Признаки характеризующие студенческую группу. Основные категории статистики

Тема 1. Предмет и метод статистической науки

1.1 Справочные материалы

Статистика разрабатывает методы сбора, систематизации, анализа, интерпретации и отображения результатов наблюдений массовых случайных явлений и процессов с целью выявления существующих в них закономерностей .

Предметом исследования в статистике является изучение размеров и количественных соотношений массовых общественных явлений в конкретных условиях места и времени, а так же числовое выражение проявляющихся в них закономерностей.

Закономерность, проявляющаяся лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной её единичным элементам случайности, называетсястатистической закономерностью.

Объектом статистического изучения является статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, качественной однородностью , определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации . Статистическая совокупность состоит из единиц совокупности.

Единица совокупности - это предел дробления объекта исследования, при котором сохраняются все свойства изучаемого процесса.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами, качествами, которые принято называть признаками.

Статистический признак общее свойство, характерная черта или иная особенность единиц совокупности, которые могут быть наблюдаемы или измерены.

Статистический показатель - обобщающая количественная характеристика социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Статистические признаки отличаются способами их измерения и другими особенностями, влияющими на приемы статистического изучения. Это дает основания для классификации признаков (схема. 1.1).

Описательные (качественные) признаки выражаются словесно: национальность, тип акции (простая, привилегированная), тип ткани (шелк, шерсть) и т.д. Описательные признаки подразделяются на номинальные и порядковые.

Номинальные - это описательные признаки, по которым нельзя ранжировать данные, тогда как порядковые - те, по которым можно ранжировать, упорядочивать данные. Например, оценки судей на спортивных соревнованиях.

Схема 1.1

Классификация признаков в статистике

Количественные признаки выражены числами. Например, возраст, заработная плата, цена акции и т.д.

Первичные признаки характеризуют единицу совокупности в целом. Это абсолютные величины, которые могут быть измерены, сосчитаны, взвешены. Они существуют сами по себе, независимо от статистического изучения. Например, численность населения страны, цена за акцию и т.д.

Вторичные, или расчетные признаки не измеряются непосредственно, а рассчитываются. Например, себестоимость продукции, рентабельность, индекс Доу-Джонса и т.д. Вторичные признаки получаются путем действий с первичными. Например, разделив объем выпущенной продукции на численность работников, получим производительность труда.

Прямые (непосредственные) признаки - это свойства, непосредственно присущие тому объекту, который ими характеризуется. Это, например, возраст человека, численность работников предприятия, цена за доллар.

Косвенные признаки являются свойствами, присущими не самому объекту, а другим совокупностям, относящимся к объекту, входящими в него. Например, цена за акцию, как косвенный признак компании, выпустившей эту акцию. Хотя цена - это характеристика акции, но она косвенно характеризует и компанию.

Альтернативные признаки - это признаки, которые могут принимать только два возможных значения. Например, пол, место проживания (город, село) и т.д.

Дискретные признаки - это количественные признаки, которые могут принимать только отдельные значения. Например, число членов семьи, число выпущенных акций и т.д.

Непрерывные признаки - это признаки, принимающие любые значения в определенных границах.

Моментные признаки характеризуют изучаемый объект в какой-то момент времени, установленный статистическим исследованием. Например, стоимость доллара на 1.02.2005 года, численность наличного населения на 1.01.2005 года и т.д.

Интервальные признаки - это признаки, характеризующие результаты процесса. Поэтому их значения могут возникать только за интервал времени: год, месяц, сутки, а не на момент времени. Например, число родившихся или умерших, объем торгов на ММВБ за сутки и т.д.

Специфика предмета статистики обуславливает специфику статистического метода. Он включает: сбор данных (статистическое наблюдение), обобщение и представление данных (сводку и группировку), анализ и интерпретацию данных.

В настоящее время законченной оформление получили три отрасли статистики: общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика.

1.2. Контрольные вопросы к теме 1

    Что входит в круг вопросов изучаемых статистикой?

    В каких значениях употребляется термин статистика?

    Что представляет собой статистика как наука?

    Что является предметом статистики?

    Что такое статистическая закономерность?

    Что понимается под единицей статистической совокупности?

    Что такое статистический показатель?

    Что такое статистический признак? Какие признаки играют преобладающую роль в статистике?

    Какие науки являются теоретической основой статистики?

    В чем состоит связь статистики с другими науками?

    В чем состоит специфика статистического метода изучения социально-экономических явлений?

    Каковы организация и задачи статистики на современном этапе развития России?

1.3. Контрольные задания к теме 1

    Какими признаками можно охарактеризовать совокупность студентов ВУЗа?

    Исследуется совокупность коммерческих банков Ростова. Какими признаками её можно охарактеризовать?

    Назовите существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.

    Укажите, какие совокупности можно выделить в ВУЗе для статистического изучения?

    Какими наиболее существенными признаками можно охарактеризовать такие единицы наблюдения, как:

а) промышленное предприятие;

б) коммерческий банк;

в) торговое предприятие;

г) студент вуза;

д) преподаватель вуза.

    Какими признаками по классификации, приведенной в пункте 1.1, являются:

Численность населения страны;

Количество браков и разводов;

Производство продукции в стоимостном выражении;

Число посадочных мест в самолете;

Количество работников на фирме;

Родственные связи членов семьи;

Пол и возраст человека;

Этажность жилых помещений;

Розничный товарооборот торговых объединений;

Тарифный разряд рабочего;

Балл успеваемости;

Форма собственности;

Национальность;

Состояние в браке.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУРОМСКИЙ ТЕХНИКУМ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА»

для студентов обучающихся по специальностям

080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

100701 «Коммерция»

Студента гр. …………………………

……………………………………….

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(фамилия,и.о.)

Дата

проверки

Тема

Оценка

Подпись

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 1. Предмет и метод статистики

  1. Выделите три основные черты в определении статистики:

_____________________________________________________________________________

  1. Почему статистика изучает массовые явления?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Приведите примеры статистической совокупности:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 2. Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ

  1. Перечислите объекты статистического наблюдения _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Что является задачами статистического наблюдения _____________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">___

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 3. Статистическое наблюдение: формы, виды, этапы наблюдения

1. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей и их пожелания по его улучшению, разослала читателям анкету с просьбой ответить на вопросы и возвратить в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">_

2. Вы решили организовать статистическое наблюдение.

Сформулируйте:

Объект статистического наблюдения

____________________________________________________________________________

Цель статистического наблюдения

____________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">__________________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Ценз (при необходимости)_____________________________________________________

Единицу наблюдения _________________________________________________________

Единицу совокупности________________________________________________________

Вид наблюдения_____________________________________________________________

3. Составьте структурно-логическую схему видов статистического наблюдения

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса в техникуме, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Объект наблюдения_________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Единицу наблюдения_______________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Признаки, подлежащие регистрации___________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">__________________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">__________________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">__________________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вид наблюдения____________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Провести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты представить в виде таблицы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 4. Задачи и виды статистической сводки

  1. Приведите примеры варьирующих признаков______________________________________
  1. Приведите примеры взаимосвязанных варьирующих признаков______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К каким видам (качественным или количественным) следует отнести следующие признаки:

– тарифный разряд рабочего____________________________________________________

– балл успеваемости___________________________________________________________

– форма собственности_________________________________________________________

Национальность_____________________________________________________________

– состояние в браке____________________________________________________________

  1. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведения обследования промыщленного предприятия с целью изучения текучести рабочей силы?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Какие из указанных ниже группировок являются типологическими:

А) группировка населения по полу;

Б) группировка занятого населения по отраслям.

5. Имеются следующие данные по успеваемости 20 студентов группы по статистике в летнюю сессию: 5,4,4,4,3,2,5,3,4,4,4,3,2,5,2,5,5,2,3,3.

Постройте:

А) ряд распределения по баллам оценок, полученных в сессию;

Б) ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: неуспевающие (2 балла) и успевающие (3 балла и выше);

В) укажите, каким рядов распределения (количественным или атрибутивным)является каждый и двух рядов_________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 5. Абсолютные и относительные величины в статистике

  1. К абсолютным величинам, характеризующим уровень явления на определенную дату относят следующие показатели:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. К абсолютным величинам, характеризующим объем явления за определенный период, относятся:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. К относительным показателям относятся:_________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">____________________________________________________________________________________

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">____________________________________________________________________________________

  1. Проверьте с помощью арифметического контроля следующие данные, полученные от детского сада:

Всего детей в детском саду – 133

В том числе: в старших группах – 37, в средних группах – 43, в младших группах – 58.

Из общего числа детей: мальчиков – 72, девочек – 66.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. В отчетном периоде себестоимость единицы продукции составляла 154 рубля. На плановый период предполагается довести себестоимость до 152 рублей. Выразите плановое задание в относительном показателе.
  1. Объем продаж в 2008 году вырос по сравнению с предшествующим годом на 5% и составил 146 млн.рублей. Определите объем продаж в предшествующем году.
  1. Торговая фирма планировала увеличить оборот по сравнению с предшествующим годом на 14,5%. Выполнение установленного плана составило 102,7%. Определите величину планового задания и фактического выполнения, если оборот в предшествующим году составлял 152 млн.руб.
  1. Предприятие превысило плановое задание по выпуску продукции на 10,6% изготовив продукции сверхплана на сумму 557 тыс.руб. Определите общую сумму изготовленной продукции.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 6. Средние величины в статистике. Показатели вариации

  1. Составьте структурно-логическую схему статистических показателей:
  1. Успеваемость группы после проведенной контрольной характеризуется следующими данными:

Определите средний балл успеваемости и долю отличников в общей численности.

Что в данной совокупности является модой?

  1. Распределение студентов одного из факультетов по возрасту характеризуется следующими данными

Определите среднеквадратическое отклонение в данной совокупности

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 7. Ряды динамики, показатели рядов динамики

  1. Ряд динамики может состоять:

А) из абсолютных суммарных величин;

Б)из относительных м средних величин

Ответы: 1. а

2. б

3. а. б

  1. Ряд динамики, характеризующий уровень развития социально-экономического явления на определенный момент времени, называется а)интервальным, б) моментным

Ряд динамики, характеризующий уровень развития социально-экономического явления за определенный отрезок времени, называется а) моментным, б)интервальным

Ответы: 1. а. б

2. а. а

3. б.б

3. Средний уровень интервального ряда динамики определяется как:

А) средняя арифметическая

Б) средняя хронологическая

Ответы: 1. а

2. б

3. а, б

  1. Имеются следующие данные о производстве муки в РФ:

Определите среднегодовую численность студентов

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 8. Понятие индексов, их классификация

1. Составьте структурно-логическую схему классификации индексов:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

А) в пространстве

Б) во времени

В) в пространстве и во времени

3. Сводные индексы позволяют получить обобщающую оценку изменения

А) по товарной группе

Б)одного товара за несколько периодов

4. Имеются следующие данный о реализации молочных продуктов на городском рынке

Рассчитайте сводные индексы товарооборота, цен, и физического объема товарооборота. Сделайте выводы.

  1. На предприятии средняя часовая выработка рабочего увеличилась на 20%, средняя продолжительность рабочего дня на 2%, а средняя продолжительность рабочего месяца снизилась на 2%. Определите индекс средней дневной выработки.

Определите индекс средней месячной выработки. Сделайте выводы

  1. На предприятии средняя часовая выработка одного рабочего увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 6,4%, а средняя фактическая продолжительность рабочего дня сократилась на 1,3%. Как изменилась средняя дневная выработка?
  1. Выработка на одного рабочего на предприятии за год увеличилась с 70 тыс.рублей до 87 тыс.рублей. Число дней, отработанных одним рабочим было больше, чем в предыдущем году на 1,4%. Определите индекс дневной производительности труда.
  1. Имеются следующие данные:

Определите как изменилась производительность труда. Сделайте выводы.

  1. Может ли индекс переменного состава превышать индекс фиксированного состава? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. По предприятию представлены следующие данные

Определите следующие показатели:

  • Индекс средней часовой заработной платы
  • Индекс средней дневной заработной платы
  • Индекс средней месячной заработной платы
  • Индекс средней фактической продолжительности рабочего дня.

Сделайте выводы.

  1. Как определить сумму сверхплановой экономии затрат на производство продукции?

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая продукция является сравнимой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Известны следующие данные:

Вид продукции

Базисный период

Отчетный период

Объем продукции, шт

Объем продукции, шт

Себестоимость единицы продукции, руб

20000

14000

60000

16000

2. Затраты на производство продукции увеличились в отчетном периоде по сравнению с базисным с 20520 тыс.руб до 22500 тыс.руб. Объем продукции увеличился на 5,5%. Как изменилась себестоимость продукции.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 12. Графические способы изображения статистических данных

  1. Изобразите графически структуру вашей группы по полу.
  1. Имеются данные о числе заключенных браков населением России, тыс.чел.

2001

2002

2003

2004

2005

1320

1277

1054

1107

Изобразите графически данные о заключенных браках (используйте все возможные виды диаграмм)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 13. Способы формирования выборочной совокупности

  1. Организуется выборочное обследование наличия у населения дачных участков. Ниже описаны возможные способы отбора. При каком из них ошибка выборки меньше:

А)отбирается каждый пятый населенный пункт и в каждом из них проводится сплошное обследование;

Б) отбирается каждая пятая семья и общего списка семей;

В) совокупность семей расчленяется на группы и пропорционально численности проводится отбор семей.

  1. Укажите способы отбора в следующих выборках:

А) при обследовании дневной загрузки продавцов города отбирался каждый десятый продовольственный магазин каждый пятый непродовольственный;

Б) при изучении среднего количества слов в телеграмме отбиралась каждая двадцатая телеграмма;

В) при обследовании продолжительности срока службы металлорежущих станков отбирая каждый третий цех предприятия;

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Что является предметом статистики как общественной науки?
  2. На какие этапы подразделяется статистическое исследование?
  3. Что такое статистическое наблюдение?
  4. Дайте понятие объекта наблюдения, единицы наблюдения, единицы совокупности?
  5. Что такое программа статистического наблюдения и каким требованиям она должна удовлетворять?
  6. Что такое организационный план статистического наблюдения? Порядок его составления.
  7. Какие существуют формы статистического наблюдения? Их отличительные черты.
  8. Какие существуют виды статистического наблюдения? Охарактеризуйте их.
  9. Организация и сущность выборочного наблюдения.
  10. Что представляет собой статистическая сводка и какие задачи ставятся перед ней?
  11. Какие виды сводки Вы знаете? Дайте им характеристику.
  12. Что понимается под группировкой в статистике?
  13. Что такое группировочный признак? Чем определяется правильность выбора группировочного признака?
  14. Что такое интервал и каков порядок его определения при группировке статистических данных по количественному признаку?
  15. Какие существуют виды группировок?
  16. Что называется рядами распределения? На какие виды они подразделяются?
  17. Что представляет собой статистическая таблица? Подлежащее и сказуемое таблицы.
  18. Какие существуют виды статистических таблиц и в каких случаях они применяются?
  19. Что понимается под обобщающими показателями?
  20. Какие величины в статистике называются абсолютными?
  21. Что понимается в статистике под относительными величинами?
  22. Какие виды относительных величин Вы знаете? Как их вычисляют? Формы их выражения?
  23. В чем состоит сущность и значение средних величин?
  24. Какие виды средних величин Вы знаете?
  25. В каких случаях применяется средняя арифметическая простая и взвешенная? Порядок их определения и формулы вычисления.
  26. Какое значение имеют варианты признака, частоты и веса в средних величинах?
  27. Что такое мода и медиана? Порядок их определения.
  28. Что такое вариация признака?
  29. Охарактеризуйте показатели вариации.
  30. Что называют в статистике рядами динамики? Значение рядов динамики.
  31. Какие ряды динамики называются моментными, какие явления они характеризуют и почему их нельзя суммировать?
  32. Какие ряды динамики называются интервальными, какие явления они характеризуют и почему их можно суммировать?
  33. Назовите основные элементы рядов динамики и охарактеризуйте их.
  34. Что такое средняя хронологическая и как она исчисляется в моментном и интервальном ряду?
  35. Напишите формулу средней хронологической из моментного ряда динамики и приведите конкретный пример ее применения.
  36. Какие показатели применяют при анализе рядов динамики и как их вычисляют?
  37. Как исчисляют средний темп динамики?
  38. В чем заключаются основные правила построения рядов динамики?
  39. Какие основные приемы преобразования рядов динамики Вы знаете и в каких целях они производятся?
  40. Какие показатели в статистике называются индексами?
  41. Раскройте значение и применение индексов в статистике, планировании и при анализе социально-экономических явлений в обществе?
  42. Что понимается под индексами индивидуальными и общими? В чем разница между ними?
  43. В чем заключается принцип и метод исчисления общих индексов?
  44. Какова роль индексируемой величины в индексе?
  45. Что называется весом и соизмерителем в индексе и какова их роль в построении индексов?
  46. Какой индекс называется агрегатным и почему он является основной формой экономического индекса?
  47. Охарактеризуйте экономическое содержание числителя и знаменателя в агрегатных индексах. Что выражает разность между этими показателями?
  48. Назовите формулы основных агрегатных индексов (цен, себестоимости, физического объема продукции, физического объема товарооборота, производительности труда)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">PAGE 16

7. Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей/организаций.

8. К каким видам можно отнести следующие признаки: а) вес новорожденного; б) размер стипендии; в) уровень образования; г) национальность; д) продолжительность жизни женщин; е) состояние в браке.

9. По каким признакам можно разбить на однородные группы вузы г. Москва?

10. С какого этапа начинается статистический метод? а) со статистического анализа; б) со статистической сводки и группировки; в) со статистического наблюдения.

11. Назовите статистические сборники, издающиеся в РФ/международные.

12. Как называется высший орган государственной статистики?

а) Центральное статистическое управление РФ (ЦСУ РФ);

б) Государственный комитет по статистике РФ (Госкомстат России);

в) Российское статистическое агентство.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : устный опрос, анализ ответов на вопросы.

Формы контроля знаний и освоенных компетенций : устный опрос, анализ выполненных заданий.

Тема 2: Статистическое наблюдение. Сводка и группировка социальных фактов.

Задание для самоподготовки к занятию.

1. Изучить материал в учебнике: Изучить материал в учебнике: Статистика: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой.-3-е изд., перераб. и доп. – Издательство Юрайт, 2013.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Сформулируйте определение объекта наблюдения: а) единовременного учета специалистов по социальной работе с высшим образованием; б) переписи жилищного фонда для студентов вузов г. Москва; в) обследования отделов социальной защиты Г. Москвы; г) переписи семей с детьми-инвалидами.

2. Какие признаки следует регистрировать при проведении: а) обследования отделов социальной защиты г. Москва в целях изучения текучести кадров; б) выборочного обследования студентов МГМСУ в целях изучения бюджета времени; в) обследования структур социальной защиты в целях выявления профессиональной подготовки сотрудников; г) обследования семей педагогически запущенных подростков в целях выявления временных и финансовых затрат родителей на общение с ребенком.

3. Рассмотрите формуляры всесоюзных переписей населения 1926, 1939, 1979 и 2011 гг. Сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:

а) как сформулировать определение объекта каждой переписи?

б) в чем заключаются различия в программах этих переписей?

в) в чем заключаются различия в формулировке вопроса о возрасте?

г) каковы различия в постановке вопросов о семейном положении?

д) чем различаются программы в изучении грамотности?

е) в чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения?

ж) во всех ли формулярах есть контрольные вопросы? Если есть – перечислите для каждого;

з) имеются ли в формулярах подсказы? Если да – в каких вопросах, какого содержания, полные или неполные.

4. Сформулируйте объект, цель наблюдения и разработайте программу: а) выборочного обследования пассажиров маршрутного транспорта; б) переписи жителей микрорайона; в) выборочного обследования студентов факультетов социальной направленности; г) переписи преподавательского состава МГМСУ.

5. Произведите проверку и укажите, какие имеются несоответствия между числами, содержащимися в заполненном формуляре наблюдения «Приложение к бланку обследования «Влияние отдельных факторов на изменение успеваемости студентов в целом в отчетном году по сравнению с прошлым годом».

6. Какая из приведенных классификаций статистического наблюдения является научно обоснованной? а) наблюдение бывает: сплошное и не сплошное; б) наблюдение подразделяется на: сплошное, не сплошное и анкетное; в) наблюдение классифицируется как: сплошное, не сплошное и монографическое.

7. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам разных объектов наблюдения: количество студентов в вузе; родственные связи членов семьи; численный состав семьи; уровень образования человека.

8. Проверьте с помощью арифметического контроля следующие данные, полученные в отчете: всего детей в микрорайоне – 2 564; в том числе: в многодетных семьях - 623; семьи с детьми-инвалидами – 337 (в них детей - 354); в неполных семьях – 2 274; в полных семьях – 332; семьи одиноких матерей – 987, в них детей 1 123.

Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, имеете ли вы достаточные основания для внесения поправки?

9. С помощью логического контроля проверьте следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) ФИО – Смирнова Наталья Алексеевна;

б) пол – мужской;

в) возраст – 9 лет;

г) состоит ли в браке в настоящее время – да;

д) национальность – якутка;

е) родной язык – русский;

ж) другой язык, которым свободно владеет – якутский;

з) образование – среднее специальное;

и) место работы – отдел социальной защиты;

к) занятие по месту работы – социальный работник;

л) общественная группа – рабочая.

В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли какие-либо из них исправить?

10. Предполагается провести перепись домашних животных, имеющихся у жителей г. Москва. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.

11. Необходимо провести единовременное обследование использования рабочего времени в отделах социальной защиты. Каким из известных вам способов наблюдения следовало бы провести это обследование?

12. Проведено выборочное обследование бюджета времени школьников и студентов за октябрь 2011 г. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

13. Назовите подлежащее и сказуемое в таблицах.

14. Что понимается под макетом статистической таблицы? а) макет статистической таблицы представляет собой систему граф и строк;

б) макет статистической таблицы – это определенное количество граф и строк с заголовком и наименованием показателей; в) макет статистической таблицы – это пустографка.

15. Объедините приведенные таблицы о миграции населения (тыс. чел.) в одну и дайте ей общий заголовок:

16. Постройте макет таблицы, характеризующей зависимость успеваемости студентов от посещаемости учебных занятий и участия в студенческой научной работе .

17. Постройте макет таблицы, характеризующей уровень образования населения страны.

18. Постройте макет таблицы, характеризующей структуру и тенденции заболеваемости детей в возрасте до 5 лет в РФ.

19. Постройте макеты таблиц, в которых разработка сказуемого была бы произведена: а) в статике; б) во временном аспекте; в) в пространственном аспекте; г) пространственно-временном аспекте.

1. Назовите сферы социально-экономической жизни общества, изучаемые статистикой.

2. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.

3. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:

1) почему статистика является общественной наукой?

2) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?

3) почему статистика изучает массовые явления?

4) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?

4. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:

1) количество студентов в группе;

2) родственные связи членов семьи;

3) пол и возраст человека;

4) социальное положение вкладчика в Сбербанк;

5) этажность жилых помещений;

6) количество детей в семье;

7) розничный товарооборот торговых объединений.

5. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

6. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?

7. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.

8. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.

9. Какими признаками - прерывными или непрерывными - являются:

1) численность населения страны;

2) количество браков и разводов;

3) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;

4) капитальные вложения в стоимостном выражении;

5) процент выполнения плана реализованной продукции;

6) число посадочных мест в самолете;

7) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.

10. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки;

1) тарифный разряд рабочего;

2) балл успеваемости;

3) форма собственности;

4) вид школы (начальная, неполная средняя и т. д.);

5) национальность;

6) состояние в браке.

11. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?

12. Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в отрасли статистической науки – общей теории статистики.

13. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?

14. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?



15. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.

16. Опишите структуру органов государственной статистики на современном этапе.

Тема № 2. Статистическое исследование.

Методические указания.

Задача статистического исследования состоит в получении обобщающих характеристик и выявлении закономерностей в общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности (рис. 2).

Рис. 2 – Статистическое исследование.


Метод группировки основывается на следующих категориях – это группировочный признак, интервал группировки и число групп (рис. 3).

Рис. 3 – Группировка статистическихданных.

Практическое занятие 2. «Статистическое наблюдение».

Вопросы

1. Что такое статистическое наблюдение?

2. Назовите основные требования, предъявляемые к статистическому наблюдению в условиях рынка.

3. Перечислите основные формы и виды статистического наблюдения.

4. Какие Вы знаете способы получения статистических данных?

5. Что такое программа статистического наблюдения и каковы принципы и правила ее разработки?

6. Какие требования предъявляет механизация статистических работ к разработке формуляров статистического наблюдения?

7. Что такое критический момент статистического наблюдения и для чего он устанавливается?

8. Какие существуют способы контроля достоверности статистических материалов?

9. В чем заключается основное содержание статистической сводки?

10. Что такое статистические группировки и какое значение они имеют в статистике?

11. Назовите основные задачи и виды статистических группировок.

12. Что называется группировочным признаком?

13. Из каких элементов состоит статистическая таблица?

14. Виды статистических таблиц по разработке подлежащего и сказуемого.



15. Какие основные требования предъявляют к оформлению статистических таблиц?

1. Сформулируйте определение объекта наблюдения:

1) Переписи почтовых отделений города;

2) Переписи торговых предприятий;

3) Переписи научных учреждений;

4) Переписи коммерческих банков;

5) Переписи школ.

2. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения (группы по 3-4 чел.):

1) фермерское хозяйство;

2) жилой дом;

4) библиотека;

6) детский сад;

7) автозаправочная станция.

3. Проверьте ответы на вопросы переписи, определите вид ошибки и тип контроля:

4. В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 0 часов с 08 на 09 октября 2002г. были произведены следующие записи. Проверьте ответы на вопросы переписи, определите вид ошибки и тип контроля:

5. Проверьте ответы на вопросы из статистической отчетности о работе детского сада, определите вид ошибки и тип контроля:

1) Всего детей в детском саду – 133;

2) В том числе: в старших группах – 37, в средних – 43, в младших – 58;

3) В том числе: мальчиков – 72, девочек – 66.

6. Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города, определите вид ошибки и тип контроля:

1) Всего выручка: 255 тыс. руб.;

2) В том числе:

От продажи конвертов, марок и т.п. – 150;

Подписки на периодические издания – 200;

Продажи газет и журналов – 45.

Домашнее задание – по группам (3-4 чел): Спроектировать и провести статистическое наблюдение среди студентов (не менее 25 чел) по вопросам:

Итоги сессии;

Подготовка к занятиям;

Работа с литературой;

Будущее трудоустройство;

Выбор вуза;

Оценка преподавания.

Перед тем, как приступить к изучению основных статистических показателей, приемов и методов статистического исследования, необходимо познакомиться с исполь­зуемой в статистике терминологией, с основными категориями статистики.

Важнейшей категорией статистической науки является категория признака. Именно значения различных признаков наблюдаются и регистрируются на первой стадии стати­стического исследования – стадии статистического наблюдения.

Признак –это объектив­ная характеристика единицы статистической совокупности, характерная черта или свой­ство, которое может быть определено или измерено. Признаками, характеризующими промышленное предприятие, является выручка от реализации продукции, прибыль, стои­мость основных фондов, численность персонала и др. Признаками человека являются воз­раст, пол, место жительства, профессия, среднемесячный доход и пр. Для любых окру­жающих нас объектов и явлений можно выделить достаточно большое число признаков, которые наблюдаются или потенциально могут наблюдаться в процессе статистического исследования.

Возможное значение, которое может принимать признак, называется вариантом. Например,существуют всего четыре варианта значений признака «экзаменационная оценка»: «2», «3», «4», «5». Если же учитывать оценки, проставляемые в зачетную книжку бакалавра или магистра, то таких вариантов остается три, так как неудовлетворительная оценка в зачетку не проставляется. У отдельно взятого учащегося в зачетке могут быть и десять, и двадцать, и более значений признака «экзаменационная оценка», но вариантов будет по-прежнему три, а возможно, два или один, если, например, студент или слушатель учится без троек и четверок.

Признаки подразделяются на количественные и качественные , а последние, в свою очередь, на альтернативные, атрибутивные и порядковые.

Количественным является признак, отдельные варианты которого имеют числовое выражение и отражают размеры, масштабы изучаемого объекта или явления. К количест­венным признакам, например, относятся доход домохозяйства, площадь жилого помеще­ния, цена товара, стаж работы. Количественные признаки в статистике преобладают над другими видами признаков, они наиболее информативны, аналитичны, именно на работу с данными признаками нацелена большая часть многообразного статистического инстру­ментария.

Альтернативным называется признак, имеющий только два варианта значений. Например, продукция предприятия может соответствовать предъявляемым требованиям или быть бракованной, пол человека может быть мужским или женским, население стра­ны или региона обычно делится на городское и сельское. Альтернативный признак может иметь и числовое выражение. Предположим, при анкетировании потребителей вопрос о доходах в анкете предполагал всего два варианта: «до 5 тыс. рублей в месяц» и «5 тыс. рублей в месяц и более». В этом случае количественный признак был преобразован в аль­тернативный.

В отличие от альтернативного, атрибутивный признак имеет более двух вариантов, которые при этом выражаются в виде понятий или наименований. К атрибутивным при­знакам относятся район проживания, вид продукции, специальность работника, цвет то­вара. Такие признаки имеют место в различных областях исследования, но в большей степени они характерны для информации, с которой работают маркетологи, социологи, психологи.

Порядковые признаки отличаются от атрибутивных тем, что они имеют несколько ранжированных, т.е. упорядоченных по возрастанию или убыванию качественных вари­антов. Примерами таких признаков являются уровень образования (начальное, общее, среднее и т. д.), уровень квалификации, воинское звание, различного рода рейтинги. От­дельные варианты порядкового признака трудно соизмерить количественно. Например, понятно, что высшее образование лучше, чем среднее специальное, но при этом нельзя утверждать, что оно лучше на 20 % или на 30 %. Водительская категория «Е» выше, чем водительская категория «В», но количественных пропорций между ними не существует.

Следует отметить, что порядковый признак может иметь числовое выражение. В качестве примеров можно привести такие порядковые признаки, как разряд рабочего, та­рифный разряд служащего, рейтинговые оценки, экзаменационные оценки. Школьник, получивший четверку, не обязательно продемонстрировал ровно в два раза больше знаний по сравнению со школьником, получившим двойку. Рабочий 6-го разряда не обязательно в два раза больше вырабатывает продукции и в два раза больше зарабатывает по сравне­нию с рабочим 3-го разряда. В обозначении вариантов этих признаков цифры можно за­менить буквами алфавита без какого-либо снижения их информативности.

Приведенные выше примеры показывают, что изучаемые статистикой признаки, как правило, подвержены вариации. Вариация –это колеблемость, изменение величины при­знака в статистической совокупности, т.е. принятие единицами совокупности или их группами разных значений признаков.

Статистической совокупностью называется множество подвергающихся стати­стическому исследованию объектов или явлений, объединенных общими признаками, из которых один или несколько признаков не варьируют. Статистика имеет дело с совокуп­ностями промышленных, сельскохозяйственных, строительных и торговых предприятий, с совокупностью коммерческих банков, с совокупностью населения страны или отдельно­го ее региона. Так, например, всех жителей г. Омска можно рассматривать как статисти­ческую совокупность, так как один признак – город проживания – будет неварьирующий. По остальным же признакам – полу, возрасту, социальному положению – население будет варьировать.

Индивидуальный составной элемент статистической совокупности, являющийся носителем изучаемых признаков, называется единицей совокупности.

Например, для отрасли едини­цей совокупности будет являться отдельное предприятие, для банковской системы – от­дельный банк. В некоторых случаях для одной и той же совокупности можно выделить разные группы единиц. При изучении половозрастной структуры населения единицей является отдельный человек, при изучении же доходов, обеспеченности жильем, предметами длительного пользования (телевизоры, холодильники и т.п.) единицей будет являться домохозяйство.

Общее число единиц, образующих статистическую совокупность, называется объе­мом совокупности.

Объем совокупности следует отличать от объема признака, т.е. суммарного значе­ния признака по всем единицам изучаемой совокупности.

Так, например , число предпри­ятий в отрасли – это объем совокупности, а общий выпуск продукции на всех предпри­ятиях отрасли – это объем признака. В некоторых случаях объем признака не имеет ре­ального экономического смысла, например , трудно интерпретировать суммарный рост всех студентов одной группы. Но для расчета отдельных статистических показателей, в частности – средних, такое суммирование необходимо.

Одной из важнейших характеристик статистической совокупности является ее од­нородность. Однородной является совокупность, единицы которой близки между собой по значениям признаков, существенных для данного исследования, или же они относятся к одному и тому же типу. Многие методы и приемы статистического исследования приме­нимы лишь к однородным совокупностям.

Большую роль в статистическом исследовании играет закон больших чисел –общий принцип, в силу которого количественные закономерности, присущие массовым явлени­ям, отчетливо проявляются лишь при достаточно большом числе наблюдений. Единичные явления в большей степени подвержены действию случайных и несущественных факто­ров, чем масса в целом. При большом числе наблюдений случайные отклонения в ту или иную сторону от общей закономерности развития взаимно погашаются. В результате взаимопогашения случайных отклонений обобщающие показатели, исчисленные для ве­личин одного и того же вида, становятся типичными, отражающими действие постоянных и существенных факторов в данных условиях места и времени.

Статистическое исследование независимо от его масштабов и целей всегда завер­шается расчетом и анализом различных по виду и форме выражения статистических пока­зателей.

Статистический показатель представляет собой количественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Качественная определенность показателя заключается в том, что он непосредственно свя­зан с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью.

Как правило, изучаемые статистикой процессы и явления достаточно сложны, и их сущность не может быть отражена посредством одного отдельно взятого показателя. В таких случаях используется система статистических показателей.

Система статистических показателей –это совокупность взаимосвязанных пока­зателей, имеющая одноуровневую или многоуровневую структуру и нацеленная на реше­ние конкретной статистической задачи. Так, например , сущность промышленного пред­приятия заключается в производстве какой-либо продукции на базе эффективного взаи­модействия средств производства и трудовых ресурсов. Следовательно, для полной эко­номической характеристики функционирования предприятия необходимо использовать систему, включающую прежде всего такие показатели как прибыль, рентабельность, чис­ленность промышленно-производственного персонала, производительность труда, фондовооруженность и др.

В отличие от признака, статистический показатель получается расчетным путем. Это могут быть простой подсчет единиц совокупности, суммирование их значений при­знака, сравнение двух или нескольких величин, а также более сложные расчеты.

Различают конкретный статистический показатель и показатель-категорию. Кон­кретный статистический показатель характеризует размер, величину изучаемого явле­ния или процесса в данном месте и в данное время (под привязкой к месту понимается от­ношение показателя к какой-либо территории или объекту). Так, если мы называем кон­кретную величину стоимости промышленно-производственных фондов, то обязательно должны указать, к какому предприятию или отрасли и какому моменту времени она отно­сится. Однако в теоретических работах и на этапе проектирования статистического на­блюдения (при построении системы статистических показателей, обосновании методики их расчета) также оперируют и абстрактными показателями или показателями-катего­риями.

Показатель-категория отражает сущность, общие отличительные свойства кон­кретных статистических показателей одного и того же вида без указания места, времени и числового значения. Например, показатели розничного товарооборота предприятий тор­говли и общественного питания в Омске и Новосибирске в 2005 и 2010 гг. отличают­ся местом, временем и конкретными числовыми значениями, но имеют одну и ту же сущ­ность (продажа товаров через розничную торговую сеть и сеть предприятий общественно­го питания), которая отражена в показателе-категории «Розничный товарооборот пред­приятий торговли и общественного питания».

Все статистические показатели по охвату единиц совокупности разделяются на инди­видуальные и сводные, а по форме выражения – на абсолютные, относительные и средние.

Индивидуальные показатели характеризуют отдельный объект или отдельную еди­ницу совокупности – предприятие, фирму, банк, домохозяйство и т. п. Примером индиви­дуальных абсолютных показателей может служить численность промышленно-производственного персонала предприятия, оборот торговой фирмы, совокупный доход домохо­зяйства.

На основе соотнесения двух индивидуальных абсолютных показателей, характери­зующих один и тот же объект или единицу, получают индивидуальный относительный показатель. В статистике рассчитываются и индивидуальные средние показатели, но толь­ко во временном измерении (среднегодовая численность промышленно-производственного персонала предприятия).

Сводные показатели, в отличие от индивидуальных, характеризуют группу единиц, представляющую собой часть статистической совокупности или всю совокупность в це­лом. Эти показатели, в свою очередь, подразделяются на объемные и расчетные.

Объемные показатели получают путем сложения значений признака отдельных единиц совокупности. Полученная величина, называемая объемом признака, может вы­ступать в качестве объемного абсолютного показателя (например , стоимость основных фондов предприятий отрасли), а может сравниваться с другой объемной абсолютной ве­личиной (например , с численностью промышленно-производственного персонала этих предприятий) или объемом совокупности (в данном примере – с числом предприятий). В последних двух случаях получают объемный относительный и объемный средний показа­тели (в наших примерах – фондовооруженность и средняя стоимость основных фондов).

Расчетные показатели, вычисляемые по различным формулам, служат для реше­ния отдельных статистических задач анализа: измерения вариации, характеристики струк­турных сдвигов, оценки взаимосвязи и т. д. Они также делятся на абсолютные, относитель­ные или средние. В эту группу входят индексы, коэффициенты тесноты связи, ошибки вы­борки и прочие показатели, подробно рассмотренные в соответствующих главах.

Охват единиц совокупности и форма выражения являются основными, но не един­ственными классификационными признаками статистических показателей. Важным классификационным признаком является также временной фактор. Социально-экономические процессы и явления находят свое отражение в статистических показателях либо по со­стоянию на определенный момент времени, как правило, на определенную дату, начало или конец месяца, года (численность населения, стоимость основных фондов, дебиторская задолженность), либо за определенный период: день, неделю, месяц, квартал, год (произ­водство продукции, число заключенных браков, сумма страховых выплат). В первом слу­чае показатели являются моментными, во втором – интервальными.

В зависимости от принадлежности к одному или двум объектам изучения разли­чают однообъектные и межобъектные показатели. Если первые характеризуют только один объект, то вторые получают в результате сопоставления двух величин, относящихся к разным объектам (соотношение численности населения городов Тулы и Рязани, соотно­шение численности детей дошкольного возраста и числа мест в детских дошкольных уч­реждениях и т.п.). Межобъектные показатели выражаются в форме относительных или средних величин.

С точки зрения пространственной определенности статистические показатели под­разделяются на общетерриториальные, характеризующие изучаемый объект или явление в целом по стране, региональные и местные (локальные), относящиеся к какой-либо части территории или отдельному объекту.

Контрольные задания

1. К каким видам относятся следующие признаки: а) количество работников в компании; б) родственные связи членов семьи; в) пол и возраст человека; г) социальное положение вкладчика в Сбербанк; д) этажность жилых домов; е) количество детей в семье; ж) розничный товарооборот.

2. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

3. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?

4. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу, коллектив работников.

5. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?

6. Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления: а) население; б) потребительский рынок; в) промышленность; г) транспорт и связь. Для этой цели используйте статистические ежегодники, журналы и т.п.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!