч. Диккенс 163
Уроки 57-64. Ф. М. Достоевский 165
Урок 65. Обзорная тема. Русская литературная критика второй половины XIX века 182
Урок 66. Обзорная тема. Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70-80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе 187
Уроки 67 -82. Л. Н. Толстой 190
Уроки 83 - 85. Н. С. Лесков 223
Уроки 86-87. Обзорная тема. Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу 232
Уроки 88-97. А. П. Чехов 235
Урок 98. Обзорная тема. Нравственные уроки русской литературы XIX века 251
Приложение 1. Примерное тематическое планирование уроков литературы в 10 классе 254
Приложение 2. Перечень электронных ресурсов 285

В методическом пособии предлагается вариант тематического планирования уроков литературы в 10 классе. Здесь также содержатся методические рекомендации по изучению литературных произведений и конкретные советы по проведению уроков, позволяющие выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения к результатам образования учеников 10 класса.

Вводные уроки

  • Уроки 1-2. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII–XIX вв.
  • Уроки 3–4. Творчество К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского
  • Урок 5. Декабристский романтизм. Творчество К.Ф. Рылеева

Творчество А.С. Пушкина

  • Уроки 6–7. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества
  • Урок 8. Основные темы, мотивы лирики А.С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии
  • Вариант урока 8. Поэт и поэзия в творчестве А.С. Пушкина
  • Урок 9. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина
  • Урок 10. Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина
  • Урок 11. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо»
  • Урок 12. Творческая история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа
  • Урок 13. Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин»
  • Урок 14. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина
  • Урок 15. Онегин и Ленский
  • Уроки 16–17. Татьяна – любимая героиня Пушкина
  • Уроки 18–19. Сочинение по роману «Евгений Онегин»
  • Вариант уроков 18–19. Подготовка к сочинению на тему «Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»
  • Уроки 20–21. «Маленькие трагедии». «Повести Белкина». Семинар
  • Уроки 22–23. Историческая тема в творчестве Пушкина 30‑х годов XIX в. Семинар

Творчество М.Ю. Лермонтова

  • Урок 24. Художественный мир М.Ю. Лермонтова
  • Урок 25. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова
  • Урок 26. «Пророк» Лермонтова и Пушкина
  • Урок 27. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова
  • Урок 28. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в отношениях с другими персонажами романа
  • Урок 29–30. Повести «Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»
  • Урок 31. «Зачем я жил? Для какой цели родился?» («Фаталист»)
  • Уроки 32–33. Зачет по творчеству М.Ю. Лермонтова
  • Уроки 34–35. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

Творчество Н.В. Гоголя

  • Урок 36. Призвание ­Гоголя-­писателя. Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя
  • Урок 37–38. Петербургские повести Н.В. Гоголя
  • Урок 39. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». История создания. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы
  • Уроки 40−41. Изображение поместного дворянства в поэме. Образ Манилова
  • Уроки 42−43. Изображение поместного дворянства в поэме. Образы Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина
  • Уроки 44–45. Чичиков и чичиковщина
  • Урок 46. «Мертвые души» в русской критике. Добро и зло в поэме
  • Урок 47. Образ России в поэме «Мертвые души»
  • Уроки 48–49. Творчество Гоголя и наше время. Семинар
  • Урок 50. Подготовка к сочинению по поэме Гоголя «Мертвые души»
  • Уроки 51–52. Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»
  • Урок 53. Становление и развитие реализма в русской литературе 30–50‑х годов XIX в.
  • Уроки 54–55. Особенности русской критики второй половины XIX в.

Творчество И.А. Гончарова

  • Уроки 56–57. Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»
  • Уроки 58–59. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»
  • Уроки 60–61. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»
  • Уроки 62–63. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов»
  • Урок 64. ­Историко-­философский смысл романа «Обломов»
  • Уроки 65–66. Контрольная работа по творчеству И.А. Гончарова
  • Уроки 67–68. Контрольная работа по I полугодию

Поурочные разработки к учебнику В.И. Сахарова, С.А. Зинина «Литература XIX века. 10 класс. Ч. 1»

  • Тематическое планирование на I полугодие (68 часов)

Творчество А.Н. Островского

  • Урок 22. А.Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества (1823–1886)
  • Урок 23. ­Идейно-­художественный анализ комедии «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот»)
  • Урок 24. Драма «Гроза». ­Идейно-­художественное своеобразие
  • Урок 25. Город Калинов и его обитатели (Действия I–IV)
  • Урок 26. Образ Катерины. Ее душевная трагедия (Действия II–V)
  • Урок 27. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»
  • Варианты уроков 24–27. Драма «Бесприданница»
  • Вариант урока 27. Искушение – лейтмотив драмы «Бесприданница»
  • Урок 28. Урок внеклассного чтения. Художественный мир пьесы «Снегурочка»

Творчество И.С. Тургенева

  • Урок 41. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818–1883)
  • Урок 42. Рассказы цикла «Записки охотника»
  • Урок 43. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе
  • Урок 44. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (главы 5–11)
  • Урок 45. Базаров и Одинцова (главы 13–19, 25–27)
  • Вариант урока 45. Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой
  • Урок 46. Базаров и его родители
  • Уроки 47–48. Базаров-нигилист
  • Урок 49. Базаров перед лицом смерти
  • Урок 50. Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева
  • Уроки 51–52. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева

Творчество Н.А. Некрасова

  • Урок 53. Биографическая и творческая справка о Н.А. Некрасове (1821–1878)
  • Уроки 54–55. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова
  • Урок 56–57. Горькая доля народа пореформенной России
  • Уроки 58–59. Душа народа русского…
  • Урок 60. Народ в споре о счастье
  • Урок 61. Идейный смысл рассказов о грешниках
  • Урок 62. Проверочная работа
  • Урок 63. Народ и Гриша Добросклонов
  • Уроки 64–65. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
  • Уроки 66–67. Контрольная работа по I полугодию

Поурочные разработки к учебнику В.И. Коровина «Русская литература XIX века. 10 класс. Ч. 1»

  • Тематическое планирование на I полугодие (68 часов)
  • Урок 1. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII–XIX вв.
  • Урок 2. Классицизм
  • Урок 3. Просвещение в Европе и России

Творчество Г.Р. Державина

  • Урок 4. Г.Р. Державин. Вехи жизни и творчества. «Осень во время осады Очакова»
  • Урок 5. Оды Г.Р. Державина. «Снигирь»
  • Урок 6. Сентиментализм. Творчество Н.М. Карамзина
  • Урок 7. Романтизм. Литературные общества

Приложения

  • Приложение 1. Литературные вечера и Викторины
  • Приложение 2. Тесты по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского («Бесприданница», «Гроза»), И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова
  • Список литературы
Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004.

Сравнительная характеристика программ литературного образования для 10 класса………………….6

Раздел I. Вводные уроки

Урок 1. Русская литература и русская история ХIХ века……………………………………………… 12

Урок 2. Творчество писателей конца ХVIII-начала ХIХ веков. Обзорное знакомство……………… 14

Раздел II. Творчество А. С. Пушкина

Урок 3. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.

Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина……………………………………………… 18

Вариант проведения урока 3. Литературная викторина по творчеству А. С. Пушкина…………… 20

Урок 4. Пушкин о назначении поэта и поэзии………………………………………………………… 23

Вариант урока 4. Поэт и поэзия в творчестве А. С. Пушкина………………………………………… 28

Урок 5-(6). Философские мотивы в лирике Пушкина……………………………………………………31

Урок 6. Тема любви и дружбы в поэзии А. С. Пушкина…………………………………………………34

Вариант урока 6. А. С. Пушкин «Сожженное письмо»…………………………………………………37

Урок 7. Творческая история романа «Евгений Онегин»…………………………………………………41

Урок 8. Художественное своеобразие романа…………………………………………………………… 43

Уроки 9-11. Духовные искания Евгения Онегина……………………………………………………… 47

Уроки 12-13. Татьяна - любимая героиня Пушкина…………………………………………………. 53

Уроки 14-15. Сочинение по роману «Евгений Онегин»…………………………………………………56

Вариант уроков 14-15. Подготовка к сочинению на тему «Роль лирических

отступлений в романе «Евгений Онегин»……………………………………………………… 58

^ Приложение к разделу II

Литературный вечер «дружба в жизни и лирике А. С. Пушкина»………………………………………62

Раздел III. Творчество М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Художественный мир М. Ю. Лермонтова………………………………………………………71

Урок 17. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова…………………………………………… 76

Вариант урока 17. «Пророк» Лермонтова и Пушкина………………………………………………… 79

Урок 18. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 81

Урок 19. Печорин в отношениях с другими персонажами романа……………………………………. 85

Урок 20. Повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»…………………………………………… 86

Урок 21. «Зачем я жил? Для какой цели родился?» (Работа по новелле «Фаталист»)…………………87

Урок 22. Зачет по творчеству М. Ю. Лермонтова………………………………………………………. 91

Урок 23. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 92

Приложение к разделу III

Литературный вечер «Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова»……………………………………… 94

Раздел IV. Творчество Н. В. Гоголя

Урок 24. Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя………………………………………………… 101

Урок 25. Анализ первой главы. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы………104

Уроки 26-29. Изображение поместного дворянства в поэме………………………………………… 106

Урок 30. Чичиков и чичиковщина……………………………………………………………………… 113

Вариант урока 30. Тайны поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»…………………………………… 117

Урок 31. Образ России в поэме «Мертвые души»………………………………………………………120

Уроки 32-33 . Творчество Гоголя и наше время. Семинар………………………………………………122

Урок 34. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души»……………………………………… 123

Раздел V. Творчество А. Н. Островского

Урок 35. А. Н. Островский - создатель русского театра.

Этапы биографии и творчества (1823 – 1886 гг.)……………………………………………. 125

Урок 36. Идейно-художественный анализ комедии

«Свои люди - сочтемся!» («Банкрот», 1847-1849 гг.)………………………………………130

Урок 37. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие……………………………………… 134

Урок 38. Город Калинов и его обитатели. Д. I-IV……………………………………………………… 137

Урок 39. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. II-V…………………………………………… 141

Урок 40 . Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»………………………………………………… 145

Урок внеклассного чтения. Художественный мир пьесы «Снегурочка»…………………………… 148

Вариант уроков 37-40. Драма «Бесприданница»

Урок 1 …………………………………………………………………………… 150

Уроки 2-3 ………………………………………………………………………… 152

Урок 4 …………………………………………………………………………… 156

Вариант урока 40. Искушение лейтмотив драмы «Бесприданница»…………………………………158

Раздел VI. Творчество И. А. Гончарова

Урок 41. Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова (1812-1891 гг.)…………………… 160

Уроки 42-43. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»………………...165

Урок 44. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»…………………………………… 167

Урок 45. Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов»………………………………169

Вариант урока 45. Историко-философский смысл романа «Обломов»………………………………171

Урок 46. Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова…………………………………………175

Раздел VII. Творчество И. С. Тургенева

Урок 47. Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева (1818-1883)……………………………… 178

Урок 48. Рассказы цикла «Записки охотника»………………………………………………………… 180

Урок 49. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».

Общественная атмосфера и ее отражение в романе………………………………………….. 184

Урок 50. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл. 5-11)……………………………………… 187

Урок 51. Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)…………………………………………………………192

Вариант урока 51. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой»………………………………… 194

Урок 52. Базаров и его родители………………………………………………………………………… 196

Уроки 53-54 . Базаров - нигилист……………………………………………………………………… 198

Урок 55. Е. В. Базаров перед лицом смерти…………………………………………………………… 202

Урок 56. Итоговый урок по творчеству И. С. Тургенева……………………………………………… 206

Раздел VIII. Творчество Н. А. Некрасова

Урок 57. Биографическая и творческая справка о Н. А. Некрасове (1821-1878)…………………… 210

Урок 58. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова…………………………………………… 212

Урок 59. Горькая доля народа пореформенной России…………………………………………………217

Уроки 60-61. Душа народа русского......................................................................................................... 221

Урок 62 . Народ в споре о счастье…………………………………………………………………………225

Урок 63. Идейный смысл рассказов о грешниках……………………………………………………… 230

Урок 64. Проверочная работа…………………………………………………………………………… 233

Урок 65. Народ и Гриша Добросклонов………………………………………………………………… 234

Уроки 66-67. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»…………………………………… 236

^ Раздел IX. Творчество Ф. И. Тютчева

Урок 1 (69). Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы…………………………………………… 237

Урок 2 (70). Любовная лирика Ф. И. Тютчева………………………………………………………… 244

Урок 3 (71). Философская лирика Тютчева…………………………………………………………… 250

Вариант проведения урока 3 (71) ……………………………………………………………………… 253

Урок 4 (72). Итоговый урок по творчеству Тютчева……………………………………………………260

^ Раздел X. Творчество А. А. Фета

Урок 5 (73). Этапы биографии и творчества А. А. Фета……………………………………………… 260

Урок 6 (74). Основные мотивы творчества А. А. Фета………………………………………………… 263

Урок 7 (75). Проверочная работа.

Анализ стихотворений А. Фета (2 стихотворения на выбор)…………………………………267

Урок 8 (76). Резервный…………………………………………………………………………………… 273

^ Раздел XI. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

Урок 9 (77). «Я писатель, в этом мое признание». Этапы биографии и творчества

М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя………………………………… 273

Уроки 10-11 (78-79). Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества………………… 275

Урок 12 (80). Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина» ………………………………………279

Вариант уроков 10-12 (78-80). «История одного города» как сатирическое произведение………. 282

Урок 13 (81). Итоговый по творчеству Салтыкова-Щедрина………………………………………… 288

Дополнительный материал для углубленного изучения

романа «Господа Головлевы». Общий обзор романа………………………………………… 289

^ Раздел XII. Творчество Ф. М. Достоевского

Уроки 14-15 (82-83). Ф. М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества…………… 294

Урок 16 (84). Роман «Преступление и наказание».

В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»…………………………………………… 304

Уроки 17-18 (85-86). «Потрясенный, выбитый из колеи герой»

или Раскольников среди униженных и оскорбленных……………………………………… 308

Урок 19 (87). Идея Раскольникова о праве сильной личности…………………………………………311

Уроки 20-21 (88-89). Преступление Раскольникова…………………………………………………… 313

Уроки 22-23 (90-91). Раскольников и «сильные мира сего»……………………………………………317

Уроки 24-25 (92-93). «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»……………325

Уроки 26-27 (94-95). Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой…………………………328

Уроки 28-29 (96-97). Воскрешение человека в Раскольникове через любовь………………………. 330

Урок 30 (98). Итоговый урок…………………………………………………………………………… 333

Вариант проведения уроков 16-30 (84-98). Уроки по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»

Урок 16 (84). История создания романа «Идиот». Смысл названия…………………………… 337

Урок 17 (85). Христианские мотивы в романе «Идиот»………………………………………… 340

Урок 18 (86). Мифология в романе. Фамилии в романе. Рогожин и Епанчина…………………341

Уроки 19-21 (87-89). Личность и судьба князя Мышкина……………………………………… 345

Уроки 22-23 (90-91). История любви князя Мышкина к Настасье Филипповне……………… 350

Урок 24 (92). Психологические мотивы в романе «Идиот»…………………………………… 353

Урок 25 (93). Роль Рогожина в раскрытии образа князя Мышкина…………………………… 354

Урок 26 (94). Женские образы в романе «Идиот»……………………………………………… 358

Урок 27 (95). Обобщающий урок по роману «Идиот» ………………………………………… 361

Уроки 28-29 (96-97). Сочинение по роману «Идиот»…………………………………………… 364

Урок 30 (98). Резервный…………………………………………………………………………… 365

^ Раздел XIII. Творчество Н. С. Лескова

Урок 31 (99). Художественный мир произведений Н. С. Лескова…………………………………… 365

Уроки 32-33 (100-101). «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие………… 367

Вариант проведения уроков 32-33 (100-101). Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»…… 369

Урок 34 (102). Итоговый урок по творчеству Н. С. Лескова……………………………………………374

^ Раздел XIV. Творчество Л. Н. Толстого

Уроки 35-36 (103-104). По страницам великой жизни.

Л. Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель……………………………………………… 375

Вариант проведения уроков 35-36 (103-104)

Урок 1 …………………………………………………………………………… 381

Урок 2 …………………………………………………………………………… 385

Урок 37 (105). Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр……………… 389

Уроки 38-39 (106-107). Эпизод «Вечер в салоне Шерер.

Петербург. Июль 1805 г.» (т. I, ч. 1, гл. 1-6, 12-13, 18-25)………………………………… 394

Урок 40 (108). Именины у Ростовых. Лысые горы…………………………………………………… 399

Урок 41 (109). Изображение войны 1805-1807 гг. (т. I)……………………………………………… 403

Урок 42 (110). Поиск плодотворной общественной деятельности

П. Безухова и А. Болконского (т. II, ч. 1-3)…………………………………………………… 408

Уроки 43-44 (111-112). Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа………………413

Урок 45 (113). Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе (т. III)…………………… 416

Уроки 46-47 (114-115). Изображение войны 1812 года…………………………………………………417

Уроки 48-49 (116-117). Кутузов и Наполеон в романе…………………………………………………424

Урок 50-51 (118-119). Партизанская война. Бегство французов из России.

Последний период войны и ее воздействие на героев…………………………………………427

Урок 52 (120). «Мысль народная» в романе «Война и мир»……………………………………………429

Вариант урока 52 (120). Простой народ как ведущая сила

исторических событий и источник настоящих норм морали…………………………………431

Урок 53 (121). Эпилог романа…………………………………………………………………………… 433

Урок 54 (122). Образ Наташи Ростовой………………………………………………………………… 435

Урок 55 (123). Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова………………………440

Уроки 56-57 (124-125). Семья в романе «Война и мир»……………………………………………… 442

Вариант уроков по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого

Урок 2. Особенности жанра, сюжета и композиции романа…………………………………… 455

Урок 3. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»………………………………………… 458

Урок 4. Семинар. Образ Левина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»………………… 460

Уроки 5-6. Семинар. Трагическая судьба Анны Карениной…………………………………… 463

Урок 7. Изображение светского общества в романе…………………………………………… 467

Урок 8. Художественные особенности романа……………………………………………………469

^ Раздел XV. Творчество А. П. Чехова

Урок 58 (126). Общественно-политическая жизнь России

в 80-90-е годы ХIХ века и ее отражение в литературе……………………………………… 472

Урок 59 (127). Этапы биографии и творчества А. П. Чехова………………………………………… 473

Уроки 60-61 (128-129). Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие.

Рассказы «Человек в футляре, «Крыжовник», «О любви»…………………………………… 476

Урок 62 (130). Тема гибели души в рассказе «Ионыч»…………………………………………………484

Уроки 63-64 (131-132). Конфликт в пьесе «Вишневый сад».

Варианты проведения уроков по пьесе «Вишневый сад» (4 часа)

Урок 63 (131). Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад»……… 498

Урок 64 (132). Своеобразие конфликта в чеховской драме.

Два сюжета пьесы «Вишневый сад»……………………………………………… 501

Урок 65 (133). «Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога………………503

Урок 66 (134). Система образов и главный образ пьесы………………………………………… 506

Урок 65 (133). Итоговый урок по творчеству А. П. Чехова…………………………………………… 507

Четвертое издание первой части подробных поурочных разработок для 10 класса содержит обновленный комплект уроков: учтены все ошибки и замечания, изменения в учебных программах, требованиях и учебниках, добавлены новые варианты уроков и расширены уже существующие. Пособие универсально и может быть использовано при работе с любыми современными учебниками по литературе - Ю.В. Лебедева (М.: Просвещение), В.И. Сахарова, С.А. Зинина (М.: Русское слово), В.И. Коровина (М.: Просвещение), Г.Н. Ионина (М.: Мнемозина), А.Г. Кутузова (М.: Дрофа).
Издание полностью автономно, т. е. его одного достаточно для хорошей подготовки к уроку. Отвечает современным требованиям методики и дидактики.

Творчество К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.
Цель: показать значение творчества Батюшкова и Жуковского как родоначальников романтической школы «гармонической точности», роль поэтов в преобразовании языка, образной системы русской поэзии.
Методические приемы: лекция учителя, сообщения учеников, выразительное чтение.

Ход уроков
I. Проверка домашнего задании
1. Вопросы.
- Назовите литературные направления XVIII в. - первой половины XIX в.
- Почему возникла необходимость в реформе языка? Каково значение языковой реформы Карамзина?
- В чем суть споров «карамзинистов» с «шишковистами»?
2. Сообщения учеников: «“Псреводы-перевыражения” и их роль в становлении и развитии русского романтизма»; «Романтический историзм Н.М. Карамзина», «Романтическая “школа гармонической точности”».

II. Лекция учителя
1. Поэзия К.Н. Батюшкова (1787-1855).
Лирика Батюшкова - начало большого пути новой русской поэзии, выразительницы такого строя мыслей и чувств.

В последней трети XVIII в. в России расцвел жанр «легкой поэзии» (застольные песни, романсы, дружеские послания, элегии), который представлял собой периферию поэзии, так как воссоздаваемый в нем «малый», «внутренний» мир был согласно жанровому мышлению классицизма изолирован от «большого», «внешнего». В XVIII в. ода должна была решать серьезные проблемы человеческой жизни (такова и ода Державина). У Батюшкова этой цели начинает служить элегия.

Начало XIX столетия принесло с собой представление о глубоко личных связях человека с внешним миром. Единичное человеческое сознание, заново, «для себя» осмысляя всеобщую жизнь, заявило о своей абсолютной ценности романтизмом.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Поурочные разработки по литературе XIX века, 10 класс, I полугодие, Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!