Правило лаг лож раст рос ращ. «буквы о - а в корне лаг- лож, рос – раст - ращ»

Словарные диктанты

I. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о .

1) Излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки прилагательных; написать изложение; слагаемые числа; расположиться на ночлег; располагать свободным временем.
2) Роскошные растения; гул нарастает; зáросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов.
3) Предположения не осуществились; капельки росы; тропа зарастает; растительное масло; возлагать обязанности; изменить положение; слагать стихи; лепестки растений; желуди проросли; сберечь растения; просека зарастает; отрастить волосы; проложить лыжню; наложить шов; предлагать помощь.

II. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

Растение; подрастает; растяпа; растворить; роскошный; растаять; раствор; вырос; оросил.

III. Подчеркнуть те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне.

Простое предложение; поросло травой; горная растительность; увядать без воды; сотрясать воздух; возлагать надежды; развеваться на ветру; расположиться у костра.

Выборочные диктанты

Распределить слова в два столбика, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

1) Предлагать; расположиться; излагать; изложение; слагаемое; положение; предложить; возлагать; приложить.
2) Растительность; отросли; подросли; водоросли; подрасти; выращенный; зарастать; росток; обросли; прорастать; поросль; расти; растущий; отрасль.
3) Сложение; переложить; излагал; положение; вырастать; возраст; предполагать; расположение; расти; вырос; наращение; зарастал; Ростислав.

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) Ложился на поля туман. (А. Пушкин) 2) Из-за ветров горные деревья часто вырастают однобокими. 3) Цветы росли прямо у кустов. 4) Плотной стеной темнели заросли камыша. 5) Щенок успел вырасти в толкового пса. 6) В доме еще не ложились спать. 7) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь. (К. Паустовский) 8) Я добрался до пихтовой заросли и расположился на крохотной полянке. (В. Бурлак) 9) Снежные хлопья все росли и обратились в огромных белых кур. (Г. Андерсен) 10) В густой тени елового леса растут лишь немногие растения. (И. Соколов-Микитов) 11) Вдоль стен располагались шкафы с книгами. 12) Мы предполагали выехать утром. 13) Густые кусты разрослись по склонам оврага. 14) Кратко изложи содержание параграфа. 15) Дом располагался на краю поселка. 16) Песня росла, разливалась. (И. Тургенев) 17) Волны выбросили на берег много водорослей. 18) Из семечка липы вырастает могучее дерево.

II. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам:

— прилагательное,
— глагол,
— существительное.

Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесные поляны наливались густой темнотой. Она ползла откуда-то из земли, ложилась у наших ног, на растения. Птицы постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь густые заросли кустов еще виднелись лучи солнца.

(По К. Паустовскому )

III. Мы проезжали по живописным местам. Вдруг горы словно раздвинулись. Солнце воспользовалось этим и ярко осветило ущелье, которое растянулось до самого горизонта. В этом месте через ущелье перекинулся мост. С правой стороны от моста слышалось беспрерывное журчание ручья, который внезапно исчезал в зарослях кустов. С левой стороны горы были покрыты густой растительностью. Мы предполагали здесь сделать остановку.

IV. Найти (по одному примеру) слова, строение которых соответствует схемам:

— существительное,
— глагол,
— прилагательное.

Одинаков ли морфемный состав слов розового и белого ? Доказать. Подобрать синонимы к словам тосковала, поразительное.

Одно из семи чудес света

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.
Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли ее любимые растения. Они напоминали царице о родине. В садах росли роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света» )

Конспект урока русского языка

в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ, РОС- РАСТ-РАЩ»

Тип урока : введение нового знания.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,РОС- РАСТ- РАЩ

2)научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Задачи:

    изучение орфографического правила написания А-О в корнях с чередованием;

    развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы,

    совершенствовать умение работать в группах, парах, индивидуально.

Оборудование: у учащихся – тетрадь, учебник “Русский язык” для 5 кл. под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, ;

у учителя – видеоаппаратура, словарь Ожегова, грамматические таблицы.

Орг.момент

    Здравствуйте, дети! Не удивляйтесь. Это не Антонина Викторовна так изменилась за ночь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я – учитель 4 школы Витюк Владимир Васильевич.

Для того, чтобы привести вас в рабочее состояние, я прочитаю небольшое стихотворение.

2Сегодня мы откроем тайну, ведь в нашей жизни часты чудеса.

Секреты русского языка, ребята, узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут Волшебные слова «хочу все знать»

Проверка домашнего задания .

Фронтальный опрос.
На прошлом уроке вы говорили о чередовании звуков и букв в словах.
Что называется чередованием? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова).

В каких частях слова (морфемах) может происходить чередование? (корень, приставка, суффикс).

Какие звуки могут чередоваться? (согласные, гласные).

Мотивация

Тема нашего сегодняшнего урока будет способствовать тому, чтобы мы могли сказать это с большей уверенностью.

Сообщение темы

Сегодня на уроке продолжим изучение чередований в корне, только разговор поведем о чередовании гласных. Мы совершим полет к планетам О и А, которые расположены в бескрайных просторах вселенной под названием «орфография»

Тема нашего урока –безударные буквы О-А в корнях с чередованием гласных.

Изучение нового материала
Но сначала мы должны построить ракету, используя свои знания, умения, опыт. Изучая новый материал, мы шаг за шагом смонтируем нашу ракету.

Запишите в тетрадях число и классная работа. Посмотрите на ряд слов.

1) ИЗЛОЖЕНИЕ , ВЛАГА, ЛОЖНЫЙ, ПРЕДЛАГАТЬ, ПРЕДЛОЖИТЬ. РАСПОЛАГАТЬСЯ .

Изложение предлагать

Предложить располагаться

От чего же зависит написание гласной буквы в этих словах? (от последующей согласной)

В учебнике на стр. 100 – прочитайте правило, оправдались ли наши предположения о правописании корней ЛАГ-ЛОЖ.

Корни –лож- лаг- являются чередующимися вариантами одного корня.Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: о в корне –лож- и а в корне –лаг-

Первая ступень ракеты построена (На доске крепятся грамматические карточки с корнями, выполненные в форме ракеты)

слайд

А теперь приступим к построению второй ступени ракеты. Я предлагаю кому-то из вас стать на время капитаном нашего космического корабля вместо меня и поработать со следующим рядом слов.

Кто хочет побыть учителем? Как мы работали с прошлым рядом слов?

2) РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

Выросла растет

Росли выращенный

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А . а если этих букв нет, в корне пишется О

Построена вторая ступень ракеты (На доске крепятся грамматические карточки с корнями выполненные в форме ракеты)

Но не будем забывать о том, что эти правила мы применяем в словах, где в корне безударная гласная. А если гласная стоит под ударением, то пишем то, что слышим – рост, подросток.

Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень;

подчеркнуть согласную корня:

в корне лож \ лаг перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»;

в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

Построена третья ступень ракеты(На доске крепятся грамматические карточки с алгоритмом, выполненным в форме ракеты)

Физпауза

Можем лететь в космос.Выполняйте мои команды

Ключ на старт --есть ключ на старт. (показывают большой палец)

Пристегнуть ремни -- есть пристегнуть ремни (хлопают в ладоши)

Мотор -- есть мотор! (топают ногами)

Первичное закрепление

1)Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Свои наблюдения в полете будем записывать в бортжурналах - тетрадях

Поработаем в парах. Выполним упражнение на новое правило из учебника. Один из вас выполняет упр.303, другой – упр.306, а потом вы поменяетесь тетрадями и устно проверите друг друга. Карандашом исправьте ошибки, если они будут. После этого пара поднимет руки, я подойду –посмотрю.

2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.

слайд росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, полог

– Значение каких слов вам не совсем понятны?

. Словарно-орфографическая работа.

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог – вы найдете дома по словарю. Остальные слова посмотрим сейчас

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь

Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик,отрасль, полог

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

Отдохнем Физпауза по слайдам

Почему при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение?

(потому что существуют похожие слова, в которых -ЛАГ- ЛОЖ,РОС- РАСТ- РАЩ не являются корнями или эти слова имеют совсем другое значение. И поэтому наше правило о чередовании на них не распространяется.

Нас встречают жители планет А и О –слова, которые мы сегодня учимся писать. Но среди них могут встретится и пришельцы с других планет – слова совсем с другим корнем, другим значением.

У вас лежат карточки с таблицей и набором слов. Поработайте с ними индивидуально самостоятельно.

Задание: распределите записанные ниже слова по трём столбикам. В первый столбик выписывают слова с гласной а в корнях с чередованием, во второй – с гласной о , в третий - слова с другими корнями. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Предл…гать, прил…жение, изл…жение, ул…житься, пол…гаться, изл…гать, отл…жить, влага, флаг, обложка, сложный. предл..жение, распол..гающая пол..г

Исключения

Другие корни

Предлагать полагаться

излагать
располагающая

приложение

изложение

уложиться

отложить

предложение

Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять, подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,

РАСТ- (-РАЩ-)

Исключения

Другие корни

растения

прорасти выращенный

разрослись

подросли

Ростислав

Просторы распространять

Заполните карточки у себя.Два человека работают у доски с карточкой, затем класс проверяет свою работу и работу на доске по эталону
Проверим себя

Творческая работа (в группах).
А теперь мы проверим, дружные ли экипажи. Работать будем в группах. Первые парты разворачиваются ко вторым и экипаж работает с текстом. (Предложен текст с пропусками слов. Попытаться их восстановить, используя слова на изученное сегодня правило. Зачитать получившийся текст и озаглавить его.)

Наш город Торжок ____ на берегу реки Тверца.

Его окрестности удивляют богатой _____.

Кто-то ______отправиться в поход.

Мы аккуратно ______рюкзаки и отправились

по _________ маршруту.

На опушке леса мы стали собирать _____ для гербария.

Справа от нашей стоянки_____ берёзки, а слева ребята увидели ______ шиповник.

Слова для справок : распол..жить, предл..жить, р..стительность, р..сти, предложенный, разросшийся, сл..жить, р..стения.

Домашнее задание

1)пар.38 упр.308 – обязательное

2) и 3) по выбору

2)Составить сообщение о лексическом значении слова «полог»

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться спать».

3)Задание: записать как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить».

Подведение итогов урока
Самоконтроль и самооценка

Вы довольны уроком?

Кто узнал, от чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-- и -лаг- // -лож? (от следующей согласной0

В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-(нельзя проверять подбором родственных слов, ударением)

Кто запомнил слова-исключения?

Оценивание

Наш полет закончен. Я благодарю вас за хороший урок.

Учитесь с улыбкой. Шутите, учась.

Любая ошибка исчезнет, боясь

Веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки, как мы. В добрый час!

Русский язык, 5 класс

Тема: «Чередование гласных в корнях -раст-/-ращ-/-рос-; -лаг-/-лож-; -скак-/-скоч-»

Тип урока : ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-, -скоч-.

2) сформировать умение применять правило написания А – О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-, -скоч-.

3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) грамматическая арифметика;

6) шаги плана действий; 7) эталон.

Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, объемная, но, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. Открою секрет: вопрос по этой теме – первый в тесте ЕГЭ.

− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

− Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

− Посмотрите на доску и выполните задание устно.

Задание проецируется на доску:

Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне.

− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике. (Сн е г овик – сн е г; д е т вора – д е т и; з и м а – з и м ы; д е рев ья – д е рев о.)

− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.)

− Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)

− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.)

− Следующее задание на внимательность:


− Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.

На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова одной строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)

− Проверим. («Растущий», «выращенный», «поросль» − имеют общий компонент значения ‘растение’, значит, лишнее слово «простейший»; «сложить», «слагать», «приложить» − имеют общий компонент значения ‘соединять’, значит, лишнее слово «осложнить»; в третьей строке «подскакать», «выскочка», «заскочить» имеют общее значение ‘скакать’, а слово «качалка» − лишнее.)

По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:

− Итак, все слова однокоренные, кроме одного.


− Молодцы!

− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)

− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)

− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? (В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные и согласные буквы.)

Задание на пробное действие:

− Объясните правописание гласных в корнях: -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-,

Корни вывешиваются на доску:

− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)

− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях

Раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-, -скоч-.)

− Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы будете пользоваться довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику:

− Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)

− Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?

− Давайте уточним определение: чередование – это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется – и складывается в единое целое: день и ночь – сутки; зима и лето – год…

− Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!

− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)

− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-,

Лаг-;-скак-, -скоч-.)

− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)

По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

5. Реализация построенного проекта.

− Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех трех строчках начинаются с одной и той же буквы, но заканчиваются на разные согласные буквы, и в середине пишется либо О, либо А).

− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.

Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:

-РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-:

-ЛАГ-, -ЛОЖ-:

-СКАК-, -СКОЧ-:

− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А (О), если корень заканчивается на согласный … ».

Ответы учащихся:

в корнях -раст- / -ращ- пишется А, если корень заканчивается на СТ или Щ,

в корне -рос- пишется гласная О, так как корень заканчивается на С;

в корне -лаг- пишется А, так как корень заканчивается на Г;

в корне -лож- пишется О, так как корень заканчивается на Ж;

в корне -скак- пишется А, так как корень заканчивается на К,

в корне -скоч- пишется О, так как корень заканчивается на Ч.

− Вы абсолютно правильно сформулировали правило. Но, как вы знаете, в большинстве правил содержатся исключения – когда правописание некоторых слов не подчиняется выведенным правилам. Эти исключения вы можете найти в учебнике. Прочитайте их вслух:

Раст / рос: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.

Лаг / лож: полог.

Скак / скоч: скачок.

− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)

− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.

После ответов групп на доску вывешивается эталон:

Л А Г

Л О Ж

Р А СТ

Р А Щ

Р О С

СК А К

СК О Ч

− Молодцы! Все группы справились с заданием.

− Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)

Учащиеся выполняют задание письменно, графически объясняя правописание чередующихся гласных. Затем по цепочке проговаривают объяснение.

В результате в тетрадях должно быть записано:

ра ст ущий, выра щ енный, поро с ль.

сло ж ить, сла г ать, прило ж ить.

подска к ать, выско ч ка, заско ч ить.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы со словами с пропущенными буквами:

О – А

Прил…гательное

Подск…чить

Зар…стает

Изл…жение

Выск…кивать

Выр…сший

Пол…гается

Р…стение

Проск…чить

− Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы.

Часть слов объясняется во внешней речи, а часть слов целесообразно предложить выполнить в парах.

После работы учащиеся проверяют выполненное задание по образцу для проверки:

О – А

Заро с ли

Прила г ательное

Подско ч ить

Зара ст ает

Изло ж ение

Выска к ивать

Выро с ший

Пола г ается

Ска к ать

Ра ст ение

Сло ж ить

Проско ч ить

− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)

– Прочитайте слова на доске:

– У вас на партах лежат карточки с таблицами:

Л А Г

Л О Ж

Р А СТ /

Р А Щ

Р О С

СК А К

СК О Ч

− Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной.

После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки:

Л А Г

Л О Ж

прила г ательное

предло ж ение

Р А СТ /

Р А Щ

Р О С

выра ст ить

нара щ ение

водоро с ли

СК А К

СК О Ч

приска к ать

подско ч ить

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

− Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, что такое синонимы. (Синонимы – это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.)

− Верно. Потренируемся немного. Я вам буду предлагать слова – вы будете подбирать синонимы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.

    Дорога – путь.

    Еда – пища, кушанье.

    Ложь – обман.

    Крохотный – маленький.

    Веселье – радость.

− Молодцы! Итак: к сочетаниям слов подберите и запишите синонимы. Имейте в виду, что все получившиеся слова должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Вы должны будете графически объяснять выбор буквы в корне. Не забудьте об исключениях. Задание понятно? (Да.) Отвечать будете по цепочке.

Учитель читает сочетания слов, а учащиеся записывают синонимы.

    Добавление к чему-нибудь, например, к журналу.

Прил о ж ение.

    Частый кустарник, которым заросло какое-либо место.

Зар о с ли.

    Прыжок, быстрое движение прыжком.

Скач ок(искл.)

    Сообщать свои мысли.

Изл а г ать.

    Отдельная область деятельности науки, производства.

Отрас ль(искл.)

    Становиться гуще, ветвистее, больше.

Разр а ст ись.

    Передвигаться быстро, прыгать.

Ск а к ать.

    Устроиться где-нибудь на отдых.

Распол о ж иться.

    Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян.

Пор о с ль.

    Догадка, предварительная мысль.

Предпол о ж ение.

− Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней РАСТ / РАЩ // РОС; ЛАГ // ЛОЖ; СКАК // СКОЧ.)

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

– Молодцы!

Домашнее задание:

Тест по русскому языку на тему "Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос и -лаг- -лож-"для 5 класса.

1. От чего зависит правописание безударных гласных в корнях с чередованием -раст- (-ращ-) – -рос?

а) от ударения в слове

б) от наличия суффикса -а-

г) другое__________

2. От чего зависит правописание безударных гласных в корнях с чередованием -лаг- - -лож- ?

а) от ударения в слове

б) от наличия суффикса -а-

в) от согласной после гласной в корне

г) другое__________

3. Укажите правильное объяснение написания слова ПОЛАГАТЬ

в) в корне пишется гласная А, потому что перед Г и за корнем есть суффикс -А-

г) другое ________

4. Укажите строчку, в которой во всех словосочетаниях на месте пропуска следует написать гласную А:

а) изл..гать мысли, прил..гать усилие

б) пол..житься на товарища, пол..гаться на самого себя

в) распол..житься на ночлег, распол..гаться у костра

г) перел..жить книгу, возл..гать надежду

5. Укажите правильное объяснение написания слова РОСТОК

а) в корне пишется гласная А, так как это слово-исключение

б) в корне пишется гласная О, так как это словарное слово-исключение

в) в корне пишется гласная А, потому что перед СТ

г) другое ________

6. Укажите строчку, в которой во словах на месте пропуска следует написать гласную О:

а) вырос, отр..сль

б) произр..стать, выр..щенный

в) р..стение, отр..слевой

г) р..сток, р..сти

7. Укажите слово-исключение:

а) отр..сти

в) отр..сль

г) р..сток

8. Что объединяет слова «прил..гать, р..сти, выр..щенный»?

а) в корне «о»;

б)в корне «а»;

в) слова-исключения;

г) слова одной части речи.

Проверочная работа «Правописание слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-»

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Сделайте графический комментарий.

Зар_сли крапивы, утренняя р_са, выр_щивать огурцы, подр_сший кактус, интересное р_стение, опытный р_стениевод, отр_сль промышленности, маленький р_сток, возр_щать на место, прозрачная р_синка, зар_сли кустарника, высокор_стущее р_стеньице, прор_щивать фиалку, умный Р_стислав, жадный р_стовщик.

В каких словах допущены ошибки? Перепишите слова, исправляя ошибки.

Прирасли, выростить, выращенный, дорасший, разрасшийся, прирощать, возрастание, росток, Растов.

Проверочная работа «Правописание слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-»

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Сделайте графический комментарий.

Зар_сли крапивы, утренняя р_са, выр_щивать огурцы, подр_сший кактус, интересное р_стение, опытный р_стениевод, отр_сль промышленности, маленький р_сток, возр_щать на место, прозрачная р_синка, зар_сли кустарника, высокор_стущее р_стеньице, прор_щивать фиалку, умный Р_стислав, жадный р_стовщик.

В каких словах допущены ошибки? Перепишите слова, исправляя ошибки.

Прирасли, выростить, выращенный, дорасший, разрасшийся, прирощать, возрастание, росток, Растов.

1. зал жить
2. р сли
3. изл гать
4. изл жение
5. выр с
6. Р стислав
7. р стительное
8. пор сль
9. отр сль
10. предл гать
11. р сток
12. нар стает
13. изл жить
14. предпол гать
15. сл жить
16. пор сли
17. Р стов
18. ул жить
19. взр щенный
20. р стовщик

1. отр слевой
2. нал гать
3. выр стить
4. р стение
5. разл жение
6. пол жение
7. ср статься
8. Р стов
9. возл жить
10. р стовщик
11. выр щенный
12. зар сли
13. прел жили
14. взр стить
15. сл жение
16. р сточек
17. безотл гательно
18. прил жение
19. прол гать
20. отр стить

1. предл гать
2. Р стислав
3. пол жить
4. предл жение
5. зар сло
6. прил жение
7. пол гать
8. ср щение
9. разр слись
10. выр стает
11. распол гать
12. прил гательное
13. р сточек
14. водор сли
15. ср слись
16. отр сль
17. разл жение
18. нал гается
19. выр щенный
20. Р.стислав

1. предл жить
2. выр сли
3. возр стной
4. р стовщик
5. прор стает
6. предл жить
7. отл жить
8. отр слевой
9. перер сли
10. взр щенный
11. пол гать
12. изл жение
13. прил гательное
14. р сток
15. произр стает
16. пор сль
17. р стение
18. прир сли
19. подл жить
20. предпол гать

Чередующиеся гласные в корнях раст-рос лаг-лож

1. зал жить
2. р сли
3. изл гать
4. изл жение
5. выр с
6. Р стислав
7. р стительное
8. пор сль
9. отр сль
10. предл гать
11. р сток
12. нар стает
13. изл жить
14. предпол гать
15. сл жить
16. пор сли
17. Р стов
18. ул жить
19. взр щенный
20. р стовщик

1. отр слевой
2. нал гать
3. выр стить
4. р стение
5. разл жение
6. пол жение
7. ср статься
8. Р стов
9. возл жить
10. р стовщик
11. выр щенный
12. зар сли
13. прел жили
14. взр стить
15. сл жение
16. р сточек
17. безотл гательно
18. прил жение
19. прол гать
20. отр стить

1. предл гать
2. Р стислав
3. пол жить
4. предл жение
5. зар сло
6. прил жение
7. пол гать
8. ср щение
9. разр слись
10. выр стает
11. распол гать
12. прил гательное
13. р сточек
14. водор сли
15. ср слись
16. отр сль
17. разл жение
18. нал гается
19. выр щенный
20. Р.стислав

1. предл жить
2. выр сли
3. возр стной
4. р стовщик
5. прор стает
6. предл жить
7. отл жить
8. отр слевой
9. перер сли
10. взр щенный
11. пол гать
12. изл жение
13. прил гательное
14. р сток
15. произр стает
16. пор сль
17. р стение
18. прир сли
19. подл жить
20. предпол гать

Буквы З-С в приставках

1 . ра жевать
2. бе покойный
3. Ра каленный
4. во поминания
5. ..дание
6. бе возвратный
7. бе совестный
8. и_.дёргать
9. ..десь
10. и_царапать
11. ра шуметься
12. ..гибать
13. ..густок
14. во_ненавидеть
15. бе толковый
16. ..дешний
17. бе_сердечный
18. и мучить
19. бе грешный
20. и. гиб

1. ра гладить
2. . дание
3. и бавитель
4. ра гребать
5. ..жечь
6. бе смыслица
7. ..гиб
8. и бегать
9. бе чувсвенный
10. бе цельный
11. .делать
12. ра краска
13. ра катать
14. ни вергаться
15. в бежать
16. ..доровье
17. бе звучный
18. .десь
19. ра лепить
20. в хожесть

1. бе зубый
2. и корежить
3. бе страшный
4. ра чертить
5. бе крайний
6. .жать
7. ра жечь
8. ра бросать
9. ра бавить
10. бе численный
11. .брить
12. бе граничный
13. и сохший
14. и сякший
15. и тратить
16. во стание
17. ра гадать
18. .лоба
19. бе вкусный
20. .дача

1. ра бежаться
2. и_корежить
3. бе снежная
4. .доровье
5. и мерять
6. ра цвет
7. .жечь
8. ..давливать
9. бе церемонный
10. во главить
11. ра ческа
12. .дуру
13. бе сонница
14. и следователь
15. .дорово
16. в кипятить
17. и целить
18. в морье
19. .лоба
20. ра ход

Буквы З-С в приставках

1 . ра жевать
2. бе покойный
3. Ра каленный
4. во поминания
5. ..дание
6. бе возвратный
7. бе совестный
8. и_.дёргать
9. ..десь
10. и_царапать
11. ра шуметься
12. ..гибать
13. ..густок
14. во_ненавидеть
15. бе толковый
16. ..дешний
17. бе_сердечный
18. и мучить
19. бе грешный
20. и. гиб

1. ра гладить
2. . дание
3. и бавитель
4. ра гребать
5. ..жечь
6. бе смыслица
7. ..гиб
8. и бегать
9. бе чувсвенный
10. бе цельный
11. .делать
12. ра краска
13. ра катать
14. ни вергаться
15. в бежать
16. ..доровье
17. бе звучный
18. .десь
19. ра лепить
20. в хожесть

1. бе зубый
2. и корежить
3. бе страшный
4. ра чертить
5. бе крайний
6. .жать
7. ра жечь
8. ра бросать
9. ра бавить
10. бе численный
11. .брить
12. бе граничный
13. и сохший
14. и сякший
15. и тратить

16. во стание
17. ра гадать
18. .лоба
19. бе вкусный
20. .дача

1. ра бежаться
2. и_корежить
3. бе снежная
4. .доровье
5. и мерять
6. ра цвет
7. .жечь
8. ..давливать
9. бе церемонный
10. во главить
11. ра ческа
12. .дуру
13. бе сонница
14. и следователь
15. .дорово
16. в кипятить
17. и целить
18. в морье
19. .лоба
20. ра ход



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!