Темы в русской литературе 19 века. Проблематика произведений русской литературы XIX века

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Цель:
дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать главные черты реализма в указанный период, дать представление о ключевых литературных спорах в русской литературной критике;

развивающая: развивать познавательную деятельность студентов, умение составлять тезисы;

воспитательная: воспитывать интерес к литературе.

Тип занятия: практическое занятие

ХОД ЗАНЯТИЯ

І. Актуализация опорных знаний

– Какие политические события повлияли на культуру России во ІІ половине
XIX века?
– Назовите основные черты реализма ІІ половины XIX века.
– Каковы художественные достижения в литературе этого периода времени?
– Почему русскую классику называют пророческой и проповеднической?

ІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во ІІ половины XIX века расцвел талант писателей, которых весь мир теперь признает классиками: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева в России, Г.Флобера и Ги де Мопассана во Франции, О.Уайльда в Англии и многих других. Эти писатели создали совершенные по форме и глубочайшие по содержанию произведения. В каких общественных, политических и культурных условиях происходило становление и развитие их творчества?

ІІІ. ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

– Вспомните из уроков истории, какие важные события произошли во Франции, Германии, России в конце 40-х начале 60-х гг. XIX века?

1. Лекция преподавателя

Наряду с общественно-политическими событиями на литературу воздействовала и философская мысль. Представители философии позитивизма
считали, что литература не должна заниматься поиском ответов на вечные вопросы. Литература должна лишь описывать явления.
Во ІІ половины XIX века зародилось множество литературных течений: символизм, импрессионизм, натурализм и т. д. В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод реализм, как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Его основа принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.
Русский реализм второй половины ХIХ века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
Итак, ведущим методом стал реализм. Реализм утверждается в 30–40-е гг. XIX в., сменяя романтизм в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. реализм в литературе и изобразительном искусстве это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. русское изобразительное искусство второй половины XIX в. стало подлинно великим, проникнутым пафосом освободительной борьбы народа, откликаясь на запросы жизни и активно вторгаясь в жизнь.
Во второй половине XIX в. критический реализм становится основным господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены ещё А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, пороков нового буржуазного общества было основным направлением прогрессивной литературы в России такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский,
И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов изобразили целые пласты жизни россиян с их радостями и печалями, светлыми и тёмными сторонами жизни. Показателем развития просвещения в России было увеличение количества изданных книг, журналов и газет. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно «Современник», «Отечественные записки». Искусство критического реализма основного художественного направления того времени было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к изображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. п.). Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные вопросы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.
Целую эпоху в истории России отразил Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; роман-эпопея «Война и мир»). Ф. М
·. Достоевский поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему «маленького человека», социальных контрастов самодержавной России (романы «Униженные и оскорблённые»,
«Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.). Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил идейные искания русской интеллигенции 50–70-х гг. (романы «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»). Развитие драматургии связано с творчеством А. Н. Островского и А. П. Чехова. М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.
На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики.
Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Ф. М. Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким психологизмом, отражением ми- молётных настроений человеческой души.

2. Особенности реализма ІІ половины XIX века:

Масштабность проблематики, стремление постичь характер и угадать будущее направление исторического развития;
расширение сферы художественного мира: в него все шире включаются все новые слои общества и стороны быта;
тонкий анализ неуловимых движений внутреннего мира человека;
воплощение положительного начала в виде униженной красоты, растоптанной добродетели;
эстетизация безобразного, болезненного;
создание более жизнеподобных образов.

Во ІІ половины XIX века особую нишу занимает литературная критика, представленная именами таких деятелей культуры, как А.В.Дружинин,
Григорьев, Н.А.Добролюбов. Д.И.Писарев.
Выдающиеся художественные достижения и нравственная глубина русской литературы дали повод критикам говорить о ее пророческом и проповедническом характере. Критика в России развивалась «...про полной дремоте общественных сил и общественной инициативы». Благодаря критике литература стала «фокусом», центральным местом проявления «русского духа». Русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово, нравственная проповедь. Философ Н.Бердяев утверждал, что русской реалистической литературе XIX века свойственны пророческий
характер, мучения о судьбе народа, искания правды и спасения.

3. Работа с учебником
Самостоятельно изучить материал на стр. 12- 14 (учебник «Литература» под ред. Ю.В.Лебедева)

4. «Мозговой штурм» (в парах)

Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах романтиков и реалистов на жизнь, человека, роль искусства? Обсудите с товарищами свою точку зрения.

5. Заключительное слово учителя

Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие художников, композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству, поражает исключительной многогранностью. Их произведения учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве; любить родину, осмыслять и ценить её историю; помогают формировать гармоничную личность. Вторая половина XIX в. время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно в архитектуре. В живописи «русская тема» отразилась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах репина и Сурикова, в пейзажах «просёлочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почётное место в семье европейских культур. таким образом, эстетическое наследие второй половины XIX в. и поныне сохраняет свою актуальность и значительность.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только
пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений ХХ века. Нам всем есть над чем задуматься.

6. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Проблемный вопрос:
Ньютону принадлежит знаменитая фраза: «Я видел дальше других потому, что стоял на плечах титанов». Как вы считаете, можно ли утверждать, что открытия в познании мира, природы, человека, сделанные романтиками, были в какой-то мере подготовлены просветителями, а реалисты не смогли бы создать свою художественную систему без учёта творческих исканий своих предшественников романтиков?
Искусство XIX в. обозначило многие проблемы, которые пыталось разрешить человечество в XX в. Пригодятся ли художественные искания и открытия индустриального века людям третьего тысячелетия?

Домашнее задание

Подготовить развернутый ответ на вопрос: как развивалась литературная и журнальная критика 60-х годов ХIХ века.

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515

  • Введение.
  • Русская литература XIX века
  • в контексте мировой культуры.
  • Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
  • До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их.
  • М Горький
Как вы понимаете слова М.Горького?
  • Как вы понимаете слова М.Горького?
  • О каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький?
  • Задание.
  • Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в 18 и начале 19 века.
  • 17.05.17
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
  • Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
  • 17.05.17
Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе.
  • Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе.
  • Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция.
  • Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось
  • недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.
  • 17.05.17
Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического, а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать.
  • Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического, а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать.
  • 17.05.17
  • Декабристы на Сенатской площади.
Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература-единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,-писал Герцен.
  • Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература-единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,-писал Герцен.
  • 17.05.17
  • 17.05.17
  • Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом.
  • Они откликались на общественные события Западной Европы, усваивали передовые достижения искусства и литературы. Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что течения, развивавшиеся в
  • литературе и искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом.
  • Э. Мане. Портрет Эмиля Золя
  • 17.05.17
  • Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия.
  • Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры- выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.
В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.
  • В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.
  • 17.05.17
В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий - духовенства и дворян. Если в XVIII - первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то
  • В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий - духовенства и дворян. Если в XVIII - первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то
  • во второй половине XIX в. - разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической
  • буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.
  • 17.05.17
  • Разночинец
Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».
  • Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».
  • 17.05.17
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы.
  • «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы.
  • 17.05.17
  • В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.
  • 17.05.17
  • Конец дворянского периода освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.
  • Писатели - сотрудники журнала "Современник".
  • 17.05.17
  • В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.
  • Н.А.Некрасов - редактор журнала "Современник".
  • Литературный журнал «Современник»
Основные события 19 века Основные темы русской литературы XIX века
  • 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
  • 1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»
  • И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»
  • 1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»
  • Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»
Социально-политическая борьба во второй половине 19 века
  • Революционеры - демократы
  • Западники
  • Народники
  • Славянофилы
  • Выступали против:
  • самодержавия;
  • религии;
  • крепостничества
  • Защищали:
  • самодержавие;
  • православие;
  • крепостничество
  • Стремились:
  • к освобождению крестьян;
  • к введению республики
  • Отстаивали:
  • - верность принципам самодержавия, но не принимали николаевскую деспотию
Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить?
  • Революционеры - демократы
  • Западники
  • Славянофилы
  • Революционеры - демократы
  • Западники
  • Славянофилы
  • Спасение России только в революции
  • России необходимы реформы сверху, без революции
В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений:
  • Критический реализм
  • «натуральная школа»
  • «чистое искусство»
  • Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья»
  • Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»
Основные проблемы в литературе 19 века
  • добро и зло;
  • вина и наказание;
  • мир и война;
  • энергия человека и его бездействие;
  • мудрость и легкомыслие;
  • любовь и отчуждение;
  • деспотизм и рабство;
  • труд и праздность;
  • тело и душа;
  • вера и скепсис.
  • Основные направления в литературе 1-й половины XIX века
  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • предромантизм
  • жанр повести
  • (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский);
  • исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь).
  • Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
  • Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век - это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину .

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов . Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.

Интересно , что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя . Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.


А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма).

В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества - характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I . Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Русская литература XX века: общая характеристика

Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" — воскликнул Ницше ). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы , ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева , употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

(с презентацией)

1.Введение. Понятие литературного процесса + презентация
2. Русская литература в контексте отечественной истории. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
3. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века .

Русский романтизм

  1. РОМАНТИЗМ В РОССИИ
  2. ТВОРЧЕСТВО ЖУКОВСКОГО
  3. ТВОРЧЕСТВО БАТЮШКОВА

Уроки по творчеству А.Пушкина в 10 кл. (повторение и обобщение)

  1. ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.С.ПУШКИНА. (2 урока)
  2. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Основные мотивы творчества.
  3. Основные мотивы поэзии А.С.Пушкина. Продолжение.
  4. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА (завершение)
  5. Идея государственности и судьба отдельного человека в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
  6. ИСТОРИЯ И НАРОД В ДРАМЕ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ» (2 урока)
  7. Проблема народа и власти в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
  8. МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА: Анализ произведения. (2 урока)
  9. СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ РОМАНА (2 урока)
  10. СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (продолжение)
  11. Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Роль лирических отступлений

Уроки по творчеству М.Лермонтова в 10 кл. (повторение и обобщение)

Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова. Тема родины в лирике поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. (2 урока). Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

Уроки по творчеству Н.Гоголя в 10 классе "Невский проспект" (с ИКТ) http://dfiles.ru/files/tosakcw04

Приметы времени в повестях Н.В. Гоголя
Гоголевский Петербург.ppt Петербург в НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
Гоголь Невский проспект.

Уроки по творчеству Гончарова http://dfiles.ru/files/d6lsilmpb

Биография и творчество Гончарова + 2 презентации
Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Художественное своеобразие романа «Обломов»
Обломов и Штольц
Характер Обломова
Сон Обломова
Добролюбов об Обломове

Уроки по творчеству А.Островского http://dfiles.ru/files/vzg8h36vu

Биография Островского (Презентация)
Биография и творчество Островского. Введение в ГРОЗУ.doc + презентация «Биография ОСТРОВСКОГО» +ОК. Итоги творчества Островского.doc
Семейный и социальный конфликт в драме А.Н. Островского «Гроза»
Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Столкновение Катерины с «темным царством».
Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния.
Обзор критической статьи Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»(
Смысл названия пьесы ГРОЗА+ презентация-схема
«Бесприданница». Психологическое расследование мотива торговли (презентация с диска)
Быт и нравы русской провинции в драме А.Н.Островского «Бесприданница»

Урок по пьесе А. Островского "Гроза" с ИКТ (интерактивная таблица - презентация) http://dfiles.ru/files/9s19olshj

Уроки по творчеству И.Тургенева. Роман "Отцы и дети"

Жизнь Тургенева (презентация с диска)
Рассказ о Тургеневе (презентация с диска)
Базаров в системе действующих лиц.
Базаров и нигилисты.
Базаров через речь.
Базаров и Одинцова.
Конфликт отцов и детей.
Образ Базарова.
Мероприятие с элементами игры по творчеству Тургенева
Базаров и родители

Викторина по роману "Отцы и дети"

Проектный урок по роману "Преступление и наказание" Ф.Достоевского "Всегда ли 1 меньше 100?" (с ИКТ)

Начало XIX века в жизни России ознаменовалось событиями, имевшими первостепенное значение для дальнейшей истории нашей родины. В 1812 году началась Отечественная война. вступил в Россию как завоеватель, как захватчик. Война против него была для России в полном смысле борьбой за жизнь. Это была народная война. Чувство горячей любви к родине охватило широчайшие массы.

«Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костёр, или в крепость», – писали впоследствии французы.

Наполеон был разбит. Он строил свои военные планы на подсчёте количества своих войск и войск царя Александра, а на войну с ним поднялся весь русский народ. Именно русский народ и нанёс сокрушительный удар прославленному полководцу.

Отечественная война пробудила народные силы, вызвала подъём народного самосознания, патриотического духа.

«Двенадцатый год был великою эпохою в жизни России, – писал . – Напряжённая борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила её увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле… не подозревала».

Крестьяне и солдаты после изгнания неприятеля из России ожидали отмены крепостного права. Декабрист А. Бестужев в письме к Николаю I так говорит о настроении солдат в Отечественную войну 1812 года: «Её война длилась, когда ратники, возвратясь в дом, впервые разнесли ропот в классе народа: «Мы проливали кровь, – говорили они, – а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа».

Крепостники и правительство были напуганы такими настроениями крестьян. Правительственная реакция (преследование всего сколько-нибудь передового) усилилась. Её возглавлял военный министр Аракчеев, невежественный и жестокий крепостник.

Реакционной была и внешняя политика Александра I. Вскоре после победы над Наполеоном был создан «Священный союз» во главе с русским и австрийским императорами для борьбы с революционным движением. Александр с увлечением отдаётся деятельности в «Священном союзе», выступая в роли гасителя свободолюбивых движений в Европе.

Эта реакционная политика Александра I и его правительства вызывает решительное противодействие как со стороны угнетаемого крестьянства, так и в среде передового дворянства.

Крестьянство отвечает на усилившуюся после 1812 года помещичью эксплуатацию волнениями и восстаниями. Все эти восстания подавляются жестокими мерами. Однако народное возмущение не прекращается, а разливается по стране, захватывая не только деревни, но и города, проникая и в воинские части. Так, в 1820 году восстаёт гвардейский Семёновский полк, который полковой командир и офицеры жестокими истязаниями довели до открытого возмущения.

Сильное движение против самодержавия и крепостнического строя возникает среди дворянской интеллигенции. Война 1812 года произвела глубокий идейный раскол в среде помещичьего класса. Наиболее просвещённые и I передовые дворяне начинают организовывать тайные политические общества, деятельность которых завершается вооружённым восстанием 14 декабря 1825 года.

Писатель-декабрист А. Бестужев так говорит о влиянии Отечественной войны 1812 года на зарождение декабризма: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то русский народ впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». А развивалось и крепло это свободомыслие под влиянием крестьянских волнений в России и освободительных движений в 20-х годах XIX века в Западной Европе.

Декабристы были образованными людьми. Они были знакомы с революционной и прогрессивной политической литературой в России и на Западе.

Единой политической программы у зародившихся тайных «обществ» не было. «Северное общество» в большинстве стояло за ограниченную монархию. «Южное общество» – за республиканский образ правления. Но всех декабристов объединяла ненависть к самодержавию и крепостному праву. Все они подвергали резкой критике внешнюю и внутреннюю политику правительства.

Восстание декабристов было разгромлено. Руководители были повешены; многие декабристы убиты во время восстания; остальные сосланы на каторгу или на Кавказ, на передовые линии. Декабристы были разбиты потому, что они не решились призвать к революции народные массы, опирались только на офицеров, рассчитывая, что за своими командирами пойдут и солдаты, и не проявили необходимой решительности во время восстания. Но идеи декабристов вошли в сознание многих современников, были подхвачены передовыми писателями и повлияли на их творчество. Движение декабристов, их борьба против самодержавно-крепостнического строя не прошли бесследно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!