Усиление реакции в европе. Из труда современного историка

Вопрос 01. В чём состояли причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х гг.? Охарактеризуйте политику федерального центра в сложившихся условиях.

Ответ. Стремление многих народов к самоопределению проявилось со всей силой ещё во время «перестройки» по следующим причина:

1) негибкая советская национальная политика, продолжавшаяся долгие десятилетия;

2) стремление местных национальных лидеров к самостоятельной власти (если нельзя добиться власть в центре, нужно добиться независимости от центра);

3) деятельность национальных интеллигенций в годы перестройки, которые именно так понимали свободу и десталинизацию;

4) пример многих республик СССР, национальной независимости добившихся относительно легко.

Эти причины продолжали действовать и в Российской фередации, причём борьба стала принимать насильственные формы, в некоторых местах, например, в Чечне, начались откровенные притеснения русского населения. Федеральное правительство, положительно относившееся к выходу России из состава СССР крайне отрицательно относилось к выходу национальных автономий из состава России. Предотвращался такой выход всеми возможными способами от подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года до ввода войск (имеется в виду Чечня).

Вопрос 02. В чём суть чеченской проблемы? Какие тенденции и противоречия развития Российской Федерации она отражает?

Ответ. Чечня считала себя независимым государством и фактически была таковым со своим правительством и силовыми структурами. Однако формально независимость Чечни не была признана ни одной страной мира, не была она признана и Россией, потому государственной границы между ними не существовало, из-за чего Чечня превратилась в перевалочный пункт международной торговли наркотиками, оружием, нелегального ввоза и вывоза товаров из России. Усугубляло положение и то, что русское население в Чечне откровенно притесняли, терроризировали, вынуждая бежать. Это наглядно показывает проблему обострения межнациональных конфликтов в России, а вернее ненависти к русским, расселение которых стали считать ярким показателем имперской политики России (и царской, и советской) по угнетению национальных окраин.

Вопрос 03. Охарактеризуйте президентские выборы 1996 г. и их результат. Почему, на ваш взгляд, Б.Н. Ельцину удалось добиться победы?

Ответ. Накануне выборов опросы пророчили победу депутату от коммунистической партии Г.А. Зюганову (большинство в парламенте уже составляли коммунисты). Возникла угроза деприватизации (новой национализации), возможно безвозмездной. В этих условиях олигархи, больше всего выигравшие от приватизации, за несколько лет сколотившие благодаря ей огромные состояния поддержали Б.Н. Ельцина. Пользуясь затруднительным финансовым положением многих СМИ, они скупили большую их часть, создав крупные медиахолдинги. Используя СМИ, они смогли убедить избирателей, что есть только две альтернативы: или А.Г. Зюганов, то есть возвращение к советскому прошлому с пустыми полками магазинов и тотальным идеологическим контролем, или Б.Н. Ельцин, то есть продолжение реформ. Кандидаты, которые могли бы составить третью альтернативу имели небольшой доступ к избирателям, но всё же имели его, однако не смогли им должным образом воспользоваться. Лозунгом предвыборной компании было «Голосуй сердцем!». И действительно кандидаты не предлагали внятных программ по разрешению сложившихся проблем с предполагаемыми преимуществами и конкретными путями достижения этих преимуществ, они все хотели понравиться избирателям как личности. В итоге несмотря на обилие кандидатов реально страна действительно голосовала за возвращение к состоянию до 1991 года (то есть за А.Г. Зюганова), либо против такого возврата (то есть за Б.Н. Ельцина), и большинство выбрало второе.

Вопрос 04. Каким было экономическое положение России после выборов 1996 г.? Каковы были последствия дефолта 1998 г.?

Ответ. Экономическое положение после выборов всё более ухудшалось. Безработица росла, многим работавших зарплаты задерживали на многие месяцы. От 22 до 40% граждан по разным оценкам находилось за чертой бедности. Дефолт 1998 года сделал ситуацию ещё хуже. Резко выросли цены при том, что зарплаты остались прежними. Разорились многие мелкие предприниматели, что ещё больше усугубило социальную напряжённость. При этом финансовые проблемы правительства дефолт не решил.

Вопрос 05. Охарактеризуйте политическую обстановку в стране в конце XX в.

Ответ. В конце ХХ века политическая обстановка была нестабильной. Здоровье президента становилось всё хуже, возникали сомнения, в состоянии ли он управлять страной. Всё громче раздавались голоса, что вся власть на самом деле находиться в руках «семьи» (союза олигархов во главе с дочерью Б.Н. Ельцина). Президент постоянно менял правительства (рекорд побил кабинет С.В. Степашина, продержавшийся менее 100 дней).

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы: крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений.

План урока:

1. Император Николай I

2. «Апогей самодержавия». Усиление роли чиновничества.

3. Идеология «официальной народности».

4. А.Бенкендорф.

5. Попытки решения крестьянского вопроса.

6. Мрачное семилетие - «закрытие» страны.

Основные понятия: самодержавие, централизация и бюрократизация государственной власти.

Основные умения: работать с хронологией, соотносить даты событий отечественной истории с тем или иным веком; работать с историческими источниками России XIX в.; проводить поиск информации в историческом документе (в соответствии с заданием); использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе о событиях отечественной истории; сравнивать свидетельства разных источников (о событии, человеке, памятнике культуры), показывать, чем они отличаются; описывать (реконструировать) исторические события, памятники культуры, рассказывать (устно) о важнейших событиях отечественной истории XIX в., их участниках, показывая знание соответствующих дат и фактов, умение пользоваться историческими терминами.

Этапы урока

1. Актуализация знаний

Назовите монархии и республики середины XIX века. Какие изменения проходили в политической жизни европейских стран, США, Японии в середине XIX века?

Каковы были этапы правления Александра I? Как и почему от попыток реформирования страны государь постепенно переходил к ее подмораживанию, осознавая невозможность радикальных изменений (ликвидации крепостного права, ограничения самодержавия)?

2. Постановка проблемы

Обратим внимание на то, что политическая жизнь государств Европы, США в XIX веке развивалась в направлении демократизации общества, что уже в 30-е годы XIX века там отмечаются элементы формирования гражданского общества. Как изменилось общество и государство во времена Николая I по сравнению с правлением Александра I:

Вариант 1. К усилению свобод, либеральных начал в обществе?

Вариант 2. К усилению реакции в стране?

Каковы причины усиления реакции в стране? В чем это выразилось?

3. Исследование вопроса

Император Николай I

Целесообразно обратить внимание учащихся на то, в каких условиях принял власть Александр I и как Николай I. И если царствование Александра I началось с крови, пролитой его отцом, то царствование Николая Павловича началось с крови дворянской. Одна из первых проблем, с которой столкнулся император, была проблема декабристов. Его первые шаги - репрессии против декабристов, реорганизация тайной полиции, создание III отделения, расправа с инакомыслящими, слежка за литераторами. Николай был твердо уверен, что 14 декабря он спас Россию от неминуемой гибели. Всех он покарал одинаково беспощадно. И Пестеля, которого считал исчадием ада, и Рылеева, которого он сам признавал в высшей степени чистой и возвышенной личностью, и семье которого оказал немалую материальную поддержку.

Обратим внимание на отличие «Манифестов» на восшествие на престол Александра I и Николая I. При этом используется текст учебника, где представлены эти документы.

Вспомните мысль поэта и философа А.С.Хомякова, одного из теоретиков славянофильства, предсказывавшего реформаторское правление Александра II: «В России хорошие и дурные правители чередуются через одного: ...Павел I плохой, Александр I хороший, Николай I плохой, этот будет хороший». Начало правления Николая I, неожиданно занявшего престол, покрытый кровью восстания декабристов, вызвало ужас». Историк В.О.Ключевский так характеризовал самодержцев XIX века: «Вырождение авторитета сыновей Павла... Павловичи стали популярничать... Увидев Павловичей вблизи, народ перестал их считать богами, но не перестал бояться их за жандармов. Образы, пугавшие воображение, стали теперь пугать нервы. С Александра III, с его детей вырождение нравственное сопровождается и физическим...»

Неверно характеризовать Николая I как отрицательную либо как положительную личность. Он совмещал в себе разные свойства, вызывавшие разные чувства у современников, разные оценки потомков и исследователей. Для характеристики императора Николая I и его времени можно использовать воспоминания Дмитрия Алексеевича Милютина, отмечавшего, «с какой добросовестностью относился он к делам, каким чувством долга, какою горячею любовью к России и желанием ей блага был он проникнут... Он был крутого нрава, очень вспыльчив и в порывах гнева не сдержан. Поэтому он внушал страх самым приближенным лицам; его боялись даже члены семейства. Но порывы его выкупались рыцарским великодушием, прямотою, высоким благородством... Император Николай был богато одарен природой: при своей внушительной наружности он отличался быстротой соображения и замечательным даром слова. Превосходно владея многими языками, он был в полном смысле слова оратором... Слово его всегда производило впечатление».

В то же время Д.Милютин отмечал: «...Я, как большая часть современного молодого поколения, не сочувствовал тогдашнему режиму, в основании которого лежали административный произвол, полицейский гнет, строгий формализм. В большей части государственных мер... преобладала полицейская точка зрения, то есть забота об охранении порядка и дисциплины. Отсюда проистекали и подавление личности, и крайнее стеснение свобод во всех проявлениях жизни, в науке, искусстве, слове, печати. Даже в деле военном, которым Император занимался с таким страстным увлечением, преобладала та же забота о порядке и дисциплине; гонялись не за существенным благоустройством войска, не за приспособлением его к боевому назначению, а за внешнею только стройностию, за блестящим видом на парадах...».

Стремление императора сосредоточить в своих руках все нити управления страной привело к росту влияния собственной Его Императорского Величества канцелярии. Отделения императорской канцелярии представляли собой самостоятельные государственные органы, ответственные только перед императором. I отделение готовило бумаги для доклада императору и контролировало исполнение его распоряжений, II отделение занималось упорядочением законодательства, III отделение - ведало политическим сыском. Позже появились IV отделение, ведавшее благотворительными учреждениями и учебными заведениями, затем другие отделения. Понизилось значение Государственного Совета, Сената. Выросла роль Собственной его императорского величества канцелярии. Увеличилась армия чиновников. Если в начале XIX в. их насчитывалось 16 тыс., то к середине - более 80 тыс. До крайности в николаевскую эпоху дошла военизация государственного аппарата. В конце царствования во главе 41 губернии из 53 стояли военные.

В XIX веке коррупция была делом обыкновенным и широко распространенным. И до Николая чиновничество брало взятки, но более умеренно и чаще натурой: мукой, маслом, вареньем, сеном и овсом. В николаевской России взятки стали брать деньгами, причем суммы сильно возросли, и брать, и давать взятки привыкли, перестали стыдиться. Сколько же давали (брали)? Вот данные по ряду чиновников Пермской губернии: их зарплаты и взятки, которые иногда называли «пособиями для чиновников», в рублях николаевского времени:

Зарплату чиновника и сумму взятки можно пересчитать на современные деньги, если иметь в виду, что один старый рубль равнялся приблизительно 200 современным рублям.

Описывая николаевскую Москву, Н.Давыдов отмечал, что «все население покорно и безропотно подчинялось постановлениям, обычаям и распоряжениям, ...преступить которые казалось чуть ли не смертным грехом... Никто не дерзал курить на улицах, чиновники не смели отпустить бороду и усы, студенты не решались, хотя оно было очень заманчиво, носить длинные волосы, блины можно есть исключительно на масленице и в положенные для этого дни, посты строго соблюдались во всех классах населения».

1. Согласились бы вы с характеристикой времени Николая I как апогея самодержавия?

2. Согласились бы вы с характеристикой времени Александра II как времени «высвобождения общества от пут традиционализма»?

3. Найдите фактические подтверждения следующим высказываниям:

«Если есть в России европеец, то это наше правительство».

«Россия - страна этикеток. Названия такие же, как в Европе, а суть совершенно иная»

Маркиз де Кюстин

«В России перепутали цивилизацию с «Табелью о рангах».

«Несовершенство законов российских искупается только дурным их исполнением».

М.Салтыков-Щедрин

Крестьянский вопрос при правительстве Николая I

В эпоху Николая I господствовало мнение, что надо проводить не капитальный, а косметический ремонт государства. Но даже при условии отката реформ, «замораживания» общества крестьянский вопрос оказался столь болезненным, что его решение не снималось с повестки дня. Создавались секретные комитеты, целью которых было решение крестьянского вопроса. Царь оказался «зажатым» между двумя доводами: с одной стороны, он понимал, что крепостное право - это «пороховой погреб под государством», с другой он боялся подорвать «основы», вызвать социальные потрясения. Самой крупной фигурой дворянских реформаторов этого времени стал П.Киселев, с одной стороны, доверенное лицо Николая I, а с другой - человек, имевший либеральные взгляды по коренным вопросам российской действительности. В 1834 г. Николай I сделал Киселева «начальником штаба по крестьянской части». Реформа, им предложенная, предполагала изменения в положении двух категорий крестьянства: 1. казенных, т.е. зависимых от крепостнического государства, и 2. помещичьих. Причем начать предполагалось с первых, сделав из них показательную школу для помещиков-крепостников. На втором этапе предполагалось отнять у помещиков право определять размеры крестьянского земельного участка, повинности и тем самым приблизить положение помещичьих крестьян к государственным. Все это означало постепенный процесс отмены крепостного права. В 1837-1841 гг. Киселев провел реформу, превратившую государственных крестьян в свободных землевладельцев. Однако на этом дело кончилось, начавшаяся в Европе революция 1848-1849 гг. еще более убедила царя в невозможности отмены крепостного права в общероссийском масштабе.

Почему в николаевское время, время отката от реформ, правительство оказалось неспособным притормозить процесс решения крестьянского вопроса и реформа Киселева, не решив полностью, все же продолжила процесс постепенного решения проблемы?

Обобщение и подведение итогов

Николай I не доверял обществу и опирался на армию и чиновничество. Николаевское время - время усиления бюрократизации и централизации государства, удушения свободы и самодеятельности населения.

Елена ЗАХАРОВА, кандидат исторических наук

1-вариант.

А.Возвращение Наполеона к власти.

В.»Ворфоломеевская ночь»

А.Пруссия, Австрия, Россия.

Б.Италия, Франция, Германия.

В.Польша, Бессарабия,Венгрия.

3.Просветители 17-18 веков.

А.Джон Локк

Б.Шарль Перо

Г.Шарль Монтескье.

А.Они превратили теоретические основы либерализма в политическую силу.

Б.просвещали людей.

Проверочный тест «Реакция и освободительное движение» 8 класс.п.4

2-вариант

.

Б.Франция.

В.Австрия.

2.Реакция-

А.политические силы, противодействующие демократическим переменам в государстве.

Б.художественный стиль

3.Просветители 17-18 веков.

А. Джон Локк Б.Шарль Перо В.Кант Г.Шарль Монтескье. Д.Пушкин.

4. Священный союз

А.сентябрь 1815 г. Б июнь 1879 в.1806 г.

6.Легитимизм определение.

А.Выступали за признание их права на самоопределение.

Б.Против идеи национальной независимости.

Проверочный тест «Реакция и освободительное движение» 8 класс.п.4

1-вариант.

1.Причины усиления реакции в Европе после 1815 г.

А.Возвращение Наполеона к власти.

Б.Победа Наполеона в Отечественной войне 1812 г.

В.»Ворфоломеевская ночь»

2.Главным оплотом реакции являлись

А.Пруссия, Австрия, Россия.

Б.Италия, Франция, Германия.

В.Польша, Бессарабия,Венгрия.

3.Просветители 17-18 веков.

А.Джон Локк

Б.Шарль Перо

В.Кант

Г.Шарль Монтескье .

4.Чем по своим взглядам отличались просветители 19 века

А.Они превратили теоретические основы либерализма в политическую силу.

Б.просвещали людей.

5. Перечислите основные идеи либерализма………………

6. Приведите примеры национальных государств. …………

7 Как либералы могли бы относиться к идее национальной независимости

Б.Против идеи национальной независимости.

8.Имущественный ценз- дать определение

Проверочный тест «Реакция и освободительное движение» 8 класс.п.4

2-вариант

1.Приведите примеры многонациональных государств.

А.Россия

Б.Франция.

В.Австрия.

2.Реакция-

А.политические силы, противодействующие демократическим переменам в государстве .

Б.художественный стиль

В.движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.

3.Просветители 17-18 веков.

А. Джон Локк Б.Шарль Перо В.Кант Г.Шарль Монтескье . Д.Пушкин.

4. Священный союз

А.сентябрь 1815 г. Б июнь 1879 в.1806 г.

5. Сформулируйте различия понятий «нация» и «национальность».

6.Легитимизм определение.

7.Перечислите спорные вопросы на Венском конгрессе.

8 Как либералы могли бы относиться к идее национальной независимости

А.Выступали за признание их права на самоопределение.

Б.Против идеи национальной независимости.

Священный союз и разгул реакции в Европе

Решения Венского конгресса способствовали усилению дворянско-монархической реакции в Европе. «...После 1815 г., - писал Энгельс, - во всех странах антиреволюционная партия держала в своих руках бразды правления.

Феодальные аристократы правили во всех кабинетах от Лондона до Неаполя, от Лиссабона до С.-Петербурга».( Ф. Энгельс, Положение в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, стр. 573-574. )

Для усиления борьбы с революционными и национально-освободительными движениями реакционные правительства европейских государств заключили между собой так называемый Священный союз.

Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло.

В 1818 г. на конгрессе в Ахене четыре державы - Россия, Пруссия, Австрия и Англия возобновили союзный договор, направленный против всяких перемен во Франции, «угрожающих спокойствию и безопасности ее соседей». Конгрессы Священного союза в 1820 г. в Троппау (Опава), в 1821 г. в Лайбахе (Любляна) и в 1822 г. в Вероне обсуждали меры борьбы против поднимавшихся революционных движений в различных странах Европы.

Одним из важнейших орудии реакции в Европе являлось католическое духовенство во главе с Ватиканом. Слуги Ватикана захватывали в различных странах в свои руки народное образование, вмешивались во все сферы общественной и частной жизни, шпионили, интриговали, разжигали религиозный фанатизм. Ватикан возглавлял поход против передовых «вольнодумных» идей.

Мировоззрению буржуазных просветителей XVIII в., материалистической философии, гуманистическим и демократическим принципам Французской революции дворянско-клерикальная реакция стремилась противопоставить свою идеологию. Прославление религии и церкви, возвеличение абсолютистского государства и сословного неравенства, нападки на науку, огульное отрицание всего нового, передового, идеализация средневекового рыцарства и монашества - таковы были главные черты этой реакционной идеологии.

Озлобленный враг революции граф Жозеф де Местр, считавший человека прирожденным рабом, восхвалял инквизицию, провозглашал палача опорой общества, осуждал науку, предлагал восстановить ничем не ограниченную светскую власть римского папы и воспретить распространение знаний в народе. Другой идеолог реакции Луи-Габриэль Бональд проповедовал в своих сочинениях необходимость восстановления сильной церковной власти и сословного строя общества; он утверждал, что главное зло заключается в личной свободе. Реакционный швейцарский публицист Людвиг Галлер обосновывал абсолютную власть монарха божественным происхождением и призывал беспрекословно ей подчиняться.

«Классификация реакций» - Реакция горения кальция на воздухе: 4. По агрегатному состоянию реагирующих веществ (фазовому составу): Эндотермические реакции – реакции, протекающие с поглощением энергии во внешнюю среду. Окислительно-восстановительная реакция: горение магния. Оглавление. Взаимодействие сульфата хрома(III) с гидроксидом калия:

«Химические реакции практическая работа» - Ложка для сжигания. Наблюдали признаки химических реакций. Выделение газа. 1) При разложении KMnO4 выделяется O2. Получение и свойства кислорода. Тигельные щипцы. O2 – Газ, без цвета, запаха, тяжелее воздуха. 1)CO2 –газ, не поддерживает горение. Цель работы. 2AI+6HCI=2AICI3+3H2 Замещение. 2) О химическом явлении можно судить по признакам реакции.

«Скорость реакции» - Гомогенные системы: Газ + газ Жидкость + жидкость. Почему не все столкновения между частицами приводят к осуществлению реакций? Определите тип реагирующих систем. Площадь соприкосновения реагирующих веществ. Катализ – изменение скорости реакции под действием катализаторов. Факторы, влияющие на скорость.

«Типы химических реакций» - При разрыве химических связей в реагентах выделяется энергия, которая, в основном, идет на образование новых химических связей. Реакция, протекающая между простыми и сложными веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе, называется реакцией замещения.

«Физика Термоядерные реакции» - Что такое термоядерная реакция? ТОКАМАК (тороидальная магнитная камера с током). Проблема: трудно удержать плазму. Презентация по физике на тему: Управляемая термоядерная реакция - энергетически выгодная реакция. Подробно о реакции. Самоподдерживающиеся термоядерные реакции происходят в звездах. Термоядерная реакция.

«Ядерные реакции» - Ядерные реакции. Термоядерные реакции. Уран встречается в природе в виде двух изотопов: (99,3 %) и (0,7 %). Схема развития цепной ядерной реакции. Ядерный реактор. Предельно допустимая за год доза для человека равна 0,05 Гр. Для каждого изотопа приведен период полураспада. Презентация по физике: «Ядерные реакции и реагенты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!