Виды картин кроме пейзажей натюрмортов и портретов. Что такое натюрморт

Натюрморт в живописи - изображения статичных неживых предметов, объединенных в единый ансамбль. Натюрморт может быть представлен как независимое полотно, но иногда становится частью композиции жанровой сцены или целой картины.

Что такое натюрморт?

Такая живопись выражается в субъективном отношении человека к миру. Это показывает присущее мастеру понимание красоты, которая становится воплощением общественных ценностей и эстетическим идеалом времени. Натюрморт в живописи постепенно трансформировался в отдельный значимый жанр. Этот процесс занял не одну сотню лет, а каждое новое поколение художников понимало полотна и цвет согласно веяниям эпохи.

Толстые слои краски на лимонах на левом переднем плане придают этим объектам тактильное качество, усиливаемое светом, отскакивающим от небольших кусков вдоль их поверхности. Крайн подчеркивает линии для создания острых краев, таких как четкие контуры винограда, которые кажутся сочными и съедобными благодаря своей щедрой форме и их соблазнительной блеск, которая скатится к зрителю.

Благодаря аккуратному и точному применению краски и относительно невидимым переходам между мазками, Крейн устраняет доказательство своей руки и достигает иллюзии реализма. Голландская любовь к микроскопическому натурализму и замечательное внимание к деталям проявляется не только в точном изображении различных форм и текстур, но и в точном представлении локальных цветов, которые делают объекты такими же, как если бы они были найдены в природе. Палитра Крейна состоит из глубокой зелени, ярких желтых, приглушенных красных и охры; все цвета распределяются равномерно по всей композиции, создавая ощущение равновесия и гармонии.

Роль натюрморта в композиции картины никогда не исчерпывается простой информацией, случайным дополнением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы могут принимать более или менее активное участие в создании композиции или отельного образа, заслоняя ту или иную цель. Натюрморт в живописи как самостоятельный жанр призван достоверно передавать красоту вещей, ежедневно окружающих человека.

Красный и желтый создают яркий контраст и выделяются на фоне простой. Яркий свет придает дополнительное сияние и насыщает эти основные цвета, заставляя их двигаться дальше, пока охры и сдержанная зелень отступают. Этот эффект создает убедительное ощущение полной размерности пространства и концентрирует наше внимание на самых ярких объектах, в частности на лимонах и занавесках, раскрывающих сельскую местность. Цвет и тональное качество стены и ландшафта одинаковы, поэтому они плавно растворяются друг в друге.

Монохроматический ландшафт обеспечивает, чтобы глаза держались внутри комнаты, а не блуждали по окну. Тем не менее, красный занавес постоянно отвлекает внимание от предметов на столе и в сельской местности; наши глаза беспокойно блуждают по изобразительному самолёту, находя наслаждение во всем, что изобразил художник.

Иногда отдельная деталь или элемент вдруг приобретает глубокое значение, получает свой собственный смысл и звучание.

История


Как старый и почитаемый жанр натюрморт в живописи знавал взлеты и головокружительные падения. Суровый, аскетичный и минималистичный помогал создавать бессмертные монументальные обобщенные возвышенно-героические образы. Скульпторы с необычайной выразительностью наслаждались изображением отдельных объектов. Виды натюрморта в живописи и всевозможные классификации зародились в период становления искусствоведения, хотя полотна существовали задолго до написания первого учебника.

Композиция является когерентной, и этот синтез достигается благодаря сбалансированному распределению цветов и аккуратным перекрытиям. Взгляд на пейзаж, который простирается далеко от плоскости изображения, еще больше усиливает это чувство открытости. В то же время свисающая лимонная цедра, маленькое серебряное блюдо и устричный сок на дальнем плане выходят в наше пространство, вытягивая зрителя в размерность художественных работ и тем самым создавая большее ощущение непосредственности и участия в образ.

Натюрморт с мнимым видом иллюстрирует традиционную презентацию и центральные темы того времени; он предоставляет возможности других произведений искусства того периода настолько, что он был первоначально отнесен к другому художнику Яну Дэвидсу де Хеме, который, скорее всего, оказал решающее влияние на стиль Крейна. Другие тропы стиля Де Хейма - блестящие цвета, «потрясающее количество», просторная композиция и аналитическое лечение - также проявляются в живописи Крейна, а также увлечение эффектами света и рендеринга текстур, которые поглощают не только Де Хейм, но и большинство художников в то время.

Иконописные традиции и натюрморты

В древней русской иконописи большую роль играли те немногие вещи, которые художник осмеливался внести в строгий лаконизм канонических произведений. Они способствуют проявлению всего непосредственного и демонстрируют выражение чувств в работе, посвященной абстрактному или мифологическому сюжету.

Как и другие картины натюрмортов 17 века, натюрморт Крейна с мнимым видом изображает объекты редкости, которые только что были представлены в Нидерландах и включены сюда для их новизны. Импортированные лимоны, устрицы, венецианское стекло, столовое серебро, бархат и шелковые драпировки обычно встречались в банкетных кусках. Погруженные в атмосферу роскоши, эти изображения дорогих предметов праздновали процветание и изобилие. В «Смысл вещей: по мотивам голландского натюрморта» искусствовед Элизабет Алиса Хониг описывает этот тип изображений как «картину как музей» - гордые проявления редких и ценных предметов, собранных художником.

Виды натюрморта в живописи существуют отдельно от иконописных произведений, хотя строгий канон и не запрещает изображение некоторых предметов, присущих жанру.

Ренессанс натюрморта

Тем не менее, большую роль играют произведения XV-XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец впервые обратил внимание на мир вокруг себя, стремился определить значение каждого элемента на службе человечества.

Учитывая, что то, что мы видим в работах, не является правдоподобной пищей, и что продукты питания относятся к разным сезонам, справедливо предположить, что на картине просто появляется коллекция товаров. Другие ученые, однако, выступали за различные виды чтения, в которых картины натюрморта, такие как «Крейн», - это не просто представления о предметах, которыми можно восхищаться, но и приглашение для их потребления и совместного использования. Рассматривая мотивы за банкетными кусками, следует также отметить, что они позволили художникам продемонстрировать свои дотошные технические навыки и поэтому были, возможно, «созданы не для публики, а для самого художника, точнее ради проблем, связанных с лечением, а не с предметом».

Современная живопись, натюрморт как популярный и любимый жанр зародились в период Триченто. Бытовые предметы приобрели определенное благородство и значимость владельца, которому они служили. На больших полотнах натюрморт, как правило, выглядит весьма скромно и неброско - стеклянная банка с водой, серебро изящной вазы или нежные лилии на тонких стеблях чаще ютились в темном углу картины, как бедные и позабытые родственники.

Музей искусств Толедо, Толедо, Огайо. Как и у Крейна, на этом изображении изображено множество экзотических и дорогих предметов. Образ также разделяет очень похожие композиционные и формальные элементы с натюрмотом Крейна: одна и та же траектория света; диагональная линия отходит от верхнего правого к левому нижнему; расположение плетеной корзины и скатерти и т.д.

Хотя натюрморты часто рассматриваются как просто декоративная и просто прагматичная документация по каждодневному голландскому опыту, есть причины продвигать еще один вид чтения - тот, который предлагает большую символическую ценность. Художник-искусствовед Герберт Фюрст пишет: Идеи, обычно составляющие составные части таких натюрмортных композиций, естественно делятся на две категории: те, которые связаны с миром и множеством, дорогостоящей пищей и высокой жизнью, и те, которые связаны с их противоположностями - бережливость, умерщвление, война и смерть.

Тем не менее, в образе прекрасных и близких вещей было столько любви в стихотворной форме, что современная живопись, натюрморт и его роль в ней уже несмело проглядывали через прорехи пейзажей и тяжелые портьеры жанровых сцен.

Переломный момент

Субъекты получили реальный элемент в картинах и новое значение в 17-м веке - в эпоху, когда преобладал и доминировал натюрморт с цветами. Живопись такого рода приобрела многочисленных поклонников среди дворянства и духовенства. В сложных композициях с выраженной литературной сюжетной линией сцены получили свое место наряду с главными героями. Анализируя произведения эпохи, легко заметить, что важная роль натюрморта аналогичным образом проявилась в литературе, театре и скульптуре. Вещи начали «действовать» и «жить» в этих работах - их показывали как главных героев, демонстрируя самые лучшие и выгодные стороны предметов.

Половина очищенных лимонов, которые фигурировали на большинстве банкетных кусков, были, например, сказаны: «служить призывом к умеренности, предупреждая, что жизнь не только сладкая, но и кислая», в то время как устрицы как афродизиаки символизируют преходящий характер чувственного желания. Рассматриваемые как таковые, эти объекты представляют собой земные удовольствия, но также ссылаются на их эфемерную природу. Этот тип анализа защищает аллегорический смысл, когда изображение выражает абстрактные философские идеи, а не просто изображение реальности и мастерства.

Объекты искусства, сделанные трудолюбивыми и талантливыми мастерами, несут на себе личностный отпечаток мыслей, желаний, влечений конкретного человека. живопись лучше всех психологических тестов помогают отследить психоэмоциональное состояние и достичь внутренней гармонии и целостности.

Вещи преданно служат человеку, перенимая его восторг предметами быта и вдохновляя владельцев на приобретение новых красивых, изящных мелочей.

Он функционирует как посредник чувств и эмоциональной эффективности и предлагает нам выйти за пределы сразу увиденного. Авраам ван Бейерен, «Натюрморт с серебряной винной баней и отраженный портрет художника», «Как Клаус», Ван Бейер был очарован оптическими иллюзиями и отражением объектов на блестящих поверхностях.

Чтобы понять символический смысл и цель этих образов, нужно учитывать рынок, на котором они были созданы. Участники среднего класса теперь были в состоянии купить художественные работы и при условии, что этот класс был значительно большим, количество произведенных картин тоже было. Вместо того, чтобы вводить в эксплуатацию, сначала были сделаны картины, а затем продавались «дешево на ярмарках, аукционах и лотереях, которые стали все более популярными». Новые владельцы разместили свои картины в частных домах и искали меньшие размеры, что объясняет популярность натюрмортов.

Фламандский ренессанс

Живопись гуашью, натюрморт как жанр люди приняли не сразу. История появления, развития и повсеместного внедрения различных идей и принципов служит напоминанием о постоянном развитии мысли. Натюрморт стал известен и вошел в моду в середине 17-го столетия. жанра началась в Нидерландах, яркой и праздничной Фландрии, где сама природа располагает к красоте и веселью.

Возможно, в этих небольших частных местах натюрморты действительно имели чисто красочную и декоративную цель, поскольку голландцы оценили техническую ловкость и были действительно очарованы чудесными объектами, которые эти изображения так умело изображали. Более того, картины имели способность сохранять и увековечивать эти иначе преходящие объекты, откладывая «гниль бесконечно» и позволяя непрерывное визуальное, если не ощутимое наслаждение. В то время как внезапное процветание вызвало «усиленную страсть к так называемым хорошим вещам в жизни», тревога о моральных последствиях богатства также возросла, и умеренность искала как «вездесущий идеал».

Живопись гуашью, натюрморты пышным цветом расцвели во времена грандиозных перемен, полнейшей смены политических, общественных и религиозных институтов.

Фландрское течение

Буржуазное направление развития Фландрии стало новинкой и прогрессом для всей Европы. Перемены в политической жизни привели к аналогичным нововведениям в культуре - открывшиеся перед деятелями искусства горизонты теперь не ограничивались религиозными запретами и не поддерживались соответствующими традициями.

В такой атмосфере красочные и визуально вызывающие воспоминания образы служили как для восхищения глаз, так и для трезвого предупреждения о скоротечности мирских владений и удовольствий и «пустоты материального преследования». И изобилие, и срочность можно обнаружить в Натюрморт Крейна с мнимым взглядом - богатый и приятный праздник внезапно прервался против воли человека, предлагая как мимолетную природу наслаждения, так и неспособность человека предотвратить его прохождение. В то же время обширный ландшафт на заднем плане с каналами, вытекающими из неизвестного, подразумевает незначительность материальных объектов по сравнению с возвышенным в природе.

Натюрморт как стал флагманом нового искусства, воспевавшего все естественное, яркое и прекрасное. Строгие каноны католицизма более не сдерживали полет фантазии и любознательность живописцев, а потому наряду с искусством начали развиваться наука и технологии.

Обычные бытовые вещи и предметы, ранее считавшиеся низменными и недостойными упоминания, в одночасье вознеслись до объектов пристального изучения. Декоративная живопись, натюрморт и пейзажи стали настоящим зеркалом жизни - повседневного распорядка, рациона, культуры, представлений о прекрасном.

Несомненно, что Крейн, как и другие художники своей эпохи, нашел большой интерес и мотивацию в формальных аспектах изобразительного искусства - проявление мастерства и изобразительного реализма, - но его образ также носит более широкий аллегорический контент, парадигматический характер голландского 17-го века живопись и, следовательно, одинаково читабельна для зрителей.

Натюрморты, которые были построены с помощью этих объектов, таким образом, вызвали ощущения и интересы, о которых сегодня не может знать случайный наблюдатель сегодня. Мариет Вестерманн, 2-е издание. Салливан предлагает: «Богатая и роскошная договоренность имела в виду не только привлекать и восхищать покровителя, но и напоминать ему о скоротечности человеческой жизни и тщеславия». Национальная галерея искусств Вашингтон.

Свойства жанра

Именно отсюда, из сознательного, углубленного изучения окружающего мира развился отдельный жанр бытовой живописи, пейзажа, натюрморта.

Искусство, обретшее определенные каноны в 17-м веке, определило основное качество жанра. Картина, посвященная миру вещей, описывает основные свойства, присущие объектам, которые окружают человека, показывает отношение мастера и его гипотетического современника к тому, что показано, выражает характер и полноту знаний о действительности. Художник обязательно передавал материальное существование вещей, их объем, вес, фактуры, цвета, функциональное назначение предметов быта и их жизненную связь с деятельностью человека.

Художники в Голландской Республике в 17 веке подтолкнули возможности искусства далеко за пределы предыдущих пределов. Они внимательно наблюдали за видимым миром и осваивали методы его представления. Они нашли новые значения в старых историях - мифические, исторические и библейские, и поставленные и переделанные сцены из повседневной человеческой комедии.

Они предлагают множество тем для исследования, например, о том, что говорят о них одежда и нравы людей в картинах; слава их садов и то, что художники предполагали, изображая их; ввоз дорогих раритетов, таких как лимоны, и то, что он говорит о голландском обществе; и более. Двери открываются за час до каждой лекции.

Задачи и проблемы натюрморта

Декоративная живопись, натюрморт и бытовые сцены впитали в себя новые тенденции эпохи - уход от канонов и одновременное сохранение консервативного натурализма изображения.

Натюрморт революционной эпохи времен полной победы буржуазии отражает уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду простых ремесленников, преклонение перед прекрасными образами красоты.

Лучшим современным введением в голландское искусство является Мариет Вестерманн. Также настоятельно рекомендуется Боб Хаак «Золотой век: голландские художники семнадцатого века». Этот огромный, богато иллюстрированный опрос по-прежнему остается лучшей книгой по этому вопросу, хотя в настоящее время он выходит из печати.

Пища для размышлений: Питер Клеш. и голландский натюрморт

Голландцы славятся натюрмортами. Они начались с трезвых аранжировок объектов, отобранных, чтобы напомнить зрителям о краткости жизни, что можно увидеть в ранних работах пионера Питера Клеша. Позднее художники стали рисовать роскошные композиции дорогих предметов, которые отражают доверие и гордость Золотого Века. Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес, и специалист по голландским живописелям, исследует мотивы живописи натюрморта и вероятные ответы зрителей 17-го века.

Сформулированные в 17-м веке проблемы и задачи жанра в целом не обсуждались в европейских школах вплоть до середины 19-го в. Между тем художники постоянно ставили перед собой новые и новые задачи, а не продолжали механически воспроизводить готовые композиционные решения и цветовые схемы.

Современные полотна

Фото натюрмортов для живописи, подготовленных в современных студиях, наглядно демонстрируют разницу между восприятием мира современником и человеком средних веков. Динамика объектов сегодня превосходит все мыслимые пределы, а статика предметов была нормой для того времени. Колористические комбинации 17-го века отличаются яркостью и чистотой цвета. Насыщенные оттенки гармонично вписываются в композицию и подчеркивают задумку и идею художника. Отсутствие любых канонов не лучшим образом повлияло на натюрморты 20-21-го веков, иногда поражающие воображение своей неприглядностью или нарочитой пестротой.

Методы решения проблем натюрморта стремительно меняются каждое десятилетие, способы и техника не успевают за фантазией признанных и не очень мастеров.

Ценность сегодняшних полотен состоит в выражении реальности глазами художников-современников; посредством воплощения на холсте возникают новые миры, которые смогут многое рассказать о своих создателях людям будущего.

Влияние импрессионизма

Следующей вехой истории натюрмортов стал импрессионизм. Вся эволюция направления отразилась на композициях через цвета, технику и понимание пространства. Последние романтики тысячелетия переносили на холст жизнь, как она есть - быстрые, яркие штрихи и выразительные детали стали краеугольными камнями стиля.

Живопись, натюрморты современных художников непременно несут в себе отпечаток вдохновителей-импрессионистов посредством цвета, способов и техник изображения.

Отход от стандартных канонов классицизма - трех планов, центральной композиции и исторических героев - позволил художникам развить собственное восприятие цвета и света, а также доступно и наглядно продемонстрировать свободный полет эмоций зрителям.

Основные задачи импрессионистов - изменение живописной техники и психологического содержания картины. И сегодня, даже зная обстановку той эпохи, трудно найти правильный ответ на вопрос о том, почему импрессионистские пейзажи, такие же радостные и бесхитростные, как стихи, вызывали резкое неприятие и грубые насмешки переборчивых критиков и просвещенной публики.

Импрессионистская живопись не вписалась в рамки общепринятого, поэтому натюрморты и пейзажи воспринимались как что-то вульгарное, недостойное признания наряду с прочими отбросами высокого искусства.

Художественная выставка, ставшая своеобразной миссионерской деятельностью для известных художников того времени, смогла достучаться до сердец и продемонстрировать красоту и изящество Изображения предметов и объектов всеми доступными средствами стали привычным делом даже в стенах грозных заведений, исповедующих одни лишь принципы классического искусства. Триумфальное шествие натюрмортов не прекращается с конца 19-го века, а разнообразие жанров и техник сегодня позволяет не бояться любых экспериментов с цветом, фактурами и материалами.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Натюрморт, жанр изобразительного искусства

В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа , Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма , для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо , X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Канольдт в Германии , Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова , И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской , И. Е. Репин , В. И. Суриков , В. Д. Поленов , И. И. Левитан ; подсобное значение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины . Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. (М. А. Врубель , В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга "Голубой розы "; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров "Бубнового валета " (П. П. Кончаловский , И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма , обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности в обострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических "революционных" натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками "вещь" через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг. значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенности современные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта в союзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной "предметности" изображения, эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников 70-х - начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.).

Лит.: Б. Р. Виппер, Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань , 1922; Ю. И. Кузнецов, Западноевропейский натюрморт, Л.-М., 1966; М. М. Ракова, Русский натюрморт конца XIX - начала XX в., М., 1970; И. Н. Пружан, В. А. Пушкарев, Натюрморт в русской и советской живописи. Л., ; Ю. Я. Герчук, Живые вещи, М., 1977; Натюрморт в европейской живописи XVI - начала XX века. Каталог, М., 1984; Sterling Ch., La nature morte de l"antiquitй а nos jours, P., 1952; Dorf B., Introduction to still-life and flower painting, L., 1976; Ryan A., Still-life painting techniques, L., 1978.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!