Сексуальные часы второклассников. «Особенности памяти и мышления второклассников и способы их развития

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

Родительский всеобуч

Родительское собрание - лекторий на тему

« Особенности памяти и мышления

второклассников и способы их

Кемерово - 2011

« От того, что мы выберем сегодня,

зависит наше завтра » П. Бошен.

Тема: « Особенности памяти и мышления второклассников и способы их

развития »

Цель: Дать родителям полную информацию об особенностях развития памяти

и мышления ребят в возрасте 8-9 лет.

Задачи: 1 Помочь родителям осознать важность развития памяти и мышления

именно в этом возрасте: 8-9 лет сензитивный период для развития.

2 Ознакомить родителей с практическими приёмами развития памяти и

мышления.

3 Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.

Ход собрания:

1 Сообщение темы и задач собрания

2 Анкетирование родителей

Вопросы анкеты:

·Умеет ли ваш ребёнок фантазировать и мечтать?

·Любит ли ваш ребёнок перевоплощаться?

·Может ли подробно пересказать то, что увидел и услышал?

·Легко ли заучивает наизусть заданный материал, стихи?

3 Обобщение результатов анкеты

Большинство ответов «ДА» на вопросы анкеты- у вашего ребёнка огромные потенциальные возможности развития хорошей памяти и высокого уровня мышления, главное-не упустить сейчас этот момент

Большинство ответов «НЕТ» или 2:2 на вопросы анкеты - у вашего ребёнка

может быть и нет такого огромного потенциала, но сейчас наступил самый благоприятный период развивать мышление и память вашего малыша и достичь высокого уровня. Всё в ваших руках!

4 Актуальность данной темы

Как мы видим из результатов анкеты, у наших ребят разные способности.

Но возможность развивать их есть и должна быть у каждого ребёнка, тем

более, что сейчас наступил благоприятный, или, как говорят психологи-

сензитивный период для развития памяти и мышления. Другого такого

периода, к сожалению, не будет. И важно именно сейчас не упустиь время,

приложить максимум усилий. Сегодня мы поговорим об этих мыслительных

процессах, а самое главное - вооружимся приёмами их развития и будем вместе помогать нашим детям.

5 Лекторий для родителей об особенностях памяти и мышления второклассников

(рассказ учителя или школьного психолога, просмотр презентации)

Мышление- это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообраз-

ные вспомогательные приёмы и средства в процессе познавательной деятельности , активно действовать в процессе получения новых знаний.

При поступлении ребят в школу их мышление носит эмоционально-образный характер, т. е это мышление, в котором на первый план выступают действия с

образами, а не с понятиями. И чем ярче, эмоциональнее этот образ тем лучше он запоминается, вызывает больший интерес к познанию. Этот вид мышления присущ и второклассникам. Но уже сейчас у ребят начинает формироваться

абстрактно - логическое (или словесно логическое) мышление. Это такой вид мышления, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материалом для них выступают понятия. Так-же в этом возрасте начинает развиваться практическое мышление - преобладание реальных практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.

С понятием «мышление» тесно связано понятие «интеллект». Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные и практические задачи.

Мышление непосредственно связано с речью, памятью, воображением.

Развивая речь, как инструмент мышления, память, воображение - мы развиваем мышление ребёнка.

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграни-

чить. Оба эти прцесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество

всегда подчинено сознанию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже известными знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: «Круг замыкается, познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) проверяется и уточняется мышлением»- пишет академик. У младших школьников в период 8-9 лет идёт интенсивное развитие воображения и важно не упустить этот момент. Важно играть с ними в развивающие воображение игры, водить в кружки и помогать развивать творческое мышление.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, наме-

чать новые цели. Большое значение для развития творческого воображения имеют кружки: художественные, литературные, музыкальные, научно - исследовательские, технические. Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.

Память- это способность к получению, хранению и воспроизведению жизнен-

ного опыта. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. В связи с временем сохранения материала выделяют следующие виды памяти:

Мгновенная (длительность от 0,1 до 0,5 секунд) это память-образ

Кратковременная (около 20 секунд), связана с актуальным сознанием

Оперативная- хранение информации в течение заданного срока

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение

практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться сколь угодно раз без утраты.

Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Ведь не зря в народе говорят

«Повторение - мать учения.» В возрасте 8-9 лет у ребёнка закладываются все предпосылки и наступает благоприятный период к развитию долговременной памяти. Систематически в разных формах повторяя материал, заучивая наизусть и переодически повторяя стихи, правила, таблицу умножения мы развиваем долговременную память.

По способу запоминания память может быть:

Зрительная - связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая - хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков.

Двигательная - понимание, сохранение, воспроизведение движений

Эмоциональная - память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.

У ребят-второклассников хорошо развита зрительная и эмоциональная память,

но открывается сензитивный период для развития слуховой и двигательной памяти. Это благоприятный период для начала занятий в спортивных секциях,

музыкальной школе.

Мозг ребёнка в этом возрасте обладает такой пластичностью, которая позволяет им справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием.

(например, игра «Снежный ком») Но всё таки нужно помнить, что память в этом возрасте носит преимущественно наглядно-образный характер. Поэтому ребята запоминают надолго и легко воспроизводят тот учебный материал,

который преподносится ярко, нестандартно, интересно и конкретно.

Запоминание бывает непроизвольное (происходит автоматически, без особых усилий, без постановки специальных задач) и произвольное (требует постановки задач на запоминание и воспроизведение, а сам процесс требует волевых усилий) . Постоянная тренировка памяти именно в этом возрасте при-

ведёт к расширению объёма памяти ребёнка, развитой ассоциативной памяти,

произвольному запоминанию учебного материала. Родители могут и должны стать серьёзными помощниками своему ребёнку в развитии памяти и мышления в целом. Я хочу предложить вам ряд упражнений и специальных игр, в которые можно играть с ребенком и всей семьёй для развития памяти, мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

6 Практикум по проигрыванию игр с родителями

(В конце практикума предлагается памятка-сборник игр)

Игра 1

Рассказы на тему «Что мог бы рассказать мой портфель»

«Разговор двух тетрадок»

«Что видел сегодня цветок на окне»

«Если бы я был волшебником» и. т.п.

Можно объявить семейный конкурс на самый интересный рассказ.

Игра 2

Нарисуй слово

Ребёнку предлагается рисовать при помощи рисунка то, что он услышит, а потом по рисункам воспроизвести слова: счастье, горе, доброта, обман, болезнь.

Богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота и. т.д.

Игра 3

Неполная фигура

На листе изображены круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, прямая и. т.д.

Нужно нарисовать предметы, либо целую картину.

Игра 4

«Что пропало?» или «Что появилось?»

На столе 10 предметов. Ребёнок смотрит 1-2 минуты. Отворачивается, 1-2 предмета убираются. Ребёнок должен назвать что пропало. В качестве водящего может быть и взрослый. Аналогично проводится игра «Что появилось?»

Игра 5

Что в коробке?

Взрослый прячет предмет в коробку и даёт его описание словесно. Ребёнок отгадывает. Потом можно поменяться ролями.

Игра 6

Я знаю 10 названий...

Водящий берёт мяч и говорит «Я знаю 10 названий деревьев - берёза - раз...»

и передаёт мяч другому. Кто не может продолжить - выбывает из игры. Аналогично берутся названия игр, машин, сказок, писателей и. т.д.

Игра 7

Игра с палочками. Водящий выкладывает фигурку из палочек. Ребёнок повторяет, можно на время, можно усложнить, закрыв фигурку и предложить выложить по памяти.

Игра 8

«Покупки в магазине»

На диване разложить несколько вещей. Попросить принести вещь не называя её, а по описанию. Потом поменяться ролями.

Игра 9

«Ассоциации»

Играют 2 и более человек. Первый говорит, напрмер « Я-гроза» второй и остальные называют ассоциации «А я - туча», «Я-зонтик», «А я лужа» и. т.д.

Можно усложнить, изображая эти предметы. Кто не находит ассоциацию - выбывает.

Игра 10

«Снежный ком»

Чем больше человек играют в эту игру, тем лучше.

Первый говорит, например «Меня зовут Ромашка, я умею прыгать», второй повторяет «Её зовут Ромашка, она умеет прыгать, а меня зовут Зайчик, я умею бояться» третиий повторяет то, что сказали два предыдущих игрока и говорит своё и. т. д.

Игра 11

Назови одним словом или назови слова на тему.

Например, водящий говорит «Маша, Катя, Оля - это..» а игрок продолжает.

Или «Назови 5 дом. Животных» и. т.д.

Игра 12

«Что следует»

Водящий говорит «Если светит солнце, то......» или «Если сегодня суббота, то завтра....» и. т.д.

7 Знакомство родителей с расписанием работы школьных и районных кружков,

спортивных секций.

8 Подведение итогов собрания.

Помните, хорошие дети - у хороших родителей!

Желаю вам здоровья, семейного благополучия и успехов в воспитании

Очень странные задачи встречают в школьных учебниках

Если вы давно не делали уроков, то многое в школьных учебниках может показаться вам странным. «Город 812» собрал самые странные задания из учебной жизни детей. И попытался понять, зачем авторы учебников такое пишут.

Когда моя дочка была во втором классе (сейчас она в десятом), на уроках математики ей запрещали считать в столбик, потому что класс к тому моменту еще не прошел столбик. Потом ей запретили пользоваться пальцами для умножения на девять (есть такой способ). Так как таблицу умножения полагалось знать наизусть, а не на пальцах.

Когда дочка в пятом классе сдала заданное на дом сочинение, новая учительница по русскому его перечеркнула жирной красной чертой. Даже отметку не поставила, обвинив ребенка в том, что работу за нее выполнил кто-то из взрослых. На самом деле дочь писала сочинение сама. Но убедить в этом педагога не удалось. Поэтому весь пятый класс, пока учительница не привыкла, сочинения за ребенка пришлось ваять мне – имитируя «детский язык», чтобы в школе верили, что пишет пятиклассница.

Сейчас в начальной школе учится мой сын. И я понимаю, что восемь лет назад были цветочки. Учителя стараются как могут, но перебить глупость, написанную в школьных учебниках, они не в силах. Речь о программе «Школа-2100».

Например, на уроках русского языка детям запрещено пользоваться словами «существительное», «прилагательное» и «глагол». Все эти понятия они уже изучили и даже зазубрили определения. Теперь они знают, что существует «группа слов, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы “кто?” или “что?”». Но само слово «существительное» под запретом! Аналогичная ситуация с глаголами и прилагательными. Определения есть, а слов нет. Учительница, по секрету, конечно, шепнула детям названия. Но просила ее не выдавать.

Начиная со второго класса, по всем предметам устраиваются олимпиады. По русскому языку запомнилось такое задание для второклашек. Его можно найти на сайте олимпиады «Русский медвежонок».

«В фантастическом романе Евгения Замятина “Мы” персонажи носят имена, состоящие из одной буквы и нескольких цифр. Герой, от лица которого ведется повествование, воспринимает своего приятеля как “свое другое я”. А как зовут этого приятеля?» Варианты ответов: P-13; Q-13; R-13; S-13; T-13 .*

Сходу я не смогла справиться. «Мы» читала давно, мало что помню. «Википедия» приводит такие особенности этого произведения: «Главный герой предпочитает проводить свои «сексуальные часы» с О-90, однако и у нее есть еще один половой партнер – поэт R-13. Но они с Д-503 дружат, и в своем дневнике главный герой называет О и R своей семьей». Должны ли все это знать второклассники?

А вот задание из учебника по математике: «Вычислите с объяснением и проверкой: 40-6=?». Напоминаю, что дети уже свободно считают в уме до ста. Но правильное решение этого примера – ни за что не догадаетесь! – должно занимать несколько строк.

(30+10)-6=30+(10-6);

Вот так. А вундеркиндов, которые с места кричат, что сорок минус шесть равняется 34, переучивают считать правильно.

Хит школьного абсурда – предмет «Окружающий мир». Там в одной куче астрономия, всемирное тяготение, погода и Гималаи. Особенность учебника – он не учит, а как бы развивает у детей сообразительность. Вместо объяснений им предлагается самим искать ответы на вопросы из учебника. Ищут, конечно, родители. Например, почему яйцо при нагревании постепенно твердеет? Я долго рассказывала ребенку про живые организмы, клетки и белок, который сворачивается при высокой температуре…

Зря. Правильный ответ по учебнику такой: яйцо твердеет, потому что «белок и желток при нагревании переходят из жидкого в твердое состояние». Вот и всё.

Другой вопрос: «Как летучие мыши узнают, что им пора на охоту?» Мой школьник ответил: «Потому что есть хотят». Оказалось – мимо. Нужно было сказать, что мыши идут на охоту, сверяясь со своими «природными часами».

Практическое задание по окружающей среде (ее в школе называют окружайкой) парализовала нормальную жизнь нашей семьи. К пятнице нам нужно было «разделить смесь опилок с гвоздями и снегом», используя банку с водой, магнит и горящую спиртовку. Мой второклассник быстро догадался, что гвозди можно вытянуть из снега магнитом. А дальше – завис. Разделить сугроб и опилки без вреда для снега никак не получалось. В итоге я согласилась с сыном: опилки можно только выковырять. С точки зрения учебника, ответ неправильный. А правильно – растопить снег. После этого он, конечно, перестанет быть снегом, то есть условие задачи будет нарушено. Но авторов это не смутило.

Напоследок – еще вопрос из курса «Окружающий мир» для 2 класса: какие слова называют понятиями?**

– Никто не хочет специально мучить детей. Но в целом обстановка в образовании сегодня такова, что никто толком не понимает, что нужно начальной школе в современных условиях, каково должно быть содержание обучения по конкретным предметам. Разброд, шатания, вечная чехарда и смена концепций привели к тому, что в методическом сообществе нет устойчивого консенсуса. Каждый пытается делать что-то свое. Естественно, у одного человека или даже у коллектива авторов учебника из поля внимания ускользают какие-то мелочи, отдельные задачи, и в результате получаются глупости. Вместо стабильных линий учебного материала, которые формировались десятилетиями, сегодня мы имеем единицы учебного материала, которые излагаются почти в хаотичном порядке. Все это, конечно, отражается на качестве образования. Но когда накопится определенный опыт, какая-то часть ляпов из учебников уйдет. Но другая часть все равно останется. Потому что ляпы всегда были и всегда будут, – уверен Михаил Поспелов.

По словам эксперта ЕГЭ по математике, кандидата физ-мат наук Ксении Аркиной, в школах очень плохо преподают математику.

– Учителя математики в основном приходят в школы после технических, а не педагогических вузов. Планку ЕГЭ по этому предмету уже опустили ниже некуда, но в 2016 году ее не смогли преодолеть порядка 2500 (!) человек. То есть примерно каждый седьмой выпускник. Учебники есть удачные, а есть – не очень. Но в них не должно быть большого разнообразия! Потому что если ребенок переходит в другую школу, то другой учебник с другой последовательностью изложения сильно усложнит ему жизнь.

Проверь себя

(ответы на задания для 2-го класса)

**Слова, которые могут обозначать не только отдельные предметы, а много похожих предметов.

Как умножить на 9 вручную

Для умножения на девять используют пальцы обеих рук. Если, например, нужно умножить девять на три, то слева отсчитывается и загибается третий палец. Слева от него будет число десятков, а справа – число единиц, содержащихся в ответе. То есть – 27 (третий палец загнут). Для вычисления 9х4 загибается четвертый палец и получается 36, и т.д.

Мария Гордякова

Вот и настал новый учебный год. У кого-то дети первый раз пошли в школу. Сколько переживаний, опасений и радостных надежд таит в себе эта «смена статуса». Все внимание – и со стороны старшеклассников на школьной линейке, посвященной первому сентября, и со стороны учителей, завучей, директора школы – отдано первоклашкам. Они, да еще, пожалуй, выпускники, будущие абитуриенты, являются главными действующими лицами в учебном году.

А что же наши второклассники? Казалось бы, совсем недавно поздравления звучали в их честь. Это они гордо вышагивали в непривычной школьной форме, с новенькими ранцами за спиной. Сегодня для этих восмилетних ребятишек все проходит гораздо более буднично, несмотря на радостную встречу с друзьями и новые предметы.

Второклашки уже не понаслышке знают о том, что такое школа, их ожидания строятся на личном опыте, а не на восторженных и оторванных от жизни впечатлениях, как у первоклассников. Малыши полагают, что учиться – это не столько работа, сколько приятное времяпровождение с новыми друзьями и важное дефилирование по коридорам в строгой «взрослой» одежде. Ну и, личный портфель, разумеется.

Родители юных второклассников как правило, достаточно спокойно встречают «День знаний». Они, эдакие «школьные морские волки», уже пережили сложный первый год обучения, когда все в новинку, «с ног на голову». Часто родители полагают, что для их умного и талантилвого ребенка все проблемы уже остались позади. Он самостоятелен – без напоминания делает домашнее задание, собирает портфель и возможно даже ходит в школу и обратно без сопровождения взрослых. Совсем большой!

Часто родители с самого начала пускают все на самотек, слишком рано «расслабляются», не подумав, что у их ребенка, еще достаточно юного, могут возникнуть разного рода сложности. Как совсем новые, характерные для второго года обучения, так и «проявиться» старые, не решенные в первом классе проблемы.

Чтобы не упустить некоторые проблемы из-под контроля, могу посоветовать первое время уделять повышенное внимание к учебной деятельности ребенка. Но не «давить авторитетом», а пристально наблюдать со стороны, чтобы иметь возможность быстро прийти на помощь, когда это будет необходимо, при этом не ущемляя самостоятельность ученика.

Первые оценки: учимся реагировать

Одной из самых главных новинок, которые могут вызвать сложности, на мой взгляд является введение системы оценок. В первом классе дети практически не получали отрицательной реакции на свою работу, кроме комментариев учителя на тему «надо лучше стараться». Сейчас же невнимательность, неаккуратность или неправильно понятый материал могут найти свое отражение в тройке, а то и двойке.

Очень важно заранее научить детей адекватно реагировать на оценки в своих дневниках. А для этого нужно начать с себя. Тройки и двойки, понятное дело, никого из родителей не обрадуют. Существует великий соблазн отругать ребенка за них, упрекнув в невнимательности, нежелании учиться, или, того хуже, вслух выразить сомнение в его умственных способностях. Путь, конечно же, тупиковый. Кому будет польза с того, что получивший «пару» или «трояк», а то и «четверку», ребенок будет лить горькие слезы в гардеробе, боясь предстать перед строгими очами родителя. По возможности, повинуясь инстинкту самосохранения, он будет утаивать свои проблемы, оценки и сложности от мамы с папой, чтобы не получить лишний раз порицание.

Поэтому гораздо более конструктивный путь – в начале пути объяснить ребенку, что оценка, выставляемая учителем:

    оценивает определенное задание, качество его выполнения. А вовсе не ставит пожизненный диагноз интеллекту ученика. То есть двойка за решение задачи по математике говорит о том, что ты не справился именно с этой задачей, а не то, что ты «дурак полный и 3 к 2 не можешь прибавить».

    плохая оценка ставится учителем не из вредности, не со злости. Он не стремится наказать ею ученика, лишь дать понять, где именно находятся слабые стороны. Какой материал нужно повторить, разъяснить, довести до понимания.

Ответственно реагировать на плохую оценку надо не пустыми горькими слезами и не полным безразличием. А сделать самую настоящую работу над ошибками, разобраться в материале с родителями или подойти за разъяснением к учителю. И тогда в будущем не заставят себя ждать долгожданные заслуженные пятерки.

  1. Оценка – это не приговор. Сегодня ты можешь получить тройку за решение уравнений, потом поработать хорошенько, и впредь щелкать похожие задачи, как орешки. Нельзя позволять ребенку примерять на себя «клеймо» двоечника или троечника. Он должен знать, что все в его руках, и стремиться к лучшему.

И самое главное – оценка не должна стать для ребенка самоцелью. Учится он не для того, чтобы любым путем, включая обманный, получить «пятерку» и удовлетвориться этим. А для получения ЗНАНИЙ, которые объективно оцениваются авторитетными взрослыми высшим баллом.

В возрасте восьми-девяти лет многие дети начинают постепенно отдаляться от своих родителей. Дело в том, что на данный момент школьники начинают «обретать» первые свои проблемы.

В этом возрасте нужно уделять ребенку как можно больше времени. Что в данном возрасте беспокоит второклассника? На какие аспекты его жизни следует обратить внимание? В основном в этот период родители начинают чрезмерно вмешиваться в личные дела детей. О чем вообще идет речь? Ведь школьники совсем малы, дабы иметь какие-то дела. Отнюдь, говорить, так не стоит. Многие родители начинают реализовывать через детей то, что у них не получилось в свое время. Поэтому ребенка такое вмешательство несколько обескураживает.

Он хочет заниматься тем, что интересно ему, а не родителям. Мамы и папы за руку ведут ребенка в музыкальную школу, а ему хотелось бы заниматься футболом или другим видом спорта. Отсюда у школьников возникает некоторая замкнутость в себе и отчужденность. Ведь его многие сверстники действительно занимаются тем, чем хотят. Поэтому с детьми нужно иногда разговаривать на эти темы.

Чрезмерное вмешательство в жизнь ребенка приводит к апатии ко всему. Школьники довольно быстро привыкают к такому положению дел. Они всегда знают, что кто-то решит за них все проблемы и для этого не нужно ничего делать. Вот из таких вот маленьких людей, вырастают взрослые особи, которые совершенно не готовы к самостоятельной жизни. Не давая ребенку и шага лишнего сделать, родители, таким образом, быстро привьют ему чувство несамостоятельности.

Проблемы второклассников начинаются именно с этого момента. Он, будучи маленьким, осознает все, и даже не будет пытаться справляться с чем-то. Стоит представить к чему это может привести. Так, даже в общении со сверстниками именно родители выбирают друзей своему малышу. Разве можно так поступать? Из-за этого ребенку приходится отказываться от дружбы с теми, с кем им действительно интересно. Отсюда и появляются все основные проблемы.

Основные проблемы второклассников возникают в основном из-за родителей. Дети не могут сами выбирать тех, с кем хотят дружить. Они обязаны заниматься тем, что родители считают полезным. Малыши не делают того, что хочется им. Любая мысль или желание ребенка пресекается на корню. Все конфликты родителей с учителями могут вылиться в неприятные последствия, которые коснутся непосредственно школьника. Как бы странно это не звучало, но у детей довольно много проблем.

Они не способны общаться со сверстниками, учителями и другими людьми. Ведь ничего не должны делать без ведома родителей. Вот в этом и заключаются все проблемы. Если бы мамы и папы шли на уступки, то такого бы ни было. Многие проблемы в этом возрасте возникают из-за повышенной заботы родителей. Есть ли возможность это решить? Да, конечно. Только вряд ли взрослые смогут пойти на уступки. Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, следует просто помочь ребенку.

Нужно выделить время выслушать его, и попробовать понять, что беспокоить школьника. Необходимо дать возможность самостоятельно выбрать то, чем он хочет заниматься. Только лишь методами проб и разговоров, можно избавиться от всех проблем. Поэтому обращаться в данном случае стоит только лишь к родителям. Нужно внимательнее присматриваться к ребенку. Чем старше его возраст, тем сильнее он будет отдаляться, не нужно ускорять этот процесс. Поэтому пока ребенок находится в таком маленьком возрасте, следует уделять ему больше времени, но, ни в коем случае не надоедать. Второклассник тоже должен иметь свое личное пространство!

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998).
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

Оценка не тождественна отметке. Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня - «тройку».
Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.
Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В.А. Сухомлинский, 1969).
К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».
Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ

Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего - с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.
Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, - несовпадение стилей познания ребенка и матери.
Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.
Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс.
Специальные психологические исследования (Э.М. Сагилян, 1999) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.

Назовем важнейшие параметры, по которым могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка.

Направленность в изучении материала: от общих закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фрагментов к целому, от элементов к системе;
- умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися знаниями;
- форма восприятия материала: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями (либо опорой на собственный жизненный опыт ребенка);
- умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы;
- наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам;
- эмоциональная насыщенность общения матери и ребенка в процессе выполнения домашних заданий.

Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери - внимание к деталям и частностям.
К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.
К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери - повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный.
Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.
Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.

Амонашвили Ш.А . Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.
Матейчек З . Родители и дети. М., 1992.
Популярная психология для родителей. М., 1988.
Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П . Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Предлагаемый ниже опросник поможет вам обратить внимание на важные моменты в познавательном и личностном развитии второклассников, в организации их учебной работы, в ваших взаимоотношениях с детьми по поводу учебы. Оценка ответов в баллах не предусмотрена. Достаточно того, что вы задумаетесь над вопросами и, возможно, захотите что-то изменить в жизни своего ребенка.

1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы:

А) «Что было сегодня на завтрак?»
Б) «Что ты сегодня получил, какую отметку?»
В) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?»

2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?

А) не более 1 часа
Б) не более 2 часов
В) может просидеть за уроками до позднего вечера

3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания?

А) работает преимущественно сам, вы только проверяете работу
Б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим - нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны
В) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца

4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?

А) понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал
Б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного
В) практически никогда вас не понимает
Г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши

5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?

А) ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи
Б) ему интересно узнавать в школе новое
В) любит получать хорошие отметки
Г) все ходят в школу, и он ходит
Д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу
Е) другой ответ

6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?

А) говорит сам, по-деловому и откровенно
Б) рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить
В) не говорит, прячет дневник, может стереть отметку
Г) рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам
Д) он никогда «двоек» не получал

7. Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет?

А) есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум
Б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык)
В) любимые предметы: пение и рисование (или физкультура)
Г) другой ответ


Педагог-психолог:

МОУ «СОШ №21»

г. Калуги



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!