Таблица неорганические вещества входящие в состав клетки. Биология в лицее

В состав клетки входит около 70 элементов Периодической системы элементов Менделеева, а 24 из них присутствуют во всех типах клеток. Все присутствующие в клетке элементы делятся, в зависимости от их содержания в клетке, на группы :

    • макроэлементы – H, O, N, C,. Mg, Na, Ca, Fe, K, P, Cl, S;
    • микроэлементы – В, Ni, Cu, Co, Zn, Mb и др.;
    • ультрамикроэлементы – U, Ra, Au, Pb, Hg, Se и др.
  • органогены (кислород, водород, углерод, азот),
  • макроэлементы,
  • микроэлементы.

В состав клетки входят молекулы неорганических и органических соединений.

Неорганические соединения клетки вода и неорганические ионы.
Вода – важнейшее неорганическое вещество клетки. Все биохимические реакции происходят в водных растворах. Молекула воды имеет нелинейную пространственную структуру и обладает полярностью. Между отдельными молекулами воды образуются водородные связи, определяющие физические и химические свойства воды.

Физические свойства воды

Значение для биологических процессов

Высокая теплоемкость (из-за водородных связей между молекулами) и теплопроводность (из-за небольших размеров молекул)

Транспирация
Потоотделение
Периодическое выпадение осадков

Прозрачность в видимом участке спектра

Высокопродуктивные биоценозы прудов, озер, рек (из-за возможности фотосинтеза на небольшой глубине)

Практически полная несжимаемость (из-за сил межмолекулярного сцепления)

Поддержание формы организмов: форма сочных органов растений, положение трав в пространстве, гидростатический скелет круглых червей, медуз, амниотическая жидкость поддерживает и защищает плод млекопитающих

Подвижность молекул (из-за слабости водородных связей)

Осмос: поступление воды из почвы; плазмолиз

Вязкость (водородные связи)

Смазывающие свойства: синовиальная жидкость в суставах, плевральная жидкость

Растворитель (полярность молекул)

Кровь, тканевая жидкость, лимфа, желудочный сок, слюна, у животных; клеточный сок у растений; водные организмы используют растворенный в воде кислород

Способность образовывать гидратационную оболочку вокруг макромолекул (из-за полярности молекул)

Дисперсионная среда в коллоидной системе цитоплазмы

Оптимальное для биологических систем значение сил поверхностного натяжения (из-за сил межмолекулярного сцепления)

Водные растворы – средство передвижения веществ в организме

Расширение при замерзании (из-за образования каждой молекулой максимального числа – 4 – водородных связей_

Лед легче воды, выполняет в водоемах функцию теплоизолятора

Неорганические ионы :
катионы K+, Na+, Ca2+ , Mg2+ и анионы Cl–, NO3- , PO4 2-, CO32-, НPO42-.

Разность между количеством катионов и анионов (Nа+ , К+ , Сl-) на поверхности и внутри клетки обеспечивает возникновение потенциала действия, что лежит в основе нервного и мышечного возбуждения .
Анионы фосфорной кислоты создают фосфатную буферную систему , поддерживающую рН внутриклеточной среды организма на уровне 6-9.
Угольная кислота и ее анионы создают бикарбонатную буферную систему и поддерживают рН внеклеточной среды (плазмы крови) на уровне 7-4.
Соединения азота служат источником минерального питания, синтеза белков, нуклеиновых кислот.
Атомы фосфора входят в состав нуклеиновых кислот, фосфолипидов, а также костей позвоночных, хитинового покрова членистоногих.
Ионы кальция входят в состав вещества костей; они также необходимы для осуществления мышечного сокращения, свертывания крови.

Таблица. Роль макроэлементов на клеточном и организменном уровне организации.

Таблица.

Тематические задания

Часть А

А1. Полярностью воды обусловлена ее способность
1) проводить тепло
3) растворять хлорид натрия
2) поглощать тепло
4) растворять глицерин

А2 . Больным рахитом детям необходимо давать препараты, содержащие
1) железо
2) калий
3) кальций
4) цинк

А3 . Проведение нервного импульса обеспечивается ионами:
1) калия и натрия
2) фосфора и азота
3) железа и меди
4) кислорода и хлора

А4 . Слабые связи между молекулами воды в ее жидкой фазе называются:
1) ковалентными
2) гидрофобными
3) водородными
4) гидрофильными

А5 . В состав гемоглобина входит
1) фосфор
2) железо
3) сера
4) магний

А6 . Выберите группу химических элементов, обязательно входящую в состав белков
1) Na, K, O, S
2) N, P, C, Cl
3) C, S, Fe, O
4) C, H, O, N

А7 . Пациентам с гипофункцией щитовидной железы дают препараты, содержащие
1) йод
2) железо
3) фосфор
4) натрий

Часть В

В1 . Выберите функции воды в клетке
1) энергетическая
2) ферментативная
3) транспортная
4) строительная
5) смазывающая
6) терморегуляционная

В2 . Выберите только физические свойства воды
1) способность к диссоциации
2) гидролиз солей
3) плотность
4) теплопроводность
5) электропроводность
6) донорство электронов

Часть С

С1 . Какие физические свойства воды определяют ее биологическое значение?

Все организмы на нашей планете состоят из клеток, которые схожи между собой химическим составом. В данной статье мы кратко расскажем о химическом составе клетки, его роли в жизнедеятельности всего организма, узнаем, какая наука изучает данный вопрос.

Группы элементов химического состава клетки

Наука, которая изучает составные части и строение живой клетки, называется цитологией.

Все элементы, входящие в химическую структуру организма, можно условно поделить на три группы:

  • макроэлементы;
  • микроэлементы;
  • ультрамикроэлементы.

К макроэлементам относятся водород, углерод, кислород и азот. На их долю припадает почти 98% всех составных элементов.

Микроэлементы имеются в количестве десятых и сотых долей процента. И совсем малое содержание ультрамикроэлементов - сотые и тысячные доли процента.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В переводе с греческого «макрос» – большой, а «микро» – маленький.

Учёные установили, что каких-либо особенных элементов, которые присущи только лишь живым организмам, нет. Поэтому, что живая, что неживая природа состоит из одних и тех же элементов. Этим доказывается их взаимосвязь.

Несмотря на количественное содержание химического элемента, отсутствие или уменьшение хотя бы одного из них ведёт к гибели всего организма. Ведь у каждого из них есть своё значение.

Роль химического состава клетки

Макроэлементы являются основой биополимеров, а именно белков, углеводов, нуклеиновых кислот и липидов.

Микроэлементы входят в состав жизненно важных органических веществ, участвуют в обменных процессах. Они являются составными компонентами минеральных солей, которые находятся в виде катионов и анионов, их соотношение определяет щелочную среду. Чаще всего она слабощелочная, ведь соотношение минеральных солей не изменяется.

Гемоглобин содержит железо, хлорофилл - магний, белки - серу, нуклеиновые кислоты - фосфор, обмен веществ происходит при достаточном количестве кальция.

Рис. 2. Состав клетки

Некоторые химические элементы являются компонентами неорганических веществ, например, воды. Она играет большую роль в жизнедеятельности как растительной, так и животной клетки. Вода является хорошим растворителем, из-за этого все вещества внутри организма делятся на:

  • Гидрофильные - растворяются в воде;
  • Гидрофобные - не растворяются в воде.

Благодаря наличию воды клетка становится упругой, она способствует перемещению органических веществ в цитоплазме.

Рис. 3. Вещества клетки.

Таблица “Свойства химического состава клетки”

Чтобы наглядно понять, какие химические элементы входят в состав клетки, мы внесли их в следующую таблицу:

Элементы

Значение

Макроэлементы

Кислород, углерод, водород, азот

Составной компонент оболочки у растений, в животном организме находится в составе костей и зубов, принимает активное участие в свёртываемости крови.

Содержится в нуклеиновых кислотах, ферментах, костной ткани и зубной эмали.

Микроэлементы

Является основой белков, ферментов и витаминов.

Обеспечивает передачу нервных импульсов, активирует синтез белка, процессы фотосинтеза и роста.

Один из компонентов желудочного сока, провокатор ферментов.

Принимает активное участие в обменных процессах, компонент гормона щитовидной железы.

Обеспечивает передачу импульсов в нервной системе, поддерживает постоянное давление внутри клетки, провоцирует синтез гормонов.

Составной элемент хлорофилла, костной ткани и зубов, провоцирует синтез ДНК и процессы теплоотдачи.

Составная часть гемоглобина, хрусталика, роговицы, синтезирует хлорофилл. Транспортирует кислород по организму.

Ультрамикроэлементы

Составная часть процессов кровообразования, фотосинтеза, ускоряет внутриклеточные процессы окисления.

Марганец

Активизирует фотосинтез, участвует в кровообразовании, обеспечивает высокую урожайность.

Составная часть зубной эмали.

Регулирует рост растений.

Что мы узнали?

Каждая клетка живой природы имеет свой набор химических элементов. По своему составу предметы живой и неживой природы имеют сходства, это доказывает тесную их взаимосвязь. Каждая клеточка состоит из макроэлементов, микроэлементов и ультрамикроэлементов, у каждого из которых есть своя роль. Отсутствие хотя бы одного из них ведёт к заболеванию и даже гибели всего организма.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 819.

Урок № 2.

Тема урока : Неорганические вещества клетки.

Цель урока: углубить знания о неорганических веществах клетки.

Задачи урока:

Образовательные : Рассмотреть особенности строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки, раскрыть роль воды и минеральных солей в жизни живых организмов;

Развивающие : Продолжить развитие логического мышления учащихся, продолжить формирование умений работать с различными источниками информации;

Воспитательные : Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание биологически грамотной личности; становление и развитие нравственных и мировоззренческих устоев личности; продолжить формирование экологического сознания, воспитание любви к природе;

Оборудование : мультимедийное приложение к учебнику, проектор, компьютер, карточки с заданиями, схема "Элементы. Вещества клетки". Пробирки, химический стакан, лед, спиртовка, поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло.

Основные понятия : диполь, гидрофильность, гидрофобность, катионы, анионы.

Тип урока : комбинированный

Методы обучения : репродуктивные, частично-поисковые, экспериментальные.

Обучающиеся должны:

Знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки;

Уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности.

Структура урока

1.Организационный момент

Приветствие, подготовка к работе.

В начале и в конце урока проводится психологическая разминка. Ее цель–определить эмоциональное состояние учащихся. Каждому учащемуся выдаётся табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис. 1). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

2. Проверка знаний учащихся

Тест «Химический состав клетки» (Приложение)

3. Целеполагание и мотивация

«Вода! Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждается человек, не понимая, что ты есть на самом деле. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь. Ты везде и всюду даешь ощущение блаженства, которое нельзя понять ни одним из наших органов чувств. Ты возвращаешь нам силу. Твое милосердие заставляет ожить высохшие источники нашего сердца. Ты - самое большое богатство в мире. Ты богатство, которое легко можно спугнуть, но ты даешь нам такое простое и драгоценное счастье», - этот восторженный гимн воде написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, которому пришлось испытать на себе муки жажды в раскаленной пустыне.

Этими замечательными словами мы начинаем урок, целью которого является расширить представление о воде - веществе, которое создало нашу планету.

  1. Актуализация

Каково значение воды в жизни человека?

(Ответы учащихся о значение воды в жизни человека0

  1. Изложение нового материала.

Вода - самое распространенное в живых организмах неорганическое вещество, обязательный ее компонент, среда обитания для многих организмов, главный растворитель клетки.

Строки стихотворения М.Дудника:

Говорят, что из восьмидесяти процентов воды состоит человек,

Из воды, добавлю, родных его рек,

Из воды, добавлю, дождей, что его напоили,

Из воды, добавлю, из древней воды родников,

Из которых деды и прадеды пили.

Примеры содержания воды в различных клетках организма:

В молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;

В клетках старого организма – 60%

В головном мозге – 85%;

В клетках эмали зубов – 10-15%.

При потере 20% воды у человека наступает смерть.

Рассмотрим строение молекулы воды:

Н2О – молекулярная формула,

Н–О–Н – структурная формула,

Молекула воды имеет угловое строение: представляет собой равнобедренный треугольник с углом при вершине 104,5°.

Молекулярная масса воды в парообразном состоянии равна 18 г/моль. Однако молекулярная масса жидкой воды оказывается более высокой. Это свидетельствует о том, что в жидкой воде происходит ассоциация молекул, вызванная водородными связями.

Какова же роль воды в клетке?

Из-за высокой полярности молекул вода является растворителем других полярных соединений, не имея себе равных. В воде растворяется больше веществ, чем в любой другой жидкости. Именно поэтому в водной среде клетки осуществляется множество химических реакций. Вода растворяет продукты обмена веществ и выводит их из клетки и организма в целом.

Вода обладает большой теплоемкостью, т.е. способностью поглощать теплоту. При минимальном изменении ее собственной температуры выделяется или поглощается значительное количество теплоты. Благодаря этому она предохраняет клетку от резких изменений температуры. Поскольку на испарение воды расходуется много теплоты, то, испаряя воду, организмы могут защищать себя от перегрева (например, при потоотделении).

Вода обладает высокой теплопроводностью. Такое свойство создает возможность равномерно распределять теплоту между тканями тела.

Вода является одним из основных веществ природы, без которого невозможно развитие органического мира растений, животных, человека. Там, где она есть, – есть жизнь.

Демонстрация опытов. Составление таблицы вместе с учащимися.

а) Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло.

Почему одни вещества в воде растворяются, а другие – нет?

Даётся понятие гидрофильных и гидрофобных веществ.

Гидрофильные вещества - хорошо растворимые в воде вещества.

Гидрофобные вещества - плохо растворимые в воде вещества.

Б) Опустить кусочек льда в стакан с водой.

Что вы можете сказать о плотности воды и льда?

С помощью учебника в группах нужно заполнить таблицу "Минеральные соли". По окончании работы идет обсуждение занесенных в таблицу данных.

Буферность - способность клетки поддерживать относительное постоянство слабощелочной среды.

  1. Закрепление изученного материала.

Решение биологических задач в группах.

Задача 1.

При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85-процентный раствор поваренной соли, называемый физиологическим раствором. Вычислите: а) сколько граммов воды и соли нужно взять для получения 5 кг физиологического раствора; б) сколько граммов соли вводится в организм при вливании 400 г физиологического раствора.

Задача 2.

В медицинской практике для промывания ран и полоскания горла применяется 0,5-процентный раствор перманганата калия. Какой объем насыщенного раствора (содержащего 6,4 г этой соли в 100 г воды) и чистой воды необходимо взять для приготовления 1 л 0,5-процентного раствора (ρ = 1 г/см 3 ).

Задание.

Написать синквейн тема: вода

  1. Домашнее задание: п. 2.3

Найти в литературных произведениях примеры описания свойств и качеств воды, ее биологического значения.

Схема "Элементы. Вещества клетки"

Опорный конспект к уроку


Неорганические вещества, входящие в состав клетки

Цель урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.

Задачи урока:

образовательная: показать многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности;

развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, формулировать выводы;

воспитательная: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока

I. Организационный момент.

Приветствие; – подготовка аудитории к работе; – наличие учащихся.

II. Мотивация учебной деятельности.

– Перед вами набор слов: медь, белки, железо, углеводы, жиры, витамины, магний, золото, сера, кальций, фосфор.

– На какие две группы по своему значению можно поделить эти слова? Ответ поясните. (Органические и неорганические; химические вещества и химические элементы).

– Кто из вас может назвать роль тех или иных веществ, элементов в жизнедеятельности живых организмов?

– Поставьте перед собой цель и задачи нашего урока, исходя из названия темы.

III. Изложение нового материала.

Презентация. Презентация включает сразу 3 урока по данной теме. Начинаем работу с ключевого второго слайда: по гиперссылке переходим на нужный урок.

3-й слайд: беседа по схеме “Содержание химических элементов в теле человека”.:

– В состав клетки входит около 80 различных химических элементов, которые встречаются в объектах неживой природы. О чём это может говорить? (об общности живой и неживой природы). 27 элементов выполняют определенные функции, остальные попадают в организм с пищей, водой воздухом.

– Назовите, какие химические элементы и в каком количестве содержатся в теле человека?

– Все химические соединения, которые содержатся в живых организмах, делятся на группы.

– Пользуясь таблицей, составьте схему “Основные группы химических элементов в природе” (см. таблицу “Элементы, входящие в состав клеток живых организмов”, см таблица 1 ). Кислород, водород, углерод, азот, сера и фосфор являются необходимыми компонентами молекул биологических полимеров (белки, нуклеиновые кислоты), их часто называют биоэлементами.

Схема

Слайд 5: Начни заполнять таблицу – опорный конспект в тетради (данная таблица будет дополняться на последующих уроках, см таблицу 2 ).

– Из всех химических соединений, содержащихся в живых организмах, вода составляет 75 – 85 % от массы тела.

– В связи с чем необходимо такое количество воды? Какие функции выполняет вода в живом организме?

– Вы уже знаете, что строение и функции взаимосвязаны. Рассмотрим более подробно строение молекулы воды, чтобы выяснить, почему вода обладает такими свойствами. По ходу объяснения вы заполняете опорный конспект в тетради (см. слайд 5).

Слайды 6 – 7 демонстрируют особенности строения молекулы воды, её свойства.

– Из числа неорганических соединений, входящих в состав организмов, наибольшее значение имеют соли минеральных кислот и соответствующие катионы и анионы. Хотя потребность человека и животных в минеральных веществах выражается десятками и даже тысячными долями грамма, однако отсутствие в пище какого – либо из биологически важных элементов ведёт к тяжёлым заболеваниям.

– Заполните таблицу, графу “Минеральные соли”, используя материал учебника с.104 – 107. (Слайд 8, по гиперссылке перейдём на проверку выполненной работы).

– Приведите примеры, доказывающие роль минеральных солей в жизнедеятельности живых организмов.

IV. Закрепление нового материала:

    несколько учащихся (сколько компьютеров в классе) выполняют интерактивный тест 1 “Неорганические вещества клетки”;

    остальные выполняют задания на тренировку мышления и умения делать выводы (раздаточный материал):

Между первыми двумя терминами существует определённая связь. Между четвёртым и одним из приведённых ниже понятий существует такая же связь. Найдите его:

1. Йод: щитовидная железа = фтор: ___________________

а) Поджелудочная железа б) эмаль зубов в) нуклеиновая кислота г) надпочечники

2. Железо: гемоглобин = __________: хлорофилл:

а) кобальт б) медь в) йод г) магний

3. Выполняют цифровой диктант “Молекулы”. 1. Водородные связи – самые слабые связи в молекуле (1). 2. Структура и состав – это одно и то же (0). 3. Состав всегда определяет структуру (0). 4. Состав и структура молекулы определяют её свойства (1). 5. Полярностью молекул воды объясняется её свойство медленно нагреваться и остывать (0). 6. Атом кислорода в молекуле воды несёт положительный заряд. (0)

V. Итог урока.

– Выполнили ли вы поставленные перед собой цель и задачи урока? Что нового для себя вы открыли на этом уроке?

Литература:

    Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина / авт. – сост. М.М.Гуменюк. Волгоград: Учитель, 2006.

    Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10 – 11 класс./ – М.: Аквариум, 1998.

    Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.

    CD Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни: 9 кл. гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. ООО “Физикон”, 2007.

Клетка

С точки зрения концепции живых систем по А. Ленинджеру.

    Живая клетка – это способная к саморегуляции и самовоспроизведению изотермическая система органических молекул, извлекающая энергию и ресурсы из окружающей среды.

    В клетке протекает большое количество последовательных реакций, скорость которых регулируется самой клеткой.

    Клетка поддерживает себя в стационарном динамическом состоянии, далеком от равновесия с окружающей средой.

    Клетки функционируют по принципу минимального расхода компонентов и процессов.

Т.о. клетка – элементарная живая открытая система, способная к самостоятельному существованию, воспроизведению и развитию. Она является элементарной структурно-функциональной единицей всех живых организмов.

Химический состав клеток.

Из 110 элементов периодической системы Менделеева в организме человека обнаружено 86 постоянно присутствующих. 25 из них необходимы для нормальной жизнедеятельности, причем 18 из них необходимы абсолютно, а 7 - полезны. В соответствии с процентным содержанием в клетке химические элементы делят на три группы:

    Макроэлементы Основные элементы (органогены) – водород, углерод, кислород, азот. Их концентрация: 98 – 99,9 %. Они являются универсальными компонентами органических соединений клетки.

    Микроэлементы – натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций, железо. Их концентрация 0,1%.

    Ультрамикроэлементы – бор, кремний, ванадий, марганец, кобальт, медь, цинк, молибден, селен, йод, бром, фтор. Они влияют на обмен веществ. Их отсутствие является причиной заболеваний (цинк - сахарный диабет, иод - эндемический зоб, железо - злокачественная анемия и т.д.).

Современной медицине известны факты отрицательного взаимодействия витаминов и минералов:

    Цинк снижает усвоение меди и конкурирует за усвоение с железом и кальцием; (а дефицит цинка вызывает ослабление иммунной системы, ряд патологических состояний со стороны желез внутренней секреции).

    Кальций и железо снижают усвоение марганца;

    Витамин Е плохо совмещается с железом, а витамин С – с витаминами группы В.

Положительное взаимовлияние:

    Витамин Е и селен, а также кальций и витамин К действуют синергично;

    Для усвоения кальция необходим витамин Д;

    Медь способствует усвоению и повышает эффективность использования железа в организме.

Неорганические компоненты клетки.

Вода – важнейшая составная часть клетки, универсальная дисперсионная среда живой материи. Активные клетки наземных организмов состоят на 60 – 95% из воды. В покоящихся клетках и тканях (семена, споры) воды 10 - 20%. Вода в клетке находится в двух формах – свободной и связанной с клеточными коллоидами. Свободная вода является растворителем и дисперсионной средой коллоидной системы протоплазмы. Ее 95%. Связанная вода (4 – 5 %) всей воды клетки образует непрочные водородные и гидроксильные связи с белками.

Свойства воды:

    Вода – естественный растворитель для минеральных ионов и других веществ.

    Вода – дисперсионная фаза коллоидной системы протоплазмы.

    Вода является средой для реакций метаболизма клетки, т.к. физиологические процессы происходят в исключительно водной среде. Обеспечивает реакции гидролиза, гидратации, набухания.

    Участвует во многих ферментативных реакциях клетки и образуется в процессе обмена веществ.

    Вода – источник ионов водорода при фотосинтезе у растений.

Биологическое значение воды:

    Большинство биохимических реакций идет только в водном растворе, многие вещества поступают и выводятся из клеток в растворенном виде. Это характеризует транспортную функцию воды.

    Вода обеспечивает реакции гидролиза – расщепление белков, жиров, углеводов под действием воды.

    Благодаря большой теплоте испарения происходит охлаждение организма. Например, потоотделение у человека или транспирация у растений.

    Большая теплоемкость и теплопроводность воды способствует равномерному распределению тепла в клетке.

    Благодаря силам адгезии (вода – почва) и когезии (вода – вода) вода обладает свойством капиллярности.

    Несжимаемость воды определяет напряженное состояние клеточных стенок (тургор), гидростатический скелет у круглых червей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!