Смотреть что такое "Мечников, Лев Ильич" в других словарях. Основные научные труды

Происхождения. Научные работы писал на французском языке , публицистические - на итальянском и русском .

Происхождение

Л. И. Мечников родился в семье гвардейского офицера и помещика Ильи Ивановича Мечникова и Эмилии Львовны Мечниковой (урожденной Невахович).

По отцовской линии Лев Ильич Мечников происходил из старинного молдавского боярского рода . Мать Льва Ильича Мечникова - Эмилия Львовна Невахович - дочь известного еврейского публициста и просветителя Лейба Нойеховича (Льва Николаевича) Неваховича (1776-1831), считающегося основателем т. н. русско-еврейской литературы (см. его книгу «Вопль дщери иудейской ». - СПб. , ) . В честь деда - Льва Неваховича - и был назван Лев Ильич Мечников. Братья Эмилии Невахович: Михаил Львович Невахович (1817-1850) - карикатурист, издатель первого в России юмористического сборника «Ералаш» (СПб., 1846-49); Александр Львович Невахович (1819-1880) - драматург, заведующий репертуарной частью Императорских театров.

Младший брат Л. И. Мечникова - физиолог, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников .

Биография

Детство и юность

В эмиграции

В Венеции Мечников быстро включился в политическую жизнь, вступил в «Тысячу» Гарибальди . Был тяжело ранен 1 октября 1860 года в сражении при Вольтурно , где командовал артбатареей. Остался инвалидом и передвигался на костылях.

Тогда же Мечников начал публиковать под псевдонимом «Леон Бранди» в журналах русской эмиграции статьи на литературные и политические темы, некоторое время был редактором собственного журнала «Бич» («Flegello») в духе итальянского национализма, много путешествовал. По своим политическим взглядам Л. И. Мечников был анархистом , в 1871 году участвовал в поддержке Парижской коммуны .

Взгляды

Лев Мечников придерживался детерминистских взглядов в географии, был сторонником органической школы в социологии и убежденным анархистом в политике. Основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и Среды, в которой она существует. Развитие цивилизаций стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом. Роль природной среды - научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения (речные цивилизации), затем на основе выгоды (морские цивилизации) и, наконец, на основе свободного выбора (глобальная океаническая цивилизация). При этом эволюция цивилизации и Среды происходит параллельно и определения самой Среды меняется по мере развития цивилизации.

В отличие от марксистов , Мечников считал первопричиной социальных изменений не прогресс техники или материального производства, а изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи друг другу. Вместе с тем, Мечников признавал необходимость технического прогресса, который является средством изменения взаимоотношений цивилизации с её Средой и их взаимного прогресса.

Основные научные труды

  • L’empire japonais (Японская империя) / texte et dessins par Leon Metchnikoff. Женева : Imprimerie Orientale de «l’Atsume Gusa», 1878.
  • Une dynastie archaique du Japon. Париж, 1886.
  • La civilisation et les grands fleuves historiques (1889, русский перевод «Цивилизация и великие исторические реки», 1897, отд. издание 1899) - работа переиздавалась в (первое полное издание на русском языке) и .
  • Мей-Дзи. Эра просвещения Японии. Казань, 1905.

Примечания

Литература

  • Аксентьев С. Две судьбы, разделённые двумя веками. Наука и жизнь, № 1 (2008), стр. 70-76.
  • Карташёва К. С. Дороги Льва Мечникова. (серия: Замечательные географы и путешественники). - М .: Мысль, 1981.
  • Константинов В. Н. Философские взгляды Л. Н. Мечникова // Ежегодник Философского общества СССР, 1986. - М ., 1987. - С. 174-180.
  • Иванова Г. Д . Л. И. Мечников в Японии //Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Ч.I. - М ., 1986. - C. 83-86.

Ссылки

  • Блеск и нищета российского гарибальдийца: к 170-летию рождения и 120-летию смерти.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 18 мая
  • Родившиеся в 1838 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 18 июня
  • Умершие в 1888 году
  • Умершие в Невшателе
  • Географы по алфавиту
  • Географы Швейцарии
  • Умершие от туберкулёза
  • Анархисты Швейцарии
  • Революционеры Италии
  • Русские писатели XIX века
  • Публицисты Италии
  • Географы XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мечников, Лев Ильич" в других словарях:

    Лев Ильич Мечников Содержание 1 Происхождение 2 Биография … Википедия

    - (1838 1888), русский географ, социолог, лингвист, основной представитель русского географического детерминизма (см. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ). Брат И. И. Мечникова (см. МЕЧНИКОВ Илья Ильич). Учился в Харьковском университете, Петербургской… … Энциклопедический словарь

    Географ и публицист (1838 1888). Изучал медицину в Харькове и Петербурге; состоял при дипломатической миссии Мансурова на Востоке. Уволенный за дуэль и неповиновение начальству, Мечников в 1860 г. зачислился волонтером в знаменитую тысячу… … Биографический словарь

    Русский географ и социолог. Брат И. И. Мечникова. В 1856 за участие в революционном студенческом движении был исключен из Харьковского университета. В 1860 участвовал в национально… … Большая советская энциклопедия

    Большая биографическая энциклопедия

    - – рус. географ, социолог и публицист, брат И. И. Мечникова. Учился в Харьковском ун те (1855–56), Петерб. медико хирургич. академии (1857), Петерб. ун те. Не закончил образования, т.к. преследовался за… … Философская энциклопедия

    МЕЧНИКОВ Лев Ильич - (18(30).05.1838, Петербург 18(30).06.1888, Кларан, близ Женевы, Швейцария) географ, социолог, культуролог, лингвист, публицист. Брат И. И. Мечникова. Учился в Харьковском ун те (в 1856 г. был исключен с 1 го курса), в Петербургской медико… … Русская Философия. Энциклопедия

    - (1838 1888) даровитый географ и публицист социолог, сын харьковского помещика; изучал медицину в Харькове и СПб., но, не кончив курса, отправился в качестве переводчика при дипломатической миссии Мансурова на Восток и посетил Константинополь,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

(1838-1888) - даровитый географ и публицист-социолог, сын харьковского помещика; изучал медицину в Харькове и СПб., но, не кончив курса, отправился в качестве переводчика при дипломатической миссии Мансурова на Восток и посетил Константинополь, Афон и Иерусалим.

Уволенный за дуэль и неповиновение начальству, М. поступил агентом в общество мореходства и торговли, но в 1860 г. зачислился волонтером в знаменитую "тысячу" Гарибальди и был тяжело ранен в сражении.

В 1873 г. отправился в Иеддо, где устроил русскую школу и читал лекции по предметам общего образования.

Неблагоприятный климат заставил его вернуться в Европу.

Познакомившись с Э. Реклю, М. стал сотрудником его по изданию "Geographie Universelle". В 1884 г. получил кафедру сравнительной статистики и географии в невшательской академии.

При жизни М. его статьи появлялись в "Современнике, "Деле", "Русском Богатстве"; после его смерти напечатан отдельно его труд: "La civilisation et les grands fleuves historiques" (П., 1889), в котором он развивает теорию зарождения первоначальных цивилизаций в области великих рек (см. также статью М. "Географическая теория развития исторических народов", "Вестник Европы", 1889, 3). Особенно интересовали М. явления кооперации: степенью и достоинствами ее измеряются, по его мнению, успехи общежития; существенный признак биологического прогресса, указанный Бером и Дарвином, - дифференциация - подчиняется в области социологии началу сочетания сил. Первоначально стихийный и принудительный характер кооперации переходит постепенно в свободный договор, во имя общей цели. Свобода является, таким образом, единственным существенным признаком цивилизации, но социологическая эволюция часто должна была подчиняться органической необходимости.

Началом новой и высшей фазы развития М. признает декларацию прав человека. {Брокгауз} Мечников, Лев Ильич (псевд. В. Басардин), известный географ-социолог, р. 1838 в СПб., брат Ильи Ильича Мечникова (см.), проф. сравн. статист. и геогр. в Невшателе, † в Кларане (Швейцария) 18 июня 1888. {Венгеров} Мечников, Лев Ильич профессор сравнительной географии и статистики в Невшательской акад.; † в Кларане, в Швейцарии, 18 июня 1888 г. {Половцов} Мечников, Лев Ильич - географ, социолог, публицист, брат И.И.Мечникова.

Род. в Петербурге.

Учился в Харьковском ун-те (1855-1856), Петерб. медико-хирургической академии, Петерб. ун-те. Не закончил образования из-за участия в студенческом революц. движении.

С 1860 участвовал в нац.-освободительном движении итал. народа; волонтер в "тысяче" Дж. Гарибальди.

В 60-х гг. в Италии сближается с М.А.Бакуниным, принимает участие в деятельности Интернационала, сотрудничает в "Колоколе" Герцена.

В 1874-1876 читает лекции в Токийском ун-те; с 1883 по 1888 занимает кафедру в швейцарской Невшательской Академии наук. Принимал участие в подготовке основополагающего труда географической школы в истории и социол.

Э.Реклю "Земля и люди. Всеобщая география" (Т. 1-19. 1898-1901). Умер в Швейцарии.

Социол. и ист. взгляды М. развивались целиком в русле идей географического детерминизма.

Особую роль, согласно М., среди всех остальных географических условий играет водная среда. Соответственно М. вводил следующую классификацию истории человечества.

Во-первых, "речной" период, охватывающий 4 древние цивилизации (Египет на Ниле, Месопотамию на Тигре и Ефрате, Индию на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхе).

Во-вторых, средиземноморский или средневековый период, где жизнь цивилизации "вращается" вокруг связующих ее части морских акваторий.

В-третьих, океанический период, начинающийся с открытия Америки, к-рый только-только начинается.

В нем должны, наконец, осуществиться идеалы свободы, справедливости и соц. кооперации.

Соч.: Доазбучная цивилизация.

СПб., 1877; Культурное значение демонизма.

СПб., 1879; Изнанка цивилизации // Дело. 1878. № 10,11; 1880. № 1,2; Первые шаги сознания // Там же. 1879. № 5,7; Ж.-Ж.Руссо // Там же. 1881. № 2-3; Географическая теория развития исторических народов // В. Европы. 1889. Т.2. № 3; Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ (на франц. яз; рус. перевод - СПб., 1898, более полный - 1924); Мей-Дзи. Эра просвещения Японии.

Казань, 1905; Прудонова "Новая теория стоимости". М., 1964.

Лев Ильич Мечников - швейцарский географ, революционер-анархист и публицист русского происхождения. Научные работы писал на французском языке, публицистические - на итальянском и русском языках.
Родился в семье гвардейского офицера и помещика Ильи Ивановича Мечникова и Эмилии Львовны Мечниковой (урождённой Невахович).
По отцовской линии происходил из старинного молдавского боярского рода, восходящего к Дмитрию Степановичу, вышедшему из Молдавии в Россию при Петре I вместе с Дмитрием Кантемиром. По материнской линии - внук еврейского просветителя, публициста и драматурга Лейба Неваховича (Льва Николаевича) Неваховича (1776-1831), считающегося основателем жанра «русско-еврейской литературы», в честь которого и получил своё имя; племянник карикатуриста и издателя Михаила Львовича Неваховича и драматурга, заведующего репертуарной частью Императорских театров Александра Львовича Неваховича.
Младший брат - физиолог, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников. Племянница (дочь сестры, Е. И. Яблонской) - оперная певица Мария Кузнецова.
В 1850-1852 годах был воспитанником петербургского училища правоведения. Оставил учёбу из-за коксита (воспаление тазобедренного сустава). В результате правая нога Мечникова была короче левой, и он всю жизнь пользовался костылём, а обувь шил на заказ - на высокой подошве. Детские годы провёл в отцовском имении Ивановка, затем в Панасовке Купянского уезда Харьковской губернии. Образование получил домашнее, лишь полгода проучился в Харьковской гимназии. В 1855 г. один семестр учился на медико-хирургическом факультете Харьковского университета, который оставил по настоянию родителей. В 1856-58 гг. учился на факультете восточных языков Петербургского университета. Параллельно посещал занятия в Академии художеств. Из-за финансовых затруднений оставил университет и год работал переводчиком при дипломатической миссии Б. П. Мансурова на Ближнем Востоке; посетил Константинополь, Афон и Иерусалим. Был уволен за дерзкое поведение. Вернулся в Петербург, где два месяца слушал лекции на физико-математическом факультете Петербургского университета, сдал государственные экзамены за полный курс и получил свидетельство об окончании университета. Затем служил в Русском Обществе Пароходства и Торговли (РОПиТ) на Ближнем Востоке: совершил несколько плаваний по Дунаю, по Чёрному и Эгейскому морям, служил помощником торгового агента в Бейруте. Весной 1860 г. из Константинополя уехал в Венецию учиться живописи.
Когда 6 мая 1860 г. генерал Дж. Гарибальди во главе 1200 добровольцев высадился на Сицилии, Мечников затеял создавать ему в помощь Славянский легион, стал известен австрийской полиции и бежал во Флоренцию, где вступил во вспомогательный отряд гарибальдийцев под командованием полковника Дж. Никотеры. В его составе совершил плавание на Сицилию и на Апеннинский полуостров. В битве при Вольтурно 1 октября 1860 года был ранен.
В дальнейшем с 1861 года жил в Сиене, а после женитьбы в 1862 году на Ольге Ростиславовне Скарятиной (ур. Столбовской)- во Флоренции. Был близок с русскими художниками (круг Н. Н. Ге), принимал активное участие в жизни русской эмиграции, политической жизни Италии, издавал газету «Flegello» («Бич»). О событиях 1860 г. в Италии написал большой очерк «Записки гарибальдийца» (подписано - М.) и издал его в 1861 г. в журнале «Русский вестник». В 1863 г. в журнале «Современник» опубликовал автобиографическую повесть «Смелый шаг» (подписано Леон Бранди), которая, в дополнение к изданию романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», послужила причиной временной приостановки издания журнала. В конце 1864 г. за активную республиканскую деятельность был выслан из Италии и переехал в Женеву. Активно сотрудничал с русскими и европейскими социалистами и анархистами (Александром Герценом, Михаилом Бакуниным, Николаем Огаревым, Элизе Реклю, Адольфом Асси и др.). Помогал участникам Парижской коммуны, участвовал в подготовке Гаагского конгресса Интернационала, проводя в Испании и Франции агитацию в пользу Альянса социалистической демократии. Анархист, сторонник Бакунина.
В конце 1860-х начале 1870-х гг. Мечников много путешествует по Европе, свои впечатления излагает в статьях, публикуемых в русских журналах «Современник», «Русский вестник», «Дело» и др. Это статьи о географии, литературе (итальянской, французской, английской, русской) живописи, общественных событиях Европы и Америки). (Мечников достоверно знал 9 языков - английский, французский, немецкий, польский, итальянский, испанский, арабский, турецкий, японский).
В 1873 г. Мечников приступает к изучению японского языка и истории Японии. Готовясь к поездке изучает фотодело.
В 1874 году Мечников на два года уезжает в Токио, где преподает в Токийской школе иностранных языков. Параллельно он изучает природу, историю и культуру Японии, японское общество, обрабатывает накопленный материал, заранее готовя большую книгу-исследование о Японии. В 1876 г., совершив кругосветное плавание, возвращается в Женеву.
За последующие 5 лет издал множество статей географического и этнографического характера, в 1881 г. выпустил книгу «L’Empire Japonais» - почти 700-страничный трактат о Японии, дополненный собственноручно выполненными географическими картами, рисунками в японском стиле и фотографиями. В книге предложил и реализовал революционный для географии и этнографии принцип «страна - народ - история». (На русский язык до сих пор не переведена). Тогда же приступил к работе секретаря издаваемой Реклю 19-томной «Nouvelle Geographie Universelle» («Новая всемирная география». В русском издании 1876-1884 гг. - «Земля и люди. Всеобщая география»).
В конце 1870 - начале 1880-х гг. Мечников - самый активный автор журнала «Дело»: «Итоги нашей промышленности» (1877), «Жёлтый вопрос» (1878), «Мещанское царство» (1879), «Хлебный вопрос в Америке и Европе» (1880), «Колонизация в Австралии и Америке» (1880), «Заметки об аграрном быте Франции» (1882), «Проекты аграрных преобразований в Англии» (1883), «Национальное единство и федерализм в Германии» (1883) - эти и другие статьи, посвящённые разнообразным вопросам жизни человечества он публикует под псевдонимами и криптонимами - Эмиль Денегри, Виктор Басардин, А. Д., В. Б. и др. В «Деле» им помещены и большие, этапные работы: «Душевная гигиена» (1878), «Культурное значение демонизма» (1979), «Вопросы общественности и нравственности» (1879), «Жан-Жак Руссо» (1881), «Школа борьбы в социологии» (1884). В 1881 г. под псевдонимом Виторио Отолини опубликовал роман «Гарибальдийцы», в котором в беллетристической форме рассказал о походе Дж. Гарибальди в 1860 г., в 1882 - повесть «На всемирном поприще» - о русских художниках, живших в Париже.
В это же время Мечников пишет главный труд своей жизни - книгу «Цивилизация и великие исторические реки». В её основе - устройство общества и освоение им географической среды.
18 июня 1888 г. Лев Мечников скончался от эмфиземы лёгких и был похоронен на Кларанском кладбище. Могила утрачена. Труд всей его жизни «La civilisation et les Grands Fleuves historiques» («Цивилизация и великие исторические реки») был издан его другом Ж.- Ж. Элизе Реклю в Париже в 1889 г.

МЕЧНИКОВ Лев Ильич (1838-88), рус. социолог и географ. В кон. 1850-х- нач. 1860-х гг. участвовал в революционно-освободит. движении в России и Италии. В 1883-88 проф. кафедры сравнит. географии и статистики Невшательской академии (Швейцария). Являясь сторонником теории геогр. детерминизма, М. вместе с тем находился под сильным влиянием рус. революционно-демократич. мысли, выступал против мальтузианства, социал-дарвинизма и расизма. Он критиковал необъективность Мальтуса, его апологетику землевладельцев и пром. буржуазии. М. показал, что концепция абс. истощения земли исходит из ложных посылок. Одним из первых в России выступил также и против социал-дарвинизма.

Цивилизация и великие исторические реки, М., 1924.

Башмакова Р. А., Социальный дарвинизм в России и его критика, в сб.: Проблемы социологии народонаселения, в. 2. Свердловск, 1974.

Отличное определение

Неполное определение

МЕЧНИКОВ Лев Ильич

1838-1888) - русский географ, социолог, общественный деятель. Учился медицине, образование не закончил из-за участия в студенческом движении. С 1858 за границей. Участвует в итальянском освободительном движении, сближается с Бакуниным, редакцией "Колокола". С 1876 - в Швейцарии, где сосредоточивается на научной работе, ближайший сотрудник Э. Реклю, с 1883 занимает кафедру сравнительной географии и статистики в Невшательской академии. Опубликовал ряд статей по социологии в ключе позитивизма. Основная работа М. - "Цивилизация и великие исторические реки" (опубликована посмертно на французском языке в 1889).

Отвергая концепцию социал-дарвинизма за его механистическое уподобление социальных закономерностей закону борьбы за существование, исследователь стремился превратить социологию в точную научную дисциплину. Для этого, по его мнению, было необходимо сформулировать истинные специфические законы общественной жизни, а также достаточно корректно определить критерии социального прогресса.

Полагая, что общество начинается там и тогда, где и когда несколько живых существ собрались вместе для достижения совместными усилиями общих целей, М. подчеркивал, что в обществе стремление к кооперации, сотрудничеству является определяющим. "Биология, - писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т.е. факторами ко-операции в природе".

Определяя социологию как науку, включающую все явления солидарности - от связей в мире одноклеточных до производственной кооперации людей, М. ориентировался на использование продуктивных аналогий между обществом и биологическим организмом, отвергая при этом примитивный биологический редукционизм.

Идея общественного прогресса занимала центральное место в социологической концепции М. Без идеи прогресса, по его мнению, человеческая история представляет лишь бессмысленный склад событий. И в этом контексте ученый видел задачу социологии в том, чтобы определить, в чем состоит прогресс и по какому точно определенному признаку можно узнать, прогрессирует ли данное общество.

В качестве некоего количественного индикатора степени эволюции общества по пути социального прогресса М. фиксировал достигнутый людьми уровень солидарности, вытесняющей первичную борьбу за существование, характерную для биологической природы. Обращая внимание на то, что солидарность как отношение людей может конституироваться как добровольно, так и по принуждению, социолог полагал, что именно степень свободы индивидов в этом процессе выступает как главное мерило прогрессивности данной цивилизации. Исторические же типы кооперации, в которых реализуется людская солидарность, обусловливаются мерой необходимости последней, осознаваемой человеком.

История, по М., - это в конечном счете процесс постепенной трансформации от кооперации подневольного типа (за счет внешних принудительных сил) через союзы индивидов подчиненного типа, обусловленные общественным разделением труда, к свободным и добровольным ассоциациям людей, формирующимся "в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности".

Настаивая на том, что "социальный прогресс находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в общественной жизни, и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосознания", М. пытался выявить механизмы этого процесса, основания смены этапов истории.

Ориентируясь на концептуальный подход, присущий географической школе, М. искал источник эволюции цивилизации в отношении "между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности".

Среда, по М., - это не просто окружающая природа, а лишь та ее часть, которая вовлекалась в процесс человеческого труда и изменялась под его воздействием. Полагая, что главным компонентом географической среды является так называемый гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), М. вычленил в мировой истории три основные эпохи или цивилизации: речную, морскую и океанскую (или "всемирную"). Данный фактор вместе со способностью населения приспосабливаться в ходе производственной деятельности к внешним условиям и рассматривал исследователь в качестве движущей силы истории.

Введение

Социология - это наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине ХIХ в. французским социологом О. Контом. О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний в единую систему. Однако постепенно социология выделилась как самостоятельная наука со своим, отличным от других наук, предметом.

Социология изучает, прежде всего, социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования социологии может быть как все общество в его целостности и системности, так и отдельные его «элементы».

Социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Социология играет огромную роль в жизни. Растущее число специалистов применяют свою социологическую подготовку в различных правительственных учреждениях. Методы, разработанные социологами и другими обществоведами, изучаются и используются различными специалистами. Деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает поступление обширной информации, которая важна для принятия решений в социальной политике.

В данной контрольной работе мы ознакомимся с некоторыми разделами социологии, а именно: с социологией общественного мнения, с программами социологического исследования и узнаем о жизни и вкладе в науку социолога Л. И. Мечникове.

Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников

ЛЕВ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ - российский социолог, один из основоположников социо-естественного подхода к анализу мировой истории.

Лев Мечников родился 18 мая 1838 в Санкт-Петербурге, в семье харьковского помещика - обрусевшего выходца из Румынии. Незаурядные способности проявились у него еще в раннем детстве. Он быстро овладевал иностранными языками. Уже в детские годы был заметен сильный контраст между слабым здоровьем будущего ученого и его бурным темпераментом. После перенесенного заболевания его правая нога стала значительно короче левой, он всю жизнь сильно хромал. Это не помешало ему попытаться тайно убежать в Крым на войну «сражаться с турками», а затем стреляться на дуэли. В 1854 юноша стал студентом медицинского факультета Харьковского университета. Однако, узнав об участии сына в студенческом революционном движении, родители через полгода забрали его домой.

Осенью 1856 Мечников поехал учиться в Петербургскую медико-хирургическую академию. Параллельно он начал изучать языки на факультете восточных языков Петербургского университета, посещать занятия в Академии художеств и на физико-математическом факультете Петербургского университета. Хотя он проучился в университете всего 3 семестра, но даже за этот короткий срок ему удалось освоить многие важнейшие европейские и восточные языки.

Жизнь Мечникова похожа на приключенческий роман. В 1858 он стал работать переводчиком в российской дипломатической миссии на Ближнем Востоке. Однако его служебная карьера не удалась: молодой переводчик рисовал карикатуры на начальство, а затем устроил дуэль с сослуживцем. В результате он был отстранен от службы.

Вернувшись на родину, Мечников успешно сдал экзамены на физико-математическом факультете Петербургского университета. После этого он стал торговым агентом Русского общества пароходства и торговли на Ближнем Востоке. Но увлеченность коммерцией быстро прошла. Мечников уехал в Венецию, решив, что «создан быть только художником».

В Италии он начал интересоваться политикой и стал волонтером одного из отрядов Джузеппе Гарибальди. В 1860 во время боев за объединение Италии он был тяжело ранен. Отойдя от участия в военных действиях, Мечников продолжал еще несколько лет жить в Италии, не порывая связей с итальянскими революционерами. В это же время он начал проявлять интерес к публицистике - писал для «Современника» и «Русского вестника» и даже сам издавал газету «Flegello» («Бич»).

В 1864 переехал в Женеву, которая была центром русской эмиграции. Здесь он встретился с Герценом и Бакуниным, вступил в анархистскую секцию 1 Интернационала. В 1871 участвовал в оказании помощи парижским коммунарам. В 1872 был участником Гаагского конгресса Интернационала.

В течение эмигрантской жизни Мечников активно писал и публиковал под разными псевдонимами множество статей, заметок по самым разным (научным, политическим, литературным) вопросам.

В 1873 во время посещения Женевы японской миссией он был приглашен в Японию организовать школу в Сацумском княжестве. Несмотря на активную литературную деятельность, денег Мечникову не хватало, поэтому он с радостью принял приглашение. Хотя с первоначальным предложением ничего не вышло, зато Мечникову предложили возглавить русское отделение Токийской школы иностранных языков, где ему предложили создать кафедру социогеографии. Именно эта кафедра стала основой японской академической социологии. Одновременно имя Мечникова стало известно и в европейских академических кругах. В 1875 Мечников официально зарегистрировался в Женевском кантоне как профессор, имеющий право преподавать русский язык, географию, историю, математику. После двух лет работы в Японии (1874-1876) он был вынужден по состоянию здоровья покинуть эту страну. За эти годы Мечников собрал много материалов о быте, культуре, природных особенностях Японии, которые были использованы для написания книги Японская империя (1881). Именно в этой книге впервые была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.

Вернувшись в Европу, он стал сотрудником и близким другом знаменитого французского географа Элизе Реклю, принимая активное участие в подготовке его энциклопедического труда Всеобщая география. Земля и люди. В 1883 Невшательская академия наук (Швейцария) предоставила Мечникову кафедру сравнительной географии и статистики в Лозаннском университете, которую он занимал до своей смерти.

На склоне лет Мечников начал уделять большее внимание проблемами социологии. В 1884 вышла его статья Школа борьбы в социологии, посвященная социал-дарвинизму.

В последние годы жизни Мечников работал над своей итоговой книгой Цивилизация и великие исторические реки. Плохое здоровье не позволило ему полностью реализовать свою первоначальную идею - рассказать об истории человечества. Цивилизация и великие реки была посвящена первому этапу истории и задумывалась как часть труда по социальной философии. Книга вышла в свет уже после смерти Мечникова в 1889 в Париже благодаря усилиям Э.Реклю.

Центральной проблемой в социологических работах Льва Мечникова выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличие животного мира от мира социального ученый находил в разном соотношении кооперации и борьбы. При таком подходе социология рассматривалась им как наука о явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического развития происходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями, относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальный прогресс.

Мечников был сторонником линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя в качестве ведущей причины развития географический фактор . По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историю человечества на три периода - речной, морской и океанический .

Первый этап общественного развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций - Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода - деспотизм и рабство.

Второй этап, морской (средиземноморский) - это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический , охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Работы Мечникова пользовались в конце 19 в. большой популярностью. Благодаря им историко-географическое направление русской социологии стало одним из влиятельнейших в мировой социологии. Хотя в 20 в. прямое влияние идей Л.Мечникова резко снизилось, его концепция о влиянии природной среды на жизнь общества получили развитие в трудах Льва Николаевича Гумилева и современных сторонников социо-естественной истории.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!