Тем, кто хочет учиться балету Т. И

Как полагается всем людям, у нас есть несколько природных инстинктов. Всему, что мы делаем, нам пришлось учиться – и ходить пешком, и программировать сложные компьютерные системы. Философы, педагоги и многие другие говорили о природе обучения с первых дней своей деятельности и, возможно, даже раньше. Эти 16 цитат из разных времен, исследуют различные аспекты и связаны с обучением.

1. «Талант учиться - это дар. Способность учиться - это талант. Желание учиться – это выбор» Брайан Герберт

Каждый из нас одарен по-своему, однако, дар обучаться имею все. Очевидно, что уровень этого дара у каждого мужчины и каждой женщины отличается, но он есть всегда. Важно то, что и выделяет Брайан Герберт, что большую часть вашего дара вы должны сформировать самостоятельно, проявляя и развивая свои навыки.

2. «Быть неграмотным не так стыдно, как не желать учиться» Бенджамин Франклин


Бенджамин Франклин был одним из мудрейших людей не только в истории Америки, но и, пожалуй, в истории всего мира. Отказ от обучения, Франклин считает серьезным позором. Почему вы отказываетесь использовать ваш дар к обучению? Даже не имея таких способностей, как у самого Франклина или Эйнштейна, важно развивать и совершенствовать те, которые у вас есть.

3. «Благороднейшее удовольствие – радость понимания» Леонардо да Винчи

Отличная цитата да Винчи. Обучение способствует пониманию, а понимание чего-то приносит больше удовлетворения и радости, чем почти все остальное, и является очень благородным. Всегда стремитесь .

4. «Чем ты умнее, тем больше тебе следует учиться» Дон Херольд

Если вы считаете себя слишком умным, чтобы продолжать учиться, вы в корне не правы! Согласно мнению Херольда, мировым гениям следует узнавать еще больше нового, если они собираются использовать свой потенциал в полном объеме. Вот почему важно никогда не переставать учиться.

5. «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу» Бенджамин Франклин

Мы снова обращаемся к мыслям Бенджамина Франклина о том, как важна учеба. Хотя каждый учится по-разному, очень часто взаимодействие является самым лучшим видом обучения. Важно слушать то, что говорят учителя, но и не менее важно узнавать многие вещи самостоятельно, только так можно дойти до истины.


6. «Учеба ум не утомляет» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был великим умом и его вклад в развитие общества был не менее великим. Многие люди могут попытаться уклониться от обучения, потому что . Если вы получаете моральное истощение, то это неправильное обучение. Обучение, на самом деле, стимулирует ваш ум только в том случае, если оно проходит должным образом.

7. «Бывший учитель, у которого оказалась болезнь Альцгеймера, взял на себя задачу научить меня писать. Повторение – было лучшим способом для меня» Рамона Пирсон

Как же правильно учиться? Используя повторение, как выяснила основательница сообщества Деклара Рамона Пирсон, когда она заново училась ходить и разговаривать после трагической аварии. Повторение одного и того же – это лучший способ что-то выучить, поэтому не бойтесь его при обучении.

8. «Тот, кто учится, но не думает, потерян! Тот, кто думает, но не учится, в большой опасности» Конфуций

Конфуций был очень мудрым и его вклад в науку практически безграничен. Эта вечная цитата помогает понять, что обучение и мышление идут рука об руку и, бросив учебу, вы подвергаете себя опасности.

9. «Образование - то, что остается, когда все выученное в школе забыто» Альберт Эйнштейн

Да, вы многому научились в школе, но что из этого вы знаете по-настоящему хорошо? Сколько вы помните сегодня? То, что сохранилось в вашей памяти до сих пор – это ваше истинное образование и обучение, потому что осталось с вами на протяжении многих лет.

10. «Мудрый человек узнает больше из глупого вопроса, чем дурак - из мудрого ответа» Брюс Ли

Брюс Ли был больше, чем просто опытный мастер боевых искусств, он также был опытным учеником и учителем философии. Абсолютная правда, что задавать вопросы, какими дурацкими они бы ни были, посодействует обучению больше, чем повторение цифр и фактов без остановки, вместо того, чтобы просто подумать о том, что должно быть усвоено.


11. «Спрашивай обо всем, учись чему-то, никому не отвечай» Еврипид

Еврипид был одним из мудрейших и гуманнейших классиков времен Афин. Наравне с Сократом Еврипид утверждает, что вы должны задавать вопросы и слушать ответы, а не пытаться показать то, что уже знаете.

12. «Я всегда делаю то, что не умею делать. Так я могу научиться этому». Пабло Пикассо

Научившись чему-то, продолжайте делать это, просто бессмысленно повторяя. Продолжайте учиться, открывайте для себя новое, чтобы отыскать или изобрести новые способы делать старые дела.

13. «Я ничему не научился разговаривая, я научился, задавая вопросы» Лу Хольц

Лу Хольц подтверждает сказанное Евпиридом: мы учимся, задавая вопросы и слушая ответы. Конечно, это важно помогать другим узнавать что-то новое, отвечая на их вопросы, но еще важнее продолжать собственное обучение, задавая вопросы и внимательно слушая.

14. «Нельзя научиться, лишь слепо следуя правилам. Учиться нужно на ошибках и неудачах» Ричард Брэнсон

15. «Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно» Махатма Ганди


Было уже много раз сказано, но повторим еще раз. Никогда не прекращайте учиться. Здесь Ганди говорит о том, что вы должны обучаться так, как если бы от этого зависела ваша жизнь, потратив на это сотни лет, если бы вы собирались жить вечно.

16. «В ту минуту, когда вы поймете, что ничему не учитесь, можете считать себя мертвым» Джек Николсон

В завершение этой статьи обратимся к современному источнику: Джеку Николсону. Он абсолютно прав, говоря, что тот, кто бросил учебу считается мертвым, ведь он остается на прежнем интеллектуальном уровне.

Учитесь всегда и при любой возможности, тренируйте свой интеллект и делитесь результатами с нами в комментариях.

Правила лриема детей
в балетные;школы
и методика
обучения,
классическому танцу

Т. Vasilieva Wor

Who want
to 81

BALLET
Rules of admission
of children
to ballet-schools
and methods
of education
of classical dance.

Moscow
GUIS Publishing House
1994

ВАСИЛЬЕВАПТТ

Me
ш xoiem

БАЛЕТУ
Правила приема детей
в балетные школы
и методика
обучения
классическому танцу

Москва
Издательство "ГИТИС"
1994

Издание осуществлено при финансовой поддержке
Министерства культуры Российской Федерации
Рецензенты:
Т. Л. Ахекян, заслуженная артистка Украины, педагог методики и
композиции классического танца
И. А. Баднин, кандидат медицинских наук, балетный травматологортопед
М. Я. Жарницкая, заслуженная артистка Республики Саха
(Якутии), старший научный сотрудник Института этнологии и
антропологии АН России
Научный редактор Г. В. Иноземцева

Васильева Т. И.
Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балет-
ные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-ме-
тодическое пособие. — М.: Издательство "ГИТИС", 1994. — 160 с,
илл.
ISBN 5-7196-0278-Х

Пособие посвящено наиболее ответственным этапам в профессиональной подго-
товке артистов балета — отбору учащихся для занятий классическим танцем и прове-
дению занятий на начальном этапе обучения, в подготовительных группах детей 7—9
лет. Приводится облегченная программа в раскладке по учебным четвертям, описаны
примеры уроков. Издание иллюстрировано.

Васильева Т. И., 1994.
Оформление, издательство "ГИТИС" 1994.

ВВЕДЕНИЕ
Способности следует с детских лет раз-
вивать, а недостатки исправлять умелым
руководством.
Август Бурнонвиль

Будучи основой балетного искусства, классический танец посто-
янно развивается, обогащаясь новыми пластическими формами, тре-
бующими от артиста балета все более и более совершенного владе-
ния телом, что в свою очередь обусловливает необходимость совер-
шенствования системы воспитания будущего артиста балета.
В русской классической школе балета создана весьма эффектив-
ная методика преподавания, способствующая формированию артиста
балета. Это длительный и многоступенчатый процесс, образующий
собой некую систему, состоящую из ряда взаимодействующих ком-
понентов, в качестве которых выступают общефизическая и профес-
сиональная подготовка, музыкальное и эстетическое воспитание.
Причем каждый обладает некоторой автономностью, но успех и эф-
фективность образования и воспитания артиста балета зависит от их
правильного и умелого сочетания в педагогическом процессе. Доба-
вим, что на разных этапах образования значение и удельный вес то-
го или иного составляющего может быть неодинаковым — все зави-
сит от задач, которые решаются на данном этапе обучения.
В работе уделено внимание наиболее ответственным этапам в
профессиональной подготовке артиста балета — отбору учащихся
для занятий классическим танцем и проведению занятий на началь-
ном этапе в подготовительных группах.
Эволюция классического танца сопровождается ростом сложно-
сти техники танца. Отсюда все возрастающие требования к профес-
сиональному отбору детей, поступающих в хореографические учеб-
ные заведения. Можно с полным правом утверждать, что сейчас
именно с этого и начинается обучение классическому танцу. Уро-
вень требований различный, но во всех случаях они остаются доста-
точно высокими.
Трудности отбора заключаются в том, что будущий артист бале-
та должен обладать не только музыкальностью и артистичностью, но
отвечать и таким требованиям, как физическое здоровье, правильное
телосложение, а также иметь необходимые для балета так называе-
мые "профессиональные" физические данные. Поэтому в предлагае-
мой работе дается описание анатомо-физиологических и психологи-
ческих особенностей детей, формулируются требования, которым

ISBN 5-7196-0278-Х
5

Должны соответствовать принимаемые в школу или училище юные
танцовщики.
В целях более эффективного проведения приемных конкурсных
экзаменов детей предварительно просматривают в общеобразова-
тельных школах, в хореографических и гимнастических кружках,
группах и т. п. Конкурсный отбор, задача которого отобрать музы-
кально и артистически одаренных, физически здоровых, с требуемы-
ми для балета профессиональными данными детей, проводится обыч-
но в три тура. Одновременно оценивается также возможность исп-
равления и уменьшения некоторых недостатков телосложения посту-
пающего, что необходимо для занятий классическим танцем и фор-
мирования профессиональной осанки артиста балета.
Выработанная профессиональная осанка — качественный пока-
затель профессионализма артиста балета. В отличие от обычной
(правильной) осанки профессиональная осанка артиста балета (мы
ее назвали "балетной осанкой"1) формируется в особом режиме: ос-
новным ее условием является "выворотное" положение ног, которое
необходимо артисту балета для совершенствования техники и мас-
терства. Балетная осанка выступает не только как нечто внешнее,
не только как идеальное телосложение с эстетической точки зрения,
но и как фактор, определяющий устойчивость тела (равновесие, ап-
ломб) , как совершенно необходимое условие (предпосылка) освоения
всего комплекса сложных движений, обязательных для будущего ар-
тиста балета.
Методом формирования балетной осанки является классический
экзерсис, но исполнение его движений представляет для детей опре-
деленные трудности, поэтому большое значение придается введению
в урок классического танца вспомогательных (подготовительных,
подводящих) к классическому экзерсису упражнений.
В работе для исправления отклонений в осанке и развития фи-
зических профессиональных данных приведены примеры корригиру-
ющих и вспомогательных упражнений, а также методика правиль-
ной постановки тела в различных упражнениях и в движениях клас-
сического экзерсиса.
В работе дается материал для использования в практической ра-
боте на уроках классического танца в подготовительных группах: об-
легченные программы занятий в соответствии со схемой построения
урока и примерные образцы урока.
1

Используемое в учебной литературе по классическому танцу расчлененное по-
нятие — "постановка корпуса, ног, рук и головы" — мы объединили, введя в науч-
ный и практический (педагогический) обиход понятия: "балетная осанка", "формиро-
вание балетной осанки".

Работа иллюстрируется таблицами, рисунками, фотографиями.
Автор — педагог-хореограф, кандидат искусствоведения, заслу-
женный деятель культуры Польской республики (Т. И. Васильева —
Прим. ред.) — прошла курс классического танца под руководством
А. Я. Вагановой. Многолетний опыт педагогической деятельности, в
том числе в Московском хореографическом училище, в училищах
Риги, Киева и Алма-Аты, а также в хореографических институтах и
балетных школах за рубежом позволили обобщить и систематизиро-
вать накопленный опыт в методике преподавания классического тан-
ца и разработать дополнительные методические приемы формирова-
ния балетной осанки в младших классах хореографических училищ,
балетных школ и т. п.
Работа рассчитана на преподавателей хореографических училищ
и других учебных заведений этого профиля, а также студентов теат-
ральных институтов, специализирующихся в преподавании класси-
ческого танца.
Она может также заинтересовать родителей, дети которых учат-
ся или собираются обучаться классическому танцу.

Анатомо-физиологические и психологические особенности
детей школьного возраста и их значение в практике отбора и
обучения классическому танцу

ПРАВИЛА ПРИЕМА ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Наш многолетний опыт по отбору детей для обучения классиче-
скому танцу свидетельствует, что абсолютно идеальные кандидаты
на приемных экзаменах почти не встречаются. Будущий артист ба-
лета должен быть физически здоров (в том числе иметь хорошее
зрение, слух, нормально работающий вестибулярный аппарат, раз-
витые двигательные функции), обладать пропорциональным тело-
сложением, отвечающим требованиям классического танца, необхо-
димыми "профессиональными" данными (выворотностью ног, подъ-
емом стопы и др.). Музыкальность и артистичность — тоже важные
качества, которые следует учитывать при профессиональной ориен-
тации детей.
Причем нельзя забывать, что некоторые недостатки в телосло-
жении кандидата могут быть исправлены или скомпенсированы при
использовании соответствующих методик в младших классах, в то
время как многое скомпенсировать и тем более исправить в процессе
роста и обучения ребенка невозможно, что имеет решающее значе-
ние в отсеве просматриваемых на конкурсных экзаменах мальчиков
и девочек.
Поэтому собственно профессиональному просмотру в школе или
училище должно предшествовать знакомство с детьми в общеобразо-
вательных школах, хореографических (балетных) кружках, студиях,
гимнастических секциях и т. п. На этом, предварительном, этапе
изучаются так называемые внешние сценические данные ребенка —
пропорции и формы тела (форма торса, ног, рук, шеи и головы), вы-
разительность мимики.
Затем следует отбор детей на приемных экзаменах, которые со-
стоят из трех туров (этапов).
8

Отбор детей для обучения классическому танцу и успешное ре-
шение задач учебно-воспитательной работы возможны только при
тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологиче-
ских особенностей. Это позволяет делать меньше ошибок при при-
еме, а на занятиях проводить строгое нормирование учебной и физи-
ческой нагрузки с учетом возраста ребенка. Дифференцированный
подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе
их обучения и воспитания может дать значительный педагогический
эффект.
Как известно, для классического танца большое значение имеет
рост. Рост и развитие организма человека — сложный процесс, обус-
ловленный биологическими, природно-климатическими, социальны-
ми факторами.
Рост и развитие детей идет непрерывно, но темпы роста и раз-
вития не совпадают. С точки зрения обучения и воспитания, особен-
но в хореографии, необходимо помнить, что в некоторые возрастные
периоды преобладает рост, а в другие — развитие. Периоды ускоре-
ния роста соответствуют определенным в жизни ребенка годам и до-
статочно четко отражают генетически детерминированный биологи-
ческий ритм, который с более или менее большей долей вероятности
можно предвидеть и в ряде случаев использовать с целью совершен-
ствования процесса обучения и воспитания детей вообще и в хорео-
графии в частности.
Волнообразность темпов роста и развития определяют необходи-
мость выделения нескольких возрастных периодов.
Большинство исследователей придерживаются классификации
периодов, различающих:
1) младенческий период — до 1 года: в это время у ребенка пре-
обладает рост;
2) преддошкольный, или первое детство, — с 1 до 3 лет: преоб-
ладает развитие;
3) дошкольный или второе детство — с 3 до 7 лет: происходит
снова ускорение темпа роста, особенно на 6 — 7-м году;
4) младший школьный — с 7 до 12 лет: отмечено замедление
роста и ускорение развития;
5) средний школьный — с 12 до 15 лет: в это время наступает
половое созревание человека, рост и развитие резко ускоряются;
6) старший школьный возраст — с 15 до 18 лет.
9

Примерно такого же деления детей по возрастным группам при-
держивается А. Андронеску (1970)".
Эта классификация в своей первой части близка к возрастным
градациям, разработанным Европейским бюро Всемирной организа-
ции здравоохранения (ВОЗ, 1963), предложившим схему возрастных
периодов: новорожденный — 1—10 дней; грудной — от 10 дней до 1
года; раннее детство — 1—3 года; первое детство — 4—7 лет; второе
детство - мальчики 8—12 лет, девочки — 8—11 лет; подростковый
период
мальчики — 13—16 лет, девочки — 12—15 лет: юноше-
ский возраст — юноши — 17—21 год, девушки — 16—20 лет.
Возрастные периоды ускорения роста принято также называть
периодами вытягивания: до 1 года, с 3 до 7 лет, с 11—12 лет до 15
лет; а периоды некоторого замедления роста — периодами округле-
ния: с 1 до 3 лет и с 7 до 10—11 лет (С. Гальперин, 1974).
Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково,
затем у девочек с 11—12 лет (более раннее наступление полового со-
зревания), а у мальчиков с 13—14 лет темп роста ускоряется и к
14—15 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков. Однако с 15
лет мальчики растут быстрее и отсюда некоторое преобладание роста
у мужчин. Постепенно темп роста замедляется и в основном закан-
чивается к 16—17 годам у девушек и к 18—19 годам у юношей.
Школьный возраст подразделяется на младший (от 7 до 11 лет),
средний (от 12 до 14 лет) и старший (от 15 до 18 лет).
Для каждого из этих периодов характерны свои морфологиче-
ские (анатомические), физиологические и психологические особен-
ности.
Так как предметом нашего исследования является обучение хо-
реографии детей в возрасте с 6—9 до 10—12 лет, подробнее остано-
вимся на этом возрасте.
В 8—9 лет у девочек наступает препубертатный период. У маль-
чиков он наступает в 10—12—13 лет. Костная система в младшем
школьном возрасте еще окончательно не сформирована. Не заверше-
но окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей.
Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном поло-
жении тела возможны его искривления. Поэтому необходимо сле-
дить за правильной осанкой и походкой.
В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психиче-
ского развития, но очень возбудимы. Характерно богатство вообра-
жения, сильно выражены эмоциональность и непосредственность ре-
акций. Внимание относительно длительно и устойчиво, но именно в
1

Силу этой относительной устойчивости дети на занятиях быстро те-
ряют темп и ритм, что педагогу следует постоянно иметь в виду.
Память ребенка в этом возрасте развита достаточно хорошо,
особенно легко и прочно он запоминает то, что его заинтересовало
или поразило, поскольку дети обладают главным образом нагляднообразным характером запоминания, поэтому в этом возрасте очень
важен наглядный метод обучения; в хореографии обязателен личный
показ движений педагогом. С другой стороны, особенности восприя-
тия и запоминания детей этого возраста предоставляют ему возмож-
ности для их художественного, эстетического развития — ведь имен-
но в эти годы дети особенно интересуются рисованием, лепкой, му-
зыкой, танцами.
Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже об-
ладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой оп-
ределенные цели.
При правильной физической и умственной нагрузке ребенок мо-
жет без перенапряжения и особого утомления заниматься в школе в
течение 3—5 часов.
Следующую группу составляют дети в возрасте от 12 до 14 лет.
Это средний школьный возраст. Он является пубертатным периодом,
периодом полового созревания детей. В это время в их организме
происходят резкие эндокринные сдвиги, меняется функциональное
состояние всех органов. Начало полового созревания у девочек отно-
сится к 10—12 годам, у мальчиков — к 12—13 годам. У детей этого
возраста меняются пропорции тела. У девочек после интенсивного
роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза
и ширины грудной клетки. У мальчиков происходит максимальное
увеличение поперечника таза, окончательное вытягивание тулови-
ща, увеличение объема грудной клетки. Кости утолщаются. Оконча-
тельно устанавливаются изгибы позвоночника. Нарастает мышечная
масса, увеличивается сила и выносливость мышц. У девочек рост и
вес в среднем больше, чем у мальчиков.
Сердце в объеме значительно увеличивается, становится более
сильным, работает более мощно. С другой стороны, диаметр крове-
носных сосудов отстает в развитии, что нередко приводит к времен-
ным расстройствам кровообращения. Могут быть головокружения,
сердцебиения, общая слабость и быстрая утомляемость.
В связи с эндокринными сдвигами отмечается неустойчивость
нервных процессов. Нервная система легко переходит либо в состо-
яние торможения, либо в состояние сильного возбуждения. Наблю-
дается быстрая смена настроений, эмоциональная неуравновешен-
ность.
11

У детей этого возраста начинает формироваться сознательное
отношение к окружающему и интересы становятся глубже и устой-
чивее, выявляются художественные, литературные, математические
и другие способности.
И, наконец, последняя возрастная группа школьного возраста —
это дети от 15 до 18 лет (старший подростковый возраст, или ранняя
юность). В 14—16 лет завершается половое созревание девочек, у
мальчиков этот период относится к 16—18 годам. Характерно сни-
жение темпов роста и прибавки веса у девочек в начале этого перио-
да, у мальчиков — в его конце. Показатели физического развития
мальчиков становятся выше показателей девочек. К 17—18 годам
завершается окостенение и рост скелета. Происходит нарастание
массы мышц и их силы. Наступает двигательная зрелость.
Сердечно-сосудистая система оказывается более выносливой и
устойчивой к нагрузкам. В связи с тем что нервная регуляция стано-
вится более совершенной, нервные процессы отличаются большой
подвижностью. Происходят и

Мне есть что добавить, но не считала нужным встревать - моё мнение не слишком отличается от многих. Да и мой опыт не уникален. Но таки ваша история заставила меня пересмотреть это решение.

Школьная программа рассчитана на подростков и там всё упрощено, говорите? Это верно. Только вот преподают там обычно преподаватели, которым нет интереса учить детей. За такие деньги и с такими головняками, какой нормальный пойдёт работать туда?

Первая проблема, с которой я столкнулась - предвзятое мнение. Нас в начальной школе было 3 класса. В 4-м классе нас осталось только 2 класса. Наш класс разделили и распихали по двум другим. Из детей, обучавшихся по опережающей программе, наш бывший класс превратился в часть обычного класса, мусолившего нами уже пройденное. Но ведь мы с учителем были не с первого класса! Значит, надо любимчиков из своего по оценкам вытягивать, а этих «подкидышей» мы будем валить. При переходе в среднюю школу учитель не забыла похвалить «своих детишек» и принизить «подкидышей».

Вторая проблема - «отличники» и ЧСВ преподавателей. Раз уж при такой зарплате остаётся только «держаться», то многие начинают самоутверждаться за счет школьников. Кто получает лучшие отметки? Правильно, активисты и «воспитанные» дети. Мило улыбаешься, заглядываешь в рот преподу, участвуешь во всех мероприятиях, лижешь заднее место при любом удобном случае - ты медалист. Я всегда обладала сложным характером и была бойкой. Ненавидела подлиз, ненавидела ложь, зато была требовательна к себе и окружающим, что и раздражало этих «благородных дам».

Проблема третья - некомпетентность преподавателей.

Когда мне стали ставить двойки по «лёгкой» алгебре из-за решения задач другим способом, который просто не знала преподаватель - я потеряла интерес к любимой науке. Кстати, толковый препод из колледжа, в который я сбежала после 9-го класса, объяснил нам за год и алгебру, и геометрию. При этом объяснил нам всё так, что мы решали задания не медленнее нарешивающих нон-стопом ЕГЭ одиннадцатиклассников. Так мы ещё и понимали, что делаем, и всё происходило без пресса «вы все тупые, вы ничего не сдадите» о котором я слышала от почти всех выпускников школы.

Когда на «интересной» физике я слышала: «Я преподаю для мальчиков, тебе объяснять ничего не буду, на свою тройку напишешь», - это убило веру в себя. Спасибо техническому складу ума, который мне помог частично наверстать пробелы.

Когда я на интересной химии обратилась за консультацией к заглядывающим в рот преподу «отличницам», они не могли даже отступиться на шаг в сторону от загруженного шаблона и объяснить мне тонкости темы. Наверстывала я уже в колледже, где за год смогли объяснить всю школьную программу и до кучи позаниматься с нами практикой, которой у нас в школе даже не было.

Когда на информатике я учила весь класс пользоваться мышкой и каждому объясняла «что нажать, чтоб поставить такой-то символ», а препод тупо сидела и слушала музыку или вообще уходила с урока - это привело меня к мысли, что школа не даст мне новых знаний из-за отсутствия в ней более компетентного преподавателя по данному предмету, чем я сама.

Когда по географии настолько всё тупо и неинтересно объясняли, что я до 23-х лет думала, что у меня топографический кретинизм - мне пришлось самой во взрослом возрасте решать проблему и «заново учиться» уже не по той программе, а на ошибках. Кроме того, в школьной географии нет информации о том, «как живут в других странах». Тупые перерисовки карт и заучивание городов. Никакой фантазии.

Языки - просто не повезло с тем, что у нас за период со 2 по 9 класс сменилось около 12 преподавателей иностранного. Даже не успевали привыкнуть к новому и перестроиться под его стиль преподавания. Все ещё мечтаю наверстать, но мой уровень чуть лучше ученика начальной школы.

Русский и литература… Первый препод был специфичный. Никогда не забуду, как она моим учебником била моего соседа по парте, пока я у доски заикаясь рассказывала «Бородино». Второй препод просто уже «исправлял ошибки прошлого», за что ей спасибо. С русским у меня, кстати, не было проблем до подготовки к ЕГЭ. Настолько намылился глаз «находить ошибки, исправлять ошибки, охарактеризовать ошибки», что я сама начала их допускать. Спасибо школьной программе!

Но к литературе я вернусь отдельно. Я не читала ни одной книги из списка классической литературы в школьные годы. Я откровенно забила на учёбу (с таким-то отношением). Да и неинтересно было слушать про занавески или цвет платья Наташи Ростовой. К книгам я испытывала стойкое отвращение долгие годы. Спасибо преподавателю из колледжа, которая просто смотрела с нами фильмы по произведениям и много не требовала. Именно благодаря её отношению и тому интересу, с которым она рассказывала о своих чувствах от прочтения этих книг, меня заинтересовала классическая литература. Сейчас я плавно знакомлюсь с ней. Она не по моему вкусу (люблю фантастику и фэнтези), но стало интересно наверстать и попробовать построить своё впечатление без давления утверждённой программы.

Программа действительно лёгкая. Но, благодаря школе, я не смогла с ней ознакомиться в полном объёме, была постоянно в стрессе и сбежала при первой возможности получать образование в другом месте. Сейчас я сама навёрстываю упущенное, т. к. это нужно для работы и учебы в будущем - «фундамент заложить». И мне обидно лишь за впустую потерянные годы, и печалит необходимость решать эти проблемы уже помимо работы и с другими возможностями мозга, тратя на это больше усилий и денег.

Задолбали меня такие педагоги, «отличники» и люди их защищающие.

Начать свой путь к карьере программиста стоит с ответа на вопрос, нужно ли вам программирование вообще? Этот вопрос не относится к тем, кто учится или учился по специальности, близкой к программированию. Если вам в школе математика давалась лучше, чем гуманитарные науки, если вам нравится проводить много времени за компьютером, если вам хочется изучать что-то новое, тогда программирование вам подойдёт.

С чего начать

Есть несколько вариантов развития событий, в результате которых человек становится программистом. Первый - родители-программисты, которые всему научили своих детей. Таким детям даже не нужно идти в университет. Второй вариант - модная профессия программиста. После школы нужно было выбрать, куда пойти учиться, и выбрали модное направление IT, вроде бы понравилось. И последний вариант - хобби, которое переросло в работу.

Если с вами ничего из вышеперечисленного не произошло, значит, у вас есть выбор из четырёх вариантов:

  • Самообразование . Этот вариант можно использовать как самостоятельно, так и в паре с другими методами. В интернете полно , и приложений , которые помогают изучать различные языки программирования и технологии. Но это самый тяжёлый путь для начинающих.
  • Университет . Если вы оканчиваете школу и хотите быть программистом, тогда идите в университет. Если не за знаниями, тогда за корочкой. Она может послужить бонусом при устройстве на работу. Хотя и какие-то знания вы тоже получите. Но не забывайте заниматься и самообучением. К выбору вуза стоит подойти очень ответственно. Внимательно изучите программы обучения и выбирайте лучшие технические вузы.
  • Ментор . Будет очень неплохо, если вы найдёте человека, который согласится помочь вам и направит вас в правильную сторону. Он подскажет подходящие книги и ресурсы, проверит ваш код, даст полезные советы. Кстати, мы уже писали о , где вы сможете найти ментора. Наставника можно искать среди знакомых программистов, на IT-тусовках и конференциях, на онлайн-форумах и так далее.
  • Специализированные практические курсы . Попробуйте поискать в своём городе курсы, где вас обучат какому-нибудь языку программирования или технологии. Я был приятно удивлён количеством таких курсов в Киеве, в том числе бесплатных и с последующим трудоустройством.

Какой язык, технологию и направление выбрать

Когда вы станете программистом, через годик-другой будете вольны выбирать любой язык, который вам нравится. Но при выборе первого языка программирования новичок должен учитывать следующие критерии:

  • Наличие на рынке вакансий . Конечная цель этого пути - найти работу программистом. А это будет трудно сделать, если на рынке вакансий никто не будет искать разработчиков на вашем языке программирования. Проверьте сайты с вакансиями, посмотрите, кого больше ищут, выпишите десяток языков. И переходите к следующему критерию.
  • Низкий уровень вхождения . Если вам придётся потратить длительное время на изучение языка, это может отбить у вас охоту к программированию вообще. Почитайте о тех языках, которые вы выбрали выше. Просмотрите литературу, которую нужно будет прочитать, чтобы изучить эти языки. И выберите те, о которых пишут, что они лёгкие, или которые вам показались лёгкими. Такими языками могут оказаться PHP, Ruby, Python.
  • Кайф от процесса . Если вам не нравится писать код на выбранном языке, вы не будете получать удовольствия от этого процесса, от работы и от жизни. А оно вам надо? Делайте правильный выбор.

Также вам придётся определиться с направлением программирования. Мобильное, десктопное, игры, веб, низкоуровневое программирование и так далее. Самые популярные и относительно лёгкие отрасли - разработка под веб, мобильные и десктопные клиенты. Под каждое направление может подходить один язык и совсем не подходить другой. То есть при выборе языка программирования также стоит отталкиваться и от этого фактора.

В любом случае изучите веб-технологии. Это язык разметки , стили и , который позволит сделать вашу страницу динамической. На следующем этапе изучите серверный язык (Python, PHP, Ruby и другие) и подходящие для него веб-фреймворки. Изучите базы данных: практически в каждой вакансии программиста это упоминается.

Как получить начальный опыт

Без опыта вы не получите работу. Без работы вы не получите опыт. Замкнутый круг реальной жизни. Но ничего страшного, мы из него выберемся.

Во-первых, не стоит ждать, пока вы прочитаете все книги по выбранному языку программирования. Начинайте писать свои первые строки кода уже после второй главы книги. Выполняйте все задания из книг, перепечатывайте примеры, разбирайтесь в них. Усложняйте примеры и задания из книг своими идеями. Создавайте свои задачи к пройденному материалу. Решайте эти задачи.

Во-вторых, вам нужно найти свои первые проекты. Это, наверное, самый сложный вариант, но рабочий. Вам придётся самому искать заказы, выполнять их, заморачиваться с оплатой. Для новичка это архисложно, но зато затем все остальные варианты покажутся плёвым делом. Выполненные проекты можно будет записать в опыт и показать вашему будущему работодателю. Реальные проекты являются большим плюсом в вашем резюме.

Если вы знаете английский язык, регистрируйтесь лучше на англоязычных биржах. Рынок там больше. Если не знаете английского, учите его. А пока что вам доступны русскоязычные биржи фриланса. Ищите небольшие проекты, которые соответствуют вашему уровню знаний или чуть выше него. Подайте заявку на пару десятков таких заданий. И приготовьтесь получить море отказов. Но если одна-две заявки выстрелят, у вас будет шанс получить реальный опыт.

Ещё одним неплохим вариантом для получения реального опыта является open source. Таким проектам всегда нужны новые люди, пусть даже и новички. Вы можете поискать в проекте баги или посмотреть в баг-трекере и предложить методы их решения. Найти такие проекты легко на GitHub или . Не стесняйтесь задавать там вопросы.

Четвёртый вариант получения опыта - помощь знакомым программистам. Попросите их передать вам маленькие и несложные задания. Если что-то не будет получаться, у вас всегда будет к кому обратиться. И при этом вы будете участвовать в реальном проекте.

Последний способ - собственные проекты, различные хакатоны или работа в коворкинге. Свои проекты сложно начинать самому, лучше поискать знакомых или друзей.

Почему стоит выбрать Python

Давайте немного подробнее поговорим о выборе первого языка программирования. Первый язык должен быть простым и популярным на рынке. Таким языком является Python . Я очень советую выбрать именно его в качестве первого языка программирования.

Код программы на Python читабелен. Вам даже не нужно быть программистом, чтобы в общих чертах понять, что происходит в программе. Из-за несложного синтаксиса Python вам понадобится меньше времени для написания программы, чем, например, на Java. Огромная база библиотек, которая сэкономит вам кучу сил, нервов и времени. Python является высокоуровневым языком. А значит, вам не нужно особо думать о ячейках памяти и о том, что там разместить. Python - язык широкого назначения. И он такой простой, что даже дети могут его выучить.

Справедливости ради стоит упомянуть и о других языках программирования. Java может стать неплохим выбором для новичка. Этот язык популярнее, чем Python, но и немного сложнее. Зато инструменты для разработки гораздо лучше проработаны. Стоит только сравнить Eclipse и IDLE. После Java вам будет проще перейти к работе с низкоуровневыми языками программирования.

PHP - ещё один очень популярный язык. И, мне кажется, он даже проще, чем Python. Очень легко найти себе ментора или решение какой-нибудь проблемы на форуме. Всё потому, что в мире существует огромное количество PHP-программистов разного уровня. В PHP нет нормального импорта, есть множество вариантов решения одной и той же задачи. А это усложняет обучение. И PHP заточен исключительно под веб.

Языки C и C# очень сложны для новичка. Ruby - хороший выбор в качестве второго языка, но не первого. JavaScript - очень простой язык, но ничему хорошему он вас не научит. А задача первого языка программирования всё-таки научить вас чему-то правильному, задать какую-то логику.

Важен ли английский язык

Важен! Не знаете? Учите. Знаете? Совершенствуйте. Учитесь читать, писать, слушать и говорить на английском. Делайте упор на техническую литературу. Слушайте англоязычные подкасты. Читайте англоязычные учебники по программированию.

Что нужно знать, кроме языка программирования

Конечно же, кроме языка программирования и английского, нужно знать что-то ещё. А вот что - зависит от направления, которое вы выберете. Веб-программист обязан знать HTML, CSS, JavaScript. Десктоп-программист учит API операционной системы и различные фреймворки. Разработчик мобильных приложений учит фреймворки Android, iOS или Windows Phone.

Всем нужно выучить алгоритмы. Попробуйте пройти курс на Coursera или найти подходящую для себя книгу по алгоритмам. Кроме этого, нужно знать одну из баз данных, паттерны программирования, структуры данных. Стоит также познакомиться с репозиториями кода. Хотя бы с одним. Обязательно знание систем версионного контроля. Выбирайте Git, он самый популярный. Вам нужно знать инструменты, с которыми вы работаете, операционную систему и среду разработки. И главный навык программиста - уметь гуглить. Без этого вы не проживёте.

Последние шаги

Вам нужно подготовить резюме. Не просто резюме, а . Не стоит писать там , но и умалчивать о своих умениях тоже не нужно. После того как вас пригласят на интервью, вы должны к нему подготовиться. Пройдитесь по материалу, который указан в вашем резюме. Вы должны быть уверены в своих знаниях. Просмотрите проекты, над которыми вы работали, вспомните технологии, которые вы применяли. И вперёд - к светлому будущему с новой профессией программиста.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!