Русские поэты о родине, родной природе и о себе. Из белых башен облачного мира Сойдет огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине. И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней де

Анненский Иннокентий Федорович () Родился в Омске в семье государственного чиновника. В 1860 семья переехала в Петербург, где Анненский получил начальное и высшее образование. В 1879 окончил историко- филологический факультет Петербургского университета. Начал заниматься педагогической деятельностью. Был преподавателем древних языков, античной литературы, русского языка и теории словесности в гимназиях и на Высших женских курсах, директором Царскосельском гимназии. В 1870-е годы начал писать стихи. Лирика Анненского, носившая психологически-символический характер, отличалась глубокой искренностью.








Дмитрий Мережковский Родился в Петербурге. Воспитание будущий поэт и писатель получил в классической гимназии. Тогда же начал писать стихи, выслушав которые, Достоевский сказал: "Слабо... плохо... чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!" Эта фраза осталась в памяти Мережковского на всю жизнь. В 1884 поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Очень серьезно занимается наукой. В 1890-е начинает сотрудничать в журнале "Северный вестник", где выпускает первый сборник стихов. Становится одним из основоположников символизма в русской литературе.

















Родился 7 мая в Казани в семье агронома. Детские годы прошли недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование. Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский. В эти годы сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обериутами«. В это же время Заболоцкий активно сотрудничает в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в "Вторая книга". Был репрессирован. Стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Николай Заболоцкий


В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, не очарованных людей. Вечер на Оке


И лишь когда за темной чащей леса Вечерний луч таинственно блеснет, Обыденности плотная завеса С ее красот мгновенно упадет. Вздохнут леса, опущенные в воду, И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло.











Уступи мне, скворец, уголок, Посели меня в старом скворешнике. Отдаю тебе душу в залог За твои голубые подснежники. И свистит, и бормочет весна, По колено затоплены тополи. Пробуждаются клены от сна, Чтоб, как бабочки, листья захлопали. И такой на полях кавардак, И такая ручьев околесица, Что попробуй, покинув чердак, Сломя голову в рощу не броситься!


Начинай серенаду, скворец! Сквозь литавры и бубны истории Ты - наш первый весенний певец Из березовой консерватории. Открывай представленье, свистун! Запрокинься головкою розовой, Разрывая сияние струн В самом горле у рощи березовой. Я и сам бы стараться горазд, Да шепнула мне бабочка-странница: «Кто бывает весною горласт, Тот без голоса к лету останется»


А весна хороша, хороша! Охватило всю душу сиренями. Поднимай же скворешню, душа, Над твоими садами весенними. Поселись на высоком шесте, Полыхая по небу восторгами, Прилепись паутинкой к звезде Вместе с птичьими скороговорками. Повернись к мирозданью лицом, Голубые подснежники чествуя, С потерявшим сознанье скворцом По весенним полям путешествуя. 1948


Николай Рубцов Рубцов Николай Михайлович родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли в детдоме. Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землей... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным". Служил на Северном флоте, затем жил в Ленинграде, работал рабочим. В 1962 он поступил в Литературный институт. Первая книга стихов "Лирика" вышла в 1965 Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники "Звезда полей", "Душа хранит», "Сосен шум". Сборник "Зеленые цветы" появился после смерти поэта, который трагически погиб 19 января 1971.











Привет, Россия... Привет, Россия родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое... Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле по сёлам и столицам! Я сильный был, но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться.


Привет, Россия родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле. За все хоромы я не отдаю Свой низкий дом с крапивой под оконцем. Как миротворно в горницу мою По вечерам закатывалось солнце! Как весь простор, небесный и земной, Дышал в оконце счастьем и покоем, И достославной веял стариной, И ликовал под ливнями и зноем! Николай Оцуп Поэт, прозаик, публицист, историк литературы. Творческая деятельность Н. Оцупа начиналась на родине, полностью же развернулась и проявилась в эмиграции. Закончив гимназию с золотой медалью, продолжил учёбу в Париже. Во время первой мировой войны вернулся на родину, служил в армии. В 1918 г. Оцуп работал в издательстве «Всемирная литература». В 1922 г. Оцуп эмигрировал. Жил в Берлине, затем переехал в Париж. В начале войны он был арестован за антифашистские убеждения, отправлен в концлагерь, откуда бежал и вступил в итальянское Сопротивление. После войны Оцуп издал свой монументальный «Дневник в стихах », через год защитил в Сорбонне докторскую диссертацию. В 1957 г. вышли под его редакцией «Избранные стихи» Тютчева, в следующем году - с его предисловием «Избранное»Н.Гумилева.


Мне трудно без России… Земля, и человек, и та или другая Страна, особенно для сердца дорогая, Чей радует обычай и язык, Чьё имя связывать ты с жребием привык, Остаться без неё… А может быть, тогда –то Такую (и такое) потеряв, Но ей чужим или врагом не став,- Тогда – то, может быть, и чувствуешь впервые Всю жизни глубину… Мне трудно без России…


Зинаида Гиппиус Поэтесса, прозаик, критик. Получила домашнее образование, увлекалась русской классикой. После переезда в Петербург начинается её литературная деятельность. В 1889 выходит замуж за Д. Мережковского, вместе с которым публикует первые стихи. Октябрьскую революцию Гиппиус встретила крайне враждебно, в 1920 она вместе с Мережковским эмигрировала во Францию. В эмиграции выступала в статьях и стихах с резкими нападками на советский строй. За границей вышла книга стихов "Сияния" и два тома воспоминаний "Живые лица».










Иван Бунин Русский писатель, поэт, переводчик. В 1903г. за сборники стихов "Под открытым небом» и "Листопад» был Удостоен высшей премии Академии наук - Пушкинской премии. В 1920 г эмигрировал во Францию. В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия "за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер"


У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь,в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!




Стих о Родине: Кремлевские звезды!

Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
(С. Михалков)

Стих о Родине: Лучше нет родного края!

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
(П. Воронько)

Стих о Родине: Родная земля!

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)

Стих о Родине: Наша Родина!

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

Стих о Родине: Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Стих о Родине: Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Стих о Родине: Какая наша Родина!

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
(В. Боков)

Стих о Родине: Родина

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)

Стих о Родине: Привет

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С. Дрожжин)

Стих о Родине: Гой, ты, Русь, моя родная...

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за коcогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(С. Есенин)

Стих о Родине: Родина

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Кокой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом.
Песчаный берег с низким ивняков.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится.
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да. Можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
(К. Симонов, 1941)

Стих о Родине: О Родине, только о Родине

О чём эта песня плакучих берёз,
Мелодия, полная света и слёз?
О Родине, только о Родине.
О чём за холодным гранитом границ
Тоска улетающих на зиму птиц?
О Родине, только о Родине.

В минуты печали, в годину невзгод
Кто нас приголубит и кто нас спасёт?
Родина, только лишь Родина.
Кого в лютый холод нам надо согреть
И в трудные дни мы должны пожалеть?
Родину, милую Родину.

Когда мы уходим в межзвёздный полёт,
О чём наше сердце земное поёт?
О Родине, только о Родине.
Живём мы во имя добра и любви,
И лучшие песни твои и мои -
О Родине, только о Родине…

Под солнцем палящим и в снежной пыли
И думы мои, и молитвы мои -
О Родине, только о Родине.
(Р. Гамзатов)

Стих о Родине: О, Родина!..

О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной - и утешенье
И исцеление мое.
(А. Жигулин)

Стих о Родине: С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.

С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.

Где наша Отчизна кончается?
Гляди - не увидишь границ,

  • Анненский

  • Иннокентий Федорович

  • (1855 - 1909)

  • Родился в Омске в семье государственного чиновника.

  • В 1860 семья переехала в Петербург, где Анненский получил начальное и высшее образование. В 1879 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Начал заниматься педагогической деятельностью.

  • Был преподавателем древних языков, античной литературы, русского языка и теории словесности в гимназиях и на Высших женских курсах, директором Царскосельском гимназии.

  • В 1870-е годы начал писать стихи. Лирика Анненского, носившая психологически-символический характер, отличалась глубокой искренностью.



Снег

  • Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка... От нее даже дыму Не уйти в облака.

  • Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед!



  • Но люблю ослабелый От заоблачных нег - То сверкающе белый, То сиреневый снег... И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв, Точно стада в тумане Непорочные сны - На томительной грани Всесожженья весны.



Дмитрий Мережковский 1866-1941

  • Родился в Петербурге. Воспитание будущий поэт и писатель получил в классической гимназии. Тогда же начал писать стихи, выслушав которые, Достоевский сказал: "Слабо... плохо... чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!" Эта фраза осталась в памяти Мережковского на всю жизнь.

  • В 1884 поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Очень серьезно занимается наукой.

  • В 1890-е начинает сотрудничать в журнале "Северный вестник", где выпускает первый сборник стихов.

  • Становится одним из основоположников символизма в русской литературе.



РОДНОЕ

  • Далеких стад унылое мычанье

  • И близкий шорох свежего листа... Потом опять глубокое молчанье... Родимые, печальные места!



  • Протяжный гул однообразных сосен

  • И белые, сыпучие пески…

  • О, бледный май, задумчивый, как осень!...

  • В полях затишье, полное тоски…



  • И крепкий запах молодой березы, Травы и хвойных игл, когда порой, Как робкие, беспомощные слезы, Струится теплый дождь во тьме ночной.



  • Здесь тише радость и спокойней горе, Живешь как в милом и безгрешном сне. И каждый миг, подобно капле в море, Теряется в бесстрастной тишине.

  • (1896)



Не надо звуков

  • Дух Божий веет над землёю.

  • Недвижен пруд, безмолвен лес;

  • Учись великому покою

  • У вечереющих небес.

  • Не надо звуков: тише, тише,

  • У молчаливых облаков

  • Учись тому теперь, что выше

  • Земных желаний, дел и слов.



Николай Заболоцкий 1902 -1958

  • Родился 7 мая в Казани в семье агронома.

  • Детские годы прошли недалеко от города Уржума.

  • По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование.

  • Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский.

  • В эти годы сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обериутами«. В это же время Заболоцкий активно сотрудничает в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др.

  • В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 - "Вторая книга". Был репрессирован.

  • Стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю.



Вечер на Оке

  • В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, не очарованных людей.



  • И лишь когда за темной чащей леса Вечерний луч таинственно блеснет, Обыденности плотная завеса С ее красот мгновенно упадет. Вздохнут леса, опущенные в воду, И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло.



  • Из белых башен облачного мира Сойдет огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине. И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук.



  • Горит весь мир, прозрачен и духовен.

  • Теперь – то он поистине хорош,

  • И ты, ликуя, множество диковин

  • В его живых чертах распознаёшь.



Уступи мне, скворец, уголок



  • Уступи мне, скворец, уголок, Посели меня в старом

  • скворешнике. Отдаю тебе душу в залог За твои голубые подснежники.

  • И свистит, и бормочет весна, По колено затоплены тополи. Пробуждаются клены от сна, Чтоб, как бабочки, листья

  • захлопали.

  • И такой на полях кавардак,

  • И такая ручьев околесица,

  • Что попробуй, покинув

  • чердак,

  • Сломя голову в рощу не

  • броситься!



Начинай серенаду, скворец!

  • Начинай серенаду, скворец!

  • Сквозь литавры и бубны истории Ты - наш первый весенний певец Из березовой консерватории.

  • Открывай представленье, свистун! Запрокинься головкою розовой, Разрывая сияние струн В самом горле у рощи березовой.

  • Я и сам бы стараться горазд, Да шепнула мне бабочка-странница: «Кто бывает весною горласт, Тот без голоса к лету останется»



  • А весна хороша, хороша! Охватило всю душу сиренями. Поднимай же скворешню, душа, Над твоими садами весенними.

  • Поселись на высоком шесте, Полыхая по небу восторгами, Прилепись паутинкой к звезде Вместе с птичьими скороговорками.

  • Повернись к мирозданью лицом, Голубые подснежники чествуя, С потерявшим сознанье скворцом По весенним полям путешествуя.



Николай Рубцов 1936 -1971

  • Рубцов Николай Михайлович родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли в детдоме.

  • Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землей... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным".

  • Служил на Северном флоте, затем жил в Ленинграде, работал рабочим.

  • В 1962 он поступил в Литературный институт.

  • Первая книга стихов "Лирика" вышла в 1965 Архангельске.

  • Затем были изданы поэтические сборники "Звезда полей", "Душа хранит», "Сосен шум".

  • Сборник "Зеленые цветы" появился после смерти поэта, который трагически погиб 19 января 1971.



  • По вечерам

  • С моста идет дорога в гору. А на горе - какая грусть!- Лежат развалины собора, Как будто спит былая Русь.

  • Былая Русь! Не в те ли годы Наш день, как будто у груди, Был вскормлен образом свободы, Всегда мелькавшей впереди!



  • Какая жизнь отликовала, Отгоревала, отошла! И все ж я слышу с перевала, Как веет здесь, чем Русь жила.

  • Все так же весело и властно Здесь парни ладят стремена, По вечерам тепло и ясно, Как в те былые времена...



Встреча

  • Как сильно изменился ты!-

  • Воскликнул я. И друг опешил.

  • И стал печальней сироты…

  • Но я, смеясь, его утешил:

  • Меняя прежние черты,

  • Меняя возраст, гнев и милость,

  • Не только я, не только ты,

  • И вся Россия изменилась!..



Привет, Россия...

  • Привет, Россия - родина моя!

  • Как под твоей мне радостно листвою!

  • И пенья нет, но ясно слышу я

  • Незримых певчих пенье хоровое...

  • Как будто ветер гнал меня по ней,

  • По всей земле - по сёлам и столицам!

  • Я сильный был, но ветер был сильней,

  • И я нигде не мог остановиться.



Привет, Россия - родина моя!

  • Привет, Россия - родина моя!

  • Сильнее бурь, сильнее всякой воли

  • Любовь к твоим овинам у жнивья,

  • Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

  • За все хоромы я не отдаю

  • Свой низкий дом с крапивой под оконцем.

  • Как миротворно в горницу мою

  • По вечерам закатывалось солнце!

  • Как весь простор, небесный и земной,

  • Дышал в оконце счастьем и покоем,

  • И достославной веял стариной,

  • И ликовал под ливнями и зноем!..



«МНЕ ТРУДНО БЕЗ РОССИИ…»

  • Поэты русского зарубежья

  • о Родине



Николай Оцуп 1894 -1958

  • Поэт, прозаик, публицист, историк литературы.

  • Творческая деятельность Н. Оцупа начиналась на родине, полностью

  • же развернулась и проявилась в эмиграции.

  • Закончив гимназию с золотой медалью, продолжил учёбу в Париже.

  • Во время первой мировой войны вернулся на родину, служил в армии.

  • В 1918 г. Оцуп работал в издательстве «Всемирная литература».

  • В 1922 г. Оцуп эмигрировал. Жил в Берлине, затем переехал в

  • Париж.

  • В начале войны он был арестован за антифашистские убеждения,

  • отправлен в концлагерь, откуда бежал и вступил в итальянское

  • Сопротивление.

  • После войны Оцуп издал свой монументальный «Дневник в стихах.

  • 1935 - 1950», через год защитил в Сорбонне докторскую диссертацию.

  • В 1957 г. вышли под его редакцией «Избранные стихи» Тютчева, в

  • следующем году - с его предисловием «Избранное»Н.Гумилева.



Мне трудно без России…

  • Земля, и человек, и та или другая

  • Страна, особенно для сердца дорогая,

  • Чей радует обычай и язык,

  • Чьё имя связывать ты с жребием привык,

  • Остаться без неё… А может быть, тогда –то

  • Такую (и такое) потеряв,

  • Но ей чужим или врагом не став,-

  • Тогда – то, может быть, и чувствуешь впервые

  • Всю жизни глубину… Мне трудно без России…



Зинаида Гиппиус 1869 -1945

  • Поэтесса, прозаик, критик.

  • Получила домашнее образование, увлекалась

  • русской классикой.

  • После переезда в Петербург начинается её

  • литературная деятельность.

  • В 1889 выходит замуж за Д. Мережковского,

  • вместе с которым публикует первые стихи.

  • Октябрьскую революцию Гиппиус встретила

  • крайне враждебно, в 1920 она вместе с

  • Мережковским эмигрировала во Францию.

  • В эмиграции выступала в статьях и стихах с

  • За границей вышла книга стихов "Сияния" и

  • два тома воспоминаний "Живые лица».



Знайте!

  • Она не погибнет, - знайте!

  • Она не погибнет, Россия.

  • Они всколыхнутся, - верьте!

  • Поля её золотые.

  • И мы не погибнем, -верьте!

  • Но что нам наше спасенье?

  • Россия спасётся, - знайте!

  • И близко её воскресенье.

  • Февраль 1918



Бабье лето

  • Нет даже слова такого

  • В толстых чужих словарях.

  • Август. Ущерб. Увяданье.

  • Милый, единственных прах..



Русское лето в России,

  • Русское лето в России,

  • Запахи пыльной травы.

  • Небо какой - то старинной,

  • Тёмной густой синевы.



Утро. Пастушья жилейка.

  • Утро. Пастушья жилейка.

  • Поздний и горький волчец.

  • Эх, если б узкоколейка

  • Шла из Парижа в Елец.



Иван Бунин 1870 - 1953

  • Русский писатель, поэт, переводчик.

  • В 1903г. за сборники стихов "Под

  • открытым небом» и "Листопад» был

  • Удостоен высшей премии Академии

  • наук - Пушкинской премии.

  • В 1920 г эмигрировал во Францию.

  • В 1933 Бунину была присуждена

  • Нобелевская премия "за правдивый

  • артистический талант, с которым он

  • воссоздал в художественной прозе

  • типичный русский характер"



  • У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

  • Как горько было сердцу молодому,

  • Когда я уходил с отцовского двора,

  • Сказать прости родному дому!

  • У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

  • Как бьётся сердце, горестно и громко,

  • Когда вхожу, крестясь,в чужой,

  • наёмный дом

  • С своей уж ветхою котомкой!



Цели и задачи:

  • пробудить интерес к пейзажной лирике;
  • формировать культуру восприятия лирики;
  • ввести обучающихся в мир родного пейзажа.

Оборудование:

  • Репродукции картин И.И. Шишкина "Зима", "Сосновый лес", "Лесные дали", "Рожь";
  • Репродукции картин В.П. Зинченко, тайгинского художника;
  • Фотографии окрестностей города Тайги;
  • Выставка книг тайгинских поэтов Л.М. Яковлевой, В.И. Дмитриева.

В программу В.Я.Коровиной для V класса под рубрикой "Русские поэты о родине, родной природе и о себе" включено несколько стихотворений о природе русских поэтов. Этот факт можно только приветствовать. Неоднократно отмечалось, что школьники средних классов находятся в весьма скудном поэтическом "пайке", недостаточном для формирования культуры восприятия лирики. У десятилетних школьников при несложившемся художественном вкусе, при преимущественном интересе к сюжетным произведениям не утрачены прекрасные качества, необходимые для постижения поэзии: эмоциональная отзывчивость, тяготение к условности (игре), богатое воображение. И если в этом возрасте не будет пробужден интерес к стихам, впоследствии окажется очень сложным преодолеть поэтическую глухоту.

Работа над пейзажной лирикой имеет и большое воспитательное значение. Так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности, почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, беззащитность перед наступлением техники.

Из огромного богатства русской пейзажной лирики в программу включены стихотворения И.С.Никитина "Утро", А.А.Фета "Весенний дождь", Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной:", А.Н.Плещеева "Весна", А.В.Кольцова "Косарь", А.Н.Майков "Грачи", И.С.Никитин "Зимняя ночь в деревне", "И.З.Суриков "Зима". Все они помещены в особом разделе первой части нового издания учебника-хрестоматии для V класса. Составители современной программы по литературе для средней школы отказались от жесткой регламентации числа часов на изучение литературных произведений: учителю дано право самостоятельно определять их количество, учитывая значимость темы, подготовленность учащихся.

Я предлагаю на первом уроке ввести учеников в мир родного пейзажа Сибири, а затем обратиться к стихотворению И.З.Сурикова "Зима".

Для вступительной части урока выбираю яркую, интересную форму, дающую ощущение праздничности. Это может быть путешествие по календарю, где прозвучат известные из начальной школы стихотворения о природе, могут быть использованы картины русских художников, изображающие различные времена года. (К уроку ученики получают задание вспомнить известные стихи о природе).

Я продолжаю разговор так:

Сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки:

Продолжим описание так, чтобы оно соответствовало состоянию сегодняшней природы, тому, что видят ребята за окнами класса. Вот так передали красоту зимней природы художники (показываю репродукции с картин И.И.Шишкина "Зима", И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"). А какие стихотворения о зиме вы знаете? Звучат 2-3 стихотворения кузбасских поэтов Сергея Донбая, Бориса Бурмистрова и Валерия Дмитриева.

Слово учителя:

Валерий Дмитриев наш земляк. Он родился в таежном поселке Кузель, в нескольких километрах от нашего любимого города Тайги. Суров и красив наш край. Красив своими темнохвойными лесами, которые "облапили" непроходимые таежные распадки и болота, а также Кузель и Тайгу. Поэтическое восприятие окружающего мира отразилось в творчестве В.Дмитриева. Его родители были настоящими носителями устного народного творчества.

Мать знала свою родословную и любила рассказывать сюжеты из жизни предков, переплетая их с описаниями природы.

Так родилась у В.Дмитриева первая любовь - любовь к поэзии. Его замечательные стихи и звучат сегодня.

"Красивых слов на свете много:"

Красивых слов на свете много
В чужих мудреных языках.
Но я беру лишь те в дорогу,
Что у народа на устах.
Те, что, напомнив с колыбели,
По жизни с трепетом несу.
Что на родных полях пестрели,
Росинками блестят в лесу.
Слова, понятные любому,
Что слышал на своем веку,
Я терпеливо и с любовью
Вплетаю в каждую строку.

Горит над рекою
Рябиновый сполох,
Вливаясь в багряный закат.
Меня в этот вечер
Твой ласковый голос
Зовет в нашу юность назад.

Под рябиной наша юность расцвела,
Под рябиной ты любовь мне отдала.
Не забыть мне тот рябиновый рассвет,
Снова осень, а тебя со мною нет.
Пройти мне осталось по жизни немного,
Ни встреч, ни разлук впереди.
Хотел бы я снова знакомой дорогой
До нашей рябинки дойти.

УТРО

Прозябшее утро
Пролить не спешит
Червонные блики на лес.
Вцепившись ветками в зарю,
Он тянет сполохи с небес.
И золотистые лучи
Плетут тончайшую миткаль.
Закат таинственно молчит,
Рассветы пробуждают даль.
А все-таки он так хорош -
Пурпур последнего мазка.
Он на большой костер похож,
В котором тают облака.

Показ иллюстраций и фотографий г.Тайги и ее окрестностей, картин тайгинского художника В.К.Зинченко. (Приложение)

Слово учителя:

Л.М. Яковлева родилась в нашем городе. Последние десять лет своей трудовой биографии была корреспондентом газеты "Тайгинский рабочий". Автор многих книг. Лауреат литературной премии им.А.Н.Волошина. Тайга, тайга милы ее сердцу. Она пишет о них стихотворения:

Мой город

Тайга - это запах смолистого ветра,
Упорство и верность людей.
Тайгинцы надежны и стойки, как кедры,
И друга не бросят в беде.
Тайга - это рельсы, звенящие песней,
Кантата летящих колес.
Природы, чем наша, не сыщешь чудесней.
Здесь царство рябин и берез.
Зимою снега глубоки и безбрежны,
Такой неземной чистоты:
А девушки наши красивы и нежны,
Как белых черемух цветы.
Перрон, как причал, -
Радость встреч, грусть разлуки.
Тайга - это город труда.
Недаром парней наших крепкие руки
Ведут по земле поезда.

Предзимнее

У березы под моим окном
Облетели листья, облетели.
И на юг все южные давно
Улетели птицы, улетели.
Только куст калины на ветру
Полыхает ярко, полыхает.
Снег всю землю выбелил к утру,
И не тает, и уже не тает.
Но весна еще придет в мой дом,
Все вернется на круги, вернется.
И проснется речка подо льдом,
И душа моя опять проснется.

Видите, поэты изобразили зиму по-разному, ведь у нее, как и любого другого времени года, каждый месяц и даже каждый день неповторим.

Пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна. Какие стихи о весне вы знаете? Послушаем одно из них А.Н.Плещеев "Весна".

Пройдем по страницам календаря дальше, не увлекаясь количеством стихов. Последние прозвучат о лете, что подведет учеников к восприятию стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Лес: Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, великаны-деревья, никогда не смолкающий лесной шум. В произведениях многих русских писателей, поэтов, художников мы встречаем прекрасные описания леса. Предлагаем вспомнить художника И.И.Шишкина, которого называли певцом леса, и обратиться к небольшой выставке репродукций картин, которые помогут создать нужный для восприятия стихотворения настрой и представить некоторые его образы. Особенно уместны для этой цели картины "Сосновый лес", "Лесные дали", "Деревья".

"Лес шумит" - так называется рассказ русского писателя В.Г.Короленко. "Русский лес" - название романа советского писателя Л.М.Леонова. Картины, стихи, рассказы, романы: Как вы думаете, почему лес так часто становился героем произведений искусства? Конечно, прекрасный русский лес - красота, богатство и гордость нашей страны. С ним неразрывно связана судьба русского народа: из леса строились крестьянские избы, лес давал тепло, зверя и птицу, ягоды и грибы. Лес прятал и оберегал партизан во время Великой Отечественной войны. И это еще далеко не все, что получал и получает человек от леса: чистоту воздуха и рек, защиту полей от ветра, от разрушения почвы и, конечно, радость, отдых, красоту.

Стихотворение Ф.И.Тютчева содержит много сложных для десятилетних учеников метафор, но общего восприятия произведения, понимания его поэтического настроя они не затруднят, поэтому лучше пояснить смысл некоторых выражений не до начала, а в процессе анализа. До чтения стихотворения можно попросить учеников описать лес в ясный солнечный летний день, во время грозы, на закате солнца. Такая работа, попытка найти слово для описания своих впечатлений заставляет учеников быть более внимательными к художественному слову.

На уроках по изучению по изучению русской пейзажной лирики использую элементы творческой работы, обостряющей внимание школьников к слову, попросит их найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего дня, дерева за окном, кленового листочка и т.д.

Такая работа будет и подготовкой к творческому сочинению о природе. На уроке обращаюсь к прекрасным стихотворениям А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.

"Зреет рожь над жаркой нивой:" А.А.Фета - здесь и музыкальность стиха, и красота, и изощренность поэтических образов. Но как открыть их десятилетним ученикам? В нашей работе были случаи, когда ребята, еще находясь под впечатлением сказок, после чтения финала стихотворения, наполненного шипящими и свистящими звуками и не вполне понятными в первом восприятии образами, представляли себе какого-то страшного огнедышащего дракона, что, конечно, далеко уводило от настроения, выраженного в стихотворении. Поэтому перед чтением необходимо настроить ребят на его восприятие. Этому могут помочь картины с названием "Рожь" русских художников И.И.Шишкина и А.К.Саврасова.

В какое время поспевает рожь? Представьте день в конце июля, когда ярко светит солнце, на небе ни облачка. Продолжите ряд определений и глаголов, которые помогут описать: июльский день - жаркий (ученики находят эпитеты: знойный, долгий, длинный, бесконечный:); солнце - яркое:, печет:; ночь - короткая:

Такая работа помогает представить жаркий летний день, а значит настроиться на восприятие стихотворения. Теперь послушаем его. Учащимся нелегко определить поэтическое настроение, выраженное в стихотворении. Поэтому поможем им, попросив выбрать из предложенных слов и выражений (их, как первое задание, лучше заранее написать на доске) те, которые, с их точки зрения, лучше всего передают чувства поэта: восхищение, торжество, восторг, преклонение перед величием и красотой природы. Приходим к выводу, что все эти слова помогают понять чувства поэта, выраженные в стихотворении.

Вслушаемся в удивительную музыку фетовского стиха. В этом помогут следующие вопросы и задания: перечитайте первую строфу. Какие строки кончаются созвучными (похожими по звучанию) окончаниями? Найдите строчку, внутри которой есть созвучия. Как благодаря этому звучит строфа? Какие звуки повторяются в первой строчке? Что напоминает вам их звучание? Прочитаем так, чтобы школьники "услышали", представили шелест поспевающих ржаных колосьев. Какие звуки особенно часто звучат в следующих строчках строфы? Инструментовка фетовского стихотворения изощренная, не все ее особенности могут заметить школьники. Но стоит обратить их внимание на то, что "жесткие" шипящие и свистящие в начале строфы сменяются "плавными" звуками "в" и "л". После того как мы все это заметили, прочитаем строфу вслух. Может быть, теперь станет понятно, почему великий русский композитор П.И.Чайковский называл А.А.Фета не просто поэтом, но поэтом-музыкантом, хотя Фет никогда не писал музыки.

В этом стихотворении есть выражения необычные, не употребляющиеся в обычной речи. Попросим учеников их найти, а затем пояснить, как они их понимают, какие картины представляют, читая эти строки.

Не до конца понятными оказываются строки:

Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Прежде всего задумаемся над их общим смыслом. Какая картина представляется при чтении? Воссоздать образ может помочь картина А.К.Саврасова "Рожь": желтые волны ржаных колосьев, проходящие по всему полю от дуновения ветра. Ветер назван в стихотворении прихотливым. Это слово здесь многозначно. Вспомним, как обращался королевич Елисей к ветру в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях". Такой же ветер - свободный, своевольный - в стихотворении А.А.Фета. Но в классе, где дети хорошо подготовлены, можно показать и более тонкое значение образа. Ребята слышали слово "неприхотливый" - простой, безыскусственный. А ветер в стихотворении А.А.Фета - настоящий художник: он плавными волнами проходит по полю, склоняя и распрямляя колосья, создавая картину золотого моря ржи.

Поясним другие сложные образы стихотворения. Чтобы дети лучше поняли смысл строк:

Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око. -

напомним какие короткие ночи в июле. День кажется бесконечным, а солнце скрывается, уступая место ночи, лишь на несколько коротких часов. "Да, но не на миг, как в стихотворении", - иногда возражают ученики. Однако мы не удивляемся, читая в народных сказках, былинах такие, например, выражения: "Он направо махнет - будет улица, налево махнет - переулочек". Чтобы передать восхищение искусным трудом, силой, могуществом, безымянные авторы народного творчества часто использовали преувеличения. А в стихотворении А.А.Фета мы чувствуем изумление, восхищение перед величием природы. Природа в стихотворении живет и действует. И "огнедышащее око" - солнце отдыхает совсем немного, чтобы снова приняться за свою такую необходимую для природы, урожая, человека работу.

Завершая анализ, стихотворение читаю сама, чтобы ребята смогли еще раз представить себе нарисованные в нем картины.

Чтобы переключить школьников на стихотворение Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело:", описывающее состояние природы во время грозы, можно использовать репродукцию картины К.Е.Марковского "Дети, бегущие от грозы". Опишем картину. Как изменилась природа в ожидании грозы? Что чувствуют дети? Вспомните, что вы испытывали перед грозой. Прочитаем стихотворение. С каким настроением пишет поэт о грозе? Совпадает ли оно с тем, которое испытывали мы с вами? Внимательно прочитайте стихотворение. Описывается ли в нем какой-то один момент грозы?

Перечитайте строфы, в которых говорится о приближении грозы. Как нарастает напряжение в природе? С помощью каких слов автор показывает, что природа испытывает те же чувства, что и человек?

Перечитайте, как описано начало грозы. Как передать в чтении ее нарастание? (Небольшое убыстрение темпа чтения, отчетливость, "упругость" произнесения коротких слов четвертой строфы, чтобы передать убыстряющийся ритм дождя.) Попутно обратим внимание на аллитерацию. (Проходящий через третью и четвертую строки звук "р"позволяет "услышать" грозовые раскаты).

Перечитаем последнюю строфу. Какую картину вы представляете? На воображаемых рисунках ребят предстает небо, затянутое темными, низкими грозовыми тучами. Последний косой луч солнца на мгновенье показался в разрыве туч, и тут же яркий разряд молнии возвестил, что гроза в разгаре. Попросим учеников прочитать все стихотворение, добиваясь выразительности чтения.

Для подготовки к уроку можно дать коллективное задание, разделив класс на четыре группы (по временам года). В группу могут входить ученики, родившиеся в это время года. Групповая работа приучает к коллективной ответственности, поддержке, взаимопомощи, учит разделению функций, общению, поэтому желательно ее использование не только в старших, но и в средних классах. И урок с ее применением эффективен, так как у ребят возникает ощущение общей заинтересованности в результате, особенно если устроить конкурс-соревнование, какая группа лучше всего "представит" свое время года.

Каждой группе дается задание:

Выбрать еще одно стихотворение о "своем" времени года, которое особенно понравилось. Выучить его наизусть или подготовить выразительное чтение;

Найти и принести репродукцию картины одного из русских или советских художников, которая соответствовала бы по теме и настроению избранному стихотворению;

Написать небольшое домашнее сочинение о "своем" времени года. Темы сочинения (обязательно творческого характера) можно дать на выбор.

О чем могла бы рассказать весенняя сосулька?

Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?

Разговор березки с ландышем.

Разговор поспевающих колосьев.

Галчата учатся летать.

Приключения солнечного луча.

Осинкам холодно.

Краски художника-осени.

Разговор падающих листьев.

В зимний лес (парк) - за сказкой.

Мелодии зимнего дня.

О чем чирикает воробей в солнечный морозный день?

Нужно проверить написанные сочинения заранее, чтобы на уроке прозвучали лучшие работы о каждом из времен года.

Характер домашнего задания определит структуру урока внеклассного чтения. После небольшого вступительного слова учителя или музыкальной "заставки" (например, пьеса "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года" П.И.Чайковского) каждая группа учеников "представляет" свое время года.

Можно предложить ребятам оформить выставку картин, украсить класс и одежду цветами или "символами", например, сделанной из бумаги аппликацией снежинки, молодого листочка или цветка, только ни в коем случае не допускать коварства в виде ободранных веток и деревьев или разоренных газонов. Фантазия ребят, если они увлечены работой, бывает безграничной: кокошники, элементы костюмов, собственные рисунки, панно: Один ученик по выбору группы или учителя читает стихотворение, другой рассказывает о своих впечатлениях от него, понимание стихотворения углубляется высказываниями других учеников, вопросами учителя. Например, в стихотворении А.В.Кольцова "Косарь" ребята обычно чувствуют воспетую поэтом красоту труда, но не понимают, какими поэтическими средствами это достигается. Поэтому напомним, как работает косарь, как движется рука с косой, а потом перечитаем последнюю часть стихотворения. Как звучат стихотворные строки, что они напоминают? Обратим внимание, что каждая строчка дает ощущение ритмичного взмаха косы. Какие звуки в этих строчках повторяются и на что похоже такое звучание? И ребята отмечают шипящие и свистящие, которые передают звук косы, шум падающей скошенной травы. Затем два-три ученика (возможно, также по выбору группы) читают избранные ими стихи о данном времени года и обращаются к картинам, соответствующим стихотворению по настроению и деталям. Звучит одно-два лучших сочинения. Затем вступает вторая группа. В финале урока учитель оценивает результаты коллективной работы.

Заканчивая изучение пейзажной лирики, напомним, со стихами каких русских и советских поэтов мы встретились. Эти поэты жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. И еще одним удивительным даром обладают талантливые писатели и поэты: даром "рисовать словами", так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Стихи русских поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия - тоже великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому внимательному.

Именно этому и должны учить наши уроки литературы.

Я по первому снегу бреду...

Сергей Есенин

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.

О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!...
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Сергей Есенин

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Вечером синим, вечером лунным...

Сергей Есенин

Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо
Все пролетело. далече.. мимо...

Сердце остыло, и выцвели очи...
Синее счастье! Лунные ночи!

Я помню, любимая, помню...

Сергей Есенин

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос...
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней...
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
“Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда”.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

Вот оно, глупое счастье...

Сергей Есенин

Вот оно, глупое счастье,
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихо закат.

Здравствуй, златое затишье,
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.

Стелется синею рясой
С поля ночной холодок...
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!

Гляну в поле, гляну в небо...

Сергей Есенин

Гляну в поле, гляну в небо -
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.

О, я верю - знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Еду. Тихо. Слышны звоны...

Сергей Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Словно серые вороны
Раскричались на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Принагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь. Простору много.
Сыплет снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Восход солнца

Сергей Есенин

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

Закружилась листва золотая...

Сергей Есенин

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать?

Ну, целуй меня, целуй...

Сергей Есенин

Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.
Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!
Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.
Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине.
Увядающая сила!
Умирать - так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.
Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: "Я твоя".
И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас -
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!

Гори, звезда моя, не падай.

Сергей Есенин

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.

Ты светишь августом и рожью
И наполняешь тишь полей
Такой рыдалистою дрожью
Неотлетевших журавлей.

И, голову вздымая выше,
Не то за рощей - за холмом
Я снова чью-то песню слышу
Про отчий край и отчий дом.

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.

Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах.
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.

Август 1925

Мне грустно на тебя смотреть...

Сергей Есенин

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твоё тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Край любимый! Сердцу снятся...

Сергей Есенин

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Что это такое?

Сергей Есенин

В этот лес завороженный,
По пушинкам серебра,
Я с винтовкой заряженной
На охоту шел вчера.
По дорожке чистой, гладкой
Я прошел, не наследил...
Кто ж катался здесь украдкой?
Кто здесь падал и ходил?
Подойду, взгляну поближе:
Хрупкий снег изломан весь.
Здесь вот когти, дальше - лыжи...
Кто-то странный бегал здесь.
Кабы твердо знал я тайну
Заколдованным речам,
Я узнал бы хоть случайно,
Кто здесь бродит по ночам.
Из-за елки бы высокой
Подсмотрел я на кругу:
Кто глубокий след далекий
Оставляет на снегу?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!