Первое упоминание в повести бедная лиза. Топик: Анализ повести "Бедная Лиза"


В переводе с латыни - «милый, любимый».

В детстве Эраст часто болеет, это капризный и беспокойный ребенок, которому домашние во всем потакают. Вместе с тем он не по годам любознателен и умен; рано начинает сочинять стихи. Несмотря на одаренность, жизнь не балует Эраста, ему все приходится брать с боем, но энергии ему не занимать. Эраст - человек дела, а не слова, он не способен лгать и не терпит людей лживых, увертливых. Уличив человека в неискренности, он может без сожаления порвать с ним. Особенно принципиален он, если речь идет о работе. Тактичный в частных отношениях с людьми, он не остановится перед выбором средств, когда вопрос коснется интересов дела, не станет миндальничать с тем, кто стоит у него на дороге. Если у Эраста есть автомобиль, он будет сам вводить его и холить, как любимую девушку, не доверяя никому его ремонт. «Зимние» Эрасты обладают беспокойным и независимым характером. Они прочно стоят на земле, надеясь только на себя. «Летние», напротив, бесхарактерны, и им приходится в жизни особенно тяжело. В русской литературе Эраст - герой произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», возлюбленный Лизы, погубивший несчастную девушку.


Выберете первую букву имени:

Расклад: "продажа"

//Таро //Расклады Таро карт
Иногда клиент принимает решение относительно продажи чего-то ценного и хотел бы узнать, соответствует ли предложенная цена стоимости того, что он продает, подходящий ли момент выбран для продажи, его даже может интересовать, хорошо ли будет покупатель обращаться с купленным у него имуществом. Очень простой расклад помогает избежать таких сомнений. Сигнификатор в данном случае будет обозначать не вопрошающего, а то, что вопрошающий продает. Раскла

Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью.

Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу.

Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной.

Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности. В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст - это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы.

Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях.

Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина.

Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его - это сплошной праздник.

И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия. А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду.

И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви.

Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным. Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой.

После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание.

Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом.

Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».

Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки.

Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная. Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние.

Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие.

Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; В чем смысл трагедии героев в рассказе бедная лиза? уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям о сущности любви. Ребята читают заранее подготовленные высказывания о любви, отражающие их жизненные позиции, аргументируют свою точку
    Поэтика сентиментализма отличалась от поэтики классицизма, стиля, который предшествовал сентиментализму. В произведениях классицизма за героями закреплена определённая роль: они либо положительные, либо отрицательные. В "Бедной Лизе" герои наделены и теми, и другими чертами. Лиза добра, любит мать и заботится о ней, искренне любит Эраста, но не следуют христианской традиции, не может соблюсти свою целомудренность и впадает в грех (с точки зрения церкви). Эраст чувствителен, добр, но ветрен, непостоянен. Однако он не
    Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) - учитель русского языка и литературы. Живёт в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям
    Н. М. Карамзин является ярким представителем сентиментализма - течения, возникшего в европейской культуре во второй половине XVIII века. К тому времени стало понятно, что невозможно переделать мир по законам разума, что между действительностью и мечтой чаще всего возникает конфликт, который человек преодолеть не в силах. Сентименталисты верили в то, что все пороки человека коренятся в негативном влиянии общества, а личность изначально морально чиста и нравственна. Прислушиваясь к себе, наблюдая за
    Николай Михайлович Карамзин вошел в историю русской литературы как основоположник нового литературного направления - сентиментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого века. Оно получило свое название от французского слова sentiment, что переводится на русский язык как "чувство", "чувствительность". В отличие от классицизма, требовавшего от писателя изображения людей выдающихся, живущих в сфере государственных интересов и идей, сентиментализм сосредоточился на описании обыкновенного, ничем не выделяющегося из
    Сцена прощания Лизы и Эраста очень трогательна. Она пронизана горечью разлуки, нежностью. В этом эпизоде чувствуются переживания героев, их любовь, но в то же время и то, что их счастье уже не вернуть. В описании этой сцены Н. М. Карамзин немногословен. Герои перед разлукой полны отчаяния, и это читатель видит в их действиях: "Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил ее - она упала - стала на колени, подняла руки к
    Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» 1792, в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев

Именины Эраста

Именины Эраста 23 ноября. Покровителем мужчин с этим именем является святой Ераст, апостол от 70-ти, епископ, Панеадский.

Значение имени Эраст

Эраст означает «любящий» (это перевод имени Эраст с древнегреческого языка).

Происхождение имени Эраст

Анализ тайны имени Эраст имеет смысл начать с его происхождения. История имени Эраст имеет греческие корни. Произошло оно от древнегреческого слова «???????» (эрастес), которое переводится как «любящий».

Что означает имя Эраст по Б.Хигиру

В соответствии с толкованием имени Эраст по Б.Хигиру в детстве носитель этого имени часто болеет. Это капризный и беспокойный ребенок, которому домашние во всем потакают. Вместе с тем он не по годам любознателен и умен; рано начинает сочинять стихи.

Несмотря на одаренность, жизнь не балует Эраста, ему все приходится брать с боем, но энергии ему не занимать. Эраст – человек дела, а не слова, он не способен лгать и не терпит людей лживых, увертливых. Уличив человека в неискренности, он может без сожаления порвать с ним. Особенно принципиален он, если речь идет о работе. Характер имени Эраст такой, что его обладатель чаще всего тактичный в частных отношениях с людьми, он не остановится перед выбором средств, когда вопрос коснется интересов дела, не станет миндальничать с тем, кто стоит у него на дороге. Если у Эраста есть автомобиль, он будет сам вводить его и холить, как любимую девушку, не доверяя никому его ремонт.

«Зимние» Эрасты обладают беспокойным и независимым характером. Они прочно стоят на земле, надеясь только на себя. «Летние», напротив, бесхарактерны, и им приходится в жизни особенно тяжело.

Характеристика имени Эраст Производные имени Эраст

Варианты имени Эраст: Ераст.

Уменьшительно-ласкательные имени Эраст: Эрастушка, Эрик, Эря, Эрастик.

Имя Эраст на разных языках

Знаменитые Эрасты:

  • Эраст Павлович Гарин – советский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени, Народный артист СССР.
  • Эраст Васильевич Каде – известный в своё время русский хирург.
  • Эраст Николаевич Гиацинтов – кадровый офицер Российской империи. Подполковник. Кавалер шести боевых орденов – полного комплекта орденов, доступных обер-офицеру Русской Императорской армии.
  • Эраст Степанович Цытович – генерал от инфантерии, комендант Брест-Литовской крепости, член Военного совета.
  • Эраст Александрович Галумов – генеральный директор ФГУП «Издательство Известия», российский учёный и общественный деятель.
  • Эраст Ксенофонтович Квитницкий – генерал от кавалерии, участник Туркестанских походов и русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
  • Эраст Петрович Янишевский – математик, профессор Казанского университета, городской голова Казани (в 1871-1881 годах). Дворянин, действительный статский советник.
  • Эраст Константинович Длотовский (Длатовский) – генерал от инфантерии, Витебский военный губернатор, председатель Главного Военного суда.

1. Исторические корни имени.

В древности само имя служило оберегом, было олицетворённым, значимым и обладало большой силой.

“Я утверждаю, – писал известный учёный А.Ф. Лосев, – что сила имени в теперешней жизни, несмотря на её полное удаление от живой религии, нисколько не уменьшилась. Мы перестали силою имени творить чудеса, но мы не перестали силою имени завоёвывать умы и сердца: объединять ради определённых идей тех, кто раньше им сопротивлялся”.

Общеизвестно, что имена у различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла.

Народная память связала определённые черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. “Реестр” таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Постоянная дама Варвара,
Великое ябедство Елена,
Толста да проста Афросинья,
Хороший голос Домна,
Взглянет – утешит Арина,
Обещает не солгать Софья,
С поволокой глаза Василиса,
Наглая спесь Маримьяна,
Песни петь Дарья,
Худое соврать Агафья,
Промолвит – накормит Марина,
Чёрные глаза Ульяна.”

Священник П. Флоренский писал: “Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность… Поэзия, письменная и изустная, держится на именах… Имена распределяются в народном сознании на группы. Если священник даст крещаемому имя преподобного, это обещает ему счастливую жизнь. А если имя мученика – и жизнь сойдёт за одно сплошное мучение”.

2. Имя Лиза в историческом и символическом контекстах.

“Мировой” контекст имени Лиза/Елизавета начинается с библейских текстов. Этим именем называлась жена первосвященника Аарона (Исход VI. 23), а также другая женщина из Ааронова рода – жена священника Захарии и мать Иоанна Крестителя (Лука I, 5). Святая праведница Елизавета, благочестивая матерь Святого Иоанна Предтечи, сестра Святой Анны, родительницы Пресвятой Девы, скончалась в пустыне, где скрывалась с Иоанном от воинов царя Ирода.

Имя Елизавета древнееврейского происхождения (Elisheba, с последующей греко-латинской адаптацией) и из этого языка объясняется (впрочем с некоторыми вариантами – “почитающая Бога”, “Бог есть клятва её”, “Божья помощь”). Святая Елизавета – следующая важная фигура этого контекста; в России известна подвижница благочестия монахиня Кашинского Сретенского монастыря Елисавета Преподобная Чудотворица. Она вела строгую монашескую жизнь, сестёр своего монастыря поучала остерегаться лжи, лукавства и злоязычия, молитвами изгоняла бесов и исцеляла больных”.

В своём значении имя Лиза несёт следующее: рождена для преданной любви, и для её душевного благополучия очень большое значение имеет мир в семье. Она так растворяется в своей любви, что её невозможно не полюбить в ответ.

Н.М. Карамзин в своём произведении обращается к имени Лиза. Имя Елизавета было известно у нас со времени перевода библейских текстов, эта “известность” носила вполне отвлечённый характер, имя стало модным не ранее царствования Елизаветы Петровны, но, конечно, в определённом социальном кругу. Проникновение этого имени в другие слои общества началось далеко не сразу и происходило медленно. Внедрение имени шло “сверху”: первая волна моды была связана с правлением Елизаветы, вторая – с Елизаветой Алексеевной, женой императрицы Александра I. Елизаветы – Лизы первой четверти-трети XIX века стали в это время не только многочисленными, но, что важнее, само это имя начинает восприниматься как вполне русское, “своё”.

Важно отметить то, что в I половине XVIII века одними и теми же именами пользуются крестьянки и пренебрегают дворянки – Василиса, Мавра, Федосья, Фёкла; другие – в почёте у дворянок и неупотребительны у крестьянок – Александра, Елизавета, Ольга, Екатерина.

3. Лиза: “свойственность” и “несвойственность”, “собственность” и “нарицательность” в имени главной героини повести “Бедная Лиза”.

Выбирая для своей героини, какой она была задумана и какой её знают читатели, имя Лиза, Карамзин сознательно пошёл на ломку некоего стереотипа, на преодоление канона, сложившегося в литературе и предопределившего как бы заранее, какой быть Лизе. Этот стереотип сложился во французской литературе XVII–XVIII веков, прежде всего драмой, т.к. в ней достаточно чётко распределялись типы-амплуа, с которыми были связаны определённые функции. Отсюда он распространялся в другие жанры и в другие европейские литературы.

Образ Лизы, Лизетты (Lizette) – комедийный. Лиза во французской комедии обычно служанка – горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи (например, комедия Грибоедова “Горе от ума” и её героини – Софья и Лиза). Она молода. Хороша собой, но бойка, развязна, всё понимает с полуслова, особенно когда дело идёт о любовной интриге. Лиза помогает в любовных делах своей госпоже и сама не чужда романтическим приключениям. Чего в Лизе меньше всего, так это наивности, скромности, невинности”. Тем не менее, исходя из всего вышесказанного, Карамзин свою героиню называет Лизой и даёт ей все те качества противовес Лизе – драматической героине.

В произведении Н.М. Карамзина Лиза – крестьянская девушка, и её имя вовсе не соответствует её статусу в обществе, если говорить о том, что всех знатных особ называли Елизаветами, Лиза и не служанка, как её тёзки из европейских комедий, Лиза и не святая мученица. Образ Лизы вобрал в себя и царственность гордой крестьянки, и любящую служанку, и святую мученицу (страдалицу), которая, как бы “расплачивается” за все грехи “царицы” и “крестьянки”.

Так как повесть “Бедная Лиза” была написана в 1792 году в эпоху сентиментализма, то это время привнесло свои особенности в произведение. Во-первых, писатель называет свою героиню Лизой, а не Елизаветой, потому что Лиза, с одной стороны, звучит более подходяще, скромно для крестьянки и, с другой, – снижено для царского имени; во-вторых, его героиня – крестьянка, что не противоречит поэтике сентиментализма: человек на лоне природы (должна быть красивая простота во всём); в-третьих, к имени Лиза Карамзин даёт эпитет “бедная”. Нужно обратить внимание на то, что, может быть, этот эпитет закрепился за Лизой потому, что она сама себя называет “бедной” и так её называет мать. В связи с этим Ю. Айхенвальд пишет: “Реализму дороги собственные имена, сентиментализм удовлетворяется нарицательными (нас не должны вводить в заблуждение карамзинские Натальи, Лизы, Марфы: внутренне эти имена нарицательны)”. С этим мнением можно согласиться, если имя героини стало нарицательным, значит начинается бытование в народе (сюжет и имя становятся народными). Имя Лиза стало нарицательным благодаря своей героине.

В повести эпитет “бедная” является не единственным: Лиза и нежная, и любезная, и робкая, и милая. Для нас интересна преемственность “сентиментальных эпитетов” от матери Лизы к самой Лизе. Сначала автор даёт такие эпитеты к образу матери: чувственная, добрая старушка, бедная вдова, горестная.

Эпитет “бедная” отмечает в образе Лизы две стороны: материальную и духовную, она бедна не только материально, но и духовно (“Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!”, “Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?”).

Обратим внимание на то, что образ Лизы связан с цветами (белые ландыши), белый цвет символизирует чистоту, искренность, а ландыши – красоту, “утро года” – любовь. Но красота ландышей так же быстро увядает, как счастье Лизы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!