Согласные звуки по способу образования. Характеристика согласных по месту и способу образования

Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан бухарский государственный университет тексты лекций по курсу

Артикуляционная классификация согласных звуков

В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков: 1) место образования шума, 2) способ образования шума, 3) уровень шума (сонорность/шумность), 4) глухость / звонкость, 5) твёрдость / мягкость.

В русском языке 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш: ’].

Место образования – та часть речевого аппарата, где сближаются или смыкаются органы речи во время артикуляции согласного. Место образования согласного определяется результатом взаимодействия двух подвижных органов (губы, язык) или подвижного и неподвижного (нёбо, зубы), в связи с чем согласные можно определять как по активным, так и по пассивным органам речи. В основу классификации согласных по месту образования положено строение речевого аппарата (в пределах верхних резонаторов). По месту образования все согласные делятся на губные и язычные.

Губные подразделяются на губно-губные [б, б’, п, п’, м, м’] и губно-зубные [в, в’, ф, ф’]. При образовании этих звуков роль активных органов выполняют губы, особенно нижняя губа, роль пассивных – зубы. При артикуляции губно-губных обе губы смыкаются, при артикуляции губно-зубных нижняя губа сближается с верхними зубами.

Язычные согласные различаются в зависимости от того, какая часть спинки языка – передняя, средняя или задняя – является активным органом при образовании звука. Язычные подразделяются на переднеязычные [д, д’, т, т’, з, з’, с, с’, ш, ж, ш:’, ц, ч, р, р’, н, н’, л, л’], среднеязычный [j] и заднеязычные [к, к’ г, г’, х, х’].

Переднеязычные согласные образуются в результате прикосновения спинки или кончика языка к соответствующим частям переднего нёба или зубов. По пассивному органу эти согласные имеют общее название передненёбных и делятся на такие разновидности, как зубные [д, д’ т, т’, ц, з, з’, с, с’, н, н’. л, л’] и нёбные [ш, ж, р, р’, ч ].

При образовании зубных передняя часть спинки языка вместе с кончиком артикулирует как единое целое, смыкаясь (или сближаясь) с верхними зубами. При образовании нёбных согласных не только передняя часть спинки языка сближается с передней частью нёба, но и задняя часть спинки языка оттягивается назад, сближаясь с задним мягким нёбом.

Среднеязычный (по пассивному органу – средненёбный) звук [j] образуется сближением средней части спинки языка со средним нёбом.

Заднеязычные звуки образуются смыканием [к, к’ г, г’] или сближением [х, х’] задней части языка с неподвижным нёбом.

Определить способ образования согласного – значит, выяснить, как создаётся преграда, каков её характер, простая она или сложная, и как она преодолевается выдыхаемой воздушной струёй. По способу образования различают согласные:

Смычные (иначе: взрывные, мгновенные, затворные), необходимым моментом артикуляции которых является полный затвор органов речи, преграждающий выход воздушной струе наружу. Эта преграда устраняется сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу, произведя эффект «взрыва». Именно в этот момент и образуются смычные согласные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’];

Щелевые (или фрикативные), при произнесении которых органы речи уже не образуют затвора, а только сближаются, оставляя узкую щель для прохождения струи воздуха [в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’];

Аффрикаты (смычно-щелевые) – сложные согласные [ц, ч]. Своеобразие аффрикат в том, что они на начальной основе образования формируются как смычные: органы речи плотно примыкают друг к другу (ср. [т]). Однако «взрыва» не происходит, так как органы речи до этого успевают перейти на артикуляцию щелевых звуков [с, ш], и в момент выдержки аффрикаты звучат уже как щелевые того же места образования, где прежде был затвор. Таким образом, при образовании аффрикат воздушной струе приходится преодолевать сложную преграду (в отличие от образования смычных и щелевых, где преграда простая);

Смычно-проходные согласные [л, л’ м, м’, н, н’]. В процессе их образования в полости рта образуется смычка и при этом имеется доступ для свободного прохождения воздуха через нос или рот. Данные согласные подразделяются на носовые [м, м’, н, н’] и боковые [л, л’]. Носовые согласные характеризуются полным смыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески. Воздух свободно проходит через носовую полость. При образовании боковых звуков передняя часть языка смыкается с нёбом, боковые части языка опускаются, образуя с обеих сторон выход для выдыхаемой струи воздуха.

Дрожащие согласные образуются путём дрожания (вибрации) кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р’].

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j] и шумные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’, в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’,ц, ч]. Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных (от лат.sonorus – звучный). Объясняется это различиями в напряжённости органов речи и в силе струи воздуха при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда струе воздуха. Поэтому и сила струи воздуха, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

По звонкости / глухости шумные согласные образуют пары: [б - п], [в - ф], [г - к], [д - т], [ж - ш], [з - с] и др. Звуки в этих парах отличаются друг от друга только тем, что одни из них образуются шумом и голосом (звонкие), а другие только шумом (глухие).

К непарным согласным относятся: глухие [х, ц, ч, ш:’], не имеющие соотносительных пар по звонкости. Также непарными являются сонорные согласные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j], не имеющие пары по глухости.

От положения средней части спинки языка зависит деление согласных на твёрдые и мягкие . При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция – средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу. Это дополнительное движение, совмещающееся и взаимодействующее с основной артикуляцией согласного, называется палатализацией . Общая артикуляторная особенность твёрдых согласных – отсутствие палатализации.

Большинство согласных являются парными по твёрдости-мягкости:

[б - б’, п - п’, д - д’, т - т’, в - в’, ф - ф’, с- с’, з - з’, м - м’, н - н’, р - р’, л - л’, к - к’, г - г’, х - х’].

Все остальные согласные непарные: [ ц, ш, ж] – только твёрдые согласные, не имеющие мягкой пары. [ч, ш:’, j] – только мягкие согласные.

Основная артикуляция внепарного звука [j] – поднятие средней части языка к твёрдому нёбу. Это та артикуляция, которая является дополнительной при образовании мягких согласных звуков. Для [j] она оказывается основной и единственно возможной., поэтому звук [j] называют палатальным (мягкий), а мягкие согласные – палатализованными (смягчёнными).

Помимо палатализации, есть такие виды дополнительной артикуляции, как лабиализация – вытягивание и округление губ; назализация (от лат.nasus – нос) – опущение мягкого нёба, обеспечивающее выход воздушной струе в носовую полость, что придаёт всем согласным дополнительный носовой оттенок. Веляризация (от лат. Velaris – задненёбный) – добавочное движение задней части языка в сторону мягкого нёба при артикуляции незаднеязычных согласных. Но в русском языке только палатализация имеет самостоятельное фонематическое значение, так как мягкие согласные выступают самостоятельными фонемами.

Артикуляционная таблица согласных звуков русского языка


Место образования

Губные

Язычные

Способ образования


губно-губные

губно-зубные

переднеязычные

средне-

язычный


задне-язычные

зубные

нёбные

шумные

Смычные


глухие

[п, п’]

[т т"]

[к к"]

звонкие

[б, б’]

[д д"]

[г г"]

Щелевые

глухие

[ф ф"]

[с с"]

[ш ш:"]

[х х"]

звонкие

[в в"]

[з з"]

[ж]

[j]

Аффрикаты

глухие

[ц]

[ч"]

сонорные

Смычно-

проходные


носовые

звонкие

[м м"]

[н н"]

боковые

звонкие

[л л"]

Дрожащие

звонкие

[р р"]

Опорные слова

Гласные звуки; лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные) звуки; подъем; ряд; подъем верхний, средний, нижний; ряд передний, средний, задний; согласные звуки; сонорные, шумные; звонкие, глухие; место образования, губные язычные; способ образования, взрывные, щелевые, аффрикаты, дрожащие, смычно-проходные; твердые и мягкие согласные.

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое артикуляция?

2.В чём заключается отличие подвижных органы речи от неподвижных?

3.Каким образом устроен произносительный аппарат?

4.Охарактеризуйте артикуляторные органы человека.

7.Чем отличаются гласные звуки от согласных?

8.Назовите все гласные верхнего, среднего и нижнего подъемов.

9.Назовите все гласные переднего, среднего и заднего рядов.

Тесты:


  1. Укажите лабиализованные звуки

В) *[у], [о]


  1. Найдите губные согласные

А) [б], [д’], [в], [в’], [г]

Б) *[п], [б’], [в], [ф’], [м]

В) [з], [с’], [ш], [ч’], [ц]

Г) [к], [х’], [м], [т’], [л]


  1. Укажите смычно-проходные согласные

А) *[м], [н’], [л], [р’]

Б) [т], [д’], [г], [к’]

В) [ц], [ч’], [ж], [н’]

Г) [ш], [ш’], [и], [п’]


  1. Какие согласные не образуют пары по звонкости-глухости?

А) [ш], [j], [б], [к]

Б) [ш], [ш’], [и], [п’]

В) [ш], [ш’], [и], [п’]

Г) *[м], [ч], [ц], [х]


  1. Какие согласные звуки не образуют пары по твёрдости-мягкости

А) [ж], [ц], [j], [ч]

Б) [с], [к], [р], [т]

В) [р], [н], [м], [л]

Г) [п], [в], [д], [г]

Литература:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.,

2.Буланин Л.Л.Фонетика современного русского языка. М., 1987.

3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л.,1979.

4.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.1.Фонетика и морфология. М.,1984.

5. Касаткин Л.Л. Фонетика современного литературного языка. – М.: из-во Моск. ун-та, 2003.

6.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1986.

7.Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979.

8. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект пресс, 2001.

9.Современный русский язык / Под ред. Леканта П.А. – М.: Дрофа, 2002.

10.Шанский Н.М. Современный русский литературный язык. Л.,1988.

ЛЕКЦИЯ № 3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

План


  1. Понятие о транскрипции.

  2. Типы транскрипций.

  3. Фонетическая транскрипция

Понятие о транскрипции

Русское письмо является фонографическим, звуковым, т. е. в принципе буквы фиксируют звуки, однако современная русская орфография, оформившаяся исторически на морфологическом принципе, носит фонематический характер и в целом не отражает живых чередований русской речи, возникающих в речевом потоке. Буквы и звуки в русском письме часто не совпадают, например пруд звучит [прут], сама и сома звучат [сама], сшит звучит [шшыт] и т. д.

Правильное произношение основывается на определенных звуковых законах, имеющих стройный, системный характер, и следует определенным орфоэпическим нормам современного русского литературного языка, выработанным исторически. Итак, между орфографией и орфоэпией имеются наряду с принципиальными различиями и глубокая соотносительность. Для изучения этого соотношения, необходима такая запись звучащей речи, чтобы не было резкого расхождения между произношением и написанием, т. е. звукопись. Звукопись называется научным письмом или научной транскрипцией, от латинского слова transcriptio , буквально “переписывание“.

Потребность в транскрипции была обусловлена зарождением сравнительно- исторического языковедения, развитием фонетики как науки, когда ученый транскрибировал исследуемые слова других языков и тексты на них буквами своего родного языка. При зарождении систем транскрипций выявились два направления, отражающие их назначение.

Типы транскрипций

Аналитический тип транскрипции помогал зарегистрировать звук речи как физиолого – артикуляционный комплекс и представлял собой наборы формул для отдельных звуков. Этот способ транскрибирования имел неалфавитный характер и фиксировал в формуле одного звука весь перечень его признаков. По формуле можно всесторонне охарактеризовать звуки речи. Данный тип транскрипции был изобретен английским ученым Дж. Уилкинзом. Более известными в настоящее время являются системы русских языковедов И. А. Бодуэна де Куртенэ и В.А. Богородицкого.

Синтетический тип транскрипции (алфавитная фонетическая) имеет гораздо более широкое и многообразное применение. Элементы транскрипции в связи с началом изучения фонетики впервые появляются в трудах М. В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского. Однако система транскрипции тогда еще не была сформирована. Была лишь осознана ее необходимость как инструмента научного изучения звуковых законов русского языка и установления соотношения орфоэпии с орфографией.

В дальнейшем русские ученые пользовались для транскрипции и латиницей, и кириллицей. Только в середине XIX в. членом Российской Академии О.Н. Бетлингком в связи с описанием звуков русской речи была предложена первая система транскрипции на основе русского алфавита (кириллицы). Между тем разнобой в транскрипции существовал еще долго. Усилиями многих выдающихся русских ученых: Л.В. Щербы, Д.Н. Ушакова, Е.Д. Поливанова, Н.Ф. Яковлева, В.Н. Сидорова, П. С. Кузнецова, Р.И. Аванесова, А.А. Реформатского и других – русская фонетическая азбука совершенствовалась и приняла современный вид.

Одновременно с возникновением учения о фонеме и развитием фонологии наряду с фонетической транскрипцией, графически фиксирующей произносимые и слышимые звуки, при научном изучении русского языка стала применяться и фонематическая (или фонологическая) транскрипция, обозначающая только фонемы данного языка.

Фонематическая транскрипция представлена двумя разновидностями (словофонематической и морфофонематической), разработанными проф. Р. И. Аванесовым.

Словофонематическая транскрипция передает на письме звуковую оболочку конкретного языкового факта, “случая” (слова или слова в определенной его форме), частично “раздевая” входящие в ее состав кратчайшие звуковые единицы - освобождая их от всего “внешнего”, позиционного, обусловленного в данном конкретном языковом факте фонетическим положением, и сохраняя “внутреннее”, все самостоятельное и функционально значимое. Буква как элемент словофонематической транскрипции является знаком фонемы - сильной (в позиции максимальной дифференциации) или слабой (в позиции меньшей дифференциации).

Морфофонематическая транскрипция “полностью “раздевает” кратчайшие звуковые единицы языка, полностью освобождает их от всего внешнего – позиционного, фонетически обусловленного не только в данном “случае” как явлении конкретном и целостном (в слове или в той или иной грамматической форме слова), но также и в каждой его морфеме. «Обнажает» кратчайшие звуковые единицы, указывая лишь на те их стороны, которые существенны, самостоятельны, функционально значимы в сильной позиции (в позиции максимальной дифференциации)…Именно поэтому и оказывается, что многие слова при помощи морфофонематической транскрипции и обычного русского орфографического письма пишутся одинаково.

Фонетическая, словофонематическая и морфофонематическая транскрипции - три типа синтетической научно-лингвистической транскрипции, они отражают три аспекта изучения звуковой системы языка, опираются на теоретические положения фонологии и связаны с русской орфографической практикой.

В данном курсе лекций подробно рассматривается только фонетическая транскрипция. Разумеется, фонетическая транскрипция не идеальный, как и всякий письменный, способ обозначения произношения, однако “самый лучший, потому что… ставит лицом к лицу с самой действительностью, с тем, что есть в языке, с самими звуками, а не с туманными их описаниями”.

Фонетическая транскрипция

Обычно с термином ”транскрипция” связывается понятие о фонетической транскрипции, т. Е. такой условной записи, которая, по мнению крупнейших фонетистов, “ передает… все многообразие живой звучащей речи” (Р.И.Аванесов), “преследует цели точной графической записи произношения” (А.А.Реформатский).

Назначением фонетической транскрипции определяется степень ее точности. Звуки человеческой речи бесконечно разнообразны даже в пределах одного языка, поэтому фонетическая транскрипция не может быть абсолютно точной. Для учебных целей достаточно того, что она регистрирует все фонемы и их варианты без указания на бесчисленные вариации звуков.

При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь возможно более точно. Поэтому пользуются особой записью, которая называется фонетической транскрипцией.

Для усвоения принципов фонетической транскрипции русского литературного произношения надо запомнить следующее:


  1. каждый знак транскрипции употребляется для обозначения одного звука;

  2. не должно быть букв, не обозначающих звуков;

  3. каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук.
Русская фонетическая транскрипция использует буквы русского алфавита. Но некоторые буквы в записи речи не употребляются.

Виды согласных по месту образования:

    Губно-губные (нижняя губа + верхняя губа: м, п, б )

    Губно-зубные (нижняя губа + зубы) (щелевые)

    Переднеязычные-зубные (их больше всего: л, т, д, н )

    Переднеязычные-передненебные (р, ч, ж )

    Среднеязычные-средненебные (только й )

    Заднеязычные-задненебные (к, г, х )

    Заднеязычные-средненебные (к , г ).

Билет № 6. Классификация согласных звуков по способу образования

Виды согласных по способу образования:

    Щелевые (фрикативные; в виде неполного смыка)

    Смычные (в виде полного смыка)

    Дрожащие (вибранты; в виде чередования смыка и размыкания)

Щелевые делятся:

      по месту расположения щели:

    срединные (края языка прижаты к зубам, а посередине языка образуется щель; с, ш, щ, в, ф, й, х )

    боковые (кончик языка упирается в зубы, края его опущены; л )

      по форме:

    круглощелевые

    плоскощелевые

      по количеству щелевых преград:

    однофокусные

    двуфокусные (ш, ж )

Смычные делятся:

    взрывные – после полной задержки воздуха – резкое размыкание органов речи; воздух выходит мгновенно, быстро

    аффрикаты – сложная артикуляция; слитное сочетание смычной и щелевой артикуляции; границу уловить нельзя, так как щелевой элемент очень краток, его нельзя тянуть

  1. имплозивные (нет размыкания – оттого )

Билет № 7. Классификация гласных по уровню шума и участию языка

По уровню шума гласные делятся на сонорные и шумные.

Сонорные: звук преобладает над шумом (минимальный характер преграды).

Делятся на:

  1. дрожащие

Воздух не разрывает преграды, а обходит ее. Поэтому шума мало.

Перед ними не происходит озвончения, они почти гласные.

При произношении шумных согласных шум преобладает над голосом.

Шумные делятся на:

    глухие: связки разведены, не участвуют в артикуляции

Непарные по школьной программе: ц, щ, ч, х .

Оглушение сонорных факультативно (необязательно) и встречается:

    в начале слова перед шумным глухим ([ртут’] = [ртут’], льстить )

    в конце слова после шумного ([смотр] = [смотр])

    в середине слова перед глухим (заде[рш]кА )

Раньше было: нести – несл . Сейчас глухой Л отпал

Согласный й оглушается в позиции конца слова в эмоциональной речи:

сто[й], отда[й]

Следовательно, все согласные имеют пары по глухости/звонкости.

Билет № 8. Классификация согласных по твердости/мягкости

Артикуляционное отличие.

Мягкость – это акустический результат при поднятии средней части языка к твердому небу.

По латыни небо – «палатум». Поэтому мягкие гласные называются палатализованными, за исключением согласного й , для которого поднятие средней части языка является не добавочной артикуляцией, а основной. Поэтому й – палатальный.

Приподнятие средней части языка – примерно то же положение, что и при произношении гласного и .

Твердые согласные – отсутствие подъема средней части языка.

У русских твердых при этом наблюдается приподнятие задней части языка (веляризация)

По школьной программе всегда твердые: ц, ш, ж ; всегда мягкие: щ, ч, й .

На самом деле все согласные имеют пары, кроме й .

Ц становится мягким только перед звуком с пя[ц’]ся (пяться).

Твердый ч возможен только в позиции перед согласным ш лу[чш]е и в заимствовании по сочетанию [дж].

У звука ж есть мягкая пара, но ее особенность в том, что он всегда при этом долгий. Образуется при [ зж ] , [ дж ] – дрожжи, вожжи.

Ш смягчается перед ч – [ш]чистить, [ш] чаем.

Следовательно, все согласные имеют пары по твердости/мягкости, за исключением й .

Классификация согласных звуков

Фонетика – раздел языкознания, который занимается изучением звукового строя языка и звукового состава слов. Звук - это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека. Фонема – наименьшая звуковая единица языка, посредством которой различается смысл слов. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Гласными называются звуки, состоящие из голоса: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Согласными называются звуки, состоящие из одного шума [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ], или голоса и шума [б],[в],[г],[д],[ж],[з],[л],[м],[н],[р].

Классификация согласных звуков. Русские согласные классифицируются по 4 признакам: 1. В зависимости от степени участия голоса и шума; 2. По месту образования шума или месту образования преграды; 3. По способу образования шума или способу образования преграды. 4. По наличию или отсутствию смягчения.

[р҆ ], [л],[л҆],[м],[м҆],[н], [н҆]. Если голосовые связки напряжены слабо, работают неактивно, производят слабый голос – образуются звонкие шумные согласные [б],[б ҆],[в],[в҆],[д],[д҆],[з],[з҆],[ж],[г],[г҆],[й],[ж҆ долгий],[ж долгий]. Голосовые связки могут быть полностью расслаблены, не производить голоса – шумные глухие согласные [п],[п҆],[ф],[ф҆],[т],[т҆],[с],[с҆],[ш],[к],[к҆],[х],[х҆],[ш҆ долгий],[ц],[ч҆]. Звонкие и глухие согласные, объединенные в пары, образуют соотносительные ряды согласных звуков по звонкости/глухости. Но не все согласные звуки являются членами рядов по звонкости/глухости. Непарные по глухости, т.е. всегда звонкие – сонорные, непарные по звонкости, т.е. всегда глухие – [х],[ц],[ч҆],[ш҆ долгий].

По месту образования шума или месту образования преграды.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, русские согласные звуки делятся на губные [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"], [ф], [ф"], [в], [в"] и язычные [т], [т"], [д], [д"], [с], [с], [з],[з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [j], [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], язычный, среднеязычный - [j] и язычные, заднеязычные - [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

К характеристике звука по активному органу добавляется его характеристика по пассивному органу, к которым, как уже было сказано, относятся верхняя губа, зубы и нёбо. Так выделяются следующие группы звуков:

губно-губные звуки [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"];

губно-зубные звуки [ф], [ф"], [в], [в"];

По способу образования шума или способу образования преграды

1)смычка , когда с помощью артикуляторных органов воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда, образованная артикуляторными органами размыкается и воздух толчком выходит наружу. На слух такой звук воспринимается как очень короткий шум, или взрыв. Так образуются смычные , или взрывные , согласные [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"];

2) щель , когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые , или фрикативные , звуки [ф], [ф"], [в], [в"], [с],[с"], [з], [з"], [ш], [ш":], [ж], [ж":], [j], [х], [х"];

3) вибрация , когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе (в русском языке так образуется только один тип согласных звуков - дрожащие сонорные, или вибранты , [р] /[р"]).

Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух, - так образуются смычно-щелевые согласные, или аффрикаты (лат. affricata притертая), [ц] и [ч"].

Смычка органов артикуляции может сопровождаться выходом части воздушной струи через дополнительные каналы: через нос для назальных согласных (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м"], [н], [н"]) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков - согласные [л] / [л"], называемые также латеральными, или боковыми согласными ).

4. По наличию или отсутствию смягчения. Отсутствие или наличие палатализации зависит от наличия дополнительной среднеязычной артикулляции. Звуки [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [м], [н], [р], [п], [ф], [к], [т], [с], [х], [ц], [ш], - твёрдые; звуки [б"], [в"], [г"], [д"], [з"], [ж" долгий], [л"], [м"], [н"], [р"], [j], [п"], [ф"], [к"], [т"], [с"], [х"], [ч"], [ш" долгий] - мягкие согласные звуки. Большинство русских согласных звуков составляют пары по твердости/мягкости: [б] - [б"]; [в] - [в"]; [г] - [г"]; [д] - [д"]; [з] - [з"]; [л] - [л"]; [м] - [м"]; [н] - [н"]; [п] - [п"]; [р] - [р"]; [с] - [с"]; [т] - [т"]; [х] - [х"]; [ф] и [ф"]. В этих парах звуки одинаковы по всем другим артикуляторным признакам (глухости/звонкости, способу и месту образования), кроме признака твердости/мягкости.

Не все русские согласные образуют пары по твёрдости / мягкости. Звук [ц] - всегда твёрдый, звуки [j] и [ч"] - всегда мягкие, для твёрдых [ш] и [ж] мягкие корреляты всегда образуют долгие звуки ([ш":] и [ж":]).

В транскрипции мягкость согласного изображается с помощью специального знака - апострофа ([б"]). В графике твёрдый и мягкий звуки обозначаются одной буквой (звуки [б] и [б"] - буквой "б"), поэтому существуют специальные правила обозначения мягкости согласных на письме.

| следующая лекция ==>
Генетическая психология Ж.Пиаже |

Место образования согласного звука - признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.

Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п"], [б], [б"], [м], [м"]) и губно-зубными ([ф], [ф"], [в], [в"]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [ц], [л], [л"], [н], [н"]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч"], [р], [р"]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к"], [г"], [х"]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).

Рассматривая таблицу (Приложение к публикации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.

Способ образования согласного - это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.

Существует два основных способа образования преграды - либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом, различаются смычные и щелевые согласные.

При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф"], [в], [в"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [шЇ"], [ж], [жЇ"], [j], [х], [х"].

Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.

Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"].

У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч"].

Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м"], [н], [н"].

При образовании смычных боковых [л] и [л"] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории - между опущенной боковой частью языка и щеками.

В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.

Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р"].

Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.

Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходит позиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игруй с игрой - [ш:" ч"]емпионбтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрбть отыграть - о[цс]ыпбть отсыпбть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий, мяґ[г]ок мягок - мяґ[х"к"]ий мягкий, где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый, т.е. [т"] // ;

стн: мйс[т]о места - мйсный местный, т.е. [т] // ;

здн: уйз[д]а уезда - уйзный уйздный, т.е.[д] // ;

здц: уз[д]б узда - под узцыґ под уздцы, т.е. [д] // ;голлбн[д"]ец голландец - голлбнцы голландцы, т.е. [д"] // ;

рдц: сер[д"]йчко сердечко - сйрце сердце, т.е. [д"] // ;

рдч: сер[д"]йчко сердечко - сйрчишко сердчишко, т.е. [д"] // ;

лнц: су[л]нышко солнышко - сунце солнце, т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маиґ] мои, т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Безусловно, большая часть звуков русского языка - согласные. Их соотношение с гласными 37/6. Для сравнения приведем данные из книги А.А.Леонтьева «Путешествие по карте языков мира»: в армянском языке согласных 40, в саамском - 53, а в языках полинезийской семьи самый «богатый» согласными маорийский язык, который насчитывает всего 10 согласных звуков.

Таким образом, русский язык можно назвать умеренно согласным.

Разумеется, чем больше звуков какого-либо типа в языке, тем больше должно быть признаков, по которым их различают. Поэтому, если для «опознания» гласных русского языка нужно не более трех характеристик, то согласные характеризуются по пяти основным признакам:

1) уровень шума;

З) место образования преграды;

4) способ образования звука, то есть способ пр одол ния преграды воздушной

Струей;

5) твердость/мягкость.

1. По уровню шума (степени его интенсивности) выделяют шумные согласные и сонорные . Шумные - [п], [б], [с], [ж] и др. – произносятся с бо льшей

напряженностью органов речи: струя воздуха с большей силой преодолевает довольно узкую преграду, в результате чего степень интенсивности шума значительно больше, чем у сонорных. Сонорные - [р], [л], [м], [ j ] и др. – произносятся с меньшим напряжением, ширина прохода для воздушной струи при артикуляции сонорных больше, поэтому уровень шума ниже, чем при артикуляции шумных.

2. По участию/неучастию голоса выделяют согласные, произносимые голосом, и согласные, произносимые только при помощи шума. Первая группа, в свою очередь, делится на сонорные , у которых тон преобладает над шумом, и звонкие , у которых шум преобладает над голосом. Вторая группа – глухие согласные, произносимые только при помощи шума. По глухости/звонкости согласные образуют пары: [б] - [п], [д] - [т], [ж] - [ш] и т.д. Звуки, которые в школе мы называем непарными (сонорные, [х], [ц], [ч’]), в потоке речи имеют пары по глухости/звонкости. Так, в конце слова перед паузой или перед глухим шумным сонорные звонкие меняются на сонорные оглушенные; особенно выражено оглушение после глухих согласных: Kpa[j], вa[л ̭̭ ], воп[л ], рит[м], Пет[р ]. Глухой щелевой [х] перед звонкими согласными меняется на звонкий щелевой [γ] : мои[γ] детей, мо[γ] зелен,дву[γ]годичный . Кроме того, этот звук является орфоэпической нормой в некоторых словах: бу[γ]алтер, [γ]осподи, ради бо[γ]а . Глухой [ц] перед звонкими шумными меняется на звонкий [дз] : пла[дз]дарм, коне[дз] года, оте[дз] добрый . Глухой [ч’] перед звонким шумным меняется на [д ж ] : но[д ж ] белая, до[д ж ’] брата .

В общем виде эти две классификации можно представить в виде схемы:

Примечание : долгота (обозначается знаками: или ¯) или краткость согласного в русском литературном языке не является основанием классификации, поэтому в современных работах по фонетике более употребительны обозначения [ж ] и [ ш ].

3. По месту образования преграды классификация согласных строится с учетом двух факторов: активного (подвижного) и пассивного (неподвижного) органов речевого аппарата, взаимодействие которых создает необходимую для произнесения согласного звука преграду:

Таким образом, согласные различаются:

4. Способ образования согласного характеризует то, каким образом воздушная струя преодолевает препятствие на своем пути. Если препятствие образовано неполным смыканием активного и пассивного органов, то воздушная струя проходит через получившуюся щель; при этом образуется характерный шум трения воздушной струи о края щели. Так образуются щелевые согласные. Если преграда образована плотным смыканием активного и пассивного органов, то воздушная струя преодолевает препятствие способами, характерными для смычных согласных.

Щелевые (фрикативные)

1) срединные образуются посередине между сближенными в узкую щель органами: [в], [в ], [ф], [ф ], [з], [з ] [с], [с ], [ж], [ж ], [т], [т ], [х], [х ], [ j ] ;

2) боковые образуются путем прохождения воздушной струи вдоль языка, по его бокам: [л], [л ].

Смычные

1) взрывные (резкое размыкание герметичной смычки и прорыв воздушной струи) [б],[б ],[ п ],[ п ], [д],[д ],[ т ],[ т ], [г ],[г ],[к],

[ к ’ ] ;

2) аффрикаты (или слитные, смычно-щелевые) образуются следующим образом: сначала органы плотно смыкаются, но герметичная смычка не «взрывается, а плавно размыкается в щель: [ц], [ч ]. Иногда используют для обозначения этих согласных знаки [т ͡ с], [т ’͡ ш ], но [ц] не равен [т ͡ с], а [ч ] - [т ’ ͡ ш ], сравните: о целевой – от солевой ;

3) носовые (или смычно- проходные) характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески, в результате воздушная струя свободно проходит через носовую полость: [м],[м ], [н],[н ] ;

4) дрожащие (вибранты) образуются путем вибрации - множественном смыкании и размыкании кончика языка с альвеолами - бугорками над верхними зубамии: [р],[р ].

5) имплозивные составляют особую разновидность смычных согласных. Они произносятся на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед аффрикатами:

одел-о[д ’ ел, отдел-о[д ’҅ д ’]ел, коту -[к]оту, к коту - [к ҅ к]оту, отец царя - оте[ц ҅ ц]аря, печь чистая-пе[ч" ҅ ч"]истая.

В отличие от других смычных имплозивные имеют только фазу смычки, за которой не происходит взрыва или возникновения щели, а сразу следует фаза смычки следующего согласного. Имплозивные считают самостоятельными фонетическими единицами, соответствующими определенным фонемам.

5. Твердость звука или мягкость звука определяется характером дополнительной артикуляции, «добавочной» к основному способу образования согласного. Если при образовании звука есть поднятие передне-средней части языка по направлению к твердому (среднему) нёбу, то произносится мягкий (палатализованный ) звук (от лат. palatum «нёбо»)

Для произнесения твердых (веляризованных – от лат. velum palati «нёбная занавеска»)) согласных характерна добавочная артикуляция в виде поднятия задней части языка к заднему мягкому нёбу.

Различия между артикуляцией твердых и мягких согласных можно проследить, если плавно перейти от произнесения [л] к [л ’ ], например, или от [с] к [с ]. Сравните: пыль – пил; мал – мял, лук – люк .

Согласные образуют пары по твердости/мягкости. Это означает, что парные звуки различаются только характером дополнительной артикуляции: [б]-[б ’ ], [п]-[п ], [в]-[в ] и т.д.

Часто школьники и студенты говорят, что звук [ч ’ ] в русском языке всегда мягкий, а [ц] - всегда твердый. Это не так. В потоке слитной речи встречается [ч] твердый - перед [т]: лу[ч] ше, до[ч] шла . У [ц] есть мягкая пара [ц ] на месте [т ] или [ц] перед [с ]: зая[ц ] серый, не траться - тра[ц ]я, меться - ме[ц ] я.

Существуют мягкие пары, чаще всего долгие, у [ш] - [ш ’ :]: [ш]ить - [ш :; у [ж] мягкая пара [ж :] - во[ж : - не реализуется в речи многих говорящих на русском литературном языке.

Единственный звук, который в принципе не может иметь пары по твердости/мягкости, - мягкий [j]. Это объясняется тем что палатализация, добавочная для всех остальных мягких согласных (напомним, что это поднятие средней части языка к среднему, твердому нёбу), для [j] является основной артикуляцией - ведь это единственный среднеязычнo-средненёбный согласный. Без этой артикуляции [j] произнести невозможно, поэтому этот звук называют палатальным, а не палатализованным (т.е. «принёбленным»).

Таким образом, общую артикуляционную классификацию согласных звуков можно представить в виде таблицы (см. далее).

Уровень

шума

Способ образования

Место образования

Губные

переднеязычные

Средне

язычные

Заднеязычные

Губно губные

Губно-зубные

зубные

передне

нёбные

средне

нёбные

средне

нёбные

задне

нёбные

шумные

щелевые

срединные

Ф, В,

Ф’, В’

С, З

С’, З’

Ш, Ж,

Ш’, Ж’

Х’

Х, Υ

сонорные

J

боковые

Л, Л ̭

Л’, Л̭ ’

смычные

носовые

М, М’,

М̭, М̭ ’

Н, Н ̭

Н’ , Н̭ ’

дрожащие

Р, Р̭ ,

Р’, Р̭ ’

шумные

взрывные

П, Б,

П’, Б’

Т, Т’, Д, Д’

К’, Г’

К, Г

аффрикаты

Ц, Ц’,

Д⁀ З

Ч, Ч’,

Д’⁀ Ж’

имплозивные

П҅, Б ҅

П’҅ ,Б’ ҅

Т҅ , Д҅ ,

Т҅ ’, Д҅ ’

К’҅ , Г’ ҅

К҅ , Г ҅

В таблице, безусловно, приведены не все особенности согласных русского языка. Согласные могут приобретать дополнительную артикуляцию в виде огубленности (лабиализации) - вытягивании губ при произнесении даже негубных согласных. Это происходит перед огубленными гласными [о] и [у]. Такие согласные принято обозначать [ О ]. Например, [с]ад - [с о ]уд, [д]ам - [д О ]ом, [ш]ерсть - [ш о ]ок. Выделяют достаточно редкие носовые заднеязычные [ŋ] и [ŋ ’ ] , которые произносятся на месте [н] и [н ] перед [к] и[г] : пу[ŋ]ктир, ко[ŋ]гресс, пе[ŋ ] гнилой и пр.

Итак, чтобы при выполнении второго этапа фонетического анализа дать характеристику согласных звуков, необходимо указать вид каждого согласного по:

б) месту образования

в) способу образования

г) наличию дополнительной артикуляции



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!