Тунгуска 1908 год. Тунгусский метеорит - теории, экспедиции

История Тунгусского метеорита берет свое начало с 30 июня 1908 года. В земной атмосфере над Восточной Сибирью, в междуречье Лены и Подкаменной Тунгуски, некий объект, яркий, как солнце взорвался и пролетел пару сотен километров. Позже данный объект получил название Тунгусский метеорит. Раскаты грома были слышны в радиусе тысячи километров. Загадочный объект свой полет закончил на высоте 5 -10 километров над тайгой взрывом.

В результате взрывной волны лес, находящийся в радиусе 40 километров, оказался повален. Звери погибли, а люди пострадали. Во время взрыва мощь световой вспышки достигла такой силы, что вызвала лесной пожар. Именно он стал причиной опустошения всего района. В результате на территории огромного пространства стали происходить необъяснимые световые явления, в последствии названных «светлыми ночами лета 1908 года». Такой эффект возник в результате образовавшихся на высоте примерно 80 километров облаков. Они отражали солнечные лучи, создавая «светлые ночи». 30 июня ночь над территорией так и не наступила, небосвод светился таким светом, при котором можно было читать. Такое явление наблюдалось на протяжении нескольких ночей.

Падение и взрыв метеорита на много лет превратил тайгу, богатую растительностью, в мертвое кладбище погибшего леса. Когда настало время исследований данной катастрофы, результаты стали ошеломляющими. Энергия взрыва Тунгусского метеорита составила 10-40 мегатонн тротилового эквивалента. Это можно сравнить с энергией 2 000 ядерных бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму. Многим позже стал заметен значительный рост деревьев. Такие изменения гласят о радиационном выбросе.

Тунгусский метеорит - теории возникновения.

До сих пор тайну Тунгусского метеорита не могут разгадать. Лишь в 20-х годах прошлого века начались исследования данного явления. По указу АН СССР были направлены четыре экспедиции, которые возглавлял минеролог Леонид Кулик. Даже по происшествию столетия все тайны загадочного явления так и не раскрыты.

Гипотезы были самые разные относительно происшествий в тунгусской тайге. Некоторые предполагали, что произошел взрыв болотного газа. Другие твердили о крушении инопланетного корабля. Выдвигались теории о метеорите с Марса; что на Землю упало ледяное ядро кометы. Теорий выдвигалось сотни. Майкл Риан и Альберт Джексон, американские физики, заявили о том, что наша планета столкнулась с «черной дырой». Феликс де Руа, исследователь оптических аномалий, астроном из Франции, выдвинул теорию о том, что в этот день Земля, со свей вероятностью могла столкнуться с облаком космической пыли. А некоторым исследователям пришла идея, что это мог быть кусок плазмы, оторвавшийся от Солнца.

Теория Юрия Лавбина.

Научно-исследовательская экспедиция Сибирского общественного фонда «Тунгусский космический феномен», которая была организованна в 1988 году, возглавляемая Юрием Лавбином, членом - корреспондентом Петровской академии наук и искусств, обнаружили металлические стержни неподалеку от Ванавары. И вот тут Лавбин и выдвинул свою собственную теорию: на планету Земля надвигается громадная комета. Какой-то развитой цивилизации из космоса стало известно о будущей трагедии и для предотвращения катастрофы инопланетяне отправили свой дозорный корабль. Его цель была расколоть гигантскую комету. Ядро кометы раскололось и некоторая часть осколков попало на нашу планету, а остальные пролетели мимо. Жители планеты были спасены от неминуемой гибели, но в результате один осколок повредил корабль инопланетян и он вынужден был совершить экстренную посадку на Землю. Экипаж инопланетного судна отремонтировал корабль и покинул нашу планету. Нам они оставили блоки, которые вышли из строя, впоследствии обнаруженные экспедицией.

Тунгусский метеорит - исследования место падения.

За все годы, потраченные на разгадку тайны Тунгусского метеорита, в общей сложности было найдено 12 отверстий конической формы. Так как никому не пришло в голову измерить глубину данных отверстий, на сколько глубоко они уходят - никому не известно. Лишь недавно исследователи стали задумываться над происхождением конусных отверстий Так же начали всплывать вопросы и о том, почему деревья повалены таким странным образом, ведь по всей вероятности они должны лежать параллельными рядами. Вывод следующий: сам взрыв был неведомым науке. Геофизики пришли к выводу, что ответы на некоторые вопросы даст детальное изучение конических отверстий в земле.

Необычные артефакты.

Красноярские исследователи в 2009 году на месте падения метеорита обнаружили кварцевые булыжники с загадочными письменами. Учены предполагают, что эти письмена на поверхность кварца нанесены техногенным образом, возможно, при помощи воздействия плазмы. После исследований кварца стало известно, что он содержит примеси космических веществ, которые на земле не могут быть получены. Эти булыжники по сути являются артефактами: на каждые слои пластин нанесены знаки неизвестного никому алфавита.

Теория Геннадия Быбина.

Ученый-физик, Геннадий Быбин, выдвинул последнюю гипотезу. Он считает, тело, которое приземлилось на Землю, не метеорит, а ледяная комета. К такому выводу ученый пришел после детального изучения дневника Леонида Кулика. Он писал о том, что на месте было найдено некое вещество в виде льда, покрытое торфом. Однако значения этой находке не придали. Поскольку этот спрессованный лед был найден через 20 лет после катастрофы, этот факт нельзя считать признаком вечной мерзлоты. Это неопровержимое доказательство того, что теория ледяной кометы безошибочно верна.

Результаты исследования места приземления Тунгусского метеорита.

Вскоре мнение ученых сошлось на том, что это не что иное, как метеорит, который взорвался над поверхностью нашей планеты. А все благодаря экспедиции, которую возглавил Леонид Кулик. Именно ею были обнаружены следы метеорита. Однако, на месте взрыва исследователями не было обнаружено привычного метеоритного кратера. Взгляду предстала необычная картина: вокруг места падения лес повален от центра веером, а часть деревьев, находившихся в центре, осталась стоять, но без ветвей.

Следующими экспедициями была замечена характерная форма поваленного в результате взрыва леса. Площадь леса составила 2200 квадратных километра. После расчетов и моделирования формы данной области, а так же изучения всех обстоятельств падения метеорита показали, что космическое тело взорвалось не от столкновения с поверхностью Земли, а в воздухе, примерно на высоте 5 - 10 километров над Землей.

Эти все предположения - всего лишь теории. Тайна Тунгусского метеорита так и остается неразгаданной. Ученые и исследователи стремятся постичь тайну того, что же именно произошло в сибирской тайге 30 июня 1908 года.

Около семи часов утра по местному времени 30 июня 1908 года над территорией бассейна реки Енисей пронёсся большой огненный шар. Полёт закончился мощным взрывом на высоте около 7 километров, который зафиксировали обсерватории всего мира. По современным оценкам, мощность взрыва достигала 50 мегатонн, что сравнимо со взрывом самой мощной . Стёкла в домах вылетали в нескольких сотнях километров от эпицентра взрыва.

Если бы Тунгусский метеорит взорвался во время прохождения над Европой, взрыв был бы способен полностью уничтожить такой город, как Петербург. Если бы данное происшествие случилось на полвека позже, подобный взрыв вполне мог быть принят за ядерную атаку и стать причиной начала Третьей мировой войны. Но, по счастью, падение произошло в малонаселённом районе Сибири.

В 2013 году интерес к «Тунгусскому феномену» вновь вырос после падения метеорита в районе Чебаркуля.

Исследования происшествия в районе Подкаменной Тунгуски продолжаются больше века, но и по сей день нет однозначного ответа на вопрос: что именно произошло 30 июня?

По состоянию на 1970 год учёные зафиксировали 77 различных теорий о природе «Тунгусского феномена». Теории подразделяются на техногенные, геофизические, метеоритные, связанные с антивеществом, религиозные и синтетические.

За последние 40 лет версий не стало меньше, и даже список гипотез, считающихся основными, насчитывает более чем два десятка.

Мы отобрали восемь самых интересных версий происшествия на Подкаменной Тунгуске.

1. Метеорит

Согласно классической гипотезе, 30 июня 1908 года на Землю упал каменный или железный метеорит большой массы, либо целый рой метеоритов.

У самой очевидной версии есть одно слабое место — многочисленные экспедиции к месту падения предполагаемого метеорита так и не позволили обнаружить обломков и остатков метеоритного вещества. Более того — лес на месте космической катастрофы был повален на большой площади, но как раз на месте, где должен был находиться метеоритный кратер, деревья остались стоять.

Сторонники метеоритной версии говорят — да, цельного метеорита нет, он полностью разрушился, и на Землю упали многочисленные мелкие обломки. Проблема в том, что найти эти обломки в сколь-нибудь серьёзном количестве не удаётся по сей день.

2. Комета

«Кометная» версия возникла вслед за метеоритной. Главное её отличие заключается в природе вещества, вызвавшего взрыв. Кометы, в отличие от метеоритов, имеют неплотную структуру, составной частью которой является лёд. В результате вещество кометы стало стремительно разрушаться в момент её вхождения в атмосферу Земли, а взрыв полностью довершил начатое. Именно поэтому, говорят сторонники версии, и не удаётся обнаружить следы вещества на Земле — их там просто не было.

Кометные и метеоритные теории существуют в различных видах, порой переплетаясь друг с другом. Однако никому ещё не удалось убедительно подтвердить свою правоту.

3. Корабль пришельцев

Логично, что авторство версии об искусственной природе «Тунгусского феномена» принадлежит писателю-фантасту. В 1946 году в журнале «Вокруг света» советский писатель Александр Казанцев опубликовал рассказ «Взрыв», в котором высказал версию, что в районе Подкаменной Тунгуски потерпел катастрофу космический корабль инопланетян. По версии Казанцева, корабль был оснащён атомным двигателем, который и взорвался. Сравнивая взрыв «Тунгусского феномена» с взрывами атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки, писатель отметил, что устоявший лес в эпицентре очень похож на уцелевшие в эпицентре взрыва в Хиросиме жилые дома. Также Казанцев отметил схожесть сейсмограмм данных событий.

Версия Казанцева получила живой отклик и нашла массу сторонников, которые развили и трансформировали её.

Учёные всегда крайне скептически относились к «инопланетному» объяснению происшествия, но на самом деле в данном случае главная проблема всё в том же — никаких вещественных подтверждений нет.

Уже в 1980-х годах Александр Казанцев скорректировал свою версию. По его мнению, пришельцы, терпящие бедствие, увели корабль от Земли, и он взорвался в космосе, а «Тунгусский метеорит» был посадкой их орбитального модуля.

Поваленный лес в районе падения Тунгусского метеорита. Фото: РИА Новости

4. Эксперимент Николы Теслы

Выдающийся американский физик сербского происхождения Никола Тесла в начале XX века считался «повелителем электричества». Среди его многочисленных работ были и эксперименты, связанные с технологией беспроволочной передачи электроэнергии на большие расстояния.

Согласно данной гипотезе, 30 июня 1908 года Тесла из своей лаборатории произвёл «энергетический сверхвыстрел» в район Аляски, дабы практически проверить возможности своего оборудования. Однако несовершенство техники привело к тому, что направленная Теслой энергия ушла значительно дальше и причинила огромные разрушения в районе Подкаменной Тунгуски.

Узнав о последствиях испытаний, Тесла предпочёл не озвучивать свою причастность к инциденту. Масштаб разрушений заставил Теслу прекратить подобные масштабные эксперименты.

Слабое место этой теории в том, что никаких подтверждений того, что Никола Тесла проводил эксперимент 30 июня 1908 года, нет. Более того, лаборатория, из которой якобы был произведён «свервыстрел», к этому моменту Тесле уже не принадлежала.

5. Столкновение с антивеществом

В 1948 году американский учёный Линкольн Ла-Пас выдвинул идею, что «Тунгусский феномен» объясняется столкновением вещества с антивеществом из космоса. Как известно, при аннигиляции происходит взаимное уничтожение вещества и антивещества с выделение большого количества энергии. Подтверждением теории является наличие радиоактивных изотопов в древесном материале с места взрыва.

Советский физик Борис Константинов в 1960-х годах заявил ещё чётче — в атмосферу Земли вторглась комета, состоящая из антивещества. Именно поэтому обломков её найти просто невозможно.

Малоизученность природы и свойств антивещества позволяет считать и подобную версию допустимой, однако большинство учёных настроены по отношению к ней скептически.

6. Шаровая молния

Ещё в 1908 году первые исследователи «Тунгусского феномена» предположили, что причиной взрыва стала огромная шаровая молния.

По сей день природа такого редкого природного явления, как шаровая молния, до конца не изучена. Возможно, именно с этим связано то, что «шарово-молниевая» версия событий обрела популярность среди учёных в 1980-х годах.

Согласно этой версии, на месте катастрофы взорвалась гигантская шаровая молния, возникшая в атмосфере Земли вследствие мощной энергетической накачки обычной молнией либо резких колебаний атмосферного электрического поля.

7. Облако космической пыли

Ещё в 1908 году французский астроном Феликс де Руа высказал предположение, что 30 июня Земля столкнулась с облаком космической пыли. Эту версию в 1932 году поддержал знаменитый академик Владимир Вернадский , добавив, что движение космической пыли сквозь атмосферу вызвало мощное развитие серебристых облаков с 30 июня по 2 июля 1908 года. Позже, в 1961 году, томский биофизик и энтузиаст изучения «Тунгусского феномена» Геннадий Плеханов предложил более развёрнутую схему, согласно которой Земля пересекла межзвёздное облако космической пыли, одним из крупных конгломератов которого было то, что впоследствии получило название «Тунгусский метеорит».

Тот же Геннадий Плеханов выдвинул юмористическую версию, которую, с некоторой натяжкой, можно считать «версией 7-бис». Будучи искусанным гнусом во время одной из экспедиций в район Подкаменной Тунгуски, он предложил идею, что 30 июня 1908 года на данном месте собралась туча комаров объёмом не менее 5 кубических километров, вследствие чего произошёл объёмный тепловой взрыв, повлёкший за собой вывал леса.

8. Старт космического корабля

Ещё одна оригинальная версия «Тунгусского феномена» связана с писателями-фантастами Аркадием и Борисом Стругацкими . Высказана она была в юмористическом виде в их повести «Понедельник начинается в субботу». Согласно ей, 30 июня 1908 года в районе Подкаменной Тунгуски произошёл старт космического корабля. Посадка же его случилась несколько позже, то есть в июле, так как это был корабль не просто пришельцев, а пришельцев-контрамотов, то есть выходцев из Вселенной, где время движется в сторону, обратную нашей.

Но если у братьев Стругацких версия о пришельцах-контрамотах была высказана в юмористическом ключе, то в начале 1990-х годов известный уфолог, лидер объединения «Космопоиск» Вадим Чернобров , предложил её в качестве абсолютно серьёзного объяснения «Тунгусского феномена».

Пока исследователям не удаётся найти убедительного и окончательного подтверждения ни одной из версий «Тунгусского феномена», каждая из них, несмотря на понятный скепсис, имеет право на существование.

Даже та, которую высказала в отношении другого, Чебаркульского метеорита одна из челябинских пенсионерок:

Да это наркоманы какие-то!

Тунгусский взрыв

Утро 30 июня (17-го по старому стилю) 1908 года, казалось, не предвещало ничего необычного, и вдруг... В небе над Сибирью появился светящийся объект с длинным огненным хвостом, и в 7 часов 17 минут по местному времени в бассейне реки Подкаменная Тунгуска раздался взрыв, а может, серия взрывов, общая мощность которых в две тысячи раз превысила атомный удар по Хиросиме.

При падении Тунгусского метеорита тайга было уничтожена на площади около 2 тыс. кв. км, погибло много животных, буквально весь континент Евразия содрогнулся, а ударная волна обогнула земной шар дважды. Новомодные барометры на метеостанциях в Кембридже и Петерсфилде отметили скачок атмосферного давления, возникли колебания магнитного поля Земли, а на всем пространстве от Сибири до западных границ Европы с 30 июня до 2 июля наблюдались удивительные белые ночи. Внимание ученых Берлина и Гамбурга привлекли серебристые облака, обычно образующиеся в результате скопления в десятках километров над поверхностью Земли мелких частичек льда, заброшенных туда извержением вулкана, но ничего подобного летом 1908 г. не происходило.

Очевидцы, находившиеся в 200-300 км от эпицентра взрыва, отметили странную, поистине гробовую тишину, наступившую вскоре после 7 часов утра 30 июля 1908 г., когда вдруг не стало слышно птичьего щебета, шелеста листьев и других обычных звуков тайги. Кроме того, ясное утро вдруг потускнело, а все предметы, в том числе листья и трава, приобрели желтую окраску, затем они стали оранжевыми, красными, бордовыми... К середине дня все почернело, а в направлении Подкаменной Тунгуски виднелась как будто сплошная серебристая стена, и все эти непонятные явления продолжались около восьми часов.

Впечатления сибиряков стали известны много лет спустя, а ученые пришли к выводу, что катастрофа на Подкаменной Тунгуске произошла в результате падения огромного метеорита. Это событие, видимо, показалось недостаточно интересным, потом о нем заставили забыть война и революция, и лишь в 1921 г. академик Владимир Иванович Вернадский, основоположник современных наук о Земле, поручил Леониду Алексеевичу Кулику, энтузиасту исследований метеоритов, провести необходимые исследования.

В результате первой поездки в Сибирь осенью 1921 г. установили только, что размеры метеорита были гигантскими и упал он в бассейне Подкаменной Тунгуски, куда ученому добраться не удалось.

Исследования были продолжены шесть лет спустя, и 13 апреля 1927 г. эвенк Павел Аксенов вывел экспедицию Кулика на гору Шахрома, с которой открывался устрашающий вид на огромное пространство, сплошь усеянное поваленными обгоревшими деревьями. Лишь через полтора месяца, 30 мая, ученые добрались до эпицентра, где, к их удивлению, не было кратера с размерами, соответствующими мощности взрыва. Вместо него они обнаружили сравнительно небольшое заболоченное озеро и множество круглых углублений, тоже заполненных водой. Между ними возвышались мертвые обгоревшие деревья, многие из которых были как бы расщеплены молниями.

Исходя из этого, Кулик предположил, что метеорит развалился на части, не долетев до поверхности Земли, и на протяжении двенадцати лет вел работы по поиску осколков. Во время одной из экспедиций, весной 1930 г., охотник Константин Дмитриевич Янковский сообщил ученым о том, что нашел неподалеку удивительный камень длиной 2 м, шириной 1 м и высотой 80-90 см, отличавшийся необычайной пористой структурой и как бы покрытый светло-желтой глазурью. Охотник сфотографировал свою находку, но путь к ней не пометил, и с тех пор "камень Янковского" так никто и не видел.

Сначала Кулик считал метеорит каменным, но постепенно пришел к выводу, что расколовшееся над Подкаменной Тунгуской тело состояло из никеля - металла, в котором очень нуждался Советский Союз. Его количество должно было быть огромным, поэтому для продолжения поисков изыскивались средства. Академик Ферсман предложил спустить воду из находящегося в эпицентре озера, названного Южным болотом, а в 1942 г. предполагалось начать строительство узкоколейной железной дороги для вывоза ценного сырья.

Однако все усилия Кулика оставались безрезультатными: после очень трудоемкого осушения большой воронки рядом с Южным болотом на дне были обнаружены ветви, шишки и обычный пень с неповрежденными, уходящими вглубь корнями. Поиски в изуродованной тайге с применением бурильной техники, едва справлявшейся с вечной мерзлотой, тоже закончились ничем: ни единого обломка ни каменного, ни металлического метеорита обнаружено не было. Война приостановила исследования. Кулик ушел на фронт добровольцем и в 1942 г. умер в плену от тифа.

В послевоенные годы исследования были продолжены. Постепенно становилось все более очевидным то, что метеорит в бассейне Подкаменной Тунгуски никогда не падал, а накапливаемая информация давала пищу для многочисленных гипотез, пытающихся как-то объяснить события раннего утра 30 июня 1908 г.

Явления, сопровождавшие катастрофу, во многом напоминают последствия атомных взрывов: например, еще в 1927 г. экспедиция Кулика обнаружила большое количество мелких, около миллиметра в диаметре, шариков спекшегося вещества, которые были как две капли воды похожи на шарики, усеивавшие развалины Хиросимы и Нагасаки. Срезы деревьев, уцелевших по краям уничтоженной тайги, говорят об их нормальном развитии до 1908 г., тяжелой борьбе за существование в течении 30 лет с момента катастрофы и ускоренном на 20-30% развитии после 1938 г. Потомство животных, переживших произошедшую более 90 лет назад катастрофу, по сей день носит следы вырождения из-за многочисленных мутаций, неизбежно возникающих в результате ядерного облучения.

Казалось бы, все предельно ясно, но ведь в начале ХХ в. никто на Земле и не подозревал о возможности создания ядерного оружия, к тому же в зоне тунгусской катастрофы наблюдались и другие удивительные явления.

К их числу относятся, например, отмеченные очевидцами неправдоподобная тишина и изменение окраски окружающего мира - физики-теоретики в состоянии объяснить это только нарушениями нормального течения времени, которое могут возникнуть в результате работы источников антигравитации. Об изменении цвета окружающих предметов вплоть до полной черноты в ясный день не раз рассказывали очевидцы, наблюдавшие НЛО, а те, кто встречался с ними по ночам, говорили, что все вокруг объекта сияло серебристым светом, напоминающим ртуть.

Более того, при сопоставлении описаний очевидцев складывается впечатление, что в небе над Подкаменной Тунгуской встретились или столкнулись два, а может быть, и больше объектов. Но эта гипотеза не стала сенсацией, а вот предположение Александра Петровича Казанцева о том, что в 1908 г. в атмосферу Земли вторгся терпящий бедствие межпланетный корабль с ядерным двигателем, который сознательно направился в сторону безлюдного пространства и там закончил полет, буквально взорвало научную общественность. Казанцев высказал свою теорию в 1946 г., еще до появления сообщений о встречах с инопланетянами, и хотя писатель консультировался с такими светилами, как академики И.Е.Тамм и Л.Д.Ландау, и много раз обсуждал свою гипотезу с продолжателем дела Кулика - Виктором Александровичем Сытиным, идея фантаста была отвергнута учеными. Они не верили в то, что устройство, созданное в высокоцивилизованном обществе, может выйти из строя. Однако гипотезу Казанцева поддержал профессор Алексей Золотов, а академик и генеральный конструктор первых спутников Земли и космических ракет Сергей Павлович Королев в 1960 г. организовал экспедицию к месту тунгусской катастрофы, надеясь найти фрагменты взорвавшегося корабля пришельцев и исследовать их. Среди участников экспедиции был будущий космонавт Георгий Михайлович Гречко, но посланцы Королева, так же как их предшественники и последователи, не нашли в бассейне Подкаменной Тунгуски ни кусочка материалов внеземного происхождения.

Официальная наука взяла на вооружение гипотезу академика Василия Григорьевича Фесенкова, который считал причиной тунгусской катастрофы вторжение в земную атмосферу ядра небольшой кометы, взорвавшегося в воздухе. Именно это объяснение встречается в словарях и справочниках, несмотря на то, что ученый-уфолог, профессор Феликс Юрьевич Зигель доказал, что энергия тунгусского взрыва, создавшая температуру в десятки миллионов градусов, не могла возникнуть в результате разрушения метеорита или ядра кометы. Исследования кометы Галлея показали, что белые ночи, наблюдавшиеся после 30 июня 1908 г., не могли быть следствием попадания в атмосферу хвоста погибшей кометы - свечение было слишком ярким и быстро прекратилось, а в случае взрыва ядра кометы оно напоминало бы Млечный Путь и длилось бы годы.

Согласно накопленной информации и данным одной из самых результативных экспедиций на Подкаменную Тунгуску, состоявшейся летом 1996 г., картина катастрофы могла быть следующей.

В 7 часов утра 30 июня 1908 г. в атмосферу Земли ворвался большой объект, по описанию напоминающий гигантские НЛО, который, судя по оглушительному грохоту, терпел аварию. По пути он сделал несколько замеченных очевидцами зигзагов, а на высоте около 5 км примерно над Южным болотом остановился, видимо решив не садиться на землю. Зависнув, объект стал выполнять медленный разворот в пространстве на 90^ и во времени на 180^. В месте проведения маневра образовался сгусток электромагнитной энергии невиданной мощности, что выразилось в целом дожде невероятно сильных, попадавших в землю и деревья молний. При прохождении объектом нулевой точки на оси времени так же, как при преодолении самолетом звукового барьера, произошел сильный взрыв, соответствующий мгновенному выделению полной мощности двигателями неведомого корабля. Ударная волна повалила деревья, электрические разряды подожгли тайгу, вызвавшее их поле стало причиной перемагничивания пород, образования радиоактивных изотопов, шариков спекшегося вещества, мутаций растений и животных и всех остальных трудно объяснимых последствий.

А объект тем временем разогнался и вскоре вышел за пределы земной атмосферы, но его движение в обратном по отношению к нашему направлении времени привело к тому, что земные наблюдатели видели и слышали ход событий не в той последовательности, в какой они происходили на самом деле, как при просмотре кинопленки в обратном направлении. По этой причине люди сначала заметили в небе огненный шар, который снижался и затем взорвался, хотя на самом деле все было как раз наоборот.

Казалось бы, это теория полностью объясняет все обстоятельства тунгусской катастрофы и снимает все вопросы, но на самом деле их становится еще больше, чем ответов, а сибирская тайга по-прежнему ждет исследователей.

Ранним утром 30 июня 1908 года мощнейший взрыв прозвучал в районе речки Подкаменная Тунгуска. Люди, видевшие вспышку, на время ослепли - настолько яркой она была.

Мы детально проанализировали всю доступную научную литературу, в том числе и не публиковавшиеся ранее свидетельства очевидцев, которые даже не были переведены с русского на другие языки. Это позволило нам просчитать орбиту космического тела
Доктор Фоскини

На площади в тысячи квадратных километров выгорели и погибли сотни тысяч деревьев. Интересно, что они не были выкорчеваны, а просто легли - корнями к одной точке. Стволы тех, что находились совсем рядом с этой точкой, лишились ветвей и даже коры, но остались стоять вертикально.
Вспышка была настолько мощной, что вызвала пожар, уничтоживший тысячи деревьев, находившихся близко к эпицентру. Атмосферная ударная волна дважды обогнула Землю. И даже через двое суток в воздухе планеты было столько мельчайшей пыли, что в 10 тысячах километров от Тунгусски, в Лондоне, ночью можно было читать газеты.

Тот астероид был, вероятно, просто кучей мусора - как Матильда

Феномен тунгусского метеорита породил к жизни немало версий - от ядерного взрыва до самоуничтожения космического корабля инопланетной цивилизации.

В числе прочих серьезные ученые всегда разрабатывали и кометную или астероидную версию, однако против нее играл тот факт, что на месте происшествия не осталось ни кратера, ни даже небольшой воронки. Кроме того, ни одной из многочисленных экспедиций не удалось обнаружить более или менее существенных фрагментов, которые наверняка должны были сохраниться, если бы Земля столкнулась с каким бы то ни было космическим телом.

И вот теперь бригада итальянских специалистов полагает, что ей удалось найти ответ на вековой вопрос. Собрав воедино никогда ранее не учитывавшиеся свидетельства очевидцев из числа аборигенов, ученые сопоставили их с данными сейсмических станций, а также с последними исследованиями, осуществленными в зоне то ли падения, то ли взрыва.

В результате, как говорят итальянцы, они пришли к выводу, что это все-таки был астероид. Но плотность его была очень малой.

Более того, ученые считают, что знают даже, из какого района Вселенной этот астероид прилетел.

Полный развал

Важное свидетельство: направление падения деревьев

"У нас сейчас есть вполне полная картина произошедшего", - заявил Би-би-си доктор Луиджи Фоскини, один из руководителей экспедиции.

Над Подкаменной Тунгуской - именно над, то есть в воздухе, - произошел взрыв, эквивалентный по мощности 10-15 миллионам тонн тринитротолуола.

Только несколько охотников оказались в это время относительно неподалеку в этом практически необитаемом таежном районе, так что, по всей видимости, никто не погиб. Если бы подобное случилось над одной из европейских столиц, последствия были бы ужасающими: сотни тысяч могли бы лишиться жизни в одночасье.

Царское правительство Российской Империи, однако, не слишком заинтересовалось произошедшим в далекой Сибири и не отправило ученых к "полудиким" тунгусам.

Первую экспедицию, приехавшая на Подкаменную Тунгуску лишь в 1930 году, возглавлял советский геолог Л.А.Кулик. Он был поражен масштабом разрушений и отсутствием кратера. Чем не было объект, вызвавший взрыв, он наверняка прилетел из космоса и взорвался в атмосфере, решил ученый. И - развалился. Полностью.

И сегодня, почти через сто лет, ученые не имеют достоверного ответа на вопрос о том, что же произошло на самом деле. Была это комета? Астероид? Миниатюрная черная дыра?

Ни одна проба почвы, древесины или воды, взятая в этой зоне, не пролила ни луча света на то, чем был на самом деле Тунгусский метеорит.

Исследователи из нескольких итальянских университетов приезжали на Подкаменную Тунгуску несколько раз за последние несколько дней. И теперь, собрав воедино все данные, которые им удалось собрать, и сопоставив их с информацией, полученной из нескольких до сих пор не изученных источников, ученые предложили свою версию того, что произошло в 1908 году.

Вероятная орбита

Изучено более 60 тысяч деревьев

Проанализировав записи несколько сибирских сейсмостанций и сопоставив их с данными о направлении полегания стволов, они попытались вычислить траекторию падения объекта. До сих пор с целью определения точки эпицентра взрыва было изучено ни много ни мало более 60 тысяч упавших деревьев.

"Мы детально проанализировали всю доступную научную литературу, в том числе и не публиковавшиеся ранее свидетельства очевидцев, которые даже не были переведены с русского на другие языки, - говорит доктор Фоскини. - Это позволило нам просчитать орбиту космического тела".

Этот объект, как считают итальянские ученые, прилетел к Тунгусске с юго-востока со скоростью около 11 километров в секунду. Приняв эти показатели за основу, исследователи набросали вероятные траектории этого тела. Всего их оказалось - более или менее возможных - 886.

Более 80% из них, по словам ученых - могли принадлежать только астероидам, и лишь меньшинство орбит могло бы ассоциироваться с кометами. Но если все же это был астероид, то почему же он полностью развалился?

"Вероятно, этот объект был похож на астероид Матильда, который в 1997 году сфотографировал пролетавший мимо космический зонд. Матильда - это просто груда мусора с плотностью, близкой к плотности воды. То есть, если случился взрыв, то фрагменты этого астероида практически полностью растворились в атмосфере, и земли достигла только ударная волна".

100 лет назад (1908) на Землю упал Тунгусский метеорит

30 июня 1908 года около семи часов утра над обширной территорией Центральной Сибири в междуречье Нижней Тунгуски и Лены пролетел гигантский шар-болид. Его полет сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом. Взрывной волной в радиусе 40 километров был повален лес, уничтожены звери, пострадали люди. Из-за мощной световой вспышки и потока раскаленных газов возник лесной пожар, довершивший опустошение района. На огромном пространстве, ограниченном с востока Енисеем, с юга - линией «Ташкент -Ставрополь - Севастополь - север Италии-Бордо», с запада - атлантическим побережьем Европы, развернулись небывалые по масштабу и совершенно необычные световые явления, вошедшие в историю под названием «светлых ночей лета 1908 года». Облака, образовавшиеся на высоте около 80 километров, интенсивно отражали солнечные лучи, тем самым создавая эффект светлых ночей даже там, где их прежде не наблюдали. Это явление продолжалось несколько ночей. В последующие годы ученые выдвинули множество гипотез взрыва, их насчитывается около 100. Первая из них - падение гигантского метеорита. Именно его следы, начиная с 1927 года, искали в районе взрыва первые советские научные экспедиции. Но на месте происшествия не оказалось привычного метеорного кратера. Последующие экспедиции заметили, что область поваленного леса имеет характерную форму «бабочки», направленную с востока - юго-востока на запад - северо-запад. Моделирование формы этой области и расчеты с помощью ЭВМ всех обстоятельств падения показали, что взрыв произошел не при столкновении тела с земной поверхностью, а еще до этого в воздухе на высоте 5-10 километров.

Академик Владимир Фесенков, астроном по профессии, выдвинул версию столкновения Земли с кометой. Еще по одной версии, это было тело, обладавшее большой кинетической энергией, имевшее низкую плотность (ниже плотности воды), малую прочность и высокую летучесть, что привело к быстрому его разрушению и испарению в результате резкого торможения в нижних плотных слоях атмосферы. Есть и такие версии: известный писатель-фантаст Александр Казанцев описал тунгусское явление как катастрофу космического корабля, летевшего к нам с Марса; американский астроном Ла Паз, например, увидел в нем кусочек антивещества; его соотечественники - физики Альберт Джексон и Майкл Риан заявили о том, что Земля встретилась с «черной дырой»; кое-кто считает, что это был фантастический лазерный луч или оторвавшийся от Солнца кусок плазмы; французский астроном, исследователь оптических аномалий Феликс де Руа высказал предположение о том, что 30 июня 9008 года Земля, вероятно, столкнулась с облаком космической пыли. В 1965 году в книге «Понедельник начинается в субботу» писатели Аркадий и Борис Стругацкие выдвинули шуточную гипотезу о контрамотах. В ней события 1908 года объясняются обратным ходом времени, т.е. не прилетом космического корабля на Землю, а его стартом. Тысячи исследователей стремятся понять, что произошло 30 июня 1908 года в сибирской тайге. В район Тунгусской катастрофы, помимо российских экспедиций, регулярно отправляются международные экспедиции из Польши, Италии, Чехии, Германии. Но тайна Тунгусского метеорита так и остается тайной.

37 лет назад (1971) при возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата погиб экипаж космического корабля «Союз-11»

19 апреля 1971 года в СССР на космическую орбиту была выведена первая в мире орбитальная станция «Салют». К работе на ней готовились сразу три экипажа: основной (Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников), дублирующий (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) и резервный (Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев). Первым к станции в апреле 1971 года отправился экипаж Владимира Шаталова. Космонавты блестяще справились с возложенными на них обязанностями: «Союз-10» был мастерски состыкован с «Салютом». Однако перейти на станцию экипажу не пришлось. Конструктивно-технические недоработки стыковочного узла корабля «Союз» не позволили обеспечить герметичность стыковочной полости, и экипаж был вынужден вернуться на Землю. К старту стали готовиться дублеры. Все шло штатно. Но уже на Байконуре, за двое суток до старта, медики не позволили лететь в космос бортинженеру Валерию Кубасову, члену экипажа Алексея Леонова. За 10 часов до старта было принято решение о полете экипажа Георгия Добровольского.

Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах. Эксперименты, проведенные космонавтами на орбите в течение 23 дней, как и результаты работ, были уникальными. Экипаж неоднократно корректировал орбиту такого огромного космического научного комплекса, как система «Салют»-«Союз», испытывал новые приборы, предназначенные для ориентации по Солнцу и планетам. Космонавты вели медико-биологические исследования, производили спектрографирование земной поверхности, выполняли эксперименты с помощью гамма-телескопа, испытывали космическую оптику, фотографировали атмосферные образования. Они наблюдали развитие различных растений в условиях невесомости, вели навигационные измерения с помощью бортовой вычислительной машины, измеряли дозы радиации, испытывали новые средства управления космическими аппаратами, исследовали явления высокочастотного электронного резонанса в антеннах. На орбите велись неоднократные эксперименты с бортовой астрофизической обсерваторией «Орион» и многофункциональной аппаратурой «Эра». Выполнялось множество других важнейших научно-технических работ.

Но финал полета был трагическим - при возвращении на Землю экипаж погиб. Спуск «Союза-11» проходил нормально до высоты 150 километров и момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части (при этом от спускаемого аппарата кабины отходят бытовой и приборный отсеки). В момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой, который должен был сработать гораздо позже, у самой земли. Давление в спускаемом аппарате падало столь стремительно, что космонавты потеряли сознание, прежде чем смогли отстегнуть ремни и вручную закрыть дырку размером с пятикопеечную монету. Следующий корабль с двумя космонавтами уже в скафандрах стартовал только через два года. Память героев космоса достойно увековечена в истории. Прах космонавтов покоится в Кремлевской стене. Их именами названы кратеры на Луне, малые планеты Солнечной системы. Многие годы их имена носили суда Академии наук СССР. Установлены бюсты и памятные доски в местах, связанных с жизнью и деятельностью космонавтов.

67 лет назад (1941) на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13 - «катюши»

Новое оружие - реактивные минометы - советские войска получили в июле 1941 года. Народное название этих реактивных систем - «катюши». Существует несколько версий происхождение этого названия, наиболее вероятное из них связано с заводской маркой «К» завода изготовителя первых боевых машин БМ-13, а также с популярной в то время одноименной песней. В ночь на 30 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13. В начале июля была сформирована первая Отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии. Батарея была вооружена семью боевыми установками, командовал батареей капитан Иван Флеров. В 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея дала залп по захваченному противником железнодорожному узлу города Орши. В дальнейшем батарея успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. В начале октября 1941 года в составе группировки войск Западного фронта батарея оказалась в тылу немецко-фашистских войск.

При движении к линии фронта из тыла в ночь на 7 октября она попала в засаду врага под деревней Богатырь Смоленской области, большая часть личного состава батареи и Иван Флеров погибли, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины. За героизм Флеров посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск у города Рудня. В августе - сентябре 1941 года на фронт были отправлены уже 324 боевые машины БМ-13 и БМ-8. В боях под Сталинградом участвовало втрое больше реактивных установок, чем в битве под Москвой. В боях за Берлин участвовало 219 дивизионов «катюш». С осени 1941 года этим частям при формировании присваивалось звание гвардейских, что подчеркивало большое значение реактивной артиллерии и особую ответственность за выполнение боевых задач в ходе Великой Отечественной войны.

114 лет назад (1894) открыт самый знаменитый лондонский мост - Тауэр бридж

Тауэрский мост (Tower Bridge) построен инженером Хорасом Джонсом в готическом стиле. Тауэр бридж - величественный и красивый мост, его своеобразные ворота: мост проходят суда перед тем, как попасть по Темзе к центру города На его строительство было затрачено свыше одного миллиона фунтов. Мост выполняет довольно ответственную работу: в нормальном режиме по нему едет нескончаемый поток машин. А в определенные часы мост раздвигается, чтобы пропустить крупное судно. Кирпичные устои моста, имеющие высоту 60 метров, имитируют форму готических башен. Кроме разводящейся проезжей части, на мосту был устроен переход для пешеходов, поднятый на высоту 44 метра. Он служит для связи между берегами при разведенном нижнем пролете и обслуживается лестницами и лифтами внутри башен. На мосту расположены машинное отделение с гидравлическим оборудованием, сохранившимся после электрификации, пункт управления, выставки. Англичане ласково называют Тауэрский мост «стальным скелетом в каменной рубахе». За более чем сто лет существования Тауэр бридж стал визитной карточкой британской столицы. С его башен открывается потрясающий вид на город, а на его фоне любят фотографироваться туристы со всего света.

83 года назад (1925) основан заповедник «Столбы» на правом берегу Енисея

Государственный природный заповедник «Столбы» - жемчужина сибирской природы. Он раскинулся на северо-западных отрогах Восточных Саян, граничащих со Среднесибирским плоскогорьем. Основан заповедник по инициативе жителей города для сохранения природных комплексов вокруг живописных сиенитовых останцев - каменных столбов. Здесь, среди тайги, на сорока семи тысячах гектаров возвышаются скалы - утесы. Их около ста. Некоторые из них поднимаются над поверхностью земли до ста метров. Миллионы лет дожди и ветры, мороз и солнце высекали из дикого камня причудливые фигуры. Люди дали им названия: «Дед», «Большой Беркут», «Львиные ворота», «Гриф», «Перья» и другие. В заповеднике ведется большая научная работа. Учеными разрабатываются методы восстановления кедра в лесах Сибири, способы учета соболя и оценки охотничьих угодий, ставятся опыты по приручению и сохранению многочисленных животных и птиц. В естественных условиях содержится более ста характерных представителей фауны края. Красноярские «Столбы» - уникальное явление. О них написаны книги и статьи, снято множество фильмов. На «Столбах» родилось и живет уникальное движение любителей природы - столбистов, со своими традициями и своеобразным фольклором. Здесь воспитаны выдающиеся скалолазы и альпинисты. Заповедн6ик посещают тысячи туристов и экскурсантов. Канатная дорога и прекрасные горнолыжные трассы позволили открыть в Красноярске единственный в Сибири и на Дальнем Востоке всесоюзный горнолыжный маршрут.

30 июня 1908 года примерно в 7 часов 15 минут местного времени над тайгой в районе реки Подкаменная Тунгуска раздался взрыв или серия взрывов. По оценкам, произведённым позже, мощность взрыва примерно в 2000 раз превышала мощность взрыва атомной бомбы, сброшенной позднее американцами на Хиросиму.

Я ркая вспышка, которая была видна за сотни километров, подожгла тайгу, но затем мощная ударная волна потушила огонь и повалила деревья на площади более 1000 квадратных километров. Обожжённые снаружи стволы деревьев законсервировались и видны даже 100 лет спустя. Сотрясения почвы и возмущения магнитного поля Земли были зафиксированы по всему миру. В течение последующих нескольких ночей, коротких в это время, над всем северным полушарием наблюдалось разноцветное свечение неба.

За 100 прошедших лет появилось больше сотни различных гипотез произошедшего, из которых около трети основано на конкретных фактах и претендует на научность. Поскольку всё это произошло в практически незаселённом людьми районе, куда трудно было добраться, первоначальной гипотезой было падение огромного каменного или железного метеорита, судя по сотрясению земли, массой в миллионы тонн. Метеорит был назван Тунгусским.

Только в 1921 году академик В.И.Вернадский поручил исследователю метеоритов Л.А.Кулику организовать экспедицию к месту падения Тунгусского метеорита. Но в тот год добраться до места падения метеорита не удалось. И только в мае 1927 года экспедиция Кулика оказалась в эпицентре, но кратера не обнаружила. Было высказано предположение, что метеорит развалился на части при приближении к Земле, но до конца тридцатых годов несколько экспедиций так и не обнаружили никаких его обломков. Экспедициями было обнаружено, что вокруг места падения Тунгусского метеорита лес повален веером от центра, причем в центре часть деревьев осталась стоять на корню, но без ветвей.

Последующие экспедиции заметили, что область поваленного леса имеет характерную форму «бабочки», направленную с востока ‑ юго‑востока на запад ‑ северо‑запад. Общая площадь поваленного леса около 2200 квадратных километров. Моделирование формы этой области и расчеты с помощью ЭВМ всех обстоятельств падения показали, что взрыв произошел не при столкновении тела с земной поверхностью, а еще до этого в воздухе на высоте 5‑10 км.

Чтобы получить от властей деньги на последующие экспедиции и научные исследования, учёные даже высказали гипотезу, что метеорит состоял из миллионов тонн никеля, в котором очень нуждалась промышленность СССР. Было принято постановление правительства о продолжении исследований, а в 1942 году к месту падения метеорита планировалось даже протянуть железную дорогу для вывоза ценного стратегического сырья. Но началась война, Кулик ушёл на фронт, попал в плен и погиб, а экспедиции надолго прекратились.

В середине 40-х годов с развитием ядерных исследований и созданием атомной бомбы, появилась гипотеза ядерного взрыва. Её предложил после консультаций с учёными-физиками писатель-фантаст Александр Казанцев. В 1945 году он опубликовал рассказ «Взрыв», в котором описывался взорвавшийся при приближении к Земле атомный межпланетный корабль инопланетян. Но предвоенные экспедиции Кулика не обнаружили не только обломков метеорита, но и каких-либо деталей корабля.

После ядерного взрыва на земле должны остаться радиоактивные изотопы. И их состав был бы разным при реакциях деления (атомный взрыв) или синтеза (водородный взрыв). И в 50-х годах в тех местах была даже обнаружена повышенная радиоактивность. Но в пробах присутствовали и короткоживущие радиоактивные изотопы, которые не могли сохраниться в течение пятидесяти лет после взрыва. Оказалось, что это – радиоактивные осадки после проведения нами испытаний ядерного оружия.

Метеоритная гипотеза, поддержанная многими исследователями, успешно просуществовала вплоть до 1958 года. Согласно ей, Тунгусское космическое тело являлось достаточно крупным железным или каменным метеоритом. Впоследствии стало ясно, что эта точка зрения не в состоянии объяснить целый ряд явлений, наблюдавшихся как в момент катастрофы, так и после него. Прежде всего непонятно, почему метеорит взорвался подобно взрывчатке и куда исчезло его вещество. Совершенно неясно, как в этом случае могли возникнуть оптические аномалии за тысячи километров от места катастрофы. Почему в эпицентре ускорился рост растений? Как с точки зрения этой гипотезы объяснить эффект магнитной бури разыгравшейся в ионосфере сразу после взрыва?

Предлагались и совсем экзотические гипотезы произошедшего взрыва. Например, что к Земле приблизился огромный кусок антивещества. Произошла его аннигиляция с веществом с выделением огромной энергии. При этом как раз не должно остаться никаких вещественных или радиоактивных следов. Но вероятность того, что антивещество пролетело большое расстояние по нашей вселенной, состоящей из вещества, и постепенно не аннигилировало, постоянно встречаясь с космической пылью и более крупными объектами, ничтожно мала.

Была высказана и гипотеза, что в то время в Нью-Йорке Никола Тесла проводил эксперименты по сбору и концентрации энергии из мирового пространства. Но не сохранилось никаких фактов, а сам Тесла уже умер почти одновременно с Куликом.

Вместе с тем независимо от этого, интерес к метеоритной гипотезе не ослабевает и в наше время. В 1993 году группа американских ученых из НАСА и университета штата Висконсин провели расчеты, согласно которым Тунгусский метеорит мог быть небольшим каменным астероидом диаметром около 30 метров, взорвавшимся на высоте 8 километров.

Начиная с 1958 года Комитет по метеоритам АН СССР под руководством известного геохимика К.П.Флоренского проводит серию экспедиций к месту Тунгусской катастрофы. В это же время разворачиваются более чем 30-летние исследования проблемы уникальным научно-общественным коллективом КСЭ (комплексная самодеятельная экспедиция), руководимым в первые годы биофизиком Г.Ф.Плехановым, а затем микробиологом Н.В.Васильевым. Основное направление работ было связано с поиском космического вещества, изучением последствий взрыва и определением параметров траектории с последующей идентификацией космического тела. Результаты этих исследований оказались неожиданными. Во-первых, опрос более 700 очевидцев показал явное противоречие в направлении движения болида. Создавалось впечатление, что двигался не один, а несколько тел со значительным разбросом от южной до восточной траектории, хотя нет ни одного показания, где бы очевидцы наблюдали два болида одновременно. Во-вторых, тысячи проб взятые с места катастрофы показали, что общее количество вещества, распыленного в тайге, вряд ли превышало две тонны, а по оценке астронома, академика В.Г.Фесенкова, масса Тунгусского космического тела до входа в атмосферу составляла 1 млн.т. Объяснить это противоречие было непросто. Отсутствие крупных фрагментов космического вещества на месте взрыва заставило специалистов вспомнить о кометной гипотезе Ф.Уипла и И.С.Астаповича, предложенной еще в 30-е годы. Обстоятельно разработанная В.Г.Фесенковым, Г.И.Петровым, В.П.Стуловым, В.П.Коробейниковым и рядом других известных специалистов, эта гипотеза стала рабочей моделью исследователей на протяжении более 30 лет. По степени научной обоснованности она заслуживает наиболее пристального внимания. Вместе с тем начало 60-х годов ознаменовалось серьезной полемикой между сторонниками ядерной и кометной гипотез. Аргументы в пользу той или иной точки зрения можно было получить только на месте катастрофы. Для этого изучалось радиоактивность почв и растений, исследовался их изотопный и химический состав. Первые результаты полевых работ выявили полное отсутствие радиоактивного заражения местности. Последующее изучение изотопного состава, выполненное группой Е.М.Колесникова доказало не ядерную природу Тунгусского взрыва. А при послойном изучении верховых торфяников были обнаружены оплавленные силикатные и магнетитовые микрошарики космического происхождения с повышенным содержанием таких элементов как алюминий, бром, цезий, кобальт, свинец, железо, иттербий, натрий, цинк и иридий. Последний, как оказалось, является сугубо космическим элементом поскольку его содержание в земной коре относительно мало. По своему химическому составу вещество собранное с места катастрофы приближались к спектрам комет. Несомненно, это был довод в пользу кометной гипотезы. Но и она, пока не снимает всех вопросов относящихся к проблеме.

Как ни странно, но через 90 лет, прошедших с момента катастрофы, с полной уверенностью говорить о правомерности какой - либо гипотезы преждевременно, так как ни одна из представленных к настоящему времени точек зрения не в состоянии объяснить весь комплекс явлений, сопровождавших Тунгусский взрыв. В этом, собственно, и заключается основной парадокс проблемы. Кто бы не брался за ее решение, он обязательно «споткнется» на одном из перечисленных ниже фактов, бесспорно имеющих прямое отношение к Тунгусской катастрофе:

1. Пролет космического тела в атмосфере Земли 30 июня 1908 года;
2. Высотный взрыв в районе с географическими координатами 60° 53 северной широты и 101° 53 восточной долготы;
3. Воздушная волна;
4. Повал леса в районе взрыва;
5. Ожог деревьев в эпицентре;
6. Сейсмические явления;
7. Магнитное возмущение в ионосфере;
8. Атмосферные оптические аномалии, наблюдавшиеся в западной части евроазиатского континента.

Сегодня существуют десятки гипотез, предлагающих различные сценарии катастрофы. Красноярский исследователь Д.Тимофеев предполагает, что взрыв произошел из-за детонации природного газа, подожженного влетевшим в атмосферу метеоритом. Физики М.Дмитриев и В.Журавлев объясняют события 1908 года прорывом сгустка солнечной плазмы, вызвавшим образование, а затем взрыв нескольких тысяч шаровых молний с объемом в четверть кубического километра. По мнению американских ученых М.Джексона и М.Риана, разрушения в сибирской тайге в 1908 году были вызваны столкновением Земли с «черной дырой».

Московский физик А.Ольховатов твердо убежден, что Тунгусское событие - разновидность необычного земного землетрясения. Не менее странным объяснением является взрыв НЛО, вылет из под земли гравиоболида и взрыв «информационных контейнеров». Подобные гипотезы интересны лишь своей необычностью, но к решению проблемы, увы, нас не приближают.

Неоднократно предпринимались попытки связать тунгусское явление с какими-либо необъяснимыми находками вблизи места взрыва и за его пределами. В последнее время к ним относились: загадочный Патомский кратер, находящийся на севере Иркутской области; необычные камни, найденные в 1993 году под г.

Красноярском Ю.Лавбиным; загадочное по своему составу «вашское железо» обнаруженное в 1976 году в Коми АССР; «Чертово кладбище» под с. Кежмой на реке Ангаре; необычный взрыв в Сасово. Все эти утверждения страдают одним общим недостатком - незнанием фактического материала, относящегося к событиям 1908 года. Видимо, из-за желания мыслящего человека собирать калейдоскоп событий, происходящих вокруг него, в нечто целое, мы станем свидетелями еще множества подобных сообщений…

Еще по одной версии, с Землей столкнулось тело, обладавшее большой кинетической энергией, но имевшее низкую плотность (ниже плотности воды), малую прочность и высокую летучесть, что привело к быстрому его разрушению и испарению в результате резкого торможения в нижних плотных слоях атмосферы. Таким телом могла быть комета, состоящая из замерзшей воды и газов в виде «снега», с вкрапленными тугоплавкими частицами.

В 1988 году участники научно‑исследовательской экспедиции Сибирского общественного фонда «Тунгусский космический феномен» под руководством члена‑корреспондента Петровской академии наук и искусств (Санкт‑Петербург) Юрия Лавбина обнаружили недалеко от Ванавары металлические стержни. Лавбин выдвинул свою версию случившегося ‑ из космоса на нашу планету надвигалась огромнейшая комета. Об этом стало известно какой‑то высокоразвитой цивилизации космоса. Инопланетяне, чтобы спасти Землю от глобальной катастрофы, выслали свой дозорный космический корабль. Он должен был расколоть комету. Но, к сожалению, атака мощнейшего космического тела оказалась не совсем удачной для корабля. Правда, ядро кометы рассыпалось на несколько осколков. Некоторые из них попали на Землю, а большая часть их прошла мимо нашей планеты. Земляне были спасены, но один из осколков повредил атакующий инопланетный корабль, и тот совершил вынужденную посадку на Землю. Впоследствии экипаж корабля отремонтировал свою машину и благополучно покинул нашу планету, оставив на ней вышедшие из строя блоки, остатки которых и были найдены экспедицией к месту катастрофы.

За долгие годы поисков обломков космического пришельца члены различных экспедиций в общей сложности обнаружили на территории катастрофы 12 широких отверстий конической формы. На какую глубину они уходят, никто не знает, так как их никто даже не пытался изучать. Однако недавно исследователи впервые задумались над происхождением отверстий и картиной повала деревьев в районе катаклизма. По всем известным теориям и по самой практике, поваленные стволы должны лежать параллельными рядами. А тут они лежат явно антинаучно. Значит, и взрыв был не классическим, а каким‑то совершенно неведомым науке. Все эти факты позволили геофизикам вполне обоснованно предположить, что тщательное изучение конических отверстий в земле прольет свет на сибирскую тайну. Некоторые же ученые уже стали высказывать мысль о земном происхождении феномена.

В 2006 году, по сообщению президента фонда «Тунгусский космический феномен» Юрия Лавбина, в районе реки Подкаменная Тунгуска на месте падения Тунгусского метеорита красноярские исследователи обнаружили кварцевые булыжники с загадочными письменами. По мнению исследователей, странные знаки нанесены на поверхность кварца техногенным образом, предположительно с помощью воздействия плазмы. Анализы булыжников кварца, которые исследовались в Красноярске и в Москве, показали, что кварц содержит примеси космических веществ, которые не могут быть получены на Земле. Исследования подтвердили, что булыжники являются артефактами: многие из них представляют собой «срощенные» слои пластин, на каждый из которых нанесены знаки неизвестного алфавита. По гипотезе Лавбина, кварцевые булыжники ‑ осколки информационного контейнера, отправленного на нашу планету внеземной цивилизацией и взорвавшегося в результате неудачного приземления.

Тунгусская катастрофа относится к числу хорошо изученных, но вместе с тем к одному из самых загадочных явлений ХХ столетия. В определенной степени нам повезло, мы стали свидетелями редкого (в истории человечества) события. На первый взгляд создается впечатление полной ясности. А с другой стороны, десятки экспедиций, сотни научных статей, тысячи исследователей, полсотни точек зрения, смогли лишь приумножить знания о ней, но не ответить на в общем-то простой вопрос: что же это было?

Несомненно, одно: тунгусская тайга хранит еще много неразгаданных тайн. Загадок в ней более чем достаточно. Хотя бы что собой представляет кратер, найденный в 1994 году за эпицентром взрыва на продолжении траектории? Где находится «сухая речка» борозда, описанная эвенками-охотниками? Каким образом возникли кратеры, обнаруженные Л.А.Куликом и исчезнувшие в наше время? Какова природа магнитной бури, последовавшей после взрыва? Почему же Тунгусский метеорит взорвался подобно самой мощной взрывчатке? Что это за странное космическое вещество и куда оно исчезло? Не менее интересно выяснить, по какой же траектории летел Тунгусский болид. Но самая удивительная тайна - почему тысячи исследователей стремятся понять, что произошло 30 июня 1908 года в сибирской тайге.

9 октября 1995 года по постановлению Правительства РФ учрежден государственный природный заповедник «Тунгусский» общей площадью в 296 562 га. Территория его уникальна. Она выделяется среди других заповедников и заказников мира тем, что это единственный на земном шаре район, дающий возможность непосредственного изучения экологических последствий космических катастроф.

В Тунгусском заповеднике, ввиду уникальности события 1908 года, в порядке исключения разрешена ограниченная туристическая деятельность с целью экологического просвещения населения, ознакомления с красивыми природными объектами заповедника, местом падения Тунгусского метеорита. Существует три эколого‑просветительских маршрута. Два из них водные, по живописнейшим рекам Кимчу и Хушма, третий ‑ пеший по «тропе Кулика» ‑ знаменитый маршрут первооткрывателя места катастрофы Тунгусского метеорита.

Видео в тему:

Версия тунгусского взрыва

Ни для кого не секрет, что каждый год в район Подкаменной Тунгуски отправляются экспедиции для изучения этого странного явления. Ученым удалось довольно точно ответить на вопрос: «Как это было?». Но ответа на вопрос: «Что это было?» по-прежнему нет. Комета, метеорит, черная дыра, сигнал из космоса, плазмоид, результат землетрясения, крушение корабля инопланетян – вот лишь некоторые из версий катастрофы, случившейся в Тунгусской тайге в начале 20-го века.

«Искатели», изучив все предположения и доводы, выдвинут свою версию события, детали которой вы сможете узнать из программы.

No related links found

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!