Смотреть что такое "поэт" в других словарях. Кто такой поэт, его отличие от писателя

Пятидесятники – это своеобразное религиозное течение, секта, сочетающая в себе мистические религиозные практики и вполне реалистический, прагматический подход к жизни. Возможно, поэтому их причисляют самым противоречивым и скандальным религиозным братствам.

Пятидесятничество – что это?

Пятидесятничество как религиозная группа, отделившаяся от христианства, появилось на заре двадцатого века в Соединенных Штатах Америки. Почему именно там? Идеи пятидесятников были не новы. С подобными явлениями Христианская церковь сталкивалась на заре своего существования в 50-60 годы второго века от Рождества Христова. Монтан – грек по происхождению, создал секту монтанистов и свое учение о поклонении Духу Святом и обретению дара пророчества. Во время молитв люди впадали в состояние транса, они падали без чувств, бормоча слова «непонятного языка».

Первый Вселенский собор в 325 году объявил Монтана и его сподвижников «бесноватыми» и осудил его. В период семнадцатого – девятнадцатого веков в Европе сложились свои духовные христианские церкви, определенные религиозные традиции.

Сектанство пресекалось. И «новомодные» религиозные вожди, высылаемые из своих стран, приживались в Соединенных Штатах Америки.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в стране действовали многочисленные религиозные секты. Они боролись с друг другом. В результате авторитет Христианской религии и нравственности в обществе резко упал. На этом фоне и зародилось движение о возрождении истинной Апостольской Церкви — ревивалистическое движение (англ. revival – возрождение, пробуждение). Основой своего учения пятидесятники считают схождение Святого Духа на апостолов, случившееся на 50-й день после Пасхи. В Русской православной церкви – это день Святой Троицы. Дух сошел в виде языков пламени. Апостолы получили дар пророчества и могли говорить на разных языках.

Рассмотрим некоторые общие черты Православия и Церкви (секты) пятидесятников: прежде всего, это вера в Единого Бога, сотворившего все сущее на земле, распятие Иисуса Христа – как искупление людских грехов, принятие Библии как основы слова Божия, исполнение таинств церкви – крещения, покаяния и причастия (хотя само проведение их отличается от православных), вера в суд Божий, во второе пришествие Христа, в жизнь вечную.

Признаки пятидесятников

Основным догматом их учения является крещение Духом Святым, которое сопровождается «глоссалией» — говорением на «ангельском языке». Пятидесятники стоят в оппозиции и к Православной и Католической церквам. Различия между Православием и Пятидесятничеством существенны и принципиальны:

  • Пятидесятники не поклоняются иконам, следуя заповеди: «Не сотвори себе кумира». Хотя истинное значение данной заповеди в том, что нельзя поклоняться чему-либо материальному, «земному». На первом месте должны быть духовно-нравственные законы.
  • Они не произносят молитв (обращений к святым) на обычном языке. Во время службы паства молится на псевдоязыке, так называемой «глоссалии» (греч. glossa - «речь», lalia - «пустословие», «болтовня»). Это бормотание лишь «на слух» схоже с реальным живым языком. В Священном Писании в Новом Завете, в Деянии 2 рассказано, как Апостолы получили дар языков. Они получили этот дар, чтобы доносить Слово Божие для людей на понятном родном им языке. Поэтому глоссалия пятидесятников не имеет ничего общего с апостольским даром. Кроме того, по некоторым исследованиям, глоссалия – нейропсихологические изменения, а проще «транс», в который входят молящиеся на службах пятидесятников. Как используется такое состояние людей, известно лишь адептам церкви. Дар языков Апостолов не имеет ничего общего с «ангельским» языком пятидесятников.
  • Пятидесятники убеждают свою паству, что любое их желание выполнимо Богом. Понятно, что это приводит к появлению «чудотворцев» и «целителей».
  • Из предыдущего положения вытекает, что чудо – это каждодневное дополнение к жизни, что развивает человеческую гордыню. Человек перестает реально оценивать свое поведение, делать выводы из своих проступков и т.д.
  • Теория процветания – то есть приобретение богатства. Руководители секты активно призывают молящихся к пожертвованиям. Принесенные деньги, или имущество контролируются счетной комиссией. При этом прихожанам не дается финансовый отчет о том, куда же пошли денежные средства. Хотя ряд общин участвует в помощи детским домам, в разного рода благотворительных акциях.

Наша статья ни в коей мере не призвана «агитировать» за ту или иную религию. В настоящее время Пятидесятничество в России занимает второе место среди различных сект и религиозных течений, то есть идеи данной Церкви достаточно популяры среди людей. Мы постарались лишь коротко рассказать вам об истории развития этой секты и ее основных особенностях. Право выбора всегда за вами.

Пятидесятники (англ. Pentecostalism) - евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма. На территории России для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской - ХВЕ или Христианами евангельской веры - ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления на территории СНГ.

Общие сведения

Пятидесятничество - одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX веке в США. Его идейные истоки лежат в религиозно-философском движении ривайвелизма (англ. revival - «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII веке среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и других стран, и в развившемся в его рамках «Движении святости» (англ. Holiness Movement).

Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку день этот назван днём Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники».

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках (ср. Деяния Ап. 2:4, 10:44-46, 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что есть дар говорения на иных языках, который проявляется в непроизвольном говорении на иностранных языках во время евангелизаций, также как и дар пророчествования, но имеется также и молитва Святым Духом, которая есть говорение на языках «ангельских» (ср. Римл. 8:26, Еф. 6:18).

Христиане пятидесятнических деноминаций верят, что Дух Святой также даёт дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков, согласно Библии.

Среди пятидесятников особое место имеют таинства - водное крещение и Вечеря Господня (причастие, или хлебопреломление). Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

На протяжении всего времени своего существования важной стороной пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», призывающее последователей к праведной жизни на основании Священного Писания: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, к нравственности в вопросах семьи и брака, трудолюбию.

Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие. Некоторые пятидесятники придерживаются доктрины «непротивления злу» и не берут в руки оружие ни при каких условиях (как они считают, подобно Христу и апостолам, которые умерли мученической смертью, не применяя каких-либо силовых методов защиты). В годы гонений в СССР в XX веке многие из таких пятидесятников были осуждены за отказ принять присягу и взять в руки оружие (от службы в армии при этом они не отказывались).

В последние годы наблюдается рост пятидесятнических церквей по всему миру, особенно в Азии и Африке.

Предыстория

Пятидесятническое движение проявилось на территории царской России в первые годы XX века. Оно появилось в результате слияния нескольких более ранних течений, но быстро приобрело достаточно характерные и самостоятельные черты. У самих же пятидесятников существует множество печатных и рукописных документов, а также и история говорит в пользу того, что пятидесятнические проявления по типу тех, что могут быть найденными в Деяниях Апостолов, постоянно случались на протяжении истории.

Чарльз Финней

Следующий этап в предыстории движения связан с именем известного проповедника XIX века Чарльза Финнея (Charles Grandison Finney). Он уверовал в возрасте 21 года и стал известен как проповедник покаяния и пробуждения. Он проповедовал в течение 50 лет в США, Англии и Шотландии, обратил ко Христу тысячи душ. Он утверждал, что человеку необходимо пережить крещение Духа Святого. У него был такой опыт, и он впервые, по-настоящему употребил этот термин («baptism in the Holy Spirit»). Вот, как он описывает это:

«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении не знаю, но, как только я вознамерился взять стул возле камина и сесть, как на меня излился Дух Божий и пронзил меня всего; переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Д. Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чем-либо подобном».

Дуайт Муди (Моуди)

Еще один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди (Dwight L. Moody). Жил во второй половине XIX века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. В 71 году он стал молиться о принятии крещения Духом Святым и несколько дней спустя пережил желаемое состояние.

Я могу лишь сказать одно, что Бог открылся мне, и я пережил столь огромное наслаждение Его любовью, что стал упрашивать Его, чтобы остаться подольше в Его руке

Он основал Чикагский Библейский институт Муди (Moody Bible Institute) и директором этого института назначил человека по имени Торрей (R. A. Torrey), который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал. После проповедей Муди создавались общины, где люди пророчествовали, говорили на иных языках, проводили исцеления и другие чудеса, хотя он и не делал на этом акцента.

Движение святости и Кесвикское движение

Кесвикское движение «Higher Life» («Высшая жизнь»), получившее распространение благодаря нескольким американским проповедникам «движения святых» (Х. В. Смит и В. Е. Бордмен). Говоря о «втором благословении», они перенесли акцент с «сердечной чистоты» Уэсли на «наделение духовной силой для служения», а кроме того, много говорили о божественном исцелении как одном из самых необходимых даров церкви.

Для кесвикского образа мыслей характерно разделение верующих на «плотских» и «духовных», как это сделано в Библии с комментариями С. Скоуфилда (Scofield Reference Bible). «Плотский» или средний, христианин не пребывает в силе Духа и поэтому, живя по плоти, постоянно терпит поражение в следовании Божьим заповедям и нравственной жизни. Некоторые сторонники Кесвикского движения изображают плотского верующего «отчасти христианином». «Духовный», или нормальный, христианин, тем не менее, живет в силе Духа, постоянно одерживая победу. Авторитетные кесвикские источники утверждают, что «духовными христианами» становятся, когда уже после обращения наступает решающий момент безоговорочной капитуляции, когда верующие без остатка отдаются во власть Христа.

История

Чарльз Фокс Пархэм

Непосредственное начало пятидесятнического движения связано с Чарльзом Пархэмом. Он был священником и, читая Деяния, пришёл к выводу, что Христиане обладали секретом, который они утратили. Пархэм прекрасно понимал, что один не сможет найти решение, и никакому отдельно взятому человеку решить данную проблематику[какую?] также невозможно. Он решил организовать Библейскую школу, где он должен стать директором и её учеником, чтобы в таком составе искать этого блага. В г. Топика, штат Канзас, он купил дом «Причуда Стоуна», и написал объявление-приглашение; и на него откликнулись 40 студентов.

В декабре Пархэм должен был уехать на конференцию и дал задание ученикам. По возвращении он обнаружил, что студенты школы, независимо друг от друга читая книгу Деяний, пришли к одному и тому же выводу: в пяти случаях, описанных в Деяниях, когда крещение получили впервые, зафиксировано говорение на языках:

1. В день Пятидесятницы

2. В Самарии

3. В Дамаске

4. В Кесарии

5. В Ефесе

Пархэм предложил молиться о получении от Бога такого крещения со знамением иных языков. На другой день они молились всё утро в собрании до полудня и весь день в особняке стояла атмосфера ожидания. В 19 часов в канун Нового 1901 года студентка Агнес Озман вспомнила, что в некоторых случаях, описанных в Деяниях, на желавших получить крещение возлагали руки.

Дата 1 января 1901 года стала, таким образом, одной из дат, которую пятидесятники рассматривают как одну из ключевых в истории возникновения своего движения. Они указывают на этот день, как на первый, со времен ранней церкви, когда было взыскано крещение Святым Духом и когда говорения на языках ожидали, как исходного доказательства крещения Святым Духом. Ночью 1 января 1901 года состоялось ставшее известным всему миру служение в Библейской школе в Топеке (штат Канзас). На этом служении студентка школы Ангесса Озман, поверила в своё миссионерское призвание и пожелала получить духовную силу, подошла к преподавателю Чарльзу Пархэму и попросила возложить на неё руки, чтобы она могла принять крещения Духом Святым со знамением иных языков. Пархэм заколебался, ответив ей, что сам не говорит на иных языках. Озман настаивала, и ему ничего другого не оставалось, как в смирении возложить руки на её голову. Позже он так описал этот случай: «Едва я произнёс три дюжины фраз, как слава сошла на неё, сияние как будто окружило её голову и лицо, и она начала говорить на китайском языке и не могла говорить по английски три дня»

Пробуждение на Азуза-стрит

В 1903 году Пархэм переехал в Эльдорадо Спенес, и в его служении произошёл перелом. О нём разнеслась молва, как о бескорыстном человеке. Как утверждают пятидесятники, когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархэма стала видеть.

Через 5 лет в городе Хьюстон штата Канзас Пархэм объявил об открытии второй школы. В эту школу пришёл Уильям Сеймур - рукоположённый чернокожий служитель. В начале 1906 года Сеймур едет в Лос-Анджелес, где он встречает проповедника Франка Бартельмана, который успел подготовить почву грядущему пробуждению. 9 апреля 1906 года во время одной из проповедей Сеймура слушающие стали переживать состояние, получившее название «крещение Духом Святым». Сеймур открывает Миссию апостольской веры на улице Азуза, 312. Это место на определенное время стало центром пятидесятнического движения. Пробуждение на Азуза-стрит продолжалось 3 года (1000 дней).

Норвежский священнослужитель епископальной методистской церкви Томас Балл Барат, познакомившись в США с пятидесятническим учением, принял крещение Духом Святым. Он привёз весть о пятидесятничестве в Европу, Скандинавию и Прибалтику. Самое сильное сопротивление пятидесятничество встретило в Германии. Происходящее на собраниях пятидесятнических проповедников было воспринято как действия сатаны, и, как реакция, члены ряда евангельских церквей в 1910 году составили «Берлинскую декларацию», в которой говорилось, что пятидесятническое движение имеет происхождение не от Бога, а от дьявола. Оно было приравнено к оккультизму. Германия надолго оказалась закрытой для пятидесятнического движения.

В 30-х годах Дэвид Дю Плесси (известный среди единомышленников как «мистер Пятидесятница») встретился с одним известным проповедником-пятидесятником Смитом Вигглсвортом, который сказал ему, что мощное пробуждение, связанное с излиянием Духа Святого, вскоре посетит традиционные церкви, и ему предстоит в нем участвовать. В 1948 году, когда Дю Плесси готовил одну пятидесятническую конференцию, его машина попала под поезд. Он оказался в больнице, где, по его словам, услышал голос Бога: «Время, о котором Я говорил, наступило. Я хочу, чтобы ты пошёл в другие традиционные церкви».

Так был сделан первый шаг к возникновению харизматического движения.

Пятидесятники-единственники

Среди христиан различного направления, нередко встречаются последователи учения о единственности Бога (Кратко: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой - не есть три разных личности, а один Бог, явившийся во плоти, в лице Иисуса Христа. Матфея 1:20, 1-е Тимофея 3:16)). В истории пятидесятничества в России также есть верующие, согласные с таким учением, так называемые «смородинцы» (от фамилии руководителя общины, Смородина). Другие названия: «евангельские христиане в духе апостолов», «единственники».

Пятидесятническое движение в России

История движения

Первые вести о крещении Духом Святым (в понимании пятидесятников) проникли в Россию через Финляндию и Прибалтику, которые входили тогда в состав Российской Империи. Первыми проповедниками пятидесятничества там были Томас Баратт (Норвегия) и Леви Петрус (Швеция). Томасс Баратт, проповедовал в Санкт-Петербурге в 1911 году. Это было самая первая волна, шедшая с севера. Однако многие люди, связанные с этим движением, после встречи с Эндрю Уршаном, представителем т. н. учения «единственников» («only Jesus»), приняли унитарианскую концепцию (они не верили в Троицу). Всех людей, которые были крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа они перекрещивали «во Имя Господа Иисуса». Они известны, как единственники, или евангельские христиане в духе Апостольском.

Дальнейший импульс шёл с запада через Библейскую Школу в г. Данциге (Германия, Польша). Густав Шмидт, Артур Бергхольц, Оскар Эске проповедовали на западе Украины. Шмидтовские церкви до сих пор существуют там (их особенность в том, что у них нет обряда «омовения ног»). Эта школа относится к Ассамблее Бога - одной из самых крупных пятидесятнических объединений в мире.

Основное направление пятидесятничества в России до распада СССР было связано происхождением с деятельностью Ивана Воронаева и Василия Колтовича. Воронаев родился в России, но после присоединения к баптистской церкви был вынужден уехать за границу из-за преследований со стороны РПЦ. В США он пережил опыт крещения Духом Святым и в 1919 г. основал в Нью-Йорке первую русскую пятидесятническую церковь. В 1920 г. он приехал в Болгарию, где за короткое время (вместе с Заплишным) основал около 18 общин. В 1924 году Союз христиан веры евангельской насчитывал уже 350 общин и 80 тысяч членов. На территории СССР в общину Одессы, где Воронаев развернул активную деятельность, входило ок. 1000 членов. В 1929 году было принято новое законодательство о религиозных объединениях, многих верующих арестовали, а общины перешли на нелегальное положение и продолжали собираться тайно до образования ВСЕХБ и начала регистрации автономных общин.

Современная ситуация

Наиболее крупные пятидесятнические объединения в мире - «Объединённая пятидесятническая церковь» (англ. The United Pentecostal Church), «Церковь Бога» (англ. The Church of God) и «Ассамблеи Бога» (англ. The Assemblies of God) находятся в США и Латинской Америке. На данный момент 59 пятидесятнических деноминаций и церковных союзов входят во Всемирное пятидесятническое братство.

В настоящее время на территории России действуют три основных объединения:

  • Российская церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ)
  • Объединённая церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ)
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ)

Эти три объединения имеют одни исторические корни. Начало разделению единого социума было положено в 1944 году на почве принудительной регистрации общин и объединений вместе с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов. Общины, не согласившиеся на новые условия регистрации, продолжали свою деятельность подпольно, в связи с чем подвергались преследованиям (смотри, в частности, статью Сибирская семёрка).

Наблюдаются серьёзные разночтения в богословских доктринах и практического понимания христианства традиционных пятидесятников и харизматов, часть разногласий отражена в статьях либерализм в христианстве и консерватизм в христианстве.

В 1995 от ОЦХВЕ отделилась часть общин во главе с С. В. Ряховским и был создан Российский объединённый союз христиан веры евангельской, ставший одним из основных объединений харизматических церквей России.

Также существует Объединение независимых церквей пятидесятников и отдельные независимые общины.

Пятидесятники харизматического направления очень активны в социальной сфере. К примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг», нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих.

Православное христианство является ведущим вероисповеданием в странах постсоветского пространства. Последние десятилетия стали открыто заявлять о себе различные секты и конфессии. Одно из таких направлений — пятидесятники. Кто они и какую религию проповедуют?

Церковь пятидесятников — это религиозная организация христиан евангельской веры. В основе лежит учение, изложенное в книге Деяния святых Апостолов. После воскресения Иисуса Христа, на пятидесятый день, на двенадцать апостолов сошел Дух Святой в виде языков пламени, и они исполнились Святого Духа, и впервые начали говорить иными языками, получив дар пророчества, стали проповедовать Благую Весть всем народам.

В настоящее время христиане-пятидесятники насчитывают от 450 до 600 млн. чел. Это самая крупная протестантская конфессия, которая занимает второе место по численности среди всех христиан. Нет единой Пятидесятнической конгрегаци, существует много поместных церквей и объединений.

Пятидесятники — кто они, и когда началось это движение? В 1901 году в США берет начало «Движение святости». Группа студентов, изучая причины упадка веры среди протестантов, пришла к выводу о том, что это является следствием отсутствия среди христиан дара «говорения языками». Для получения этого дара они предались усердной молитве, которую сопроводили возложением рук, после чего одна из присутствующих девушек заговорила на незнакомом языке. Простота получения дара и необычные переживания во время говорения языками стали причиной быстрого распространения и широкой популярности возникшего направления.

Так появились христиане-пятидесятники. Кто они, узнали сначала в Финляндии, которая в то время (в 1907 году) была в составе Российской империи. Церковь пятидесятников в России впервые была создана в 1913 году в Петербурге, когда некоторые группы верующих стали переживать крещение Святым Духом и получили дар говорения языками. Во времена сталинских гонений пятидесятническое движение ушло в подполье. Но ни действия властей по уничтожению пятидесятников, ни попытки растворить их в других общинах не привели людей к отказу от своей веры.

Современные христиане-пятидесятники — кто они, каковы их теологические особенности? Они считают, что крещение апостолов Святым Духом на пятидесятый день после воскресения Христа — это не только исторический факт, но и явление, которое должен переживать каждый верующий. В нашей стране и еще в некоторых других странах пятидесятники именуют себя Церковью христиан евангельской веры. Они считают, что единственным, самым надежным непогрешимым руководством для жизни христиан может быть только Библия, утверждая, что она доступна для чтения и изучения любому человеку. Проповедники и пасторы призывают верить Священному Писанию, читать и самостоятельно его исследовать, и строить жизнь свою по нему. Пятидесятники проводят молитвенные собрания, крещения, организовывают воскресные школы для детей, занимаются благотворительной и миссионерской деятельностью.

Пятидесятничество - одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в конце XIX - начале XX вв. в США. Его идейные истоки лежат в религиозно-философском движенииривайвелизма (англ.revival - «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII в. среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и др. стран, и в развившемся в рамках последнего «Движении Святости» (англ.Holiness Movement ).

Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку день этот назван днем Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники» .

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется в говорении на «иных языках» (глоссолалии). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что это не разговор на обычных иностранных языках, а особая речь, обычно непонятная как самим говорящим, так и слушающим, - впрочем, реально существующие, но неизвестные говорящему языки тоже считаются проявлением этого дара. Это дар дан Богом для общения человека с Духом Святым, как об этом говорят 1-ое Послание Коринфянам 12-14 главы и другие места Библии.

Впоследствии Дух Святой наделяет верующего другими дарами, из которых пятидесятники особенно выделяют дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков. См. 1 Коринфянам 12:8-10.

Пятидесятники признают два таинства - водное крещение и Вечерю Господню (причастие). Некоторые из них понимают таинства символически, а не сакраментально. Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитву о больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

История

Пятидесятническое движение возникло на стыке XIX-XX веков в атмосфере поисков ответа на угрозу либерального христианства. Оно появилось в результате слияния нескольких более ранних течений, но быстро приобрело достаточно характерные и самостоятельные черты.

Джон Уэсли

Началом процесса, завершившегося возникновением пятидесятничества, следует считать деятельность выдающегося проповедника XVIII века Джона Уэсли, основателя церкви методистов. Во-первых, именно методизм стал тем богословским и социальным контекстом, в котором полтора столетия спустя родилось пятидесятничество [источник? ] . Во-вторых, именно во время проповедей Уэсли, по некоторым свидетельствам, начали происходить явления, сходные с пятидесятническими переживаниями (хотя сам Уэсли их и не поощрял) [источник? ] :

Чарльз Финней

Следующий этап в предыстории пятидесятнического движения связан с именем известного проповедника XIX века Чарльза Финнея. Он уверовал в 21 год и стал известен, как проповедник покаяния и пробуждения. Он проповедовал в течение 50 лет в США, Англии и Шотландии, обратил ко Христу тысячи душ. Он утверждал, что человеку необходимо пережить крещение Духа Святого. У него был такой опыт и он впервые, по-настоящему употребил этот термин. Вот, как он описывает это:

«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении не знаю, но, как только я вознамерился взять стул возле камина и сесть, как на меня излился Дух Божий и пронзил меня всего; переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Д. Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чем-либо подобном». [источник? ]

И ещё одна цитата:

«Я получил мощное Крещение Духом Святым без малейшего ожидания, не имея ни малейшей мысли об этом. Дух Святой сошёл на меня таким образом, что, казалось, пронизывал моё тело и дух, как поток текущей любви, как дыхание Божие. Никакие слова не могут описать любовь, которая была излита в мое сердце. Я громко плакал от радости и счастья и, наконец, был вынужден выразить мои чувства в громком крике» .» [источник? ]

Дуайт Муди (Моуди)

Еще один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди. Жил во второй половине XIX века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. В 71 году он стал молиться о принятии крещения Духом Святым и несколько дней спустя пережил желаемое состояние. «Я могу лишь сказать одно, что Бог открылся мне, и я пережил столь огромное наслаждение Его любовью, что стал упрашивать Его, чтобы остаться подольше в Его руке». Он основал Чикагский Библейский Институт Муди и директором этого института назначил человека по имени Торрей, который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал. После проповедей Муди создавались общины, где люди пророчествовали, говорили на иных языках, проводили исцеления и другие чудеса, хотя он и не делал на этом акцента.

Движение Святости и Кесвикское Движение

Кесвикское движение «Higher Life» («Высшая жизнь»), получившее распространение благодаря нескольким американским проповедникам «движения святых» (Х. В. Смит и В. Е. Бордмен). Говоря о «втором благословении», они перенесли акцент с «сердечной чистоты» Уэсли на «наделение духовной силой для служения», а кроме того очень много говорили о божественном исцелении, являющемся одним из самых необходимых даров церкви.

Движение исцеления

Чарльз Фокс Пархэм

Начало связано с Чарльзом Пархэмом. Он был священником и, читая Деяния, пришел к выводу что Христиане обладали секретом, который они утратили. Пархэм прекрасно понимал, что один не сможет найти решение, и никакому отдельно взятому человеку решить данную проблематику также не является возможным. Он решил организовать Библейскую школу, где он должен стать директором и ее учеником, чтобы в таком составе искать этого блага. В г. Топика, штат Канзас он купил дом «Причуда Стоуна», и написал объявление-приглашение; 40 студентов откликнулись.

В декабре Пархам должен был уехать на конференцию и дал задание ученикам. По возвращению, он обнаружил, что студенты школы, независимо друг от друга читая книгу Деяний, пришли к одному и тому же выводу: в 5 случаях, описанных в Деяниях, когда крещение получили впервые, зафиксировано говорение на языках.

  • 1. В день пятидесятницы
  • 2. В Самарии
  • 3. В Дамаске
  • 4. В Кессарии
  • 5. В Ефесе

Чудо глоссолалии

Пархам предложил молиться о получении от Бога такого крещения со знамением иных языков. На другой день они молились все утро в собрании до полудня и весь день в особняке стояла атмосфера ожидания. В 19 часов в канун Нового 1900 года студентка Агнес Озман вспомнила, что руки возлагали.

Это одна из дат, которую пятидесятники рассматривают как одну из исходных дат истории своего движения. Они указывают на тот день, как на первый, со дней ранней церкви, когда было взыскано крещение Святым духом, когда говорения на языках ожидали, как исходного доказательства крещения Святым Духом. Чарльз Пархам очень обрадовался, что он будет теперь проповедовать везде. Но он не дошёл и до середины Канзаса. Его нигде не приняли, встретив «в штыки» саму идею говорения на языках. В Америке невозрожденные христиане настолько жестоко относились к движению святости, что отлавливали идущих на собрание и били их палками. Чарльзу Пархаму не удалось продолжать работу в школе, этот особняк «Стоуна» продали и ничего у него дальше не получилось.

Уэльское пробуждение 1904-1905 гг.

Пробуждение в Уэльсе развивалось по достаточно необычному, нехарактерному сценарию, показывая следующие ситуации: обращение в активную христианскую веру людей, ранее совершенно не интересовавшихся ею [источник? ] , отсутствие судебных дел (вплоть до того, что городские власти символически подарили белые перчатки судьям - в знак их свободы от прямой работы), трактиры были пусты, не слышалось больше ругательных слов [источник? ] , чтение бульварных романов резко сократилось, футбольные клубы (чьи игры сопровождались агрессией и драками) были распущены [источник? ] , театральное общество города уехало из-за резкого снижения интереса публики к театру [источник? ] . До декабря 1904 года насчитывалось 70 тыс. верующих-христиан, к маю 1905 года их было уже 85 тысяч [источник? ] .

В середине прошлого века возникло «Движение Святости», они утверждали взаимосвязь рождения свыше и освящения. У людей стал просыпаться интерес, чтобы сила Божия более могущественно действовала в церкви. Во многих случаях, по утверждению верующих, сила Духа Святого действовала так, как впоследствии была воспринята и сформулирована в пятидесятническом движении.

Это состояние Церкви, в котором появилось пятидесятническое движение.

Пробуждение на Азуза-стрит

В 1903 году Пархам переехал в Эльдорадо Спенес и в его служении произошёл перелом. Как утверждают пятидесятники, когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. О нем разнеслась молва, как о бескорыстном человеке. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархама стала видеть.

Через 5 лет в городе Хьюстон штата Канзас Пархам объявил об открытии второй школы. В эту школу пришёл Уильям Сеймур - рукоположённый чернокожий служитель. В начале 1906 года Сеймур едет в Лос-Анжелес, где он встречает проповедника Франка Бартельмана, который успел подготовить почву грядущему пробуждению. 9 апреля 1906 года на одной из проповедей Сеймура, Бог начал крестить Духом Святым слушающих. Он открывает Миссию Апостолькой Веры на улице Азуза, 312. Это место, на определенное время, стало центром пятидесятнического движения. Пробуждение на Азуза-стрит продолжалось 3 года (1000 дней).

Норвежский священнослужитель епископальной методистской церкви Томас Балл Барат, познакомившись в США с пятидесятническим учением, принял крещение Духом Святым. Он привёз весть о пятидесятничестве в Европу, Скандинавию и Прибалтику. Самое сильное сопротивление пятидесятничество получило в Германии. Происходящее на собраниях пятидесятнических проповедников было воспринято как действия сатаны, и, как реакция, членами некоторых евангельских церквей в 1910 году была подписана «Берлинская декларация», в которой говорилось, что пятидесятническое движение имеет происхождение не от Бога, а от дьявола. Оно было приравнено к оккультным вещам. Германия надолго оказалась закрытой для пятидесятнического движения.

В 30-х годах человек по имени Дэвид Дю Плесси (которого прозвали «мистер Пятидесятница») встретился с одним известным проповедником-пятидесятником Смитом Вигглсвортом, который сказал ему, что мощное пробуждение, связанное с излиянием Духа Святого, вскоре посетит традиционные церкви, и ему предстоит в нем участвовать. В 1948 году, когда Дю Плесси готовил одну пятидесятническую конференцию, его машина попала под поезд. Он оказался в больнице, где якобы услышал голос Бога: «Время о котором Я говорил - наступило. Я хочу чтобы ты пошёл в другие традиционные церкви».

Так был сделан первый шаг к возникновению харизматического движения.

Пятидесятники-единственники

Среди христиан различного направления, нередко встречаются последователи учения о единственности Бога (Кратко: существует только один Бог-Отец, а Иисус был лишь его воплощением, Дух Святой не личность, а сила). В истории пятидесятничества в России также есть верующие, согласные с таким учением, так называемые «смородинцы» (от фамилии руководителя общины, Смородина). Другие названия: «евангельские христиане в духе апостолов», «единственники».

Пятидесятническое движение в России

История движения

Первые вести о крещении Духом Святым (в понимании пятидесятников) проникли в Россию через Финляндию и Прибалтику, которые входили тогда в состав российской Империи. Первыми проповедниками пятидесятничества там были Томас Баратт (Норвегия)и Леви Петрус (Швеция). Известно, что в 1910 г. в Эстонии уже были пятидесятнические общины. Томасс Баратт, проповедовал в Санкт-Петербурге в 1911 год. Это было самая первая волна, шедшая с севера. Однако многие люди, связанные с этим движением, после встречи с Эндрю Уршаном, представителем т. н. учения «единственников» («only Jesus»), приняли унитарианскую концепцию (они не верили в Троицу). Всех людей, которые были крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа они перекрещивали «во Имя Господа Иисуса». Они известны, как единственники или евангельские христиане в духе Апостольском.

Дальнейший импульс шёл с запада через Библейскую Школу в г. Данциге (Германия), (Польша). Густав Шмидт, Артур Бергхольц, Оскар Эске проповедовали на западе Украины. Шмидтовские церкви до сих пор существуют там (их особенность в том, что у них нет обряда «омовения ног»). Эта школа относится к Ассамблее Бога - одной из самых крупных пятидесятнических объединений в мире.

Основное направление пятидесятничества в России, исключая времена перестройки, связано с Иваном Воронаевым и Василием Колтовичем. Воронаев родился России, но после того, как он присоединился к баптистской церкви он был вынужден уехать за границу из-за преследований со стороны православия. В США он получил крещение Духом Святым и в 1919 г. он основал в Нью-Йорке первую русскую пятидесятническую церковь. В 1920 г. он приехал в Болгарию, где за короткое время (вместе с Заплишным) основал около 18 общин. В 1924 году Союз Веры Евангельской насчитывал уже 350 общин и 80 тысяч членов. В общине города Одесса (куда к тому времени переехал Воронаев) состояло 1000 членов. В 1929 году было принято новое законодательство о религиозных объединениях, многих верующих арестовали, а общины перешли не нелегальное положение и стали собираться тайно, как и продолжали собираться до развала СССР.

Современная ситуация

В настоящее вемя на территории России действуют три основных объединения:

  • Российская Церковь Христиан Веры Евангельской (РЦХВЕ)
  • Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской (ОЦХВЕ)
  • Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ)

Эти три объединения имеют одни исторические корни. Начало разделению единого социума было положено в 1944 году на почве насильственной (со стороны гос. власти) регистрации общин и объединения с Всесоюзным Советом Евангельских христиан-баптистов (баптисты). Общины, не согласившиеся на новые условия регистрации, продолжали свою деятельность подпольно, в связи с чем подвергались преследованиям.

Наблюдаются серьёзные разночтения в богословских доктринах и практического понимания христианства традиционных пятидесятников и харизматов, часть разногласий отражена в статьяхлиберализм в христианстве и консерватизм в христианстве.

В 1995 от ОХЦВЕ отделилась часть общин во главе с С. В. Ряховским и был создан Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской, ставший, фактически, основным объединением харизматических церквей России.

Также существует Объединение Независимых Церквей пятидесятников и отдельные независимые общины.

Пятидесятники из харизматического союза более активны в социальной сфере, чем консерваторы. К примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг», нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих.

Доподлинно неизвестно, когда именно появились пятидесятники. Кто они? Откуда это странное название? Многие задаются этими вопросами. Обычные ли это христиане или сектанты, чьи учения отличаются от привычных для нас догматов православия? Попробуем в этом разобраться.

Кто такие пятидесятники?

Христиане веры евангельской - именно так назывались пятидесятники у нас в России. Если же дать точное определение, то можно сказать, что это христианская секта, возникшая в США в XX веке. В своем вероучении пятидесятники исходят из мифа, взятого из Евангелия. В нем говорится о «сошествии свыше духа на апостолов» спустя 50 дней после Светлой Пасхи.

О нем в своих проповедях говорят пятидесятники. Вера людей данного религиозного течения строится на постулатах греховности человека и его спасения через сошествие на землю Духа Святого. Что важно для служения? Личная вера, преданность учению и полное отречение от всех земных благ. Часто на коллективных молениях, устраиваемых приверженцами течения, люди доводят себя до экстаза. Они утверждают, что в этот момент на них нисходит дух святой, и они при этом получают возможность «говорить на иных языках». Эта «неземная» речь дает им возможность общаться с Богом.

Как появилось течение?

Пятидесятничество как таковое возникло в начале XX веке в Северной Америке. Его идейные корни лежат в религиозно-философском течении XVIII века, называемом ривайвелизмом. У нас возникает вопрос о том, откуда появилось такое странное название «пятидесятники»? Кто они, эти люди, считающие себя отдельной ветвью христианского учения? Как уже говорилось выше, особое значение приверженцы данной религии придают Крещению Святым Духом. Во время обряда верующие испытывают, по их мнению, те же эмоции, что и апостолы при сошествии на них Святого Духа, произошедшем на 50-ые сутки после Пасхи Христовой. В Евангелии этот момент назван днём Пятидесятницы. Отсюда и название данного течения. Из Америки пятидесятничество широко распространилось в Европу и скандинавские страны. В России оно появилось накануне Первой мировой войны в 1914 году. В годы НЭПа течение активизировалось. Наибольшим влиянием пользуются следующие организации подобного толка: «Ассамблея Бога» и «Союз божьих собраний».

Пятидесятники в России

Как уже отмечалось выше, в нашей стране течение возникло в начале прошлого столетия. Первым пятидесятником в России считается немец Вильгельм Эбель. Во время своего визита в Азию в 1902 году он по дороге остановился в Риге, где основал свое представительство миссионерского общества. Первые пятидесятнические организации в России возникли в 1907 году. Проповедником нового учения был норвежский пастор Т.Барат. Новое религиозное течение быстро нашло новых приверженцев. В него вошли и баптисты, и адвентисты, и христиане… Пятидесятники уверяли своих новых членов в том, что они получили благодать Духа Святого, сошедшего на землю во имя спасения людей от грехов. Первые русские последователи общины - Н. П. Смородин и А. И. Иванов. Стоит отметить, что в России, как и в других странах, где распространено пятидесятничество, приверженцы новой религии не отличаются единством основных догматов учения. Так, например, адвентисты говорят о Священной Субботе, молокане видят смысл бытия в переселении на гору Сион - и так далее. Существует условное разделение на отдельные группы пятидесятников: смородинцы, леонтьевцы, шмидтовцы, воронаевцы и другие.

Пятидесятничество за границей

В США пятидесятничество связывают с именем Чарльза Финнея. Он уверовал в него в 21 год. Далее в течение 50 лет он проповедовал новое учение в США, Шотландии и Англии. Финней утверждал, что перед ним однажды предстал образ Иисуса Христа. Снизошедший на Чарльза Дух Святой пронзил все его тело и душу. После этого Финней уверовал и стал проповедовать, рассказывая людям об этом чуде. В данном религиозном течении еще один человек сыграл важную роль. Это Дуайт Муди. Он жил и проповедовал во второй половине XIX века. Первый свой евангелизационный поход он осуществил в 38 лет. После проповедей этого человека люди образовывали пятидесятнические общины, говорили на иных «ангельских» языках, пророчествовали, исцеляли тяжелобольных и творили другие «чудеса». Говоря об истории данного течения, нужно отметить и Чарльза Фокса Пархэма. Он решил создать некую Библейскую школу и разослать приглашения всем желающим. На его письмо откликнулось 40 студентов из штата Канзас. 1 января 1901 года все последователи и их учитель усердно молились Богу в своей школе. Студентка Ангесса Озман, желая получить духовную силу, подошла к Чарльзу и попросила учителя возложить на нее руки. В этот момент, по утверждению проповедника, на девушку снизошло чудо: она забыла родной английский язык и стала говорить на китайском. 1 января 1901 года многие приверженцы религии считают датой основания своей общины.

Пятидесятничество сегодня

В наше время данное течение в России по количеству верующих стоит на втором месте среди всех сектантских объединений. Сейчас у нас действуют три основные подобные организации:

  • Объединённая церковь христиан веры евангельской.
  • Российская церковь христиан веры евангельской (пятидесятников).
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской.

В 1995 году от Объединённой церкви христиан веры евангельской отделилась община под руководством С. В. Ряховского. Этим человеком позднее был создан Российский объединённый союз христиан веры евангельской. Существуют и другие организации подобного толка. Стоит заметить, что многие пятидесятнические общины очень активны в социальной сфере. Некоторые из них оказывают помощь детским приютам, содействуют медицинским фондам, устраивают юношеские лагеря.

Основные догматы

Во что верят пятидесятники? Кто они такие? Вопросов в связи с этим религиозным течением возникает масса. Попробуем разобраться. Приверженцы религии верят в животворящую силу Крещения Святым Духом, которая внешне проявляется в человеке способностью к говорению на других языках. Пятидесятники считают, что при достижении особого душевного состояния во время евангелизации через молитву у членов секты открывается особый дар говорить на различных языках. Кроме того, у такого человека может открыться талант к ясновидению, мудрости, чудотворениям. Важной стороной богословия секты являются так называемые «учения о благочестии», которые призывают последователей отказаться от того, что может помешать вести праведную жизнь: от курения, от алкоголя, от азартных игр, от наркотиков. Некоторые группы данного течения не признают оружия, придерживаясь доктрины «непротивления злу».

Обряды

Несмотря на закрытость и замкнутость общины, все больше людей в России приходят на собрания секты, чтобы послушать проповеди пятидесятников. Приверженцы религии признают авторитет Святого Писания. Однако они самочинно исказили Великие Таинства христианства, превратив их в более простые обряды. Неким подобием ритуала Причастия Божьего является церемония хлебопреломления, совершаемая в первое воскресенье каждого месяца. Членам секты предлагается взять с подноса кусочек хлеба и отпить глоток вина из чаши. В конце молитвы совершается обряд омовения ног, который мужчины и женщины проходят отдельно в разных комнатах. Есть у пятидесятников и свое «водное Крещение». Оно очень напоминает христианский ритуал. Но младенцев не крестят, а просто приносят на собрание для благословения. Вступающие в супружескую жизнь люди должны обязательно пройти в секте обряд бракосочетания. Причем союз с неверующим категорически запрещен. За ослушание члену общины грозит отлучение от церкви. Обряд рукоположения или елеопомазания над больными совершают христиане веры евангельской. Пятидесятники верят, что это поможет страждущим быстро восстановить силы и избавиться от «хворости». День отдыха для верующих - это воскресенье (кроме субботствующих). Как правило, в это время члены секты собираются на молитвенные сходки. Все церковные праздники (Сретение господне, Рождество, Крещение, Благовещение и так далее) отмечаются по старому стилю. Пасха приходится на пятницу Страстной седмицы.

Организация группы

Во главе секты стоит так называемый братский совет, который возглавляет пресвитер церкви. Общины же объединены в округа, каждый из них возглавляет старший пресвитер. При советской власти эта должность называлась по-другому - епископ. Вся территория СНГ пятидесятниками разделена на 32 региона, во главе каждого из которых стоит старший пресвитер.

Обыватели о движении пятидесятников

В последнее время все чаще критикуют данное движение. Люди считают, что церковь пятидесятников и их доктрины - это не более чем обман верующих. Многие называют данное образование сектой. По всей видимости, так оно и есть. Находится множество очевидцев того, как проходят собрания членов данного течения.

Люди пишут, что со стороны это выглядит как беснования загипнотизированной толпы, не замечающей вокруг себя ничего и занятой лишь усердным молением. Верующие при этом стоят на коленях и неистово кричат, обливаясь потом. Говорение на разных языках, или так называемые глоссалии, достигаемые путем усердной молитвы, представляют собой не что иное, как беспорядочное бормотание. Обряды совершаются зачастую ночью в переполненных и душных помещениях. Неудивительно, что в таких условиях в сильном нервном возбуждении у людей могут появиться галлюцинации, которые принимаются ими за «откровение Божье». Среди членов секты есть много психически больных. Главной задачей проповедников данной религии является привести каждого нового члена общины к такому неуравновешенному состоянию, когда человек не сможет адекватно оценивать ситуацию и реагировать на нее.

Мы ответили на основные вопросы, связанные с термином «пятидесятники». Кто они, во что верят, какие обряды совершают - обо всем было рассказано в этой статье.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!