Повесть о темир-аксаке как памятник промосковской литературы - конкурс молодых историков "наследие предков - молодым". Электронные публикации

Памятник древнерусской литературы XIV века

Месяца августа двадцать шестого на память святых мучеников Андреана и Натальи, повесть полезная, из древних сказаний сложенная, представляющая преславное чудо, бывшее с иконой Пречистой Богородицы, которая называется Владимирской, как пришла она из Владимира в боголюбивый град Москву, избавила нас и город наш от безбожного и зловерного царя Темир Аксака- Господи, благослови, отче!

В 1395 году, во время княжения благоверного и христолюбивого великого князя Василия Дмитриевича, самодержца Русской земли, внука великого князя Ивана Ивановича, правнука великого князя, самодержца Ивана Даниловича, при благолюбивом архиепископе Киприане, митрополите киевском и всея Руси, на пятнадцатом году царения Тохтамыша и на седьмом году княжения великого князя Василия Дмитриевича, и в индикте третьем, и на тринадцатый год после татарщины, по взятии Москвы, поднялась великая смута в Орде.

Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей поднял в Орде и на Руси своим приходом.

Об этом же Темир Аксаке рассказывали, что по происхождению не царского был он рода: ни сын царский, ни племени царского, ни княжеского, ни боярского, всего лишь низший из самых захудалых людей из числа заяицких татар, из Самаркандской земли, из Синей Орды, что за Железными Воротами. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке - безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Когда раньше работал у одного хозяина, тот, видя его злонравие, от него отказался и, избив, изгнал от себя; он же, не имея пропитания, разбоем кормился.

Одиажды, когда он был еще молод и с голоду крадя кормился, украл он у кого-то овцу, но люди тотчас выследили его. Он же пытался убежать, но быстро многими был окружен, схвачен и связан крепко, и всего его избили нещадно, и решили убить его досмерти; и перебили ему ногу в бедре пополам, и тут же бросили его как мертвого, недвижимым и бездыханным; ибо решили, что умер, и оставили псам на съедение. Лишь только зажила у него эта смертельная рана, поднялся, оковал себе железом ногу свою перебитую,- по этой причине и хромал; потому и прозван был Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак - хромец; так в переводе с половецкого языка объясняется имя Темир Аксак, которое значит Железный Хромец, ибо, от вещи и дел имя получив, делами своими прозвище себе добыл.

Так и потом, исцелившись от ран, после страшного того избиения, не изменил прежнего злобного нрава, не смирился, не укротился, но только больше испортился: сильнее прошлого и пуще прежнего стал он лютым разбойником. А потом к нему пристали молодцы лихие, мужи свирепые, всякие злые люди, похожие на него, такие же разбойники и грабители - и стало их очень много. И когда стало их числом до ста, назвали его своим атаманом; а когда стало их числом до тысячи, тогда уже князем его звали; а когда они сильно умножились, больше числом стали, многие земли попленили, многие города и царства захватили, тогда и царем своим его нарекли. И этот Темир Аксак начал многие войны затевать и частые битвы, многих побед добился, многих неприятелей одолел, много городов разрушил, многих людей загубил, многие страны и земли покорил, многие государства и народы пленил, многие княжества и царства покорил себе; царя турецкого Крещения пленил, а его царство захватил. А вот и названия тем землям и царствам, которые покорил Темир Аксак: Чагатай, Хоросан, Голустан, Китай, Синяя Орда, Шираз, Исфаган, Орначь, Гилянь-Сиз, Шебран, Шемаху, Сивас, Арзрум, Тифлис, Тавриз, Гурзустан, Грузию, Багдад, Темир-Кабы, иначе сказать Железные Ворота, и Ассирию, и Вавилонское царство, где был Навуходоносор, который пленил Иерусалим и трех отроков-Ананию, Азария, Мисаила и Даниила-пророка, и город Севастию, где было замучено сорок святых мучеников, и Армению, где был святой Григорий, епископ великой Армении, и Дамаск великий, и Сарай великий - вот названия тех земель, и тех городов, и тех государств, над которыми царствовал Темир Аксак; со всех тех земель дани и оброки дают ему, во всем ему повинуясь. Он ведь на частые битвы ходил, и они с ним повсюду, волю его творя, многие страны завоевали; царя Крещения турецкого в клетке железной возил с собою, того ради, чтобы видели все страны таковую его славу и силу, - безбожного врага и гонителя.

Пришел Темир Аксак войной на царя Тохтамыша, и был между бой на месте, называемом Ораинским, на кочевье царя Тохтамыша; и изгнал он царя Тохтамыша. Оттого распалился окаянный, замыслил в сердце своем и на Русскую землю - полонить ее; как и прежде того, когда за грехи попустил это бог, полонил царь Батый Русскую землю, - так и гордый и свирепый Темир Аксак то же замышлял, желая захватить Русскую землю.

И собрал он всех воинов своих, прошел всю Орду и всю землю Татарскую, подошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошел из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, окаянный, идти на всю Русскую землю, чтобы, подобно новому Батыю, разорить христиан.

Благоверный же и христолюбивый великий князь Василий Дмитриевич, самодержец Русской земли, прослышал о замышлении на православную веру того безверного, свирепого и страшного мучителя и губителя Аксака Темира-царя; боголюбивый великий князь Василий Дмитриевич, руки к небу вздымая, со слезами молился, говоря: «Создатель и заступник наш, господи, господи, посмотри из святого жилища твоего, взгляни - и смири того варвара и сущих с ним, дерзнувших хулить святое великое имя твое и пречистой всенепорочной твоей матери! Заступник наш, господи, пусть не скажет варвар: «Где же бог их?» - ибо ты наш бог, который гордым противится! Поднимись, господи, на помощь рабам твоим, на смиренных рабов своих посмотри! Не допусти, господи, этого проклятого врага поносить нас, ибо сила твоя ни с чем не сравнима и царство твое нерушимо! Вслушайся в речи варвара этого, избавь нас и град наш от проклятого и безбожного царя Темир Аксака».

И послал князь великий Василий Дмитриевич весть к отцу своему духовному, боголюбивому архиепископу Киприану, митрополиту киевскому и всея Руси, чтобы народу велел поститься и молиться, с усердием и со слезами к богу взывать. Преосвященный же Киприан, митрополит киевский и всея Руси, услышав этот наказ от господина своего, великого князя Василия Дмитриевича, призвал к себе всех архимандритов и игуменов и повелел им петь по городу всюду молебны, а детям их духовным велел наказать, чтобы соблюдали пост, молитву, и покаянье ото всей души. Сам же преосвященный Киприан-митрополит, также каждый день призывая к себе благоверных князей, благочестивых княгинь и всех властителей и воевод, постоянно наказывал им, поучая; сам же Киприан-митрополит во все дни и часы из церкви не выходил, вознося молитвы богу за князя и за народ.

Также повелел князь наместникам своим, и властителям, и господским воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов. Они же, услышав повеление господина своего, собрали знатных людей и весь город и укрепили оборону.

Тамерлан История Автор неизвестен --

ПОВЕСТЬ О ТЕМИР АКСАКЕ

ПОВЕСТЬ О ТЕМИР АКСАКЕ

МЕСЯЦА АВГУСТА ДВАДЦАТЬ ШЕСТОГО НА ПАМЯТЬ

СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ АНДРЕАНА И НАТАЛЬИ, ПОВЕСТЬ

ПОЛЕЗНАЯ, ИЗ ДРЕВНИХ СКАЗАНИЙ СЛОЖЕННАЯ,

ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕСЛАВНОЕ ЧУДО, БЫВШЕЕ

С ИКОНОЙ ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ, КОТОРАЯ

НАЗЫВАЕТСЯ ВЛАДИМИРСКОЙ, КАК ПРИШЛА ОНА

ИЗ ВЛАДИМИРА В БОГОЛЮБИВЫЙ ГРАД МОСКВУ,

ИЗБАВИЛА НАС И ГОРОД НАШ ОТ БЕЗБОЖНОГО

И ЗЛОВРЕДНОГО ЦАРЯ ТЕМИР АКСАКА -

ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ!

В 1395 году, во время княжения благоверного и христолюбивого великого князя Василия Дмитриевича, самодержца Русской земли, внука великого князя Ивана Ивановича, правнука великого князя, самодержца Ивана Даниловича, при влаголюбивом архиепископе Киприане, митрополите киевском и всея Руси, на пятнадцатом году царения Тохтамыша и на седьмом году княжения великого князя Василия Дмитриевича, и в индикте третьем, и на тринадцатый год после татарщины, по взятии Москвы, поднялась великая смута в Орде.

Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей поднял в Орде и на Руси своим приходом.

Об этом же Темир Аксаке рассказывали, что по происхождению не царского был он рода: ни сын царский, ни племени царского, ни княжеского, ни боярского, всего лишь низший из самых захудалых людей из числа заяицких татар, из Самаркандской земли, из Синей Орды, что за Железными Воротами. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке - безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Когда раньше работал у одного хозяина, тот, видя его злонравие, от него отказался и, избив, изгнал от себя; он же, не имея пропитания, разбоем кормился.

Однажды, когда он был еще молод и с голоду крадя кормился, украл он у кого-то овцу, но люди тотчас выследили его. Он же пытался убежать, но быстро многими был окружен, схвачен и связан крепко и всего его избили нещадно, и решили убить его до смерти; и перебили ему ногу в бедре пополам, и тут же бросили как мертвого, недвижимым и бездыханным; ибо решили, что умер, и оставили псам на съедение. Лишь только зажил у него эта смертельная рана, поднялся, оковал себе железо ногу свою перебитую - по этой причине и хромал; потому прозван был Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак - хромец; так в переводе с половецкого языка объясняется имя Темир Аксак, которое значит Железный Хромец, ибо, от вещи и дел имя получив, делами своими прозвище себе добыл.

Так и потом, исцелившись от ран, после страшного того избиения, не изменил прежнего злобного нрава, не смирился, не укротился, но только больше испортился; сильнее прошлого и пуще прежнего стал он лютым разбойником. А потом к нему пристали молодцы лихие, мужи свирепые, всякие злые люди, похожие на него, такие же разбойники и грабители - и стало их очень много. И когда стало их числом до ста, назвали его своим атаманом; а когда стало их числом до тысячи, тогда уже князем его звали; а когда они сильно умножились, больше числом стали, многие земли попленили, многие города и царства захватили, тогда и царем его своим нарекли.

И этот Темир Аксак начал многие войны затевать и частые битвы, многих побед добился, многих неприятелей одолел, много городов разрушил, многих людей загубил, многие страны и земли покорил, многие государства и народы пленил, многие царства и княжества покорил себе; царя турецкого Крещения пленил, а его царство захватил. А вот и названия тем землям и царствам, которые покорил Темир Аксак: Чагатай, Хоросан, Голустан, Китай, Синюю Орду, Шираз, Исфаган, Орначь, Гилян-Сиз, Шебран, Шемаху, Сивас, Арзрум, Тифлис, Тавриз, Гурзустан, Грузию, Багдад, Темир-Кабы, иначе сказать Железные Ворота, и Ассирию, и Вавилонское царство, где был Навуходоносор, который пленил Иерусалим и трех отроков - Анания, Азария, Мисаила и Даниила-пророка, и город Севастию, где было замучено сорок святых мучеников, и Армению, где был святой Григорий, епископ великой Армении, - и Дамаск великий, и Сарай великий - вот названия тех земель, и тех городов, и тех государств, над которыми царствовал Темир Аксак; со всех тех земель дани и оброки дают ему, во всём ему повинуясь. Он ведь на частые битвы ходил, и они с ним повсюду, волю его творя, многие страны завоевали; царя Крещения турецкого в клетке железной возил с собою, того ради, чтобы видели все страны таковую его славу и силу, - безбожного врага и гонителя.

Пришел Темир Аксак войной на царя Тохтамыша, и был между ними бой на месте, называемым Ораинским, на кочевье царя Тохтамыша; и изгнал он царя Тохтамыша. Оттого распалился окаянный, замыслил в сердце своём и на Русскую землю - полонить ее; как и прежде того, когда за грехи попустил это бог, полонил царь Батый Русскую землю, - так и гордый и свирепый Темир Аксак то же замышлял, желая захватить Русскую землю.

И собрал он всех воинов своих, прошел всю Орду и всю землю Татарскую, подошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и много людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошел из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, окаянный, идти на всю Русскую землю, чтобы, подобно новому Батыю, разорить христиан.

Благоверный же и христолюбивый великий князь Василий Дмитриевич, самодержец Русской земли, прослышал о замышлении на православную веру того безверного, свирепого и страшного мучителя и губителя Аксака Темира-царя; боголюбивый великий князь Василий Дмитриевич, руки к небу вздымая, со слезами молился, говоря: «Создатель и заступник наш, господи, господи, посмотри из святого жилища твоего, взгляни - и смири того варвара и сущих с ним, дерзнувших хулить святое великое имя твое и пречистой всенепорочной твоей матери! Заступник наш, господи, пусть не скажет варвар: «Где же бог их?» - ибо ты наш бог, который гордым противится! Поднимись, господи, на помощь рабам твоим, на смиренных рабов своих посмотри! Не допусти, господи, этого проклятого врага поносить нас, ибо сила твоя ни с чем не сравнима и царство твое нерушимо! Вслушайся в речи варвара этого, избавь нас и град наш от проклятого и безбожного царя Темира Аксака».

И послал князь великий Василий Дмитриевич весть к отцу своему духовному, боголюбивому архиепископу Киприану, митрополиту киевскому и всея Руси, чтобы народу велел поститься и молиться, с усердием и со слезами к богу взывать. Преосвященный же Киприан, митрополит киевский и всея Руси, услышав этот наказ от господина своего, великого князя Василия Дмитриевича, призвал к себе всех архимандритов и игуменов и повелел им петь по гроду всюду молебны, а детям их духовным велел наказать, чтобы соблюдали пост и молитву, и покаянье от всей души. Сам же преосвященный Киприан-митрополит также каждый день призывая к себе благоверных князей, благочестивых княгинь и всех властителей и воевод, постоянно наказывая им, поучая; сам же Киприан-митрополит во все дни и часы из церкви не выходил, вознося молитвы богу за князя и за народ.

Также повелел князь наместникам своим, и властителям, и уродским воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов. "Ни же, услышав повеление господина своего, собрали знатных людей и весь город и укрепили оборону.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, вспомнив об избавлении царствующего града, когда сохранила пречистая владычица наша Богородица стольный город от нашествия язычника царя Хозроя, надумал послать за иконой пречистой владычицы нашей Богородицы. Боголюбивый же Киприан, митрополит киевский и всея Руси, услышав этот наказ господина своего, великого князя Василия Дмитриевича, послал в старый и славный город Владимир за иконой пречистой владычицы нашей Богородицы служителей большой соборной церкви святой Богородицы, что во Владимире. Протопоп посоветовался со служителями, пречистую чудную икону взяли и понесли из города Владимира в Москву, из опасения перед Темир Аксаком татарским, который, как слышали мы бывало в сказаньях, был где-то там, далеко, где солнце восходит, а ныне уж тут, при дверях, приблизился - и готовится, изостряется на нас сильно. И было тогда, месяца августа в пятнадцатый день, в самый праздник славного Успения владычицы нашей Богородицы, присной девы Марии, вышли на проводы чудесной иконы, которую проводили с честью, с верою и любовью, с ужасом и томлением, с плачем, далеко за город, и в великой вере многие слезы проливали.

Когда же донесли икону эту почти до Москвы, тогда весь город вышел навстречу, и встретил ее с честью Киприан-митрополит с епископами и архимандритами, с игуменом и дьяконами, со всеми служителями и причтом церковным, с монахами и монахинями, с благоверными князьями, с благоверными княгинями, и с боярами, и с боярынями, мужчины и женщины, юноши, девы и старцы с подростками, дети, младенцы, сироты и вдовы, нищие и убогие, всякого возраста мужи и жены, от мала до велика, всё многое множество народа бесчисленного, и люди с крестами и с иконами, с евангелиями и со свечами, и с лампадами, с псалмами и с песнями и пеньем духовным, а лучше сказать - все в слезах, от мала до велика, и не сыскать человека не плачущего, но все с молитвой и плачем, все со вздохами неумолчными и с рыданьем, в благодарности руки воздевая к небу, все молились святой Богородице, восклицая и говоря: «О всесвятая владычица Богородица! Избавь нас и город наш Москву от поганого Темир Аксака-царя, и каждый город христианский и страну нашу защити, и князя и людей от всякого зла оборони, и город наш Москву от нашествия варварских воинов, избавь нас от пленения врагами, от огня, и меча, и внезапной смерти, и от теперь охватившей нас скорби, и от печали, нашедшей на нас ныне, от сегодняшнего гнева, и бед, и забот, от предстоящих нам всем искушений избавь, Богородица своими спасительными молитвами к сыну своему и богу нашему, который своим пришествием уже нас спасал, нищих и убогих, скорбящих и печальных; умилосердись, госпожа, о скорбящих рабах твоих, на тебя надеясь, мы не погибнем, но избудем тобою наших врагов; не предавай нас, заступница наша и наша надежда, в руки врагам-татарам, но избавь нас от врагов наших, враждебных советы расстрой и козни их разрушь; в годину скорби нашей нынешней, нашедшей на нас, будь верной заступницей и помощницей, чтобы, от нынешней беды избавленные тобою, благодарно мы воскричали: «Радуйся, заступница наша безмерная!»

Так по божьей благодати неизреченной милости, молитвами святой Богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад, ушел в свою землю. Что за преславное чудо! Что за великое диво! Какое милосердие к народу христианскому! В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из Владимира в Москву, - в тот же день Темир Аксак-царь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашел на него страх и трепет, вторгся страх в сердце его и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду, Руси тылы показав, и повернул с соплеменниками своими восвояси; возвратились без успеха, впали в смятение и заколебались, как будто кто-то их гнал. Не мы ведь их гнали, но бог изгнал их незримою силой своей и пречистой своей матери, скорой заступницы нашей в бедах, и молитвой угодника его, боголюбивого преосвященного Петра, митрополита киевского и всея Руси, твердого заступника нашего города Москвы и молебника города нашего Москвы от находящих на нас бед; наслал на них страх и трепет, чтобы застыли на месте.

Так же в древности при Иезекии-царе и при Исайе-пророке Сеннахирим, царь ассирийский, пришел на Иерусалим войною, весьма похваляясь в гордыне своей и на бога-вседержителя богохульные слова вознося; царь же Иезекия тогда болел, но хоть и болен был, помолился богу слезно вместе с пророком Исайей и со всеми людьми; услышал бог молитву их, и, ради угодного ему Давида, послал бог ангела своего, думаю я - великого архангела Михаила, - и тотчас в ту ночь ангел господен убил из войска ассирийского сто и восемьдесят и пять тысяч; когда поднялись наутро, увидели мертвые трупы лежащие. А царь ассирийский Сеннахирим испугался ужасно и устрашился, с остатками войска быстро бежал в Ниневию-город, где вскоре своими детьми был убит и так умер. Ведь как тогда при Сеннахириме было, так и теперь при Темир Аксаке, один ведь бог и тогда и теперь, одна благодать божия истекает тогда и ныне. Ибо милостив бог и силен, может всё, что хочет, и милостив к нам, ибо избавил нас от рук враждебных татар, избавил нас от битвы, и от меча, и от кровопролития; мощной десницей своей разогнал врагов наших, сынов Агари, рукою твердою, рукою крепкую устрашил ты сынов Измайловых; не наши воеводы прогнали Темир Аксака, не наши войска устрашили его, но силой незримой напал на него страх и трепет, страхом божьим он устрашился, гневом божьим изганан был, и без добычи ушел прочь из Русской земли, отступив туда, откуда пришел, земли русской едва коснувшись, - не надругался, не обездолил, не повредил ей ничем, но ушел без оглядки. Мы поднялись и стали открыто, он же, принизясь, исчез; мы ожили и исцелели, ибо помощь нам дал господь, сотворивший небо и землю.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, услышав об уходе проклятого и зловредного царя Темир Аксака возвратился снова во владения свои, в город Москву, и встретил его боголюбивый Киприан, митрополит киевский и всея Руси с крестами и с иконами, с архидьяконами и с архимандритами с игуменами, с попами и с дьяконами, и весь народ христианский с радостью великою. Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, и святитель, и все люди со слезами руки к небу вздымали и благодарность возносили, говоря: «Десница твоя о господи, прославилась твердостью, правая твоя, господи, рука, сокрушила врагов, и величием славы твоей стер ты противники! наших», - ибо безумный Темир Аксак, со множеством бесчисленных войск прийдя, с позором ушел.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, войдя в храм пречистой владычицы нашей Богородицы, увидел чудотворную икону пречистой владычицы нашей Богородицы Владимирской; упав сердечно пред ликом святой иконы, пролил слезы умильные из очей своих и говорил: «Благодарю тебя госпожа пречистая, пренепорочная владычица наша Богородица христианам державная помощница, что нам защиту и твердость показала; избавила ты, госпожа, нас и город наш от зловредного царя Темир Аксака». Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич и боголюбивый архиепископ Киприан, митрополит киевский и всея Руси, повелел вскоре на том месте, где встречали чудотворную икону пречистой Богородицы, поставить церковь во имя пречистой Богородицы, славной встречи ее на память о той незабвенной милости божьей, чтобы не забыли люди дел божьих Эту же церковь освятил сам митрополит, поставили монастырь и повелено было тут жить игумену и братии. И с тех пор постановили праздник праздновать месяца августа в двадцать шестой день, в день поминовения святых мучеников Андреаня и Наталии. Эта же чудесная икона святой Богородицы написана была рукою святого апостола и евангелиста Луки. Мы же, грешные слуги Христа, слышав об этом чуде господа нашему Иисуса Христа и пречистой его матери Богородицы, решили в это записать во славу имени господа нашего Иисуса Христа и пречистой его матери, владычицы нашей Богородицы, заступницы народа христианского. Ее молитвами, Христе, боже наш, помилуй нас ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Из книги Норильские рассказы автора Снегов Сергей Александрович

Повесть ни о чём На несколько лет нашей жизнью стала работа.Опытный металлургический цех – ОМЦ, – куда меня перевели с площадки Металлургстроя, приткнулся к подножью Шмидтихи, закрывшей всю южную часть горизонта. Нижняя половина горы заросла лесом, выше вздымалась голая

Из книги Против кого дружите? автора Стеблов Евгений

Не я (Маленькая повесть) Пролог – встреча со зрителемСегодня не нравлюсь сам себе. Просто видеть себя не могу. Отвернулся. Облокотился на зачехленный рояль, расстегнул пуговицы над клавиатурой, открыл крышку, попробовал звук. Вязкий и дребезжащий. Заигран, разболтан,

Из книги Я, Есенин Сергей… автора Есенин Сергей Александрович

Яр Повесть

Из книги Лев Рохлин: Жизнь и смерть генерала. автора Антипов Андрей

АФГАНСКАЯ ПОВЕСТЬ Легенда гласит: Рохлин попал в Афганистан по воле жены. Уличенный ею в неравнодушии к женскому полу вообще, а не только к законной супруге, он получил ультиматум: искупить кровью. И настоял на назначении в Афганистан.Натура впечатлительная и в то же время

Из книги Павлов автора

Повесть о неврозах Настоящая, законная научная теория должна не только охватывать весь существующий материал, но и открывать широкую возможность дальнейшего изучения и, позволительно сказать, безграничного экспериментирования. И. П. Павлов Вначале это показалось

Из книги Норильское восстание автора Грицяк Евгений

Повесть о невозможном И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. от. Матф. 10.23 Перед нами тот случай, когда автор книги не мог остаться в живых. Возглавить восстание узников сталинского концлагеря означало последний этап.Играть в жизни свою последнюю роль. С

Из книги Пути, которые мы избираем автора Поповский Александр Данилович

Повесть о недосыпании В физиологической лаборатории Педагогического института имени Герцена творилось нечто невообразимое. Слушатели, не состоявшие в числе поклонников профессора Быкова, утверждали, что все там сошли с ума. Оттуда круглыми сутками доносились крики

Из книги Том 4. Книга 1. Воспоминания о современниках автора Цветаева Марина

Повесть о Сонечке

Из книги Там, где всегда ветер автора Романушко Мария Сергеевна

Повесть об отце Неожиданно для самой себя, я решила написать повесть. Сама удивляюсь, как мне это могло прийти в голову. Ведь до этого я никаким сочинительством не занималась. Но помню оглушительную радость, когда эта мысль озарила меня:Я МОГУ НАПИСАТЬ КНИГУ – И ЭТО БУДЕТ

Из книги Когда я был маленьким, у нас была война автора Олефир Станислав Михайлович

Повесть о солдате Бывалые охотники знают, что у каждого зайчонка по несколько мам. Одна родная, остальные молочные. Родит его зайчиха, накормит, спрячет в кусты и оставляет навсегда. Если на земле всего один заячий след, это просто след, а если несколько - тропа. Лисица по

Из книги Рассказы и повести автора Хайко Леонид Дмитриевич

Повесть о капитане Бороться и искать, найти и не сдаваться. В. Каверин. От автора Эта повесть о ребятах моего поколения, которые пошли в школу в первые годы после войны. На их долю выпало трудное время. Они сполна прочувствовали голод и холод, с малых лет познали труд, и

Из книги Одна – здесь – жизнь автора Цветаева Марина

Повесть о Сонечке Часть первая Павлик и Юра Elle etait pale – et pourtant rose, Petite – avec de grands cheveux… Нет, бледности в ней не было никакой, ни в чем, все в ней было – обратное бледности, а все-таки она была – pourtant rose , и это своеместно будет доказано и показано.Была зима 1918–1919 года,

Из книги Каменный пояс, 1976 автора Гагарин Станислав Семенович

Из книги История моей юности автора Петров-Бирюк Дмитрий Ильич

В Темир-Хан-Шуре Желание стать военным у меня уже совсем пропало, а все же пришлось мне поехать в Темир-Хан-Шуру. Теперь уже неудобно было не ехать, так как о своем отъезде я слишком много наболтал в станице.Поезда во время войны ходили страшно медленно, ехал я очень долго. В

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Незаписанная повесть "Эпизод из незаписанной повести". Эта книга Клода Брэгдона имеет многих друзей. В разных частях света ее читают. Кое-кто мог бы прибавить к помянутым эпизодам и еще немалое, тоже незаписанное. Подчас целый смысл жизни заключается в таких фактах,

Из книги Встречи автора Рощин Борис Алексеевич

Эмир (с 1370 по 1405 г.) среднеазиатского государства Тимур (Тамерлан, Тимур-Ленг) вел беспрерывные захватнические войны, отличавшиеся особой жестокостью и беспощадностью. Одно имя грозного завоевателя приводило в ужас людей Азии и Европы. В 1395 г. Тимур, называемый в древнерусских источниках Темир-Аксаком, начал поход на Русь. Захватив Елецкое княжество, силы Тимура подошли к рязанским владениям. Простояв здесь две недели, Тимур повернул назад и ушел из пределов Русской земли.

О походе Тимура на Русь рассказывает «Повесть о Темир-Аксаке», весьма популярная в древнерусской письменности, дошедшая до нас в многочисленных редакциях, которые создавались на протяжении XVI–XVII вв.

В. П. Гребенюк, посвятивший этому произведению монографическое исследование, разделил дошедшие до нас списки Повести на 11 редакций. Все поздние редакции восходят к двум первоначальным. Первоначальные и поздние редакции встречаются и в составе летописей и в составе сборников. Наиболее близок к авторскому, как считает В. П. Гребенюк, текст первоначальной редакции А, встречающийся и в сборниках и в летописях. Текст этой редакции включен в состав Софийской второй летописи. По мнению В. П. Гребенюка, «Повесть о Темир-Аксаке» в первоначальной редакции Б, которая представляет собой уже переработку первоначальной редакции А, входила в состав свода 1408 г., т. е. в состав Троицкой летописи. (Правда, М. Д. Приселков в свою реконструкцию Троицкой летописи «Повесть о Темир-Аксаке» не включил). Время составления свода 1408 г. является верхней границей датировки Повести. Нижней границей является 1402 г., так как в Повести сообщается о пленении Тимуром турецкого царя Баязида, что произошло в 1402 г.

В начальной части Повести рассказывается легендарная история Темир-Аксака: «Исперва не царь бе родом, ни сын царев, ни племени царьска, ни княжьска, ни боярьска, но тако из проста един сый от худых людей… ремеством же кузнець бе железный, обычаем же и делом немилостив, хищник, и ябедник, и грабежник…». Оставшись без работы и «не име чим питатися» (хозяин «за злонравие» прогнал его), Темир-Аксак начал воровать. Однажды, когда он украл овцу, его поймали, избили до полусмерти и переломили ему ногу. Темир-Аксак «перекова себе железом ногу свою перебитую, таковою нужею хромаше; того ради прозван бысть Темир Аксак, Темир бо зовется железо, а Аксак хромець… еже протолкуется железный хромець» (с. 124). Начав с небольшой шайкой таких же молодцев, как он сам, заниматься разбоем, Темир-Аксак все больше и больше входил в силу, так что стал уже завоевывать целые земли и начал называть себя царем.

Этот легендарный рассказ противопоставлял законным владетелям Русской земли - русским князьям, ведущим свой род от крестителя Русской земли Владимира I, незаконность власти Темир-Аксака, посягнувшего на Русскую землю. И, согласно историософской концепции автора Повести, божественное вмешательство уберегло Русь от грозного, но беззаконного Темир-Аксака.

В Москве готовятся дать отпор захватчикам. Чтобы защитить Москву от завоевателей, в нее переносят Владимирскую икону Божьей матери - тип иконы, который, по преданию, считался написанным евангелистом Лукой. Эта икона была патрональной иконой всей Русской земли (в свое время она была перенесена из Киева во Владимир Андреем Боголюбским). И вот, в «который день принесена бысть икона пречистая Богородица из Володимеря на Москву, в той день Темир-Аксак царь убояся и устрашися, и ужасеся, и смятеся, и нападе на нь страх и трепет, и вниде страх во сердце его, и ужас в душу его, вниде трепет в кости его» (с. 127). И, охваченный этим страхом и трепетом, Темир-Аксак побежал со своим войском из Русской земли.

Основная идейная направленность Повести заключалась в том, чтобы показать, как правильно поступили московский князь и митрополит, перенеся икону из Владимира в Москву, продемонстрировать особое благоволение этой чудотворной иконы к Москве, подчеркнуть общерусское значение Москвы. Все это имело большой политический смысл не только для данного исторического эпизода, но и в более далекой перспективе усиления общерусского значения Москвы.

Во второй половине XVI в. на основе разных редакций Повести, с привлечением и других источников, было создано большое компилятивное «Сказание об иконе Владимирской Божьей матери».

Литература XIV - 50-х гг. XV в. отражает события и идеологию времени объединения княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы, образования русской народности и постепенного складывания Русского централизованного государства.

Основными жанрами литературы, как и в предшествующие периоды, являются летописание и агиография. Возрождается жанр хождений. Широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний, сближающий агиографический жанр с сюжетным повествованием.

Летописание в этот период интенсивно развивается, усиливается политическое и публицистическое значение летописей. Летописание приобретает общерусский характер, и центром его становится Москва. Летописи включают в себя в большом количестве материалы летописания всех русских земель, пополняются разнообразными внелетописными материалами - повестями, сказаниями, житиями, юридическими текстами. Летописание становится мощным идеологическим орудием в политической борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы, за создание единого централизованного государства.

Предренессансные явления эпохи с особой силой дают себя знать в агиографии. Интерес к человеку, к его духовному миру приводит к росту субъективного начала в литературе, к стремлению изобразить психологическое состояние человека. В агиографии возникает экспрессивно-эмоциональный стиль.

Интерес к внутреннему миру героя не приводит еще к попыткам изображения индивидуального человеческого характера. Раскрытие психологического состояния, душевных переживаний героя не становится отражением данной человеческой личности, а остается абстрактным выражением тех качеств личности, которые должны быть присущи ей как представителю определенного класса, как носителю добра или зла. Этим объясняется прямолинейность, односторонность описания героев и их поведения. Но все же в отдельных частностях, рисуя тот или иной обобщенный образ, писатели вносят и элементы некоторой конкретности, индивидуальности.

Характерные черты литературы XIV - первой половины XV в. найдут дальнейшее развитие и еще больший расцвет во второй половине XV - начале XVI в.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Повесть о Темир Аксаке Подготовил учитель православной культуры: Белкина Ю.Ю. Белгород, 2013г. МБОУ «Лицей №9»

Цель урока: создать условие для формирования представлений о значении веры в жизни русского человека, по средствам произведения «Повесть о Темир Аксаке » Задачи: Познакомить с произведением «Повесть о Темир Аксаке »; Составить характеристику основных героев. Объяснить в чем заключается смысл данного произведения.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ 1 ВАРИАНТ Какая просьба Батыя разозлила князя Федора Юрьевича? Что означает выражение «Заразилась смертью»? Куда и за что был сослан Евпатий Коловрат? Почему Евпатия Коловрата можно сравнить с былинным героем? Какой современный город находится на месте Рязани, где был бой с Батыем? 2 ВАРИАНТ Почему Батый вопреки обещания двинул свои полки на Рязань? Кто рассказал Батыю о красоте княжны? Сколько дней шла осада Рязани, и чем она закончилась? Кто решил сразиться с Евпатием Коловратом, и чем закончилось эта битва? Почему икона Николы Чудотворца стала зваться Зарайской?

ПОВЕСТЬ О ТЕМИР-АКСАКЕ посвящена нашествию на Русь Тимура (Тамерлана) в 1395 г.

Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей поднял в Орде и на Руси своим приходом. Темир Аксак по происхождению не царского был рода, а из низший из самых захудалых людей. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке - безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Однажды, когда он был еще молод с голоду украл он у овцу, но люди выследили его. И жестоко избили до смерти, перебив ему ногу в бедре пополам. Рана его зажила, а он был прозван Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак - хромец. Вскоре он стал атаманов злых грабителей. Они нападали на земли, пенили их, собирали дань. И собрал он всех воинов своих, прошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих и пошел из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, идти на всю Русскую землю. Великий князь Василий Дмитриевич велел народу поститься и молиться с усердием, что бы Темир Аксак не напал на Москву. Также повелел князь наместникам своим и воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов. Они же, услышав повеление господина своего, собрали знатных людей и весь город и укрепили оборону. Князь Василий Дмитриевич, вспомнив об избавлении Москвы от язычника царя Хозроя, надумал послать за иконой пречистой владычицы Богородицы, во Владимир. И было тогда, месяца августа в пятнадцатый день, в самый праздник славного Успения богородицы. Жителя Владимира вышли, на проводы чудесной иконы. Когда же донесли икону эту почти до Москвы, весь город вышел навстречу и в слезах, от мала до велика, все молились ей: « О святая владычица богородица! Избавь нас и город наш Москву от нашествия поганого, Темир Аксака - царя, и каждый город христианский и страну нашу защити, и князя и людей от всякого зла оборони, и город наш Москву от нашествия варварских воинов » . Так по божьей благодати, молитвами святой богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад, ушел в свою землю. В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из Владимира в Москву, Темир Аксак - царь испугался, и в смятение впал. И нашел на него страх и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду. Не мы ведь их гнали, но бог изгнал их незримою силой своей и пречистой своей матери. Князь Василий Дмитриевич и архиепископ Киприан повелели на том месте, где встречали чудотворную икону пречистой Богородицы, поставить церковь во имя пречистой Богородицы, славной встречи ее на память о той незабвенной милости божьей, чтобы не забыли люди дел божьих. Эту же церковь освятил сам митрополит, поставили монастырь. И с тех пор постановили праздник праздновать месяца августа в двадцать шестой день, в день поминовения святых мучеников Андреана и Наталии. Эта же чудесная икона святой Богородицы написана была рукою святого апостола и евангелиста Луки. По материалам сайта http://oldrus.by.ru

Вопросы к тексту. Опишите характер Темир Аксака. Почему его так звали? Как решил великий князь Василий Дмитриевич спасти Москву от нападения Темир Аксака? От куда доставили икону в Москву? В чем заключается чудо, описанное в данной повести? Какой праздник с тех пор празднуется?

С одной стороны, это – воинская повесть, рассказывающая о первой бескровной победе русских войск после страшного Тохтамышева разорения. С другой – сказание о чуде иконы Владимирской богоматери, спасшей столицу Русского государства от нашествия жестокого азиатского завоевателя Тимура. ВЫВОД:

С этой поры чудо от иконы Владимирской Божьей матери стало на Руси отмечаться 26 августа как особый церковный праздник, в день ее “сретения”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке". Цель: воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Это произведение, созданное между 1402 и 1418 гг., – историческое повествование иного рода. Интерес древнерусских читателей к "Повести" (выявлено около 200 списков и 11 редакций) исследователи, во-первых, объясняют ее жанровой спецификой. Воинская повесть о бескровной победе русских над сильным и жестоким врагом выросла из сказания о чуде иконы Владимирской Богоматери, которая спасла Москву от нашествия Тимура (1395), поэтому в списках произведение именовалось по-разному: "повесть", "слово", "сказание", "чудо".

Во-вторых, популярности памятника способствовал рассказ о человеке необычной судьбы. Тимур, известный в Европе как Тамерлан (1336–1405), легендарный полководец, завоевавший многие страны, победивший недавнего врага Москвы – татарского хана Тохтамыша, по версии "Повести", не принадлежал к царскому роду, а был "по ремеслу кузнец, по нраву и повадке – разбойник и грабитель". Еще в молодости он охромел: его поймали с украденной овцой и жестоко избили, повредив ногу. Тимур оковал ее железом, за что был прозван Темир Аксаком (в переводе с тюркского – Железным Хромцом). Для древнерусского писателя железо – символ жестокости, и именно эту черту он считал главной в характере героя. Собрав большое войско, Тимур "нача многи рати творити и многи брани въздвиже... многи люди погуби, много страны и земли иовоева, многи области и языки поплени, многи княжения и цесарьства покори подъ себе..." Повтор слов с корнем "мног" создает образ могущественного и непобедимого владыки, намеревавшегося завоевать весь мир.

В действительности Тимур происходил из семьи мелкого феодала, рано поступил на военную службу и преуспел в ратном деле. В 1370 г. он сделал своей столицей Самарканд и объявил себя эмиром. До появления на границах Русской земли Тимур покорил Хорезм, Иран и Персию, государства Закавказья, одержал победу над Золотой Ордой. В одном из сражений он был тяжело ранен в бедро, поэтому охромел. Таким образом, древнерусский писатель в создании образа Темир Аксака больше следовал за народной молвой, чем за историческим фактом: легендарное в воинской повести начинало теснить документальное, усиливая беллетристичность, занимательность рассказа.

В 1395 г. "новый Батый" подошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, 15 дней стоял у Дона, "помышля, оканный, хотѣ ити на всю Рускую землю", но неожиданно повернул войска и направился в Крым. Подобные действия Тимура современные исследователи считают "разведкой боем", но для автора "Повести" и его современников это было чудом. Русские спешно готовились к обороне. Из опасения, что враг уже близко (не "там, далеко, где солнце восходит", а "тут, при дверях"), из Владимира в Москву отправили главную святыню – икону Богородицы. Символично, что проводы иконы пришлись на день, когда церковь отмечает праздник Успения Богоматери. В Москве икону встречали все, от мала до велика, с молитвой и плачем, надеясь, что она защитит город от "нахождения ратных иноплеменных". И в тот самый день, когда икону Богородицы принесли из Владимира в Москву, "Тимирь Аксакъ царь убояся и устрашися" и повернул свои полки вспять. "Не мы бо их гонихомъ, – рассуждал автор "Повести", – но Богъ прогони ихъ невидимою силою своею и пречистыя его Матери, скорыя заступници наша въ бѣдахъ..." Поздняя редакция произведения содержит видение: Тимуру в вещем сне является Богородица и запрещает идти войной на Русъ.

Таким образом, главной идеей "Повести" является мысль о богоизбранности Москвы как нового политического центра Руси. Город спасает национальная святыня, некогда перенесенная из Киева во Владимир, что подчеркивает правомочность наследования государственной власти Василием Дмитриевичем Московским, которого автор называет "великим князем" и даже "самодержцем". В середине XVI в. "Повесть о Темир Аксаке" стала композиционным и идейным центром "Сказания о иконе Богоматери Владимирской", где с еще большей силой утверждалась мысль о небесном покровительстве Москве, об особой исторической миссии русского народа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!