Основные признаки фольклора. Фольклор материнства и пестования. Изящная словесность и фольклор

1.Устная форма создания, распространения и бытования – основополагающая особенность фольклора.

2.Традиционность. Коренное свойство фольклора. Главным признаком устного поэтического творчества народа всегда было следование традиции. Новые произведения создавались по уже известным образцам, включали прямые заимствования из них. В речевом стиле использовались постоянные эпитеты, символы, сравнения и другие традиционные поэтические средства. Для произведений, имеющих сюжет, был характерен набор типичных повествовательных элементов, их привычное композиционное сочетание. В образах фольклорных персонажей типическое также преобладает над индивидуальным. Традиция требовала идейной направленности произведений: они учили добру, содержали правила жизненного поведения человека. В рамках фольклорной традиции, поддерживая и развивая её, постоянно протекал творческий процесс. Фольклорная традиция осуществляла связь времён, выражая коллективное мнение народа о нетленности его духовных ценностей и святынь.

Спонтанно, поскольку его передача происходит естественным образом между поколениями; не подчиняется правилам, временам или графикам и вообще не имеет особых мест для обучения. Старый, потому что он фиксирует факты прошлого, хотя некоторые из них сохранились в наши дни. Иногда вы не можете указать дату происхождения, которая теряется с течением времени. Функционально, поскольку знание людей всегда применяется для улучшения условий их жизни. То есть, изменения могут быть сгенерированы в культурных элементах, чтобы преодолевать повседневные проблемы.

3.Коллективность. «Фольклор – творчество неавторского типа. Специфика фольклора порождается самим процессом его возникновения. Фольклор творят отдельные люди, но творят по-особому. Работа отдельного человека в фольклоре сочетается с работой других, зависит от работы других, и каждый пользуется результатами общей работы…Каждый человек творит в границах общепринятой традиции – «колее», опирается на труд предшественников, от которых перенимает произведение, повторяет его, меняет, дополняет его, опускает кажущееся ненужным. Единые акты творчества в фольклоре связаны между собой – происходит перенимание песни, рассказа от лица к лицу, имеет место непосредственное заимствование. По этой причине мы не можем сказать, что фольклорное произведение создано исключительно каким-то одним человеком. Оно всегда результат совместной деятельности многих лиц. Конечно, всегда существовало отдельное лицо, которому произведение обязано первоначальным происхождением, но фольклорным становится только такое, которое пройдёт «сквозь значительный слой народного понимания». Да и первоначальный акт творчества зависит от общепринятого типа воплощения художественной мысли.

Эмпирическое, потому что знание основано на убеждениях, основанных на опыте, и не обязательно на научном обосновании. Это традиционно: он остается с течением времени и питается обычаями и историческими событиями, передаваемыми из поколения в поколение. Он популярен: он рождается от людей и является частью образа жизни и культурной самобытности людей. Это анонимно: индивидуальный автор неизвестен. Он коллектив: он принадлежит сообществу; Это продукт, разделяемый большинством членов сообщества. Он эмпирический: он возникает спонтанно и передается из одного поколения в другое устно и практически.

4.Синкретизм : слитность, нерасчленённость, неразвитое состояние раннетрадиционного фольклора (в котором пляска, пение, музыка, словесный текст, ряженье и прочие элементы существовали в единстве), а также следы этого единства в классическом и позднетрадиционном фольклоре.

а) полиэлементность – всякое народное произведение в естественном бытовании включает в себя комплекс художественно-образных компонентов (хоровод);

Он функциональный: он всегда выполняет функцию в материальной, духовной или общественной жизни сообщества, удовлетворяет коллективные потребности. Он динамичен: он включает в себя элементы, которые его обогащают, то есть он активен и обновляется. Это верно: оно сохранилось долгое время до настоящего времени, хотя оно менялось. Впоследствии, в пятидесятые и шестидесятые годы, было энергичное движение людей, преданных музыкальному фольклору, среди которых музыковеды, компиляторы, переводчики и группы фольклорной проекции, которые выполняют плодотворную работу по спасению и переоценке традиционной музыки, восстанавливая таким образом, наследие фольклора в Чили.

б) бифункциональность – связь бытового и художественного (колыбельная песня, считалка и т.д.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятийно-концептуальный модуль

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Необычайная культурная ценность, которую представляет Фольклор, определила его включение как научная дисциплина в высшие учебные заведения и университеты в стране. Точно так же его включение в планы и программы обучения представляет собой великолепную возможность для студентов узнать, оценить и понять смысл ценного народного сокровища, принадлежащего им, потому что он является фундаментальной частью нашей истории, нашей идентичности и все, что составляет характерные черты национальности. С тех пор это слово общепринято учеными новой науки, а также созданием 22 августа Всемирным днем ​​фольклора.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятийно-концептуальный модуль.
1.1. Формирование понятий «Народная художественная культура», «Народное художественное творчество». НХТ как основа художественной культуры общества.

Это понимается фольклором: набор культурных и художественных проявлений, посредством которых город или сообщество выражают себя в анонимной форме. Другие. Он включает в себя как народную музыку, так и аборигенную музыку. и т.д. иногда. другие имена часто используются для обозначения одного и того же: аборигенная музыка. Народная музыка культивируется как в сельских, так и в городских районах. Фольклорная музыкальная и аборигенная музыка имеет традицию как элемент, который сохраняет их актуальность.

Что будем делать с полученным материалом

У многих из нас есть. празднование религиозного праздника, который объединяет многообещающих и верных, происходит из разных точек. Это тот, который передается устно из поколения в поколение и поддерживается традицией. случай «минга» из Чилоэ, который объединяет соседей и родственников, чтобы помочь человеку переехать домой или когда встречается определенное сообщество, чтобы отпраздновать событие с традиционными играми и напитками. преимущественно метизо, и это поддерживается традицией. как например: бросать рис у пары.

Фольклор в системе народной художественной культуры.
Фольклор – бытовая традиционная для этноса культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путём устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечно

Видо-жанровая структура фольклора.
Поэтические роды в фольклоре – наиболее крупные классификационные единицы, объединяющие виды и жанры фольклора на основании разных способов отображения реальной жизни. Как и в литературе, в фоль

Однако аборигенная музыка отличается от народной музыки. Деноминации, которые получает традиционная музыка, - это такие, как: обычная музыка и народная музыка. его обучение было эмпирическим и спонтанным. тех, кто регистрирует свои работы для защиты своих авторских прав. потому что дома записи постоянно обновляют свою рекордную продукцию. Эквадор. являются: в андской музыке. Популярная музыка регулируется преимущественно коммерческим критерием. оценивая многое из этого.

Его интерпретация отвечает за профессиональных музыкантов, и ее распространение носит массовый характер в средствах массовой информации, таких как радио. предназначенных для удовлетворения рекреационной и выразительной потребности людей. телевидение. Многие ученые музыкальные композиторы также основывали свой источник вдохновения на народные песни и танцы. прогрессивный. Дискотека. художественного и духовного наследия всего человечества. Латинский рок Приложение, которое они делают из фольклора в своих произведениях. красота панк.

Художественная самодеятельность в структуре народной культуры.
Художественная самодеятельность – социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорно

Мифологические истоки народной художественной культуры. Мифы древних славян.
Понятие о мифе, мифологии. Мифологическая картина мира. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Образы древнеславянской мифологии. Древнеславянская мифология как воплощение языческой картины

Изящная словесность и фольклор

Эта музыка требует слушателя. металл. Музыка - это лучшее выражение человеческой чувствительности и зная, что она позволяет молодым людям получить доступ к богатому музыкальному наследию великих мастеров. Композиторы эрудированной музыки. структура и стиль великих произведений. все самые полные технические ресурсы и композиционные процедуры этого художественного проявления. шедевры избранной музыки гарантируют большее постоянство во вкусе людей. чье обучение осуществляется в консерваториях и специализированных институтах в преподавании музыкального искусства.

ЗИМНИЕ СВЯТКИ.
Период празднования от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника: древний культ солнечных божеств (Коляды и др.); библейские

Художественные элементы зимних святок.
а) музыкальные элементы праздника: народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, шедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стих

Сальса. из-за его высокого художественного уровня и законченной разработки. тексты. некоторые базовые знания, которые позволяют вам понять и оценить во всех своих измерениях. регги. Аборигенные народы. Они были казнены в церемониях и ритуалах, чтобы поклоняться своим богам. преимущественно французский. Танцы были полны благодати и намерения и по-прежнему отличались эротическим характером. Католическая церковь не одобряет эту практику туземцев, потому что она считается идолопоклонством. Были танцы для веселья и священных танцев. как следствие длительного процесса латиноамериканского процесса, которому подвергались наша страна и остальная часть Латинской Америки.

МАСЛЕНИЦА.
Период празднования (последняя неделя перед Великим Постом). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней маслен

ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ОСЕННЕГО ЦИКЛА.
Осенний цикл народных праздников включает в себя: - праздник жатвы (Зажинки, Дожинки), проводится в августе-сентябре в зависимости от региона; - Покров день (14 октября);

Они чувствовали большую любовь к танцам. Они объединили в свою культуру некоторые христианские традиции, возведенные на троне испанцами. которые населяли нашу территорию по прибытии испанских завоевателей. формирование креольской или музыкальной музыки. а также. Позже. тот, который был в тесной связи с религиозностью и ее социальным существованием. почти три века. Чили породило музыкальное выражение аутентично национальных особенностей. из которых было частью королевства Чили. начинают иметь свои особенности разнообразных песен и танцев.

Традиционный свадебный обряд.
Свадьба - время наибольшей полноты жизни. Сакральное время проведения: после Красной Горки (весна), после Покрова дня (закончились полевые работы), Мясоед (от Крещения до Масленицы). Основ

Народные гуляния в городах.
Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт. Сначала они копировали крестьянскую традицию: те же сроки и формы (ряженье на святках, катание на лошадях и с ледяных гор, завиван

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Но музыка и народный танец не были выкорчеваны. продукт слияния аборигенных элементов. родившийся на чилийской земле. с испанским происхождением. Как в случае с музыкой Мапуче на юге и музыкой коренных общин языка Аймара на севере. с Освободительной армией генерала Сан-Мартина. будучи религиозными праздниками очень важно. В северной области существует разнообразный спектр фольклорных выражений. Это позволило узнать о новых танцах и песнях, которые впоследствии были включены в нашу традицию. многие из которых прибыли из Аргентины.

Игровые формы народной художественной культуры.
Понятия «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Природа и функции игровой деятельности. Классификация игр. Понятие о народной игре. Происхождение и эволюция народных игр, их св

Устное народное творчество.
Понятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифолог

Фольклор материнства и пестования

Танцы и танцы куэка и тонада. как другое событие, которое способствует обогащению чилийского музыкального наследия. это. которые сосуществуют с католическим культом и празднованием святых покровителей народов. В диагуитско-латиноамериканском районе проходят многочисленные торжества с их соответствующими братствами музыкантов и танцоров. В области Атакамэны музыка ассоциируется с доколумбовыми обрядами коренных народов. Эта область подразделяется на три музыкальные области: Андское освобождение американских народов и Декларация независимости.

Народное музыкальное творчество.
Народное песенное творчество: понятие и видо-жанровая структура. Песня - музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора. П. могла бытовать в единстве с танцем, дра

Народное театральное творчество.
Понятие «фольклорный театр». Обрядовые, ритуальные и мифологические истоки фольклорного театра. Фольклорный театр и древние мистерии. Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах.

Музыкальные инструменты: Некоторые музыкальные инструменты в этой области имеют кечуа и аймара. и в качестве основного сценария имеет место юго-центральная зона страны и Чилоэ. Песня обычно в унисон и практикуется коллективно в ответном порядке. Тарка - это вертикальная флейта, которая в секторе посередине занимает шесть отверстий для пальцев. Его размеры варьируются от двадцати до пятидесяти сантиметров. поскольку существует убеждение, что сильфоны Эрке вызывают морозы и влияют на сев. но разрез, который лежит на краю нижней губы.

Чтобы достичь этого, встречаются несколько переводчиков. Это пересеченная флейта. с шестью отверстиями для средних пальцев и маленьким в конце для мизинца. в празднованиях Корпус-Кристи. Колумбия. всегда носит мелодию и иногда работает без необходимости использования сопутствующих инструментов. таким образом, создавая полные мелодии и очень насыщенные нюансы. У него нет мундштука. чья приблизительная общая длина достигает шестидесяти сантиметров. Его использование должно осуществляться зимой. как Кена: Рид открыт с обоих концов.

Народно танцевальное творчество.
Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обычаях и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски. Русские народные танцы: происхождение, художественно-э

Изобразительное творчество. Традиции лубка.
Традиционные формы изобразительного творчества. Использование росписи (настенной, потолочной)в оформлении русского жилища, церквей. Иконопись. Традиции иконописи.

Он состоит из двенадцати полых тростей, расположенных в два ряда от наименьшего до наибольшего. Перу и северной части Чили. от двадцати пяти до сорока сантиметров. Для туалетов принято собираться вместе с перкуссионным аккомпанементом. Противоположный конец тростника закрыт. с насадкой на ее верхнем конце. Перу. в июне. что при дутье они испускают определенные музыкальные ноты. Передняя часть или крышка имеют форму восьми. Его также называют лаком. Группы формируются для игры в таркады. Пять отверстий идут в направлении углубления.

Причал в масштабе. и маленький на стороне. Интерпретируются индейцами Боливии и Перу. Он используется изолированно в северных религиозных празднествах. Он имеет большую доску из дерева или латуни. Это основной инструмент в бандах танцевальных братств. Они сделаны для того, чтобы вибрировать с молотком, сделанным из куска дерева с крышкой или шерстяной головой, покрытой кожей. коза. В Чили он используется на большом Севере в провинции Антофагаста. с двумя кольцами, которые используются для размещения кожи или мембран, сделанных с ламой или вичуной кожей, и которые закреплены в ящике с помощью ремней того же материала.

Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.
Актуальнейшими проблемами нашего времени являются: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия – природного мира. Российское общество начинает п

Основы педагогического проектирования этнохудожественных образовательных систем.
Понятие "образовательная система" и "этнохудожественное образование". Роль системного подхода к развитию этнохудожественного образования. Основные компоненты этнохудожественной

Его строка состоит из десяти строк, настроенных в пяти двойных порядках. в районе Белен в Айкине и на Боливийском нагорье. в соответствии с зоной производства, и они сшиты с помощью аркинот из проволоки или стержней тростника, которые вписываются в кольцевую или цилиндрическую раму, которая служит в качестве звуковой платы. Это бронзовый треугольник. иногда никелированный и открытый в одном из его нижних углов. Для выполнения инструмента его снимают с ручки и поворачивают в воздухе. Он поражен палкой или палкой того же металла.

Это так же сложно сделать, как и исполнять. Существуют также инструменты, имеющие другое происхождение. Хуайко или рысью счастливого и живого ритма. независимо от города, где они вступают в силу. Праздники де ла Круз. как правило, они идут в братства других мест и в этом виде торжеств. прощальный танец качарпаллы в конце празднеств. Они отвечали за братства, образованные пастухами из высокогорья. Богоматерь Пенья в Святилище Ливиляра и самая известная. Музыка в Центральной зоне является результатом слияния, которое происходило между музыкой, поступающей из Европы и созданной на чилийской земле. что привело к появлению креольской музыки.

Организация народного художественного творчества в современных условиях.
«Организация» - «организовать» - «основать, создать (какое-либо учреждение, общественное объединение и т.д.); подготовить, наладить; объединить для какой-либо цели» (Русский толковый словарь Лоп

Научно-методическое обеспечение народного художественного творчества.
5.2.1.Система научно-методического обеспечения НХТ формировалась постепенно. Период её становления охватывает довольно значительный период. Первые признаки методической деятельности в Рос

Современное состояние домов народного творчества
ДНТ координируют всю творческую, организационно-методическую и издательскую деятельность по развитию любительского и традиционного народного искусства в России. Тип ДНТ – государственное у

Произведения детского, как и взрослого, фольклора создаются на основе живого разговорного языка. В них можно отметить особенности поэтики соответствующих жанров взрослого фольклора. Так, например, в композиции детских сказок, как и во взрослых сказках о животных, широко используется диалог. В детских песенках можно отметить такие композиционные формы, как форма монолога, диалога и др. Приведем, к примеру, детскую песенку композиционной формы «описательно-повествовательная часть плюс диалог»:

Стучит, бренчит на улице: Фома едет на курице, Тимошка на кошке Туда же по дорожке.

Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь?

Сено косить.

На что тебе сено?

Коров кормить.

На что тебе корова?

Молоко доить.

На что тебе молоко?

Ребяток поить.

Детские песенки нередко начинаются с обращений. Например:

Кукореку, кочеток! На повети мужичок.

Коровушка, буренушка,

Подай молочка,

Покорми пастушка.

В детских песнях встречаются повторы. Прилагательные нередко стоят после существительных. Например:

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая.

Язык детского фольклора отличается большим своеобразием. В нем ярко проявляется любовь детей к словотворчеству. Так, нередко животные в произведениях детского фольклора образно называются по тем или иным их признакам: волк-«серко», медведь - «из берлоги валень»,мышь-«норышка», муха-«шумиха», комар - «пискун» и т. п. .

О. И. Капица отмечает: «В детском фольклоре очень разнообразно развертывается словотворчество, мы постоянно встречаемся с необычными словами, выходящими из рамок обыденной речи, но несмотря на эту необычность, вполне понятными.

Часто употребляются парные созвучные слова «Федя-медя», «каракула-маракула», «шишел-вышел», «сею-вею», «заинька-паинька», «шильце-мыльце», «чушки-бушки», «жывалко-бывалко», «шестом-пестом», «аты-баты», «эни-бени» и т.д. .

В детском фольклоре большое значение придается звучанию слова. Нередко то или иное слово в произведениях детского фольклора употребляется из соображений не смысла, а звучания. Ярким примером этого является заумный язык считалок.

Во всех жанрах детского фольклора широко используется рифма. Как правило, это парная рифма. Например:

Дождик, дождик пуще, Дам тебе гущи. Дам тебе я ложку, Хлебай понемножку.

Произведения устного творчества детей расширяют наши представления о русском фольклоре, свидетельствуют о его большом жанровом разнообразии.

5 .Историческое изменение фольклора .

Каждая новая эпоха приносит песни, сказки и пословицы нового типа, нового содержания и новой формы. «Иное время -иные песни». Народное творчество изменяется как в общем своем характере и составе, так и в отдельных жанрах и отдельных произведениях. Одни жанры возникают и затем развиваются, как, например, частушка в конце XIX в., другие постепенно выходят из употребления и отмирают, как былина. в XX в. Некоторые жанры, например лирическая песня, значительно сузили свое бытование и живут главным образом в памяти людей старшего поколения. В отдельных жанрах и отдельных произведениях изменяются темы и сюжеты, герои и ныразительные средства.

Таким образом, изменение фольклора - широкий и непрерывный процесс. Но фольклор, как всякое искусство, многосторонне Связан с действительностью: он изменяется вместе с исторической жизнью народа; его изменения обусловлены изменениями самой жизни, потому что он есть продукт истории народа; он отражает события истории и особенности народного быта. Освещение и понимание истории и жизни народа в фольклоре изменяются вместе с изменениями народных представлений, воззрений и психологии; так как фольклорные жанры и произведения весьма устойчивы и живут долго - в течение ряда исторических периодов, в них можно обнаружить следы нескольких эпох.

Неразрывную связь народного творчества и народной истории подчеркнул М. Горький в 1934 г. в речи на Первом съезде советских писателей: «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории» (Горький М. О литературе. М., 1961, с. 427). Связь фольклора с историей объясняет его происхождение, развитие, идейную сущность, социальную природу, своеобразие его жанров и художественных средств.

Историческое изучение фольклора. Многосторонний процесс исторического развития фольклора требует и исторического подхода к его изучению. Исторический принцип изучения ясно сформулировал В. И. Ленин, который требовал «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения

того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 67).

Историческое изучение позволит выяснить, что устойчиво в фольклоре, что и как изменяется и обновляется, какие закономерности действуют в его истории и какие факторы управляют его развитием. Оно помогает решать спорные вопросы, каких немало в науке о фольклоре, например о состоянии современного фольклора. Современный фольклор, несомненно, связан со старым, но в то же время глубоко отличается от него, поскольку народное творчество испытало на себе действие важнейших социально-исторических и культурных факторов (идейное влияние Великой Октябрьской социалистической революции, коренные изменения в социальной структуре общества, широкое распространение печати, просвещения, радио и кино). Понять современный фольклор можно только поставив его в линию исторического развития всего русского народного творчества.

В изучении истории фольклора существуют большие трудности. Основная из них состоит в том, что в большинстве случаев нельзя ответить на вопрос, к какому времени относится то или иное произведение по своему происхождению и какой путь бытования и изменения оно прошло. Именно поэтому историю фольклора восстановить трудно. У нас мало старых записей народно-поэтических произведений. Наиболее старые летописные свидетельства сообщают нам о пословицах и исторических преданиях. Записи песен, в том числе исторических, относятся к концу XVI - началу XVII в., а записи былин -только ко второй половине XVIII в. Мало пока исследований по истории фольклора, которые бы восстановили отдельные этапы его развития.

Наконец, в науке о фольклоре есть необоснованные поспешные нелогичные теории и гипотезы, суждения и положения. Примером может быть решение вопроса об историческом приурочении вариантов отдельных произведений. Нельзя согласиться с тем, что наиболее законченный и полноценный вариант всегда является наиболее древним, или, напротив -чем совершеннее вариант, тем вероятнее его позднее происхождение.

Есть и еще немало ошибочных суждений в науке о фольклоре. Так, например, на основании наличия в былинах некоторых пережитков, остатков древности, мифологического мышления и элементов неизвестного нам и только предполагаемого первобытного эпоса дается вывод о возникновении былины как героического жанра задолго до эпохи раннего феодализма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основных задач изучения истории русского фольклора является задача хронологического распределения материала, т. е. определения, какие жанры и какие произведения к какому времени относятся и в чем состоит их историческое своеобразие. Историческая основа жанров различна, но весь фольклор в целом, в своем содержании и формах, неразрывно, многообразно связан с историей.

Историческая жизнь народа оставляет в его творчестве значительные и разнообразные следы: прямые указания на время, место действия, события и лица, отражение общественных отношений, материальной культуры, быта и воззрений народа. Все это придает фольклору большую познавательную ценность.

История в Фольклоре воспроизводится поэтически, по законам различных жанров. В связи с этим возникает множество вопросов, например: почему народ останавливает свое внимание на одних событиях и лицах и проходит мимо других? Как в фольклорном произведении создаются художественные обобщения характерных для исторического периода событий и лиц? Всегда ли накладывается несколько событий одно на другое и в одном лице совмещаются черты нескольких лиц, как, например, в былинном князе Владимире, в котором нашли отражение черты нескольких князей, носивших это имя? Каким образом в устойчивый текст былины проникают новые особенности, нередко анахронизмы?

Эти и многие другие вопросы требуют ответа.

Нарисовать общую картину исторического развития русского фольклора можно только при условии выяснения целого ряда проблем. Основанием для этого служат: исследования по истории отдельных жанров и отдельных произведений; сравнительное сопоставление фольклора различных народов, развитие культуры которых идет сходными путями; свидетельства древней письменности; отражение в фольклоре истории, быта, особенностей территории, воззрений народа в различные эпохи; изучение особенностей формы, стиля и языка произведений народного творчества.

При построении периодизации истории русского фольклора приходится учитывать ряд своеобразных явлений. Например, в календарной обрядовой поэзии упоминание языческих богов и мифических существ, остатки языческих представлений позволяют думать о древности этого вида поэзии, так как эти остатки составляют сущность жанра. Своеобразен процесс превращения местных сказаний, песен, героев в общенародные. Очень важен вопрос о том, почему былины киевского цикла долго сохранялись на Севере. Историческое изучение ставит много сложных вопросов, которые ждут своего решения.

Используемая литература.

1.«Русский фольклор Великой Отечественной войны» (1964, ред. В. Е. Гусев),

2.И. 3. Ярневского «Устный рассказ как жанр фольклора» (1969)

3. В. М. Потявина «Современные русские народные песни» (1976, вып. 2).

4.Гусев В. Е. Эстетика фольклора (1967);

5.Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства (1971);

6.Пропп В, Я. Фольклор и действительность (1976).

7.Б. Н. Путилова «Методология сравнительно-исторического изучения фольклора» (1976)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!